Меню

Используют ли католики иконы

Католические иконы

Сейчас популярным является распространение так называемого экуменизма, то есть стремления объединить все христианские конфессии в единую веру. В целом концепция выглядит вполне целесообразной и полезной, но, если обратить внимание на некоторые принципиальные отличия между ветвями христианства, становится понятной трудность такого объединения. Взять, к примеру, католические иконы в сравнении с православными, тут практически каждая деталь говорит о принципиальной и существенной разнице между традициями. Также эти различия позволяют глубже понять, чем отличаются данные школы христианства.

Есть ли иконы у католиков

В строгом православном смысле католики практически не используют иконы как таковые, они пользуются картинами на религиозную тематику, которые могут изображать святых, Христа и других, скажем так, тематических персонажей.

Таков главный вектор, но есть и нечто общее.

К примеру, существует Серафимо-Дивеевская икона Умиление, которая относится к католической традиции, но перед этой иконой молился Серафим Саровский. Также и католики почитают многие православные иконы, в основном Божией матери. Православные могут использовать образ иконы католической церкви Моление о чаше, которая изображает Христа в Гефсиманском саду.

Тем не менее, указанные факты являются частностями, а в общем есть различия и весьма существенные, основными являются:

  • каноны – в католичестве таковые практически отсутствуют, каждый пишет икону, исходя из собственного понимания эстетики и религиозных догм;
  • авторство — иконы в католической церкви пишутся конкретным автором и немалое количество известных живописцев создавало такие художественные произведения, в православии даже известные авторы (такие как Рублев, например) создавали зачастую работы не одни, а в соавторстве с учениками или другими иконописцами и авторство никогда не являлось фактором , о котором вообще говорили особым образом, все подчинялось канону;
  • цель – католики не часто молятся перед самими иконами, они могут использовать таковые только для создания атмосферы и соответствующего настроения, но как таковое почитание икон в форме молитвы там не распространено;
  • символизм – в православии мощная школа символики, которая устанавливается каноном, каждый цвет имеет значение, каждый символ раскрывает дополнительные подробности образа, в католицизме цвета и формы могут использоваться просто для художественной выразительности;
  • детали – есть отличия во многих деталях, к примеру, у католиков сверху располагается левая ладошка у изображаемого святого (у православных — правая) нимб в католицизме больше напоминает корону и располагается сверху над головой, а в православии нимб окружает голову полностью и как бы является всепронизывающим свечением.

Теперь не трудно понять есть ли иконы в католической церкви – они там практически повсюду, но больше похожи на картины и созданы для того чтобы формировать особую молитвенную атмосферу.

Поэтому они могут просто располагаться по стенам, там может отсутствовать пространство перед ними для молитвы. Также они создаются не специально подготовленными иконописцами, которые передают традицию и опыт веры (в православии) а профессиональными художниками.

Интересные факты

Наиболее почитаемыми являются католические иконы Божией матери, которые отличаются особенной художественной выразительностью. На них Дева Мария предстает юной и невинной, утонченной девушкой. Выражение лица может включать в себя массу различных мимолетных эмоций.

Распространенными являются католические иконы Девы Марии наподобие Непорочного сердца, где композиция дополняется символами, такими как сердце Богоматери поверх одежд. Такие символы наводят на размышления и пробуждают эмоции. В чем-то они даже являются назидательными.

К примеру, католическая икона Девы Марии с младенцем не просто пробуждает молитвенное настроение и стремление к божественному, но и множество дополнительных размышлений, в том числе и весьма «земных»: о красоте мира, о чуде материнского отношения. В подобном заключается одно из основных отличий между православными и католическими иконами.

Источник статьи: http://omolitvah.ru/ikony/katolicheskie-ikony/

Католические иконы: отличия от православных

Иногда полагают, что иконы есть только в православии. Это не совсем так. У католиков тоже есть иконы. Однако они имеют существенные отличия. Рассмотрим особенности иконописи и фото католических икон.

Как отличить

Существуют конкретные различия. Так, на католических изображениях левая рука святого лежит сверху правой, а на православных – правая сверху левой. Подписи на иконах в католичестве пишутся на латыни. А по православному канону – греческими. В русской традиции возможно и церковнославянскими буквами.

Отличия православных и католических икон

Итак. Главное отличие католической иконы от православной – большая «живость», эмоциональность изображения, что делает картину больше похожей на живопись. Изначально в католичестве существовало больше картин с библейским сюжетом, чем изображений святых. Поэтому средства выразительности – фигуры и выражения лиц, яркость красок – у католических и православных икон сильно отличаются. Например, у католического святого может быть изображена корона вместо нимба. В православной традиции такое невозможно. Всё это связано с предназначением иконы. В католичестве их чаще размещают для красоты и создания религиозной обстановки, а не для молитвы.

Сейчас в католичестве есть достаточное количество икон, не являющихся сюжетом, а представляющих собой изображение святого. Но и на них видна большая, чем на православных, эмоциональность выражения лица, прописанные детали и светотени. Могут присутствовать невозможные для православных икон детали, такие как сердце на католической иконе Божьей Матери «Непорочное сердце».

В чём смысл икон в католичестве и православии

Отличительные особенности православных и католических икон обусловлены культурной традицией и некоторой разницей мировосприятия католиков и православных.

Читайте также:  Девушка которая застыла с иконой правда или вымысел

Изначально школа православной иконописи сформировалась под воздействием византийской школы. На неё, в свою очередь, было оказано большое влияние восточной традицией, характерными чертами которой были плавные линии, строгость, величественность, торжественность, сияние. Предназначение образа здесь – вызывать у человека молитвенный настрой, стремление к Богу, и ничего больше.

Католическая икона возникала в других обстоятельствах. Она возникала как иллюстрация на религиозную тему. Её задача – учить, наставлять, рассказывать библейскую историю, а не пробуждать молитвенное настроение. Чувственность икон стала одной из причин, по которой протестанты отказались от них, как от изображений, далеких от божественного.

Отличие канонов

В православии существует четко прописанный канон иконописи – правила создания иконы. Он был создан для того, чтобы иконописцы не привносили в иконы слишком много личного. Отклонения от него невозможны, кроме цветов, гамма которых может меняться в разных иконописных школах. Но тем не менее цвет всегда несёт смысловую нагрузку.

Например, по канону Божья Матерь одета в пурпурный плат (символ величия) и синий хитон (символ неба, вечного мира). Её икона обозначается греческими буквами МР-МФ. Всегда есть нимб. Следует отметить, что в православии встречаются изображения Богородицы в короне. Это заимствованный у католиков или униатов элемент. Корона в данном случае не заменяет нимб, а присутствует на иконе одновременно с ним.

Также есть свои каноны образа Иисуса Христа и святых. Портретного сходства по канону быть не должно, а узнаваемым образ делают характерные черты. Другие составляющие канона – двухмерность изображения, обратная перспектива (увеличение предметов по мере удаления), отсутствие теней. Все это предназначено для наилучшей передачи образа Божественного царства, в котором находятся святые.

Для католической иконы не существует канонов, регламентирующих её написание. Она представляет собой портрет или живописную картину, отличительной особенностью которых является присутствие святых и религиозный сюжет. Всё остальное продиктовано воображением художника. Католическая икона пишется автором. Чаще всего точно известен человек, её написавший. В православной иконописи, наоборот, обыкновенна анонимность, так как над иконой зачастую работают несколько иконописцев. Хотя часто говорят «икона Андрея Рублева» или «икона Феофана Грека», правильно было бы назвать их «икона школы Андрея Рублева» или «икона школы Феофана Грека».

Общие иконы

Есть иконы, равно почитаемые католиками и православными. Например, некоторые православные иконы Богородицы, такие как Казанская, Остробрамская и некоторые другие, почитаются католиками. Или же икона католической традиции «Умиление Серафимо-Дивеевская». Перед ней святой Серафим Саровский пребывал в молении. А также католическая икона Иисуса Христа «Гефсиманское моление» («Моление о чаше»).

Сравнение

Чтобы лучше ощутить разницу, рассмотрим изображение католической иконы Девы Марии (у нас она считается только картиной) — произведение Боттичелли «Благовещение», а также православную икону «Устюжское Благовещение», созданную в XII веке школой Андрея Рублева. Благовещение — праздник, одинаково почитаемый у христиан обеих конфессий.

«Благовещение» Сандро Боттичелли

Католические иконы более чувственны, на них изображены реальные люди, а не их образы. На религиозной картине Боттичелли Мария выглядит земной прекрасной девушкой, в эмоциональной позе, говорящей о её смущении перед Архангелом Гавриилом. Все детали картины четко прописаны – тени, элементы одежды, черты лиц. Есть перспектива – все предметы уменьшаются по мере отдаления; этого в православных иконах не существует. Присутствует подчеркнутое разделение пространства на внутреннее и внешнее, которого в православной иконописи нет: Архангел и Богородица находятся в помещении, за окном изображен пейзаж города.

Нимбы над головами коричневые (в православии – символ тления и человеческой природы) и больше похожи на шляпы, выглядят как отдельные предметы. На православных иконах они всегда выполнены в светлых тонах и исходят от изображенного образа, представляя собой как бы исходящее изнутри сияние. Цвета картины не имеют символики.

Икона «Устюжское Благовещение»

Совершенно по-другому выполнена икона «Устюжское Благовещение». Действие происходит в другом, двухмерном измерении – отсутствует глубина. Это и светлый, золотистый фон, символизирующий Небесное Царство, подчеркивают отличие Богоматери и Архангела от обычных людей.

По некоторым деталям можно понять, что действие иконы все же происходит в конкретном месте – храме, но это пространство все равно другое, божественное, не от мира сего.

Фигуры вертикальные, без эмоциональных жестов и порывов. Вся икона как будто устремлена ввысь. Рука Архангела поднята для благословения, внешний вид Божьей Матери говорит о смиренном принятии Божьей воли. В отличие от картины Боттичелли, нет акцента на красоте одежды или лиц. Чистые, смиренные, безэмоциональные лица – характерная особенность православных икон.

Все цвета имеют значение: пурпурная одежда Девы Марии подчеркивает её величие, зеленые тона, присутствующие в одежде Архангела Гавриила, означают жизнь, радостную весть о зачатии новой жизни.

Таким образом, в православной иконе преобладает духовное; вертикаль, говорящая об устремленности к Небу. В картине Боттичелли, напротив, подчеркнуто земное начало, выражена горизонтальность изображения, как бы привязывающая действие к земле.

Источник статьи: http://fb.ru/article/359717/katolicheskie-ikonyi-otlichiya-ot-pravoslavnyih

Реликвии в православии и католичестве – общее и различное

Отличия православных и католических икон

Итак. Главное отличие католической иконы от православной – большая «живость», эмоциональность изображения, что делает картину больше похожей на живопись. Изначально в католичестве существовало больше картин с библейским сюжетом, чем изображений святых. Поэтому средства выразительности – фигуры и выражения лиц, яркость красок – у католических и православных икон сильно отличаются. Например, у католического святого может быть изображена корона вместо нимба. В православной традиции такое невозможно. Всё это связано с предназначением иконы. В католичестве их чаще размещают для красоты и создания религиозной обстановки, а не для молитвы.

Читайте также:  Икона человек в кровати

Сейчас в католичестве есть достаточное количество икон, не являющихся сюжетом, а представляющих собой изображение святого. Но и на них видна большая, чем на православных, эмоциональность выражения лица, прописанные детали и светотени. Могут присутствовать невозможные для православных икон детали, такие как сердце на католической иконе Божьей Матери «Непорочное сердце».

В чём смысл икон в католичестве и православии

Отличительные особенности православных и католических икон обусловлены культурной традицией и некоторой разницей мировосприятия католиков и православных.

Изначально школа православной иконописи сформировалась под воздействием византийской школы. На неё, в свою очередь, было оказано большое влияние восточной традицией, характерными чертами которой были плавные линии, строгость, величественность, торжественность, сияние. Предназначение образа здесь – вызывать у человека молитвенный настрой, стремление к Богу, и ничего больше.

Католическая икона возникала в других обстоятельствах. Она возникала как иллюстрация на религиозную тему. Её задача – учить, наставлять, рассказывать библейскую историю, а не пробуждать молитвенное настроение. Чувственность икон стала одной из причин, по которой протестанты отказались от них, как от изображений, далеких от божественного.

Отличие канонов

В православии существует четко прописанный канон иконописи – правила создания иконы. Он был создан для того, чтобы иконописцы не привносили в иконы слишком много личного. Отклонения от него невозможны, кроме цветов, гамма которых может меняться в разных иконописных школах. Но тем не менее цвет всегда несёт смысловую нагрузку.

Например, по канону Божья Матерь одета в пурпурный плат (символ величия) и синий хитон (символ неба, вечного мира). Её икона обозначается греческими буквами МР-МФ. Всегда есть нимб. Следует отметить, что в православии встречаются изображения Богородицы в короне. Это заимствованный у католиков или униатов элемент. Корона в данном случае не заменяет нимб, а присутствует на иконе одновременно с ним.

Также есть свои каноны образа Иисуса Христа и святых. Портретного сходства по канону быть не должно, а узнаваемым образ делают характерные черты. Другие составляющие канона – двухмерность изображения, обратная перспектива (увеличение предметов по мере удаления), отсутствие теней. Все это предназначено для наилучшей передачи образа Божественного царства, в котором находятся святые.

Для католической иконы не существует канонов, регламентирующих её написание. Она представляет собой портрет или живописную картину, отличительной особенностью которых является присутствие святых и религиозный сюжет. Всё остальное продиктовано воображением художника. Католическая икона пишется автором. Чаще всего точно известен человек, её написавший. В православной иконописи, наоборот, обыкновенна анонимность, так как над иконой зачастую работают несколько иконописцев. Хотя часто говорят «икона Андрея Рублева» или «икона Феофана Грека», правильно было бы назвать их «икона школы Андрея Рублева» или «икона школы Феофана Грека».

История происхождения

Есть несколько версий возникновения Остробрамской иконы, подтвердить которые никто не может. Одно известно точно: ее месторождением считается город Вильнюс в Литве, где она хранится до сих пор на Острых Воротах (Брамах), за счет чего и получила свое название.

Основные версии

Первая версия возникновения Остробрамской или Виленской (как ее называют литовцы) Богоматери на воротах города гласит, что 14 апреля 1461 года икона, по воле Божьей, оказалась на Острой Браме. Но историки, которые не верят в такие чудеса, утверждают, что икону привез литовский князь Ольгерд в XV веке из Крыма, точнее из Корсуня (современный Херсонес) в качестве трофея после удачного завоевания крымско-татарского полуострова. Жена его, Иулиана, передала святыню в Свято-Троицкий монастырь, где она находилась долгое время.

Несмотря на то, что изначально икона попала в руки князю католику, заботились о ней именно православные христиане, жившие в Остром или Русском конце, где стояла Свято-Троицкая церковь с монастырем. Но в 1596 году была подписана Брестская уния (Церковная), которая обозначала, что отныне православная церковь переходит под руководство Папы Римского и западной (Римско-католической) церкви. Впоследствии икона вместе со всеми православными святынями тех лет перешла католикам, а затем монахам кармелитам, спасшим ее от пожара.

Почитание

Когда икона попала в руки к кармелитам, они настолько прониклись ее образом, что построили для нее отдельную часовню и устраивали сорокачасовые службы в ее честь. Местные прихожане приносили в дар ценные вещи, чтобы восстановить деревянную церковь, сгоревшую в 1714 году, в которой хранилась икона. На ее месте была построена новая каменная церковь, соединенная со Свято-Троицким храмом.

Часовня

В то время, когда икона принадлежала монахам кармелитам, в 1671 году они построили небольшую часовню над Острой Брамой. В часовню ведет лестница из крытой галереи. Таким образом, чтобы войти в город, необходимо пройти под Остробрамской иконой. В XIX веке было установлено негласное правило среди местных жителей, что каждый, кто проходит под изображением Богородицы, должен снимать головной убор.

На стены часовни с начала XVIII века люди вешают различные золотые и серебряные украшения, погоны, изображения рук, ног и автомобилей в знак различных обетов и просьб, которые они возводят к Пресвятой Деве Марии.

Читайте также:  Кондак перед иконой всецарица

Коронация образа Пресвятой Богородицы

Коронация произошла 2 июля 1927 года по инициативе Папы Римского Пия XI. Во время торжества, которое происходило в Вильнюсе, местные жители и паломники привезли множество даров в виде драгоценностей, украшая стены часовни. В тот же день Остробрамская икона была украшена золотыми коронами, которые впоследствии пропали. Их заменили старинными коронами – серебряной и медной, позолоченной, но в 2021 году образ вновь украсили золотом.

Общие иконы

Есть иконы, равно почитаемые католиками и православными. Например, некоторые православные иконы Богородицы, такие как Казанская, Остробрамская и некоторые другие, почитаются католиками. Или же икона католической традиции «Умиление Серафимо-Дивеевская». Перед ней святой Серафим Саровский пребывал в молении. А также католическая икона Иисуса Христа «Гефсиманское моление» («Моление о чаше»).

Дни празднования

Почитание Остробрамской иконы у католиков происходит 16 ноября, у православных христиан этот день всегда был следующим после Рождества Христова: 26 декабря по старому стилю и 8 января по новому стилю. Также христиане вспоминают о ней 14 апреля по старому стилю и 27 апреля по новому стилю. В этот день литовцы поминают трех мучеников, погибших от руки князя Ольгерда, на могиле которых и был установлен Свято-Троицкий монастырь.

«Благовещение» Сандро Боттичелли

Католические иконы более чувственны, на них изображены реальные люди, а не их образы. На религиозной картине Боттичелли Мария выглядит земной прекрасной девушкой, в эмоциональной позе, говорящей о её смущении перед Архангелом Гавриилом. Все детали картины четко прописаны – тени, элементы одежды, черты лиц. Есть перспектива – все предметы уменьшаются по мере отдаления; этого в православных иконах не существует. Присутствует подчеркнутое разделение пространства на внутреннее и внешнее, которого в православной иконописи нет: Архангел и Богородица находятся в помещении, за окном изображен пейзаж города.

Нимбы над головами коричневые (в православии – символ тления и человеческой природы) и больше похожи на шляпы, выглядят как отдельные предметы. На православных иконах они всегда выполнены в светлых тонах и исходят от изображенного образа, представляя собой как бы исходящее изнутри сияние. Цвета картины не имеют символики.

Икона «Устюжское Благовещение»

Совершенно по-другому выполнена икона «Устюжское Благовещение». Действие происходит в другом, двухмерном измерении – отсутствует глубина. Это и светлый, золотистый фон, символизирующий Небесное Царство, подчеркивают отличие Богоматери и Архангела от обычных людей.

По некоторым деталям можно понять, что действие иконы все же происходит в конкретном месте – храме, но это пространство все равно другое, божественное, не от мира сего.

Фигуры вертикальные, без эмоциональных жестов и порывов. Вся икона как будто устремлена ввысь. Рука Архангела поднята для благословения, внешний вид Божьей Матери говорит о смиренном принятии Божьей воли. В отличие от картины Боттичелли, нет акцента на красоте одежды или лиц. Чистые, смиренные, безэмоциональные лица – характерная особенность православных икон.

Все цвета имеют значение: пурпурная одежда Девы Марии подчеркивает её величие, зеленые тона, присутствующие в одежде Архангела Гавриила, означают жизнь, радостную весть о зачатии новой жизни.

Таким образом, в православной иконе преобладает духовное; вертикаль, говорящая об устремленности к Небу. В картине Боттичелли, напротив, подчеркнуто земное начало, выражена горизонтальность изображения, как бы привязывающая действие к земле.

О чем просят перед образом

За несколько веков существования Остробрамской иконы произошло множество чудес, случившихся по милости Святого Духа и по молитвам Матери Божьей за людей к ней обращавшихся. Даже самые отчаявшиеся прихожане и иноверцы, наслышанные о силе молитвы Богородице, приходили к ней со своими просьбами и несчастьями, и были услышаны.

Давно не секрет, что ее святого лика боятся бесы и всякая нечисть, поэтому иконы с ее изображением помещают в каждый дом, где возникают частые конфликты, несчастья или болезни.

Защита в авиакатастрофе

Часто путешествующие христиане знают, что хорошо иметь в своем саквояже небольшой образ Остробрамской иконы, которая охраняет людей от внезапной смерти при катаклизмах и авиакатастрофах. Люди, истинно верующие в силу молитвы Богородице, перестают бояться и чудесным образом спасаются, не поддавшись панике в критической ситуации.

Исцеление неизлечимой болезни

Акафисты Деве Марии Остробрамской читают в храмах, просят выздоровление для тяжелобольных людей, особенно страдающих психическими расстройствами, депрессиями, переживающих тяжелые жизненные ситуации и скорбящих о потери близких. Ей молятся в случае болезни новорожденных, просят исцеления или принятия младенца в Царствие Божие.

Сохранение семьи

Служители храма советуют приобретать икону семейным парам и тем, кто только вступает в брак. Христиане верят, что святой лик Богородицы Остробрамской покровительствует семьям, защищая дом от проклятий и дурного глаза. Супруги, принесшие образ в дом, нередко делятся тем, что после этого исчезает раздражение и агрессия в доме, налаживается общая атмосфера. Давно охладевшие друг к другу мужья и жены снова влюбляются друг в друга.

Помогает в возвращении без вести пропавших людей

Паломники часто приезжают к Острой Браме попросить Матерь Божью о помощи в поиске пропавших без вести людей или сгинувших на полях сражения.

Даже бывали безнадежные случаи, когда человек отсутствовал несколько лет, а после обращения к святому образу семья пропавшего получала от него или о нем весточку.

Источник статьи: http://planeta-mineral.ru/ikony/katolicheskie.html