Меню

Kol nidrey chto za molitva

Кол нидрей покаянная молитва

«Когда неясен грех,
дороже нет вины…»
Иван Жданов.

«כָּל נִדְרֵי וֶאֱסָרֵי וַחֲרָמֵי וּקְנָסֵי עַל . בְהוֹן, יְהוּן שָׁרָן, בְּטֵלִין לָא וְלָא קֵיָמִין. נִדְרָא לָא נִדְרֵי, לָא אֱסָרֵי, לָא «כָּל נִדְרֵי»

(Все обеты, зароки, клятвы, заклятия, запреты, обещания с наложением на себя кары и разновидности их, которые мы наложили на себя … — во всех них я раскаиваюсь. Да будут все они отменены, прощены, уничтожены, полностью упразднены, необязывающи и недействительны. Обеты наши да не будут обетами, зароки – зароками,
клятвы – клятвами.)
«Коль нидрей».

…а что зависит от желаний
и дарований? Ничего.
Но всё – от Божьих наказаний
и милосердия Его.

И если это вам открылось,
Над вами власти не возьмёт
ни чья-то милость иль немилость,
ни общих мнений оборот,
которыми полна эпоха,
в которую живёте вы…

У вас теперь своя дорога
не всем понятная, увы.

Не за желанья и стремленья –
хотел чего-то, но не смог –
но лишь за идолотворенье
казнит всемилостивый Бог.

Нам не всегда хватает света.
Мы лжем себе и лжем другим…

За все обеты и запреты,
поспешных обещаний дым,
за то, что идолов творили
себя а не Тебя любя,
из собственных фантазий или
из заблуждений – из себя,
за слов бездумное теченье,
за этот миг, за этот стих
прости меня, и поколенье,
и предков-пращуров моих.

Есть грех. Есть стыд. Не надо боле
Вины-обиды… Ты и я.
О, Господи, да будет воля
Твоя. Твоя, а не моя.

(Опубликовано в израильском еженедельнике «Новости недели» 19.10.02, приложение «7 дней»)

Источник статьи: http://stihi.ru/2002/09/20-159

Коль Нидрей

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Коль Нидрей

Коль Нидрей («Все обеты») — молитва, которую читают в синагоге в начале вечерней службы в Йом Кипур, до заката солнца. Названа по первым словам, с которых она начинается — на иврите Коль нидрей, что переводят на русский как «все обеты»:

«Все обеты, обязательства, присяги и отлучения, называемые конам, конас или каким бы то ни было другим именем, что мы обещали или поклялись, или поручились, или которыми мы обязались от сего Дня Всепрощения до будущего счастливого прихода Дня Всепрощения — мы во всех них раскаиваемся. Да будут они считаться разрешенными, прощенными, уничтоженными, недействительными и лишенными силы. Они не будут связывать нас и не будут иметь никакой силы над нами. Обеты не будут признаны обетами, обязательства не будут признаны обязательствами, а присяга — присягой».

Вся община отвечает: «И будет прощено всей общине сынов Израиля и пришельцу, живущему среди них, ибо весь народ — по неведению» (Бемидбар 15, 26). Обе формулы повторяют три раза.

Рав Исроэль-Меир Лау пишет: суть этой молитвы — заявление о том, что, если кто-нибудь выразит словами или делами что-либо несовместимое с еврейской верой, все должны знать, что это не соответствует его истинным побуждениям, что это только для виду, что это сделано под давлением извне — общественным или каким-либо другим. Однако душа человека полностью предана Б-гу и Его Торе — что он против воли своей вынужден лицемерить под давлением обстоятельств…

Когда и кем молитва была составлена — неизвестно. Во времена гаонов она уже существовала. Из шести гаонов четверо были против включения Коль Нидрей в порядок молитв на Йом Кипур, а рав Саадья-гаон хотел ограничить разрешение лишь теми обетами, к которым общины были принуждены во время гонений, и подчеркивал, что Коль Нидрей не освобождает от присяги, данной отдельным лицом. В своем Сидуре рав Амрам-гаон называет обычай читать Коль Нидрей «безумным» (минhаг штут). Однако, судя по словам рава Натроная-гаона, обычай этот был распространен повсеместно, по всей диаспоре.

Отступники и враги евреев широко использовали «Коль Нидрей», чтобы опорочить еврейскую присягу. Многие законодатели нашли нужным установить особую «еврейскую присягу», но некоторые судьи отказывали евреям в присяге, т. к. «она всё равно будет отменена» с помощью Коль Нидрей: «Присяга для евреев не обязательна, а поэтому ей нельзя и верить». Еще в 1240 раби Йехиэль из Парижа(1210-1264) был вынужден выступить в защиту Коль Нидрей в Париже.

Читайте также:  Kakie molitvi chitayut pered kresheniem rebenka

Галахические авторитеты подчеркивали, что Коль Нидрей освобождает лишь от тех обетов, которые человек принял на себя добровольно и в которых посторонние лица никоим образом не заинтересованы. Иначе говоря, формула эта ограничивается лишь теми обетами, которые касаются отношений между человеком и его Небесным Судьей. Ни один обет, обещание, присяга, имеющие отношения к какому-либо лицу, общине или суду, нее разрешаются молитвой Коль Нидрей.

Раби Йеуда бен-Барзилай писал, что обычай читать Коль Нидрей нельзя оправдать, т. к. невежды могут верить, что это освобождает их от данных ими обетов, и считать их для себя необязательными. По той же причине раби Йерухам бен-Мешулам выступал против тех «безумных», которые в надежде на Коль Нидрей легкомысленно давали обеты, и объявил их неправоспособными давать присягу.

Разумеется, реформисты настаивали на том, чтобы эта «формула, не затрагивающая ничего существенного в еврействе», была уничтожена.

Министерством Внутренних дел России рассматривался вопрос, не может ли формула молитвы «по своему содержанию обнаруживать вредное влияние на общие понятия евреев об обязательной силе присяги» (1857). В результате было издано постановление включить в молитву следующие слова:

«Во имя Б-га и закона мы разрешаем обеты и такого рода клятвы, которыми кто-либо, давая обет или клятву, чрез то возложил на себя воздержание или какое-либо лишение, и вообще клятвы, относящиеся лично и единственно к нему; но да сохранит Б-г каждого помыслить, чтобы мы разрешали клятвы и присяги, даваемые правительству, или пред судом и вообще в отношении к интересам другого лица, какого бы он происхождения и веры ни был. Сии клятвы и присяги, о которых писано, что Б-г не оставит нарушителей без наказания, должны пребывать в неизменной силе, и кто их преступит, да подвергнется гневу Б-жию и вечному позору».

Но — не отменили «столь многоуважаемого евреями религиозного постановления», как чтение Коль Нидрей…

В магазине

Осенние праздники и книга Йоны. Рош-аШана, Йом Кипур, Суккот.

Источник статьи: http://toldot.ru/kolNidrey.html

Внутренний смысл молитвы «Кол нидрей» («Все обеты»)

Торжественность, с которой протекает эта молитва, ее особая мелодия и троекратное повторение призваны подчеркнуть ее особенную важность в качестве «старта», сразу бросается в глаза. Смысл ее гораздо шире и глубже, чем только имеющее форму и силу законодательного постановления освобождение от обетов и клятв и их упразднение (как уже принятых, так и на весь наступающий год вперед).

Это целенаправленное действие, происходящее в материальном мире, эффект которого распространяется именно на сферу духовного. И будучи зафиксировано в форме судебного решения, этот эффект фиксируется Всевышним и получает от Него особую силу влияния.

Чтобы понять о каком эффекте идет речь, нужно понять что собой представляет «обет» и в чем его польза.

Любой «обет» есть запрет каких-то вещей материального мира, который человек решает наложить на себя, обязать себя в этом. Это решение вызвано тем, что человек находит себя подпавшим под сильное влияние этих материальных вещей, испытывает к ним сильное влечение.

И если человек уже открыл для себя область Святости (Всевышнего и Его частицу, которую он носит в себе — свою душу), и пришел к пониманию, что страсть к материальному является сильной помехой раскрытию Б-жественного Света в нем самом и в мире вовне, он будет стараться бороться с этим влечением.

Эффективным средством в этой борьбе является «обет» — волевое действие, которым человек запрещает себе то, что его так соблазняет. Это подобно лекарству, к которому прибегают обнаружив опасный симптом (в данном случае — опасный для души…)

На иврите «запрет» (чем, как сказано выше, «обет» и является) — это «исур». То же самое слово имеет еще одно значение — «связаный». Например, арестованый называется «асир». Как мы говорим в утренних благословениях «Благословен Ты… освобождающий узников от оков» — «матир (букв. „развязывающий“) асурим (узников, которые обычно связаны, заключены в оковы)».

Связь между этими двумя значениями такова: любая материальная оболочка является «оковами», которые сковывают (утаивают в себе, не позволяя раскрыться) «искры» Святости, творящие и оживляющие каждую материальную вещь. Есть среди них такие, которые можно «освободить», дать им возможность раскрыться — это «искры» находящиеся в вещах разрешенных Торой — если пользоваться ими в соответствии с ее предписаниями. И Всевышний дает нам силы для этого.

Читайте также:  Molitva batyushke spiridonu trimifuntskomu

Есть такие, которые «освободить» не представляется возможным — это все вещи, Торой запрещенные. Получается, что все то время, что существует необходимость в «обете» (его принятии на себя и выполнении) — человек пока еще связан («асур») с определенным материальным вожделением и борется с ним тем, что запрещает себе («осэр») контакт с ним. «Осэр» (запрещает, беря «обет») то, с чем «асур» (к чему чувствует сильную привязанность). Подобно тому, как принятие лекарства означает наличие болезни… А отмена лекарства — означает прекращение болезни.

И поэтому духовный смысл «освобождения от обета» — это прежде всего аннулирование самой негативной связи, причины, приведшей к обету (а не только снятие обязательства, неисполнение которого является проблемой…). «Освобождение от излишней привязанности» к материальному миру, столь вредной для души.

Избавление от этих связей приводит к духовному очищению («капара»). Поэтому при освобождении от обетов те, кто принимают в этом участие, произносят: «Да будешь ты освобожден от всех обязательств… да будут все они упразднены, нет на тебе вины в обетах, клятвах, запретах… и да будет дарованы тебе помилование и прощение, и да будешь ты очищен…»

Но в «Йом Кипур», день прощения и искупления, требуется еще большее очищение. Ведь в этот день душа поднимается на максимально высокий уровень — «…перед Именем Г-спода очиститесь»: поднятие выше (— что и означает «перед» —) Имени Всевышнего («Г-сподь»), что само по себе требует особой духовной чистоты и что, в свою очередь, приводит к совершенному очищению, когда душа на этом уровне окажется.

Ибо тогда Всевышний раскрывает Свою великую любовь к каждому еврею, которою Он окутывает каждую душу, как бы погружая ее в очищающую микву. Весь Йом Кипур душа находится в том свете, в этой «микве».

И поэтому вся работа, предшествовавшая Йом Кипуру — тшува в месяц Элул, упразднение обетов перед Рош а-Шана, раскаяние в Рош а-Шана и в десять дней раскаяния — пока что недостаточны.

В Йом Кипур от еврея требуется работа совершенно иного уровня, наивысшая степень раскаяния и духовной чистоты. Поэтому слово «хэт» («грех»), применяется в этот день в другом своем значении — «хитуй» («чистота», «очищение»). В свете этого, слова молитвы — «Ибо в этот день я сниму с вас вину за грехи ваши, очищу (прощу) вас от всех ваших провинностей (грехов), будете чисты перед именем Г-спода» — следует понимать так:

«…Очищу вас от ваших грехов («хэт»)» — очищу вас от всего того, что вы считаете чистотой («хэт» в смысле «хитуй»), что выглядит правотой и достоинством в ваших глазах, того, чего вы добились своей напряженной работой… ибо все это еще не является истиной чистотой, ведь где-то глубоко, в какой-то степени еще существует привязанность к материальному миру и его удовольствиям.

И Всевышний говорит, что Он сам очистит нас в этот день, избавит нас от самоощущения как такового, что позволит нам на хотя бы на сутки забыть о себе вообще. Даст нам ясное понимание, что мы оказались в этом мире только в качестве Его посланников, только с целью раскрыть в этом мире Желание Творца, Его свет.

Это и есть глубинный смысл молитвы «Кол Нидрэй»: «Все(!) обеты» — все привязанности, которые сковывают нас и мешают подняться к Тебе — «будут (Тобой) упразднены… отменены… станут недействительными… будут полностью аннулированы, утратят свою силу и перестанут существовать(!)»…

Только надо очень желать этого.

Это есть настоящий отрыв от всего материального, разрыв с этим миром, подъем над ним… на один день. Поэтому это должно произойти в преддверие Йом Кипура, на старте — чтобы «взлет» стал возможным. Поэтому каждый еврей в этот день — существо иного мира! Связан с Творцом напрямую! Выше ангелов! И это пребывание в ином мире способно столь кардинально повлиять на еврея, что изменит саму его внутреннюю сущность, «превратит» в другого, нового человека.

Читайте также:  Общение с богом во время молитвы

Удачно всем взлета! (А о посадке можно не беспокоиться…)

Источник статьи: http://moshiach.ru/calendar/7/12319.html

ПОРЯДОК ВЕЧЕРНЕЙ МОЛИТВЫ В ЙОМ КИПУР

Перед вечерней молитвой в Йом-Кипур, согласно традиции, достают из ковчега свитки Торы, оставляя его открытым, и во время чтения молитвы «Коль нидрей» держат свитки в руках. Держать первый свиток (с которым стоят по правую руку от хазана) — большая честь, и заслуженно удостаивается ее тот, кто жертвует наибольшую сумму денег на добрые дела. После того, как достали свитки, говорят:

Господь воцарится — и возликует земля, возрадуются сонмы островов. Вокруг него — мрак, мгла; основание трона его — справедливость и правосудие. Распространится пред ним огонь, окружит пламя врагов его. Молнии его озарят мир, и при виде этого содрогнется земля. Горы растают словно воск пред господом, властелином всей земли. Возвестят небеса о справедливости его, и увидят все народы его славу. Устыдятся все, поклонявшиеся истуканам, похвалявшиеся идолами своими; падут пред ним ниц все, [кто поклонялся] идолам. Услышит сион — и возликует, будут радоваться дочери иудеи суду твоему над их [притеснителями], господь! Ибо ты, господь,- верховный владыка всей земли; высоко вознесен ты над всеми высшими силами. Любящие господа, ненавидьте зло! Хранящий души тех, кто любит его, спасет их от рук злодеев.

Следующую фразу произносят в полный голос.

Свет посеян им для праведников (буквы, которыми оканчиваются три слова па иврите, составляющие эту фразу, складываются в слова «кра» — «разорви») и для прямодушных — радость (гиматрия последних букв, кото¬рыми оканчиваются три слова на иврите, составляющие эту фразу, — 17, как и у слова «тов» — «добро»). Радуйтесь, праведники, господу и восхваляйте святое имя его!

Следующую фразу повторяют трижды и произносят ее вполголоса.

С позволения того, кто заключает в себе все миры, и с позволения общины, с одобрения небес и с одобрения совета мудре¬цов мы отменяем отлучение [от общины] всех причинивших ей вред и [разрешаем себе] молиться вместе с ними.

Во всех обетах, и запретах, [которые человек сам принял на себя], и клятвах, и заверениях [в отказе от пользования своим или чужим имуществом], и самоограничениях [в пользовании чем-либо, что человек уподобляет приносимой в храм жертве], и наказаниях, [которым человек сам себя подвергает], и обещаниях [данных в любых формулировках; во всем, что мы, не подумав, принимаем на себя в форме] обетов, клятв, заверений, запретов, — от одного дня йом-кипур до следующего дня йом-кипур, пусть он принесет нам добро, — во всем этом мы раскаиваемся. Пусть будут они упразднены [по желанию нашему], отменены, [пусть] станут недействительными, [пусть будут] полностью аннулированы, [пусть] утратят свою силу и перестанут существовать. Пусть обеты наши не будут обетами, запреты наши — запретами и клятвы — клятвами.

Весь этот текст хазан произносит трижды, повышая голос при очередном чтении.
Каждый молящийся повторяет эти слова вслед за хазаном вполголоса.
Община вместе с хазаном:

«и будет прощена вся община сыновей израиля и [каждый] гер, живущий среди них, — ибо весь народ не ведал, что творил».

Эту фразу повторяют трижды.

«отпусти же грехи народу этому по великой милости своей, как прощал ты этот народ со [дня выхода его из] египта и до сих пор». И там [же] сказано:

Община повторяет следующую фразу трижды.

и сказал господь: «простил я по просьбе твоей».

После общины эту фразу трижды повторяет хазан. Благословение «БЛАГОСЛОВЕН. . . КОТОРЫЙ ДАРОВАЛ НАМ ЖИЗНЬ. . . » каждому следует произносить шепотом вместе с хазаном и завершить его раньше , чтобы успеть ответить «АМЕН!». (Те, кто произносили это благословение при зажигании свечей, повторять его здесь не должны.)

Благословен ты, господь, бог наш, владыка вселенной. Который даровал нам жизнь, и поддерживал ее в нас, и дал нам дожить до этого времени!

Свитки Торы возвращают, в ковчег и закрывают его. Затем читают молитву »Маарив» (молитва в честь встречи субботы).

Источник статьи: http://sinagoga.jeps.ru/sinagoga/molitvyi-i-zakazat-molitvu/textw-molitv/molitvi-na-iom-kipur/kol-nidrej.html