Меню

Место в доме где должны быть иконы

Как правильно повесить иконы в доме

У людей, лишь недавно приобщившихся к вере в Бога, часто возникают вопросы, связанные с устройством домашнего иконостаса. В соответствии с многовековой православной традицией в каждом доме, будь то крестьянская изба или боярские хоромы, иконы располагались в углу, который назывался красным, а присутствие икон как бы наполняло дом ощущением благости и духовной чистоты. Теперь эта традиция постепенно восстанавливается, что имеет большое значение, но у новообращенных возникает много вопросов. Давайте попытаемся ответить на наиболее распространенные вопросы о домашнем иконостасе.

В каком углу ставят иконы в комнате?

Согласно православной традиции, это должен быть юго-восточный угол комнаты, но если комната слишком маленькая, то можно разместить иконы в свободном углу или у стены. Главное, чтобы рядом с ними не находилось никаких светских предметов (картин, постеров, плакатов, календарей и т.п.).

Итак, мы выяснили, где в доме должны стоять иконы. Именно стоять, потому что по традиции их размещают в киоте либо на специальной полочке, покрытой вышитым рушником или кружевными салфетками. Полочку часто украшают искусственными или живыми цветами, на Троицу ставят букетик из трав, на Пасху кладут освященные яйца, ставят сосуд со святой водой и т.п.

На время молитвы перед иконами зажигают свечи, поэтому следует позаботиться о пожарной безопасности

Лучше всего повесить или поставить лампадку и зажигать ее на время молитвы, а также по воскресеньям и в дни церковных праздников.

Наверное, излишне напоминать, что домашний иконостас должен содержаться в безупречной чистоте, причем пыль с икон не стирают тряпочкой, а смахивают перышком.

Какие иконы по традиции составляют иконостас?

В домашнем иконостасе обязательно должны быть иконы Спасителя, Святой Троицы и Матери Божией. Имеет значение и то, в каком порядке расположены иконы в иконостасе: на верхней полочке должны находиться вышеперечисленные иконы, а остальные, которые можно выбирать по своему усмотрению, располагаются ниже.

Желательно, чтобы в домашнем иконостасе были иконы святых, чьи имена носят члены семьи, причем нужно знать историю этих святых. Часто выбирают иконы святых, которые помогают сохранять в семье мир и согласие, преодолевать жизненные тяготы (Николай Чудотворец, Матрона Московская, Пантелеймон Целитель и др.). Никаких посторонних предметов в домашнем иконостасе, в том числе фотографий родственников, быть не должно.

Расположение икон на иконостасе

Зная, какие иконы нужно иметь дома, следует еще правильно их расположить. Строго регламентировано расположение икон на домашнем иконостасе: иконы Спасителя, Богоматери и Святой Троицы должны располагаться выше всех остальных икон.

Если все иконы находятся на одной поверхности (например, на тумбочке), то по центру ставят икону Спасителя, по сторонам от нее – Богоматери и Святой Троицы, а все остальные располагают немного в стороне от этих главных икон.

Выбираем православную икону

О том, какие иконы должны быть в домашнем иконостасе, сказано выше. Покупать их нужно только в церковной лавке, так как там продаются освященные иконы. Там же можно приобрести киот для дома. Если вам подарили икону, в происхождении которой вы сомневаетесь, отнесите ее для освящения в храм.

Правильное расположение икон в доме

В доме расположение икон может быть разным. Можно устроить основной иконостас в одной комнате, а какие-то иконы (например, святых покровителей) поместить в каждой комнате и даже на кухне.

Если нет возможности устроить иконостас в красном углу, то можно выделить отдельный столик или тумбочку, но на них не должно находиться никаких посторонних, то есть не связанных с молитвами, предметов.

В доме можно вешать иконы везде. Единственные места, где нельзя помещать иконы, это туалет и ванная.

Можно ли ставить икону на икону?

Нет, нужно расположить их по отдельности.

Иконы на кухне

Это могут быть образа Спасителя, Богоматери или Святой Троицы, которым возносят молитву перед трапезой, либо другие иконы по вашему выбору. Иконы на кухне лучше располагать подальше от плиты, чтобы на них не попадали загрязнения. Можно повесить их в противоположном от плиты углу или поставить в кухонный шкафчик за стекло.

Можно ли вешать иконы на стену?

Непосредственно на стену можно вешать иконы в других комнатах, например, повесить в детской комнате икону небесного покровителя вашего ребенка, носящего то же имя. Можно повесить икону над кроватью, но если это детская кроватка, то стоит повесить икону повыше, чтобы неугомонное чадо до нее не добралось.

Источник статьи: http://omolitvah.ru/ikony/kak-pravilno-povesit-ikony-v-dome/

Как устроить домашний иконостас

По бла­го­сло­ве­нию Епи­скопа Тих­вин­ского Кон­стан­тина

Алек­сеев Сергей Вла­ди­ми­ро­вич

В дому своем вся­кому хри­сти­а­нину …святыя и чест­ныя образы напи­сан­ныя на иконах по суще­ству ста­вити на стенах, устроив бла­го­лепно место со всяким укра­ше­нием и со све­тил­ники, в них же и свещи пред свя­тыми образы вжи­га­ются на всяком сла­во­сло­вии Божии… А к святым обра­зом каса­тися достой­ным в чисте сове­сти… А образы святым постав­ля­ются иже в начале по чину, свято почи­та­ети суть имяны преж речен­ными. В молит­вах и во бде­ниих, и в покло­нех и во всяком сла­во­сло­вии Божий всегда почи­тати их…

Ико­но­пи­сец, завер­шая икону, над­пи­сы­вает

имя Того, чей Лик явлен на икон­ной доске.

Про­ис­хо­дит соеди­не­ние слова и изоб­ра­же­ния,

имени и образа – рож­да­ется Икона.

Коли­че­ство и каче­ство – кате­го­рии разные. Наивно пола­гать, что чем больше Свя­щен­ных изоб­ра­же­ний в доме пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина, тем бла­го­че­сти­вее его жизнь. Неси­сте­ма­ти­зи­ро­ван­ное, зани­ма­ю­щее зна­чи­тель­ную часть жилого про­стран­ства собра­ние икон, репро­дук­ций, настен­ных цер­ков­ных кален­да­рей, зача­стую может ока­зать совер­шенно про­ти­во­по­лож­ное воз­дей­ствие на духов­ную жизнь чело­века.

Во-первых, необ­ду­ман­ное соби­ра­тель­ство может пре­вра­титься в пустое кол­лек­ци­о­ни­ро­ва­ние, где о молит­вен­ном пред­на­зна­че­нии иконы нет и речи.

Во-вторых (и это глав­ное), в таком случае про­ис­хо­дит иска­же­ние поня­тия дома как жилища, как мате­ри­аль­ной основы пра­во­слав­ной семьи.

«Дом мой домом молитвы наре­чется» ( Мф. 21:13 ) – это о храме, кото­рый создан для молитвы и совер­ше­ния Таинств.

Дом же явля­ется про­дол­же­нием храма, не более; дом – это прежде всего семей­ный очаг; в доме звучит молитва, но молитва келей­ная; в доме суще­ствует Цер­ковь, но Цер­ковь малая, домаш­няя, семей­ная. Прин­цип иерар­хич­но­сти (то есть под­чи­нен­но­сти низ­шего выс­шему), отра­жа­ю­щий Небес­ную гар­мо­нию и упо­ря­до­чен­ность, при­сут­ствует и в жизни земной. Поэтому недо­пу­стимо сме­ше­ние онто­ло­ги­че­ски разных поня­тий храма и дома.

Тем не менее, иконы в доме должны быть обя­за­тельно. В доста­точ­ном коли­че­стве, но в разум­ных пре­де­лах.

В про­шлом в каждой пра­во­слав­ной семье, и кре­стьян­ской, и город­ской, на самом видном месте жилища обя­за­тельно име­лась полочка с ико­нами, или целый домаш­ний ико­но­стас. Место, где раз­ме­ща­лись иконы назы­вали перед­ний угол, крас­ный угол, святой угол, бож­ница, киот или кивот.

Для пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина икона – это не только изоб­ра­же­ние Гос­пода Иисуса Христа, Божией Матери, святых и собы­тий из Свя­щен­ной и Цер­ков­ной исто­рии. Икона – изоб­ра­же­ние свя­щен­ное, то есть отде­лен­ное от реалий быта, не сме­ши­ва­ю­ще­еся с обы­ден­ной жизнью и пред­на­зна­чен­ное только для бого­об­ще­ния. Поэтому глав­ное пред­на­зна­че­ние иконы – молит­вен­ное. Икона – это окно из мира гор­него в наш мир – мир доль­ний; это откро­ве­ние Божие в линиях и крас­ках.

Таким обра­зом, икона – не просто семей­ная релик­вия, пере­да­ю­ща­яся из поко­ле­ния в поко­ле­ние, а свя­тыня; свя­тыня, кото­рая объ­еди­няет всех членов семьи во время сов­мест­ной молитвы, ибо сов­мест­ная молитва воз­можна только в том случае, когда про­щены друг другу вза­им­ные обиды и достиг­нуто полное еди­не­ние людей, пред­сто­я­щих перед иконой.

Конечно, в насто­я­щее время, когда место иконы в доме занял теле­ви­зор – свое­об­раз­ное окно в пест­рый мир чело­ве­че­ских стра­стей, во многом были уте­ряны и тра­ди­ции сов­мест­ной домаш­ней молитвы, и смысл семей­ной иконы, и осо­зна­ние своей семьи как малой Церкви.

Поэтому у пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина, живу­щего в совре­мен­ной город­ской квар­тире, нередко воз­ни­кают вопросы: какие иконы необ­хо­димо иметь в доме? Как пра­вильно их раз­ме­стить? Можно ли исполь­зо­вать репро­дук­ции с икон? Что делать со ста­рыми, при­шед­шими в состо­я­ние вет­хо­сти ико­нами?

На какие-то из этих вопро­сов сле­дует дать только одно­знач­ный ответ; отве­чая на другие, можно обой­тись и без каких-либо стро­гих реко­мен­да­ций.

Читайте также:  Кипрская икона божьей матери в чем помогает

Итак, где раз­ме­стить иконы?

В сво­бод­ном и доступ­ном месте.

Лако­нич­ность такого ответа вызвана не отсут­ствием кано­ни­че­ских тре­бо­ва­ний, а реа­ли­ями жизни.

Конечно, иконы жела­тельно поме­щать на восточ­ной стене ком­наты, потому что восток как бого­слов­ское поня­тие имеет особое зна­че­ние в Пра­во­сла­вии.

И наса­дил Гос­подь Бог рай в Едеме на востоке, и поме­стил там чело­века, кото­рого создал ( Быт. 2:8 ).

Огля­нись, Иеру­са­лим, на восток, и посмотри на радость, гря­ду­щую к тебе от Бога ( Вар. 4:36 ).

И поднял меня дух, и привел меня к восточ­ным воро­там дома Гос­подня, кото­рые обра­щены к востоку ( Иез. 11:1 ).

…ибо, как молния исхо­дит от востока и видна бывает даже до запада, так будет при­ше­ствие Сына Чело­ве­че­ского ( Мф. 24:27 ).

Но как посту­пить, если дом сори­ен­ти­ро­ван так, что на востоке нахо­дятся окна или двери? В таком случае можно исполь­зо­вать южную, север­ную или запад­ную стены жилища.

Глав­ное, чтобы перед ико­нами было доста­точно сво­бод­ного про­стран­ства, и моля­щи­еся не чув­ство­вали бы тес­ноты при сов­мест­ной молитве. А для книг, необ­хо­ди­мых во время молитвы, удобно исполь­зо­вать склад­ной пере­нос­ной аналой.

Выби­рая место для домаш­него ико­но­стаса необ­хо­димо избе­гать близ­кого сосед­ства икон с теле­ви­зо­ром, маг­ни­то­фо­ном и другой быто­вой тех­ни­кой. Тех­ни­че­ские при­боры при­над­ле­жат нашему вре­мени, они сию­ми­нутны, их пред­на­зна­че­ние не соот­вет­ствует пред­на­зна­че­нию свя­щен­ных изоб­ра­же­ний и соеди­нять их вместе, по воз­мож­но­сти, не сле­дует.

Правда, здесь могут быть исклю­че­ния. Напри­мер, в редак­ци­он­ных отде­лах пра­во­слав­ных изда­тельств вполне допу­стимо сосед­ство иконы и ком­пью­тера. А если автор или сотруд­ник рабо­тает на дому, то икона, поме­щен­ная возле ком­пью­тера, служит под­твер­жде­нием того, что эта тех­ника исполь­зу­ется для рас­про­стра­не­ния Благой Вести, что этот, создан­ный руками людей инстру­мент служит про­вод­ни­ком Божией воли.

Нельзя допус­кать сме­ше­ния икон с пред­ме­тами деко­ра­тив­ного убран­ства свет­ского харак­тера: ста­ту­эт­ками, панно из раз­лич­ных мате­ри­а­лов и т. п.

Неуместно поме­щать икону на книж­ную полку по сосед­ству с кни­гами, содер­жа­ние кото­рых или не имеет ничего общего с пра­во­слав­ными исти­нами, или даже про­ти­во­по­ложно хри­сти­ан­ской про­по­веди любви и мило­сер­дия.

Совер­шенно недо­пу­стимо сосед­ство икон с пла­ка­тами или настен­ными кален­да­рями, на кото­рых напе­ча­таны фото­гра­фии куми­ров века нынеш­него – рок-музы­кан­тов, спортс­ме­нов или поли­ти­че­ских дея­те­лей. Это не только низ­во­дит зна­че­ние почи­та­ния свя­щен­ных изоб­ра­же­ний до непри­ем­ле­мого уровня, но и ставит святые иконы в один ряд с идо­лами совре­мен­ного мира.

О том, как отра­жа­ется подоб­ное отно­ше­ние к свя­тыне на духов­ном состо­я­нии семьи пока­зы­вает пример из прак­тики свя­щен­ника Сергия Нико­ла­ева, автора бро­шюры «Иконы в нашем доме»:

«В про­шлом году при­гла­сили меня отслу­жить моле­бен в одном доме, где, по словам хозяев, было «нехо­рошо». Несмотря на то, что дом был освя­щен, в нем ощу­щался какой-то гнет. Обходя ком­наты со святой водой, я обра­тил вни­ма­ние на ком­нату юношей, сыно­вей хозя­ина, где на стене висел худо­же­ственно выпол­нен­ный плакат, посвя­щен­ный извест­ной рок-группе. Причем извест­ной своей сата­нин­ской направ­лен­но­стью.

После молебна, за чаем, я осто­рожно, зная о фана­тич­ной пре­дан­но­сти неко­то­рых моло­дых людей своим куми­рам, попы­тался объ­яс­нить, что «нехо­рошо» в доме вполне может про­ис­хо­дить даже от таких пла­ка­тов, что подоб­ные изоб­ра­же­ния как бы пыта­ются про­ти­во­сто­ять свя­тыне. Юноша молча встал и снял обсуж­да­е­мую кар­тину со стены. Выбор был сделан тут же» (Свя­щен­ник Сергий Нико­лаев. Иконы в нашем доме. М. 1997, сс.7–8).

…воз­дайте Гос­поду славу имени Его. Возь­мите дар, идите пред лице Его, покло­ни­тесь Гос­поду в бла­го­ле­пии свя­тыни Его ( 1Пар. 16:29 ) – так гово­рится в Свя­щен­ном Писа­нии о долж­ном отно­ше­нии к свя­тыне, посвя­щен­ной Гос­поду.

Укра­ше­нием домаш­него ико­но­стаса могут быть живые цветы, а боль­шие, отдельно вися­щие иконы, часто, согласно тра­ди­ции, обрам­ляют поло­тен­цами.

Тра­ди­ция эта вос­хо­дит к древ­но­сти и имеет бого­слов­ское обос­но­ва­ние.

Согласно Пре­да­нию, при­жиз­нен­ное изоб­ра­же­ние Спа­си­теля воз­никло чудес­ным обра­зом для ока­за­ния помощи страж­ду­щему чело­веку: Хри­стос, умыв лицо, отерся чистым плат­ком (убру­сом), на кото­ром отоб­ра­зился Его Лик, и ото­слал этот плат боль­ному про­ка­зой мало­азий­скому царю Авгарю в город Едессу. Исце­лив­шийся пра­ви­тель и его под­дан­ные при­няли хри­сти­ан­ство, а Неру­ко­тво­рен­ный Образ был прибит на «доску негни­ющю» и поме­щен над город­скими вра­тами.

День, когда Цер­ковь вспо­ми­нает пере­не­се­ние в 944 году из Едессы в Кон­стан­ти­но­поль Неру­ко­тво­рен­ного Образа Спа­си­теля (29 авгу­ста по новому стилю), в народе раньше назы­вался «хол­що­вым» или «полот­ня­ным Спасом», а в неко­то­рых местах в этот празд­ник освя­щали домо­ткан­ные полотна и поло­тенца.

Поло­тенца эти были укра­шены бога­той вышив­кой и пред­на­зна­ча­лись именно для бож­ницы. Также иконы обрам­ляли поло­тен­цами, кото­рыми хозя­ева дома поль­зо­ва­лись во время водо­свят­ных молеб­нов и вен­ча­ния. Так, напри­мер, после водо­свят­ного молебна, когда свя­щен­ник обильно кропил моля­щихся святой водой, люди оти­рали лица осо­быми поло­тен­цами, кото­рые и поме­щали затем в крас­ный угол.

После празд­но­ва­ния Входа Гос­подня в Иеру­са­лим, возле икон поме­щают веточки освя­щен­ной в церкви вербы, кото­рые по тра­ди­ции хранят до сле­ду­ю­щего Верб­ного вос­кре­се­ния.

В День Святой Троицы или Пяти­де­сят­ницы при­нято укра­шать жилище и иконы веточ­ками березы, кото­рые сим­во­ли­зи­руют Цер­ковь про­цвет­шую, несу­щую бла­го­дат­ную силу Свя­того Духа.

Не должно быть между ико­нами картин или репро­дук­ций картин.

Кар­тина, даже если она имеет рели­ги­оз­ное содер­жа­ние, как, напри­мер «Явле­ние Христа народу» Алек­сандра Ива­нова или «Сикс­тин­ская мадонна» Рафа­эля – это не кано­ни­че­ская икона.

В чем же раз­ница между пра­во­слав­ной иконой и кар­ти­ной?

Кар­тина пред­став­ляет собой худо­же­ствен­ный образ, создан­ный твор­че­ской фан­та­зией худож­ника, кото­рый явля­ется свое­об­раз­ной формой пере­дачи соб­ствен­ного миро­ощу­ще­ния. Миро­ощу­ще­ние же, в свою оче­редь, зави­сит от объ­ек­тив­ных причин: кон­крет­ной исто­ри­че­ской ситу­а­ции, поли­ти­че­ской системы, гос­под­ству­ю­щих в обще­стве мораль­ных норм и жиз­нен­ных прин­ци­пов.

Икона, как мы уже упо­ми­нали, – это откро­ве­ние Божие, выска­зан­ное языком линий и красок. Откро­ве­ние, кото­рое дано и всей Церкви, и отдель­ному чело­веку. Миро­воз­зре­ние ико­но­писца – миро­воз­зре­ние Церкви. Икона – вне вре­мени, вне гос­под­ству­ю­щих вкусов, она – символ ино­бы­тия в нашем мире.

Кар­тине при­суща ярко выра­жен­ная инди­ви­ду­аль­ность автора, свое­об­раз­ная живо­пис­ная манера, спе­ци­фи­че­ские приемы ком­по­зи­ции, харак­тер­ное цве­то­вое реше­ние.

Автор­ство ико­но­писца наме­ренно скры­ва­ется, так как икона – тво­ре­ние собор­ное; ико­но­пи­са­ние – не само­вы­ра­же­ние, а слу­же­ние и аске­ти­че­ское дела­ние.

Кар­тина должна быть эмо­ци­о­нальна, так как искус­ство – форма позна­ния и отра­же­ния окру­жа­ю­щего мира через чув­ства; кар­тина при­над­ле­жит миру душев­ному.

Кисть ико­но­писца бес­страстна: личные эмоции не должны иметь места. В литур­ги­че­ской жизни Церкви икона, как и манера чтения молитв пса­лом­щи­ком, лишена внеш­них эмоций. Сопе­ре­жи­ва­ние про­из­но­си­мым словам и вос­при­я­тие ико­но­гра­фи­че­ских сим­во­лов про­ис­хо­дят на духов­ном уровне.

Кар­тина – сред­ство для обще­ния с авто­ром, с его идеями и пере­жи­ва­ни­ями, кото­рые могут быть сугубо инди­ви­ду­аль­ными или выра­жать харак­тер­ные умо­на­стро­е­ния своего вре­мени.

Икона – сред­ство для обще­ния с Богом и свя­тыми Его.

Иногда среди икон в крас­ном углу можно встре­тить фото­гра­фии или репро­дук­ции фото­гра­фий свя­щен­ни­ков, стар­цев, людей пра­вед­ной, бого­угод­ной жизни. Допу­стимо ли это? Если строго сле­до­вать кано­ни­че­ским тре­бо­ва­ниям, то, конечно же, нет. Не сле­дует сме­ши­вать ико­но­пис­ные изоб­ра­же­ния святых и фото­порт­реты.

Икона воз­ве­щает нам о святом в его про­слав­лен­ном, пре­об­ра­жен­ном состо­я­нии, тогда как фото­гра­фия, пусть даже чело­века впо­след­ствии про­слав­лен­ного как свя­того, пока­зы­вает кон­крет­ный момент его земной жизни, отдель­ную сту­пень вос­хож­де­ния к горним высо­там духа.

Подоб­ные фото­гра­фии конечно нужны в доме, но раз­ме­щать их сле­дует в сто­роне от икон.

Раньше, наряду с молель­ными ико­нами – свя­щен­ными изоб­ра­же­ни­ями, в домах, осо­бенно кре­стьян­ских, име­лись и бла­го­че­сти­вые изоб­ра­же­ния: лито­гра­фии храмов, виды Святой земли, а также лубоч­ные кар­тинки, кото­рые в наив­ной, но яркой, образ­ной форме, повест­во­вали о пред­ме­тах серьез­ных.

В насто­я­щее время появи­лись раз­но­об­раз­ные настен­ные цер­ков­ные кален­дари с репро­дук­ци­ями икон. Отно­ситься к ним сле­дует как к удоб­ной для пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина форме печат­ной про­дук­ции, так как в подоб­ных кален­да­рях содер­жатся необ­хо­ди­мые ука­за­ния по поводу празд­нич­ных и пост­ных дней.

А вот саму репро­дук­цию по окон­ча­нии года можно накле­ить на твер­дую основу, освя­тить в церкви по чину бла­го­сло­ве­ния иконы и поме­стить в домаш­ний ико­но­стас.

Читайте также:  Как располагать иконы в спальне

Какие иконы иметь дома?

Обя­за­тельно нужно иметь икону Спа­си­теля и икону Божией Матери.

Изоб­ра­же­ния Гос­пода Иисуса Христа как сви­де­тель­ства Бого­во­пло­ще­ния и Спа­се­ния рода чело­ве­че­ского и Бого­ро­дицы как самой совер­шен­ной из земных людей, удо­сто­ив­шейся пол­ного обо­же­ния и почи­та­е­мой как чест­ней­шую Херу­вим и слав­ней­шую без срав­не­ния Сера­фим (Хва­леб­ная песнь Пре­свя­той Бого­ро­дице) – необ­хо­димы для дома, где живут пра­во­слав­ные хри­сти­ане.

Из обра­зов Спа­си­теля, для домаш­ней молитвы обычно выби­рают пояс­ное изоб­ра­же­ние Гос­пода Все­дер­жи­теля.

Харак­тер­ной осо­бен­но­стью этого ико­но­гра­фи­че­ского типа явля­ется изоб­ра­же­ние бла­го­слов­ля­ю­щей руки Гос­пода и рас­кры­той или закры­той книги.

Бого­слов­ское зна­че­ние этого образа в том, что Гос­подь пред­стает здесь как Про­мыс­ли­тель о мире, как Вер­ши­тель судеб этого мира, Пода­тель истины, к кото­рому с верой и надеж­дой устрем­лены взоры люд­ские. Поэтому изоб­ра­же­ниям Гос­пода Все­дер­жи­теля или, по-гре­че­ски, Пан­то­кра­тора всегда отво­дят зна­чи­тель­ное место и в рос­писи храма, и на пере­нос­ных иконах, и, конечно, в доме.

Из бого­ро­дич­ной ико­но­гра­фии чаще всего выби­рают иконы типа «Уми­ле­ние» и «Оди­гит­рия».

Ико­но­гра­фи­че­ский тип «Уми­ле­ние» или, по-гре­че­ски, Елеуса, вос­хо­дит, по пре­да­нию, к свя­тому апо­столу и еван­ге­ли­сту Луке. Именно он счи­та­ется авто­ром изоб­ра­же­ний, списки с кото­рых впо­след­ствии рас­про­стра­ни­лись по всему пра­во­слав­ному миру.

Харак­тер­ной осо­бен­но­стью этой ико­но­гра­фии явля­ется сопри­кос­но­ве­ние ликов Спа­си­теля и Бого­ро­дицы, кото­рое сим­во­ли­зи­рует соеди­нен­ность небес­ного и зем­ного, особые вза­и­мо­от­но­ше­ния Творца и Его тво­ре­ния, выра­жен­ные такой бес­ко­неч­ной любо­вью Созда­теля к людям, что Он отдает Сына Своего на закла­ние во искуп­ле­ние грехов чело­ве­че­ских. Из икон типа «Уми­ле­ние» наи­бо­лее рас­про­стра­нены:

  • Вла­ди­мир­ская икона Божией Матери,
  • Дон­ская икона Божией Матери,
  • икона «Взыг­ра­ние мла­денца»,
  • икона «Взыс­ка­ние погиб­ших»,
  • икона «Достойно есть»,
  • Иго­рев­ская икона Божией Матери,
  • Кас­пе­ров­ская икона Божией Матери,
  • Кор­сун­ская икона Божией Матери,
  • Поча­ев­ская икона Божией Матери,
  • Толг­ская икона Божией Матери,
  • Фео­до­ров­ская икона Божией Матери,
  • Яро­слав­ская икона Божией Матери.

«Оди­гит­рия» в пере­воде с гре­че­ского озна­чает «Путе­во­ди­тель­ница». Путь истин­ный – путь ко Христу. На иконах типа «Оди­гит­рия» об этом сви­де­тель­ствует жест правой руки Бого­ро­дицы, кото­рая ука­зы­вает нам на Богом­ла­денца Христа. Среди чудо­твор­ных икон этого типа наи­бо­лее извест­ными явля­ются:

  • Вла­херн­ская икона Божией Матери,
  • Гру­зин­ская икона Божией Матери,
  • Ивер­ская икона Божией Матери,
  • икона «Тро­е­ру­чица»,
  • икона «Ско­ро­по­слуш­ница»,
  • Казан­ская икона Божией Матери,
  • Козель­щин­ская икона Божией Матери,
  • Смо­лен­ская икона Божией Матери,
  • Тих­вин­ская икона Божией Матери,
  • Чен­сто­хов­ская икона Божией Матери.

Конечно, если празд­нич­ными датами для семьи явля­ются дни чество­ва­ния каких-либо икон Спа­си­теля или Божией Матери, напри­мер Неру­ко­тво­рен­ного Образа Гос­пода Иисуса Христа или иконы Божией Матери «Зна­ме­ние», то хорошо иметь в доме именно эти иконы, также как и образы святых, имена кото­рых носят члены семьи.

Для тех, кто имеет воз­мож­ность раз­ме­стить в доме боль­шее коли­че­ство икон, можно допол­нить свой ико­но­стас изоб­ра­же­ни­ями почи­та­е­мых мест­ных святых и, конечно, вели­ких святых земли Рос­сий­ской.

В тра­ди­циях рус­ского пра­во­сла­вия укре­пи­лось особое почи­та­ние свя­ти­теля Нико­лая Чудо­творца, иконы кото­рого име­ются почти в каждой пра­во­слав­ной семье. Сле­дует отме­тить, что наряду с ико­нами Спа­си­теля и Божией Матери образ Нико­лая Чудо­творца всегда зани­мал цен­траль­ное место в доме пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина. В народе свя­ти­тель Нико­лай почи­та­ется как святой, наде­лен­ный особой бла­го­да­тию. Во многом это свя­зано с тем, что по цер­ков­ному уставу каждый чет­верг сед­мицы, наряду со свя­тыми апо­сто­лами, цер­ковь воз­но­сит молитвы и свя­ти­телю Нико­лаю, архи­епи­скопу Мир Ликий­ских, чудо­творцу.

Среди изоб­ра­же­ний святых про­ро­ков Божиих можно выде­лить Илию, среди апо­сто­лов – пер­во­вер­хов­ных Петра и Павла.

Из изоб­ра­же­ний муче­ни­ков за веру Хри­стову наи­бо­лее часто встре­ча­ются иконы свя­того вели­ко­му­че­ника Геор­гия Побе­до­носца, а также свя­того вели­ко­му­че­ника и цели­теля Пан­те­лей­мона.

Для пол­ноты и завер­шен­но­сти домаш­него ико­но­стаса жела­тельно иметь изоб­ра­же­ния святых Еван­ге­ли­стов, свя­того Иоанна Пред­течи, архан­ге­лов Гав­ри­ила и Миха­ила и иконы празд­ни­ков.

Выбор икон для дома всегда инди­ви­дуа­лен. И лучшим помощ­ни­ком здесь явля­ется свя­щен­ник – духов­ник семьи и именно к нему, или любому дру­гому свя­щен­но­слу­жи­телю стоит обра­титься за сове­том.

По поводу репро­дук­ций икон и цвет­ных фото­гра­фий с них можно ска­зать, что иногда разум­нее иметь хоро­шую репро­дук­цию, чем икону писа­ную, но пло­хого каче­ства.

Отно­ше­ние ико­но­писца к своему труду должно быть крайне тре­бо­ва­тель­ным. Как свя­щен­ник не имеет права совер­шать литур­гию без долж­ной под­го­товки, так и ико­но­пи­сец должен со всей пол­но­той ответ­ствен­но­сти под­хо­дить к своему слу­же­нию. К сожа­ле­нию, и в про­шлом, и сейчас нередко можно встре­тить вуль­гар­ные поделки, кото­рые не имеют ничего общего с иконой. Поэтому, если изоб­ра­же­ние не вызы­вает чув­ства внут­рен­него бла­го­го­ве­ния и ощу­ще­ния сопри­кос­но­ве­ния со свя­ты­ней, если оно сомни­тельно по бого­слов­скому содер­жа­нию и непро­фес­си­о­нально по тех­нике выпол­не­ния, то лучше воз­дер­жаться от такого при­об­ре­те­ния.

А репро­дук­ции кано­ни­че­ских икон, накле­ен­ные на твер­дую основу и освя­щен­ные в церкви, займут достой­ное место в домаш­нем ико­но­стасе.

Часто воз­ни­кает сугубо прак­ти­че­ский вопрос:

Как накле­ить бумаж­ную репро­дук­цию, не повре­див ее?

Здесь можно дать несколько полез­ных сове­тов.

Если репро­дук­ция выпол­нена на плот­ной бумаге или кар­тоне, то для накле­и­ва­ния ее на твер­дую основу – доску или мно­го­слой­ную фанеру – жела­тельно поль­зо­ваться клеем, кото­рый не содер­жит воду и, соот­вет­ственно, не дефор­ми­рует бумагу, напри­мер, клеем «Момент». Если репро­дук­ция на тонкой бумаге, то можно исполь­зо­вать клей ПВА, но в этом случае бумагу сле­дует смо­чить водой, подо­ждать, пока вода впи­та­ется, а бумага поте­ряет упру­гость, и только потом уже нано­сить клей.

При­жи­мать репро­дук­цию к основе нужно через чистый лист бумаги, чтобы не запач­кать изоб­ра­же­ние.

После накле­и­ва­ния, репро­дук­цию можно покрыть тонким слоем олифы или лака, но делать это сле­дует с осто­рож­но­стью, так как неко­то­рые лаки раз­ру­шают типо­граф­ские краски. Сле­дует учесть, что типо­граф­ские краски имеют свой­ство выцве­тать под актив­ным воз­дей­ствием прямых сол­неч­ных лучей, поэтому, сде­лан­ную вашими руками и освя­щен­ную в Церкви икону нужно обе­ре­гать от их воз­дей­ствия.

Как раз­ме­стить иконы, в какой после­до­ва­тель­но­сти?

Есть ли на этот счет стро­гие устав­ные тре­бо­ва­ния?

В церкви – да. Для домаш­ней же бож­ницы можно огра­ни­читься лишь неко­то­рыми основ­ными пра­ви­лами.

Напри­мер, если иконы раз­ве­шены бес­си­стемно, несим­мет­рично, без про­ду­ман­ной ком­по­зи­ции, то это вызы­вает посто­ян­ное чув­ство неудо­вле­тво­рен­но­сти их раз­ме­ще­нием, жела­нием все изме­нить, что очень часто отвле­кает от молитвы.

Также необ­хо­димо пом­нить и о прин­ципе иерар­хии: не поме­щать, к при­меру, икону мест­но­чти­мого свя­того над иконой Святой Троицы, Спа­си­теля, Божией Матери, апо­сто­лов.

Икона Спа­си­теля должна быть справа от пред­сто­я­щего, а Божией Матери – слева (как в клас­си­че­ском ико­но­стасе).

При под­боре икон сле­дите за тем, чтобы они были еди­но­об­разны по худо­же­ствен­ной манере испол­не­ния, ста­рай­тесь не допус­кать мно­го­об­ра­зия стилей.

Что делать, если в семье есть особо почи­та­е­мая, пере­да­ю­ща­яся по наслед­ству икона, но напи­сана она не вполне кано­ни­че­ски или имеет неко­то­рые потери кра­соч­ного слоя?

Если недо­статки изоб­ра­же­ния не имеют серьез­ных иска­же­ний образа Гос­пода, Божией Матери или свя­того, такую икону можно сде­лать цен­тром домаш­него ико­но­стаса или, если поз­во­ляет место, поме­стить на аналое под бож­ни­цей, потому что такой образ – свя­тыня для всех членов семьи.

Одним из пока­за­те­лей уровня духов­ного раз­ви­тия пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина служит его отно­ше­ние к свя­тыне.

Каким должно быть отно­ше­ние к свя­тыне?

Свя­тость как одно из свойств Божиих (Свят, Свят, Свят Гос­подь Саваоф! ( Ис. 6:3 ) отра­жа­ется и в угод­ни­ках Божиих и в физи­че­ских пред­ме­тах. Поэтому почи­та­ние святых людей, свя­щен­ных пред­ме­тов и изоб­ра­же­ний, а также соб­ствен­ное стрем­ле­ние к под­лин­ному Бого­об­ще­нию и пре­об­ра­же­нию – явле­ния одного порядка.

Будьте передо Мною святы, ибо Я свят Гос­подь… ( Лев. 20:26 )

По тому, как отно­сятся члены семьи к иконе, перед кото­рой воз­но­сили молитвы ко Гос­поду их пра­де­душки и пра­ба­бушки, можно судить и о сте­пени воцер­ко­в­ле­ния людей, и о их бла­го­че­стии.

Почи­та­ние родо­вой иконы всегда было особым. После кре­ще­ния, мла­денца под­но­сили к иконе и свя­щен­ник, или хозяин дома читал молитвы. Иконой роди­тели бла­го­слов­ляли детей на учебу, на даль­нюю поездку, на обще­ствен­ное слу­же­ние. Давая согла­сие на сва­дьбу, роди­тели также бла­го­слов­ляли ново­брач­ных иконой. И уход чело­века из жизни совер­шался под обра­зами.

Извест­ное выра­же­ние «разо­шелся, хоть святых выноси» – сви­де­тель­ство совест­ли­вого отно­ше­ния к иконам. Перед изоб­ра­же­ни­ями святых недо­пу­стимы ссоры, недо­стой­ное пове­де­ние или быто­вые скан­далы.

Читайте также:  Резная икона божией матери казанская

Но береж­ное и бла­го­го­вей­ное отно­ше­ние к иконе у пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина не должно пере­рас­тать в недо­пу­сти­мые формы покло­не­ния. Вос­пи­ты­вать пра­виль­ное почи­та­ние свя­щен­ных изоб­ра­же­ний нужно с самого ран­него воз­раста. Всегда необ­хо­димо пом­нить о том, что икона это изоб­ра­же­ние, свя­щен­ное, но все же только изоб­ра­же­ние. И нельзя путать такие поня­тия как образ – само изоб­ра­же­ние, и пер­во­об­раз – того, кто изоб­ра­жен.

К чему может при­ве­сти иска­жен­ный, непра­во­слав­ный взгляд на почи­та­ние святых икон?

К иска­же­нию духов­ной жизни, как отдель­ного чело­века, так и к раз­ладу внутри Церкви. Пример тому – ересь ико­но­бор­цев, воз­ник­шая в VII веке.

Пово­дами для воз­ник­но­ве­ния этой ереси послу­жили серьез­ные бого­слов­ские споры о воз­мож­но­сти и пра­во­моч­но­сти изоб­ра­же­ния Вто­рого Лица Пре­свя­той Троицы – Бога Слова во плоти. Также пово­дом послу­жили поли­ти­че­ские инте­ресы неко­то­рых визан­тий­ских импе­ра­то­ров, стре­мив­шихся к союзу с силь­ными араб­скими госу­дар­ствами, и пытав­шихся упразд­нить ико­но­по­чи­та­ние в угоду мусуль­ма­нам – про­тив­ни­кам святых икон.

Но не только это. Одним из пово­дов для рас­про­стра­не­ния ереси послу­жили и крайне урод­ли­вые, гра­ни­ча­щие с идо­ло­по­клон­ством, формы почи­та­ния свя­щен­ных изоб­ра­же­ний, быто­вав­шие в цер­ков­ной жизни того вре­мени. Не чув­ствуя раз­ницы между обра­зом и пер­во­об­ра­зом, веру­ю­щие зача­стую почи­тали не изоб­ра­жен­ное на иконе лицо, а сам пред­мет – доску и краски, что явля­лось про­фа­на­цией ико­но­по­чи­та­ния и смы­ка­лось с самыми низ­кими видами язы­че­ства. Несо­мненно, это слу­жило соблаз­ном для мно­же­ства хри­стиан и при­во­дило к пагуб­ным послед­ствиям для их духов­ной жизни.

Потому и воз­никли в среде интел­лек­ту­аль­ной элиты того вре­мени тен­ден­ции к отказу от подоб­ных форм почи­та­ния свя­щен­ных изоб­ра­же­ний. Про­тив­ники такого ико­но­по­чи­та­ния пред­по­чи­тали вовсе отка­заться от него, чтобы сохра­нить чистоту Пра­во­сла­вия и «убе­речь» по их мнению, мало­све­ду­щую часть хри­стиан от пагубы язы­че­ства.

Конечно, подоб­ные воз­зре­ния про­тив­ни­ков иска­жен­ного ико­но­по­чи­та­ния таили в себе серьез­ную опас­ность: ста­ви­лась под сомне­ние сама истин­ность Бого­во­пло­ще­ния, так как само суще­ство­ва­ние иконы осно­вано на реаль­но­сти вопло­ще­ния Бога Слова.

Отцы VII Все­лен­ского собора, осу­див­шие ересь ико­но­бор­цев, учили: «…и чество­вати их (иконы) лобы­за­нием и почи­та­тель­ным покло­не­нием, не истин­ным, по вере нашей, бого­по­кло­не­нием, еже подо­бает еди­ному Боже­скому есте­ству, но почи­та­нием по тому образу, якоже изоб­ра­же­нию Чест­наго и Живо­тво­ря­щего Креста и свя­тому Еван­ге­лию и прочим свя­ты­ням, фимиа­мом и постав­ле­нием свещей честь воз­да­ется, яковый и у древ­них бла­го­чест­ный обычай был. Ибо честь, воз­да­ва­е­мая образу, пре­хо­дит к пер­во­об­раз­ному, и покло­ня­ю­щийся иконе, покла­ня­ется суще­ству изоб­ра­жен­наго на ней. Тако бо утвер­жда­ется учение святых отец наших, сиесть, пре­да­ние кафо­ли­че­ския церкве, от конец до конец земли при­яв­шия Еван­ге­лие» (Книга Правил святых Апо­стол, святых Собо­ров все­лен­ских и помест­ных, и Святых Отец. М., 1893, с. 5–6 ).

Домаш­ний ико­но­стас жела­тельно увен­чать кре­стом; кресты также поме­щают на кося­ках дверей.

Крест – свя­тыня для пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина. Это символ спа­се­ния всего чело­ве­че­ства от вечной смерти. 73‑е Пра­вило Труль­ского собора, состо­яв­ше­гося в 691 году, сви­де­тель­ствует о зна­че­нии почи­та­ния изоб­ра­же­ний свя­того креста: «Поелику живо­тво­ря­щий крест пока­зал нам спа­се­ние, то над­ле­жит при­ла­гать всякое попе­че­ние о том, чтобы отдать долж­ное почте­ние тому, посред­ством чего мы спа­сены от древ­него паде­ния…» (Цит. по: Зэнд­лер Э. Гене­зис и бого­сло­вие иконы. Журнал «Символ», №18, Париж, 1987, с. 27).

Во время молитвы перед ико­нами хорошо затеп­лить лам­падку, а в празд­ники и вос­кре­се­нья пусть она горит и в тече­ние дня.

В мно­го­ком­нат­ных город­ских квар­ти­рах ико­но­стас для общей семей­ной молитвы раз­ме­щают, как пра­вило, в боль­шей из комнат, в других же необ­хо­димо поме­стить хотя бы одну икону.

Если пра­во­слав­ная семья тра­пез­ни­чает в кухне, то и там нужна икона для молитвы до и после тра­пезы. Разум­нее всего в кухне поме­стить икону Спа­си­теля, так как бла­го­дар­ствен­ная молитва после еды обра­щена к Нему: «Бла­го­да­рим Тебя, Христе, Боже наш…».

Что делать, если икона пришла в состо­я­ние негод­но­сти и не под­ле­жит рестав­ра­ции?

Такую икону, даже если она не освя­щена, ни в коем случае нельзя просто выбра­сы­вать: к свя­тыне, пусть даже поте­ряв­шей свой изна­чаль­ный вид, всегда нужно отно­ситься с бла­го­го­ве­нием.

Раньше с вет­хими ико­нами посту­пали сле­ду­ю­щим обра­зом: до какого-то опре­де­лен­ного состо­я­ния старую икону хра­нили в бож­нице позади других икон, а если краски с иконы совер­шенно сти­ра­лись от вре­мени, то ее пус­кали по тече­нию реки.

В наше время этого делать, конечно, не стоит; обвет­шав­шую икону необ­хо­димо отне­сти в цер­ковь, где ее сожгут в цер­ков­ной печи. Если такой воз­мож­но­сти нет, то икону сле­дует сжечь самому, а пепел зако­пать в месте, кото­рое не будет осквер­нено: напри­мер, на клад­бище или под дере­вом в саду.

Нужно пом­нить: если порча иконы про­изо­шла из-за небреж­ного ее хра­не­ния – это грех, кото­рый нужно испо­ве­до­вать.

Лики, смот­ря­щие на нас с икон, при­над­ле­жат веч­но­сти; глядя на них, воз­нося им молитву, испра­ши­вая их заступ­ни­че­ства, мы – жители мира доль­него – всегда должны пом­нить о нашем Творце и Спа­си­теле; о Его вечном при­зыве к пока­я­нию, к само­со­вер­шен­ство­ва­нию и обо­же­нию каждой души чело­ве­че­ской.

Гла­зами Своих святых взи­рает на нас Гос­подь с икон, сви­де­тель­ствуя, что все воз­можно для чело­века, ходя­щего путями Его.

Схема высо­кого ико­но­стаса

1 – Цар­ские врата (а – «Бла­го­ве­ще­ние», б, в, г, д – еван­ге­ли­сты);

2 – «Тайная вечеря»; 3 – икона Спа­си­теля; 4 – икона Бого­ма­тери;

5 – север­ные врата; 6 – Южные врата; 7 – икона мест­ного ряда;

I – пра­о­те­че­ский ряд; II – про­ро­че­ский ряд; III – празд­нич­ный ряд;

Если алтарь – часть храма, где совер­ша­ется вели­чай­шее Таин­ство пре­су­ществ­ле­ния хлеба и вина в Тело и Кровь Хри­стову, срав­ни­вать с миром горним, то ико­но­стас, лики кото­рого смот­рят на моля­щихся, явля­ется образ­ным – в линиях и крас­ках – выра­же­нием этого мира. Высо­кий ико­но­стас, кото­рого не знала цер­ковь визан­тий­ская, окон­ча­тельно сфор­ми­ро­вав­шийся в рус­ской церкви к XVI веку, послу­жил не столько зри­мому отоб­ра­же­нию основ­ных собы­тий всей Свя­щен­ной исто­рии, сколько вопло­тил идею еди­не­ния двух миров – небес­ного и зем­ного, выра­зил стрем­ле­ние чело­века к Богу, и Бога к чело­веку.

Клас­си­че­ский рус­ский высо­кий ико­но­стас состоит из пяти ярусов или рядов, или, по-дру­гому, чинов.

Первый – пра­о­те­че­ский, рас­по­ла­га­ется под кре­стом, в самом верху. Это образ Церкви вет­хо­за­вет­ной, еще не полу­чив­шей Закон. Здесь изоб­ра­жены пра­отцы от Адама до Моисея. В центре этого ряда икона «Троица Вет­хо­за­вет­ная» – символ пред­веч­ного совета Святой Троицы о само­по­жерт­во­ва­нии Бога Слова во искуп­ле­ние гре­хо­па­де­ния чело­ве­че­ского. Икона «Госте­при­им­ство Авра­ама» (или «Явле­ние Авра­аму у дуба Мам­врий­ского»), кото­рая также поме­ща­ется в центре пра­о­те­че­ского ряда, имеет другой бого­слов­ский смысл – это дого­вор, заклю­чен­ный Богом с чело­ве­ком.

Второй ряд – про­ро­че­ский. Это Цер­ковь, уже полу­чив­шая Закон и через про­ро­ков воз­ве­ща­ю­щая о Бого­ро­дице, от кото­рой вопло­тится Хри­стос. Именно поэтому в центре этого ряда нахо­дится икона «Зна­ме­ние», изоб­ра­жа­ю­щая Божию Матерь с воз­де­тыми в моле­нии руками и с Богом­ла­ден­цем в лоне.

Третий – празд­нич­ный – ряд повест­вует о собы­тиях вре­мени ново­за­вет­ного: от Рож­де­ства Бого­ро­дицы до Кре­сто­воз­дви­же­ния.

Чет­вер­тый, деи­сус­ный (или по-дру­гому деи­сис­ный) чин – это моле­ние всей Церкви ко Христу; моле­ние, кото­рое про­ис­хо­дит сейчас и кото­рое завер­шится на Страш­ном суде. В центре – икона «Спас в силах», пред­став­ля­ю­щая Христа, как гроз­ного судию всего миро­зда­ния; слева и справа – изоб­ра­же­ния Пре­свя­той Бого­ро­дицы, свя­того Иоанна Пред­течи, архан­ге­лов, апо­сто­лов и святых.

В сле­ду­ю­щем, мест­ном ряду, рас­по­ло­жены иконы Спа­си­теля и Бого­ма­тери (по сто­ро­нам от Цар­ских врат), далее на Север­ных и Южных вратах – изоб­ра­же­ния архан­ге­лов или святых диа­ко­нов. Хра­мо­вая икона – икона празд­ника или свя­того, в честь кото­рого освя­щен храм, всегда нахо­дится справа от иконы Спа­си­теля (для сто­я­щего лицом к алтарю), сразу за Южными вра­тами. Над Цар­скими вра­тами поме­щают икону «Тайная вечеря», как символ таин­ства Евха­ри­стии, а на самих вратах – «Бла­го­ве­ще­ние» и изоб­ра­же­ния святых еван­ге­ли­стов. Иногда на Цар­ских вратах изоб­ра­жают иконы Васи­лия Вели­кого и Иоанна Зла­то­уста – созда­те­лей Боже­ствен­ной Литур­гии.

Источник статьи: http://azbyka.ru/kak-ustroit-domashnij-ikonostas