Меню

Эрмитаж зал русские иконы

Шедевры иконописи. В Эрмитаже открылась постоянная экспозиция древнерусского искусства

Представленную коллекцию начали формировать в 1940-х годах.

Самое молодое собрание главного музея страны. В Эрмитаже появилась выставка, главными экспонатами которой стали настоящие шедевры русской иконописи. В разные годы они были перевезены в Петербург из храмов Ленинградской, Новгородской, Архангельской, Мурманской и Ярославской областей.

Корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Татьяна Баженова увидела экспозицию накануне ее официального открытия.

«Богоявление», «Благовещение», «Страшный суд», «Рождество Христово» — иконы с каноническими христианскими сюжетами теперь объединены в трех залах Эрмитажа. Историческое событие: музей открывает постоянную экспозицию древнерусской иконописи. Это шедевры XIV — начала XVIII века.

МИХАИЛ ПИОТРОВСКИЙ, директор Государственного Эрмитажа:

Несмотря на возраст отдельных экспонатов, эта коллекция — одна из самых «молодых» в Эрмитаже. Формировать ее начали после открытия Отдела истории русской культуры — в 1941-м.

Когда государство отвергло религию и христианское искусство, спасать исчезающую красоту принялись музейщики. Сотни экспонатов собраны сотрудниками Эрмитажа в 50-70-е годы в ходе экспедиций по Северо-Западу.

ОЛЬГА МАЛЬЦЕВА, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа:

Восстановление одной иконы, порой, занимало годы. То, что каждую из них удалось вывезти и спасти, называют чудом. Ведь многих мест, где произведения хранились, уже просто нет.

АННА ИВАННИКОВА, куратор выставки, научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа:

У каждого экспоната — своя, нередко сложная судьба. Эти Царские врата XVIII века были частью убранства Успенского собора Симонова монастыря в Москве. В 1930 году его взорвали.

А этот выносной двусторонний крест изготовлен в Новгороде в XV веке. Музейщики нашли его в Архангельской области — крест был разломан на две части, которые хранились в разных храмах.

На экспозицию попали 83 шедевра древнерусского искусства. Увидеть их посетители Эрмитажа смогут с 7 марта.

Подписывайтесь на нас в «Яндекс.Новостях», Instagram и «ВКонтакте».

Читайте нас в «Яндекс.Дзене».

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»

Источник статьи: http://topspb.tv/news/2020/03/6/shedevry-ikonopisi-v-ermitazhe-otkrylas-postoyannaya-ekspoziciya-drevnerusskogo-iskusstva/

Древнерусский ковчег: что посмотреть в зале икон Эрмитажа

Резкие и наивные образы древнего анонима — и «реализм» кисти великого Симона Ушакова. Страшный суд, напоминающий Босха — и предвосхищение цветомузыки XX века. В Зимнем дворце впервые за всю историю Эрмитажа открылась постоянная экспозиция русской иконописи. В нескольких маленьких залах разместились артефакты, которые пережили революции, войны, блокаду, застали осквернение и запустение храмов в эпоху воинствующего атеизма. Это направление искусства не назовешь профильным для Эрмитажа, однако у экспозиции есть свое интересное лицо. Вернее, лик.

Формирование древнерусской коллекции Эрмитажа восходит к 1941 году, когда был открыт отдел истории русской культуры. Однако сложилось это собрание уже после войны, в 1950–1970-е годы: главным образом благодаря экспедициям с участием специалистов музея. Они ездили по запустелым храмам, часовням и погостам, спасая старинные иконы, на месте оказывая им «первую помощь». Увы, иногда не успевали опередить «черных коллекционеров» или охотников за древностями.

Экспедиции проходили в Новгороде и Пскове, в Архангельской и, разумеется, Ленинградской областях. «Из села такого-то района такого-то такой-то области»: на этикетках указано точное происхождение иконы, если это известно. Географическая ориентация выездов, которые организовывались по ленинградскому направлению, и объясняет особенность этой коллекции: здесь хорошо представлены иконописные школы северо-запада России, знаменитое «северное письмо», но мало Москвы и южных областей.

— Русский отдел Эрмитажа — самый молодой, и, конечно, мы не можем соперничать с иконописными коллекциями Русского музея, Третьяковской галереи, я уже не говорю про Исторический музей, — пояснила «Известиям» научный сотрудник Эрмитажа и один из кураторов экспозиции Анна Иванникова. — Там количество древних икон исчисляются тысячами, у нас их чуть более 200, а выставили мы примерно треть того, что есть в наших фондах. И хотя в сравнении с другими наше собрание может показаться скромным, у нас есть уникальные экспонаты, которых нет там. Экспозиция — своего рода гимн северной и новгородской культуре.

Читайте также:  Тропарь семистрельная икона божьей матери

Пополнялось собрание в том числе за счет дарения и приобретения у частных лиц. Провенанс икон заслуживает отдельного разговора, среди бывших владельцев и легендарный коллекционер Федор Плюшкин, и известный актер Владимир Гардин, и собиратель древностей Федор Каликин. Последнему принадлежала икона «Неделя», точнее, это было восемь икон, изображающих праздники и написанных на одной доске. Эвакуируясь из Ленинграда в 1942 году, Каликин не захотел оставлять любимый образ в блокадном городе. Взяв ножовку и топор, Каликин распилил доску и стесал тыловую часть каждой иконы — получились совсем тонкие дощечки, которые можно было компактно уложить. Так икона была вывезена по Ладожскому озеру, а после войны вернулась в Ленинград. Сейчас «Неделя» выставляется распиленной, но всё же как одна композиция.

Иконопись эффектно дополняют деревянная скульптура Николая Мирликийского и артефакты декоративно-прикладного искусства, в том числе Царские врата из Успенского собора московского Симонова монастыря, взорванного в 1930 году.

Проходя из зала в зал, можно проследить изменение иконописной манеры в зависимости от региона и столетия. От обаятельной примитивности изображения на ранних иконах, как на псковской «Богоявление» 1360-х (одна из самых ранних в эрмитажном собрании), до мастерски прорисованных ликов и фигур уже в «новое» время, при Романовых. От весны до осени русского Средневековья. И, заметив на киоте конца XVII века Христофора, святого с собачьей головой, думаешь о том, как живуче это Средневековье и как оно отзывается в сегодняшнем зрителе.

Нельзя пройти мимо «Илии Пророка в пустыне» XVI века: хотя о влиянии иконы на русский авангард сказано много, перед этим образом заново убеждаешься в справедливости такого утверждения. Настолько условно и с таким чувством цвета выписаны фигура пророка и особенно пейзаж, изображенный полосками двух цветов, красного и черного.

Завершается экспозиция потрясающей по силе воздействия поздней иконой «Иоанн Богослов в молчании». Евангелист задумчиво зрит в священную книгу, а за ним виден Святой Дух, будто сидящий на его плече. Состояние благословенного молчания выразил чернец Кирилло-Белозерского монастыря Нектарий Кулюксин, написавший этот образ «на помин своей души».

Эту эрмитажную экспозицию, которая готовилась десятилетия, хотели открыть еще в конце 1980-х, но тогда не сложилось. Зато сейчас она заняла свое место не только в Зимнем дворце — рядом с залами Древней Руси, где выставлены кольчуги и горшки, драгоценности и предметы быта, — но и на музейной карте Петербурга. Скажем, Русский музей обладает роскошным древнерусским собранием, но в Михайловском дворце такая экспозиция уложена тоже в четыре зала, и это лишь самая верхушка айсберга. Эрмитаж славится главным образом шедеврами европейской живописи и уникальным отделом Востока, но залы русской иконы, конечно же, необходимы музею, стремящемуся представить всю энциклопедию мирового искусства.

Источник статьи: http://iz.ru/985218/evgenii-avramenko/drevnerusskii-kovcheg-chto-posmotret-v-zale-ikon-ermitazha

Иконы XIII — XVII вв.

Ценность небольшого собрания древнерусских икон неоспорима. Коллекция включает прекрасные образцы новгородской, псковской, московской живописи и «северных писем». В традициях монументальной живописи Великого Новгорода выполнена икона «Святой Никола» (XIV в.) В ряду наиболее значительных произведений собрания — две больших размеров иконы — «Страшный суд» и «Никола в житии», а также хрупкие двусторонние иконы-таблетки, привлекающие внимание прекрасным исполнением и редкой сохранностью. На одной из них, относящейся к концу XV — началу XVI столетия, изображены «Благовещение» и «Избранные святые».

Читайте также:  Рама для иконы казанская божья матерь

Интересны псковские иконы, в которых прослеживаются многие черты, подчеркивающие оригинальность псковской живописи. Такова икона «Богоявление» (начало XIV в.) Особое впечатление производит двусторонняя икона начала XIV века с изображением «Спаса» и «Богоматери».

Московскую школу представляют многочисленные иконы, в том числе из рядов иконостасов — деисусного, праздничного и пророческого, а также две голубофонные иконы XVI века «Рождество Христово» и «Преображение». Красивы две житийные иконы XVI столетия, которые изображают святых Николу и Георгия со сценами их житий, напоминающими изящные миниатюры.

Иконы «северных писем» отличаются местным своеобразием. Четыре самых ранних памятника — с изображением Христа, Апостола Петра, св. Николая и св. Ильи, — вывезенные с погоста Вазенцы, относятся к северным иконам Новгородской земли XIII-XIV вв. В коллекции много ярких декоративных произведений изобразительного искусства, созданных мастерами посадов, монастырей и деревенскими иконописцами. Выразителен образ, представленный на иконе «Иоанн Богослов в молчании» (1679) работы Нектария Кулюксина (мастерская Кирилло-Белозерского монастыря). Особенной привлекательностью отличаются иконы XVI-XVII вв. с изображениями «Чуда Георгия о змие» — излюбленного на севере сюжета, взятого из жизни святого.

Источник статьи: http://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/explore/collections/master/sub/1252187733/!ut/p/z0/04_Sj9CPykssy0xPLMnMz0vMAfIjo8zi_R0dzQyNnQ28LCw93AwcTVzdAh19jQOCQ8z0vfSj8CsAmmBU5Ovsm64fVZBYkqGbmZeWrx9haGRqZGhhbm5srF-QHRUJAKhBW5I!/

Иконы XIII — XVII вв.

Ценность небольшого собрания древнерусских икон неоспорима. Коллекция включает прекрасные образцы новгородской, псковской, московской живописи и «северных писем». В традициях монументальной живописи Великого Новгорода выполнена икона «Святой Никола» (XIV в.) В ряду наиболее значительных произведений собрания — две больших размеров иконы — «Страшный суд» и «Никола в житии», а также хрупкие двусторонние иконы-таблетки, привлекающие внимание прекрасным исполнением и редкой сохранностью. На одной из них, относящейся к концу XV — началу XVI столетия, изображены «Благовещение» и «Избранные святые».

Интересны псковские иконы, в которых прослеживаются многие черты, подчеркивающие оригинальность псковской живописи. Такова икона «Богоявление» (начало XIV в.) Особое впечатление производит двусторонняя икона начала XIV века с изображением «Спаса» и «Богоматери».

Московскую школу представляют многочисленные иконы, в том числе из рядов иконостасов — деисусного, праздничного и пророческого, а также две голубофонные иконы XVI века «Рождество Христово» и «Преображение». Красивы две житийные иконы XVI столетия, которые изображают святых Николу и Георгия со сценами их житий, напоминающими изящные миниатюры.

Иконы «северных писем» отличаются местным своеобразием. Четыре самых ранних памятника — с изображением Христа, Апостола Петра, св. Николая и св. Ильи, — вывезенные с погоста Вазенцы, относятся к северным иконам Новгородской земли XIII-XIV вв. В коллекции много ярких декоративных произведений изобразительного искусства, созданных мастерами посадов, монастырей и деревенскими иконописцами. Выразителен образ, представленный на иконе «Иоанн Богослов в молчании» (1679) работы Нектария Кулюксина (мастерская Кирилло-Белозерского монастыря). Особенной привлекательностью отличаются иконы XVI-XVII вв. с изображениями «Чуда Георгия о змие» — излюбленного на севере сюжета, взятого из жизни святого.

Источник статьи: http://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/explore/collections/master/sub/1252187733/?lng=ru

Постоянная экспозиция икон открылась в Эрмитаже

6 марта 2020 года в Государственном Эрмитаже состоялось открытие постоянной экспозиции древнерусской иконописи XIV — начала XVIII века. В экспозицию вошло более восьмидесяти икон.

Читайте также:  Софийский собор в новгороде икона божией матери знамение

Начало формирования собрания древнерусского искусства Эрмитажа было связано с открытием в 1941 году отдела истории русской культуры. Это одна из самых «молодых» коллекций музея. Ее основу составили материалы Историко-бытового отдела Музея этнографии народов СССР и музейного Обменного фонда, а также поступления из собрания Михаила и Владимира Успенских.

Экскурсию для журналистов провела Анна Иванникова, одна из кураторов экспозиции. Она рассказала, что большинство экспонатов поступили в Эрмитаж в 1950-1970-е годы, когда активно организовывались экспедиции в Ленинградскую, Новгородскую, Архангельскую, Мурманскую и Ярославскую области. Это в прямом смысле спасенные иконы: в основном они найдены в недействующих деревянных храмах и часовнях, вывезены и отреставрированы. Сами эти храмы и часовни в большинстве своем до наших дней не сохранились: некоторые сгорели, некоторые просто обрушились.

Не всегда удается определить, из какого храма экспонат попал в Эрмитаж: в период активной борьбы государства с Церковью храмы закрывались, и их имущество в буквальном смысле разграблялось, а потом без всякого учета передавалось в различные музеи.

Выставка посвящена 100-летию со дня рождения сотрудницы Эрмитажа А.С. Косцовой (1920-2006). Она была хранителем Фонда икон, руководила многочисленными экспедициями по сбору памятников, подготовила первый план этой большой постоянной экспозиции.

Одна из жемчужин эрмитажного собрания — новгородская икона святителя Николая Мирликийского начала XV века. Целый ряд экспонатов отличается редкостью иконографического решения. Например, самый ранний из известных на Руси комплектов миней, созданный новгородскими мастерами во второй четверти XV столетия. Некоторые экспонаты демонстрируют оригинальность стиля иконописцев древнего Пскова и Москвы. В частности, образ «Богоявление», исполненный в экспрессивной манере, характерной для псковского искусства середины — третьей четверти XIV века, а также пядничная икона «Рождество Иоанна Предтечи».

На выставке представлены не только иконы, но и оклады, кресты, элементы архитектуры православного храма. Среди экспонатов — золоченые Царские врата начала 1680-х годов из московского Симонова монастыря. Украшенные сквозной объемной резьбой створы врат являются ярким образцом так называемой флемской рези.

Предметы на экспозиции выставлены в витринах нового поколения. Иконы несколько десятилетий находились при низкотемпературном хранении с постоянным высоким уровнем влажности. Так как они чувствительны к любым, даже минимальным, изменениям климатических условий, была применена технология двухступенчатой стабилизации влажности и глубокой молекулярной очистки воздуха. Эрмитажные климатологи впервые в таком объеме осуществляют мониторинг за состоянием климата в витринах с помощью автоматической системы контроля через Wi-Fi, что позволяет круглосуточно наблюдать за изменением влажности в витринах. Подобные технологии в России никогда прежде не применялись в масштабах целой экспозиции.

Кураторы: О.Н. Мальцева, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, хранитель фонда русской иконы, рукописных и старопечатных книг; А.П. Иванникова, научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, хранитель коллекции поздней русской иконописи.

«Мы открываем постоянную экспозицию русской иконописи, которая формировалась долгие годы. Многие не знают, что в Эрмитаже вообще есть русские иконы, — сказал на торжественной церемонии открытия выставки директор музея Михаил Пиотровский. — Эрмитаж — место памяти и очень важно, что такая экспозиция появилась. Сегодня созданы абсолютно идеальные условия показа: все витрины выполнены по последнему слову техники. Наша коллекция — символ открытости Эрмитажа. Каждый входящий будет с восторгом смотреть на святого Николая Мирликийского, будет проходить через залы, где расположена эта замечательная коллекция».

Источник статьи: http://rybeparhia.ru/news/postoyannaya-ekspozitsiya-ikon-otkrylas-v-ermitazhe.html