Меню

Lezhit v grobu molitva

Как молиться о человеке в первые дни после смерти

Когда тело усоп­шего омыто и одето, сразу же начи­нают читать канон, назы­ва­е­мый «После­до­ва­ние по исходе души от тела». Это после­до­ва­ние поло­жено читать свя­щен­нику, для чего он при­зы­ва­ется в дом умер­шего.

Если тако­вой воз­мож­но­сти нет, то после­до­ва­ние могут про­чи­тать бли­жай­шие род­ствен­ники и зна­ко­мые. Выше при­ве­дена ссылка на канон в версии для чтения миря­ни­ном. Если чело­век умер вне дома и тела его в квар­тире нет, то в час сооб­ще­ния о смерти все равно нужно про­чи­тать этот канон и далее читать Псал­тирь.

Если смерть насту­пила в Пас­халь­ную сед­мицу (8 дней от Пасхи до втор­ника Фоми­ной недели – Радо­ницы), то помимо «После­до­ва­ния по исходе души от тела» чита­ется Пас­халь­ный канон.

В Пра­во­слав­ной Церкви суще­ствует бла­го­че­сти­вый обычай непре­рыв­ного чтения Псал­тири над телом покой­ного вплоть до его погре­бе­ния. Псал­тирь нужно читать сразу по кон­чине, если даже тело усоп­шего нахо­дится вне дома. Псал­тирь чита­ется и в даль­ней­шем в молит­вен­ную память о почив­шем, в дни поми­но­ве­ния, а особо уси­ленно в первые сорок дней по кон­чине. Мнение, что смерть в Страст­ную сед­мицу усу­губ­ляет грехи усоп­шего, а в Пасху или Свет­лую сед­мицу облег­чает – неверно.

Не без при­чины и не без цели Цер­ковь с древ­ней­ших времен поло­жила читать над гробом умер­шего книгу псал­мов, а не другую книгу Свя­щен­ного Писа­ния. Именно Псал­тирь вос­про­из­во­дит все мно­го­об­ра­зие дви­же­ния нашей души, так живо сочув­ствует и нашей радо­сти, и нашей скорби, так много про­ли­вает уте­ше­ния и обод­ре­ния в наше сердце. Чтение Псал­тири – молитва Гос­поду об усоп­шем – уте­шает скор­бя­щих и помо­гает душе ново­пре­став­лен­ного в ее загроб­ных стран­ствиях.

Псал­тирь раз­де­лена на 20 боль­ших частей – кафизм (от гре­че­ского слова «кафизо» – «сижу», что озна­чает воз­мож­ность сидеть при чтении Псал­тири). Каждая кафизма делится на группы псал­мов, отде­ля­е­мых словом «Слава». Псал­тирь – состав­ная часть Библии, однако, обре­сти Псал­тирь можно и в отдель­ном изда­нии, и в неко­то­рых молит­во­сло­вах.

Если Псал­тирь читает миря­нин, то чтение начи­на­ется с про­ше­ния «Молит­вами святых отец наших…», затем пред­на­чи­на­тель­ные молитвы: «Царю Небес­ный», «Три­свя­тое», «Пре­свя­тая Троице», «Отче наш» и далее по порядку. Каждая кафизма начи­на­ется молит­во­сло­вием: «При­и­дите, покло­нимся Цареви нашему Богу», «При­и­дите, покло­нимся и при­па­дем Христу, Цареви нашему Богу», «При­и­дите, покло­нимся и при­па­дем Самому Христу, Цареви и Богу нашему».

Затем чита­ются псалмы до слова «Слава», что озна­чает «Слава Отцу и Сыну и Свя­тому Духу». На каждой «Славе» чита­ется молитва «Помяни, Гос­поди Боже наш…», нахо­дя­ща­яся в конце «После­до­ва­ния по исходе души от тела» с упо­ми­на­нием имени усоп­шего. Затем про­дол­жа­ется чтение псал­мов до сле­ду­ю­щей «Славы». По окон­ча­нии кафизмы читают «Три­свя­тое», «Пре­свя­тая Троице», «Отче наш», тро­пари и молитву, поло­жен­ную после каждой кафизмы. Воз­бра­ня­ется при чтении Псал­тири добав­лять молитвы неиз­вест­ного про­ис­хож­де­ния и вообще любые молитвы, не нахо­дя­щи­еся в Бого­слу­жеб­ных книгах.

Во время Пас­халь­ной недели (8 дней от Пасхи до втор­ника Фоми­ной недели – Радо­ницы) в церкви чтение Псал­тири заме­ня­ется чте­нием Пас­халь­ного канона. Дома над усоп­шим чтение Псал­тири также можно заме­нить чте­нием Пас­халь­ного канона. Но если такой воз­мож­но­сти нет, то можно читать и Псал­тирь, т.к. Псал­тирь упо­треб­ля­ется с первых времен хри­сти­ан­ства не только в одних скорб­ных слу­чаях, но и в радост­ных, а Апо­столь­ские поста­нов­ле­ния ука­зы­вают читать Псал­тирь в 3‑й день по кон­чине ради Того, Кто в 3‑й день вос­крес из мерт­вых. Отсюда сле­дует заклю­чить, что нет надоб­но­сти отла­гать чтение Псал­тири над усоп­шим и в святые дни Пасхи. Для выра­же­ния же боль­шей тор­же­ствен­но­сти празд­ника, можно делать неко­то­рые при­бав­ле­ния пас­халь­ных песней, по про­чте­нии каждой кафизмы и даже «Славы». Если к гробу умер­шего при­гла­шен свя­щен­ник, то он совер­шает заупо­кой­ное бого­слу­же­ние – литию или пани­хиду. В первый же день нужно поза­бо­титься о цер­ков­ном поми­но­ве­нии усоп­шего. Жела­тельно сразу же, в день смерти, зака­зать соро­ко­уст в тех храмах, где бого­слу­же­ние совер­ша­ется еже­дневно.

Если рядом несколько храмов, то хорошо в них подать записки с именем усоп­шего на Боже­ствен­ную литур­гию или на пани­хиду. Делать это можно и даже нужно еще до отпе­ва­ния и погре­бе­ния. Усоп­шие, со дня кон­чины кото­рых не прошло 40 дней, назы­ва­ются ново­пре­став­лен­ными.

Пока гроб с покой­ным нахо­дится дома, про­щаться с усоп­шим при­хо­дят род­ствен­ники, друзья, зна­ко­мые. И, в боль­шин­стве слу­чаев, подойдя к гробу, не нахо­дят нужных слов для про­ща­ния. Самое умест­ное в этом случае, осенив себя крест­ным зна­ме­нием, про­чи­тать сле­ду­ю­щие крат­кие молитвы:

«Со свя­тыми упокой, Христе, душу усоп­шего раба Твоего ново­пре­став­лен­ного(имя), идеже несть болезнь, ни печаль, ни воз­ды­ха­ние, но жизнь без­ко­неч­ная», или: «Упокой, Гос­поди, душу усоп­шего раба Твоего ново­пре­став­лен­ного (имя), и прости ему вся согре­ше­ния его воль­ная и неволь­ная, и даруй ему Цар­ствие Небес­ное».

Читайте также:  Молитвы для бросания курить

При смерти жен­щины в молит­вах соот­вет­ственно чита­ется «душу рабы Твоей ново­пре­став­лен­ной (имя)».

Необ­хо­димо попро­сить про­ще­ния у почив­шего и про­стить ему все обиды.

Источник статьи: http://azbyka.ru/kak-molitsya-o-cheloveke-v-pervye-dni-posle-smerti

Молитвы об усопшем до отпевания

Миссионерский листок

«Православный обряд погребения»

Человеческое тело, по учению Православной Церкви, — храм души, освященный благодатью святых Таинств. Православие настаивает на догмате о всеобщем воскресении мертвых перед Страшным Судом. Как райское блаженство, так и адские муки будут уделом не только души, но и тела. Поэтому уже с апостольских времен Церковь заботилась об останках братьев и сестер по вере, чтобы, воздав им последние почести, предать земле до Второго Пришествия Господа нашего Иисуса Христа.

Положение во гроб

В Евангелии описано погребение Спасителя, которое заключалось в омовении Его Пречистого Тела, облачении в специальные одежды и положении во гроб. Эти же действия полагается совершать над христианами и в нынешнее время.

Омовение тела преобразует чистоту и непорочность праведников в Царстве Небесном. Оно совершается одним из родственников или знакомых почившего с чтением молитвы «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас». Покойника освобождают от одежд, подвязывают челюсть и полагают на стол или на пол, подстелив ткань. Для омовения используют губку, теплую воду и мыло, крестообразными движениями трижды отирая все части тела, начиная с головы. Одежду, в которой человек умер, и всё, что использовалось при его омовении, принято сжигать. Омыть тело нужно еще до приезда сотрудников похоронных служб.

«Тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» (1 Кор. 15, 53). В вечной жизни воскресшие тела праведников будут, как ризой, одеты Божественным светом. Напоминая об этом, православная традиция велит облачать усопшего в новые, чистые одежды. Омытое и облаченное тело, на котором обязательно должен быть крестик (если сохранился — крестильный), полагают на стол лицом вверх. Уста покойного должны быть сомкнуты, глаза закрыты, руки сложены на груди крестообразно, правая поверх левой. Голову христианки покрывают большим платком, полностью закрывающим волосы, причем его концы можно не завязывать, а просто сложить крест-накрест. Не следует надевать на почившего православного христианина галстук.

Гроб христианина должен быть деревянным и скромным. Перед положением тела гроб окропляют святой водой. Перед положением во гроб над телом читают литию о усопшем, которую можно найти в молитвослове. В конце литии на словах «вечная память», умершего полагают во гроб. Лития также читается, если гроб с телом покойного привозят из морга. Хорошо, если под голову почившего кладут подушечку, которую обычно готовят заранее, наполняя небольшую наволочку освященными вербами с праздника Входа Господня в Иерусалим, листьями берез с праздника Троицы или засушенными цветами, украшавшими Плащаницу и иконы в храме. Тело полностью покрывают покровом — особой пеленой с изображением Распятия, во свидетельство веры Церкви, что умерший находится под покровом Божиим. Во время отпевания и прощания родных с покойным пелена откидывается так, чтобы открытыми остались лицо и руки, а после, перед погребением, тело снова укрывают ею с головой. Освященный погребальный покров приобретается в храме.

В руки почившего вкладывают Распятие (существует специальный погребальный крест, его можно приобрести в церковной лавке) или икону — Христа, Богородицы или небесного покровителя.

Твердо установленных правил, как располагать гроб с телом усопшего в доме на время прощания, не существует. Можно поставить лицом к иконам, которые обычно находятся в переднем углу (правом напротив входа); можно лицом к входящим, чтобы проститься. Возле гроба зажигают церковные свечи; если есть возможность, нужно расставить их с четырех сторон крестообразно, или только у головы.

Лампады и свечи также возжигают у домашних икон. Недопустимо ставить под ними стакан с водой, а то и водкой, хлеб и прочее. Также не следует ставить рядом с иконами фотографию умершего и зажигать перед ней свечу.

Молитвы об усопшем до отпевания

Сразу после приготовления тела к погребению над усопшим нужно прочесть по молитвослову литию. Древним православным обычаем является чтение Псалтири по усопшему. Боговдохновенные псалмы утешают скорбящие сердца близких покойного и служат помощью душе, разлучившейся с телом. Лучше читать Псалтирь у гроба почившего, но можно так же в любом месте и в любое время.

Как известно, книга псалмов разделена на 20 частей — кафизм (от греческого «кафизо» — сидеть, что говорит о допустимости читать Псалтирь сидя). Каждая из кафизм, в свою очередь, разделена на три части – «Славы». Когда Псалтирь читается за усопшего, после каждой «Славы» надо прочесть так называемое малое славословие: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков, аминь. Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды). Господи, помилуй. (Трижды). Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков, аминь», а затем молитву за всякого усопшего (она помещена в псалтири). Малое славословие и молитва читаются стоя.

Читайте также:  Бегство из монастыря мцыри во время общей молитвы

Рекомендуется как можно раньше заказать об усопшем сорокоуст — молитвенное поминовение в храме за Божественной литургией в течение сорока дней подряд. Если позволяют средства, закажите сорокоуст в нескольких храмах или монастырях. В дальнейшем сорокоуст можно возобновлять или сразу подать записку на долгосрочное поминовение — полгода или год. Наконец, весьма полезно для души усопшего служить панихиды.

Особый порядок молитв об умершем установлен Церковью на тот случай, если кончина пришлась на дни, следующие за праздником Пасхи — на Светлой седмице. В это время Церковь торжествует победу над смертью, которую совершил Господь наш Иисус Христос и обещал всякому верующему в Него после Своего Второго Пришествия на землю и Страшного Суда. Воскресение Христово вносит в заупокойные молитвословия особые, радостные ноты. Вместо заупокойного канона на Светлой седмице читают Пасхальный канон, а во всех случаях, когда положено читать литию, поют пасхальные стихиры. Вместо Псалтири на Светлой седмице по традиции читают одну из книг Нового Завета — Деяния святых апостолов, ибо апостолы в своем служении несли миру свет Христова Воскресения.

Еще до отпевания дома или в храме над гробом усопшего священником может совершаться панихида — молитвенное поминовение усопших, которым испрашивается оставление их согрешений и упокоение со святыми во Царствии Божием.

Похороны усопшего христианина совершаются на третий день после его смерти, при этом часть суток считается за полные сутки, даже если смерть наступила за несколько минут до полуночи. Заранее договоритесь в храме о времени отпевания. Не забудьте при этом взять в храм свидетельство о смерти.

Перед выносом гроба из дома читают по молитвослову литию и с пением Ангельской песни «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас» гроб с телом покойного переносят в храм. Это пение свидетельствует, что умерший при жизни исповедовал Живоначальную Троицу и теперь переходит в царство бесплотных духов, окружающих Престол Вседержителя и воспевающих Ему трисвятую песнь. На Светлой седмице провожают почившего под пение «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сушим во гробех живот даровав».

Лучше постараться успеть прибыть в храм еще до начала Божественной Литургии. В этом случае священнослужители и все собравшиеся на Литургии люди особо помолятся за усопшего, вознеся по ходу богослужения молитвы о прощении его грехов.

Если по каким-то причинам доставка гроба в храм задерживается, обязательно предупредите сотрудника церковной лавки и попросите о переносе времени отпевания.

Уместно нести гроб родным и близким, облаченным в траурные одежды.

Крышку гроба и венки оставляют во дворе. Допускается вносить в церковь живые цветы.

В храме тело покойного помещают на специальную подставку ногами к алтарю, а рядом ставят подсвечники. С древнейших времен христиане, участвовавшие в погребении, возжигали свечи. Огонь свечи говорит о нашей надежде на переход усопшего в Царство Истинного Света и свидетельствует о пламенной молитве к Богу о усопшем. В знак этого родственники и знакомые усопшего ставят свечи на подсвечники и держат во время отпевания зажженные свечи в руках.

Лоб усопшего украшается венчиком — полоской бумаги с изображением Господа и святых. Это символ награды Царства Небесного за тяготы земной жизни, по слову апостола Павла: «А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2 Тим. 4, 8). Венчики вместе с разрешительной молитвой продаются в церковных лавках, и при вносе тела в храм их нужно положить в гроб.

По народным воззрениям, неотпетый усопший лишается вечного покоя. Отпеванием из-за обилия песнопений в просторечии называется «Последование мертвенное мирских тел». Читаются псалмы, поются тропари и канон. За каноном следуют особые погребальные стихиры и читается Евангелие. Вслед за чтением Евангелия священник перед всеми собравшимися свидетельствует о прошении всех грехов, в которых усопший покаялся или не смог исповедать по слабости памяти, и читает разрешительную молитву.

Для более зримого удостоверения того, что с усопшего сняты все прегрешения, и он примирился с Церковью, ему влагается свиток с текстом разрешительной молитвы в правую руку.

Затем наступает время прощания. В знак любви и единения, не оканчивающегося и за гробом, ближние дают усопшему последнее целование, лобызая венчик на его челе и крест или икону, лежащую в гробу. В этот момент нужно от всей души попросить прошения за все обиды и скорби, которые мы причинили почившему, и простить то, в чем он был виноват перед нами.

Читайте также:  Как быстро продать землю молитва

Над гробом возглашается «Вечная память». Лицо усопшего закрывается покрывалом, и священник предает тело земле, — крестообразно посыпает на тело умершего землю, произнося: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущие на ней» (Пс. 23).

Сразу после этого гроб закрывается крышкой и забивается гвоздями. Если родственники усопшего хотят проститься с ним на кладбище, то в храме гроб не заколачивается, а священник благословляет кого-либо из близких посыпать тело землей непосредственно перед погребением или священник, по согласованию с родственниками, сам присутствует на кладбище при погребении усопшего.

После отпевания усопшего следует выносить из храма ногами вперед под пение «Трисвятого». Опуская гроб в могилу, нужно читать тропарь «Со духи праведных скончавшихся, душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче».

По Уставу, при выносе тела из храма должно звонить в колокола особым погребальным звоном. Этот звон возвещает живым об отшествии из мира еще одного христианина и служит прообразом архангельских труб, звук которых раздастся в последний день мира и будет услышан во всех концах земли.

Заочное отпевание

Ранее заочное отпевание допускалось Церковью только в том случае, когда тело усопшего было недоступно для погребения (пожары, наводнения, войны и другие чрезвычайные обстоятельства). Сейчас это явление стало распространенным — порой рядом просто нет храма, а порой родственники хотят сэкономить деньги или время. Последнее крайне прискорбно, — лучше отказаться от поминок, венков, надгробного памятника, но приложить все усилия и привезти тело в храм. Тем не менее, Церковь идет навстречу людям и при нужде совершает заочный чин отпевания, несколько сокращенный по сравнению с обычным.

Заочное отпевание нужно заказать утром накануне или в день похорон, не забыв взять в церковь свидетельство о смерти. Необходимо, чтобы в храме присутствовал хотя бы один из родственников почившего. Священник даст ему венчик, свиток бумаги с текстом разрешительной молитвы и кулечек с землей. Венчик нужно положить на лоб усопшего, молитву — в правую руку, а землю рассыпать по телу крестообразно — от головы к ногам и от правого плеча к левому. Бывает, что заочное отпевание совершается спустя какое-то время после похорон. Тогда погребальную землю нужно рассыпать по могиле, а венчик и молитву зарыть в могильный холм на небольшую глубину. Если могила очень далеко или в неизвестном месте, то сделать это можно на любой могиле, на которой установлен православный крест.

Отпевание совершается один раз. Но если нельзя доподлинно установить, был человек отпет или нет, нужно, не смущаясь, заказать заочное отпевание, и чем скорее, тем лучше.

Необходимо заметить, что иногда ритуальные фирмы сами дают венчик и печатный текст разрешительной молитвы. Это профанация церковного обряда. Разрешительная молитва, не прочитанная священником во время отпевания, не приносит усопшему никакой пользы.

Кто лишается отпевания

Церковь не отпевает иноверцев (мусульман, иудеев, буддистов, язычников), некрещеных людей, а также самоубийц. От последних следует отличать людей, лишивших себя жизни по неосторожности (случайное падение с высоты, утопление в воде, отравление пищей или лекарством, нарушение норм техники безопасности на производстве).

Лишаются отпевания лица, покушавшиеся на жизнь или имущество ближних и умершие от ран и увечий, полученных в результате отпора. Воины, погибшие на поле брани, к этой категории не относятся.

Если самоубийца покончил с жизнью, будучи постоянно или временно невменяемым (психическое заболевание), то вопрос о его отпевании решается епархиальным архиереем. Родственникам надо обратиться в канцелярию епархии с письменным прошением, к которому прилагается свидетельство о смерти. При положительном решении вопроса резолюция архиерея предъявляется приходскому священнику, и он совершает отпевание.

Домашняя молитва о упокоении иноверцев, некрещеных и самоубийц допускается Церковью, но совершать ее можно только по благословению священника. Пример такой молитвы мы находим в жизнеописании преподобного старца Льва Оптинского. У его ученика отец покончил с собой. Ученик сказал старцу: «Я мучаюсь представлением тяжких мучений, которые ожидают моего родителя, без покаяния умершего. Скажи, отче, чем я могу утешить себя в настоящей горести?» Преподобный ответил: «По духу преподобных и мудрых молись так: «Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего; аще возможно есть, помилуй! Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет святая воля Твоя!»

Источник статьи: http://megalektsii.ru/s9272t8.html