Меню

Энкаустическая икона иисуса христа

Первые христианские иконы. Энкаустическая иконопись

Самые ранние моленные иконы, дошедшие до наших дней, относятся к периоду не ранее VI века. Они изготовлялись в технике энкаустики (греч. ἐγκαυστική – выжигание), когда краска замешивалась на разогретом воске. Нужно отметить, что все краски состоят из красочного порошка (пигмента) и связующего материала – масла, яичной эмульсии либо, как в данном случае, воска.

Энкаустика была самой распространенной живописной техникой античного мира. Именно из античной эллинистической культуры эта живопись пришла в христианство.

Для энкаустических икон характерен определенный «реализм» в трактовке образа. Стремление к документальному отражению реальности. Это не просто культовый предмет, это, своего рода, «фотография» – живое свидетельство реального существования Христа, Богородицы, святых и ангелов. Ведь оправданием и смыслом иконы святые отцы считали сам факт истинного вочеловечивания Христа. Невидимый Бог, не имеющий образа, изображен быть не может.

Но если Христос был действительно воплощен, если Его плоть была реальна, значит она была изобразима. Как позднее писал прп. Иоанн Дамаскин: «В древности Бог, бестелесный и не имеющий вида, никогда не изображался. Теперь же, когда Бог явился во плоти и жил среди людей, мы изображаем видимого Бога». Именно этим свидетельством, своего рода «документалистикой», пронизаны первые иконы. Если Евангелие, в буквальном смысле, благая весть – своего рода репортаж о воплотившемся Господе, распятом за наши грехи, то икона – иллюстрация этого репортажа. Здесь нет ничего удивительного, ведь само слово икона – εἰκών – означает «образ, изображение, портрет».

Но икона передает не только и не столько телесный облик изображаемого. Как пишет тот же прп. Иоанн: «Всякий образ — есть обнаружение и показание скрытого». И на первых иконах, несмотря на «реализм», на иллюзорную передачу света и объема, мы видим также знаки мира невидимого. Прежде всего, это нимб – окружающий голову световой диск, символизирующий благодать и сияние Божества (свт. Симеон Солунский). Точно так же на иконах изображаются и символические образы бестелесных духов – ангелов.

Самой известной энкаустической иконой сейчас, наверное, можно назвать образ Христа Вседержителя, хранящийся в монастыре святой Екатерины на Синае (стоит отметить, что коллекция икон Синайского монастыря совершенно уникальна, там сохранились древнейшие иконы, поскольку монастырь, находясь с VII века вне Византийской империи, не пострадал от иконоборчества).

Синайский Христос написан в свободной живописной манере, присущей эллинистическому портрету. Для эллинизма характерна и определенная асимметрия лика, которая уже в наше время вызвала много споров и подвигла некоторых на поиск скрытых смыслов. Эта икона, скорее всего, была написана в одной из мастерских Константинополя, о чем свидетельствует высокий уровень ее исполнения.

К этому же кругу, скорее всего, относятся также иконы апостола Петра и Богоматери на троне, в сопровождении святых и ангелов.

Богородица изображена как Царица Небесная, восседающая на троне, в сопровождении святых, облаченных в придворные одеяния, и ангелов. Интересно продемонстрированы одновременно царственность и смирение Марии: на первый взгляд она облачена в простой темный хитон и мафорий, но его темно-фиолетовый цвет говорит нам, что это – пурпур, а пурпурные одеяния в византийской традиции могли носить только Император и Императрица.

Читайте также:  Икона моисей мурин от пьянства

Подобный образ, но писаный позднее в Риме, представляет Богоматерь – уже без всяких намеков – в полном императорском облачении и венце.

Икона имеет парадный характер. Она следует стилю церемониальных императорских изображений. При этом лики изображенных персонажей наполнены мягкостью и лиричностью.

Изображение святых в придворных одеждах должно было символизировать их славу в Царстве Небесном, а для передачи этой высоты византийские мастера прибегали к привычным, понятным для своего времени формам. В таком же стиле исполнен образ святых Сергия и Вакха, ныне хранящийся в Киеве в музее искусств имени Богдана и Варвары Ханенко.

Но, помимо утонченного искусства культурных центров Империи, ранняя иконопись представлена и более аскетичным стилем, который отличается большей резкостью, нарушением пропорций изображенных персонажей, подчеркнутым размером голов, глаз, рук.

Такие иконы характерны для монашеской среды Востока Империи — Египта, Палестины и Сирии. Суровая, резкая выразительность этих образов объясняется не только уровнем провинциальных мастеров, несомненно отличным от столичного, но и местными этническими традициями и общей аскетической направленностью данного стиля.

Без всякого сомнения, можно убедиться, что еще задолго до иконоборческой эпохи и VII Вселенского Собора, осудившего иконоборчество, существовала богатая и разнообразная традиция иконной живописи. И энкаустическая икона – только часть этой традиции.

Источник статьи: http://pravoslavie.ru/92730.html

Икона Спас Синайский

Образ «Синайский Спас на престоле» — икона, которая является прототипом старейшей православной иконы – Господь Пантократор. Икона из храма двенадцати апостолов написана в крайне редкой и наиболее сложной технике «энкаустика» краски нанесены на восковую грунтовку с помощью нагретых медных палочек – ее будто впаивают внутрь. Таким образом, картина становится более живой и объемной за счет рельефа. Кроме того, благодаря энкаустичной технике краски никогда не тускнеют – они остаются яркими вечно.

Икона «Господь Пантократор из Синайского Монастыря» — старейшая святыня из середины 6 века, которой было суждено дойти до наших дней. Оригинал был создан в Константинополе. Император Юстиниан подарил его монастырю Санта-Катарина, расположенном на Синайском полуострове.

Значение иконы о Христе Пантократоре

Пантократор, в переводе – Вседержатель, принесший себя в жертву ради отпущения людских грехов и их прощения.

Господь на престоле – икона с чудодейственной силой Христа Пантократора – она защищает семьи от болезней и несчастий, лечит верующих, страдающих даже неизлечимыми болезнями. Православные верят, что лик Иисуса Христа способен излечить любое душевное или физическое заболевание, если у молящегося чистое и искренне сердце, а помыслы – самые добрые.

Самый старый образ Христа, имеющий чудодейственную силу – помогает православным верующим и спасает от болезней

Лик Иисуса Христа можно встретить в любом христианском храме. Священники даже считают, что икона Спас на троне должна быть в каждом доме.

Наиболее популярные и значимые иконы расположены в следующих Божьих домах:

  • Храм Святой Софии, Нижний Новгород
  • Храм Спаса на Крови, Санкт-Петербург
  • Храм Рождества Иоанна Предтечи, Москва.

Но первым и старейшим экземпляром иконы Господа Пантократора из Синайского монастыря считается икона, расположенная в монастыре Святой Екатерины в Египте. Именно она послужила началом этого стиля иконографии.

Читайте также:  Икона со святыми их много

Одежда, покрывающая Святого присуща древним грекам – это свободная рубашка и угловая накидка поверх нее. Библия – священное писание – располагается в его левой руке, а символ благословения в виде сложенных пальцев – на правой.

Единство материального и духовного – именно такой смысл заключен в трех видах икон о чудотворном образе Иисуса – изображение Спасителя во весь рост, по пояс или сидящем на царском троне.

Святой образ содержит в себе сразу два лика Иисуса Христа – человек и божество. Именно эта особенность видна в отражении Святого: свет, исходящий от правой части лица говорит о его Божественном происхождении; на левой же части мы видим тень, направленный вниз взгляд и страдающую человеческую сущность Иисуса.

Молитва перед иконой Иисуса Христа

«Отче наш» — именно эту молитву читают чаще всего. Но существует иная молитва, с которой обращаются верующие христиане:

О, Милосердный и Могущественный Царь Небес, Сын Господень Иисус Христос! Ты жизнью Своей пожертвовал, спасая род человеческий от мук и страданий. Спасибо, Спаситель наш, что не оставил в минуты тяжкие. Молитвы наши услышь, ибо к Тебе слова наши возносим! Не оставь нас в горести и бедах, избавь от злости и корысти, придай нам воли и стойкости. Исцели от недугов душевных и телесных. Наставь на путь истинный, отпусти нам грехи наши и подари Свое благословение. Перед Твоей святейшей иконой молимся, лишь Ты опора наша и защита! Оберегай детей наших и дома наши от врагов и невзгод! Будь рядом и не покидай нас до конца дней наших. Каемся мы и просим прощения у Тебя, Сын Божий, и у Господа, Отца Твоего, за все греховные поступки и помыслы наши. Избавь нас от страданий и стань покровителем нашим земным! Образ Твой мы почитать и прославлять не перестанем! Да восхвалим мы имя Твое, Сын Господа, Иисус Христос! Да будет на все воля Твоя. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Во веки веков. Аминь

Христиане просят Святого об обереге от злобы, бессердечия и подлости. Также православные благодарят своего Спасителя, дабы обрести Его благословение в своих новых начинаниях.

Верующие обращаются к Божьим святым с надеждой на чудо и спасение, но обратившись к Иисусу Христу, которому сопутствуют Вера, Сила и Любовь – получат исцеление мгновенно.

Празднование

Божья обитель не считает, что икона «Иисус на троне», требует определенного дня для ее празднования. Ведь для христиан Иисус – это и есть воплощение Счастья, Благоденствия и Праздника.

Источник статьи: http://omolitvah.ru/ikony/ikona-spas-sinayskiy/

Христос Пантократор

  • Очерки истории искусства 1987: VI в.
  • Βοκοτοπουλος 1995: Первая половина VI в.
  • Bayet 2009: VI в.
  • К истокам 2009: VI в.

Христос Пантократор

Константинопольский мастер, VI век.
Синай, монастырь Св. Екатерины.
Энкаустика, доска; 84 × 45,5 см.

«Христос Пантократор» — это самая известная икона доиконоборческого периода среди образов, хранящихся в монастыре Св. Екатерины на Синае. Христос, лик Которого обрамлен длинными волосами и бородой и окружен нимбом с крестом, облачен в тунику и пурпурный плащ: фигура помещена в нишу, только частично видимую на фоне голубого неба. Десница Спасителя сложена в жесте благословения. В левой руке — Евангелие в драгоценном, украшенном золотом и каменьями окладе.

Читайте также:  Адописная икона как отличить

Фигуру Христа отличает величественность и в то же время естественность. Гармонично сочетаются между собой иератизм позы, устремленность взгляда с одной стороны, и тонкая асимметрия в чертах лица и в композиции — с другой. Не на одном уровне находятся глаза, брови имеют разную форму, волосы разделены пробором не по центру и ниспадают лишь на правое плечо, усы — разной длины.

Эти особенности, как и естественность моделировки и жестов образа в целом, подчеркивают человеческую природу Христа, сочетающуюся с иератичностью композиции. Перед нами образ Христа, подчеркивающий в Нем одновременно божественность и человечность. В этом художник следовал основным требованиям византийской Церкви, преодолевавшей в те годы острые споры по вопросу о богочеловеческой природе Христа; ведь в этот период монофизиты, настаивавшие на преобладающей божественной природе Христа, получали все больше поддержки в обширных областях империи.

Исследователи сходятся во мнении, что такая иконография возникла в кругах, близких к императорскому двору. Это подтверждает серебрянный крест, пожертвованный Юстином II (565–578) в сокровищницу собора Св. Петра в Риме; чуть позже при Юстиниане II (585–595) стали чеканить образ Христа на лицевой стороне монет, возможно, следуя монументальной мозаике, помещенной над бронзовыми вратами Императорского дворца в Константинополе, уничтоженной иконоборцами в 726 году. Собственно и монастырь Св. Екатерины был основан Юстинианом, поэтому, несмотря на отсутствие точных свидетельств, целесообразно предположить, что икона была послана самим императором вместе с другими вкладами.

Высочайшее качество исполнения и иконография, принятая при дворе, говорят исключительно в пользу столичного происхождения образа.

  • Очерки истории искусства 1987. [3417] Очерки истории искусства. — М.: Советский художник, 1987. — Илл. 322.
  • Βοκοτοπουλος 1995. [1765] Βοκοτόπουλος Π. Λ. Βυζαντινές Εικόνες. — Αθήνα: Εκδοτική Αθηνών, 1995. — Σ. 191, εικ. 1-2.
  • Попова 2000. [9386] Попова О. С. Образ Христа в византийском искусстве // София Премудрость Божия. Выставка русской иконописи XIII–XIX веков из собраний музеев России: [Каталог]. — М.: Радуница, 2000. — Илл. 7.
  • Жизнь Христа 2001. [2] Жизнь Христа в произведениях живописи. — М.: Галарт : Аст-Пресс, 2001. — Стр. 14.
  • Holy Image 2006. [736] Holy image, hallowed ground: icons from Sinai. — Los Angeles: Getty Publications, 2006. — Pp. 51-52, fig. 50.
  • Bayet 2009. [2427] Bayet Ch. Byzantine Art. — New York : Parkstone Press International, 2009. — Ill. p. 40.
  • К истокам 2009. [5247] К истокам: Раннехристианские иконы: [Книга-календарь на 2010 год]. — Минск : Междунар. обществ. объединение «Христианский образовательный центр им. свв. Мефодия и Кирилла»; Milano : La Casa di Matriona, 2009. — Табл. IV, стр. 8.
  • Eastmond 2013. [7526] Eastmond A. The glory of Byzantium and early Christendom. — London: Phaidon Press Limited, 2013. — P. 85, cat. 083.
  • Попова 2013. [5949] Попова О. С. Пути византийского искусства = Paths of Byzantine Art. — М.: Гамма-пресс, 2013. — Илл. 135.

Источник статьи: http://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=ru&mst_id=156