Меню

Как определить какая икона изображена

Нашли икону и не знаете, как определить возраст иконы самостоятельно?

Виды и способ крепления шпонок

С торцевой или тыльной стороны доску укрепляли длинными рейками — шпонками. В разные времена использовали различные виды шпонок и способы крепления. В XI–XII веках в ходу были кованые гвозди и деревянные шипы. Позже их заменили на врезные шпонки, которые ставили в специальные пазы с тыльной стороны будущей иконы. В XIV–XV веках пазы на досках делали от одного края к другому, но потом они стали более короткими, а шпонки обрели форму клиньев. В XVI веке шпонки были тонкими и плоскими, с XVII века – стали широкими и плоскими. Но с конца XVII века начали использовать шпонки, врезанные в торцы доски.

Рукописная или печатная икона? Что выбрать?

В наше время в продаже существует множество самых разных икон, которые отличаются и по материалу, и по технике исполнения, и по цене. Встает вопрос – что же выбрать? Есть и рукописные иконы, и печатные. Все они, безусловно, очень красивы. Так давайте же разберемся, какой образ выбирать среди такого многообразия?

Начнем с печатных икон. Их несомненное преимущество в относительной дешевизне, большом разнообразии ликов, а также в том, что не нужно долго ждать изготовления. В магазине «Православные иконы» представлены такие иконы на льняных холстах и на липовых досках. Иконы эти созданы прямым нанесением красок на специально подготовленную поверхность доски или холста. Уникальный способ печати передает все цвета и оттенки подлинной иконы. Подготовка и обработка материалов произведена вручную православными мастерами. Но важно понимать, что иконы созданы механическим путем, их пишет не человек, а машина с применением современных технологий и материалов. Они превосходного качества, краски у них яркие, не боятся выцветания.

Казанская икона Божьей Матери с житием на льняном холсте.

Как бы не были красивые печатные иконы, именно рукописные образы ценятся превыше всего! Рукописный образ наполняется жизнью под кистью иконописца. Технологии, проверенные веками, соответствие церковным канонам и традициям, дают гарантию качества и долговечности писаной иконы. К тому же не бывает двух одинаковых рукописных икон, в то время как печатные иконы получаются абсолютно идентичными. Эксклюзивность иконы, созданной вручную, не заменит массовый тираж.

Ангел Хранитель в полный рост. Писаная икона.

Стоить отметить и существенный минус писанных икон – это их дороговизна. Не каждому человеку это будет по карману. За сложную ручную работу приходится платить в разы больше, чем за печатную икону. Но если финансы Вам позволяют, стоит иметь в своем жилище хотя бы одну рукописную икону – ведь именно ее Вы будете передавать своим детям и внукам по наследству, это то духовное наследие, которое останется в Вашей семье на долгие-долгие годы и будет передаваться из поколения в поколение.

Как же отличить икону ручной работы от созданной на специальном оборудовании? Действенный способ – взять увеличительную лупу и посмотреть. На рукописной иконе всегда можно разглядеть неровные линии, штрихи, мазки, в то время как печать выглядит идеально (вы увидите абсолютно гладкую поверхность доски или текстуру холста). Также можно отличить писаный образ по сусальному золоту. Настоящее сусальное золото представляет собой тончайшие листы драгоценного металла толщиной до долей микрон. Зачастую на иконе ручной работы видны стыки нескольких листочков. Лак, который используется на печатных иконах, имеют ровную, однородную текстуру, никаких границ видно не будет.

Читайте также:  День смоленской иконы божьей матери когда

Для примера представляем Вашему вниманию некоторые иконы, которые в последнее время написали наши мастера-иконописцы по образцу печатных икон. Замечаете ли Вы разницу между двумя образами по фото? Какие из этих икон Вам нравится больше — рукописные или печатные?

Елизавета Чудотворица, игумения Константинопольская. Икона на холсте и рукописная икона.

Мирон Критский. Икона на холсте и рукописная икона.

Петр и Феврония Муромские. Икона на холсте и рукописная икона.

Стефан первомученик архидиакон, апостол от 70-ти. Икона на холсте и рукописная икона.

Напоминаем, что Вы всегда можете выбрать готовую икону на льняном холсте, на липовой доске или рукописную на нашем сайте

Если Вы не нашли нужный образ, есть возможность заказать печатную или писаную икону в нашем магазине по присланному Вами образцу или по образцу иконы, уже имеющейся в нашем магазине. Срок изготовления — от 10 дней. Детали обговариваются индивидуально с каждым заказчиком.

В завершение хочется подчеркнуть, что любая икона (созданная вручную или на оборудовании) призвана открыть чуткому сердцу окно в духовный мир, помочь стать ближе к Богу, помочь через молитву перед образом в общении с Господом. А что в итоге выбрать – остается на Ваше усмотрение! Главное, чтобы икона (созданная любым из способов, перечисленных в нашей статье) была качественной и радовала Вас, была Вам по душе, и Вы не забывали возносить перед ней молитвы!

Некоторые самые дорогие иконы России

Стоит разделять дорогие иконы. Есть бесценные – хранящиеся в различных музеях, больших храмах и церквях. Например, в Успенском соборе во Владимире находится икона Богоматери Владимирской «Умиление», написанная самим Андреем Рублёвым. Она никогда не продавалась, и поэтому цена на неё неизвестна. Но коллекционеры и собиратели раритетов готовы отдать за неё практически любые деньги.

Также существуют иконы, которые один раз были выставлены на аукционах, проданы, и с тех пор находятся в частных хранилищах. Они имеют задокументированную стоимость. Но купить их тоже не получится. В качестве примера можно привести несколько дореволюционных икон, которые были проданы частным коллекционером в 1980 году на аукционе Christie’s. Самая дорогая из них – «Вознесение» XVI века. Её цена в пересчёте на современные деньги составила более 550 тысяч долларов.

Наконец, прямо сейчас на аукционах доступно несколько действительно дорогих икон:

  • Афонская икона «Богородица Вратарница». Храмовый образ, написанный афонскими мастерами и хранившийся в Иверском монастыре. Дата создания – примерно 1880-1890 годы. Стоимость – более 2,1 млн рублей;
  • Паломническая икона, написанная в Иерусалиме в XIX веке. Этот образ содержит частицу мамврийского дуба, а также небольшие кучки земли с мест остановок Христа по его пути на Голгофу. Стоимость – более 1,8 млн рублей;
  • Икона «Святые Митрофан и Тихон Задонский чудотворцы». Написана неизвестным мастером в середине XIX века. Хранилась в одной из воронежских церквей. В икону инкрустированы мощевики. Стоимость – более 1,6 млн рублей;
  • Икона «Святая Параскева Пятница». Образ считается покровителем женщин. Икона принадлежит кисти неизвестного мастера, написана на деревянной доске в XIX веке. Иконописец использовал смешанную технику – причём не только в изображении образа. Стоимость – более 1,4 млн рублей.

Таким образом, практически все самые дорогие иконы, доступные в России, имеют исторически-религиозную ценность, а также написаны в XIX веке.

Читайте также:  Шкаф для икон домашний

Фактор №2

Определите сюжет вашей иконы. Сделать это самому будет непросто, в некоторых случаях даже на скупке антиквариата сходу не дадут ответ. Есть такие сюжеты, которые появились не так давно, к примеру, Царственные мученики — они были причислены к лику святых в 21 веке, так что понятно, что икон 17, 18 и 19 веков с ними быть не может. И таких примеров, как с Царскими мучениками, много.

Самые распространенные иконы — это Господь Вседержитель и Пресвятая Богородица. Атрибутировать остальные сюжеты без помощи эксперта по антиквариату будет трудно. К примеру, только на коне могут быть великомученик Георгий Победоносец, Архангел Михаил, святой мученик Трифон.

Примеры цен

  • Икона «Тихвинская Богоматерь». 1 200 000 рублей. Понятно, что речь идёт о списке с одной из самых известных чудотворных икон России, но популярность сюжета и приписываемые ему качества составляют немалую часть стоимости иконы. Написан образ темперой на дереве, оклада нет, присутствует позолота. Сохранность хорошая.
  • Трёхстворчатый складень, состоящий из трёх небольших деревянных икон и медных створок. Стоимость – 980 000. Из чего складывается такая цена: отличное состояние предмета, достоверная информация о том, что складень сделан в единичном варианте, присутствует информация о первом владельце. работа выполнена темперой на дереве.
  • Написанный темперой на дереве образ Иоанна Предтечи, есть позолота. 700 000. Часть цены – известный и любимый многими святой, хорошо сохранившаяся работа.
  • Икона Николая Чудотворца, основа – дерево, краска – темпера. Без позолоченных элементов. 185 000 рублей.
  • Лик Иоанна Богослова, основные материалы – дерево и масло. Стоимость — 170 000. Масло ценится меньше, нет позолоты.
  • Образ великомученицы Варвары, написанный маслом по дереву. 114 000 рублей. Не самая известная святая, работа выполнена маслом.

Образ великомученицы Варвары

Определение возраста старинной иконы требует профессионального подхода

Чтобы определить возраст и ценность иконы, необходимо учитывать множество специфических критериев. Важны не только технические моменты и атрибуты, перечисленные выше, но и художественные особенности. Мастера разных веков, школ, стилей отличались разной техникой нанесения краски и манерой изображения святых.

Человеку, далекому от искусствоведения и иконописи, не получится самостоятельно определить, сколько лет антиквариату. Сделать это помогут только профессионалы, много лет работающие в этой сфере. Одна из таких экспертных в Москве. Обратившись к ее специалистам, можно определить период создания, стоимость изделия в режиме онлайн и получить консультацию по быстрой и выгодной продаже.

Основные советы по оценке

Главный бич владельцев старинных икон— они стараются узнать стоимость как можно быстрее. Однако в спешке легко можно потерять свои деньги. Первый попавшийся эксперт может провести неверную оценку (намеренно или нет – другой вопрос) и, в результате обладатель святыни будет основываться на изначально ложных данных.

Ряд экспертов намеренно называют заниженную стоимость и «наводят» обладателей антиквариата на нечистых на руку скупщиков, получая за свою горе-работу процент. Другие, обладая сомнительными знаниями, называют завышенную цену и тогда владелец оперирует заведомо неправдивым фактом.

Итак, как оценить стоимость иконы и не попасть впросак? Желательно обратиться к нескольким независимым друг от друга экспертам и только тогда делать выводы.

Кроме того, стоит различать художественную и/или историческую ценность с рыночной стоимостью образа. Поэтому крайне важно не ошибиться и обратиться к эксперту по антиквариату, а не, допустим, работнику музея.

Читайте также:  Иконы святой христины тирской

Ключ и книга, Петр и Павел

Апостолы Петр и Павел. Работа иконописца Феоктиста Климентова. 1708 год. Государственный ЭрмитажBridgeman Images / Fotodom
Среди учеников Христа легко отличить двоих. Человек с окладистой бородой и кудрявыми волосами — Петр. Часто в руках у него — свиток, на котором можно прочесть: «И рече Петр: Ты еси Христос, сын Бога Живаго» (Мф. 16:17). Это те слова апостола, после которых Иисус ответил ему: «И Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16:18–19). Ключ от рая, обещанный Христом, — второй атрибут Петра. Иногда он висит на шнурке, который апостол держит в руках вместе со свит­ком. На иконах, изображающих Страшный суд, Петр ведет праведников в рай и готовится открыть этим ключом его врата, затворенные для людей после изгнания Адама и Евы.

Человек с высоким лбом и редкими волосами — Павел, проповедник и бого­слов, автор большинства апостольских посланий. Его можно узнать по книге, которую он держит в руках. В деисусном ряду Деисусный ряд, или деисус (с греч. «молитва»), — иконописная композиция с изображением Спасителя в центре, а справа и слева — предстоящих и молящихся Христу. алтаря Петр стоит обычно третьим по правую руку от Христа, а Павел — третьим по левую.

Источник статьи: http://vericon.ru/zhizn-duha/kak-uznat-nazvanie-ikony-po-izobrazheniyu.html

По каким признакам можно определить, кто изображен на иконе?

Приблизительное время чтения: 0 мин.

Отвечает Анатолий Влезько, руководитель мастерской «Палехский иконостас»:

Ч т обы узнать, кто изображен на иконе, нужно посмотреть на надпись рядом с нимбом вокруг головы Христа, Богородицы или святых. Именно надписи рассказывают о том, кто или даже что изображено на святом образе.

В древности они были очень краткими. На греческих иконах Христа могло быть написано слово παντοκράτωρ (Вседержитель). На русских IC ХС, Спаситель, Вседержитель.

Греческие иконы Богородицы подписаны ΜΠ ΘY (Сокращение от двух греческих слов Матерь Божия). На русских иконах еще можно прочитать место прославления образа, например, «Казанская (Иверская, Владимирская, Донская и т. д.) Б(ожия) М (Матерь)» или «Пресвятая Богородица».

Господь Вседержитель; Россия. Владимирская обл.; XIX в. ruicon.ru

Гораздо разнообразнее надписи на иконах святых. Помимо имени подвижника в подписи можно прочитать чин святого — мученик, преподобный, святитель, благоверный князь, страстотерпец, праведник, юродивый (блаженный) и так далее. Еще на русских иконах иногда можно прочитать о месте подвигов святого — Радонежский, Печерский, Афонский. У некоторых святых может быть подписано главное качество. Например, Роман Сладкопевец — автор многочисленных песнопений, которые до сих пор звучат в православных храмах.

Иногда надпись на иконе прочитать сложно. Она может быть сокращена, стерта или написана особой вязью, как в ярославских храмах. Тогда стоит обратить внимание на одежду святого, предметы в его руках и другие детали святого образа.

Преподобные изображаются в монашеских одеждах, мученики могут держать в руках орудия мучений, целители — шкатулку с лекарствами, цари изображены в коронах или венцах, святые воины — в доспехах, а юродивые — нагими .

Источник статьи: http://foma.ru/po-kakim-priznakam-mozhno-opredelit-kto-izobrazhen-na-ikone.html