Меню

Молитвы из русских сказок

Молитвы из русских сказок

Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

Кафедра русского устного народного творчества

проект «Русский фольклор в современных записях»

РУССКИЕ ЗАГОВОРЫ И ЗАКЛИНАНИЯ

Материалы фольклорных экспедиций Московского государственного университета

Под редакцией профессора В. П. Аникина

Издательство Московского университета

Подготовка текста, классификация, вступительная статья, предметно-именной указатель и пояснения В. П. Аникина.

Сведения о месте и времени записи В. А. Ковпика.

Печатается по постановлению Редакционно-издательского совета Московского университета.

Издание осуществлено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) проект 95-04-16178.

Русские заговоры и заклинания: Материалы фольклорных экспедиций 1953 — 1993 гг. /Под ред. В.П.Аникина. — М.: Изд-во МГУ 1998. — 480 с. — (Русский фольклор в новых записях).

Издание содержит систематизированное собрание заговоров и заклинаний, записанных преимущественно на Русском Севере в последние десятилетия, и является первой книгой из серии «Русский фольклор в новых записях».

Для студентов, преподавателей университетов и всех, кто интересуется русским фольклором, магией и художественным творчеством.

©Коллектив составителей, 1998.

©Аникин В. П. Подготовка текста вступит, статья, примечания.

. . Заговоры, а с ними вся область народной магии и обрядности, оказались тою рудою, где блещет золото неподдельной поэзии.

Заговоры записаны в 1953-1993 годах.

Записи пятидесятых годов представлены в сборнике выборочно из-за неполноты «паспортных» сведений. Записи осуществили студенты, аспиранты, преподаватели и сотрудники кафедры:

Авдеева Л.В., Агапкина Т.А., Айвазян С.Г., Алпатов С.В., Анатненко Н.А., Анашкина Н.В., Андросова Е.В., Аникин В.П., Анисимова О.М., Анищенко Г.А., Апресян В.Ю., Арестова Т.А., Архипова С., Афанасьева М.В., Бабенко Л., Бабина Т., Балашова О.Б., Балыкова Г., Бартюкова И.Н., Башкеева В.В., Бездетный Г., Беззубкина Н.В., Белкина, Беляева И.А., Блинкова Л.А., Боброва Г., Богданова Е.Ю., Богомолов Н.А., Борисов Е.В., Бородин П.А., Бородько Р.Г., Бочарникова М., Братина, Браудо М., Букреева Е.А., Булавина Е.Л., Бутенко И., Бычкова Г.Н., Бычкова Е., Варганова В.В., Васькина Е.М., Вдовченко Н.В., Велинская В., Величко Ю.М., Видова О.В., Власова Г.И., Войкалович Е.В., Волканова В.Н., Волков С.В., Волковская М., Волохова Т.В., Воробьева И., Воронков А.А., Воскресенская Т., Воюшина И., Гамали О.И., Гачева А.Е., Гидаспова Н., Гинодман Е.М., Горбунова Е.А., Грибанов А., Грибовская Г.В., Григорьева Г., Гудкова И., Гужавина Н.А., Гуржий Т.Г., Гурьянова Г.И., Гусева Н.В., Гутякулова А.М., Двинянинова, Двойнишникова И.Г., Денисова Л., Добровольская В.Г., Дубенский Н.Н., Дубовик В.В., Егорова И.В., Еремина Н.В., Ермолаев М.С., Ерошкина О.А., Житкова В., Жукова И.Л., Заковоротная Л.И., Зарецкая З.Р., Захарова Н.В., Заюнчковская З.Ю., Зелинская Е.А., Землянская Н., Злобин В.Ф., Злобина Н.Ф., Золотарева М., Зорина Г.А., Иванов Б., Иванов М.О., Иванова А.А., Иванова И.В., Иванова (Тимонина) Н.Р., Иевлева В.Н., Изряднова (Ведерникова) Н., Ипатова Н.А., Исадченко Б., Исаева А.К., Кабанова Г.И., Калакуцкая Е.А., Калло Е.М., Карапаева B.C., Карпова М.Г., Карпыч Ю.Б., Карсеова М.И., Карцева Н., Каскина Ю.У., Кербелите Б.П., Кимрякова, Киндякова И., Китаева Н.В., Кищенко И.Н., Ковач А.А., Ковшова М.Л., Колпаков К.В., Кондрадова В., Кондратьева Н., Коневец Л.А., Ко- 474 невникова В., Коновалова Т.А., Копанцова Л.А., Коробова А.В., Королева Е.Е., Королькова Е.К., Кочетов В.Н., Кривенкова Г.И., Кривощапова Т.В., Круглов Ю.Г., Круня Г.И., Кручинина М.Н., Крылова Н., Крымская Н.Г., Кузин B.C., Кузьмин А.А., Кузьминская М., Кулагина А.В., Кулиева Д., Кучерская М.А., Лавренчук Н.В., Лазарева Т., Левицкая Н.Н., Либо М.В., Литвак О.Я., Литвина А.Ф., Литвиненко Е., Лобанова И.В., Лободанов А. П., Лобьщина М.В., Лукашова Т.А., Лялина Т.А., Майорова О.Е., Малашонок М., Малий Е.В., Малькова Н.Н., Мандрикова Т.Г., Мардонова А.Б., Маркова Е.Б., Маркова Н.А., Массарани А.М., Матюхина Е.А., Мельникова Е.В., Милентьева Н., Миронихина Л.Ф., Михалева И.М., Михеев А., Мурысова О.В., Мутовкина, Налепин А.Л., Негуняева М.Е., Незванкина Л., Нестерова В., Неткасова М.Ю., Нехай Л.В., Никитина А.В., Никитина С.Е., Николаева С.Ю., Николаева Т.П., Никольникова Г., Новиков Ю.А., Новлянская 3., Носков С.Ю., Носкова И., Обижаева М.Г., Овчинникова, Одинцова И., Ожегова С.С., Орлова Т., Панаева Д., Панина И.В., Панков А., Панюшкина М.В., Перепелкина Е.А., Песина Н.Л., Песков А.М., Петрова Г.Н., Петрова М.И., Петрухненко Л.Я., Пешков И., Плиско Е.Ю., Полиектова Е.Е., Полищук Е.И., Поскребьицева В., Потапова, Притулина Н., Пронина И.Б., Пушкарева О.В., Ремезова Е.А., Ригина Т.Ю., Римская-Корсакова Н.Н., Рогачевская Е.М., Рогова А.И., Рошпор Л., Русакова А.Г., Рыбакова Л.И., Рычагова Е.Ю., Рютина Т.В., Рябинина Н.А., Рябкова Н.В., Рябчикова В., Сабитова И.В., Савинский В.Г., Савушкина Н.И., Саркисян И., Сатыренко А.С., Сафонова О.Ю., Сафронова М., Сверчкова О.Н., Свиридова Н., Семендина П.Б., Сердюк С.В., Середина Н.П., Сенкевич О.П., Сиротина Т., Смирнов Ю.И., Смирнова М., Соломина М., Сорокина С.П., Степаненко В.А., Степанова Т.А., Строй А.В., Субботина С.С., Сущенцова О.Л., Теплова Г.М., Токарева Е.И., Толкачева О.Н., Топорова Т.Ю., Триус И., Тростникова Е., Трубицина Г.И., Трубчанинов Д.К., Тюнина Е.А., Уткин А.А., Ушнова М.В., Фадеева Л.В., Фалькович М. А., Федоров Б., Фляш М.М., Фомченкова С.Ю., Харина Н.Е., Харинова Л., Харитонова В.И., Хачатурян В.М., Цветкова Е., Цветкова О.В., Чапчахова Н.Ф., Чеботарева Е., Чеканова Е.Л., Черемовская О., Черкасов В.А., Чернелев В.Д., Чирухина О., Чистяков В.А., Чубасова И., Чугунов А.А., Чуприна Ю.С., Шапорова Л., Шаталова Н. С., Шатская, Шведова (Шувалова) Л. П., Шевченко Е.А., Шеина Л., Шемякина Е.П., Шендерей И.В., Шешунова С.В., Шилина М., Шмелева Т.В., Шопин, Шувалова Л.Б., Щекодина 3., Щуплова Т., Эминова А., Эпштейн М., Юдина Н.Б., Юревич С.В., Юрин Н., Юхневич М.Ю., Ярембаш Т.И.

На разных этапах работы над сборником (поиск материалов в архиве, составление «паспортных» сведений, копирование и сверка копий с записями) принимали участие: С. В. Алпатов, В. П. Аникин, Т. Г. Гуржий, Т. Б. Дианова, Н. Ф. Злобина, А. А. Иванова, В. А. Ковпик, А. В. Кулагина, Н. И. Савушкина а также: И. С. Брилёва, Ж. В. Дунаева, Ю. Л. Давыдова, Е. Ю. Живица, Н. Д. Крылова, Т. В. Кузьмук, Е. В. Татарчук, А. В. Тузиков, М. В. Ясинская и другие студенты, аспиранты и сотрудники факультета.

Подбор материалов для разделов сборника произвели:

Детские заговоры — Г. Б. Дианова,

Любовные заговоры и приговоры; Свадебные заговоры, приговоры и обереги; Семейные заговоры, молитвы и разлучные слова — Н. Ф. Злобина.

Домоводческие и хозяйственные заговоры; Промысловые заговоры-А, А. Иванова.

Лечебные заговоры — С. В. Алпатов.

Житейские и общественные обереги; Заговоры от покойника и похоронные — В. П, Аникин, А. В. Кулагина.

Заговоры в своей массе публикуются впервые. Небольшая их часть была ранее опубликована в следующих изданиях:

А. А. Ивановой: Вятский фольклор. Заговорное искусство. Котельнич, 1994 (Котельнический районный отдел культуры Кировской области. Вятский региональный центр русской культуры); Заговоры и заклинания Пинежья. Карпогоры, 1994 (Моск. гос. университет им М. В. Ломоносова, Пинежский районный отдел по культуре и искусству);

М. И. и А. М. Песковыми: Обереги и заклинания русского народа. М., «Крон-пресс», 1993;

Н. И. Савушкиной (редактор): Обрядовая поэзия Пинежья. Материалы фольклорных экспедиций МГУ в Пинежский район Архангельской области (1970-1972). М., изд-во Моск. гос. ун-та, 1980;

Ю. И. Смирновым и В. Н. Ильинской: Встану я благословясь. Лечебные и любовные заговоры, записанные в части Архангельской области. М., «Русский мир», 1992.

Источник статьи: http://www.philol.msu.ru/~folk/old/sci&pub/rzz.htm

Русская сказка

Читайте, смотрите и слушайте детские сказки

Старухина молитва

Русская народная сказка «Старухина молитва»

Что такое русская народная сказка? Это правда и вымысел, соединённый в одном сюжете. Это целый калейдоскоп ярких, запоминающихся персонажей: добрых и злых, правдивых и лживых, щедрых и жадных.

В детских сказочных повествованиях всегда всё доброе, хорошее противопоставляется злобному, негативному. Добро обязательно должно победить зло, а правда должна восторжествовать над ложью. И всё должно разрешиться по справедливости.

Очень часто в русских народных сказках людские пороки высмеиваются. И делается это в назидание тому, кто читает или слушает сказку. Так через мир сказок малыши постепенно знакомятся с отношениями в социуме.

В сказке «Старухина молитва» главная героиня – жадная и глупая старуха. А так, как она считала себя верующим и богоугодным человеком, то каждое утро молилась перед большой иконой. Святой образ был настолько большим, что за ним смог спрятаться молодой слуга.

Парень этот служил жадной старухе верой и правдой, а она своего слугу даже накормить вдоволь жадничала. Обиделся юноша на хозяйку и решил проучить её за скупость. Встал за иконой и дождался, пока старуха начнёт молиться.

А бабка, не ведая о проделках своего слуги, по обыкновению стала молиться, прося у перед святым образом милости Господней. На что слуга из-за иконы отвечал ей, что не будет ей милости в наказание за её жадность.

Взмолилась тут старуха и запричитала. Стала просить у Господа отпущения грехов и очищения от скверны для себя, своего мужа и зятя. Слуга из-за иконы подыграл старухе, пообещал ей «очищение».

Как только старуха закончила молитву и ушла, молодой слуга «очистил» карманы и бабке, и её мужу – все их деньги забрал себе. Их зятя от «очищения» спасло то, что он жил в другом месте.

Бабка же, как только обнаружила, что пропали все деньги, решила, что Господь услышал её молитвы и по-своему распорядился. А хитрый парень-слуга, наказавший хозяйку за жадность, и при деньгах остался, и кормить его стали лучше.

Читайте также:  Молитва от психов своих

Читайте русскую народную сказку «Старухина молитва» онлайн бесплатно и без регистрации.

Одна старуха скупа была, а у нее была икона большая, и старуха каждый день этой иконе молилась. А слуга был парень молодой, он возьми да и стань за эту икону.

Старуха встала утром и молится:

— Пресвята ты богородица, сохрани и помилуй!

— Не помилую, зачем худо слугу кормишь.

Старуха ушла, слуга старухины деньги, сколько было, взял и у мужа взял, а зять в другом доме был, к тому и не сходил. Старуха спохватилась — денег нет:

— Ах, это, верно, меня господь очистил, ему, доброхоту, занадобилось!

А слугу стала кормить хорошо.

Слуга и хорошей пищи добился, и деньги взял.

Источник статьи: http://russkaja-skazka.ru/staruhina-molitva/

Молитвы из русских сказок

Христианские мотивы в русских народных сказках

Автор работы награжден дипломом победителя III степени
  1. В современном мире многие дети воспитываются на телевизионных передачах и компьютерных играх, в которых часто отсутствуют нормы морали. Для подростков многие вещи и поступки являются абсолютно нормальными, но при этом являются недопустимыми с точки зрения христианской, русской и общечеловеческой морали. Дети перестают читать книги, общаться друг с другом, и даже по-настоящему дружить. У людей начали пропадать такие необходимые человеческие качества как доброта, взаимопонимание, милосердие, взаимовыручка, преданность. Мне стало интересно, что же раньше помогало воспитывать эти качества в людях и почему сейчас это исчезает.
  2. В Европейской системе образования активно внедряются стандарты, запрещающие пропаганду традиционных семейных ценностей, на которых основано христианство, как и любая другая религия, а вместо них детям пытаются рассказывать, что они сами вправе выбирать, кем быть, мальчиком или девочкой. Результат такого эксперимента очень сильно отразился на рождаемости, которая достигла минимума за всю европейскую историю, что очень негативно в дальнейшем отразится на развитии стран, ведущих такую политику.

В России духовно-нравственное воспитание вошло в число приоритетных направлений современного образования, что не может не радовать. В основе Федерального государственного образовательного стандарта лежит Концепция духовно-нравственного образования, в которой говорится о необходимости приобщения учащихся к национальным российским ценностям и традициям, формированию патриотизма, осознание ценности человеческой жизни и семьи, как ячейки общества. Из этого следует, что данная тема актуальна для всех людей в нашей стране, независимо от их вероисповедания.

Актуальность моего исследования обоснована еще и тем, что современные дети, воспитанные компьютерными играми и телевизором, не знают, что такое нормы морали, уважение к старшим, да и просто элементарное воспитание. Также актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера.

Лично для меня данная проблема стала особенно актуальна в школе. Окружающий меня социум очень четко разделился на две части, воспитанные, вежливые и культурные дети, которые много читают и дети, воспитанные на компьютерных играх, для которых нет никаких авторитетов ни в лице учителей, ни даже родителей.

  1. Большая проблема современного общества заключается в недооцененности значимости книг, пропагандирующих традиционные христианские и человеческие ценности, хотя они играют одну из важнейших ролей в раннем воспитании детей.
  2. Итак, предметом моего исследования стали «христианские мотивы в русских народных сказках», а объектом исследования «русский народный фольклор».
  3. Моя гипотеза такова: немного поразмыслив, я пришел к выводу, что помогать в воспитании детей могли книги. С детства мне нравилось, когда родители читали мне книги, а особенно сказки. В них всегда есть основная мысль, которую необходимо донести до детей в понятной им форме. Будучи совсем маленьким, я хорошо усвоил, что добро всегда побеждает зло, быть хорошим — это не значит быть богатым, в книгах высмеивается жадность, корысть, жестокость, а глупый человек, по мнению многих персонажей сказок, мог в итоге оказаться самым умным среди всех.

Еще я часто обращал внимание, что герои многих сказок обращаются к Богу с молитвами и просьбами. Я задумался, как Христианская религия связана с русскими народными сказками? Может быть, присутствие христианских мотивов в сказках помогало в воспитании нравственности?

  1. Цель моей работы показать, что русские народные сказки учат христианским ценностям и вносят огромный вклад в духовное воспитание детей.
  2. Задачи, которые я перед собой поставил:
  • Изучить основные христианские заповеди и основанные на них нормы поведения.
  • Почитать русские народные сказки и выбрать несколько сказок для основы моего исследования.
  • Проанализировать прочитанное и найти в выбранных сказках христианские мотивы.
  • Оформить работу.
  • Поделиться полученными знаниями.

Мое исследование является теоретическим. Результаты моей работы помогут понять, насколько важно не только не забывать о своих истоках, а ещё бережно хранить их и передавать следующим поколениям.

  1. Методы решения задач.

Чтобы решить поставленные перед собой задачи я использовал следующие методы исследования:

  • теоретический: изучение и анализ литературы, в процессе которого я познакомился с библией, русским народным фольклором, с русскими народными сказками, а также проанализировал изученную мной информацию и сопоставил христианские заповеди со сказками;
  • эмпирический: провел анкетирование среди одноклассников и систематизировал результаты.

Слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма![1]

У каждого народа издревле существует культyра звyчащeго cлова, своеобразная устная литература. Это народное творчество принято называть фольклором. К русскому фольклору относятся былины, сказки, песни, частушки, загадки, пословицы и поговорки. В наше время можно встретить людей, которых слушать одно удовольствие. Они умеют рассказать комическую или трагическую историю, вспомнить к слову пословицу или поговорку, а если их попросить, могут исполнить и сказки. Вы спросите: «А кто не знает сказок? Конечно, все знают!». Все знают «Колобок», «Репку», «Курочку Рябу». Но все ли могут сказать, что знают такие сказки как «Горшеня», «Семилетка», «Правда и Кривда»? Оказывается русских народных сказок великое множество, хотя многие из нас знают не более десяти.

2.1.1 Понятие «сказка»

Мы с детства сталкиваемся со сказками. Нам рассказывают про то, как мышка не смогла в одиночку вытащить репку или про то, что возможно эта же мышка, разбила золотое яйцо. Но мы, никогда не задумывались, какой смысл был в этих сказках.

Так что же такое сказка и зачем нам их рассказывают, чуть ли не с рождения? Подбирая однокоренные слова к «сказке», мы можем сказать: «сказка — это интересный рассказ». Также вы не раз слышали высказывания: «Не рассказывай сказки!» или « Это всё сказки!», это означает то, что сказки — придуманные и вряд ли курочка снесла золотое яйцо. У сказки нет одного автора, они придуманы в народе.

А значит ли это то, что сказки лгут нам? Тогда зачем они нужны? Неужели только для того, чтобы заинтересовать читателя или слушателя? Но один из самых великих поэтов, Александр Сергеевич Пушкин, сказал: «сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Получается, что ложь тоже может быть поучительной. Сказки учат нас быть добрыми, справедливыми и огромному количеству других положительных качеств.

Таким образом, сказки о говорящих животных или о печке, которая сама может печь пироги, являются жизненными и поучительными.

Подведем итог: сказка – это интересный рассказ с глубоким смыслом, придуманный в народе.

2.1.2 Виды сказок

В современном мире нам попадаются сказки, как авторские, так и народные. У народных сказок тоже есть один автор, тот который ее придумал, но ее большое количество раз пересказывали и не удается вычислить первоначального автора, поэтому автором является народ.

Во-первых, народная сказка изначально была придумана не для детей. Ведь для ребенка это просто интересная история. Во-вторых, главной чертой народной сказки является мораль. Только полезные сказки дожили до нашего времени.

Народные сказки бывают трех видов:

Сказки о животных. Сказки, в которых главными героями являются животные. В их поведении можно узнать наших знакомых и родных.

Волшебные сказки. Главными героями являются не только люди, животные, но и не одушевленные предметы, такие как «скатерть-самобранка», «печь» и т.д.

Социально-бытовые сказки. Сказки о проблемах обычных людей.

В чем же смысл сказок? Нужно ли их знать? На этот вопрос можно смело ответить – да!

2.1.3 Роль сказки

Язык сказки очень прост, но от этого она не становится менее интересной. Любой ребенок думает, что он уже взрослый и поэтому не любит когда его учат чему-либо. Сказки не говорят напрямую, что такое хорошо, а что такое плохо, но смотря на главных героев и ассоциируя их со своим окружением, понимают, как лучше поступить в этой ситуации. Также большой плюс народной сказки в том, что они очень коротки и не успевают надоесть детям, в них нет длинных рассуждений. А закрученный сюжет вызывает у детской фантазии глубокий интерес и желание дослушать историю до конца. Дети примеряют на себя роль главного героя. Переживают, радуются вместе с ними. Особенно важны сказки в дошкольном возрасте, они развивают такие чувства, как благородство, доброту, оптимизм, желание бороться. Дети хотят поделиться услышанным, поэтому, они также способствуют развитию мышления.

Читайте также:  Молитва просьба дать ребенка

2.1.4 Понятие христианства

Христианство — авраамическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете. Рождение Христа озарило светом новой веры мир человеческий, и стал мир чище, добрее, краше, сильнее. Свет Рождества Христова изменил жизнь и быт людей, подарил им возможность выбрать, построить и прожить правильную, счастливую жизнь. Вера во Христа и его защита не раз спасала нашу землю от гибели и порабощения.

2.1.5 Христианские мотивы в русских народных сказках.

Издревле русский человек чтил и соблюдал христианские заповеди. Идеи православия вкладывали родители своим детям, рассказывая им русские народные сказки, в которых были показаны качества, присущие христианскому человеку. Маленького ребёнка учили быть добрым, смелым и милосердным, честным и трудолюбивым.

В русских сказках богатство никогда не имело особой ценности, и богатый никогда не был добрым и честным человеком, а был в душе черным и гнилым. Именно поэтому деньги не зарабатывались, а доставались.

Образы в народных сказках противоречивы реальной жизни. Если взять в пример сказку «Сивка-Бурка», то, не смотря на то, что старшие братья были умными, у них ничего не получается. Самым успешным, умным, а главное мудрым оказывается Иван-дурак. Из-за своей доброты и отзывчивости ему все помогут в трудную минуту, он ждет своего часа.

Имя Иван пришло с принятием православия как имя Иоанна-крестителя. Ни в одной народной сказке герой с именем Иван не совершает поступков со злым умыслом. Все его неудачи и чудачества от недоумия. Такие умалишенные в христианстве назывались юродивыми. Что юродивые, что дети не могли делать что-то со зла. Поэтому они находили общий язык между собой.

Также нельзя не сказать о том, что в 13-16 вв. «дурак»- не означала глупого человека, а это было имя. В христианстве мало кто называл детей именами до 10-13 лет для того, чтобы черти не украли ребенка и поэтому их называли просто «Первак, Вторак, Третьяк … Другак». По итогу имя «Другак» преобразовалось в «Дурак», это означает Иван-Дурак не глупый, а просто младший из сыновей.

В сказке отражаются и другие нравственные ценности народа: доброта, жалость к слабому, которая торжествует над эгоизмом и проявляется в способности отдать другому последнее и даже отдать жизнь за другого; страдание как мотив добродетельных поступков и подвигов; победа силы духовной над силой физической. Воплощение этих ценностей делает смысл сказки глубочайшим в противовес наивности ее назначения. Утверждение победы добра над злом, порядка над хаосом определяет смысл жизненного цикла сущего живого. Жизненный смысл трудно выразить в словах, его можно или ощущать в себе, или нет.

Зачастую в народных сказках герой, отправляясь в путь и, если встречает кого работающим, обязательно помолится, пожелает помощи Божьей. Один герой сказки говорит обращаться к Богу за помощью другому герою: «Молись Богу да ложись спать. Утро вечера мудренее». Речь идет о некоем вечернем молитвенном правиле героя – обыкновенном на все дни его жизни. Герой сказки как бы говорит, «успокойся, делай как всегда», а идеальный герой в православной сказке должен молиться.

Осознание народом того, что он стал «крещеным», «православным» использовалось в сказках. Два термина стали синонимами к слову «русский»: «Здесь живет ведьма, летает она по дорогам на соколе и ловит крещеный народ к себе на мытарства». Герой упрекает змея: «Крещеный народ поедаешь, а сыт не бываешь!». «Вздумали они задать пир на весь крещеный мир» — то есть пир для всех живущих.

Одна из наиболее распространенных традиций, а именно колокола, также встречаются в сказках; отдают царскую дочь на съедение змею и город погружается в траур, звонят колокола, герой слышит этот звон и спрашивает, что же случилось. Когда герой спасает царевну, то радостный колокольный звон возвещает о всеобщем ликовании. Спящий город царь-девицы просыпается от колокольного звона: богатырский конь шнуры зацепил копытом «и зазвонили во всех церквях колокола». Кроме того, колокола эти – в церквях. Также, довольно часто использовали числа три и семь. Число «3» издревле считали магическим. Даже в библии бог предстает в триедином лице. 3 – это божественное совершенство. Известно выражение: Бог троицу любит. Цифра «3» в сказках наталкивает читателя на мысль о волшебстве, о совершенстве. Ведь в русских сказках всегда желания исполняются только в третий раз. Символика числа 7 характерна и для библейских сюжетов.

Выводы: сказка мудра и ценна тем, что она позволяет пережить и посмотреть другими глазами на важные человеческие ценности. С одной стороны сказка наивна, а с другой наполнена жизненным смыслом.

2.2.1 Анкетирование

В ходе своего исследования я провел анкетирование, в котором приняло участие 29 учащихся. Всем респондентам была предложена анкета с целью выявления их отношения к русским народным сказкам. (Приложение 1).

В результате проведенного анкетирования были получены следующие результаты: на вопрос «Знаете ли Вы русские народные сказки?» и «Любите ли Вы читать русские народные сказки?» все школьники ответили «Да» (100%). В основном знакомство ребят со сказками произошло в раннем детстве, им их читали родители, бабушки и дедушки, воспитатели. Наиболее знакомы сказки «Теремок», «Репка», «Гуси-лебеди», «Царевна-Лягушка».

А вот христианские заповеди, к сожалению, знают не все ребята.

Вывод: современные школьники любят читать русские народные сказки, но не знают и не могут определить христианские мотивы в сказках.

2.2.2 Мотивы смирения и кротости в сказке «Крошечка-Хаврошечка».

Мудрость народных сказок учит жить согласно евангельскому учению, а значит быть честным, добрым, смелым, трудолюбивым. И сказочные повествования ненавязчиво рассказывают о том, что добро и трудолюбие будет вознаграждено, а зло наказано.

В известной сказке «Крошечка-Хаврошечка» говорится о девочке-сиротке, которая попала в семью, где ее невзлюбили. «Вы знаете, что есть на свете люди и хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые Бога не боятся, своего брата не стыдятся: к таким-то и попала Крошечка-Хаврошечка. Осталась она сиротой маленькой; взяли ее эти люди, выкормили и на свет божий не пустили, над работою каждый день занудили, заморили; она и подает, и прибирает, и за всех и за все отвечает» – так начинается эта сказка.

Нужно отметить, что для русской волшебной сказки характерно четкое деление на положительных и отрицательных персонажей. То же самое и в сказке о мачехе и падчерице: семья с родной матерью противопоставлена семье с мачехой, мать – мачехе, падчерица – родной дочери мачехи.
И в этой сказке это противостояние очень четко прослеживается: «А были у хозяйки три дочери большие. Старшая звалась Одноглазка, средняя – Двуглазка, а меньшая – Триглазка; но они только и знали у ворот сидеть, на улицу глядеть, а Крошечка-Хаврошечка на них работала, их обшивала, для них и пряла и ткала, а слова доброго никогда не слыхала. Вот то-то и больно – ткнуть да толкнуть есть кому, а приветить да приохотить нет никого!».

Но, не смотря на свое положение, она нашла себе подмогу. За тяжелую жизнь, она получила помощницу, свою рябую корову, которая помогает ей справится с нелегкой работой.

Основной чертой мачехи, является – ненависть по отношению к падчерице. Этим героиня нарушает заповедь – возлюби ближнего своего как самого себя. Она хотела ее прижучить и отправила сначала одну дочь следить за ней: «Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая! Доглядись, кто сироте помогает: и ткет, и белит, и в трубы катает?», затем вторую и наконец, третью. Из-за своей невнимательности, Крошечка-Хаврошечка забыла про третий глаз сестры и поплатилась за это, мачеха велела мужу зарезать корову. Но даже после смерти, ее помощница помогла ей еще раз. В этот раз она была внимательна и выполнила поручение коровки: « Хаврошечка все сделала, что коровушка завещала…». И благодаря этому, обрела новую, более счастливую жизнь.

Как и во множестве других народных сказок, падчерица – самый трогательный персонаж. Именно она настоящая христианка. Она обладает такими качествами, как смирение, доброта, жалость и другие. Она абсолютно бескорыстная и за это всегда получает награду.

Вывод: проанализировав данную сказку, я пришел к выводу, что зло всегда наказывается, а добро вознаграждается. Обладая такими качествами как покорность, трудолюбие, бескорыстность, доброта, человеку хоть и приходится иногда тяжело, но в итоге он всегда получает лучшую жизнь. Именно такими качествами и обладал Иисус Христос.

2.2.3 Путь от гордыни к послушанию в сказке «Гуси – лебеди»

Сказка «Гуси-лебеди» учит уважению к родителям и послушанию. Но как можно разглядеть, тот самый «намёк», который «добрым молодцам урок»? По законам символизма, который широко использовался в русском фольклоре, образ брата – это образ противоположности, обратной стороны персонажа. То обстоятельство, что главные герои сказки не имеют даже имён, позволяет предположить, что Сестрица и Братец символизируют собой душу и тело.

Ослушание родителей, оставление своего младшего брата без присмотра, приводит к разрыву тесной связи между сестрой и братом – душей и телом. Младший братец похищен лукавыми птицами, что говорит об их бесовской сущности. Гуси-лебеди выглядят как благородные создания – лебеди, а на самом деле это гуси – коварные, злопамятные, крикливые и злобные птицы.

Читайте также:  Молитва перед началом иконописания

Девочка, которой Отец и Мать обещали награду за ее послушание и исполнение их наказа, нарушает родительскую волю, потеряв самое ценное, что ей было доверено. Осознав содеянное и испугавшись наказания, она решает всё исправить как можно скорей: «Гуси-лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили и маленьких детей крадывали; девочка угадала, что они унесли ее братца, бросилась их догонять».

А все это случилось из-за гордыни, ведь детское непослушание и есть первое выражение гордыни (хотение своего мнения ставить выше родительского). Именно из-за гордыни теперь придется ей пройти нелегкий путь, чтобы спасти своего братца (спасти свое тело), который попал в плен к той, у кого в услужении те самые Гуси-лебеди (и можно догадаться кто хозяин птиц, если они бесы).

И вот девочка бежит в поисках своего младшего брата, но по дороге она опять проявляет гордыню и неуважение к тем, к кому обращается за помощью: «Печка, печка, скажи, куда гуси полетели? — Съешь моего ржаного пирожка, — скажу. — О, у моего батюшки пшеничные не едятся!»

И вот, прибежав к избушке Бабы-Яги, ей удается забрать своего брата, но злые силы не хотят отдавать свою добычу: «…а гуси за нею в погоню летят; нагонят злодеи, куда деваться?». И вот сейчас девочка понимает, что если она не смирит своей гордыни, которая и стала причиной всех этих несчастий, то просто погибнет. И когда она обрела смирение, к ней приходит помощь на пути к родительскому дому: «- Речка-матушка, спрячь меня! — Съешь моего киселька! Нечего делать, съела.»

Она с братцем вовремя успевает предстать пред Отцом и Матерью. И тогда девочка получает награду. А Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели.

Вывод: делая выводы по сказке «Гуси-лебеди» можно сказать, что она показывает как человек проходит свой путь в мире. Показывает опасности, которые могут встретиться на этом пути, как можно их преодолеть, или предупредить. Эта сказка показывает, к чему может привести человека гордыня, учит детей чтить родителей (одна из христианских заповедей), учит находить выход из сложной жизненной ситуации.

2.2.4 Человеческие пороки в сказке «Жадная старуха»

Прочитав сказку «Жадная старуха» можно увидеть ярко-выраженные человеческие пороки, такие как жадность, зависть, желание занять чужое место. А также можно провести прямую параллель с библией.

Одна их христианских заповедей гласит: Я Господь Бог твой, пусть не будет других Богов у тебя, кроме меня. В сказке старуха не просто нарушает эту заповедь, а изъявляет желание сама стать Богом: «Не много пришлось старику со старухой царствовать; показалось старухе мало быть царицею, позвала старика и говорит ему: «Велико ли дело – царь! Бог захочет, смерть нашлет, и запрячут тебя в сырую землю. Ступай-ка ты к дереву да проси, чтобы сделало нас Богами».

И прямая параллель с библией: «И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как Боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому, что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт 3, 4-6).

А что же произошло дальше?

В сказке «Жадная старуха»: «Пошел старик к дереву. Как услыхало оно эти безумные речи, зашумело листьями и в ответ старику молвило: «Будь же ты медведем, а твоя жена медведицей». В ту ж минуту старик обратился медведем, а старуха медведицей, и побежали в лес».

В Библии: «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их. И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят» (Быт 3, 21-23).

В данной параллели четко прослеживается проявление человеческих пороков. Жадной старухе всегда мало, она не ценит того, что имеет, хотя и это она получает просто так. И вместо благодарности судьбе, она жаждет большего. Желание иметь больше основано не только на жадности, но и на зависти. Ведь она все время кому-то завидует и желает заполучить другое. Этим, она, можно сказать, нарушает еще одну заповедь «не укради».

Вывод: никому не чужды человеческие пороки, но с ними нудно бороться в любом возрасте. Ведь если бы старуха не была такой жадной, они вместе с дедом вполне могли бы удовлетвориться и тем, что есть.

Я думаю, что жадность зависть, алчность проявляются у человека с раннего детства. Дети демонстрируют это качество, отбирая друг у друга понравившиеся им игрушки, а также отказываясь делиться с друзьями игрушками, конфетами или жвачкой.

Читая и слушая сказки, мы как бы проживаем описываемые события вместе с героями, познаем, что есть добро, а что зло, узнаем, какие черты характера присущи людям, и лучшие примеряем на себя. Из сказок мы с самого детства узнаем, что такое смелость, благородство, трудолюбие и покорность, а также что такое жадность, корысть, трусость, леность. И сравнивая эти черты у человека, уже в детстве закладываются нормы морали. Со сказкой мы учимся жить. Сказки для детей являются необходимым элементом воспитания. С помощью них можно детям доступным языком рассказать нам о жизни, научить, осветить проблемы добра и зла, показать выход из сложных жизненных ситуаций. Когда мы читаем, наш внутренний мир развивается и обогащается, мы узнаем о законах жизни и как можно проявить творческую смекалку. Чтение сказок формирует основы поведения и общения на всю жизнь. Они учат упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Сказки развивают, фантазию, воображение и творческий потенциал.

Результатом проведения исследовательской работы стало достижение поставленной цели: было доказано, что русские народные сказки играют огромную роль в воспитании у детей на подсознательном уровне жизненно важных христианских ценностей. Эта работа также может помочь в достижении цели, поставленной и в данной конференции, так как через сказки детям легче донести понятие любви к Родине, любви к ближнему, понятие гражданственности. С помощью сказок детей легче приобщить к культуре русского народа, приобщить к христианским традициям.

Поставленные задачи были выполнены, а именно:

  1. Прочитав библию, я выделил основные христианские заповеди и основанные на них нормы поведения.
  2. После прочтения множества русских народных сказок, мной для подробного изучения были выбраны «Крошечка-Хаврошечка», «Гуси-лебеди», «Жадная старуха».
  3. В результате анализа этих сказок в них были найдены следующие христианские мотивы: мотивы смирения и кротости, путь от гордыни к послушанию, человеческие пороки.
  4. По факту окончания исследования, работа была оформлена в соответствии с критериями и требованиями.
  5. Чтобы поделиться полученными знаниями была подготовлена презентация и речь.

Русские народные сказки незримо духовно обогащают человека. И пока мы будем слушать, рассказывать и читать русские народные сказки, будут сохраняться христианские ценности. Люди будут не только стремиться к призрачным материальным благам, но и будут задумываться о богатстве душевном.

Чем больше добрых дел, тем ближе к Богу.

Чем меньше зависти, упреков и обид,

Тем легче отыскать нам ту дорогу,

Где нас Господь спасет и сохранит.

И хотя по данной теме я сделал выводы и подвел все итоги, считать исчерпывающей ее нельзя. Поэтому я планирую не останавливаться на анализе нескольких сказок. Я очень люблю читать и перечитывать книги, потому что каждый раз открываешь для себя что-то новое. И перечитывая русские народные сказки, я теперь провожу параллели с христианскими мотивами.

Список использованных источников.

  1. Библия для детей. Москва, «Российское библейское общество». 2010.
  2. «Диво дивное, чудо чудное» Народные русские сказки А.Н. Афанасьева – М.: «Московский рабочий», 1988
  3. Закон Божий для семьи и школы – www.azbyka.ru
  4. Интернет-ресурс http://www.proza.ru/2013/12/10/1848
  5. Интернет ресурс www.beleparh.ru
  6. «Русские народные сказки» Состовитель Ю.Г. Круглов – М.: «Просвещение», 1983
  7. Седов А. К. Зачем детям нужны сказки? – «Русский дом», 2007, №9

Вопрос: Знаете ли Вы русские народные сказки?

Вопрос: Любите ли Вы читать русские народные сказки?

Вопрос: Кто Вас познакомил со сказками?

Ответ: Родители, бабушки (дедушки) – 78%, воспитатели детского сада – 22%

Вопрос: Есть ли у Вас любимые сказки?

Ответы: «Курочка Ряба», «Морозко», «Гуси-лебеди», «Теремок» и другие.

Вопрос: Какие общечеловеческие качества присутствуют в русских народных сказках?

Ответы: Добро, зло, трудолюбие, смелость, трусость, жадность, зависть.

Вопрос: Какие христианские заповеди Вы знаете?

Вопрос: Чему, по Вашему мнению, учат русские народные сказки?

Ответ: Добру, трудолюбию, дружбе, уважению

[1] Слушаю сказки (Арины Родионовны – авт.)…, — писал Александр Пушкин брату Льву.

Источник статьи: http://school-science.ru/5/10/34240