Меню

Kto provodit molitvu v mecheti

“О, голос, этот. ” — муэдзин: значение и истоки традиции

Один из самых выразительных символов ислама, берущий свое начало непосредственно со времен пророка, — мелодичный и одновременно волнующий призыв к молитве, раздающийся с балкона минарета и слышимый на многие километры вокруг. Это муэдзин. Его искренний голос, как свет маяка, ежедневно показывает мусульманам путь к молитве, не давая им погружаться в мир обыденности.

Истоки традиции

Много параллелей можно отыскать в других религиях. В каждой из них есть свой аналог, свой традиционный способ поддержания огня веры. Способы эти — разные формы выражения внутренней потребности человека к единению со своими истоками.

В исламе же “муэдзин” — это буквально “тот, кто читает азан” (призыв на молитву).

Традиция провозглашения азана берет свое начало от пророка Мухаммеда. В тексте Корана так описывается азан: “О те, которые уверовали! Когда призывают на намаз в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали.” (Коран, сура 62, аят 9)

Значение муэдзина в жизни исламской общины трудно недооценить. Естественно, что чистым и глубоким голосом, способным пробуждать религиозные чувства, может обладать лишь человек искренний и имеющий веру сам. Часто муэдзинами были имамы — духовные лидеры общин, совмещающие эти две важные роли.

Первый муэдзин в исламе

Согласно преданиям, первым муэдзином был раб по имени Билал ибн Рабах, сын араба и эфиопки, которая была рабыней. Он родился в Мекке в конце 6 века и был в числе первых принявших ислам. Хозяин пытался заставить Билала отречься от веры, подвергая его мучительным наказаниям. Об этом стало известно одному из сподвижников Мухаммеда, Абу Бакру, который выкупил Билала из рабства и освободил его.

В это время количество людей, принимавших ислам значительно выросло. Среди исламской общины ежедневно проводились совместные молитвы, и стало достаточно сложно координировать время таких молитв. Было несколько разных предложений, каким образом созывать на молитву людей. Одному из соратников Мухаммеда, Абдуллах ибн Зейду, во сне явился ангел в зеленом одеянии с колоколом в руке. Ангел передал ему слова азана для того, чтобы их голосом воспевал выбранный человек, призывая таким образом верующих к молитве. Мухаммед, узнав, что похожие сны увидели многие сподвижники, признал его правоту. И поскольку в его окружении именно Билал имел выделяющийся среди других голос, поручил пересказать ему слова азана, чтобы тот их выучил и стал воспевать в качестве призыва к молитве.

Когда Билал исполнил волю Мухаммеда, Умар ибн Аль-Кхаттаб, другой соратник пророка, услышав пение, также подтвердил, что и он видел тот же сон с теми же словами. Пророк Мухаммед, таким образом, утвердил азан окончательно, а Билал ибн Рабах — это муэдзин, первым вошедший в историю.

Минареты

Билал основал традицию воспевания азана с крыш самых высоких домов. Однако по мере распространения ислама возникла идея возведения специальной башни для муэдзинов — минарета. Строительство первых минаретов датируется примерно 670 г.

Со временем количество минаретов стало отличительной чертой мечети, по которой определяется ее значение. Главная мечеть ислама — Аль-Масджид аль-Харам (Заповедная мечеть), расположенная в Мекке, имеет девять минаретов. Вторая по важности — Аль-Масджид ан-Набави (место захоронения Мухаммеда) в Медине -десять.

Основные качества муэдзина

Согласно принятой традиции, муэдзин — это человек, “имеющий сунну”. Т. е. обладающий качествами, которые могут быть описаны как внутренняя и внешняя чистота. Это выражается в том, что муэдзин должен быть благочестивым, не совершать грехов, вести достойный образ жизни, быть верующим. Во-вторых, он должен иметь приятный и достаточно мощный голос, научиться мелодичному произнесению азана. Собственно, само понятие “муэдзин” основано на этих двух главных качествах.

Среди прочих требований есть также следующие:

  • быть совершеннолетним;
  • мужского пола;
  • трезвым и в здравом уме;
  • чистым и в чистой одежде;
  • быть способным взойти по крутым ступеням на самый верх минарета.

Таким образом, роль муэдзина для мусульман значительна. В тех исламских общинах, где сохраняются традиции, во внутреннем представлении верующих голос муэдзина — это голос ангела. Именно с ним связывается переход от обыденных житейских занятий к более важному — общению со Всевышним. Потому человек этот во все времена был и остается очень уважаемым.

Источник статьи: http://fb.ru/article/428222/o-golos-etot—muedzin-znachenie-i-istoki-traditsii

Муэдзин

Муэдзи́н (араб. مؤذن ‎‎; также — азанчи) — в исламе: служитель мечети, призывающий мусульман на молитву.

Содержание

История

О происхождении призыва на молитву (азан или нида) существует несколько версий. Согласно одной, традиция призыва на молитву возникла еще до переселения Мухаммада в Медину (хиджра). Согласно другой — после переселения, примерно во втором году хиджры. Очевидно, что пророк Мухаммед ввел ритуал «азана» по аналогии с колокольным звоном у христиан и звуком трубы у иудеев. Первый муэдзин, абиссинец Билял ибн Рабах, сначала зазывал людей на молитву на улицах, и лишь спустя некоторое время для этого стали использовать самую высокую точку в городе. Существовали и региональные способы призыва: в Фесе (Марокко) на минарете укрепляли знамя, а в темное время — зажигали лампу. В Индонезии в ряде мечетей начало молитвы анонсируется звуками гонга (влияние буддизма).

Читайте также:  Mozhno li zakazivat molitvu za nekreshenogo

Историки считают, что в арабских племенах еще до ислама существовал обычай издавать особый крик, например, для сбора членов племени на военный совет. Это поручалось человеку, которого называли мунади или муаззин. Глагол «азана» по-арабски означает «кричать на публике».

Обязанности муэдзина

С самого начала муэдзин рассматривался как помощник имама. Праведный халиф Умар ибн Хаттаб (634—644) отправил в помощь наместнику Куфы человека в качестве «муэдзина и визиря». Тогда же выработался ритуал, когда муэдзин сначала призывал правоверных на улице, а затем отправлялся к правителю, приветствовал его и приглашал на молитву. Вернувшись в мечеть, муэдзин объявлял о начале намаза. Текст азана в тот период был очень коротким. Впоследствии он использовался только в чрезвычайных случаях. После того, как выработался архитектурный тип мечети и появился минарет, азан стали осуществлять непосредственно с балкона минарета. Это произошло при омейядском халифе Абд аль-Малике (685—705). Арабский путешественник Ибн Баттута (1304—1377) рассказывал, что в Хорезме в обязанности муэдзина входило выгонять правоверных из своих домов на намаз.

С годами выработались требования к профессиональному муэдзину: он должен был обладать мощным, но приятным голосом, который должны были слышать все жители данной местности. Мелодичному произнесению слов азана обучали тех детей, которые обнаруживали способности к пению. Иногда функции муэдзина переходили по наследству. Семьи, в которых были слепые мальчики, видели в карьере муэдзина возможность для своих детей получить источник пропитания, так как муэдзин считался служащим мечети с определенной зарплатой. Кроме того, поднимаясь на минарет, слепой муэдзин не видел того, что происходит во дворах и домах жителей и, в частности, женщин.

В некоторых крупных мечетях возникла традиция хоровой рецитации азана. Кроме азана, муэдзины стали исполнять специальные славословия, например, произносили «прекрасные имена Аллаха». Иногда обязанности муэдзина возлагали на астронома, который должен был удостоверять правильность киблы (направления на молитву) при строительстве мечети, а также рассчитывать время намаза.

Время азана

Муэдзин помощник имам-хатыба, он дожен читать азан и тасбих. Время, когда муэдзин зовет к молитве, строго определяется законами ислама, и в этом есть глубокий смысл, заложенный многовековыми традициями. Согласно законам ислама, каждый мусульманин должен молиться пять раз в сутки: утром, в полдень, после полудня, вечером и ночью. О времени каждой молитвы возвещает муэдзин (тот, кто призывает к молитве) непосредственно перед молитвой. Призывы муэдзина к молитве раздаются с минаретов или башен мечетей, и слышат их все, поэтому мусульмане точно знают, когда настает время их обращения к Аллаху.

Точное время ежедневных молитв вычисляется по специальным правилам и зависит, в первую очередь, от географического расположения местности: широты и долготы, а также от времени года. В целом «расписание» мусульманских молитв определяется положением Солнца. Муэдзин всегда точно знает время молитвы и оповещает о нем всех, но кроме этого время молитв регулярно публикуется в специализированных газетах или раздается в мечетях.

Зимние дни года гораздо короче летних, поэтому зимой утренняя молитва мусульманина будет намного позднее, а ночная гораздо раньше, чем летом. Но даже в один и тот же день в разных местах, в зависимости от их расположения, мусульманские молитвы должны произноситься в разное время. Например, если первая утренняя молитва в Адане (Турция) по расписанию должна быть в 05.14 утра, то в тот же день в Стамбуле она будет в 05.27, а в Диярбакыре – в 04.52.

Источник статьи: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/73401

Муэдзин

Муэдзин — это тот, кто издает пять ежедневных призывов к молитве в мечети, месте мусульманского поклонения. Муэдзин также издает призывы к пятничной молитве. В исламских общинах голос муэдзина является привычной чертой, он пять раз в день доносится из мечети, напоминая верующим прекратить свою деятельность и молиться. Ежедневные молитвы или салах являются очень важной частью ислама.

Позиция муэдзина древняя, и большинство историков считают, что роль общественного глашатая, вероятно, зародилась в человеческой культуре задолго до ислама. Во многих культурах есть своего рода история общественного глашатая, обычно выбираемого за его пронзительный голос, который в эпоху, предшествовавшую другим способам коммуникации, выкрикивал новости и важную информацию. Во времена пророка Мухаммада верные последователи издавали призыв к молитве на улицах, закладывая основу для современного муэдзина.

Мечети обычно выбирают муэдзина на основе характера и мастерства. Он может стать уважаемым членом общины, особенно если призыв к молитве или азану произносится особенно хорошо, но он не является религиозным чиновником. Азан всегда издается на арабском языке, и большинство мусульман знакомы со словами призыва, даже если они не знают арабского. В мечети с минаретом азан произносится с минарета, чтобы его можно было услышать.

Традиционные муэдзины полагались на акустику и силу своего голоса, чтобы призыв к молитве был услышан верующими. Современные мечети используют громкоговорители для передачи призыва, гарантируя, что его можно услышать на большом расстоянии. В набожных городах с многочисленными мечетями призыв может стать немного хаотичным, с дуэльными призывами от нескольких ораторов по всему городу, и это особенность исламского мира, которую часто отмечают путешественники.

Читайте также:  Все молитвы избавляющие от порчи молитва

Произнося призыв к молитве, муэдзин поворачивается лицом в сторону Мекки и начинает со слов «Аллах у Акбар», что означает «Бог велик». В районах, где нет муэдзина, верующие должны самостоятельно запоминать ритмы ежедневных молитв. Кстати, согласно одному мифу, муэдзин вдохновил имя кота пророка — Муэцца. В этой истории пророк сидел за письменным столом и писал, когда услышал призыв к молитве. Когда он поднялся, чтобы ответить, то понял, что кот спит у него на рукаве, и, чтобы не потревожить его, отрезал рукав, чтобы встать лицом к Мекке.

Источник статьи: http://moscowfy.com/muedzin/

15 правил посещения мечети

Мечеть – это дом Всевышнего ﷻ , и тот, кто вошёл в неё, подобен тому, кто пришёл в гости к своему Создателю ﷻ . Пророк ﷺ изрёк: «Для того, кто отправляется в мечеть или возвращается (оттуда), Аллах готовит угощение в Раю каждый раз, как он (делает это)» (имамы аль-Бухари и Муслим). Какие же правила следует соблюдать при посещении мечети?

Правило посещения мечети №1: омовение и купание

Перед отправкой в мечеть желательно совершить омовение, надеть чистую одежду, надушиться благовониями, особенно в пятничный день.

В хадисе говорится: «Тот из вас, кто совершит дома как следует малое омовение, а затем с целью совершить намаз отправится в мечеть, тому Всевышний Аллах за каждый проделанный шаг возвеличит ему степень и сотрёт ему один грех. И это будет продолжаться вплоть до того, как человек войдёт в мечеть. Пришедший в мечеть и ожидающий намаз получает награду как за совершение намаза» (Ибн Маджа).

Запретно заходить в мечеть в состоянии джанабата (состояние, когда нужно сделать обязательное купание после полового осквернения), а также женщинам в период месячных или послеродовых выделений).

Пророк ﷺ изрёк: «Мечеть запрещена для женщин с месячными и всех, кто находится в состояние джанабы» (имамы Абу Давуд, Ибн Маджа, аль-Байхаки)

Правило посещения мечети №2: удаление неприятного запаха

Тому, кто намерен отправиться в мечеть, порицается употребление лука, чеснока, редьки и других продуктов, имеющих специфический запах.

Посланник Господа ﷺ изрёк: «Пусть не приближается к нашей мечети тот, кто поел лука или чеснока. Ведь, поистине, ангелы испытывают неприязнь к тому же, к чему испытывают неприязнь потомки Адама» (имам Муслим).

Правило посещения мечети №3: дуа по дороге

Пророк ﷺ при отправлении в мечеть читал следующую мольбу:

اَللَّهُمَّ اجْعَلْ فِي قَلْبِي نُوراً، وَفِي لِسَانِي نُوراً، وَاجْعَلْ فِي سَمْعِي نُوراً، وَاجْعَلْ فِي بَصَرِي نُوراً، وَاجْعَلْ مِنْ خَلْفِي نُوراً، وَمِنْ أَمَامِي نُوراً، وَاجْعَلْ مِنْ فَوْقِي نُوراً وَمِنْ تَحْتِي نُوراً، اَللَّهُمَّ أَعْطِنِي نُوراً

«Аллаhумма, идж‘аль фи ḱальби нуран, ва фи лисани нуран, ва-дж‘аль фи сам‘и нуран, ва-дж‘аль фи баĉари нуран, ва-дж‘аль мин хальфи нуран, ва мин амами нуран, ва-дж‘аль мин фавḱи нуран, ва мин таẍти нуран. Аллаhумма, а‘ҭыни нуран»

«О Аллах, помести в сердце моё свет, и в язык мой свет, и в слух мой свет, и в зрение моё свет, и позади меня свет, и передо мной свет, и надо мной свет, и подо мной свет. О Аллах, даруй мне свет» (имам Муслим).

Правило посещения мечети №4: не бежать на намаз

Идти в мечеть на молитву следует спокойным размеренным шагом. Посланник Божий ﷺ изрёк: «Когда услышите, как объявляют о начале намаза, ступайте на намаз. (Направляясь на намаз), вам следует хранить спокойствие и вести себя достойно. Не спешите, и совершите (вместе со всеми ту часть) намаза, на которую вы успеете, а пропущенное вами — восполняйте (самостоятельно)» (имам аль-Бухари).

Но если мы опаздываем на пятничную молитву, то мы должны спешить по мере возможности, успеть вступить в намаз за имамом.

Правило посещения мечети №5: дуа при входе

Входят в мечеть с правой ноги и читают следующую молитву:

أَعُوذُ بِاللهِ الْعَظِيـمِ وَبِوَجْهِـهِ الْكَرِيـمِ وَسُلْطَانِهِ الْقَدِيـمِ مِنَ الشَّيْـطَانِ الرَّجِـيمِ، بِسْـمِ الله، وَالصَّلَاةُ وَالسَّلَامُ عَلَى رَسولِ الله، اَللَّهُـمَّ افْتَـحْ لِي أَبْوَابَ رَحْمَتـِكَ

«А’уҙубилляhи-ль-‘Аӟыми, ва би-ваджhиhи-ль-Карими ва сульҭаниhи-ль-адими мина-ш-шайҭани-р-раджими. Бисмилляhи, ва-ĉĉаляту ва-с-саляму ‘аля расули-Лляhи. Аллаhумма-фта ли абваба раматика».

«Прибегаю к Аллаху Великому, к Его благородному лику и Его предвечной власти от проклятого шайтана. С именем Аллаха, благословение и мир посланнику Аллаха. О Аллах, открой для меня врата милосердия Своего».

Правило посещения мечети №6: намерение на итикаф

При входе в мечеть желательно совершить намерение пребывать в итикафе: «Я буду пребывать в (состоянии) итикафа всё время, пока я нахожусь в мечети». Итикаф – это пребывание в мечети с соответствующим намерением. Даже если мусульманин не будет делать ничего особенного, все равно он получит вознаграждение за нахождение в мечети с таким намерением.

Основанием данному виду поклонения служит аят Корана, в котором говорится:

لَا تُبَاشِرُوهُنَّ وَأَنْتُمْ عَاكِفُونَ فِي الْمَسَاجِد

« и не приближайтесь к своим жёнам, будучи совершающими итикаф. » (смысл 187 аята суры «аль-Бакара»).

Читайте также:  Молитвы чтобы найти пропавшего человека

Кроме того, основанием для такого поклонения служит хадис, который передала супруга Посланника Всевышнего ﷺ Айша (да будет доволен ею Аллах), в котором говорится: «Пророк ﷺ совершал итикаф в последние десять дней месяца Рамадан» (имамы аль-Бухари и Муслим).

Правило посещения мечети №7: намаз приветствия мечети

Перед тем как сесть в мечети, совершают двухракаатный намаз-тахият. В хадисе, приводимом ат-Тирмизи, ан-Насаи, Хакимом и другими, говорится: «Когда один из вас зайдёт в мечеть, пусть не сядет пока не совершит двухракаатную молитву».

Намерение для этой молитвы: «Я намерен совершить дувухракатную желательную молитву приветствия». Так же можно прочитать любой другой намаз и вы получите вознаграждение как и за намаз-тахият.

Если нет возможности совершить намаз, то произносят: «Субханаллаhи вальхамду лилляhи ва ля иляhа илля-ллаhу валлаhу акбар ва ля хавля ва ля куввата илля биллаhиль ‘алиййиль-‘азим».

Правило посещения мечети №8: не перешагивать через людей

Если вы пришли в мечеть на коллективное богослужение, то лучше всего занять место в переднем ряду. Но если первые ряды уже заняты, садитесь там, где найдёте свободное место. Категорически недопустимо проходить вперёд, перешагивая через людей. Посланник Господа ﷺ изрёк: «Тот, кто в пятницу продвигается вперёд сквозь ряды (в мечети, расталкивая и переступая через людей), прокладывает себе мост в геенну!» (имам ат-Тирмизи).

Правило посещения мечети №9: не проходить перед молящимися

Находясь в мечети, следует быть внимательным и не проходить перед человеком, читающим намаз. Пророк ﷺ изрёк: «Если бы проходящий перед молящимся человек знал, какой (грех он берёт) на себя, он (понял бы), что ему лучше простоять на месте сорок, чем пройти перед (тем, кто совершает молитву)!» (имам Муслим). Разъясняя этот хадис, один из его передатчиков, Абу ан-Надр, сказал: «И я не знаю, что именно Пророк ﷺ сказал – сорок дней, месяцев или лет».

Чтобы не подвергать людей подобным затруднениям, тому, кто собирается прочитать сунна или нафиль-намаз в мечети, следует выбрать место, где перед ним может пройти наименьшее количество людей.

Правило посещения мечети №10: отказ от пустословия

Не одобряется в мечети отвлекаться на то, что отдаляет от поминания Всевышнего, например, на смех, ненужные разговоры и т.д.

Ибну Хиббан привёл хадис от Абдуллаха (да будет доволен им Аллах), в котором говорится, что Посланник Божий ﷺ изрёк: «Ближе к Концу света некоторые люди будут обсуждать в мечетях нерелигиозные вопросы».

Правило посещения мечети №11: не повышать голос

Нельзя в мечети повышать голос, кричать, ругаться, ссориться. Передаётся от Абу Саида аль-Худри, что Пророк ﷺ проводил время в мечети и услышал, как люди громко читают. Он открыл занавеску и сказал: «Разве вы все не беседуете с Господом? Не мешайте друг другу и не повышайте свои голоса над другими в чтении» (имамы Абу Давуд, ан-Насаи, аль-Байхаки, аль-Хаким).

Правило посещения мечети №12: отказ от торговли

Нельзя в мечети заключать торговые сделки и объявлять о пропаже чего-либо. Пророк ﷺ изрёк: «Если вы увидите того, кто продает в мечети или покупает, то скажите: «Да не даст успеха Аллах в твоей торговле!»» (имам ат-Тирмизи). В другом хадисе говорится: «Если вы услышите, как кто-то возвещает в мечети о пропаже, то скажите ему: «Пусть Аллах не вернет тебе потерянное!» – ибо не для этого были построены мечети!» (имам Муслим).

Правило посещения мечети №13: соблюдать чистоту, беречь имущество мечети

Необходимо бережно относиться к имуществу мечети, соблюдать чистоту. Одобряется выносить мусор или соринки из мечети. Посланник Всевышнего ﷺ изрёк: «Мне были показаны вознаграждения, уготовленные для членов моей уммы, (и среди них была награда) даже за соринку, которую человек выносит из мечети…» (имамы ат-Тирмизи, Абу Давуд, аль-Байхаки).

Правило посещения мечети №14: не выходить после азана

Без крайней необходимости порицается, когда прозвучал азан, не дожидаясь совершения намаза коллективом, выйти из мечети. Даже несмотря на то, что вы уже прочитали намаз, лучше остаться, чтобы прочитать его с джамаатом.

Пророк ﷺ изрёк: «Если вы в мечети, когда провозглашается азан, никто из вас не должен уходить до тех пор, пока не совершит молитву» (имам Ахмад). Также в другом хадисе говорится: «Тот, кто находится в мечети после призыва на молитву (азана), а затем уходит, не по нужде и без намерения вернуться, – лицемер» (Ибн Маджа).

Правило посещения мечети №15: дуа при выходе

Выходят из мечети с левой ноги и читают следующую молитву:

بِسمِ الله وَالصَّلَاةُ وَالسَّلَامُ عَلَى رَسولِ الله، اَللَّهُـمَّ إِنّـي أَسْأَلُكَ مِـنْ فَضْـلِك، اَللَّهُـمَّ اعْصِمْنِـي مِنَ الشَّيْـطَانِ الرَّجِـيم

«Бисмилляhи, ва-ĉĉаляту ва-с-саляму ‘аля расулилляhи, Аллаhумма, инни ас’алюка мин фаḓлика, Аллаhумма-‘ĉимни мина-ш-шайҭани-р-раджим».

«С именем Аллаха, благословение и мир посланнику Аллаха, о Аллах, поистине, я прошу Тебя о милости Твоей, о Аллах, защити меня от проклятого шайтана».

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Источник статьи: http://islam.ru/content/veroeshenie/54328