Меню

Это дерево не используют для изготовления икон

Почему иконы никогда не пишут на сосновых и еловых досках

Под иконописью понимают самостоятельный вид живописи, который характеризуется определенными правилами при выборе расходных материалов. Здесь важно соблюдать религиозные догматы в каждой детали, начиная от композиции и заканчивая подбором древесины. Последний момент нельзя игнорировать, в противном случае икона со временем утратит свою структурную целостность и, следовательно, художественную ценность.

Основы иконописной техники

Здесь есть несколько базовых правил. Во-первых, традиционная иконопись подразумевает использование только натуральных материалов — животного и растительного происхождения. Во-вторых, в роли основы выступает древесная доска. В качестве красок применяют пигментные красители, а также яичную темперу и мездоровой клей для грунтования холста. На заключительном этапе изготовления иконы некоторые детали композиции, волосы и одежду, покрывают твореным золотом. В качестве финального штриха после золочения работу обрабатывают натуральной олифой.

Правила выбора древесины для изготовления икон

В восточнохристианской традиции для создания икон используют твердую поверхность дерева. Форма работы при этом может быть абсолютно любой. При выборе древесной основы мастера учитывают принцип — «икона вечна». То есть порода дерева для заготовки должна быть предельно долговечной. Самыми ценными и подходящими для иконописи являются доски из несмолистой древесины липы, бука, пальмы, кипариса, ольхи, ясеня, березы.

В свою очередь, сосна, лиственница и ель — самый худший вариант для создания икон. Конечно, такую древесину продолжают использовать в силу ее дешевизны и региональной доступности. Но указанные породы характеризуются большим количеством смоляных ходов в структуре. При повышении температуры воздуха такая древесины выделяет природные смолы, проступающие со временем на поверхность доски через слой живописи. Данный дефект практически невозможно устранить. Плюс, смолистые образования на иконах могут спровоцировать гниение деревянной основы и необратимое разрушение образа.

Источник статьи: http://cyrillitsa.ru/history/145843-pochemu-ikony-nikogda-ne-pishut-na-sosno.html

Это дерево не используют для изготовления икон

Для изготовления иконных досок, как основание для икон, используют, по сути, почти любой материал. Дерево массив, фанера, МДФ, стекло, ДВП, ДСП, пластмасса, бумага, металл. Все зависит от конкретного иконописца. В старинные времена иконописцы часто сами изготавливали иконные доски от начала до конца. Сегодня в учебных заведениях по обучению иконописцев нет отдельной дисциплины по изготовлению иконных досок. Да и вообще нет ни одной статьи, которая раскроет свойства и объяснит совместимость различных материалов с техникой письма и взаимодействия с красками. Жаль. Так как допускаются ошибки, которые приводят к потере конечной работы и влияют на ее долговечность. Каждый иконописец должен знать основные характеристики материалов. От него зависит, будет ли его творение радовать наших потомков.

Всегда нужно помнить, что каждое изделие — это комплекс связанных между собой взаимосвязанных материалов.

Металл

При выборе металла необходимо делать выбор в пользу металлов, не подверженных коррозии. Краска и грунты должны быть разработаны непосредственно для конкретного металла. Наиболее проверенным и зарекомендованным способом являются травление, чеканка с проработкой и гравировка. Все изделия изготовленные таким образом, которые были у нас, имели наименьшее количество повреждений и требовали минимальной реставрации. Красочный слой на металле повреждается в первую очередь от коррозии. То есть от некачественного металла. Во вторую очередь от не совместимых красок. Рекомендуем всегда использовать только совместимые между собой материалы.

Читайте также:  Ахтырская икона божией матери где находится сейчас

МДФ, ДВП, ДСП, ДВПО, оргалит

При выборе МДФ, ДВП, ДСП нужно знать, что эти материалы, были созданы для переработки отходов деревообрабатывающей отрасли. Веками исходный материал для этих плит у нас считался мусором. Можно сказать, что эти материалы делают из массива дерева. И как не странно и это правда. Мусора на деревообрабатывающих предприятиях не достаточно. Поэтому в ход идет любая древесина, в том числе, хорошая и деловая древесина. Этот материал используется как основа для выпуска напечатанных различным способом икон. У данного материала основным дефектом является его недолговечность. Даже в сухих помещениях, как наши квартиры, современный материал теряет свою геометрию. Как правило, на это влияет влага. При разбухании эти материалы не восстанавливают свою первоначальную форму. После начала изменения размера появляются неровности: сначала по углам и по кромке, а затем и вся лицевая поверхность становится бугристой. Если у кого-то в доме был случай повреждения мебели изготовленной из этих материалов, то эти люди знают, что придать этим материалам первоначальный вид невозможно. Как-то получив на реставрацию очень дорогой современный итальянский комод, мы были удивлены, увидев, что отколотая часть столешницы была изготовлена из МДФ. В документах на комод читаем, что он изготовлен из массива. Крышка комода была выкрашена в очень красивый переливающийся цвет. Поэтому реставрация свелась к подклейке аналогичного материала и восстановлению художественного слоя. То есть о сохранении авторской кисти при реставрации изделий написанных на подобных материалах речи быть не может.

Есть еще один большой минус этих материалов. Во влажных помещениях под краской образуется грибок. Это установленный факт. Поэтому вывод следующий: МДФ, ДВП, ДСП, оргалит — наихудшие материалы для икон.

Несомненно, прогресс не стоит на месте. Возможно, со временем ученые разработают плиточные материалы, которые идеально подойдут для написания икон, но не сегодня. В настоящее время бизнес не заботится о будущем человечества. А это значит что все, что делает крупный бизнес, имеет кратковременную задачу. Задача бизнеса заработать деньги за короткий промежуток времени. Девиз бизнеса меньше вложить, больше получить, не совместим с честью, совестью и достоинством. А поэтому качественного материала надо подождать или пользоваться проверенными веками методами получения конечного результата.

Пластмасса

При выборе, какой либо разновидности пластмассы нужно учитывать следующее. Подавляющее количество разновидностей плит из пластмассы имеют срок годности несколько десятилетий, после чего они начинают рассыпаться.

На что нужно обратить внимание? Натуральные пигменты и масляные краски, так привычные для наших иконописцев, на эти плитах не держатся. Нужны адаптивные технологии. Краски, которые хорошо слепливаются с основой и имеют одинаковый коэффициент расширения. Если соединенные материалы имеют разный коэффициент расширения, то при нагреве или охлаждении они имеют свойство отслаиваться. Наблюдение со стороны: дешевая пластмасса быстро приходит в негодность. Начинается все с деформации, затем изменяется гибкость, возникает хрупкость. А более высокого качества материал стал настолько дорогим, что в данное время рассматривать его, как исходный материал для иконных досок не целесообразно.

Фанера

Фанера — интересный материал, заманчивый своей доступностью и понятностью. Со свойствами схожими с натуральной древесиной. Историки говорят, что фанера появилась 3500 лет назад. Якобы ларец, найденный в Египте, сделан из фанеры. С нашей точки зрения есть некое недопонимание подобного определения. Фанера это плиточный материал широкого спектра применения. Из фанеры можно изготовить корпуса изделия, а столярное изделие изготовленное с применением тонкого 3-5 мм. пиленого материала различных пород для составления орнаментов или более сложных сюжетных сцен — это метод отделки деревянного изделия. Точнее, один из методов. Будем рассматривать данный материал в контексте с используемым плиточным материалом для изготовления иконных досок. Мы видели в нескольких храмах фанеру в изделиях, которая прослужила более 100 лет. Под краской мы его смогли опознать из-за расслаиваемости материала. Это слабая сторона фанеры. Фанера непредсказуема при заводском изготовлении. Фанера это переклеенный разнонаправленный лущеный шпон. Для переклейки используются карбамидные клеи на основе меламиноформальдегидных смол и органические альбумино-казеиновые клеи. Все характеристики и технологические нюансы описывать не будем, информации достаточно в книгах и интернете, скажем лишь о сути. В состав первых смол входят вредные вещества, в состав вторых входит альбумин, который получают из крови животных и является очень не устойчивым к воздействию влаги. Чем качественнее фанера, тем вреднее смолы, на которые она переклеивается. Самая лучшая фанера называется авиационной, морской, корабельной, палубной и пр. Вредная для здоровья, но без которой у нас не было бы таких игрушек, как быстрых и красивых самолетиков и лодочек.

Читайте также:  Икона собор вселенских святителей

Писать иконы на дешевой фанере нельзя из-за альбумина, а на дорогой фанере, после подбора материала, в принципе, возможно. Безусловно материал требует к себе профессионального внимания для подготовки к наложению краски. Для закрепления паволоки на поверхности фанеры необходимо использовать клей совместимый с пропиточным слоем фанеры, если таковой слой есть. Если его нет, то можно обычным методом накладывать паволоку и левкас. Проклеивать придется сразу две стороны и отдельно все торцы. У любой древесины и изделия из дерева самое слабое место — торец. Влага через торец быстро и глубоко проникает в дерево со стороны торца и очень медленно высыхает. Это естественное свойство древесины. Так дерево питается водой. Из-за этого желательно на фанере не выбирать ковчег. Так как торцы оказываются непосредственно под красочным слоем. Тем не менее, есть способ изготовления ковчега, но может это сделать мастер, у которого есть опыт работы с такими изделиями. Таких мастеров, к сожалению, мало. Со временем мы напечатаем результат эксперимента по использованию фанеры в качестве иконной доски. Естественно это не быстрый процесс и в основном мы этим занимаемся в связи с поиском замены исчезающего столярного материала.

Источник статьи: http://www.novartel.ru/inoy-material-izgotovleniya-ikonnyh-dosok.php

На какой древесине нельзя было писать иконы

Под иконописью понимают самостоятельный вид живописи, который характеризуется определенными правилами при выборе расходных материалов. Здесь важно соблюдать религиозные догматы в каждой детали, начиная от композиции и заканчивая подбором древесины. Последний момент нельзя игнорировать, в противном случае икона со временем утратит свою структурную целостность и, следовательно, художественную ценность.

Основы иконописной техники

Здесь есть несколько базовых правил. Во-первых, традиционная иконопись подразумевает использование только натуральных материалов — животного и растительного происхождения. Во-вторых, в роли основы выступает древесная доска. В качестве красок применяют пигментные красители, а также яичную темперу и мездоровой клей для грунтования холста. На заключительном этапе изготовления иконы некоторые детали композиции, волосы и одежду, покрывают твореным золотом. В качестве финального штриха после золочения работу обрабатывают натуральной олифой.

Читайте также:  Храм иконы казанской божьей матери в туле

Правила выбора древесины для изготовления икон

В восточнохристианской традиции для создания икон используют твердую поверхность дерева. Форма работы при этом может быть абсолютно любой. При выборе древесной основы мастера учитывают принцип — «икона вечна». То есть порода дерева для заготовки должна быть предельно долговечной. Самыми ценными и подходящими для иконописи являются доски из несмолистой древесины липы, бука, пальмы, кипариса, ольхи, ясеня, березы.

В свою очередь, сосна, лиственница и ель — самый худший вариант для создания икон. Конечно, такую древесину продолжают использовать в силу ее дешевизны и региональной доступности. Но указанные породы характеризуются большим количеством смоляных ходов в структуре. При повышении температуры воздуха такая древесины выделяет природные смолы, проступающие со временем на поверхность доски через слой живописи. Данный дефект практически невозможно устранить. Плюс, смолистые образования на иконах могут спровоцировать гниение деревянной основы и необратимое разрушение образа.

Источник статьи: http://cyrillitsa.ru/history/80620-na-kakoy-drevesine-nelzya-bylo-pisat.html

Сосна, лиственница и ель: почему эти породы деревьев не подходят для написания икон

Под иконописью понимают самостоятельный вид живописи, который характеризуется определенными правилами при выборе расходных материалов. Здесь важно соблюдать религиозные догматы в каждой детали, начиная от композиции и заканчивая подбором древесины. Последний момент нельзя игнорировать, в противном случае икона со временем утратит свою структурную целостность и, следовательно, художественную ценность.

Основы иконописной техники

Здесь есть несколько базовых правил. Во-первых, традиционная иконопись подразумевает использование только натуральных материалов — животного и растительного происхождения. Во-вторых, в роли основы выступает древесная доска. В качестве красок применяют пигментные красители, а также яичную темперу и мездоровой клей для грунтования холста. На заключительном этапе изготовления иконы некоторые детали композиции, волосы и одежду, покрывают твореным золотом. В качестве финального штриха после золочения работу обрабатывают натуральной олифой.

Правила выбора древесины для изготовления икон

В восточнохристианской традиции для создания икон используют твердую поверхность дерева. Форма работы при этом может быть абсолютно любой. При выборе древесной основы мастера учитывают принцип — «икона вечна». То есть порода дерева для заготовки должна быть предельно долговечной. Самыми ценными и подходящими для иконописи являются доски из несмолистой древесины липы, бука, пальмы, кипариса, ольхи, ясеня, березы.

В свою очередь, сосна, лиственница и ель — самый худший вариант для создания икон. Конечно, такую древесину продолжают использовать в силу ее дешевизны и региональной доступности. Но указанные породы характеризуются большим количеством смоляных ходов в структуре. При повышении температуры воздуха такая древесины выделяет природные смолы, проступающие со временем на поверхность доски через слой живописи. Данный дефект практически невозможно устранить. Плюс, смолистые образования на иконах могут спровоцировать гниение деревянной основы и необратимое разрушение образа.

Источник статьи: http://cyrillitsa.ru/history/119765-sosna-listvennica-i-el-pochemu-yeti-por.html