Меню

Молитва манассии покаянная манассия

Молитва Манассии Манассия

Господи Вседержителю, Боже отцов наших, Авраама и Исаака и Иакова, и семени их праведного, сотворивший небо и землю со всем благолепием их, связавший море словом повеления Твоего, заключивший бездну и запечатавший ее страшным и славным именем Твоим, которого все боятся, и трепещут от лица силы Твоей, потому что никто не может устоять пред великолепием славы Твоей, и нестерпим гнев прещения Твоего на грешников! Но безмерна и неисследима милость обетования Твоего, ибо Ты Господь вышний, благий, долготерпеливый и многомилостивый и кающийся о злобах человеческих. Ты, Господи, по множеству Твоей благости, обещал покаяние и отпущение согрешившим Тебе, и множеством щедрот Твоих определил покаяние грешникам во спасение. Итак Ты, Господи, Боже праведных, не положил покаяния праведным Аврааму и Исааку и Иакову, не согрешившим Тебе, но положил покаяние мне грешнику, потому что я согрешил паче числа песка морского. Многочисленны беззакония мои, Господи, многочисленны беззакония мои, и я недостоин взирать и смотреть на высоту небесную от множества неправд моих. Я согбен многими железными узами, так что не могу поднять головы моей, и нет мне отдохновения, потому что прогневал Тебя и сделал пред Тобою злое: не исполнил воли Твоей, не сохранил повелений Твоих, поставил мерзости и умножил соблазны. И ныне преклоняю колени сердца моего, умоляя Тебя о благости. Согрешил я, Господи, согрешил, и беззакония мои я знаю, но прошу, молясь Тебе: отпусти мне, Господи, отпусти мне, и не погуби меня с беззакониями моими и не оссуди меня в преисподнюю. Ибо Ты Бог, Бог кающихся, и на мне яви всю благость Твою, спасши меня, недостойного, по великой милости Твоей, и буду прославлять Тебя во все дни жизни моей, потому что Тебя славят все силы небесные, и Твоя слава во веки веков. Аминь.

a) 1.1: * Переведена с греческого; в еврейском тексте ее нет.

Источник статьи: http://bibleonline.ru/bible/rst78/man/

Молитва Манассии, царя Иудейского

Го́споди Вседержи́телю, Бо́же отец на́ших, Авраа́мов, и Исаа́ков, и Иа́ковль, и се́мене их пра́веднаго: сотвори́вый не́бо и зе́млю со все́ю ле́потою их, связа́вый мо́ре сло́вом повеле́ния Тво­е­го́, заключи́вый бе́здну, и запеча́тствовавый ю́ стра́шным и сла́вным и́менем Твои́м, его́же вся боя́тся, и трепе́щут от лица́ си́лы Тво­ея́, я́ко никто́же постои́т пред великоле́пием сла́вы Тво­ея́, и нестерпи́мь гнев, е́же на гре́шники преще́ния Твоего́.

Безме́рна же и неизсле́дованна ми́лость обеща́ния Тво­е­го́: Ты бо еси́ Госпо́дь Вы́шний, благоутро́бен, долготерпели́в и многоми́лостив, и ка́яйся о зло́бах челове́ческих. Ты Го́споди, по мно́жеству бла́гости Тво­ея́, обеща́л еси́ покая́ние и оставле́ние согреши́вшим Тебе́, и мно́жеством щедро́т Твои́х, определи́л еси́ покая́ние гре́шником во спасе́ние. Ты у́бо Го́споди Бо́же сил, не положи́л еси́ покая́ние пра́ведным, Авраа́му и Исаа́ку и Иа́кову, не согреши́вшим Тебе́. Но положи́л еси́ покая́ние на мне, гре́шнем: зане́ согреши́х па́че чис­ла́ пес­ка́ морска́го.

Умно́жишася беззако́ния моя́, Го́споди, умно́жишася беззако́ния моя́: и несмь досто́ин воззре́ти, и ви́дети высо­ту́ небе́сную от мно́жества непра́вд мои́х. Сля́чен есмь мно́гими у́зами желе́зными, во е́же не воз­ве­сти́ гла­вы́ моея́, и несть ми ослабле́ния: зане́ прогне́вах я́рость Твою́, и лука́вое пред Тобо́ю сотвори́х, не сотвори́вый во́ли Тво­ея́, и не сохрани́вый повеле́ний Твои́х.

И ны́не приклоня́ю коле́на се́рдца, тре́буя от Тебе́ бла́гости. Согреши́х, Го́споди, согреши́х, и беззако́ния моя́ аз вем, но про­шу́ моля́ся, осла́би ми, Го́споди, осла́би ми, и не погу­би́ мене́ со беззако́ньми мои́ми. Ниже́ в век враждова́в соблюде́ши зол мои́х, ниже́ осу́диши мя в преиспо́дних зем­ли́. Зане́ Ты еси́ Бо́же, Бог ка́ющихся, и на мне яви́ши всю бла́гость Твою́, я́ко недосто́йна су́ща спасе́ши мя, по мно́зей ми́лости Твое́й, и вос­хва­лю́ Тя вы́ну во днех живо­та́ мое­го́, я́ко Тя пое́т вся си́ла небе́сная, и Твоя́ есть сла́ва во ве́ки веко́в, ами́нь * .

Сино­даль­ный перевод:
Гос­по­ди Все­дер­жи­те­лю, Боже отцев наших, Авра­ама и Иса­а­ка и Иако­ва, и семе­ни их пра­вед­но­го, сотво­рив­ший небо и зем­лю со всем бла­го­ле­пи­ем их, свя­зав­ший море сло­вом пове­ле­ния Тво­е­го, заклю­чив­ший без­дну и запе­ча­тав­ший ее страш­ным и слав­ным име­нем Тво­им, кото­ро­го все боят­ся, и тре­пе­щут от лица силы Тво­ея, пото­му что никто не может усто­ять пред вели­ко­ле­пи­ем сла­вы Тво­ея, и нестер­пим гнев пре­ще­ния Тво­е­го на грешников!

Но без­мер­на и неис­сле­ди­ма милость обе­то­ва­ния Тво­е­го, ибо Ты Гос­подь выш­ний, бла­гий, дол­го­тер­пе­ли­вый и мно­го­мило­сти­вый и каю­щий­ся о зло­бах чело­ве­че­ских. Ты, Гос­по­ди, по мно­же­ству Тво­ей бла­го­сти, обе­щал пока­я­ние и отпу­ще­ние согре­шив­шим Тебе, и мно­же­ством щед­рот Тво­их опре­де­лил пока­я­ние греш­ни­кам во спа­се­ние. Итак Ты, Гос­по­ди, Боже пра­вед­ных, не поло­жил пока­я­ния пра­вед­ным Авра­аму и Иса­а­ку и Иако­ву, не согре­шив­шим Тебе, но поло­жил пока­я­ние мне греш­ни­ку, пото­му что я согре­шил паче чис­ла пес­ка морского.

Мно­го­чис­лен­ны без­за­ко­ния мои, Гос­по­ди, мно­го­чис­лен­ны без­за­ко­ния мои, и я недо­сто­ин взи­рать и смот­реть на высо­ту небес­ную от мно­же­ства неправд моих. Я сог­бен мно­ги­ми желез­ны­ми уза­ми, так что не могу под­нять голо­вы моей, и нет мне отдох­но­ве­ния, пото­му что про­гне­вал Тебя и сде­лал пред Тобою злое: не испол­нил воли Тво­ей, не сохра­нил пове­ле­ний Тво­их, поста­вил мер­зо­сти и умно­жил соблазны.

И ныне пре­кло­няю коле­ни серд­ца мое­го, умо­ляя Тебя о бла­го­сти. Согре­шил я, Гос­по­ди, согре­шил, и без­за­ко­ния мои я знаю, но про­шу, молясь Тебе: отпу­сти мне, Гос­по­ди, отпу­сти мне, и не погу­би меня с без­за­ко­ни­я­ми мои­ми и не осу­ди меня в пре­ис­под­нюю. Ибо Ты Бог, Бог каю­щих­ся, и на мне яви всю бла­гость Твою, спас­ши меня недо­стой­но­го по вели­кой мило­сти Тво­ей, и буду про­слав­лять Тебя во все дни жиз­ни моей, пото­му что Тебя сла­вят все силы небес­ные, и Твоя сла­ва во веки веков. Аминь.

* Молит­ва Манас­сии, царя иудей­ско­го, когда он содер­жал­ся в пле­ну в Вави­лоне, содер­жит­ся в Вет­хом Заве­те ( 2Пар.36 ) и вхо­дит в состав Вели­ко­го пове­че­рия (см. Часо­слов).

Пока­я­ние Манас­сии даёт надеж­ду любо­му каю­ще­му­ся греш­ни­ку. В каноне Иису­су Слад­чай­ше­му гово­рит­ся «спа­си, ущед­ри, о Иису­се бла­го­де­те­лю, яко­же, бла­го­у­тробне, Манас­сию». В «После­до­ва­нии о испо­ве­да­нии» мы слы­шим: «Манас­си­и­ну в пока­я­нии молит­ву при­е­мый». В Вели­ком пока­ян­ном каноне Манас­сия ста­вит­ся в при­мер бла­го­го покая­ния после мно­же­ства гре­хов: «Манас­си­е­ва собра­ла еси согре­ше­ния изво­ле­ни­ем, постав­ль­ши яко мер­зо­сти стра­сти, и умно­жив­ши, душе, него­до­ва­ние: но того пока­я­ние рев­ну­ю­щи теп­ле, стя­жи уми­ле­ние».

Источник статьи: http://azbyka.ru/molitvoslov/molitva-manassii-carja-iudejskogo.html

Молитва Манассии — даже цари, президенты и патриархи нуждаются в покаянии.

Молитва покаяния Манассии — назидание потомству в пример.

Составил и редактировал текст Зайченко А.С.

Самый великий грешник по великой милости Всемогущего Бога при искреннем покаянии может получить прощение и благословение. Примером тому может служить покаянное воззвание царя Манассии.

Молитва Манассии, царя Иудейского — крик отчаяния, пример для подражания для тех грешников, которые, по их мнению, и мнению окружающего мира, уже не заслуживают прощения.

Актуальность темы.

Молитва Манассии — это неканоническая вставка во второй книге Паралипоменон (2 Пар. 36), которой завершается цикл исторических книг Ветхого Завета, посвященных истории Израиля и Иудеи.

В отечественной библеистике мало значения предавали данной теме и поэтому мы вряд ли найдём историю исследования молитвы Манассии.

В 1906 году в свет вышел 3-й том Толковой Библии, в которой профессор Александр Павлович Лопухин, толкуя 2-ю книгу Паралипоменон, выделяет три важных факта о молитве Манассии:

Во-первых, он настаивает на том, что молитва имеет позднейшее происхождение, скорее первую половину 1 века, накануне разрушения римлянами восставшего Иерусалима (70 год н.э.).

Во-вторых, исследователь впервые указывает на размещение молитвы в Септуагинте и в Синодальной Библии:

В-третьих, в Толковой Библии присутствует мысль, которая имеется в молитве Манассии и которая противоречила учению православной церкви о том, что патриархи не имели нужды в покаянии.

В 1995 году Сергей Аверинцев пришел к выводу, что эта молитва имеет происхождения в еврейской среде и относится к дохристианской иудейской сектантско-апокрифической литературе, оказавшей огромное влияние на становление ранней христианской литературы.

Молитва Манассии «является прекрасным образцом покаянной молитвы, какая могла бы читаться в синагоге в Судный день и этим напоминает покаянную молитву царя Давида — Псалом 50.

Кто такой царь Манассия

Манассия, сын великого пророка Божьего, правителя иудейского Езекии, в возрасте 12 лет взошел на трон. Воспитанный в поклонении великому Богу, он быстро забыл наставления отца и стал поклоняться идолам, ища у них защиты и помощи. Из книги Старого Завета 4 Царств известно, что новый правитель царствовал 55 лет. За это время царь Манассия стал подражателем религий народов, прогнанных Богом от лица Своего.

Жертвенники Валааму, разрушенные верным Езекией, были восстановлены. Великий Творец был забыт, народу было приказано поклоняться солнцу, луне, жертвенники им возвели в Господних дворах.

Иерусалимский храм на то время был единственным местом на земле, в котором совершались богослужения истинному Создателю мира, земля же наполнилась жертвенниками идолам. 45 лет в жестокости правил Манассия, пока в 647 году до нашей эры царь Ассирийский не пошел войной на Иудею, полонил Манассию и заковал его в кандалы. На 70 лет народ иудейский был угнан в вавилонский плен.

Проведя в пленении около семи, сидя в клетке и питаясь водой и хлебом, которые давали 2 раза в неделю, вероотступник не мог не вспоминать всех благодеяний, содеянных Творцом его отцу Езекии, и обратился он к Всевышнему Богу в искреннем покаянии, когда ему грозила смерть в котле.

По сведениям устной Торы Миндраша, Манассию посадили в котел, стоящий на огне. Он начал взывать к идолам, когда те не ответили, вспомнил о Боге.

[МОЛИТВА МАНАССИИ, ЦАРЯ ИУДЕЙСКОГО, КОГДА ОН СОДЕРЖАЛСЯ В ПЛЕНУ В ВАВИЛОНЕ Господи Вседержителю, Боже отцев наших, Авраама и Исаака и Иакова, и семени их праведного [а], сотворивший небо и землю со всем благолепием их, связавший море словом повеления Твоего, заключивший бездну и запечатавший ее страшным и славным именем Твоим, которого все боятся, и трепещут от лица силы Твоея, потому что никто не может устоять пред великолепием славы Твоея, и нестерпим гнев [б] прещения Твоего на грешников [в]! Но безмерна и неисследима милость обетования Твоего [г], ибо Ты Господь вышний, благий, долготерпеливый и многомилостивый и кающийся о злобах человеческих. Ты, Господи, по множеству Твоей благости, обещал покаяние [д] и отпущение согрешившим Тебе, и множеством щедрот Твоих определил покаяние грешникам во спасение. Итак Ты, Господи, Боже праведных, не положил покаяния праведным [е] Аврааму и Исааку и Иакову, не согрешившим Тебе, но положил покаяние мне грешнику, потому что я согрешил паче числа песка морского. Многочисленны беззакония мои, Господи, многочисленны беззакония мои, и я недостоин взирать и смотреть на высоту небесную от множества неправд моих. Я согбен многими железными узами [з], так что не могу поднять головы моей, и нет мне отдохновения, потому что прогневал Тебя и сделал пред Тобою злое [и]: не исполнил воли Твоей, не сохранил повелений Твоих, поставил мерзости и умножил соблазны. И ныне преклоняю колени сердца моего, умоляя Тебя о благости [к]. Согрешил я, Господи, согрешил, и беззакония мои я знаю, но прошу, молясь Тебе: отпусти мне, Господи, отпусти мне, и не погуби меня с беззакониями моими и не оссуди меня в преисподнюю. Ибо Ты Бог, Бог кающихся, и на мне яви всю благость Твою, спасши меня недостойного по великой милости Твоей, и буду прославлять Тебя во все дни жизни моей [л], потому что Тебя славят все силы небесные, и Твоя слава во веки веков. Аминь.]

Даже небесные ангелы возмутились, услышав в молитве Манассии, царя Иудейского, претензию к Всевышнему. Он сказал, что, если Бог не поможет, тогда Он такой же, как все идолы. Человек бы возмутился, обиделся, но только не Бог.

Покаяние Манассии

Господь услышал в этих словах истинное раскаяние и отчаяние. В душе Манассии не было истинной веры, несмотря на воспитание великим пророком. Милостивый Творец увидел сердце 59-летнего старца, наполненное раскаянием и поверил ему. Господь расположил сердце ассирийского правителя не только освободить пленника, но и вернуть тому царствование.

Источник статьи: http://www.gazetaprotestant.ru/2019/11/molitva-manassii-dazhe-cari-prezidenty-i-patriarxi-nuzhdayutsya-v-pokayanii/

Покаяние царя Манассии

Старец архимандрит Клеопа (Илие, 1912–1998) широко известен как великий духовник румынского монашества и наставник многих мирян, которые тысячами приходили к нему за духовной помощью. Предлагаем читателю фрагменты русской публикации его книги «Ценность души», вышедшей в Издательстве Сретенского монастыря.

Манассия, ветхозаветный царь евреев, совершил столько грехов пред Богом, сколько вряд ли совершал кто-либо еще. В течение пятидесяти двух лет он силой заставлял народ поклоняться идолам и бесам, приказывая евреям отречься от Бога. И отреклись от Бога и он сам, и дети его, и вся его семья. А тех, кто не хотел поклоняться идолам и приносить жертву демонам, он сживал со свету в самых жестоких мучениях.

Итак, этот царь совершил столько грехов, что и выразить этого невозможно. Но Пресвятой Бог, желая проявить глубину Своего милосердия и безграничную жалость к людям, привел Своими судьбами Манассию к покаянию. И как же?

Этот царь, хоть и был очень плохим, но происходил из благого рода. Отец его, Езекия, царь, благоугодивший Богу, жил во времена пророка Исаии (см. 4 Цар. 18–20). Думаю, это он умолил Бога обратить своего сына, отторгнувшегося от Творца неба и земли. И как же Бог обратил его? А вот как.

Видя злобу и неверие Манассии и таковое помрачение ума его — что он не только сам отошел от Бога, но и весь народ завел в погибель, принуждая его отречься от Бога, — Он, знающий, как привести к покаянию каждого, надел на него узду и затянул поводья, как сказано в Псалтири: «броздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближающихся к Тебе» (Пс. 31, 9).

Ибо если бы Бог оставил его так, то он никогда бы не покаялся сам

Так произошло и с этим царем. Ибо если бы Бог оставил его так, то он никогда бы не покаялся сам. Но Бог послал из Вавилона бояр царя Асура с большим войском, и они захватили Иерусалим, а царя Манассию увели в рабство (см. 2 Пар. 33, 11). Связали они его и бросили в крошечную клетку, в которой он не мог даже распрямиться в полный рост. И прикована была голова его к ногам двумя медными цепями. И бросили его в эту клетку, где он не мог даже приподнять голову, но все время лежал неподвижно, свернутый калачиком.

Царь Асур думал, что он протянет так с неделю или и того меньше, и давал ему еду лишь два раза в неделю — хлеба из отрубей да воды. И всё спрашивал царь Вавилонский слуг своих:

— Не умер еще царь Манассия ?

— Не умер, Ваше Величество. Он еще жив и шевелится в своей клетке! Что за невидаль!

И прожил царь в этой клетке, скованный цепями, не неделю и не месяц, и даже не десять месяцев, а более семи лет. И жуткое это было чудо — видеть человека, закованного голова к ногам, подавать ему мало-мальски воды да хлеба из отрубей пару раз в неделю, а он всё живет и живет.

И от царя этого, у которого Бог не пожелал отнять искру жизни, от таковых мучений, страданий и наказаний, которые он перенес там в столь горькой скорби, осталась одна кожа да кости. Представьте себе, каково ему было там. И вот тогда он вспомнил о Боге и сказал себе: «Бог навел на меня это мучение и наказание за то, что я прогневал Его — и сам отвернулся от Него, и народ Божий принудил приносить жертву идолам !»

И он думал в сердце своем: «Коль Бог сохранил меня доныне в живых, то чего же Он хочет от меня? Конечно же, Он хочет моего спасения!»

И тогда он возопил из глубины души, стал проливать слезы и горячо молиться Богу: «Господи Боже Авраамов, Исааков и Иаковлев, Боже неба и земли! Господи Боже, коли Ты сотворил милость со мною, столько лет не позволяя мне умереть, но мучиться в этих тяжких цепях, и не обрывая ниточку жизни во мне, то, видно, Ты ждешь моего обращения к Тебе.

Я не могу, Господи Боже мой, преклонить колен моих, не могу припасть к земле, ибо скован этими тяжкими цепями железными и медными, свернувшими меня в кольцо, голова к ногам, и молиться Тебе.

Не могу я класть поклонов, не могу рассыпаться в прах, ибо я закован. Но молю Тебя, Господи Боже, и преклоняю колени сердца моего: вспомни, Господи, что если Ты сотворишь милость с праведниками, то это будет неудивительно. Ты не положил покаяния Аврааму, Исааку, Иакову и колену его праведному, а назначил покаяние грешникам.

Посему, Господи Боже, если Ты сотворишь милость со мною, если взглянешь на сердце мое и обратишь меня к покаянию, если простишь меня со всеми грехами моими, которых больше, нежели песка на берегу морском, тогда явлено будет, Господи, сколь неизреченна милость Твоя и непостижима благость Твоя…»

И когда он молился так из глубины души и проливал потоки слез с великой болью в таковых мучениях своих, Пресвятой Бог вспомнил о нем и положил на мысль царю тому, по имени Асур, снять с него цепи и выпустить из клетки, из этого страшного его узилища.

И когда его выпустили, то он, поскольку очень долго был скован цепями, стал кувыркаться и катиться колесом. Кости его скруглились, и он не мог более выпрямиться. Представьте себе, как же жалко было видеть человека, свернутого калачиком, одна кожа да кости! Подумайте, какая жалость!

И заплакали язычники вавилонские, говоря:

— И в этом человеке еще теплится жизнь? Да человек ли вообще это существо?

Бог, Которому он поклоняется, простил его ради его столь сильного раскаяния!

Тогда дали ему свободу и начали подкармливать понемножку, ухаживали за ним, и через несколько месяцев он встал на ноги. И как только он поднялся и поправился, царь Вавилонский сказал:

— Бог, Которому он поклоняется, простил его ради его столь сильного раскаяния! — и направил его назад в Иерусалим, чтобы ему снова быть там царем.

И Манассия опять воцарился и привел весь народ к богопочитанию, совершая всякие добрые дела, какие только мог, до самого конца своей жизни и написал ту великую молитву, которую мы читаем сейчас на Великом повечерии и которая называется молитвой Манассии, царя Иудейского 1 .

Ты видел премудрость Божию? Ты слышал, что вершит Бог? Царя-язычника, грехи которого превзошли числом звезды небесные и песок морской, Он обратил в царя святого, потому что тот раскаялся из глубины души, пролил горькие слезы и страдал столько лет в таком посте, мучении и боли! Но тем не менее он не потерял надежду на милость Божию.

1 В Священном Писании молитва царя Манассии находится в конце 2-й книги Паралипоменон. Великое повечерие совершается вечером в первые четыре дня Великого поста — в понедельник, вторник, среду и четверг, на нем читается Великий покаянный канон прп. Андрея Критского.

Источник статьи: http://pravoslavie.ru/100301.html