Меню

Молитва монахов за весь мир

Когда весь мир спит или грешит — на Афоне молятся

Литургия на Афоне совершается именно ночью. В это время молитва афонских монахов удерживает человечество от самого плохого, что может случиться, уверен епископ Климент (Вечеря).

– Владыко, сколько раз Вы были на Афоне?

– На Афоне я был уже 5-й раз, и все время он открывается по-особому. Святая Гора является своеобразной духовной реанимацией для тех людей, которые живут в суете современной цивилизации и в вихре всех сложностей современности. Афон – это место, где совершенно иная реальность, где все направлено на самую главную цель – достижение блаженной вечности и жизни с Богом. Поэтому, каждый раз ступая на землю Афона, есть надежда, что это паломничество станет особым Рубиконом и позволит по возвращении положить начало новой жизни, совершить новый этап в своем духовном развитии.

– Предыдущие разы получалось хоть на какое-то время сохранить это состояние?

– Сложно об этом судить, но есть такой термин «сохранить Афон». Под ним подразумевается необходимость после паломничества на Святую Гору как можно дольше сохранить в себе духовный покой и молитвенное настроение, которые приобретает каждый человек, пребывающий на Афоне. Молитвенное настроение можно снискать во время продолжительных богослужений в афонских монастырях, прибеседахс благодатными старцами, которые всегда говорят о необходимости молитвы и борьбы с грехом.

– В этот раз Вам удалось со старцами пообщаться?

– Эту поездку я посвятил подготовке к грядущему юбилею, празднованию 1000-летию древнерусского монашества на Святой Горе. Поэтому в первую очередь я посещал те места на Афоне, которые связаны с историей монахов, приехавших туда с Руси и с Украины: Русский Пантелеимонов монастырь, его скиты, скиты других славянских монастырей, приютившихнаших древних соотечественников. Пантелеимонов монастырь имеет неоценимое сокровище в лице старца-игумена, схиархимандрита Иеремии. Ему уже пошел 101-й год. Он является свидетельством того, что вера побеждает все немощи и слабую человеческую природу. Говорят, что ему даже больше, чем 101 год.

Несмотря на свой преклонный возраст, схиархимандрит каждый день посещает богослужения, вместе с братией приходит на все монастырские трапезы, мероприятия и раз в 2 недели вместе со своим помощником ездит на своей машине в Салоники, чтобы закупить нужное для монастыря. Вот когда смотришь на такого человека, то понимаешь, что любые немощи – когда мне плохо, когда нет настроения, когда я болею – не могут сравниться с тем подвигом, который более 100 лет несет схиархимандрит Иеремия.

– Что-то было сказано об Украине в этот раз, слова поддержки? Мы знаем, что на Афоне молятся о нас.

– На Афоне в Пантелеимоновом монастыре проживает очень много выходцев из Украины. Это отец-игумен, приехавший на Афон из Свято-Успенского Одесского монастыря. Духовник этого монастыря – отец Макарий, родом из Черниговской области. Много и другой братии, которые прибыли из других регионов Украины. Все они искренне переживают о случившемся на земной родине. На каждом богослужении совершается особая молитва об Украине, об Украинской Православной Церкви, об украинском православном народе. Эта молитва возносится со слезами на глазах, с искренней верой, что только Господь и Покров Божией Матери могут принести украинской земле мир и прекращение всех тех нестроений, которые ее постигли.

В этом году я уже второй раз посещаю Афон и, когда слышу молитвы об Украине или сам произношу их во время ночного богослужения, искренне верю, что они не дают возможности скатиться в еще больший хаос и в политические противостояния, а способствуют укреплению надежды на мир и прекращению войны.

– Есть ли афонские пророчества о будущем Украины, мира?

– Я с осторожностью отношусь ко всем пророчествам и приезжаю на Афон для того, чтобы самому помолиться и попросить молитв у других. Верю, что молитва афонских старцев сотворит чудо. Если нас сегодня постигли огненные испытания, то в этом необходимо увидеть определенный Промысел Божий и надеяться на то, что нашими молитвами и нашим покаянием мы сможем вновь прийти в умиротворение и преодолеть все искушения.

– Любой человек, живущий на земле, в разных проявлениях ищет одно –любовь. Можно ли сказать, что на Афоне любовь ощущается и живет во всей своей полноте?

– Люди, которые отреклись от мира и уехали в свое время на Святую Гору, посвятили себя исполнению Божьих заповедей. Известно, что первая и наибольшая Заповедь говорит нам о любви к Богу и о любви к ближнему. Все устройство жизни на Афоне, организация быта монахов направлены на исполнение заповеди о любви к Богу и ближнему. Например, продолжительные богослужения, которые не только утомляют, но и впечатляют всех приезжающих на Афон, в первую очередь вдохновлены любовью к Богу. Они являются свидетельством того, что для афонских монахов молитва и общение с Богом – самое сладостное деланье. В то же время эти богослужения сопряжены с молитвой о мире всего мира, о святых Божьих Церквях, о народе не только Греции, но и тех стран, которые являются родиной монахов, прибывших на Святую Гору. Во время этой молитвы проявляется любовь афонских монахов к людям, находящимся за пределами Афона и, возможно, еще не познавшим истину, терзаемым от неведения истинного пути и жизни без Бога. Молитва афонских монахов простирается далеко и охватывает собой весь мир.

Читайте также:  Molitva bozhe day mne dushevniy pokoy

Афонские монахи молятся на протяжении всего дня, но Литургия совершается именно ночью, когда весь мир спит или грешит. В это время молитва афонских монахов удерживает человечество от самого плохого, что может случиться.

– Очень часто паломники из Украины, России стремятся посетить как можно больше монастырей и скитов Афона и много времени уделяют экзотике греческих монастырей. Как и где Вы проводите время на Афоне?

– Все монастыри и скиты на Афоне прекрасны и отличаются своим Уставом и богослужением. На мой взгляд, самой главной ценностью на Афоне на протяжении тысячелетней истории является Свято-Пантелеимонов монастырь, в своих стенах принимавший и принимающий наших соотечественников. Этот монастырь является тем духовным источником, который на протяжении тысячелетней истории вдохновлял людей нашей родины, находящихся в духовном поиске. Для меня всегда очень важно быть в Пантелеимоновом монастыре и молиться на церковнославянском языке вместе со своими земляками, друзьями о своей родине. Все монастыри в Греции и на Афоне подчиняются Константинопольскому Патриарху. За богослужением даже монастыри, которые связаны с Сербией, Болгарией, Румынией, Кипром, поминают имя только Константинопольского Патриарха. Русский Пантелеимонов монастырь особый. Там есть традиция вместе с Константинопольским Патриархом за богослужением поминать Патриарха Московского и всея Руси. Когда приезжают архиереи из Украины, всегда поминают имя Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины. Поэтому для меня очень важно не рассеиваться путешествиями по Святой Горе, а сосредоточиться в самом главном для нас месте – Свято-Пантелеимоновом монастыре, чтобы там помолиться возле его святынь на церковнославянском языке вместе со своими соотечественниками о нашей родине.

– Есть ли особые, что ли, сокровенные места на Афоне?

– Особым местом на Афоне является скит Пресвятой Богородицы, который называется Ксилургу. Его история, согласно недавно найденным документам, уже имеет более чем тысячелетний период. В следующем году будет особое празднование – 1000-летие славянского присутствия на Святой Горе. Переступая порог скита Ксилургу, я ощущал особый трепет, потому что именно туда почти 1000 лет назад, будучи еще совсем юным, приехал будущий подвижник преподобный Антоний Киево-Печерский. Скорее всего,именно там он принимал монашеский постриг, отрекался от мира и давал обеты, которые были для него ориентиром на всю последующую жизнь. Именно там преподобный Антоний постигал азы духовной жизни, затем их принес по благословению афонских старцев в Киев и всю Киевскую Русь. По его уставу и примеру были основаны первые монастыри на Руси. Скит Ксилургу назван в честь Успения Божией Матери. Преподобный Антоний, устраивая свой монастырь в Киеве, по примеру скита Ксилургу посвятил его Божией Матери.

Интересно, что сами афониты свидетельствуют о древности этого скита и в афонских монастырях есть определенная иерархия и субординация. Первая в этой субординации – Лавра святого Афанасия, монастырь Ватопед, монастырь Хиландар и другие монастыри. Всего 20.

Среди скитов Афона тоже есть определенная субординация иерархия. Может, субординация здесь не так ярко выражена, как в монастырях, но для всех очевидный факт, что русский скит Ксилургу является самым древним скитом на Афоне. Само слово «Ксилургу» обозначает древо дел. Скорее всего, русские монахи, которые пребывали на Святую Гору, по своему обычаю и по своему умению строили храмы и келии не из камня, как это принято в Греции, а из дерева. Поэтому и название скита связано с древоделанием. В каждом монастыре на Афоне есть ксилургу, то есть столярная мастерская. Испокон веков на Афоне среди греческих монахов сохранилось в русской фонетике название этого скита «Богородица». Греки почему-то не могут произнести первый звук этого слова, и получается: «ВОгородица». Именно так среди греков называется скит Ксилургу, и это еще свидетельствует о том, что этот скит имеет очень древнюю историю, которая абсолютно неоспорима среди многочисленных афонских историй, бытующих на Святой Горе.

Если попросить таксиста отвезти вас в скит Ксилургу, он не поймет, о чем речь. Если скажете – к Богородице, то все знают.

Подобная история и со скитом Пантелеимонова монастыря, который находится практически у начала Афона. Греки называют его скитом Крумница. В этом скиту находится хозяйственная территория Пантелеимонова монастыря. Там издавна выращивают оливки, виноград, что позволяет монастырюразвиваться, обеспечивать себя, а издержки продавать. Русские монахи любезно называли этот скит кормилицей, потому что именно он давал продукты питания. Греки не могли произнести подряд так много гласных в этом слове и вместо «кормилица» стали называть скит «крумницей». Так он и оформлен в официальных документах.

С епископом Климентом (Вечерей)
беседовала Наталья Горошкова

Источник статьи: http://pravoslavie.ru/88290.html

“Мы должны молиться за всех людей”

1
Спасение мира по учению старца Силуана

“Любите все создание Божие”, — говорит старец Зосима в “Братьях Карамазовых” Тварный мир образует неделимое целое, и, как следствие этого, спасение каждого конкретного человека неразрывно связано со спасением всего человечества и, более того, всей вселенной в целом. Нужно понимать в наиболее широком смысле утверждение апостола Павла, что мы члены друг другу (Еф 4:25). Мы, человеческие существа, не только зависим друг от друга, но и связаны кровными узами с животными, деревьями, растениями, камнями, землей, воздухом и водой. Мы живем в них, и они живут в нас.

Всеобщее заступничество

Преподобный Силуан Афонский говорит именно об этом все­ленском единстве: “Своим избранникам Господь дает столь великую благодать, что они любовью обнимают всю землю, весь мир” (с. 153) 2 .

Читайте также:  Kalendar molitv ikonam bozhey materi

В первую очередь старец Силуан твердо убежден, что Бог призывает каждого человека ко спасению. Затем перед ним складывается картина “всецелого Адама” с идеей, на которой он настаивает: мой ближний — это я сам. Наконец, он уверен, что в Божественный замысел входит спасение и преображение не только людей, но и всего мира.

Как пишет отец Софроний, одной из характеристик старца Силуана было то, что он молился за умерших, томящихся в аду, в удалении от Бога (см. с. 23).

Это всеобщее заступничество, о котором проповедует преподобный Силуан, нельзя назвать ни сентиментальным, ни утопическим. Напротив, оно основывается на очень ясном библейском изречении: [Бог] хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим 2:4). Это самое место арминиане в XVII веке предъявляли кальвинистам в качестве опровержения учения последних о двойном предопределении 3 ; этот текст вдохновлял на проникновенную проповедь миссионера XVIII века Джона Уэсли 4 ; наконец, это постоянно держат в уме афониты XX века. Итак, преподобный Силуан говорит: “Желает душа моя, чтобы вся вселенная спаслась Любовь Божия всем хочет спастись ” (с. 117, 138).

По словам старца, это горячее желание спасения всей вселенной вдохновлено на высшем уровне Божией Матерью, Приснодевой Марией (см. с. 152)

Преподобный Силуан верит, что Бог всячески желает всеобщего спасения, спасения человеческого рода. Эта вера собрана в четырех кратких предписаниях: любите всех людей, молитесь за всех людей, плачьте за всех людей, кайтесь за всех людей.

Любите всех людей

Когда, еще в бытность его молодым монахом, преподобному во время вечерни в часовне Святого Пророка Илии было видение Христа, душа Силуана наполнилась новым сладостным чувством “любви к Богу и к людям, ко всякому человеку” (с. 17). Эту любовь ко всем он и пронес через всю жизнь. “Любовь не терпит, чтобы погибла хотя бы одна душа” (с. 118), — написал он много лет спустя. Для него было ясно, что такая любовь в особенности присуща святым, однако такой степени святости преподобный Силуан, скажем попутно, никогда не дерзал достичь (см. с. 165)

К этой горячей любви — такой, как понимал ее старец — причастны живые, умершие и еще не рожденные (см. с. 47) Это возможно, ибо любовь, пребывающая в их сердцах, есть не что иное, как любовь Самого Бога, а любовь Божия при­сут­ствует везде, даже в аду (см. с. 50, 61)

Молитесь за всех людей

Любовь и молитва неразрывно связаны; если мы должны любить всех людей, то это означает, что мы должны и молиться за них. Вот что говорит старец: “…Буду молиться за весь род человеческий, дабы все люди обратились ко Господу и успокоились в Нем” (с. 138)

В таком ходатайстве за весь мир старец видит собственное призвание и характеристику монаха вообще: “Монах — молитвенник за весь мир; он плачет за весь мир; и в этом его главное дело” (с. 169). В непрестанной молитве монаха и заключается его служение всему миру

Молясь таким образом за мир, монах помогает не только Церкви и обществу в целом, но и себе самому. Здесь старец описывает свой собственный опыт, полученный им, когда он был монастырским экономом (см. с. 173)

Преподобный Силуан различает два этапа в отношениях между монахом и миром. Вначале, непрестанно молясь, монах углубляется в себя. Затворившись от мира, он мало-помалу освобождается от зрительных образов и рассудочного мышления. А освободившись от образов, он приобретает бесстрастие сердца.

Вот тогда-то и наступает второй этап. В глубине сердца монах ощущает свое единство со всем творением. Таким образом, бегство от мира завершается для монаха не отказом от мира, но его утверждением. Отец Софроний говорит: “В своем устремлении к Богу он «ненавидит» мир и всецело уходит в глубину своего сердца. И когда действительно войдет туда, чтобы сотворить там брань с сатаною, чтобы очистить сердце свое от всякой греховной страсти, тогда в том же сердце своем, в глубине его, он встречается с Богом и в Боге начинает видеть себя неразрывно связанным со всем бытием мира, и нет тогда для него ничего чужого, постороннего” (с. 101–102).

Оплакивайте всех людей

Настоящая молитва многого стоит. Заступничество требует внутреннего мученичества, добровольного принятия страданий. Как замечает преподобный Силуан, “молиться за людей — это кровь проливать А мы знаем, что кто больше любит, тот больше и страдает” (с. 103, 142). И речь здесь не идет о том, чтобы прочитывать списки имен, но от нас требуется ходатайство со скорбными слезами. “Молиться за всех людей” означает “плакать за всех людей”: “Сердце мое болит за весь мир, и молюсь, и слезы проливаю за весь мир, чтобы все покаялись” (с. 143; см. также с. 154–155, 159).

Кайтесь за всех людей

Преподобному Силуану хотелось бы, чтобы мы пошли еще дальше по пути аскетизма. Нас просят не только плакать за всех людей, но и каяться за них. Эта мысль близка изречению апостола Павла: Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов (Гал 6:2).

Как замечает отец Софроний, с чисто юридической точки зрения понятие “каяться за другого”, то есть покаяние, при котором вина перекладывается с одного человека на другого, не имеет смысла; это просто-напросто несправедливо. Но любовь Христова не ограничивается юридическими нормами. “Но иное говорит дух любви Христовой. По духу этой любви разделение ответственности за вину того, кого любим, и даже несение всей полноты ее не только не чуждо, но и до конца естественно. Больше того, в этом несении чужой вины выявляется подлинность любви и достигается ее самоосознание” (с. 52).

Читайте также:  Молитвы намазы в месяц рамадан

Адам “пал” именно из-за того, что он отказался признать свою причастность вине Евы. “Адам отрекался от ответственности, возлагая вину на Еву и Бога, давшего ему эту жизнь, и тем разбил единство Человека И нужно думать, что если бы он не оправдывался, но взял бы на себя ответственность за их общий грех, то иными были бы судьбы мира” (с. 52), — говорит отец Софроний. И когда мы в свою очередь отказываемся каяться за других, то тем самым повторяем адамов грех, обращая его падение в свое.

Богословие “всего Адама”

Желание спасения всех людей еще в более остром виде выражалось у преподобного Силуана в учении, которое можно назвать “весь Адам” Для старца Адам — “отец наш” (с. 186), “отец вселенной” (с. 185). Следуя за апостолом Павлом (см. 1 Кор 15:22,45), преподобный рассматривает Адама, первого сотворенного человека, как единого главу всего человеческого рода, заключающего в себе все человечество в целом

Это единение с Адамом и сведение к нему всех людей делает последних “единосущими” и “онтологической общностью” (см. с. 53, 95), как уточняет отец Софроний. Эта онтологическая общность — не просто абстрактная и теоретическая, но характерная и актуальная. Цитируя еще раз отца Софрония, “весь Адам не есть абстракция, а самая конкретная полнота человеческого бытия” (с. 97)

Из-за нашего единства во “всем Адаме”, пишет отец Софроний (см. с. 52), мы все разделяем ошибку Адама. Но это не означает, что отец Софроний или преподобный Силуан обращаются к августиновскому учению о первородном грехе, полностью его переработав. Это лишь означает, что мы, соединенные как члены одной и той же семьи, “за всех и за вся виноваты”, как говорит старец Зосима из “Братьев Карамазовых”

Исходя из этого богословия “всего Адама”, старец так объясняет наставление Христа люби ближнего твоего, как самого себя (Мф 19:19): я должен любить своего ближнего как самого себя потому, что — в силу того, что единство всего человечества заключено в “нашем отце Адаме” — мой ближний есть я сам (см. с. 147) Для молящегося, пишет отец Софроний, “бы­тие всего человечества не есть нечто чуждое, постороннее, но неотделимо связано и с его личным бытием Чрез любовь Христову все люди воспринимаются как неотъемлемая часть нашего личного вечного бытия” (с. 22).

“Каждый святой — явление космического характера”

Грех и спасение затрагивают не только человечество, но и порядок тварного мира. С падением Адама пало и все творение, и точно так же спасение человека полагает начало спасению всего мира. Как пишет отец Софроний, “каждый святой есть явление космического характера” (с. 98). Мы спасаемся не от мира, но вместе с миром

Спасение Пасхи со сферы человеческой переносится на всю природу, животных, деревья, склоны и долины, солнце и луну, на все сотворенное.

Старец Силуан, верный этой идее всеобщности искупительного дела Христа, считает, что наше личное спасение всецело связано со спасением всего мира. Повеление “любить всех людей” указывает, что мы должны любить все творение — прежде всего людей, но также животных, растения и каждую из составляющих частей природы “Дух Божий учит душу любить все живое, так что и зеленого листа на дереве она не хочет повредить, и цветка полевого не хочет потоптать. Так дух Божий научает любви ко всем, и душа сострадает всякому существу” (с. 192–193).

Это вселенское сострадание, это чувство человеческой ответственности за все творение делает старца Силуана святым действительно нашего времени, “экологическим” святым.

Перевод с французского Ю. Казачкова

  1. Ev˜que Kallistos (Ware). “Nous devons prier pour tous les hommes”. Le salut du monde selon saint Silouane. Фрагменты доклада епископа Каллиста на третьем заседании Ассоциации Святого Силуана Афонского (Институт Преподобного Сергия Радонежского в Париже, 28 сентября 1996 г.), опубликованные отдельным выпуском православной пресс-службой (SOP), вып. 212, ноябрь 1996 г. Епископ Диоклийский Каллист (Уэр), викарий епархии Вселенского Патриархата в Великобритании, преподает православное богословие в Оксфордском университете. Автор ряда работ по Православию. ↩
  2. Здесь и далее страницы указаны по изданию: Архимандрит Софроний (Сахаров). Старец Силуан. — Эссекс. Монастырь святого Иоанна Предтечи, 1990. Перевод. Ю. А. Казачков, 1998 ↩
  3. Согласно кальвинистскому учению о двойном, или абсолютном предопределении, Бог еще до сотворения мира предназначил одних людей ко спасению, других — к погибели, что отрицает свободу воли человека при определении его участи. Арминиане, или ремонстранты — течение в кальвинизме, отрицающее учение о предопределении (по имени голландца Якоба Арминия, 1560–1609). Православие признает предопределение ко спасению (Рим 8:29–31; Еф 1:5–11), но не к осуждению. — Ред. ↩
  4. Уэсли Джон (1703–1791) — основатель методизма; в значительной мере под его влиянием большинство протестантских деноминаций отказалось от учения об абсолютном предопределении. — Ред. ↩

Поделитесь статьей, если она важна для других

Источник статьи: http://www.pravmir.ru/myi-dolzhnyi-molitsya-za-vseh-lyudey/