Меню

Картина старушка у иконы

Бабушкины иконы

Рассказ

Русский натюрморт. Художник: Ирина Воробьева

Он ехал к бабушке, как когда-то в детстве, на поезде, и также на верхней полке, только без родителей и совсем нерадостный. Раньше при упоминании о бабушке он неделю ходил бы счастливым, считая дни и часы, а сейчас лежал, отвернувшись к стенке, смотрел в одну точку и мучительно думал: если бабушка не поможет – ему конец. Когда он неосмотрительно взял кредит под большие проценты на успешный, как тогда думал, бизнес, жизнь пошла кувырком. Сначала его обманули партнеры: забрали все деньги, а его оставили за все отвечать; потом отвернулись друзья, и в конце концов, устав от его бесконечных проблем, ушла жена. Когда все возможные способы быстро вернуть долг банку закончились, он почти отчаялся, а потом неожиданно вспомнил про бабушку, которая жила в далекой уральской деревне. Она любила внука больше всего на свете, и хотя была бедной – у нее дома не было даже холодильника, продукты хранились в подвале в леднике, – зато у нее были старинные иконы, которые стоили на рынке больших денег. Раньше бы он не решился продавать любимые бабушкины иконы, но когда у тебя неподъемный кредит, который растет, как снежный ком, угрожая раздавить остатки твоей еще совсем недавно спокойной жизни, выбирать не приходится.

Сколько он себя помнил, иконы в доме у бабушки всегда стояли на самом видном месте, там, где у других стоял телевизор, – в красном углу. Она ходила в храм по воскресеньям и праздникам, начинала день с молитвы и ею же заканчивала. Бывало, приберется на огороде, подоит козу Маню, напоит внука теплым молоком с клубникой, а потом наденет красный платок, зажжет перед иконами лампадку и скажет: «Какой нам Господь день славный послал! Давай, внучек, мы Его поблагодарим!» Бабушка молилась, а он сидел на кровати и, забыв про игрушки, завороженно смотрел на огонек в сверкающей красным самоцветом лампадке, пока счастливый не засыпал.

Бабушка молилась, а он, забыв про игрушки, завороженно смотрел на огонек в лампадке

Когда после шестого класса он жил у бабушки все лето, она отвела его в храм, окрестила и научила молитвам «Отче наш» и «Богородице Дево, радуйся», а потом с легким сердцем вернула родителям. Увидев на груди сына крестик, недовольная невестка стала ей выговаривать: мальчику нужно вырасти и самому разобраться, во что верить, и вообще нечего вмешиваться в чужую жизнь. Бабушка слушала и виновато вздыхала, а потом простодушно сказала, что в городе, пока разберешься, можно погибнуть, а этого она позволить никак не могла. Она любила внука больше жизни и говорила, что характером он – копия деда: такой же решительный и упрямый. Дед был шахтером и рано умер, а бабушка потом всю жизнь жила одна, никуда из деревни больше не выезжая. А куда ездить, когда всё здесь? Картошки, бывало, столько народится, что соседям раздаст, и еще останется; коза Маня каждый день молочко дает, курочки яички несут. Да и не хотелось ей от деда и храма родного уезжать. Она и сено сама косила, и картошку убирала, и за домом смотрела.

Читайте также:  Какие иконы для успеха в делах

Молилась Христу, чтобы здоровья дал на старости лет, обузой никому не стать и спокойно умереть в родной деревне, и никогда не болела. Места у них глухие, чистые, тайга рядом, речка, последнюю фабрику в районе еще в девяностых закрыли. Экология, говорят, удивительная, власти хотели даже иностранцев к ним возить, чтобы красоту местную показывать.

Увидев любимого внука на пороге, бабушка прослезилась от счастья, долго гладила его по волосам, не в силах наглядеться, а потом побежала в магазин покупать краковскую колбасу, шоколадные конфеты и любимое внуком мороженое. Он не был у нее со школы и сейчас удивился, каким маленьким и старым был ее дом, когда-то казавшийся ему огромным. Здесь была всего одна просторная комната с большой русской печью и полатями, где маленьким он любил ночевать, железная кровать с высокой спинкой и подушками под ситцевой занавеской, круглый стол под клеенкой и диван у окна. На стенах старые фотографии в рамках и репродукция картины художника Шишкина «Утро в сосновом бору». Иконы были на старом месте – в красном углу. С первого взгляда было понятно, что все иконы старинные и в прекрасной сохранности. А чего им будет, если с них буквально пылинки сдували и хранили как самое драгоценное сокровище? Он помнил, как бабушка рассказывала, что эти иконы достались им от прадеда. Он воевал в Первой мировой войне и вернулся домой хромым, но с солдатским Георгиевским крестом за храбрость. Народ его уважал и выбрал церковным старостой. Когда власть сменилась и из города приехали комсомольцы храмы по округе закрывать, он их прогнал, а потом, какие мог, иконы из церкви вынес, по углам спрятал, а другие жене отдал, велел беречь пуще глаза, а сам ушел и больше не вернулся. Потом говорили, что он оказался врагом советской власти, за что его и расстреляли.

Когда приехали из города храмы закрывать, прадед иконы из церкви вынес и спрятал

Иконы сначала хранились на чердаке, а когда шум поутих, вернулись домой, как и положено, – в красный угол. У бабушки, которая молилась возле них всю свою жизнь, они стояли всегда прибранные в киотах, украшенных шитыми цветным бисером покровцами. Он смотрел на потемневшие лики с пронзительными глазами и невольно перекрестился, испытывая какое-то смутное волнение.

В этот вечер бабушка была словно именинница, пирогов с груздями и морошкой напекла и достала из подпола малиновую настойку. Усадила внука под образами, налила им по рюмочке, а потом торжественно объявила:

– Ты у меня единственный внук, ненаглядный, родная кровиночка, я за тебя всю жизнь Богу молилась, чтобы ты добрым человеком вырос! И каким ты стал: красивый, умный, институт окончил… Отец писал, что фирму свою большую открыл! Вот дед бы обрадовался, если бы тебя сейчас увидел!

От этих слов он опешил, а бабушка с улыбкой продолжала:

– Я в последнее время слабеть стала, голову кружит… Немного поработаю и сразу устаю. Годков-то мне уже немало, не сегодня-завтра Господь к Себе призовет. Молилась я Богу, чтобы тебя поскорее бабке послал – и вот ты приехал! Наследства я тебе никакого не оставила, денег – кот наплакал, дом совсем старенький… Одно я тебе, внучек, завещаю: дедовы иконы!

Читайте также:  Иконы бисером от русской искусницы

И стала оторопевшему внуку про каждую икону подробно рассказывать.

– Вот это – святитель Николай, он тебе в любом деле первым помощником будет, с ним любое дело можешь смело начинать, всегда поможет! А это святой праведный Симеон, добрый и страннолюбивый; при жизни по домам ходил, о Боге рассказывал и полушубки шил. Помолишься ему – и будет в твоем доме мир и любовь. Как жениться надумаешь, обязательно свози невесту к нему в Верхотурье, он ваш брак благословит. Мы с твоим дедом к нему ездили венчаться в Меркушино и прожили потом душа в душу всю жизнь. Когда не знаешь, что делать, великомученице Екатерине молись, она вразумит и путь укажет! Крест Господень всегда в сердце носи и молись ему, он нам дан для защиты от врагов и напастей! И крестик, которым я тебя в детстве крестила, никогда не снимай, помни: кто без крестов, тот не Христов! А эта моя любимая – икона Пресвятой Богородицы! Она будет беречь тебя во всей твоей жизни! Нет у нас большей Заступницы и Помощницы на земле, чем Матерь Божья!

Он упал перед иконами на колени и, размазывая слезы, шептал: «Простите меня!»

Обратно он ехал на том же стареньком поезде один на весь вагон. Достал из сумки бабушкины иконы, поставил на сиденье напротив и долго молча смотрел. Держался, сколько мог, а потом словно прорвало: расплакался. Упал перед иконами на колени и, размазывая слезы, шептал: «Простите меня!» Молился забытыми с детства молитвами и не мог остановиться.

А когда вернулся домой, пошел в гараж. Он еще не знал, как будет решать свои накопившиеся проблемы и разбираться с ситуацией, но уже точно знал, что начнет с полки для бабушкиных икон.

Источник статьи: http://pravoslavie.ru/130145.html

Картина с кухни старушки оказалась сокровищем почти за 2 млрд рублей. Она думала, что это русская икона

Картина Чимабуэ, обнаруженная на кухне пожилой жительницы Франции, продана на аукционе за $26,600,000.

Месяц назад на этом канале мы рассказали удивительную историю , которая прилетела к нам репортажами в крупных СМИ из Франции.

Главное действующее лицо этой истории — картина, которая на протяжении долгих лет висела на кухне у местной жительницы. Пожилая дама считала картину иконой (и это неудивительно, учитывая, в каком состоянии пребывало полотно).

Исследование с применением инфракрасного излучения показало, что картина, вероятнее всего, принадлежит кисти флорентийского мастера Чимабуэ. Написана она, скорее всего, во второй половине 13-го века. С иконой ее роднит религиозный сюжет — на картине изображен образ Христа.

Вчера, 27 октября, произошла развязка этой прекрасной (и, опережая комментарии, невыдуманной истории). Аукционный дом Acteon из французского Санлиса нашел покупателя полотна. За картину заплатили рекордные $26,600,000 .

Теперь это полотно официально — самая дорогая средневековая картина в истории, ушедшая с молотка в пользу частного покупателя. Окончательная цена в четыре раза превысила самую оптимистичную оценку!

Читайте также:  Крупецкая божья мать икона

В Fox News сообщают , что аукционист обнаружил картину над плитой в июне во время осмотра дома женщины на севере Франции. Бывшей владелице шедевра уже хорошо за 90, и всю жизнь она считала, что работа Чимабуэ — это старая икона из России. Она даже не помнит, откуда полотно взялось на ее кухне (это не странно, учитывая возраст).

Аукционный дом Acteon сообщает, что женщина получит большую часть от продажи картины. Что ж, нам бы хватило и «меньшей части».

Время актуальных сравнений : в ближайшие два года власти Москвы планируют тратить около 1,700,000,000 рублей (1,7 млрд) ежегодно на расходы социального характера — спорт, образование и так далее. Старушка из Франции могла бы почти целый год содержать эти московские проекты сама, ведь стоимость картины составляет приблизительно 1,7 млрд рублей.

Хотите узнавать больше из мира аукционов — подписывайтесь на наш канал.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/hotauction/kartina-s-kuhni-starushki-okazalas-sokroviscem-pochti-za-2-mlrd-rublei-ona-dumala-chto-eto-russkaia-ikona-5db6a95f06cc4600acea84e3

Почему героиня картины стоит перед домом и держит икону

Николай Матвеев «Пожар», 1891 год

На этой картине мы видим деревянный деревенский дом, возле которого стоит пожилая женщина. На первый взгляд здесь нет ничего необычно, вот только дом имеет странный рыжий оттенок, а старушка держит икону. Давайте попробуем разобраться, что же здесь происходит.

Николай Матвеев «Пожар», 1891 год

Картину создал художник Николай Матвеев, который, в основном, работал в области исторической и жанровой живописи. Полотно называется «Пожар», из чего можно понять, что все дома в деревне горят, а изба старушки озарена всполохами пламени — отсюда и рыжий цвет.

Пожарных служб в деревнях в то время не было, поэтому жителям приходилось справляться своими силами. Учитывая, что все постройки были деревянными, а крыши в южных регионах крыли соломой (что мы и видим на картине), огонь очень быстро распространялся на все дома.

Люди просто не успевали тушить пламя, поэтому могла сгореть вся деревня, что стало бы огромной трагедией для её жителей. Пожилая героиня картины не в состоянии бегать с вёдрами, чтобы поливать свою избу, поэтому ей ничего не остаётся, как надеяться на чудо.

Николай Матвеев «Пожар», фрагмент

Чтобы спасти свою избу, старушка стала перед ней с иконой в надежде, что чудотворная сила придёт на помощь. К сожалению, ничего другого она сделать не может.

Однако шансы на спасение у женщины есть, поскольку это не простая икона, а «Неопалимая Купина», которая с древности известна своими чудодейственными способностями.

Икона представляет собой изображение Богоматери с младенцем, которая, как правило, держит в своих руках ряд символических атрибутов, связанных с ветхозаветными пророчествами. Изображение заключено в восьмиконечную звезду, образованную двумя четырёхугольниками — зелёным и красным (естественный цвет Купины и цвет объявшего её пламени).

Именно такую икону и держит в своих руках героиня картины «Пожар».

Одна из вариаций иконы «Неопалимая Купина»

Икона часто помогала людям в трудных ситуация, в частности, могла остановить огонь или молнию. На это и рассчитывали крестьяне, которые не имели никакой другой возможности затушить пламя.

В настоящее время картина «Пожар» является частью коллекции Государственного музея истории религии в Санкт-Петербург

Источник статьи: http://kartinysistoriey.ru/pochemu-geroinya-kartiny-stoit-pered-domom-i-derzhit-ikonu/