Меню

Эскиз иконы георгия победоносца

Икона Георгия Победоносца

Священный образ Георгия Победоносца издавна почитается христианами всего мира. Этого великомученика в первую очередь считают заступником людей, защищающих свою Родину, а также имеющих отношение к земледелию. Божественный лик святого встречается не только на религиозных картинах, но и на флагах некоторых городов, на гербах, коллекционных монетах. Дни памяти Георгия Победоносца имеют место несколько раз в году. Эти даты установлены Церковью на 6 мая, 16 ноября, 9 декабря (по старому стилю – на 23 апреля, 2 ноября, 26 ноября).

Кем являлся Георгий Победоносец

История этого святого достаточно трагична. Существует несколько вариантов жития Георгия Победоносца. Основная версия говорит о том, что великомученик появился на свет в III столетии в палестинском городе Лидде. Его родителями были воин по имени Геронтий и Полихрония, происходившая из богатой семьи. В 20 лет Георгий стал обладателем большого наследства, однако предпочел раздать его нуждающимся людям. Во времена гонений на последователей Иисуса Христа он находился в Никомидии, где уверенно заявлял о своей приверженности христианству. По приказу императора Георгий был арестован, заключен в тюрьму и подвержен многочисленным пыткам.

Период пребывания святого в заточении ознаменовался многими чудесами. Копья, направленные на праведника, ломались, словно тонкие соломинки; после жестоких избиений тело Георгия быстро исцелялось, перебитые кости моментально срастались; смертельный яд не действовал. Кроме этого, за время тяжких испытаний мученик совершил несколько чудес – воскресил покойного человека и оживил мертвого вола, благодаря чему многие свидетели этих необъяснимых явлений приняли христианство. После суровых пыток, длившихся на протяжении семи дней, мученик не отрекся от своей веры, за что был обезглавлен.

Иконография образа святого

Картины, посвященные Георгию Победоносцу, создавались христианскими художниками в разные эпохи. Русским иконописцам этот сюжет стал известен в середине 12 века благодаря Византии. На территории России было создано несколько древних картин, изображающих Георгия Победоносца:

  • самым давним изображением великомученика считается поясной образ, находящийся в Успенском соборе Московского Кремля;
  • другой древний лик святого содержится на фресках, расположенных в Старой Ладоге в церкви Св. Георгия;
  • знаменитая житийная икона праведника, созданная в начале XVI века, хранится в Музее древнерусского искусства имени Андрея Рублева.

До конца XV столетия существовал краткий извод этой реликвии. Такое полотно не содержало многочисленных деталей, а только лишь основной сюжет. В дальнейшем картина стала пополняться новыми, более развернутыми элементами.

Описание христианской святыни, фото образов

Существует несколько вариантов икон, изображающих Георгия Победоносца. Христианские художники создавали великомученика:

  • восседающим на коне с копьем и убивающим дракона;
  • стоящим на земле рядом с другими святыми;
  • без доспехов и оружия, в скромном облачении;
  • верхом на скакуне вместе со спасенным мальчиком;
  • в окружении нескольких житийных сюжетов-клейм.

Самой распространенной и узнаваемой является картина, на которой Георгий Победоносец предстает в виде грозного конного воина. Такой образ выглядит очень впечатляюще. На нем великомученик поражает копьем (иногда – мечом) распростертого на земле безобразного дракона. Именно этот сюжет стал наиболее распространенным в русской иконописи. На картине также изображен Спаситель, благословляющий святого воина с небес. Часто на иконах рисуют спускающегося к Георгию ангела. Он послан Всевышним для того, чтобы возложить на его голову корону, которая означает победу над темными силами.

В основе сюжета иконы, изображающей победу над змеем, лежит легенда об одном из самых выдающихся прижизненных подвигов Георгия. Во владениях одного царя в водах глубокого озера поселилось злобное чудовище, которое безжалостно уничтожало скот и местное население. Справиться с этим драконом никто не мог, и люди были вынуждены отдавать ему на съедение своих детей. Однажды пришел черед принести в жертву Елисаву (Елизавету) – единственную царскую дочь. Когда принцесса ожидала на берегу озера своей смертельной участи, внезапно появился Георгий на белом коне. Когда он узнал о ее страшной беде, то вознес Господу молитву с просьбой победить чудовище. Тут же раздался голос с неба, благословляющий святого на этот подвиг. Сотворив крестное знамение, праведник ринулся в бой. Божий угодник одержал победу над лютым зверем, и усмиренный дракон пал к его ногам. После этого Георгий убил змея и призвал всех жителей царства уверовать во Христа, поскольку раньше они были язычниками. Благодарный народ с радостью принял крещение, а на месте, где был уничтожен дракон, построили храм в честь святого воина.

Победа Георгия над свирепым змеем, являвшимся порождением самого Дьявола, обладает глубоким символическим значением. Во всем христианском мире ее воспринимают как торжество добра над злом, света над тьмой. Многие считают изображенное на иконе событие знаком того, что христианство является единственной истинной верой и по этой причине неизбежно одержало верх над отсталым и жестоким язычеством.

Другие варианты картины

На полотне, изображающем Георгия без верного коня, также предстают другие святые. На такой иконе великомученика рисуют с копьем и в римских доспехах вместе с покровителями супружеской верности –Самоном, Авивом и Гурией. Рядом с ними присутствует пророчица Анна и монахиня по имени Евдокия. В облаках, возвышающихся над всеми фигурами, парит благословляющий Иисус Христос.

Читайте также:  Храм иконы божией матери всецарица в москве адрес

Другой вариант образа, на котором Георгий Победоносец предстает без оружия и доспехов, принадлежит к наиболее древним. На таких картинах святого изображают в мантии. Его рисуют не воинственным, а умиротворенным, сосредоточенным на чтении молитв и беседе с Господом.

Картина, демонстрирующая святого верхом на скакуне вместе с мальчиком, посвящена истории о спасении юного христианина. По преданию, он служил в монастыре Святого Георгия на побережье Черного моря. Однажды после нашествия мусульманского войска юноша был захвачен в плен. Молодой монах усердно молился великомученику о спасении и был услышан. Святой прибыл к нему во сне на белом коне, забрал пленника с собой и доставил к его семье.

Достаточно редко встречаются житийные иконы Георгия Победоносца. Одна из самых древних работ датируется XIII веком. Эта двусторонняя картина содержит в центре образ великомученика, а вокруг находятся сюжеты-клейма из его жития. На сегодня из двенадцати таких фрагментов сохранилось только девять. На обратной стороне иконы имеются изображения великомученицы Марины и святой Ирины.

Когда нужно молиться у образа Георгия Победоносца

По давней традиции к иконе святого Георгия обращаются все, чья жизнь связана с защитой Отечества, а также их родные и близкие. Святой спасает от ранений и гибели во время военных конфликтов, помогает обрести силу духа и одержать безоговорочную победу над противником. Благодаря его поддержке удается благополучно вернуться домой с поля битвы, защититься от врагов, их злобы и коварства. В старину к великому праведнику также обращались для того, чтобы получить хороший урожай, избежать засухи и голода.

Кроме этого, молитвы у священного образа помогают:

  • достойно пройти сложные испытания;
  • разрешить различные конфликты;
  • восстановить справедливость;
  • спастись от преследования недоброжелателей;
  • обрести внутренний мир и спокойствие;
  • исцелиться от телесных или душевных болезней.
Читайте также:  Икона христа с библией

Молясь перед образом великомученика, зажигают церковную свечу или лампаду. Обращение к святому может выглядеть по-разному – как готовый текст из молитвослова или собственный. В обоих случаях следует беседовать с Божьим угодником искренне, с чистым сердцем и спокойной душой, не отвлекаясь на посторонние мысли. Молиться можно как за себя, так и за другого человека. При этом следует обязательно называть имя, данное христианину при крещении.

Где можно поклониться иконе великомученика

Икона святого Георгия Победоносца присутствует во многих православных храмах. Как и прежде, эта великая святыня продолжает защищать верующих людей от различных опасностей, дарить чудеса исцеления, помогать в тяжелых жизненных ситуациях.

Наиболее знаменитые списки, помолиться у которых стремится огромное количество христиан, расположены в следующих местах:

  • в стенах собора, названного в честь Святого Великомученика (Старые Лучники);
  • в Георгиевском храме Одинцовского благочиния (Московская епархия);
  • в поселке Монино в церкви, носящей имя Георгия Победоносца.

Жители Москвы или приезжие люди могут поклониться как иконам, так и мощам богоугодника. Частичка этой величайшей святыни хранится в столичном храме, расположенном на Поклонной горе.

Источник статьи: http://skrepy.info/ikony/georgij-pobedonosecz/

Святой великомученик Георгий Победоносец — ИКОНЫ

Георгий стоит справа от трона Богородицы. На нем расшитый белый хитон и мантия с нашивкой — «таблионом», свидетельствующая о знатном происхождении и высокой должности. Так святой обычно изображается на иконах Георгия Победоносца, входящих в состав деисисного ряда иконостаса.

Если Георгий представлен как воин, то он облачен во все подобающие доспехи: рубаху-тельник, кольчугу (иногда), панцирь, перевязь (пояс), плащ с застежкой на плече, порты, сапоги-кампагии, стемму (украшенный камнями обруч, надеваемый на голову). В руках воин на иконе Георгия Победоносца держит копье, меч, щит (он может быть закреплен за спиной).

Существует икона Георгия Победоносца, развивающая тему прославления великомученика: на восседающего на троне Георгия ангел возлагает мученический венец.

Уже в XII веке известен образ, посвященный чуду о змие, произошедшему после смерти святого. Георгий, восседающий на коне, поражает страшного змея, поселившегося недалеко от родных мест святого и наводившего ужас на всю округу. Рядом со змием иногда изображается дочь правителя, которую по жребию отдали на съедение чудовищу.

Существует икона Георгия Победоносца, посвященная другому посмертному чуду святого — избавлению отрока-виночерпия из плена. У жителей острова Митилен агарянами был взят в плен сын. По молитве родителей юноша был чудесным образом возвращен домой во время ежегодного празднования в честь святого Георгия.

Некий величественный воин явился на пир агарян, посадил на своего коня юношу-раба, до этого прислуживавшего за столом, и перенес на Митилен. На некоторых иконах Георгия Победоносцаизображается сразу оба чуда: Георгий пронзает змия, а позади святого на коне сидит отрок с сосудом в руке.

Георгий Победоносец часто изображается с другими святыми воинами, чаще всего с Димитрием Солунским, например, в иконографическом изводе «Святые Георгий и Димитрий на конях».

В поствизантийский период появилось новое в иконографии святого Георгия изображение — Кефалофорос, то есть, икона Георгия Победоносца «Голову приносящий». Святой представлен в молении Спасителю; в руке великомученика — усеченная глава, под которой свиток с текстом: «Видишь, что сотворили беззаконные, о Слово? Ты видишь главу, ради Тебя отсеченную».

Читайте также:  Икону отца богов бога богов

Богоматерь с Младенцем и свв. Феодором и Георгием. Энкаустическая икона. Вторая половина VI в. Монастырь св. Екатерины на горе Синай

Триптих «Сорок мучеников Севастийских и святые воины». Фрагмент «Свв. Георгий и Димитрий». Слоновая кость. X–XI вв. Византия. ГЭ, Спб.

Фреска конхи придела св. Георгия Софийского собора Киева. Ок. 1037 г.

Икона. XI в. Происходит из новгородского Софийского собора. Успенский собор Московского Кремля, Москва

Свв. Георгий и Димитрий. Резная икона на темном сланце. Кон. XI — нач. XII в. Византия. Найдена в Херсонесе в 1894г. ГЭ, Спб.

Икона. 1130 — 1140 гг. Новгород. ГТГ, Москва

Фреска диаконника церкви св. Георгия в Старой Ладоге. Последн. четверть XII в. Старая Ладога, Россия

Св. Георгий оплечный. Кон. XII — нач.XIII в. Монастырь св. Екатерины на горе Синай

Св. Георгий. Рельеф портала Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. 1234 г.

Чудо св. Георгия об избавлении отрока из плена. Середина XIII в. Британский музей, Лондон

Прп. Иоанн Лествичник, св. Георгий и Власий. Фрагмент иконы. Вторая половина XIII в. Русский музей, Спб.

Мозаика экзонартекса константинопольского монастыря Хора (Кахрие Джами). Ок. 1316–1321 гг. Стамбул, Турция

Чудо св. Георгия о змие, с житием Георгия. Перв. половина XIV в. Русский музей, Спб.

Икона. Перв. половина XIV в. Византийский музей, Афины

Чудо св. Георгия о змие. Середина XIV в. Новгород. ГТГ, Москва

Деревянная скульптура. Кон. XIV — нач. XV в. Музеи Московского Кремля

Чудо св. Георгия о змие. Перв. половина XV в. Новгород. ГТГ, Москва

Свв.Георгий и Димитрий на конях. Перв. половина XV в. Византия. Частная коллекция

Чудо св.Георгия о змие. Эмаль. XV в. Музей изобразительных искусств, Тбилиси

Икона. XVв. Сванетия. Церковь св. Георгия, Местия, Грузия

Чудо св.Георигия о змие. 60-е годы XV в. Москва. ГТГ, Москва

Дионисий и мастерская. Икона из деисисного чина собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Ок. 1502-1503 гг. Русский музей, Спб.

Св. Георгий на троне. Нач. XVI в. Болгария. Художественная галерея, Пловдив

Чудо св. Георгия о змие. Литая иконка. XVI в. Центральный музей древнерусского искусства им.Андрея Рублева, Москва

Св. Георгий с усеченной главой. XVI в. ГИМ, Москва

Свв. Георгий и Дмитрий. Кон. XVIII — нач. XIX в. Болгария. София, Крипта, филиал староболгарского искусства при Национальном художественном музее

Иконописец Димитр Кочнов из Трявны. 1838 г. Болгария. Исторический музей, Великое Тырново, Болгария

Двойное чудо св. Георгия. Вторая половина XIX в. Спасский монастырь, Сидон (Сайда), Ливан

Св. Георгий. Скульптура фасада собора Нотр-Дам в г.Шартре. 1230-1235 гг. Ранняя готика. Франция.

Донателло. Св.Георгий. 1415-1417 гг. Раннее Возрождение. Фасад церкви Ор Сан-Микеле, Флоренция

Паоло Уччелло. Битва св. Георгия с драконом. Ок. 1456 г. Раннее Возрождение. Национальная галерея, Лондон

Рафаэль Санти. Св. Георгий, побеждающий дракона. 1505г. Лувр, Париж

Витторе Карпаччо. Битва святого Георгия с драконом. Ок. 1507г. Скуола ди Сан-Джорджо, Венеция

Альбрехт Дюрер. Св. Георгий. Гравюра. 1508 гг. Северное Возрождение

Питер Пауль Рубенс. Св. Георгий, побеждающий дракона. 1607-1610 г. Музей Прадо, Мадрид

Владимир Лукич Боровиковский. Св. Георгий, побеждающий змия. Эскиз. Кон. XVIII в. ГТГ, Москва

Михаил Васильевич Нестеров. Св. Георгий, побеждающий змия. 1908 г. ГТГ, Москва

Поделитесь статьей, если она важна для других

Источник статьи: http://www.pravmir.ru/ikona-georgiya-pobedonostsa/