Меню

Молитва матери есенин в каком году написано

История песни: «Письмо матери»

История песни: «Письмо матери»

Так получилось, что «поэтом-песенником» Сергей Есенин стал незадолго до смерти: именно в последние два года жизни он написал большинство ярких и отчаянных стихотворений, которые потом стали песнями и романсами.

Из цикла «Москва кабацкая» 1923 года на музыку были положены «Забава» и «Я обманывать себя не стану…» («Я московский озорной гуляка»). Последующие два года до трагической гибели в декабре 1925-го вместили срывы и раскаяния, лечение в психиатрической клинике и невероятные стихи — «Письмо матери», «Мы теперь уходим понемногу…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ. », «Письмо к женщине», «Отговорила роща золотая», «Ты меня не любишь, не жалеешь», «Собаке Качалова», «Клен ты мой опавший», «До свиданья, мой друг, до свиданья» и др.

Многие из них были позже положены на музыку, а литературные критики объяснили, что весь этот цикл стал своеобразным подведением итогов (а заодно и вершиной творчества поэта). «Письмо матери» — скорее всего, единственное стихотворение Есенина, которое стало песней при его жизни. Текст был написан в начале 1924 года, и в нем сочетались так характерные для Сергея исповедальное раскаяние с бесшабашной иронией.

Если в первой строке «ты жива еще, моя старушка?» чувствуется какая-то бравада, то по ходу действия она уступает место сомнениям мятущейся души. И перед кем еще раскрыться уставшему городскому гуляке, если не перед старушкой-матерью?

Лирический герой готов стать полным раскаяния блудным сыном, но мы, в отличие от Есенина, знаем дальнейший сюжет: вместо возвращения случилась трагедия в «Англетере», что придало стихотворению дополнительный трагический смысл. Весной 1924-го «Письмо матери» было опубликовано в журнале «Красная новь». Там его обнаружил композитор Василий Липатов, который был на год с небольшим моложе 28-летнего Есенина.

Стихотворение так впечатлило Василия, что он сочинил на текст «Письма» романс. История свидетельствует, что от замысла до окончания работы прошел всего один день. Впоследствии Липатов положил на музыку еще несколько стихов Есенина, но, увы, уже после смерти последнего: «Клен ты мой опавший», «Прощай, моя голубка», «Пой же, пой!», «Несказанное, синее, нежнее» и другие. «Письмо матери» в этом ряду заняло одно из самых почетных мест. Среди исполнителей романса в разные годы были Клавдия Шульженко, Вадим Козин, Юрий Гуляев, Александр Малинин, Сергей Любавин, Григорий Димант, Николай Сличенко, Дмитрий Гнатюк, «Московское трио гитаристов»…

В некоторых источниках стихотворение и песня называются немного иначе — «Письмо к матери». Нужно сказать, что исполнителей могло быть и больше, но не все решались браться за это произведение. Ведь есенинские строки «ты жива еще, моя старушка» или «не ходи так часто на дорогу в старомодном ветхом шушуне» требуют очень точной интонации, иначе можно скатиться в какую-то пародийную посконность.

Таким образом, песню брали в репертуар только артисты, уверенные в своей интонации.

Источник статьи: http://radioshanson.ru/news/istoriya_pesni_pismo_materi

Стихотворение и анализ «Письмо матери»

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке

Часто видится одно и то ж:

Будто кто-то мне в кабацкой драке

Саданул под сердце финский нож.

Это только тягостная бредь.

Не такой уж горький я пропойца,

Чтоб, тебя не видя, умереть.

Я по-прежнему такой же нежный

И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький наш дом.

Я вернусь, когда раскинет ветви

По-весеннему наш белый сад.

Только ты меня уж на рассвете

Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечалось,

Не волнуй того, что не сбылось, –

Слишком раннюю утрату и усталость

Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи меня. Не надо!

К старому возврата больше нет.

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу,

Не грусти так шибко обо мне.

Не ходи так часто на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

Краткое содержание

Мама С. Есенина Татьяна Федоровна

В первом четверостишии поэт задаётся риторическим вопросом: жива ли его мать? На свой вопрос он не сможет услышать ответа, но эта строчка наполняет произведение особым эмоциональным смыслом. С первой строки автор демонстрирует восхищение терпением, стойкостью, любовью матери.

Затем мы видим, что поэт пытается успокоить свою маму, обещая ей: с ним всё будет хорошо. В финале первого четверостишия поэт желает матери всех благ. Во второй части стихотворения автор говорит о чувствах матери. Он понимает, что мама осведомлена о его нынешней разгульной жизни, и просит её не переживать. Ближе к финалу произведения поэт подчёркивает переживания своей души своеобразными эпитетами, в которых звучат размышления Есенина об отказе от вечных ценностей. В конце происходит сюжетная развязка: поэт вновь, с огромной нежностью, обращается к маме, желая успокоить её.

История создания

Есенин написал это произведение за год до смерти. Окончив школу в родном селе, он отправился в Москву, чтобы там учиться и работать. Но, невзирая на яркую городскую жизнь, Есенин так и сумел преодолеть в себе непреодолимую тягу к отчему дому.

В то время поэт был невероятно занятым человеком: ездил по командировкам, готовил газетные публикации, посещал литературные мероприятия. Живя бурной жизнью, он остро ощущал усталость и надломленность. Единственным человеком, ассоциировавшимся у него с родным домом, была мама.

Жанр, направление, размер

Стихотворение создано автором в жанре элегии. Использован стихотворный размер – пятистопный хорей, с укороченной стопой во второй и четвёртой строчках.

Композиция

Стихотворение имеет кольцевую композицию. Для данной композиции характерно полное повторение фразы и в конце, и в начале. Такой композиционный приём усиливает смысловые акценты, придаёт произведению логическую завершённость:

  1. Первая строфа – вступление, которое продолжает развиваться в следующих строках. Неприкаянность лирического героя противопоставляется умиротворённости отчего дома, глубине материнской любви.
  2. Вторая и третья строфы – развитие темы, обозначенной во вступлении. Герой предполагает, что матери пишут о нём много плохого, и пытается успокоить её.
  3. Четвёртая строфа – кульминационная. В ней лирический герой делает признание маме в своих многочисленных грехах. Он уверен в её прощении.
  4. Последующие строфы демонстрируют нежные чувства поэта к матери, передают нам его детские воспоминания.
  5. Девятая (последняя) строфа является развязкой. В ней поэт подводит итог всей своей исповеди.

Образы и символы

В произведении представлено несколько ключевых для понимания его смысла образов:

  • образ лирического героя – это преданный сын своей матери и своей родине. Героя измотала жизнь на чужбине. Для него дом является чем-то возвышенным, святым. Герой с трепетом рассказывает о родном селе, мечтая вернуться в свой «низенький дом». Судьбы самого Есенина и его героя совпадают, существуя в едином мире;
  • образ матери аналогичен образу дома: влечёт поэта к себе своей невероятной притягательностью. Мама, словно добрая волшебница, охраняет самые светлые стороны души поэта. Она способна помочь сыну даже на расстоянии. Мысли о маме оживляют душу поэта, настраивая на ностальгические эмоции. Образ матери ассоциируется с образом Родины, которую поэт бережёт и любит;
  • образ дороги является символичным: по дороге должен вот-вот приехать лирический герой. Дорога ассоциируется с возвращением домой блудного сына;
  • образ дома – символ безмятежности и безопасности. В родном доме поэт может отключиться от городской суеты, выспаться;
  • образ «пропойцы» опровергается поэтом, как свой собственный. Герой хочет оправдаться перед матерью, желающей видеть своего сына достойным человеком;
  • образ шушуна символизирует одиночество и заброшенность. Поэт описывает его невероятно старым и ветхим. В этом образе передан трагизм положения матери.

Темы и настроение

Ключевая тема стихотворения – разочарование в себе, в своей жизни. Это сильное желание очиститься душой перед самым близким человеком на земле – матерью. Ведь только она одна сможет всё понять и простить своему ребёнку, каким бы он ни был. Произведение проникнуто нотами грусти по матери, отчему дому и сожалением о неправильной городской жизни.

Основная идея

Основная идея, которую доносит до нас поэт – необходимость заботы и памяти о родителях, их чувствах. Человек не имеет права забывать о матери: она постоянно тревожится за своих детей. Автор умоляет свою маму не переживать за него и не рисовать в голове страшных картин. Есенин желает вселить надежду не только в мать, но и себя, что всё будет хорошо.

Средства выразительности

Есенин виртуозно использует разнообразные средства выразительности:

  • метафоры – «струится свет»;
  • эпитеты – «тягостная», «горький», «несказанный»;
  • инверсии – «низенький наш дом», «тоски мятежной»;
  • просторечия – «шибко», «саданул».

Источник статьи: http://spadilo.ru/proizvedeniya/pismo-materi/

Сергей Есенин — Молитва матери: Стих

На краю деревни старая избушка,
Там перед иконой молится старушка.

Молитва старушки сына поминает,
Сын в краю далеком родину спасает.

Молится старушка, утирает слезы,
А в глазах усталых расцветают грезы.

Видит она поле, поле перед боем,
Где лежит убитым сын ее героем.

На груди широкой брызжет кровь, что пламя,
А в руках застывших вражеское знамя.

И от счастья с горем вся она застыла,
Голову седую на руки склонила.

И закрыли брови редкие сединки,
А из глаз, как бисер, сыплются слезинки.

Анализ стихотворения «Молитва матери» Есенина

Сергей Александрович Есенин в своем творчестве с юности обращался к образам семьи, родных и близких людей. Уехав из родительского дома в 17 лет, в стихотворении «Молитва матери» он создает собирательный образ матери, горюющей по сыну-солдату.

Стихотворение написано в 1914 году. Его автору исполнилось 19 лет, уже 2 года он в Москве, учится, работает, начинает публиковаться. Он влюблен в Анну Изряднову, молодые ждут рождения своего первенца. По жанру — лирическое стихотворение, по размеру — хорей со смежной рифмой, состоит из 7 двустиший. Рифмы открытые и закрытые. Стихотворение по интонации напоминает печальную народную песню, плач. Старенькая мать молится перед иконой Богу о сохранении невредимым сына. Некоторый диссонанс возникает на строке: в глазах расцветают грезы. Дальнейший текст больше похож на кошмар любой матери, чем мечту, грезу. Объяснение этому есть: ей грезится, что сын ее вырос в настоящего заступника родной земли, что погиб он в честном бою, положив множество супостатов вкруг себя, что незнакомые люди вспомнят его со слезами благодарности. Уж сынок не подведет, сдюжит. И при этих мыслях стынет она вся от горя и счастья (гордости за сына), только страшно немного ей — как теперь одной свой век доживать. Опускает она голову на руки, седые волосы падают на лицо.

Эпитеты: глазах усталых, руках застывших. Уменьшительные суффиксы: избушка, старушка, сединки, слезинки. Сравнения: кровь, что пламя, слезинки, как бисер. Стихотворение глагольно: поминает, утирает, видит, где лежит. Повтор «поле» подчеркивает, что поле — не мирное, для пахоты, а кровавое, для битвы. Сам мотив видения также широко распространен в устном народном творчестве.

Тема стихотворения навеяна начавшейся Первой Мировой войной. Поэт сознательно лишил свое произведение примет времени, и образ воина, и образ матери — собирательные, вековечные на Руси. Впрочем, кое-что можно выяснить: мать молится в русской деревеньке, сын же где-то в «краю далеком». Действительно, основные сражения этой войны для русской армии в 1914 году проходили в Германии и Польше. Захват вражеского знамени — символ совершенного подвига. Интересна параллель с реальностью: родившийся в 1914 году сын поэта Юрий был арестован во время службы в армии, затем расстрелян. Его одинокая мать умерла, так и не узнав правду о судьбе сына.

Ранняя поэзия С. Есенина глубоко пронизана фольклорным началом. Вечные темы войны и горя он поднимает в своем стихотворении «Молитва матери».

Источник статьи: http://rustih.ru/sergej-esenin-molitva-materi/

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • публицистика (2229)
  • идеология (1223)
  • политические деятели (1703)
  • предательство и предатели (1498)
  • «заклятые друзья» (501)
  • лабиринты истории (487)
  • актеры и актрисы голливуда (390)
  • героизм (203)
  • культура (181)
  • революция в россии (123)
  • революционные деятели (33)
  • гражданская война (23)
  • анархизм (9)
  • загадки истории (83)
  • донбасс (71)
  • телевидение (27)
  • сказки (7)
  • в гостях у муслима магомаева (4)
  • великая отечественная (840)
  • герои (173)
  • партизаны и партизанская война (5)
  • великие композиторы (173)
  • великие певцы (78)
  • великие писатели и поэты россии (603)
  • великие художники (513)
  • города и страны (1320)
  • декабристы (45)
  • дети (332)
  • доброта (72)
  • драматурги (19)
  • древняя русь (156)
  • жзл (183)
  • живопись (1348)
  • портреты (234)
  • акварели (113)
  • картины и иллюстрации (92)
  • история картин (89)
  • живопись и поэзия (88)
  • иллюстрации (84)
  • история создания картин (170)
  • картины великих художников (398)
  • животные (562)
  • забытые имена (553)
  • зарубежные актеры кино (189)
  • зарубежные актрисы кино (277)
  • зарубежные писатели и поэты (300)
  • звезды из прошлого (1571)
  • звезды сцены (972)
  • знаменитости (2523)
  • известные личности (2205)
  • интервью (267)
  • интересно (337)
  • интересные истории (1587)
  • интересные факты (10054)
  • искусство (258)
  • истории (1668)
  • истории любви (992)
  • истории создания фильма (43)
  • история монархов (622)
  • история песни (46)
  • история Европы (489)
  • история Крыма (74)
  • история России (2743)
  • либералы и оппозия (523)
  • «творческая интеллигенция» (265)
  • экономика (175)
  • история СССР (1423)
  • катастрофы (128)
  • киноактеры и киноактрисы (575)
  • кинозал (156)
  • композиторы (189)
  • котики и кошечки с котятами (959)
  • котоматрицы (337)
  • кошки в живописи (64)
  • кошки и фото (71)
  • кошки и юмор (291)
  • кумиры (854)
  • звезды голливуда (180)
  • любовь (204)
  • ЛЮДИ И СУДЬБЫ (5699)
  • мир балета (177)
  • история создания балета (6)
  • мир кино (3328)
  • интервью с актерами (65)
  • прототипы героев фильмов (56)
  • история создания фильма (551)
  • музыка из кинофильмов (133)
  • мультфильмы (100)
  • размышления о фильме (258)
  • рецензия на фильм (27)
  • экранизации (80)
  • мир театра (509)
  • мир цирка (33)
  • мифология (125)
  • мои рамочки (19)
  • мудрость (270)
  • музыка (1569)
  • авторы (365)
  • исполнители (335)
  • барды (50)
  • история создания опер (23)
  • джазовая музыка (49)
  • дирижеры (7)
  • история песни (278)
  • история создания (127)
  • классическая музыка (200)
  • поп-музыка (102)
  • ретро-музыка (572)
  • романсы (409)
  • танцевальная музыка (176)
  • образование (116)
  • отечественные актеры кино (856)
  • отечественные актрисы кино (606)
  • певицы (221)
  • певцы (273)
  • певцы и певицы бельканто (36)
  • политика (2365)
  • поэзия (377)
  • праздники (178)
  • притчи. (9)
  • психология (1603)
  • Пушкиниана (244)
  • режиссеры (304)
  • религия (149)
  • русские писатели (141)
  • русские поэты (155)
  • русский язык (88)
  • грамматика (27)
  • садальский (146)
  • сатира (109)
  • сатирики (109)
  • собаки (129)
  • советские писатели (147)
  • советские поэты (144)
  • спорт (46)
  • СССР (65)
  • схемки (83)
  • танцовщицы (91)
  • танцоры (52)
  • танцы. танцевальные номера (54)
  • театр. театральные актеры и актрисы (460)
  • Украина (377)
  • фигурное катание (1)
  • фото (472)
  • художественная литература (442)
  • прототипы героев книг (39)
  • русские писатели (29)
  • русские поэты (38)
  • художники (557)
  • цветы (30)
  • цитаты (391)
  • афоризмы (82)
  • крылатые фразы (101)
  • чтобы помнили (1412)
  • актеры (99)
  • актрисы (69)
  • театральные актеры (47)
  • юбилеи и дни рождения (542)
  • юмор (637)
  • юмор в живописи (9)
  • юмористы (50)

Фотоальбом

Метки

Цитатник

Есть в Женщине и тайна, и загадка, И смуглая янтарная луна. Sir Francis Grant.

Дельфина Станиславовна Потоцкая (Delfina Potocka), урожденная Комар Дельфина Потоцкая , урож.

Владимир Меньшов — учитель жизни Владимира Меньшова не стало. Талантливейшего актёра и режиссёра.

«Умер режиссер Владимир Меньшов» Умер советский и российский кинорежиссер, народный артист РС.

Моя Польша родная, ужели родная ты мне. Wladyslaw Chmielinski DER WARSCHAUER S.

Видео

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

ИСТОРИЯ РОМАНСА НА СЛОВА СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА «ПИСЬМО МАТЕРИ»

«Письмо матери»

Лет двадцать – двадцать пять назад свое второе рождение пережила песня Василия Липатова на стихи Сергея Есенина «Письмо матери».

Стихотворение это было написано поэтом в 1924 году, в смутное и тяжкое для Есенина время, когда тоскующей мыслью и памятью он все чаще и чаще обращался к родному дому.

Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне.
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.

Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.

«Милая, добрая, старая, нежная…» А ведь, по собственному признанию Есенина, он «рос под призором бабки и деда». Мать не поладила со свекровью; отец Александр Никитич кинул семью; мать Татьяна Федоровна ушла на заработки в город… И все равно для поэта все лучшее, что было связано с детством, с открытием Родины, навсегда неразлучно стало с сердечной думой о матери.

«Ты одна мне несказанный свет»… Этот согревающий душу свет наполняет строки поэта в разные годы его жизни.

Есенину – семнадцать.

Матушка в купальницу по лесу ходила,
Босая, с подтыками, по росе бродила.

Травы ворожбиные ноги ей кололи,
Плакала родимая в купырях от боли.

Не дознамо печени судорга схватила,
Охнула кормилица, тут и породила.

Родился я с песнями в травном одеяле,
Зори меня вешние в радугу свивали.

Сергею Есенину – двадцать один…

В Петрограде произошла февральская революция. И в первом же поэтическом отклике на революцию Есенин снова вспоминает святое имя матери:

Разбуди меня завтра рано,
О моя терпеливая мать!
Я пойду за дорожным курганом
Дорогого гостя встречать.

Путаная кочевая жизнь уводила поэта далеко-далеко от низенького деревянного дома в родном селе Константинове на Рязанщине. А он все искал опоры в материнском сострадании и сочувствии.

Есть у Есенина стихотворение – тоже, как и «Письмо матери», помеченное 1924 годом, — но это «Письмо от матери». В нем поэт переложил на стихи подлинные жалобы и страхи своей матери:

«Стара я стала
И совсем плоха,
Но если б дома
Был ты изначала,
То у меня
Была б теперь сноха
И на ноге
Внучонка я б качала.

Но ты детей
По свету растерял,
Свою жену
Легко отдал другому,
И без семьи, без дружбы,
Без причал
Ты с головой
Ушел в кабацкий омут…»

Я комкаю письмо,
Я погружаюсь в жуть.
Ужель нет выхода
В моем пути заветном?
Но все, что думаю,
Я после расскажу.
Я расскажу
В письме ответном…

И сын ответил матери – стихами, которые так и назвал «Ответ». Он был напечатан в декабре 1924 года.

А «Письмо матери» увидело свет раньше – весной того же года. Так неотступно преследовало Есенина желание оправдаться перед матерью, все объяснить, чтоб поняла и простила.

Сергей Есенин наезжал в родной дом. Сохранилась фотография 1925 года – последнего года жизни поэта: у самовара сидят Сергей Александрович с матерью Татьяной Федоровной. Она – в платке по-деревенски, слушает, подперев рукой голову, как сын ей читает. Уж не это ли?

Все мы бездомники, много ли нужно нам.
То, что далось мне, про то и пою.
Вот я опять за родительским ужином,
Снова я вижу старушку мою.

Смотрит, а очи слезятся, слезятся,
Тихо, безмолвно, как будто без мук.
Хочет за чайную чашку взяться –
Чайная чашка скользит из рук.

Милая, добрая, старая, нежная,
С думами грустными ты не дружись,
Слушай – под эту гармонику снежную
Я расскажу про свою тебе жизнь.

Много я видел, и много я странствовал,
Много любил я и много страдал,
И оттого хулиганил и пьянствовал,
Что лучше тебя никого не видал…

Татьяна Федоровна пережила своего сына на тридцать лет. С фотографии 1946 года на нас смотрит красивая старая женщина – сын унаследовал красоту от нее. В ее глазах – мудрость и печаль. В них все тот же «несказанный свет». Рука подпирает голову в крестьянском платке. Как на том снимке, где сын читает ей стихи.

Кто же положил на музыку «Письмо матери»?

В те годы, когда поэт навещал Константиново, неподалеку жил и работал в деревенском клубе Василий Липатов. Был он красный командир, в гражданскую войну командовал кавалерийским взводом, а теперь собирался на ученье в Петроград, решив стать музыкантом.

В Петроградской консерватории его заметил ректор Александр Константинович Глазунов. Липатов учился игре на фортепиано и композиции. Вскоре он был уже хорошим пианистом.

Случай сделал его знаменитым композитором. Прочитав «Письмо матери», Липатов за один день сочинил песню. Она распространилась с невероятной быстротой: без радио через несколько дней ее уже знали и в Москве, и в Рязани.

Слышал ее и сам Есенин. Его сестра Александра вспоминала, как вечерами гуляли они с братом вдоль Оки и пели «Письмо матери».

Одобрил песню и Глазунов. «Я бы мог подписаться под этой мелодией», — сказал маститый композитор.

Однако судьба и песни, и автора музыки сложилась нелегко. В.П. Соловьев-Седой вспоминал: «Письмо матери» подхватили десятки, сотни, тысячи исполнителей и ансамблей. В короткий срок она облетела все города и веси, и не было в нашей стране такого концерта, такого ресторана, бара, кафе, такой «пивнушки», где не исполнялась бы песня Липатова. В один прекрасный день Василий Николаевич Липатов стал знаменит, популярен, любим… В начале 30-х годов, когда усилилась борьба с упадочными настроениями среди молодежи, «Письмо матери» практически не исполнялось. Липатов это тяжело переживал… Все, что он делал потом, было вымучено и бескрыло. А «Письмо матери» стали забывать…

Он пил, мало работал, не хотел лечиться. Так он и ушел от нас, рано состарившийся, больной, мнительно-гордый. Он не сумел оправиться от своего единственного успеха…»

Но и одной-единственной песни – «Письмо матери» на стихи Есенина – оказалось достаточно, чтобы имя Василия Николаевича Липатова не было забыто.

Источник: форум Олега Погудина

Процитировано 1 раз
Понравилось: 4 пользователям

Источник статьи: http://www.liveinternet.ru/users/komrik/post375087439/