Меню

Это автор в иконе ветхозаветная троица

«Троица ветхозаветная»: описание иконы

Основной догмат христианства состоит в учении о трёх лицах единого по существу Бога, являющих Собой Пресвятую Троицу. Эти три заключённых в Нём ипостаси ― Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух не слитны между собой и нераздельны. Каждая из них является проявлением одной из его сущностей. Святая церковь учит о полном единстве Троицы, творящей мир, промышляющей в нём и освящающей его.

Изображение Святой троицы в иконописи

Святая Троица является традиционным сюжетом православной иконописи. Но так как непосредственное изображение Бога явилось бы нарушением концепции о его вечности и непостижимости, выраженной в словах евангелиста Иоанна: «Бога не видел никто и никогда», принято использовать его символические изображения, главным из которых является Ветхозаветная Троица.

Для раскрытия этого образа иконописцы традиционно прибегают к изображению сцены, описанной в 18 главе библейской Книги Бытия. Она получила название «Гостеприимство Авраама». В стихах с 1 по 18 рассказывается о том, как праотец Авраам, во время дневного отдыха, сподобился посещения трёх мужей. Узрев духовными очами, что в их образе перед ним явился сам Бог, Авраам оказал пришедшим величайшее почтение и гостеприимство.

Именно эта сцена стала основой традиционного иконописного сюжета ― Троица Ветхозаветная. Как было сказано выше, лишённые возможности непосредственного изображения Творца мира, мастера прибегали в своих работах к символике, которая стала их основным выразительным приёмом. Так вошло в традицию, закреплённую благословением церковных иерархов, представлять мужей, посетивших Авраама в виде трёх ангелов.

Появление Святой Троицы в живописных сюжетах

Впервые изображения, в которых представлена Троица Ветхозаветная, появились во II веке на стенах римских катакомб, где первые христиане втайне от языческих властей совершали богослужения. Эти рисунки ещё не соответствовали канонам, установленным в более поздние века, и представленные на них сцены выглядели достаточно историчными. Но уже в этот период, неизвестные нам художники пытались подчеркнуть одинаковость всех трёх гостей Авраама.

Позднее в богословии появился термин «изокефальность», которым обозначалась равноправность путников. В настенных изображениях римских катакомб она подчёркнута нарочитой одинаковостью поз и одежд трёх мужей. Постепенно изображение гостей, посетивших ветхозаветного праотца, стало принимать всё более символический характер, и со временем сложилась традиция изображения их в ангельском виде.

Важно отметить, что сюжет «Троица Ветхозаветная» нередко преподносится в двух вариантах ― изокефальный и неизокефальный. В первом случае, как понятно из самого термина, при полной статичности композиции подчёркивается взаимная равноправность трёх ангелов. Во втором же ― один из них бывает выделен с помощью нимба, изображения креста или соответствующей надписи.

Мозаика древней базилики

Кроме Святой Троицы, на стенах катакомб одним из древнейших Её изображений является мозаика V века на Триумфальной арке римской базилики Санта-Мария Маджоре. Композиция изображения достаточно сложна. Она визуально делится на две части. В верхней изображён Авраам, выбегающий навстречу странникам, один из которых окружён сияющим ореолом ― символом святости, а в нижней представлен накрытый стол, за которым сидят гости. Хозяин дома Авраам в ней изображён дважды ― прислуживающим гостям и отдающим указание своей жене Саре. Фоном служит вид богатого строения с башней ― очевидно, дома Авраама и Мамврийского дуба, под которым произошла встреча.

Окончательный вариант композиции

В XIV веке композиция икон, изображающих Святую Троицу, сложилась в том виде, в котором написаны наиболее прославленные её образцы. Об этом свидетельствует икона «Троицы Зырянская», созданная в этот период и приписываемая кисти святого Стефана Пермского. Принято считать, что именно в ней впервые представлена сцена, центром композиции которой являются ангелы, восседающие за накрытым столом.

Андрей Рублёв: «Троица Ветхозаветная»

Об этом произведении было написано и сказано очень много. И это неслучайно, ведь среди многообразия икон, написанных на сюжет «Гостеприимство Авраама», особое место занимает «Ветхозаветная Троица» Рублева. По единодушному мнению искусствоведов и всех ценителей древнерусской живописи, в ней художник достиг высшей степени раскрытия духовной сути Триединого Божества. Это произведение, созданное в XV веке, стало одной из самых прославленных русских икон.

Композиционное решение образа весьма своеобразно. Фигуры ангелов как бы вписаны в невидимый круг, символизирующий единосущность всех трёх ипостасей. В то же время художник достигает эффекта, при котором взгляд зрителя не задерживается ни на одном из них, а свободно пребывает внутри образованного ими пространства, смысловым центром которого является чаша с головой жертвенного агнца. Именно вокруг неё происходит безмолвный диалог жестов.

Христианская символика в иконе Рублёва

Следует отметить, что «Ветхозаветная Троица» ― икона, полная символической атрибутики, выражающей основные христианские догмы. Неслучайно фоном для изображения фигур ангелов являются дом, дерево и гора. Их изображения полны конкретного смысла. Так, ангел, находящийся слева, символизирует Бога Отца. Об этом говорит помещённое над Ним изображение дома ― палат Авраама, что соответствует исходному моменту Божественного домостроительства, совершаемого по его воле.

Дерево ― дуб Мамврийский, изображённый над центральной фигурой, невольно переосмысливается как древо жизни, и ассоциируется с крестными муками Спасителя. Соответственно, у зрителя не остаётся сомнений в том, что центральной фигурой композиции автор изобразил Сына Божьего Иисуса Христа.

Что же касается фигуры левого ангела, то подсказкой её принадлежности служит изображённая над ней гора ― символ духовного восхождения, осуществляемого через действие третьей ипостаси Святого духа. С образом горы в Библии связаны самые значительные события. Это дарование скрижалей Завета на Синае, Преображение Господне на Фаворе и Вознесение на Елионской горе в Иерусалиме.

Следует отметить и ещё одну важную идею, которую выражает «Троица Ветхозаветная». Андрей Рублев в своём поистине гениальном творении сумел создать прообраз истинного единения и любви. Его фигуры, лишённые активного движения, и как бы погружённые в неподвижное созерцание, полны безмолвного общения. Перед глазами зрителя предстаёт процесс сообщаемости божественной энергии, заключённой внутри трёх ипостасей Божьих.

Икона Симона Ушакова

Широко известна также ещё одна икона «Ветхозаветная Троица», автор которой — мастер Серебряной палаты при Оружейном приказе Московского Кремля Симон Ушаков. Написана она была в 1667 году. По своей композиции ушаковская «Ветхозаветная Троица» следует традиции Андрея Рублева. В ней представлена та же сцена явления странников праотцу Аврааму, и так же фигуры ангелов вписаны в круг, создающий у зрителя впечатление некоего единства. Однако это произведение имеет свои индивидуальные особенности.

Декоративность, заменившая символизм

Нетрудно заметить, что ангелы Ушакова хотя и близки по своему рисунку фигурам, изображённым на иконе Андрея Рублёва, отличаются от них излишней телесностью и природностью. Их крылья, выписанные с тщательной деталировкой, кажутся тяжёлыми и не способными поднять в воздух даже бесплотных духов.

Разительные отличия заключает в себе и фон, на котором представлена вся сцена. Если у Рублёва он имеет, в первую очередь, символический смысл, то у Ушакова, скорее, декоративный. Это просто красивый пейзаж со старинным палаццо, горой и живописным деревом. Этот автор в иконе «Ветхозаветная Троица» практически лишил все три пейзажных атрибута их символического значения. Даже беглого взгляда на них достаточно, чтобы вспомнить подобные детали на картинах Веронезе.

Привлекает внимание также убранство стола. Если у Рублёва оно ограничено лишь одной чашей с головой тельца, что также полно символического смысла и направляет мысли зрителя на размышления об искупительной жертве Сына Божьего, то в данном случае живописец подчеркнул богатую сервировку, сочетающуюся с изысканной росписью кресел. Такое обилие декоративности не характерно для иконы.

Читайте также:  Где написать икону в москве

Троица Нового Завета

Сюжет описанных выше икон взят из Ветхого Завета, поэтому они носят название «Троица Ветхозаветная». Но нельзя обойти стороной и часто встречающиеся изображения Новозаветной Троицы ― иного варианта изображения Божественного Триединства. Он основан на словах Иисуса Христа, приведённых в Евангелии от Иоанна: «Я и Отец одно». В этом сюжете три Божественные ипостаси представлены изображениями Бога Отца в виде седовласого старца, Бога Сына, то есть Христа, в виде мужа средних лет и Святого Духа в виде Голубя.

Варианты изображения Новозаветной Троицы

Данный сюжет известен в нескольких иконографических вариантах, отличающихся между собой, главным образов положением, изображённых в нём фигур. Наиболее распространённый из них ― «Сопрестолие», представляет фронтальное изображение Бога Отца и Бога Сына, восседающих на престолах или облаках, и парящего над Ними Голубя — Святого Духа.

Другой также широко известный сюжет носит название «Отечество». В нём Бог Отец представлен восседающим на престоле с младенцем Спасом Эммануилом, сидящем на его коленях и держащем в руках сферу в голубом сиянии. Внутри её помещено символическое изображение Святого Духа в виде Голубя.

Споры о возможности изображение Бога Отца

Существуют и иные иконописные варианты Новозаветной Троицы, такие как «Распятие в лоне Отчем», «Предвечный Свет», «Отослание Христа на землю» и ряд других. Однако, несмотря на их широкую распространённость, среди богословов на протяжении веков не затихают споры о правомочности изображения такого рода сюжетов.

Скептики апеллируют к тому, что, согласно Евангелию, Бога Отца никто и никогда не видел, а следовательно, его невозможно изображать. В подтверждение своего мнения они упоминают Большой Московский Собор 1666-1667 года, 43-й пункт постановления которого запрещает изображение Бога Отца, что дало в своё время повод для изъятия из пользования многих икон.

Их оппоненты также основывают свои утверждения на Евангелии, приводя слова Христа: «Видевший Меня видел Отца Моего». Так или иначе, но Новозаветная Троица, несмотря на споры, прочно входит в сюжеты икон, почитаемых православной церковью. Кстати, все перечисленные варианты Новозаветной Троицы появились в русском искусстве сравнительно поздно. До XVI века они были неизвестны.

Источник статьи: http://fb.ru/article/243985/troitsa-vethozavetnaya-opisanie-ikonyi

Тайна иконы Троица Андрея Рублева

Тайна иконы Троица Андрея Рублева.

Я хочу обратить ваше внимание на гениальный шедевр и нашу национальную святыню — икону « Троица» Андрея Рублева. Оригинал выставлен и бережно хранится в Третьяковской галерее.
После смерти преподобного Сергия Радонежского его преданный и любимый ученик — игумен Никон заказал инокам-иконописцам Андрею Рублеву и Даниилу Черному роспись иконостаса недавно построенного белокаменного Троицкого собора. Он поручил также написать главную храмовую икону пресвятой Троицы.
В основу сюжета иконы легла ветхозаветная сцена из книги Бытия глава18 — Явление Аврааму Господа в виде трех странников, трех ангелов. В жаркий день Авраам отдыхал в своем шатре у Мамврийского дуба и увидел трех путников. Гостеприимный Авраам пригласил их в свой шатер отдохнуть и разделить с ним трапезу. Странники приняли его приглашение. После трапезы и отдыха путники направились к Содому, Авраам проводил их.
В следующей главе книги Бытия путники названы ангелами.
Согласно православному догмату, это было явление Аврааму Бога в трех лицах, трех Божественных ангелов, которое свидетельствует о тайне триединства Бога в трех ипостасях — Отца, Сына и Святого Духа.

Мой диалог с человеком, который впервые увидел икону «Троица» в Третьяковской галерее:
— Где же на иконе Отец? Где Сын? А где Святой Дух? Как ты думаешь? И что предполагаешь?
— Сразу и не скажешь. Обычно на иконах подписывают и видно: кто есть кто. Но здесь этого нет.
Если Бог – Отец Всевышний, то он должен быть в центре главным и быть выше всех на иконе. Но почему-то поклон и уважение ангелов идет в сторону левого ангела. Возможно, что левый ангел от зрителя – это Бог Отец. Правый ангел и сидит ниже всех и ниже всех кланяется левому ангелу. Наверное, он не может быть Отцом. Так всё-таки, кто есть кто на иконе?
— Нет ничего удивительного, что до сих пор идут споры среди священников, верующих и искусствоведов. Нет единого мнения. Я прочел множество работ специалистов-исследователей, посвященных Троице.
Здесь перечислены специалисты, которым принадлежат исследования иконы Троица:
1-я версия: слева от зрителя – Бог Сын, в центре – Бог Отец, справа — Святой Дух.
Этой версии придерживались: Ю.А. Олсуфьев, В. Зандер, Д.В. Айналов, Н.М. Тарабукин, П. Евдокимов, Н.А. Демина, А. Ванже, Г.И. Вздорнов
2-я версия: слева от зрителя – Бог Отец, в центре – Бог Сын, справа – Святой Дух.
Этой версии придерживались: Н. Малицкий, В.Н. Лазарев, М.В. Алпатов, В.И. Антонова, Л.А. Успенский и В.Н. Лосский, Р. Майнка, К. Онаш, Г. фон Хеблер, прот. Л. Воронов, прот. А. Салтыков, Э.С. Смирнова.
Вторая группа исследователей основывается на том, что на списках иконы часто нимб среднего ангела имеет перекрестие и обычные греческие буквы “o”, “w” , “y” т.е. сущий. Кроме, того, на его хитоне есть полоса, которая обычно украшает одежду Христа.
Некоторые исследователи первой группы ссылаются на зырянскую икону «Троица», которая связана с именем Стефана Пермского, просветителя зырян и ученика Сергия Радонежского, который основал три обители в устьях уральских рек Выми, Вычегды и Сысоли в 70-х годах 14-го века.
Икона зырянская «Троица» находится в собрании Вологодского краеведческого музея. По преданию икона была принесена зырянам — народу в Предуралье Стефаном Пермским — современником Андрея Рублева. Нимбы всех трех ангелов на иконе имеют перекрестия с обычными греческими буквами — “o”, “w” , “y” т.е. сущий . На зырянском языке сохранились надписи: у левого ангела (от зрителя) – Сын, у центрального «Отец», у правого ( от зрителя) – « и Дух». Здесь все предельно ясно и не может быть никаких сомнений. Стефан Пермский подписал ангелов. Он хотел, чтобы смысл Троицы был прост и понятен для зырян.
Расположение ангелов на зырянской « Троице» стало для исследователей весомым аргументом для ответа на вопрос: «Кто есть кто» на иконе «Троица» Андрея Рублева.
Каждый раз когда я бываю в Москве, я иду в Третьяковскую галерею. Я много времени там проводил в молитве и размышлениях в зале перед иконами Андрея Рублева, а также после того как я возвращался домой. Я думал, искал и находил литературу, читал и анализировал работы исследователей об иконе Троица.
Новый 2017 год я встретил в Дивеево в монастыре Серафима Саровского, а после встретил Рождество в Троице-Сергиевом монастыре. Оттуда я поехал в Москву и целый день провел в Третьяковской галереи. Я вновь долго молился, общался с посетителями и размышлял. Мои многолетние размышления я окончательно сформулировал в этом году, поэтому я позволю себе высказать свое мнение.
На чем оно основано? На духовной сути православия. Главная аксиома, которой я руководствуюсь — Андрей Рублев написал икону «Троица» в полном соответствии словам Символа Веры и православным догматам. Каждая черта и каждая деталь иконы является авторским шифром и глубоко продуманным символом.
Это было принято мной априори, ибо Символ веры и догматы — фундамент православия. А по другому и быть не может!

Читайте также:  Икона калужской божьей матери праздник

Кто есть кто на иконе? А Вам это важно и нужно? Мне важно и нужно,ибо духовный смысл творца и учителя открывается лишь духовному ученику, который не просто механически повторяет, то чему его учат, а размышляет, анализирует, молится и самостоятельно приходит к одним и тем же выводам и помыслам.
Я убежденный сторонник 1-й версии: Слева от зрителя – Бог Сын, в
центре – Бог Отец и справа – Бог Святой Дух.
Повторение – мать учения. Еще раз повторим главные незыблемые постулаты христианства и православия, на которых несомненно основывался гениальный монах-иконописец Андрей Иванович Рублев при создании иконы «Троица».
Главная идея иконы: символически изобразить Бога и Божественный мир – единую и нераздельную Триаду, выразить высшие духовные и нравственные Божественные качества.
«Да будет все едино… Да любовь, которую ты возлюбил Меня, в них будет и Я в них…» — икона говорит нам слова молитвы Иисуса Христа в Евангелии от Иоанна.
Андрей Рублев зашифровал икону Троица в многочисленных символах. Икона еще полна нераскрытых символов и хранит тайны её создателя.
Первоначальное предположение абсолютно верно: главное и центральное место на иконе занимает первое лицо Троицы — Бог Отец.
Интересно отметить, что первая мысль часто является верной на интуитивном уровне, а потом включается сознание и возникают сомнения.
Что мы знаем о Боге Отце? Крайне мало. Бог Отец, Вседержитель, Творец неба и земли, всего видимого и невидимого. Бог Отец – всевышний, вечный, всемогущий, всеблагий, всевидящий, всеведающий, всеправедный, вездесущий, неизменяемый, всеблаженный . Слово Его – слово Истины во веки веков. Бог Отец – всеблагий, всеобъемлющий, любящий праведников, милосердный к грешникам, справедливо судящий и наказывающий. Он Всевышний. Его изображают как Всевидящее око вписанное в равнобедренный треугольник, от которого исходят лучи света.
На иконе Рублев изобразил первое лицо Троицы – Бог Отец изображен выше всех на от земли и на небе. Взгляд Отца устремлен к Сыну, который сидит одесную Отца. Согласно канону: Бога Отца людям невозможно видеть. На Бога Отца не смеют все Ангелы взирать. На иконе Рублев гениально отразил этот канон: Взгляды любящего Отца и смиренного Ангела Святого Духа устремлены к кроткому Сыну, который принес Себя в жертву, пожертвовал Собой ради Спасения людей на земле.

Жертвенная чаша является идейным центром композиции иконы, притягивающим внимание зрителя. Стол с жертвенной чашей изображен в виде чаши и символизирует Небо, так как в книге пророка Исайя сказано от имени Бога:
« Небо – престол Мой, а земля – подножие ног Моих».
Отсюда следует, что Троица изображает два плана бытия – Небеса и землю. Ангелы находятся на Небесах. Подножие ног Ангелов символизирует землю.
Три кротких Ангела взирают друг на друга с братской любовью и смирением. Центральный Ангел взирает на левого ангела. Левый Ангел смотрит на правого, а правый на левого. На центрального Ангела никто не смотрит.
Почему так? Потому что, согласно православного покаянного канона:
«Бога человек невозможно видеть, на Негоже не смеют чины ангельские взирать».
За Богом Отцом изображен зеленый Мамврийский дуб. Дуб символизирует древо Вечной Духовной Жизни и твердости Духа. Изображение дуба за Богом Отцом символизируют Вечную Духовную Жизнь.
Андрей Рублев гениально изобразил в иконе, основной догмат христианства:
Бог един по существу и троичен в Лицах или Ипостасях. Бог – Триединый, Триипостасный – Троица Единосущная и Нераздельная.
Лица Ангелов по существу одинаковы, идентичны; и всех их объединяет жертва — чаша в центре иконы.
Бог Отец – Творец, Сущий на Небе, первый и главный в Божественной Иерархии. Он находится на Небе выше всех Ангелов. От Бога Отца рожден Сын, от Бога Отца исходит Святой Дух.
Бога Отца слушался Сын Божий Иисус Христос. Бог Отец говорил с людьми через своего Сына. Сын со смирением исполнил замысел Отца, совершил дело, которое Отец поручил Ему исполнить. Сын принес себя в жертву ради спасения людей. Он принес людям от Бога Новый Завет. Новый Завет — Завет Любви, он не нарушает, а уточняет Ветхий Завет.
Иисус -Сын Божий. Он не возносил Себя и ставил Бога Отца выше Себя. «…Спросил Его некто: Учитель благий! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог ». ( Лк 18-18 )
На иконе Бог Отец непосредственно благословляет двумя перстами правой руки жертвенную чашу с головой тельца, Сын благословляет чашу также двумя перстами правой рукой в некотором отдалении от неё. Святой Дух протягивает правую руку, чтобы взять чашу. Это положение рук также глубоко символично.
Жертва и жертвенное служение Триединого Бога людям происходит на Царствии Божьем на Небесах. Жертвенная чаша — духовный центр, фокус и смысл духовного действия на иконе.
Центральный Ангел — Бог Отец и правый от нас Ангел — Святой Дух почтительно склонились перед левым от зрителя Ангелом – Богом Сыном.
Возникает предположение, что именно Он есть Бог Отец.
Однако это предположение неверно.
И сразу вопрос: Почему? Ответ тот же: Символ веры и догматы христианства — фундамент православия. Все изображения на иконе должны полностью соответствовать этим догматам. Незнание догматов приводит к заблуждениям и неверным предположениям, которые происходят от ума.
Опять обратимся к первоисточнику — к Библии: В 109-ом псалме царя Давида сказано: « Говорит Господь Господу моему: Сядь одесную Меня, до тех пор пока положу врагов твоих подножие ног Твоих».
Сын Иисус Христос взошел на Небеса и сел одесную то есть по правую руку Бога Отца. На иконе Троица это место предназначено для Сына. После распятия и воскресения, когда Сын принес себя в жертву, исполнил волю и замысел Отца, совершил Его дело, дал людям Новый Божественный Завет Любви. Он добровольно пострадал и принес Себя в жертву во имя спасения человечества!
Отец и Дух Святой склонили свои головы перед Спасителем как знак Любви и Почтения к Жертве Сына, к Жертве не только планетерного, но и поистине Вселенского масштаба.
На иконе зашифрованы все особенности одежды ангелов: цвет одежды, формы складки одежды, спадающие вниз к земле. Все детали одежды глубоко символичны. Одежда состоит из двух частей верхней накидки и хитона.
Поверхностный плащ-накидка символизирует внешнюю жизнь, а хитон – сердечную суть и внутреннюю духовную жизнь.
В Евангелии сказано, что на Голгофу Иисус взошел в терновом венце и в багрянице. Перед распятием плащ в котором был Иисус, римские войны сняли и разорвали по швам, разделив ткань между собой. Но хитон был без швов тканным. Разорвать его означало испортить. Римские войны бросили жребий, и хитон Иисуса достался одному из них. Впоследствии согласно апокрифам римский воин продал хитон.
Плащ Сына согласно Евангелию красноватого, багряного цвета – цвет крови мученика, распятого и пострадавшего за нас и ради нашего спасения. Его Хитон – голубого цвета. Голубой — цвет духовных Небес, цвет чистого неба, это цвет нравственного совершенства. Глубоко символичен в Троице цвет одежды Ангелов, особенно сине-голубой, так называемый «рублевский голубец».
Плащ Отца голубого или лазурного цвета неба. Хитон насыщенного коричневого цвета со светлой полосой на правом плече, идущего вниз от крыла Ангела. Этим же цветом изображена жертва в чаше, что не может быть случайным совпадением. На правом плече у Бога Отца на хитоне имеется треугольный вырез. Насыщенный коричневый цвет символизирует духовную мощь руки Божьей. Разрез на плече эту мощь подчеркивает. Светлая полоса на рукаве хитона называется клавом. Полоса спадает вниз и символизирует светлую силу руки Бога.
Об этом говорит 90-й псалом царя Давида: «Живый в помощи Вышнего»:
Бог защищает преданного Ему и верующего в Него человека, осеняет его своими плечами, берет его под защиту и под Его крыло. В еврейском тексте одно слово имеет два значения — плечо и крыло птицы.
Плащ Отца красиво спадает с левого плеча как голубой водопад благодати Божьей и направлен прямо в жертвенную чашу.
Святой Дух имеет хитон небесного цвета, а плащ зеленого цвета. Зелыный цвет издревле символизирует землю и все земное.
Одна из голубых складок хитона правого Ангела красивым каскадом спускается вниз и касается ножки стула, стоящей на земле. Это символизирует связь с землей.
Прочная связь с землей также подчеркнута прямоугольной подножкой стула и вытянутой вниз складкой рукава, также правая стопа Ангела Духа Святого не прикрыта хитоном полностью, она в полном контакте на щите, который лежит на зеленом фоне. Это олицетворяет полный контакт Святого с земным.
Ножка стула, на котором сидит Сын без прямоугольной подножки. Стопа Сына прикрыта лишь наполовину хитоном.
Андрей Рублев символично показывает, что Сын менее связан с земным человечеством чем Святой Дух, которым всякая душа на земле оживлена. Однако Сын более тесно связан с Отцом чем Святой Дух, так как крылья правого и центрального Ангелов только касаются друг другу, а крылья Отца и Сына пересекаются и ближе друг другу.
Складки плаща, который называется гиматий, у Бога Сына острыми краями, треугольными лоскутами спускаются вниз и даже касаются в одной точке зеленого фона, символизирующего землю. Это символически показывает особую избранность характера связи Бога Сына с людьми.
Бог Сын также как и Отец благословляет жертвенную чашу, но его рука в некотором удалении. Святой Дух смиренно протягивает руку, что принять жертвенную чашу и служить людям.
Над головой Ангелов нимбы как символы святости. В руках красные посохи, жезлы путников — символ огненного пути. Стрелки вверху на жезлах также символы пути восхождения.
Любовь, святость, жертвенность, смирение, гармония и духовное единство среди ангелов. Это звучит как призыв людям также относиться друг к другу.
Жертвенная чаша покоится в центре на столе, который также изображен в виде чаши. Стол разделен на две части – верхняя часть светлая, белая и нижняя часть более темного цвета. Это символизирует то, что небо – престол Божий разделено на две области. Нижняя часть стола посередине имеет прямоугольный вырез, в котором сделан подобный же вырез. Это выглядит как форточка, которая указывает вход во внутрь и направление в глубину стола. Это окно или вход для душ, которые через него попадают на небо.
Стол покоится на третьей чаше зеленого цвета меньшего размера. Это земная чаша. Три жертвенных чаши изображены на иконе – материального земного мира, душевного или ангельского мира невидимого и Высшего духовного Божественного Мира света, любви и истины.
Андрей Рублев гениально показал нам, что Бог есть Монада, которая являет собой Триада.
Три ангела равны между собой, их взаимоотношения полны гармонии, смирения, кротости и уважения друг к другу. Три ангела духовно близки друг другу. Их объединяет взаимная любовь и служение, которое выражено в благословении жертвенной чаши.
По словам лучшего исследователя творчества Андрея Рублева — Н. А.Деминой: «Изображая человека, он мыслит его как » земного ангела», а изображая ангела, видит в нем «небесного человека».
Слова гениального оратора, святителя Григория Богослова я вспоминаю, когда смотрю на икону Андрея Рублева: «Я еще не начал думать об Единице, как Троица озаряет меня Своим Сиянием. Едва я начал думать о Троице, как Единица снова охватывает меня. Имя Троица означает не счет вещей неровных, но совокупность равных и равночестных. Не успеваю помыслить об Едином как озаряюсь Тремя. Не успеваю разделить Трех, как возношусь к Единому. Един Бог, открывающийся в трех светах: таково чистое естество Троицы».
Академик Д.С.Лихачев писал: «Три ангела собраны в треугольник, треугольник вписан в восьмигранник — символ вечности, и всё объединено в круге. Законы земного тяготения не влавствуют в этой композиции. Ангелы как бы парят в воздухе, на одеждах их, как бы «дымом писанных», ложатся отблески небесной голубизны. В нежных ликах ангелов ощущается высокая нравственная сила, способность полагать жизнь за други своя. Трое ангелов парят над землей, их обнаженные ступни не опираются на землю, их тончайшие посохи — лишь символы странничества, напоминающие человеку, что он только временно здесь на земле и ничего не сможет унести с собой отсюда, кроме своей души и царящей в ней правды».

Читайте также:  Реставрация икон в новосибирске

Символы склоненной горы, склоненного дуба к храму — к дому молитвы, к обители в святая святых храма Святого Духа уже достаточно хорошо раскрыты в литературе, посвященной иконе Троица Андрея Рублева.
Иисус Христос молился о своих учениках: » Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду, Отче Святый! Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы» (Ин 17-11).
Молитва об единстве мира на Руси, о своих учениках, также руководила святым Сергием в его бессмертном подвиге жизни и служения Господу. Сергий Радонежский молился, чтобы жестокий, звериный, разделенный ненавистью мир преисполнился той взаимной братской любовью и совместной молитвой, которая объединяет и царствует в Предвечном Совете Животворной Троицы.
Андрей Рублев явил в своем гениальном шедевре эту молитву, выразившую надежду святого Сергия о Святой Руси.

Закончить эту статью мне бы хотелось проникновенными строками стихотворения
В.М. Василенко:
Три ангела, три странника у дуба
Мамврийского. Какая тишина
От них исходит! Как озарена
Сияет глубь иконы! Сердцу любы
Они давно. Печалью мягкой светят
Глаза у одного, и нежный лик
Его задумчив, он главой поник.
В другом — величье, строг и светел третий!
Пред ними чаша. Посохи свои
Они поставили. Пред вещей тайной!
Дух замирает. Тихи, не случайны
Сейчас их речи, полные любви.
Они здесь близко. В мир сошли печали,
Чтоб осенить покровом и спасти,
Три странника из озаренной дали,
Вкушающие хлеб и соль в пути

Источник статьи: http://proza.ru/2017/03/24/408