Меню

Kakuyu molitvu ne chitayut ot pasxi do troitsi

Как молиться после Пасхи?

Приблизительное время чтения: 1 мин.

Вопрос читателя:

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, вместо какой именно молитвы в утреннем и вечернем правиле от Пасхи до Вознесения читать тропарь «Христос воскресе из мертвых..»?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

У нас есть прямо готовый материал об этом Вечерние и утренние молитвы до Вознесения. Фактически я перескажу то, что в нем написано.

На Светлой неделе, то есть на первой неделе после Пасхи, вместо утренних и вечерних молитв мы читаем Часы Пасхи. Если будете причащаться, вместо обычных канонов читаете канон Пасхи.
На шестой день после Воскресения Христова (с вечера субботы), возобновляется чтение обычных молитв. Начиная с этого дня и до Вознесения вместо молитвы «Царю Небесный» читается «Христос Воскресе. » (трижды):

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав

Вместо молитвы «Достойно есть» до Вознесения читается припев и ирмос 9-й песни Пасхального канона:

Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся! И паки реку: радуйся! Твой Сыне воскресе тридневен от гроба и мертвыя воздвигнувый; людие, веселитеся! Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на Тебе возсия. Ликуй ныне и веселися Сионе. Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о восстании Рождества Твоего.

Со дня Святой Пасхи до дня Святой Троицы отменяются земные поклоны.

С Вознесения до Троицы утренние и вечерние молитвы начинаются сразу с чтения Трисвятого («Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас»).

Источник статьи: http://foma.ru/kak-molitsja-posle-pashi.html

О молитвенном правиле в дни празднования Святой Пасхи

От Пас­хи до празд­ни­ка Свя­той Тро­и­цы (50 дней)

На Свет­лой сед­ми­це (7 дней от Пас­хи до утра суб­бо­ты Свет­лой сед­ми­цы включительно)

• Вме­сто вечер­них и утрен­них молитв (молит­вен­но­го пра­ви­ла) поют­ся или чита­ют­ся Часы Пас­хи. Часы Пас­хи поют­ся так­же вме­сто Пове­че­рия и Полунощницы.

• Кано­ны Пока­ян­ный, Бого­ро­ди­це и Анге­лу-Хра­ни­те­лю заме­ня­ют­ся кано­ном Пас­хи.
В “Пра­ви­ле ко св Свя­то­му При­ча­ще­нию” (М., 1893) гово­рит­ся: После­до­ва­ние ко Свя­то­му При­ча­ще­нию и молит­вы по При­ча­ще­нии пред­ва­ря­ют­ся трое­крат­ным чте­ни­ем тро­па­ря: «Хри­стос вос­кре­се из мерт­вых…”; псал­мы и Три­свя­тое (с тро­па­ря­ми после него) при этом не чита­ют­ся.

От Пас­хи до празд­ни­ка Воз­не­се­ния Гос­под­ня (40 дней)

• Все молит­во­сло­вия (в том чис­ле и бла­го­дар­ствен­ные молит­вы по Свя­том При­ча­ще­нии) пред­ва­ря­ют­ся трое­крат­ным чте­ни­ем тро­па­ря Пас­хи: «Хри­стос вос­кре­се из мерт­вых, смер­тию смерть поправ, и сущим во гро­бех живот даро­вав». Далее чита­ет­ся «Три­свя­тое».

• Молит­ва «Достой­но есть» заме­ня­ет­ся на:
«Ангел вопи­я­ше Бла­го­дат­ней: Чистая Дево, радуй­ся! И паки реку: радуй­ся! Твой Сын вос­кре­се трид­не­вен от гро­ба и мерт­выя воз­двиг­ну­вый; людие, весе­ли­те­ся! Све­ти­ся, све­ти­ся, новый Иеру­са­ли­ме, сла­ва бо Гос­под­ня на тебе воз­сия. Ликуй ныне и весе­ли­ся, Сионе. Ты же, Чистая, кра­суй­ся, Бого­ро­ди­це, о вос­ста­нии Рож­де­ства Тво­е­го».

С празд­ни­ка Воз­не­се­ния Гос­под­ня до Дня Свя­той Тро­и­цы (10 дней)

• Все молит­во­сло­вия начи­на­ют­ся с «Три­свя­то­го». Тро­парь Пас­хи не читается.

• Молит­ва «Достой­но есть» сно­ва начи­на­ет читать­ся (не чита­лась 40‑к преды­ду­щих дней).

Читайте также:  Что такое молитва стихи

Общие замечания к богослужению от Фоминой Недели до отдания Пасхи (из Богослужебных указаний)

1) От Неде­ли Фоми­ной до отда­ния Пас­хи все цер­ков­ные служ­бы и тре­бы пред­ва­ря­ют­ся трое­крат­ным пени­ем или чте­ни­ем тро­па­ря «Хри­стос вос­кре­се из мерт­вых…» (см. так­же в п. 5).

2) На всено́щном бде­нии «Хри­стос вос­кре­се из мерт­вых…» (три­жды) поет­ся, по тра­ди­ции, вме­сто «Прииди́те, поклони́мся…» и после «Бла­го­сло­ве­ние Гос­подне на вас…», перед нача­лом шесто­псал­мия (ср.: п. 5).

3) На вос­крес­ном все­нощ­ном бде­нии, по окон­ча­нии сти­хир Пас­хи на сти­ховне вечер­ни, поет­ся тро­парь «Хри­стос вос­кре­се из мерт­вых…» (еди­но­жды): он вхо­дит в послед­нюю сти­хи­ру, явля­ясь ее заключением.

4) На Литур­гии «Хри­стос вос­кре­се из мерт­вых…» (три­жды) поет­ся после «Бла­го­сло­ве­но Царство…».

  • При­ме­ча­ние. Обыч­но в нача­ле все­нощ­но­го бде­ния и Литур­гии свя­щен­но­слу­жи­те­ли поют тро­парь 2 раза пол­но­стью, а в 3‑й раз – кон­чая сло­ва­ми: «…смер­тию смерть поправ», а пев­цы закан­чи­ва­ют: «И сущим во гробе́х живот даро­вав». В неко­то­рых хра­мах тро­парь «Хри­стос вос­кре­се…» (еди­но­жды) поют свя­щен­но­слу­жи­те­ли, а затем (по еди­но­жды) повто­ря­ют его оба хора. Перед шесто­псал­ми­ем обыч­но «Хри­стос вос­кре­се…» все три раза поет хор.

5) «Хри­стос вос­кре­се из мерт­вых…» (три­жды) чита­ет­ся в нача­ле часов, вечер­ни, пове­че­рия, полу­нощ­ни­цы и утре­ни 1 : на 3‑м, 9‑м часах, пове­че­рии и полу­нощ­ни­це – вме­сто «Царю Небес­ный…», а на 1‑м, 6‑м часах 2 и вечерне (если непо­сред­ствен­но перед ее нача­лом про­чи­тан 9‑й час), по тра­ди­ции, вме­сто «Прииди́те, поклони́мся…».

  • При­ме­ча­ние. Поми­мо дан­ной, наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ной прак­ти­ки, суще­ству­ют еще сле­ду­ю­щие тра­ди­ции, каса­ю­щи­е­ся испол­не­ния тро­па­ря Пас­хи на служ­бах суточ­но­го кру­га в после­пас­халь­ный пери­од. По одной из них, на 1‑м, 6‑м часах и вечерне 3 тро­парь Пас­хи не отме­ня­ет текст «При­и­ди­те, покло­ним­ся…», а пред­ва­ря­ет его. По дру­гой тра­ди­ции, «Хри­стос вос­кре­се…» не про­из­но­сит­ся в нача­ле при­со­еди­ня­е­мых служб (напр., вечер­ни, 1‑го 4 и 6‑го часов), на них чита­ет­ся толь­ко «При­и­ди­те, поклонимся…».

6) На Литур­гии «Хри­стос вос­кре­се из мерт­вых…» поет­ся (еди­но­жды) вме­сто «Ви́дехом Свет Истин­ный…». Вход­ное: «Прииди́те, поклони́мся… вос­кре­сый из мертвых…».

7) В кон­це Литур­гии, по воз­гла­се: «Сла­ва Тебе, Хри­сте Боже, Упо­ва­ние наше, сла­ва Тебе», пев­цы поют: «Хри­стос вос­кре­се из мерт­вых…» (три­жды). На всех про­чих служ­бах после воз­гла­са: «Сла­ва Тебе, Хри­сте Боже, Упо­ва­ние наше, сла­ва Тебе» окон­ча­ние по обы­чаю. Отпуст на всех служ­бах начи­на­ет­ся сло­ва­ми: «Вос­кре­сый из мертвых…».

8) В вос­кре­се­нье, по отпу­сте Литур­гии, по древ­не­му обы­чаю, иерей три­жды осе­ня­ет народ Кре­стом и воз­гла­ша­ет: «Хри­стос вос­кре­се!», как и в дни Свет­лой сед­ми­цы. Пев­цы поют заклю­чи­тель­ное «Хри­стос вос­кре­се из мерт­вых…» (три­жды), «И нам даро­ва живот веч­ный, покланя́емся Его три­днев­но­му Вос­кре­се­нию» (еди­но­жды). По сед­мич­ным дням осе­не­ния Свя­тым Кре­стом не бывает.

9) Тро­парь «Хри­стос вос­кре­се из мерт­вых…» поет­ся так­же в нача­ле молеб­нов, пани­хид, Кре­ще­ния, отпе­ва­ния и дру­гих треб.

10) «Царю Небес­ный…» не чита­ет­ся и не поет­ся до дня Свя­той Троицы.

11) Служ­бы слу­чив­ших­ся свя­тых во все вос­крес­ные дни Свя­той Пяти­де­сят­ни­цы (кро­ме вмч. Геор­гия, ап. Иоан­на Бого­сло­ва, свт. Нико­лая, свв. рав­ноап­о­столь­ных Кон­стан­ти­на и Еле­ны, хра­мо­вых и поли­е­лей­ных празд­ни­ков) не соеди­ня­ют­ся с вос­крес­ной служ­бой, а совер­ша­ют­ся на пове­че­ри­ях вме­сте с кано­ном Бого­ро­ди­цы из Окто­и­ха и три­песн­ца­ми Цвет­ной Три­о­ди (поме­ще­ны в при­ло­же­нии Триоди).

Читайте также:  Факты помощи молитвы по соглашению ангелу хранителю

12) «Вос­кре­се­ние Хри­сто­во видев­ше…» на вос­крес­ной утрене поет­ся три­жды, а в про­чие дни на утрене, перед 50‑м псал­мом, единожды.

13) Канон Пас­хи поет­ся на вос­крес­ной утрене в Неде­ли жен-миро­но­сиц, рас­слаб­лен­но­го, о самаряны́не и о сле­пом, со все­ми тро­па­ря­ми и Бого­ро­дич­на­ми, без заклю­чи­тель­но­го «Хри­стос вос­кре­се из мерт­вых…» по каж­дой пес­ни и без при­пе­вов на 9‑й пес­ни кано­на. В сед­мич­ные дни (на буд­нич­ных служ­бах) канон Пас­хи петь не поло­же­но. В Неде­лю Анти­пас­хи и в празд­ни­ки с вели­ким сла­во­сло­ви­ем поло­же­но петь на ката­ва­сию ирмо­сы Пас­хи (кро­ме Пре­по­ло­ве­ния и его отдания).

14) Во все Неде­ли (т. е. вос­кре­се­нья) до отда­ния Пас­хи на вос­крес­ной утрене «Чест­ней­шую» не поет­ся. Каж­де­ние хра­ма на 9‑й пес­ни кано­на совершается.

15) Екса­по­сти­ла­рий «Пло­тию уснув…» поет­ся на вос­крес­ной утрене в Неде­ли, когда пола­га­ет­ся канон Пасхи.

16) На 1‑м часе во все дни от Неде­ли Фоми­ной до Воз­не­се­ния при­ня­то вме­сто «Взбран­ной Вое­во­де…» петь кондак Пас­хи, глас 8‑й: «Аще и во гроб…».

17) На Литур­гии, во все дни до Воз­не­се­ния, кро­ме празд­ни­ка Пре­по­ло­ве­ния и отда­ния его, поет­ся задо­стой­ник: «Ангел вопи­я­ше…» и «Све­ти­ся, светися…».

18) При­ча­стен Пас­хи «Тело Хри­сто­во приими́те…» поет­ся во все дни до отда­ния Пас­хи, кро­ме сед­ми­цы Фоми­ной и Пре­по­ло­ве­ния с попразднством.

19) Зем­ные покло­ны до дня Свя­той Тро­и­цы Уста­вом отменяются.

1 В после­до­ва­нии поне­дель­ни­ка 2‑й сед­ми­цы нача­ло утре­ни пока­за­но такое: «Сла­ва Свя­тей, и Еди­но­сущ­ней…», «Хри­стос вос­кре­се…» (три­жды). И «а́бие» (тот­час) по «Хри­стос вос­кре­се…» – «Сла­ва в выш­них Богу» и обыч­ное шесто­псал­мие. При этом заме­че­но, что такое нача­ло утре­ни долж­но быть «даже до Вознесения».
2 См.: Вален­тин, иером. Допол­не­ния и поправ­ки к кни­ге про­то­и­е­рея К. Николь­ско­го “Посо­бие к изу­че­нию Уста­ва Бого­слу­же­ния Пра­во­слав­ной Церк­ви”. 2‑е изд., доп. М., 1909. С. 19.
3 См.: Роза­нов В. Бого­слу­жеб­ный Устав Пра­во­слав­ной Церк­ви. С. 694.
4 См.: Роза­нов В. Бого­слу­жеб­ный Устав Пра­во­слав­ной Церк­ви. С. 676. Суще­ству­ет мне­ние, что «Хри­стос вос­кре­се…» в нача­ле 1‑го часа чита­ет­ся толь­ко в том слу­чае, если на утрене был отпуст; после все­днев­ной утре­ни 1‑й час, соглас­но дан­ной точ­ке зре­ния, как при­со­еди­ня­е­мая служ­ба, начи­на­ет­ся сра­зу с «При­и­ди­те, покло­ним­ся…» (см.: Миха­ил, иером. Литур­ги­ка: Курс лек­ций. М., 2001. С. 196).

Источник статьи: http://azbyka.ru/molitvoslov/o-molitvennom-pravile-v-dni-prazdnovaniya-svyatoj-pasxi.html

Вечерние и утренние молитвы до Вознесения

Приблизительное время чтения: 0 мин.

В первую неделю Пасхи, называемую Светлой седмицей, вместо вечерних и утренних молитв читаются Часы Пасхи.

Покаянный канон, а также каноны Богородице и Ангелу Хранителю заменяются каноном Пасхи.

Всю Светлую седмицу царские врата в алтаре остаются открытыми и не закрываются до шестого дня (субботы).

На шестой день после Воскресения Христова (с вечера субботы), возобновляется чтение обычных молитв. Правда, с некоторыми особенностями.

Начальная молитва «Царю Небесный» от Пасхи до дня Святой Троицы («Пятидесятницы») не поется и не читается. Вместо нее до Вознесения читается «Христос Воскресе…» (трижды):

Читайте также:  Пяточисленные молитвы ко пресвятой богородице читать дмитрия ростовского

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав

Вместо молитвы «Достойно есть» до Вознесения читается припев и ирмос 9-й песни Пасхального канона:

Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся! И паки реку: радуйся! Твой Сыне воскресе тридневен от гроба и мертвыя воздвигнувый; людие, веселитеся! Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на Тебе возсия. Ликуй ныне и веселися Сионе. Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о восстании Рождества Твоего.

Со дня Святой Пасхи до дня Святой Троицы отменяются земные поклоны.

С Вознесения до Троицы утренние и вечерние молитвы начинаются с чтения Трисвятого («Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас»).

Источник статьи: http://foma.ru/vechernie-i-utrennie-molitvyi-do-vozneseniya.html

Как изменится порядок молитв после Пасхи

После Пасхи привычный порядок молитв немного изменится. Например, на Светлой седмице утренних и вечерних молитв не будет, а после Светлой отдельные молитвы нужно будет заменить.

На Светлой седмице

На первой неделе после Пасхи вместо утренних и вечерних молитв читаются часы Пасхи. Последний раз они читаются утром в субботу Светлой седмицы. Также наСветлой седмице вместо Покаянного канона, канонов Богородице и Ангелу Хранителю читается канон Пасхи.

До праздника Вознесения Господня

Праздник Вознесения наступает через 40 дней после Пасхи. В этот период все молитвословия начинаются с тропаря Пасхи: «Христос воскресе из мёртвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав», который читается три раза.

Молитва «Царю Небесный не читается», так как обращена к Святому Духу. Связано это с тем, что, начиная со Страстной седмицы, мы мысленно следуем за евангельским повествованием. Согласно Евангелию, Святой Дух сойдет на апостолов только через 50 дней после Воскресения Христова — на Троицу. Тогда «Царю Небесный» начнут читать вновь.

Вместо молитвы «Достойно есть» читается кондак Пасхи: «Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся! И паки реку: радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба и мертвыя воздвигнувый; людие, веселитеся! Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе. Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о восстании Рождества Твоего».

С Вознесения до Троицы

Этот период длится 10 дней. Уже не произносится тропарь Пасхи, но и молитва «Царю Небесный» по-прежнему не читается. Молитвословия сразу начинаются с Трисвятого: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас».

Молитва перед едой

До праздника Вознесения Господня вместо молитвы «Отче наш» перед едой читается тропарь Пасхи «Христос Воскресе из мертвых». После еды вместо «Благодарим Тя» — кондак «Ангел вопияше».

Где найти все пасхальные молитвы, которые читаются вместо привычных?

В молитвослове. Обычно там даются сноски с указаниями, что читать в пасхальный период.

Что еще важно знать?

Со дня Святой Пасхи до дня Святой Троицы отменяются земные поклоны.

Источник статьи: http://borvedomosti.ru/novosti/1584-kak-izmenitsya-poryadok-molitv-posle-paskhi.html