Меню

Kto propustil utrennyuyu molitvu net v ego

Восполнение пропущенных намазов

Опуская «ужасающие последствия» по поводу невыполнения молитв, о которых разглагольствуют некоторые неквалифицированные и категорически настроенные индивидуумы, обратимся к сути вопроса, оставив за каждым человеком право выбирать, действовать и держать ответ самостоятельно за приверженность постулатам религиозной практики или ее полное отсутствие.

Восполнение молитвы (када’), не совершенной вовремя в отведенное для нее время, столь же обязательно, как и сама неукоснительность в выполнении пяти фардовых молитв. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Кто забудет об [обязательной] молитве, тот пусть совершит ее, когда вспомнит. Нет на нем искупления греха (кяффара), кроме как это [то есть совершение пропущенной молитвы, пусть даже с опозданием]»[1]. В своде хадисов Муслима говорится также и о проспавшем молитву, а у ан-Насаи – о том, кто пропустил ее по небрежности[2].

Исходя из теологического постулата «степень послабления зависит от степени сложности и вынужденности», каждая ситуация, связанная с затруднительностью выполнения обязательных молитв[3], рассматривается персонифицированно. И если соблюдение молитвенной практики столь невозможно, тогда, как только появится случай, необходимо восполнение, так как обязательная молитва – это долг человека пред своим Создателем. Религия дана человеку не в отягощение его жизни, а в облегчение ее. Всевышний Всеведущ. Как велика его милость, так и справедливо Его наказание.

Аспекты по теме

1. Относительно восполнения не совершенных вовремя молитв у богословов нет никаких разногласий. Для легкости человек может сделать намерение (ният) регулярно выполнять молитвы, пропущенные за весь тот период, когда он не молился, и с каждой обязательной молитвой совершать одну восполняемую[4]. Восполняются только ракяаты фарда. Если сравнивать значимость фардов восстанавливаемых молитв с сунной молитв, выполняемых вовремя, то первое будет намного важнее и весомее. Безусловно, наилучшим считается выполнение полного ежедневного намаза (сунна и фард), затем – восполняемых фардов. Что касается вопроса о том, совершать ли восполняемые молитвы до или после сегодняшних, то, с учетом других канонических положений, желательно совершать восполняемые молитвы до утренней, до или после полуденной, до послеполуденной, после вечерней и до или после ночной молитв.

Допускается совершение восполняемых молитв совместно с другими молящимися (джама‘атом)[5].

2. Если человек совершил молитву, полагая, что читает ее своевременно, а позже выяснилось, что время ее истекло, то нет необходимости перечитывать совершенную молитву-намаз. Таково мнение как ученых шафиитского мазхаба, так и богословов-ханафитов[6].

3. Лучше и правильнее с точки зрения Сунны совершить пропущенную молитву сразу, как только появится возможность[7].

В научных трудах есть упоминания о том, что лучшим временем для молитвы является именно ее временной промежуток в сутках, однако это касается того случая, когда человек протянул не совершенную вовремя молитву аж до следующего дня или когда у него много обязательных долговых молитв, которые он восполняет постепенно. В последней ситуации лучше, если он будет совершать долговые вместе со своевременными: утренняя с утренней, полуденная с полуденной и т.д., хотя может и в любое другое, позволительное для совершения молитвы время[8].

4. Если человек совершает подряд несколько пропущенных молитв, то верным и правильным будет чтение азана и икамата перед первой молитвой и чтение только икамата перед каждой из последующих. Такое мнение является наиболее распространенным у богословов всех четырех мазхабов[9]. Важно заметить, что чтение азана и икамата как перед своевременной, так и перед долговой молитвами является сунной, то есть желательным, похвальным действием.

5. Все ученые-богословы, кроме богословов-шафиитов, говорят об обязательности (вуджуб) совершения пропущенных нескольких молитв в обычной для них последовательности. Шафииты говорят о желательности (сунна)[10]. Безусловно, это касается тех случаев, когда нет опасения, что за время совершения пропущенных закончится временной промежуток той, что своевременна на данный момент.

Восполнять пропущенные молитвы можно в любое время, за исключением запретных временных промежутков, в течение которых молитва не совершается.

Кто должен восполнять, а кто – нет

1. Человек, осознанно ставший мусульманином, ничего из прошлого восполнять не должен. Единственное, если, например, приняв Ислам, он не сразу начал выполнять обязательную молитву или пропустил обязательный пост, то все это необходимо восполнить.

2. Если человек был абсолютно неверующим, но из числа «этнических мусульман», то, начав исполнение религиозной практики, он так же, как и неофит[11], ничего не восстанавливает.

3. В случае же, когда человек был носителем постулатов веры, но не соблюдал религиозную практику, необходимо все восполнить начиная с периода полового созревания.

Сочетание долговых молитв с дополнительными

По мнению богословов-шафиитов, при коллективном совершении дополнительных молитв, например «Таравих», человек при соответствующем намерении может восполнять свои долговые молитвы. Они считают, что главным в данном вопросе является схожесть формы совершения молитвы-намаза. То есть, к примеру, обычную обязательную (фард) молитву-намаз можно совершить с дополнительной молитвой (сунной) сообща (коллективно), независимо от того, кто какую выполняет. Каждый из молящихся проговаривает намерение на свою молитву[12].

Ученые ханафитского мазхаба говорили о том, что совершающий сунну (дополнительную молитву) может присоединиться к выполняющему фард (обязательную), но совершающий фард не может присоединиться к выполняющему сунну[13].

Молитва «Таравих» является дополнительной молитвой (сунна), поэтому, по мнению богословов-ханафитов, стоя за имамом, совершающим молитву «Таравих», можно сделать намерение на любую дополнительную, но только не на обязательную молитву (фард).

Что же касается практической стороны, то оба мнения обоснованны, поэтому поступать нужно по ситуации и в соответствии с мнением той группы ученых (то есть по мазхабу), заключениям которых человек следует в повседневной религиозной практике.

Путник и восполняемые намазы

Так как по данному вопросу нет однозначного ответа в Коране и Сунне, исламские богословы использовали косвенную аргументацию, в результате которой, в зависимости от того, на чем делался акцент, появилось два основных мнения.

Богословы ханафитского мазхаба, а вместе с ними и ученые-маликиты считали, что молитва восполняется так, в каком состоянии была пропущена. То есть, когда человек пропустил ее, находясь в положении путника, восполнять он ее должен будет именно в сокращенной форме, даже если в этот момент уже находится на месте постоянного пребывания. Если решил восполнить в пути молитву, которая была пропущена во время нахождения на месте постоянного пребывания, то четырехракяатные восполняются им тоже в четыре ракяата.

Богословы шафиитского и ханбалитского мазхабов в своем заключении сделали акцент именно на времени и месте совершения восполняемой молитвы. То, в каком состоянии она была пропущена, не принимается ими во внимание. Важно, каково положение восполняющего ее в момент совершения молитвы. Если он путник, то восполняет четырехракяатную молитву, пропущенную на месте постоянного пребывания, в два ракяата. Когда же молитва была пропущена в пути, а восполняется уже дома, то четырехракяатные так четырехракяатными и остаются[14].

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Хадис от Анаса; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, ан-Насаи, Ибн Маджа и др. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 3. С. 89, хадис № 597; Джанан И. Хадис ансиклопедисы. Кутуб ситтэ. Т. 7. С. 363, хадис № 2340; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 4. С. 422, хадис № 1555, «сахих».

[2] См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 5. С. 135; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 4. С. 423, хадис № 1556 «сахих»; Джанан И. Хадис ансиклопедисы. Кутуб ситтэ. Т. 7. С. 364, хадис № 2341; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 544, хадис № 9059, «сахих»; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 2. С. 532, хадисы № 603, 604.

Читайте также:  Если потерял документ молитва

[3] Здесь речь идет только об обязательных (фардовых) пяти молитвах.

[4] См., например: Буты Р. Ма‘а ан-нас. Машурат ва фатава. С. 43.

[5] См., например: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 20 т. Египет: Мустафа аль-Баби, 1972. Т. 4. С. 249.

[6] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 774, 778.

[7] См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 3. С. 90, пояснение к главе № 37.

[8] См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 4. С. 249.

[10] См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 4. С. 249; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1156, 1160.

[11] Неофит – новый приверженец определенной религии.

[12] Что касается «формы совершения, отличающейся от обычной», то это, например, погребальная молитва («Джаназа»), молитва по случаю солнечного затмения, праздничная молитва.

[13] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 223–227.

[14] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 136, 137.

Источник статьи: http://umma.ru/vospolnenie-propushhennyh-namazov/

ВОПРОС-ОТВЕТ

Войти используя аккаунт социальных сетей

Пропущенные намазы — нужно ли восполнять?

Правила форума
Уважаемые посетители!
1) Для каждого вопроса начинайте отдельную тему, кроме как в случаях дополнения, или уточнения для уже существующего вопроса.
2) Точно указывайте заголовок вопроса, заголовки типа «А это бид’а?» или «Можно ли?» не принимаются.
3) Пожалуйста пишите русскими буквами. Если у вас нет русской раскладки можете воспользоваться ресурсом http://www.translit.ru/

PS. Ответ на Ваш вопрос может занять время. Наберитесь терпения.

Пропущенные намазы — нужно ли восполнять?

Непрочитанное сообщение Bara » 12 июл 2012, 21:41

Re: Пропущенные намазы — нужно ли восполнять?

Нет, ей не надо восполнять их.

Имам Ибн Наср аль-Маруази говорил: “Мусульмане не разногласили в том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) не обязывал никого из неверных, принявших Ислам, возмещать что-либо из обязательных предписаний!” См. “Та’зыму къадри-ссаля” 1/186.

А что касается мусульман, которые пропустили молитву сознательно без уважительной причины, то вот что говорят ученные.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Не узаконено возмещение молитвы для того, кто пропустил ее без причины, и эта (возмещаемая) молитва недействительна! Он должен совершать больше добровольных молитв (в качестве покаяния), и это мнение группы из числа саляфов!” См. “аль-Ихтиярат” 34.

Шейх аль-Альбани говорил: “Слова тех, кто считает обязательным восполнение молитвы, про-пущенной сознательно без приемлемой причины, не опираются на доказательство. Возмещение подобной молитвы не имеет смысла, поскольку совершение молитвы вне ее времени подобно совершению молитвы до наступления ее времени. Нет в этом никакой разницы!” См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа” 3/414 и “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1/682.

Re: Пропущенные намазы — нужно ли восполнять?

Re: Пропущенные намазы — нужно ли восполнять?

Re: Пропущенные намазы — нужно ли восполнять?

Добровольные молитвы это те, которые приходят перед обязательными допустим как 2 раката ас-Сунан ар-раватиб перед Фаджр намазом или 4 перед Зухр намазом и 2 после него, 4 перед Аср намазом, 2 после Магриб намаза и 4 после Иша или совершать по утрам /духа/ дополнительную молитву в два ракаaта или молится по ночам, как Витр намаз в нечетное количество ракаaтов.

Пропущенные намазы — нужно ли восполнять?

Пропущенные намазы — нужно ли восполнять?

وعليكم السلام ورحمة الله وبركاته
Хукм возмещения молитвы, которая была пропущена умышленно Ученые разделились в этом вопросе на два мнения:

Сказал Ибн Раджаб: «Что касается умышленного оставления молитвы, то большинство ученых посчитали обязательным ее восполнение. Мазхаб же захиритов или большинство их на мнении, что не возмещается такая молитва. И об этом упоминается в асарах от саляфов, что не восполняется такая молитва» (9)

Сказал Ибн Теймия: «Не узаконено для оставившего молитву умышленно ее восполнение. Наоборот он должен совершать больше дополнительных намазов. И то же самое касается поста. Это является мнением группы саляфов, как Абу Абд-ар-Рахман – сподвижник Аш-Шафии, Давуд Ибн Али (основатель захиритского мазхаба) и его последователи. И нет среди доводов того, что противоречит этому. Напротив, есть то, что соответствует ему». (10)

Также сказал Ибн Теймия: «В этом вопросе два мнения у ученых мазхабов Ахмада, Малика и других. Было сказано: «Обязательно восполнение» — это является известным мнением последователей Аш-Шафии и многих последователей Ахмада. И также было сказано: «Нет обязанности восполнения на нем (на том, кто пропустил умышленно)». И это является очевидным».(11)

Из вышесказанного становится очевидным, что этот вопрос является вопросом разногласия у обладателей знания. И нет в нем иджма. Ниже будут рассмотрены оба мнения с доказательствами, затем будет упомянуто наиболее предпочтительное мнение.

Кто оставил одну молитву умышленно до тех пор, что вышло ее время, тот не восполняет ее, а если восполнит, то она не будет принята от него. Такой должен покаяться и совершать много добровольных молитв. Это является мнением многих саляфов, последователей мазхабов и ученых хадисоведов. Ибн Раджаб упомянул среди них Хасана Аль-Басри, Давуда ибн Али, Абу Бакра Аль-Хумейди и других. (12)И сказал Ибн Таймия, что это мнение группы саляфов, из них Абу Абд Ар-Рахман – сподвижник Аш-Шафии, после чего отдал предпочтение этому мнению.(13)

Сказал Хасан Аль-Басри: «Если человек оставил одну молитву умышленно, то он не возмещает ее». (14)
Сказал Абу Бакр Аль-Хумейди относительно поста и молитвы: «Если он (кто-либо) оставил их умышленно, то не возмещает их». (15)
Сказал Ибн Раджаб относительно слов Аль-Хумейди: «Подобное сказали Аль-Джузджани, Аль-Барбахари и Ибн Батта». Затем сказал: «Сказал Ибн Бата: «Знай, что для молитвы существует время. И кто совершил ее раньше времени, то он не выполнил обязательное, будь то с оправданием или без него. И кто отложил ее умышленно до выхода времени, не имея оправдания, тот не совершил обязательного (16). И передано от имама Ахмад в риваяте его сына Абду-Ллаха: «Совершающий молитву в неустановленное время в положении своем относительно призыва его к покаянию и его казни таков же, как оставивший молитву. Так как же может быть велено совершать молитву, хукм которой такой же, как хукм оставления молитвы?».

Затем сказал Ибн Раджаб: «Пришло множество асаров от саляфов относительно умышленно оставившего молитву, где сказано, что не принимается от него молитва». Затем он упомянул слова пророка, мир ему и благословение Аллаха: «От троих не будет принята молитва…». Среди этих слов: «…который совершает молитву после того, как вышло ее время» (17)(прим. переводчика: этот хадис приводится с сборниках Абу Дауда и Ибн Маджа. Шейх Альбани сказал о нем, что он слабый. Достоверной считается лишь первая часть этого хадиса, которая не касается совершения молитвы вне ее времени. Уа-Ллаху а’лям).

Затем сказал Ибн Раджаб: «Неизвестно, чтобы кто-либо из сподвижников считал обязательным восполнение (молитвы) оставленной умышленно. И я не нашел чего-либо ясного, переданного от табиинов, кроме как от Ан-Нахаи». (19)

Сказал Ибн Хазм: «А что касается того, кто умышленно оставил молитву до тех пор, что вышло ее время, то такой никогда не сможет ее восполнить. Пусть же совершает много благих дел и добровольных молитв, пусть кается и просит прощения у Аллаха» И упомянул мнения ученых мазхабов и саляфов, а также доказательства на это шариатских текстов и разума. (20)

Читайте также:  Изгнание бесов заговоры молитвы

Сказал шейх Альбани: «Тот, кто не застал что-либо из его молитвы до того, как вышло время, то нет у него молитвы, и не является она искуплением долга. И это является предостережением и удержанием его от того, чтобы он пропускал молитвы». (21)

Сказа имам Аш-Шаукани в «Нийль Аль-Автар»: «И я не знаю далиля для тех, кто обязывает восполнять умышленно пропущенную молитву». (22)

У имама ибн Аль-Кайим есть исследование, посвященное опровержению тех, кто заявляет о возмещении умышленно пропущенных молитв. Оно содержится в его книге: «Аълям Аль-Мувкыийн (أعلام الموقعين)

Это были некоторые слова тех, кто на этом мнении. Теперь, что касается их доказательств.
Доказательства тех, кто выбрал мнение о невосполнимости молитв, пропущенных умышленно Довод первый:

От Анаса, да будет доволен им Аллах, от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что он сказал: «Кто забыл о молитве, пусть помолится, когда вспомнит о ней. И нет на нем искупления, кроме этого». (23)
Сказал Ибн Хаджар в «Фатхуль-Бари»: «Так приводится во всех риваятах ( فليصلِّ «пусть помолится») без упоминания того, на что падает действие. Муслим же привел слова (فليصلها «пусть помолится её»), и здесь более ясно, что именно здесь подразумевается. Также Муслим добавил: «или же проспит ее». Эти слова взяли в качестве далиля те, кто сказал, что оставивший умышленно не восполняет молитву, так как отсутствие условия делает обязательным отсутствие обуславливаемого. И из этого следует, что тот, кто не забыл о ней, не совершает ее. Более того сказано, что если бы было узаконено возмещение ее, то такой (оставивший умышленно) был бы равен тому, кто оставил по забывчивости. А забывший не является грешником в отличие от того, кто оставил умышленно. Так как же они могут быть равны?» (24)Конец слов Ибн Хаджара.

Также в другом риваяте этого хадиса, который упомянул шейх Альбани, сказано: «Кто проспал молитву или забыл о ней, пусть совершит ее, когда вспомнит о ней или когда проснется» и в другом варианте «кто забыл о молитве, то ее время тогда, когда он вспомнит о ней».
Сказал Сыддик Хасан Хан: «Истина в том, что это время выполнения, но не время возмещения, согласно ясным словам пророка, мир ему и благословение Аллаха, что время забытой молитвы или пропущенной из-за сна – время, когда о ней вспомнят». (25)

Слова пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Кто успел совершить суджуд во время Асра, прежде чем село солнце, или во время утренней молитвы, прежде чем оно взошло, тот пусть завершит свою молитву» (27)
Сказал шейх Аль-Альбани: «Этот хадис о том, кто умышленно откладывает молитву до такого времени (когда ее время вот-вот выйдет). И такой является грешником по причине откладывания, даже если он застал молитву, согласно словам пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Это молитва лицемера, который сидит и ждет, пока солнце не окажется между рогами шайтана, затем встает и проклевывает ее четыре ракаата, поминая Аллаха лишь немного». (28)
Затем шейх Альбани сказал: «Смысл его слов: «пусть завершит свою молитву» в том, что он застал время совершения молитвы и совершил ее, тем самым выполнив должное. А если он не застал ракааат (не успел его совершить), то не завершает ее, так как она недействительна по причине выхода времени и не является выполнением должного. И не является скрытым, что подобный ему тот, кто не застал что-либо из молитвы до того, как вышло время. И для такого нет молитвы. И это является предостережением и удержанием его от того, чтобы он пропускал молитвы. Мудрый Законодатель не сделал для подобного ему искупления для того, чтобы он больше не пропускал ее» (29). Конец слов шейха Альбани.

Хадис от Абу Хурайры: «Первое, за что будет спрошен раб в Судный День, это намаз. Если его намаз будет хорош, он преуспеет и добьётся желаемого, а если они окажется негодным, то он потерпит неудачу и понесёт убыток.
Если же в выполнении обязательных намазов обнаружатся недостатки, Всемогущий и Великий Господь скажет ангелам: «Посмотрите, есть ли у раба Моего добровольные намазы (суннат-намазы), чтобы за их счёт восполнить недостатки в обязательных». А затем со всеми остальными его деяниями поступят так же». (31)
Сказа Ибн Раджаб: «Пришло множество хадисов, указывающих на то, что недостатки обязательных будут восполняться за счет добровольных», после чего привел хадис от Абу Хурайры. Затем сказал: «Разногласили люди относительно смысла «восполнения обязательных за счет добровольных». И некоторые сказали, что речь идет здесь об умышленно оставившем обязательное, а также о том, что помимо этого. И это является более очевидным ин шаа-Ллах» (32)

Слова Всевышнего Аллаха: «Если же они раскаются и станут совершать намаз и выплачивать закят, то отпустите их, ибо Аллах — Прощающий, Милосердный». (Ат-Тауба, 5 аят).
Сказал Сыддик Хасан Хан: «Оставивший молитву, если раскается и вернется, то обязательно для нас отпустить его, а если не раскается, мы должны его казнить. Таково решение Аллаха, а чье решение лучше, чем Его решение». (33)Конец его слов.

Покаяния достаточно для того, кто оставил молитву. И не приказал Аллах восполнять ее, так как он оставил ее умышленно (слова автора этого исследования).

Довод пятый – довод разума, который привел Ибн Хазм:

«Мы спросим у тех, кто обязал восполнять молитву, оставленную умышленно: «Скажите нам об этой молитве, которую вы велите совершать – является ли это приказом Аллаха? Или это нечто другое?» И если скажут: «Это приказ Аллаха», то мы скажем им: «Тогда оставивший ее умышленно не является ослушником, так как он выполняет приказ Аллаха, и нет на нем греха и порицания. Но такого не скажет мусульманин» А если они скажут: «Она не является тем, что приказал Аллах», то мы скажем: «Вы правы». И этого достаточно.
Затем мы спросим их о том, кто умышленно оставил молитву до тех пор, пока не вышло ее время: «Это является подчинением или ослушанием?». Если они скажут, что это подчинение, то тем самым впадут в противоречие единогласному мнению, Корану и достоверной сунне. А если скажут, что это ослушание, то мы скажем, что они правы.
И также Аллах установил через своего посланника времена для молитв и определил начало и конец каждой из них. И в этом нет разногласий. И если бы было разрешено выполнение их после выхода времени, то в определении пророком, мир ему и благословение Аллаха, конца их времен не было бы смысла. И это было бы забавой.
И также, если бы восполнение молитв, которые были оставлены до того как вышло их время, было бы обязательным, то Аллах и его посланник не оставили бы это без упоминания. «И Господь твой не забывает» (Марьям, 64 аят). И каждый закон, который не пришел в Коране и сунне, является ложным» (34)Конец слов Ибн Хазма.

Кто оставил молитву умышленно до тех пор, пока не вышло ее время, обязан восполнить её.
Ибн Раджаб упомянул о том, что это слова большинства ученых и среди них есть те, кто говорил о наличии иджма. (35)В доказательство на это мнение привели следующие доводы:

Читайте также:  Молитвы при раке кому молиться

Кыяс. Сказали: «Тому, кто пропустил молитву по забывчивости или проспал ее, велено восполнить ее. А тот, у кого нет оправдания, тем более должен это сделать».

Сказал Ибн Раджаб: «Этот довод требует рассмотрения. Тому, у кого есть оправдание, приказано возмещение только потому, что его возмещение служит искуплением молитвы. А для оставившего умышленно возмещение молитвы не является искуплением. Он ослушник, и обязательно для него покаяние за его грех, согласно единогласному мнению. И поэтому сказали большинство: «Нет искупления на том, кто убил умышленно, и на том, кто умышленно поклялся ложной клятвой, так как искупление не стирает этот грех. И также возмещение требует нового приказа. И у нас нет довода на то, что умышленно оставивший должен восполнить. У нас нет нового приказа, который требует повелеть ему восполнение, как в случае со спящим или забывшим». (37)
Сказал Сыддик Хасан Хан: «Истина в том, что необходим новый (то есть отдельный) довод. Так как обязывание возмещением является отдельным возложением обязательства, и не является обязательством выполнения. И предметом разногласия является молитва, оставленная умышленно без оправдания…) (38)

Сказал шейх Аль-Альбани: «Слова некоторых поздних поколений: «Если забывший или проспавший молитву возмещают ее после того, как вышло время, то оставивший ее умышленно тем более должен это сделать» — это является ошибочным кыясом. Потому что это является кыясом противоположности на противоположность. И несостоятельность этого очевидна. Ведь как можно сравнивать того, у кого нет оправдания с тем, у кого оно есть, и сравнивать умышленно оставившего с тем, кто забыл, и того, кому Аллах сделал искупление с тем, кому Аллах его не предоставил» (39)
Сказал шейх Абдур-Рахман Абду-с-Сомад: «Известно всем мусульманам то, что к поклонениям не применяется кыяс, и они не берутся из мнений и сравнений, а берутся из Корана и достоверной ясной сунны. И достаточно нам того, что сказа Ибн Кассир: «То, посредством чего приближаются к Аллаху, ограничено текстами Корана и сунны, и не влезают в эту сферу с мнениями и кыясом».(42)
Довод второй:

Привели хадис от Ибн Аббаса: «Однажды женщина пришла к пророку, мир ему и благословение Аллаха, и сказала: «Моя мать дала обет, что совершит хадж и умерла, не совершив его. Совершить ли мне за нее хадж?» На это посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, ответил: «Да, соверши за нее хадж. Как ты думаешь, если бы был долг на твоей матери, выплатила бы ты его? Так отдай долг Аллаху, ведь Аллах еще более достоин этого».(43)
Сказали: «Это довод на обязательство возмещения молитвы, пропущенной умышленно, который установлен посредством кыяса»

Сказал шейх Абдур-Рахман Абду-с-Сомад: «В этом также нет для них довода, так как этот хадис пришел относительно хаджа, и нет у него связи с молитвой. Хадж за тех, у кого есть оправдание, как тот, кто дал обет совершить хадж или твердо вознамерился его совершить, после чего его постигла смерть или болезнь, в результате которой он лишился возможности совершить его, за таких совершается хадж согласно единодушному мнению общины. Так как об этом сказано в достоверных хадисах. Хадж и пост могут возместить другие, согласно велению пророка, мир ему и благословение Аллаха, если того, за кого возмещают, постигла смерть или болезнь, или старческая слабость и т.п. Что касается молитвы, то человек ее обязан выполнять самостоятельно, и она не снимается с него ни при каких обстоятельствах. И неизвестно от кого-либо из сподвижников или имамов, чтобы они совершали молитву друг за друга. И нельзя делать кыяс возмещения молитвы, оставленной умышленно, на пост и хадж тех, кто не совершил их, имея оправдание» (44)

Привели хадис о том, что пророк велел тому, кто вступил в половую связь в дневное время рамадана, возместить.(45)Сказали: «Молящийся, пропустивший молитву умышленно, обязан возмещением так же, как и тот, кто совокупился в дневное время рамадана».

Сказал Ибн Раджаб (проводя разницу между тем, кто оставил молитву и пост, и тем, кто начал их совершать, затем испортил их. Что касается второго, то на нем возмещение, как на том, кто испортил свой хадж. Первый же, как тот, на ком лежит обязательство хаджа, и он не совершил его. И он должен совершить его после этого только потому, что хадж является обязательством всей жизни). (46) Я (Ибн Раджаб) говорю: посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, велел тому, кто умышленно совокупился в дневное время рамадана, возместить. Но приказывал ли он возмещать молитву, оставленную умышленно?».

В доказательство также привели историю битвы у рва, когда посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не смог совершить молитву аср и совершил ее после захода солнца. Сказали: он возместил молитву после выхода ее времени.

Сказал шейх Абур-Рахман Абдус-Сомад:(47) «Не могут они взять это в качестве довода по нескольким причинам:
Первое: для мусульман узаконено возмещение пропущенных молитв только в трех случаях: если проспал, если забыл или подобное этому, как опьянение или потеря сознания, или по причине занятости до такой степени, что было невозможным для него совершить молитву, что и произошло с пророком, мир ему и благословение Аллаха, и сподвижниками у рва. Это было до ниспослания аятов о молитве во время страха. И основываясь на этом, восполнение молитвы того, кто был отвлечен, было отменено, и нельзя брать из этого довод.

Второе: пророк, мир ему и благословение Аллаха, не оставил ее умышленно, а оставил ее, будучи отвлеченным. Он сказал: «отвлекли нас от серединной молитвы – молитвы аср». И нельзя делать кыяс межд тем, кто оставил умышленно, будучи свободным, и тем, кто был отвлечен на пути Аллаха.

Третье: Оставивший умышленно совершил грех, и становится тщетным его дело и снимается с него долг его. А что касается посланника, мир ему и благословение Аллаха, то он оставил молитву, будучи занятым на пути Аллаха. Он не совершил грех, и не стало тщетным его дело. И не делается кыяс между этими двумя положениями».

Довод пятый:

В доказательство привели хадис от Имрана ибн Хусейна, да будет доволен им Аллах, о том, как они проспали молитву. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, проснулся и увидел, что солнце уже взошло. Он сказал: «Отправляйтесь». И были в пути до тех пор, пока солнце не побелело. Затем пророк спешился и помолился со сподвижникам. (48)
Сказали, опираясь на это: разрешено возместить пропущенные молитвы, так как пророк мир ему и благословение Аллаха, отложил ее после того, как они проснулись.

Сказал Ибн Кассир: «Привели это доводом на то, что разрешено восполнять пропущенное. Однако это требует рассмотрения, так как возможно, что молитва была отложена по какой-либо причине, связанной с местом, временем или чем-либо еще»(49)

Из вышесказанного становится ясно, что наиболее предпочтительным мнением в этом вопросе является первое мнение: то, что оставивший молитву умышленно до тех пор, пока не вышло ее время, не возмещает ее. И на нем только покаяние и совершение множества дополнительных молитв. А Аллах знает лучше.

Все указания источников содержатся в оригинале статьи под теми же номерами, что и в переводе.

Источник статьи: http://www.whyislam.to/forum/viewtopic.php?t=4606