Меню

Это не доска это икона

Купить икону – разбираемся со шпонками при покупке старинных икон.

Эксклюзивно для сайта «Купи Старину!»!

Любое копирование материалов запрещено!

03.10.2017 год.

Если Вы решили купить старинную икону и хотите узнать больше о том, как она создавалась более ста лет назад, еще в имперской России, наверняка возникнет вопрос не только о самой живописи, но и об основе любой деревянной старой иконы – доске!

Казалось бы – чего тут может быть интересного – доска она и есть доска, но любопытному Покупателю мы хотим рассказать о том, что на самом деле, иконная доска служит своеобразной летописью каждого религиозного произведения и опытный любитель старины обязательно начнет составление мнения о конкретном памятнике именно с подробного созерцания, изучения его деревянной основы!

Действительно, по форме доски, по ее материалу, способу обработки и другим признакам можно уверенно датировать образ и даже соотнести его с конкретной местностью — не правда ли, удивительно?

Особое внимание любой коллекционер икон уделит шпонкам – особым деревянным скрепам, установленным в доску, ибо их форма, тонкость, длина, ширина и сам способ монтировки скажут ему о многом, и в том числе, помогут и здесь более точно говорить о датировке деревянной основы и о ее местечковом происхождении. О шпонках мы и хотели рассказать Покупателям в этом материале.

Для чего нужны шпонки в иконной доске? Традиция устанавливать шпонки в иконную основу пришла из глубокой древности и сделано это было не случайно. Основная задача шпонок – устранить, скомпенсировать или замедлить искривление самой иконной доски вследствие ее усыхания. Само же изгибание основы происходит практически неизбежно с подавляющим большинством старых живописных икон, поскольку усыхание доски происходит неравномерно: лицевая сторона, покрытая жестким грунтом, тканной паволокой и, наконец, слоем живописи деформируется, в отличие от «голого» задника совсем незначительно, вследствие чего и образуется характерный выгиб иконной доски.

Волокна иконных досок всегда (за редким исключением) располагаются вертикально, в то время как деревянные клинья (шпонки) устанавливаются в перпендикулярном направлении, то есть горизонтально.

Наиболее часто при этом клинышки врезаются в массив задника иконы, либо монтируются в пазы, пропиленные в верхнем и нижнем торце иконной доски.

Разновидности шпонок:

1. Старинная икона 19 века с врезными не сквозными шпонками (одна утрачена).

2. Старинная икона 19 века с врезными сквозными фигурными шпонками.

3. Старинная икона 19 века с врезными торцевыми шпонками.

Способ врезки в задник также может быть различным. Например, для святых старинных икон 17 века характерно встречное их расположение, причем тонкий конец конусообразной шпонки не выходит за боковой край доски. Сквозные же конусообразные шпонки, да еще и сонаправленные, то есть вставляемые в доску с одного бока, характерны для поздней иконы 19-го века.

Ширина шпонок также может быть подвержена исследованию и некоторой стандартизации. Например, коллекционеры икон знают, что наличие узких поперечных шпонок характерно для произведений 16-17 века, позже такие шпонки уже не применяются, они становятся шире и тоньше.

Врезные торцевые шпонки обычно очень узкие, это обусловлено самой конструктивной схемой, и различаются лишь своей шириной. Такие шпонки характерны больше для икон 18 века, особенно их любили устанавливать в доски на Русском Севере, но встречается такая схематика и в образах из Средней полосы России, и на иконах Юга, Сибири.

Следует отметить и тот факт, что у очень многих старинных икон 19 века шпонок не было вовсе. Это и иконы, написанные на небольших сосновых дощечках в иконописном центре слобода Борисовка, и, например, многочисленные памятники Холуя, иконы, написанные на тонкой щепе.

Вопрос, который особенно часто волнует наших Покупателей звучит так – почему на некоторых иконах шпонки частично или полностью отсутствуют, плохо ли это и надо ли озадачиваться восполнением утраченных шпонок, изготовив новые на заказ?

Ответ на этот вопрос мы разобьем на части, подробно ответив на каждую из них.

Шпонки на иконах, как мы уже сказали, должны были скомпенсировать процесс усушки доски и вызванное этим, ее коробление, выгиб. Но шпонки и сами были подвержены усыханию, кроме того, доска, выгибаясь, частенько просто выдавливала из своего «тела» поперечные врезные клинья, так что обратно их уже вставить не было никакой возможности, именно поэтому многие старинные иконы встречаются сегодня либо с одной (вместо двух), либо и вовсе без поперечин.

Читайте также:  Почитание святых икон догматика

Ничего трагического в том, что в антикварной иконе нет шпонок, нет, это надо усвоить любому Покупателю. Шпонки выполнили свою задачу, доска за сто лет усохла практически окончательно (хотя небольшие «гуляния» в иконной доске продолжаются всю ее жизнь и связаны с изменением атмосферы – перепадами влажности и температуры), и теперь не стоит переживать за целостность иконной основы, она уже не изменит своих линейных параметров.

Часто можно констатировать и другой факт – шпонки сохранились, но в своих пазах они не держатся, «ездят» по ним свободно, выпадают. Такие шпонки также не несут на себе своей первоначальной нагрузки, выполняя просто роль чисто эстетическую, дополняя икону в ее исторической первоначальной комплектности, не более того.

Поэтому, если Вы решили купить старинную икону и видите, что в ней не хватает или нет вовсе шпонок, не стоит об этом переживать, ничего страшного в будущем с иконной основой такого произведения религиозного искусства не случится, оно будет долгие годы, десятилетия и даже столетия радовать Вас и Ваших детей, внуков, правнуков.

Что же касается изготовления новых шпонок для старинной иконы, то мы делать этого не советуем по многим причинам, но если говорить коротко, то такая процедура может не помочь сохранить старинную икону, а наоборот, поспособствует ее разрушению, иконная доска может попросту лопнуть сразу, или в процессе дальнейшего хранения иконы, ведь новая шпонка будет сделана из «свежего» дерева, которое также будет подвержено активной усушке, короблению, а предусмотреть эти процессы в долгосрочной перспективе просто невозможно, и если нет непосредственной необходимости (например, когда доска у иконы уже лопнула и для ее скрепления нужны новые клинья), заниматься подбором или изготовлением шпонок не нужно.

В завершении хочется отметить, что в иконах с врезными торцевыми шпонками они сохраняются наиболее часто, сама конструкция обеспечивает эту сохранность: доска, даже чуть изогнувшись, надежно фиксирует в себе шпонки, не давая им выпасть даже через сто, двести лет.

Существуют и другие разновидности шпонок, встречающиеся гораздо реже описанных вариантов, например, накладные или диагональные, но о них мы не стали рассказывать в этой статье по причине их чрезвычайной редкости.

Источник статьи: http://kupistarinu.ru/articles/201

Выбор основы и ее обработка

Доска для иконы готовится из таких пород дерева , как липа, сосна , ель, ольха лиственница (в северных районах России),пихта, кипарис, бук (в южных районах). Предпочтение надо отдать кипарису, липе и ольхе.

Кипарисовые доски не коробятся от воздействия атмосферных изменений, и в них не заводится жучок-точильщик (благодаря специфическому запаху кипариса). Липовые и ольховые доски удобны своей легкостью, так как иконопись требует горизонтального положения доски (в отличие от станковой живо

– писи) и позволяет, для удобства иконописца, поворачивать икону в разных направлениях.

Доски березовые, особенно осиновые, еловые, сосновые и других малоценных пород, непрактичны (хотя и постоянно употребляются): они или очень смолисты (смола может выступать из доски и после просушки, даже иногда через лицевую сторону), или очень рыхлы (береза, осина) и восприимчивы к переменам температуры и влажности воздуха, отчего сильно коробятся и трескаются.

Совсем непригоден дуб из-за своей особой структуры, способной трескаться под левкасом.

Доска, предназначенная для иконы, должна быть из хорошо высушенного дерева. В древности просушка велась на открытом воздухе и весьма длительное время. В настоящее время сушка древесины ускоряется искусственным образом в особых сушильнях, но прежних результатов этот способ не дает.

В цельной или склеенной из нескольких частей доске, с целью предохранения ее от покоробления, в тыльной стороне, поперек древесного волокна, делаются расширяющиеся в глубь доски прорезы, в которые вставляются шпонки – узкие дощечки, сделанные по форме паза и приготовленные из более крепкого дерева, чем сама доска (например, из дуба).

Читайте также:  Религия икона божьей матери

Наиболее распространенные шпонки известны под названиями «сквозных», «встречных», «рельефных», «плоских». Форма паза, в который они вставляются, носит название «ласточкин хвост». Но свое назначение – противодействовать покороблению доски – шпонки выполняют не всегда. Доска ссыхается, коробится, шпонки часто выпадают из пазов. Поэтому в конце ХVII века их стали врезать в торцы досок, откуда выпасть им почти невозможно.

Шпонки ни в коем случае не приклеиваются к доске, а для прочности или приклеиваются самым кончиком, или прибиваются одним гвоздиком, чтобы при колебаниях влажности атмосферы, способствующей расширению и сужению доски, она не могла лопнуть. Иногда в щит, состоящий из нескольких досок, склеенных между собой, врезаются дополнительные шипы – планки различной формы, называемые «ласточками», «карасиками», «сковородниками». Они врезаются в смежные доски. К такому креплению приходится прибегать особенно в тех случаях, когда икону пишут на старой, сильно выгнутой доске. На лицевой стороне доски вытесывается плоское углубление, вокруг которого оставляется нетронутой рама, или поле. Углубленная часть доски называется «ковчегом» или «корытом»; уступ, образуемый ковчегом, носит название «лузги». Встречаются иконные доски, вынутые с лицевой стороны два раза, то есть имеющие двойной ковчег. Глубина ковчега для икон небольших размеров должна быть около 2–2,5 мм и не более 3–4 мм для крупных досок.

Шпонка «сквозная» (вверху), шпонка «встречная» (внизу)

Картину, для цельности впечатления, вставляют в раму, отделяя ее таким образом от окружающего и направляя внимание зрителя в мир, открывающийся на холсте за рамой, как бы за окном. В иконе роль рамы исполняют поля. Изолируя изображенное на иконе от земного окружения, они способствуют сосредоточенности молящегося. Размер доски, соотношение ее длины и ширины и величина полей имеют большое значение, так как, если пропорции не соблюдены, потеряется впечатление и от самой хорошей работы.

Ранее дощаник с иконником работали в контакте. Дощаник в столярном деле был таким же мастером, каким художник в красочном. Если ему говорили: «Поля в красу, пошире или поуже», – это значило, что целиком полагаются на его вкус, а вкус у хорошего столяра был таким же утонченным, как и у художника.

В различные времена способы обработки доски, крепления шпонок, профиль шпонок, пропорции досок, ширина полей изменялись. Все эти особенности иконной доски имеют большое значение при установлении даты произведения. В древности доски изготовлялись с помощью топора и тесла, поэтому до нашего времени сохранилось такое название для доски, как «тес». Часто даже поперечную обработку досок, как и бревен, производили топором. Колотые доски имели то преимущество, что они очень редко трескались и почти никогда не коробились, особенно, когда они были расколоты по радиусу, вдоль по волокнам. Затем колотые доски начали заменять пилеными.

Пила в России была известна уже в Х веке, но, по-видимому, до Х века в обработке древесины применялась только для поперечной распиловки. Продольная же распиловка, имеющая целью получение из бревна нескольких досок, стала, вероятно, применяться значительно позднее. От употребления

Продольной пилы из письменных источников известно только с ХVII века 44

Шпонка «рельефная» (вверху), шпонка «торцовая» (внизу)

Лучшим доказательством способа обработки доски являются следы от инструмента, оставшиеся на ее поверхности. Так, например, от обработки топором остаются характерные зарубки. Но, как правило, доски древних икон (ХI–ХVI вв.) имеют следы обработки скобелем. Обратная сторона досок многих икон подвергалась в последующие века неоднократным обработкам. Поэтому первоначальный способ изготовления доски правильнее и безошибочнее определять по следам, сохранившимся под слоем живописи. Конечно, их можно видеть только в том случае, если часть левкаса, покрывающего доску, утрачена. Первичная теска досок проводилась вдоль волокон древесины, чтобы выровнять поверхность каждой доски в отдельности. После соединения до-сок в один щит по лицевой сторон шла вторичная обработка теслом поперек волокон древесины, в целях выравнивания мест соединения. Поскольку для обратной стороны неровности в местах соединения досок не имеют существенного значения, поперечной тески там не делалось 45 . Форма шпонок и способы их крепления также имеют свою историю. В ХII–ХIII веках шпонки не врезали в доски икон, как в последующие века, а прикрепляли их с помощью деревянных штырей или железных кованых гвоздей. Местом крепления шпонок были торцы досок и их тыльные стороны.В ХIV веке к доскам, состоящим из одного куска дерева, шпонки не прикрепляли. Когда щит делали из нескольких досок, использовали накладные шпонки, прикрепляя их железными коваными гвоздями.

Читайте также:  Что такое патрональная икона

С конца ХIV века встречаются доски с врезными шпонками В ХV–ХVI веках шпонки только врезали в тыльную сторону доски, и они высоко выступали над поверхностью доски; в иконы малого размера врезали только одну шпонку.

В ХVII веке шпонки также врезали в доску, но их делали низкими и широкими, частью изготовляли из дуба, со сложным профилем. В самом конце ХУП века стали врезать шпонки в торцы досок.

Формат досок, ширина полей, глубина ковчега также имеют характерные для своего времени особенности. Древние иконы, как правило, имеют ковчег. Иконы ХIV–ХV веков отличаются удлиненной формой и узкими полями.

Доски в полтора метра имеют поля шириной 4 – 4,5 см, на досках небольшого размера они суживаются до 1,5–2 см.

Доска с врезными шпонками и дополнительными шипами – «ласточками»

Доска с ковчегом (вверху), доска с двойным ковчегом (внизу)

С конца ХVI века в иконах, главным образом, московских мастеров доска видоизменилась. Пропорции сторон как будто обычные, мерные, но стороны ковчега приблизились к квадрату, поля стали шире (иногда они доходят до 5–6 см на иконах малого формата), а глубина ковчега и на ощупь едва приметна. Появился и распространился двойной ковчег.

Со второй половины ХVII столетия доски, как правило, изготавливались без ковчега, с ровной поверхностью, но поля, обрамляющие изображение, выделялись цветом. От ХVII века дошли иконы, имеющие в верхней части фигурный обрез, наподобие треугольника, у которого боковые стороны поднимаются кверху закругленными уступами. Такие иконы принадлежат верхнему ярусу иконостаса. Своей формой они придают иконостасу декоративную законченность (к примеру, иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры).

В ХVIII веке икона потеряла и цветовые поля. Иконы в иконостасах (также и изображения на стенах) стали обрамляться рамой в стиле барокко и рококо. Стиль барокко представляет собой сочетание растительных мотивов – листьев, ев, цветов, плодов – с геометрическими фигурами – эллипсом, спиралью, а также и с их частями, излюблены ломаные линии. Стиль рококо требует иногда искусственной прогнутости или выпуклости доски. Этот стиль образуется из разнообразных сочетаний только одного мотива, который приближается к раковине, взятой в профиль, и общим видом напоминает человеческое ухо. Этот стиль не имеет четко выраженной рамы, образуя совершенно несимметричные клейма самых разнообразных форм.

Тыльная сторона иконы. Конец XIII – начало XIVвв.: а) следы обработки доски топором; б) следы от накладных шпонок и гнезда от деревянных гвоздей; в) ласточки

В конце ХVIII и начале ХIХ веков эпоха империи выработала стиль «ампир» (стиль империи). Следы этого стиля остались и на иконной доске, придав ей форму некоторых геометрических фигур –эллипса, треугольника и т.п. Это наблюдается, главным образом, в иконах Царских врат, иногда – иконостаса. В первой четверти XX века возник новый стиль «модерн». В основе его лежит пробудившийся интерес к образцам катакомбного искусства, а также и к русской старине.

Иконные доски получили фигурный обрез сверху. Этот обрез имел форму и подобие арок или русских теремных кровель, церковных глав и т.п. Но то, что было жизненно в период катакомбной и византийской эпох, что было выражением души русского человека ХIV–ХVI веков, в ХХ веке получило примитивный, поверхностный характер. Новое творчество по формам старого стало отзываться подделкой, портящей подлинное творчество. Дух народного творчества не был понят. При крайнем обеднении религиозного сознания этой эпохи новый стиль оказался бездушным подражанием и случайным исканием в искусстве. Таким образом, подновленная, «модернизированная », древность сначала явилась привлекательной новинкой, как всякая мода, завоевала себе большие симпатии, но быстро изжила себя.

Филатов В.В. Русская станковая темперная живопись. Техника реставрация. М.. 1961. С, 7‚

Источник статьи: http://azbyka.ru/otechnik/ikona/trud-ikonopistsa/3_1