Меню

Эта икона написана евангелистом лукой

Эта икона написана евангелистом лукой

Сохранились ли иконы Божьей Матери, написанные евангелистом Лукой?

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Св. Церковь с древности хранит предание о том, что св. апостол и евангелист первым написал икону Божией Матери. В стихире в празлник Казанской иконы Богоматери (22 октября) поется: «Первее написавшейся Твоей иконе, евангельских тайн благовестник, и к Тебе Царице принесенней, да усвоиши ту, и сильну соделаеши спасти чевствующия Тя, и порадовалася еси, яко сущи Милостива, спасения нашего Содетельница». Выдающийся отечественный исследователь Н.П. Кондаков в очерке, посвященном иконе Богоматери Одигитрии, на основании византийских источников писал: «Далее, предание утверждает, что икона эта была писана самим евангелистом Лукою, благословлена самою Божией Матерью — «благодать «моя с иконою сею да будет», послана затем к державному Феофилу в Антиохию и, по перенесении ея в Царьград, поставлена во Влахернском храме. Вся паутина этих преданий сплетена вокруг некоторых исторических фактов, но или разного времени, или иного порядка. Указания на древнее предание о том, что св. евангелист Лука написал икону Божией Матери, относятся еще к VIII столетию: на это свидетельство ссылались, по словам жития, и патрхарх Герман, и послание к Константину Копрониму, приписываемое Иоанну Дамаскину, и послание патриархов к императору Оеофилу. Предание это окончательно утвер­ждается уже в IX веке» (Иконография Богоматери, т.2, М., 1998, с. 153).

Согласно преданию, св. апостолом Лукой написаны иконы: 1.Милостивая – Киккская (26 декабря /8 января и 12 /25 ноября). Находится на Кипре в Киккской обители. 2.Ченстоховская (6/19 марта). Находится в католическом монастыре на Ясной горе близ Ченстохова. 3.Виленская (14/27 апреля). 4.Владимирская (21 мая/3 июня; 23 июня/6 июля; 26 августа/8 сентября). Написана на доске стола, за которым совершало трапезу Святое семейство. 5.Одигитрии-Смоленская (28 июля/10 августа). 6. Хахульская (15 /28 августа). Находилась в Гелатском Успенском монастыре близ Кутаиси. 7.Корсунская (9/22 октября). Принесена св. равноапостольным Владимиром из Корсуни в Киев в 988 году. 8.Иерусалимская (12/25 октября).

Подробно об истории этих икон и о чудесах, от них бывших, можно прочитать в книгах: Е.Н. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон, М., 2002, кн. 1-2; Богородица. 2000 лет в русском и мировом изобразительном искусстве, М. 2002.

На западе также имеются иконы, которые по преданию написаны св. апостолом Лукой. Их насчитывают около 20: 1.Santa Maria Maggiore; 2. Santa Maria della Grazia ; 3. Santa Maria del Popolo; 4. Santa Maria della Consolazione и другие.

Источник статьи: http://pravoslavie.ru/6338.html

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Иконы, написанные апостолом Лукой при Богородице

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

И так, сколько же икон написал апостол Лука? Историки утверждают, что апостолом было написано три основных образа Богородицы, которые легли в основу всей иконографии Божией Матери. Данное мнение опирается на «Сказании о трех иконах, написанных Апостолом Лукой». Оно рассказывает об истории создания образов под руководством самого Архангела Гавриила и доносит до нас слова Пречистой: «Благодать Родившегося от Меня и Моя с сими иконами да пребудет».

Иконы, написанные апостолом Лукой

Среди множества образов, приписываемых св. Луке, есть три типа изображений, история и судьба которых позволяет возводить их к первым векам христианства:

  • Умиление. Лик изображает Мать и Младенца, их взаимную ласку и любовь.
  • Одигитрия, или Путеводительница — на данных ликах Богородица изображена указывающей десницей на Своего Божественного Сына, призывающей людей обратиться к Богу.
  • Изображение Богоматери без Младенца.

Кроме данных образов можно встретить сведенья о том, что кисти Луки принадлежит как минимум еще двадцать образов Богородицы, из них по сведеньям Л.А.Успенского в Русской Церкви находятся около 10, на Афоне — 13, на Западе — 8.

Иконы Богородицы, написанные Апостолом Лукой: «Владимирская («Умиление»), по преданию, написанную на доске стола, за которым проходили трапезы Святого Семейства.

  • Корсунская, принесенную на Русь князем Владимиром после крещения 988 г. Икона относится к типу «Умиление», но представляет его сокращенный, или «оплечный» вариант. Могла быть привезена в Корсунь невестой князя, принцессой Анной.
  • Смоленская Одигитрия, прославленную тем, что от этого образа получил благословение на свой подвиг – борьбу с монголами – мученик Меркурий Смоленский, и множеством других чудес.
  • Ченстоховская Одигитрия, имеющую название «Королевы Польши» и пребывающую в «Ясной Гуре», или Ясной Горе в католическом монастыре.
  • Виленская Одигитрия, с XV в. находившуюся в Вильно и прославленную чудотворениями. После 1917 г. образ утрачен.
  • Хахульская икона, образ Богоматери без Младенца, святыню Грузинской Православной Церкви».
Читайте также:  Где находиться икона святой ольги в москве

Кикская икона Божией Матери. История иконы

Свое название икона получила по месту нынешнего расположения, Киккский монастырь на о. Кипр. Историки считают, что на протяжении первых столетий распространения христианства образ хранился на территории Египта под присмотром одной из христианских общин. В Х веке она была перевезена в Константинополь. На Кипр лик попал в XI веке по воле самой Богородицы, она изъявила желание, чтобы ее икону перенесли из дворца императора в монастырь Кикос.

Уже с древних времен Иконы Матери Божией и Иисуса были укрыты пеленой, достоверная причина этого явления неизвестна и ныне, но существует много свидетельств того, как были наказаны те, кто пытался поднять пелену и увидеть лики Святых. Именно по данной причине икона еще до сих пор не исследована учеными.

Описание образа

Икона написана на дереве, ее размеры: высота 104 см, ширина 78 см. Богоматерь изображена по пояс, правой рукой она держит младенца, голова ее повернута в правую сторону. Младенец прислоняется к матери щекой и обнимает ее своей левой рукой за шею. Правая рука ребенка вытянута вперед, и ее он касается плеча матери. Ножки Иисуса до ступней закрыты хитоном, левая нога согнута так, что из-под ткани видно ступню. Образ несколько раз икона поновлялась, на ее обратной стороне изображен Престол и Орудия Страстей.

Сумельская икона

Лик считают дольно древней Одигитрией, по крайней мере, он упоминается с конца IV века. Именно в данный период лик находился в Афинах и считался написанным именно Лукой.

В 385 году возле иконы произошло чудо, к ней пришли молиться два монаха: Варнава и Софрони. Во время молитвы они услышали голос Богородицы, она велела им идти за иконой, и тут же перед ними явилось два Ангела, они взяли лик и вынесли его из храма. Удивленные монахи пошли за Ангелами, они остановились на горе Мела. Здесь Святая Мария велела построить монастырь. Вот так, на большой высоте, в совершенно безводном месте, появилась пещерная обитель. По чуду явления Богородицы возле обители появился водный источник, который существует и в наши дни.

Монастырь функционировал даже после захвата этих земель Турцией, чудеса, которые происходили в обители не дали туркам разгромить ее.

Только в ХХ веке, когда Греция была повержена в войне с Турцией, служителей обители насильно выселили с горы Мела. Икону Богородицы чудом удалось спасти, в наши дни она храниться в Македонии в монастыре Панагия Сумела, который был назвал в честь образа. В сентябре 2017 года

икона побывала в Санкт-Петербурге. Лик пронесли по улицам города во время крестного хода.

Филермская икона апостола и евангелиста Луки

На этой иконе Богородица написана без Христа, ее руки сложены в молитвенном положении. Своим образом она просит милости у Бога за всех людей. Эта икона была написана при жизни Святой Марии, годом ее написания считают 46 год от Рождества Христова. Лука написал лик в Иерусалиме, именно с этого города император Феодосий перенес икону в Константинополь в 430 году.

С XII века иконой завладели крестоносцы, принадлежащие к ордену ионитов, и хранили святыню у себя до 1799 года. Название иконы связано с одноименным холмом Филермо. Он расположен на острове Мальта и здесь была резиденция иоаннитов. Они хранили образ здесь с 1570 года по 1798 год.

В 1798 году Мальта была захвачена французами, и мальтийские рыцари попросили помощи у российского императора Павла І, который благосклонно относился к ионитам. В благодарность за помощь мальтийцы в октябре 1799 году передали Российской империи 3 святыни, которые столетиями хранились у крестоносцев:

  • Частицу Креста Господня;
  • Правую руку Иоанна Крестителя;
  • Филермскую икону.
Читайте также:  Икона ксении петербургской в москве в каком храме находится икона

С 1800 года появилась традиция празднования данного события. Икона сначала находилась в городе Гатчин, потом ее перевезли в Петербург. После революции 1917 года лик оказался на территории Югославии, но в 1933 году он был изъят спецслужбами. На данный момент икона хранится в Черногории в городе Цетинье в часовне местного музея.

Корсунская икона Божией Матери

Икона написана на дереве. Размеры образа: высота 38,5 см, ширина 33 см. Иконописец изобразил Марию по пояс с младенцем на руках.

Об описанных ликах и многих других сохранилось благочестивое мнение в церковной среде, связывающее их со св. Лукой.

Смоленская икона Божией Матери

Материал, на котором написан лик: дерево, темпера. Размеры иконы: высота 87 см, ширина 66 см. На иконе изображена Богоматерь с младенцем Иисусом. Мария держит ребенка в левой руке, его правая рука сложена в благословенном жесте, в левой руке он держит свиток.

К сожалению точно никто не может сказать, какие иконы написал апостол Лука, но то, что он был первым иконописцем, и стал основателем

традиции иконописания — это известный факт, и именно благодаря Луке люди узнали какой именно вид имена Богоматерь при жизни.

Источник статьи: http://ikona-i-molitva.info/ikony-napisannye-apostolom-lukoj-pri-bogorodice/

СВЯТОЙ ЛУКА : АПОСТОЛ, ЕВАНГЕЛИСТ, ИКОНОПИСЕЦ часть1


Ап. Лука. Миниатюра. Византия. 950 г. Британская библиотека. Лондон.

[ Дальше. ] В октябре Русской Православной Церковью празднуется память святого апостола и евангелиста Луки, сподвижника апостола Павла, автора одного из четырех Евангелий и Деяний Святых Апостолов, которого Священное Предание также называет первым иконописцем, написавшим образ Пресвятой Богородицы. Святой евангелист Лука не входил в число двенадцати апостолов, самого ближнего круга Христа, но он, в числе 70-ти апостолов, был послан Господом на первую проповедь о Царствии Небесном еще при жизни Спасителя на земле (Лк. 10, 1-3).
Святой Лука родился в 1 веке нашей эры в городе Антиохии Сирийской (по другим данным, в Лукании — области на западном побережье Южной Италии ), что предполагает его греческое (а не иудейское) происхождение.
Он с юности посвятил себя наукам: изучил еврейский закон, греческую философию, живопись и медицину, то есть для того времени был высокообразованным человеком.
По основной своей профессии Евангелист Лука был лекарем и сам ап.Павел называл его «врачом возлюбленным».
Конечно можно сказать, что каждый из апостолов был по-своему яркой личностью. Но Лука и на этом фоне выделялся необыкновенным разнообразием талантов.
В достаточно молодые годы, услышав о Христе и его проповедях, будущий апостол, к удивлению всех знавших его, пренебрег будущей «блестящей карьерой» в своем городе, покинул родственников и друзей и, оставив родной город, ушел в Галилею — на поиски явившегося там Учителя праведности.

Прибыв в Палестину, он с жаром духовным принял учение Иисуса и уверовал в Него как в Мессию. Вскоре он стал одним из близких учеников Иисуса и проповедником его спасительного учения.
Вполне возможно,Святой Лука был непосредственным свидетелем мученической смерти Христа на Кресте и, в числе прочих, знавших Иисуса, стоял «вдали» и со скорбью взирал на Распятого.


Мозаика конхи апсиды Церкви Санта-Пуденциана в Риме.

Находясь в глубокой скорби после завершения земной жизни учителя, Лука совместно с Клеопой (святой апостол из 70-ти) и Павлом отправились в паломничество по городам Еммаус, Фивы, Ахайи.
Когда они находились в своем странническом пути, перед ними явился воскресший Господь. Но в первый раз ученики его не узнали.
Произошло это так. Придя в Еманус, все вместе они вошли в дом, и там Учитель Небесный благословил хлеб, преломил его и раздал куски апостолам. Они долго беседовали, не узнавая Христа. И вдруг глаза их раскрылись, и они воочию узнали Мессию, но в тот же миг он стал незрим для их глаз.
Это одна из самых таинственных и глубокомысленных ситуаций, описанная в Евангелии. Встреча человека с Христом, узнавание, переход из видимого мира в невидимый — все это так важно для каждого, кто идет к вере.

С горящими глазами и сердцами поспешили апостолы обратно в Иерусалим, чтобы принести счастливую весть о воскрешении Господа другими ученикам, все еще пребывающим в скорби и печали. Во время встречи Луки и Клеопа с учениками сам Иисус явился к ним, упрекая в неверии и ненужной скорби. Он показал маловерным свои язвы от гвоздей на руках и ногах.

Читайте также:  Ацкурская икона божьей матери


Явление Христа Луке и Клеопе по дороге в Эммаус, Ужин в Эммаусе, Лука и Клеопа рассказывают о встрече со Христом другим апостолам. Грачаница. Сербия. XIV век.

По вознесении Христа на Небо Лука приял с прочими апостолами Святаго Духа, нисшедшего в огненных языках.
Когда же был убит первомученик Стефана и настало гонение на христиан, то апостолы, кроме некоторых, оставили Иерусалим, чтобы проповедовать Евангелие в других странах. Святой Лука так же покинул Иерусалим и отправился на свою родину, в Антиохию. Во время его апостольского пути в Отчий дом его сопровождал апостол Павел. В Антиохии он продолжил проповедовать веру Христову.


Святой Лука. Миниатюра Евангелия св. Августина Кентерберийского, конец VI в.

Он оставался в этом городе, в кругу братии во Христе, до тех пор, пока не начал вершить свой подвиг первоверховный Апостол Павел — просветитель народов.


Ап. Лука. Миниатюра Евангелия (фрагмент). Византия. 1133 г. Афины.

Во время второго и третьего паломничества по Святым местам Святой Лука стал неизменным спутником апостола Павла и всюду его сопровождал, вместе с ним претерпевая испытания и скорби за веру Христову. Когда святого Павла оставили все сотрудники, апостол Лука продолжал делить с ним все трудности благовестнического подвига.


Святой Евангелист Лука. Икона

Вместе с ним он был и в Риме. Именно там, под воздействием Святого Духа и под руководством апостола Павла, написал Евангелие. В этой книге Святой описал свидетельства и факты пребывания Христа на земле, анализируя письменные источники этого события, кроме всего прочего, описывая им лично наблюдаемые события.


Лука Евангелист, св. ап.; Византия; XII в.; местонахождение: Греция. Афон

В этой книге святой Лука доказывает, что «Господь Иисус Христос совершил спасение всего человечества, что он осуществил все обетования Ветхого Завета о Мессии как Спасителе не одного иудейского народа, а всех народов».
Позднее он написал и книгу Деяний святых апостолов. Это сочинение, кроме всего прочего,представляет и увлекательное сюжетное чтение.


Ап. Лука. Миниатюра. Византия. 1125-1150 годы. Оксфорд.

После мученической кончины ап. Павла Лука прошел с проповедью веры Христовой Италию, Далмацию, Галлию, Македонию и Ахаию (область в Греции). Проповедовал святой апостол и в Ливии, и в Верхнем Египте, затем, снова вернувшись, в греческих землях. Здесь он трудился над устроением Церкви Христовой, рукополагая священников и диаконов, исцеляя молитвой больных.


Апп. Лука и Иаков. Миниатюра. Византия. 1300 г. Ватиканская библиотека. Рим.

Свою апостольскую деятельность Лука, достигнув более 80-ти лет от роду, увенчал в греческом г. Фивы мученической кончиной: он был повешен язычниками на оливковом дереве. Его мощи в 360 году были перенесены в Константинополь.


Перенесение мощей ап. Луки. Фреска. Церковь Христа Пантократора. Дечани. Косово. Сербия. Около 1350 года.

Образы святого апостола и евангелиста Луки встречаются в числе других евангелистов с раннего времени. Самое раннее изображение Евангелистов, фигуры которых идентифицируются по коробке с четырьмя свитками у ног Спасителя, находится в римских катакомбах святых Марка и Марцеллиана (до 340).


ап.Лука. Страшный суд (фрагмент). Прп. Андрей Рублев. Фреска Успенского собора. Владимир. 1408 г.

С начала V века изображения крылатых животных — символов Евангелистов — помещались в композициях триумфального характера, прославляющих величие Бога или поклонение Ему небесных сил.


Апостолы Лука и Павел. XIII век. Российская национальная библиотека, Санкт-Петербург, Россия.

В послеиконоборческий период широкое распространение получили изображения Евангелистов, пишущих Евангелия. Этот иконографический тип восходит к античным портретам поэтов, ораторов и философов, обдумывающих и пишущих свои произведения или вдохновляемых музами.
Чаще всего Евангелисты изображались сидящими перед столами с письменными принадлежностями или пюпитрами, с книгами и свитками, размышляющими над текстом, читающими или записывающими.
Лука обычно изображался как муж средних лет с короткими темными волосами и бородой, иногда с гуменцом (тонзурой).


Лука Евангелист, св. ап.; Византия; X в.; местонахождение: Греция. Афон

Позднейший составитель Иконописного подлинника, находившийся под сильным влиянием древнего Предания, давая наставление живописцам об изображении внешнего вида апостолов и евангелистов, о св. Луке кратко говорит: «Евангелист Лука не старый, кудрявый, с малою бородой, изображает икону Богородицы».


Евангелист Лука. Икона из деисусного ряда монастыря Хиландар. Афон. Ок. 1360 г.

Источник статьи: http://prajt.livejournal.com/23264.html