Меню

Молитвы преподобному феодору освященному

Преподобному Феодору Освященному

Пусты́нный жи́тель, и в телеси́ А́нгел,/ и чудотво́рец яви́лся еси́, Богоно́се о́тче наш Фео́доре:/ посто́м, бде́нием, моли́твою небе́сная дарова́ния прии́м,/ исцеля́еши неду́жныя и ду́ши ве́рою при­тека́ющих ти./ Сла́ва Да́вшему тебе́ кре́пость,/ сла́ва Венча́вшему тя,// сла́ва Де́йствующему тобо́ю всем исцеле́ния.

В дому́ Бо́жии, я́ко фи́никс, процве́л еси́,/ плоды́ же доброде́телей Го́сподеви прине́сл поще́нием изря́дным,/ о́тче преподо́бне,/ те́мже и ублажа́ешися,// я́ко Безпло́тных равностоя́телен.

Ублажа́ем тя,/ преподо́бне о́тче Феодоре,/ и чтим святу́ю па́мять твою́,/ наста́вниче мона́хов// и собесе́дниче А́нгелов.

О священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Феодоре, не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых и благоприятных молитвах к Богу: помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю: не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя: поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва: аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши, не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый. Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится, ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу: Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Источник статьи: http://xn—-7sbahbba0chrecjllhdbcuymu3s.xn--p1ai/troparion/f/feodor_osv.html

Преподобный Феодор Освященный

Преподобный Феодор Освященный

Святой Феодор родился в IV веке и был сыном богатых и знатных христиан, живших в Верхнем Египте. Он с детства вел благочестивую жизнь. Однажды, когда в доме его родителей готовилось пиршество в честь праздника Богоявления, 12-летний отрок пришел в сильное смущение и подумал: «Если ты будешь вкушать эти дары земной жизни, то не получишь радостей жизни вечной». С тех пор он всегда постился с утра до вечера и воздерживался от всякой изысканной пищи.

Через два года Феодор был принят в Латопольский монастырь, где подвизались старые иноки, и стал вести отшельническую жизнь. Наслышанный о преподобном Пахомии, он загорелся желанием приобщиться к его мудрости и отправился в Тавенниси. С первых же дней пребывания в монастыре юный Феодор старался во всем следовать примеру святого Пахомия, в образе которого находил зримое присутствие Господа. Он строго хранил чистоту помыслов, был сдержан и приветлив в обращении, беспрекословно послушен и соблюдал это до самой смерти. Феодор настолько преуспел в иноческих добродетелях, что, несмотря на молодой возраст, вскоре стал утешением и образцом для многих братий.

В первый год его пребывания в обители, когда он однажды встал утром на молитву, его келья вдруг озарилась ярким светом и перед ним предстали два сияющих Ангела. Феодор испугался и бросился на крышу, однако Ангелы последовали за ним, успокоили и пророчески вручили ему связку ключей.

В другой раз навестить его пришла мать. Феодор отказался встретиться с ней из опасения нарушить заповедь, предписывающую тем, кто устремился к духовному совершенству, навсегда отречься от родных. Помня, что в Судный день ему придется держать ответ, он сказал: «Нет у меня матери и ничего нет в этом преходящем мире». Когда же святой Пахомий стал упрекать его, чтобы испытать, Феодор не стал оправдываться, но, напротив, признал вину и сказал: «Буду плакать до тех пор, пока Господь не ободрит мое сердце и не признает достойным следовать Его повелениям».

Читайте также:  Чем отличается молитва от акафист

Случилось, что один из братии, будучи наказан святым Пахомием, готовился покинуть монастырь. Феодор пришел к нему и сначала сделал вид, что тоже принял подобное решение, а затем ободрил брата, что помогло спасти его душу от погибели. В другой раз, побеседовав со старым иноком и поняв, что тот никак не может отрешиться от родственных пристрастий, Феодор сделал вид, что хочет покинуть обитель, где так мало придается значения евангельскому слову (см.: Лк. 14: 26), и тем самым помог брату преодолеть себя.

Святой Пахомий имел обыкновение собирать братию по воскресеньям для своих наставлений. И вот в один из таких вечеров он вдруг неожиданно предоставил слово Феодору. Повинуясь учителю, Феодор стал говорить то, что внушал ему Господь, а святой Пахомий с братией стоя слушали. Некоторые из старших братий возмутились тем, что слово поучения им читает новоначальный инок, и удалились. В конце собрания святой Пахомий заявил, что они отстранились от милосердия Господня и, если не раскаются в своей гордыне, им будет нелегко достичь вечной жизни. После этого поставил Феодора строителем Тавеннисийского монастыря (ок. 336 г.) и назначил своим заместителем в управлении Кинонией.

Преуспев в смирении и полном отречении от собственной воли, Феодор продолжал быть послушным учеником и совершенствоваться в наставлении братий. Его слово, обращенное к ним, всегда было проникнуто любовью, а его милосердие помогало преодолевать все слабости. После ежедневных трудов он отправлялся в Певоу, чтобы выслушать наставления Пахомия, а затем возвращался в Тавенниси, чтобы повторить их своим инокам. Когда по наказу святого Пахомия он посещал монастыри Кинонии, братия всегда принимали его с большой радостью, ибо Господь наградил его даром утешения, а святой Пахомий так говорил о нем: «Феодор и я – мы несем одну и ту же службу пред Господом, и он имеет право распоряжаться как отец и учитель».

Вот почему через некоторое время святой Пахомий отозвал его из Тавеннисийского монастыря и привлек к духовному управлению всем сообществом Фиваидских монастырей. Теперь именно святой Феодор принимал иноков во все обители и удалял недостойных и неисправимых. Когда он накладывал епитимью на провинившегося брата, то подвергал и себя подобному же наказанию, дабы не быть осужденным от Господа за то, что подвергал других тому, чего не испытал сам.

Однажды святой Пахомий занемог, и к Феодору пришли монахи просить его стать преемником в случае смерти святого отца. Пахомий, выздоровев, потребовал у каждого полного отчета в своих мыслях. Феодор откровенно признался, что под давлением братий принял их предложение стать его преемником. Тогда Пахомий лишил его всякого начальства над иноками и отправил в уединенное место, где Феодор пребывал несколько лет, проливая слезы и каясь в грехе гордыни. Незадолго до своей смерти Пахомий восстановил его во всех правах, объявив братии, что наложенное испытание продвинуло Феодора в семь раз больше, нежели его предшествующая благочестивая жизнь, благодаря смиренному покаянию, которое тот проявил.

Когда святой Пахомий скончался (346), Феодор похоронил его в тайном месте и отправился по делам в Александрию. Он посетил святого Антония Великого, который выразил свое восхищение святым Пахомием и общежительным образом жизни, а затем отправил его с рекомендательным письмом к святому Афанасию. Там, в Александрии, Феодор узнал о смерти Петрония и, вернувшись в Фиваиду, со смирением и благоговением подчинился святому Орсисию.

Изгнав из сердца всякую мечту о власти, Феодор был перед ним словно агнец, хотя в глазах многих именно он был самым достойным унаследовать место святого Пахомия. Многие из братии часто обращались к нему за советами. Тогда святой, желая избежать соперничества, добился, чтобы его направили в Пахнумский монастырь руководить пекарней.

Когда настоятель обители Монхос в Гермополе Аполлоний восстал, пытаясь отделить свой монастырь и сделать его независимым, Орсисий удалился, назначив Феодора своим преемником в управлении Кинонией.

Феодор тотчас собрал братию и со слезами на глазах молил сохранить традицию, заложенную святым Пахомием, и сберечь единство их святого сообщества. Затем он поочередно посетил все монастыри, сменил всех настоятелей и заново распределил послушания. Помня о покаянии, которое некогда наложил на него святой Пахомий за его мысли о преемстве, он не считал себя наместником монастырей, а лишь заместителем и служителем аввы Орсисия. Всякий раз перед тем, как принять решение, он отправлялся к Орсисию, удалившемуся в Хеновоскион, и просил у него разрешения. Среди братии он являлся образцом скромности и в одежде, и в речах, и во всем поведении, несмотря на свою славу, распространившуюся по всему Египту, и невзирая на многочисленные исцеления, которые он совершил.

Читайте также:  Molitv 99 imen gospoda

Феодор прилежно и много трудился, благодаря чему удалось восстановить порядок в монастырях и укрепить усердие насельников. Он беседовал с каждым из них отдельно, помогая мужественно сопротивляться натиску помыслов, терпеливо исправлял заблуждавшихся, горячо молясь об их исправлении. К монастырям, основанным святым Пахомием, он прибавил новые, основав Кайорскую и Уисскую обители недалеко от Гермополя, еще одну в Гермонфисе и, кроме того, два женских монастыря.

Около 363 года святитель Афанасий, изгнанный с Александрийской кафедры, посетил Кинонию. Он пришел в восхищение от устава и порядка, которые были способны обеспечить духовный покой стольким душам. Феодор сказал ему: «Эта милость Божия была явлена нам трудами отца нашего Пахомия. Но когда мы смотрим на тебя, мы словно Спасителя видим».

Впоследствии Феодору удалось возвратить в Певоу авву Орсисия, которому он служил помощником, и они поочередно посещали монастыри. Тем временем возрастали хозяйственные заботы, связанные с увеличением числа братий. Феодор огорчался, видя, что иноки все меньше соблюдают строгость и простоту жизни, установленные святым Пахомием. Он изо всех сил старался привести их к покаянию и часто ходил на тайную могилу Пахомия, где проводил целые ночи в молитвах.

В 368 году, после Пасхи, Феодор занемог. Орсисий молил Господа, чтобы Он ему первому послал смерть и сохранил жизнь Феодору, в котором так нуждалась Кинония. Но воля Господа была иной. 27 апреля, исповедав, что он никогда ничего не делал без послушания, Феодор мирно упокоился. Все братия тогда горько воскликнули: «Мы осиротели, ибо именно сегодня наш праведный отец Пахомий покинул нас в лице Феодора!»

После прощания со святым авва Орсисий похоронил его останки рядом с тайной могилой святого Пахомия. Получив известие о кончине подвижника, святой Афанасий отправил братии послание, в котором писал, что Феодор продолжает жить среди них, ибо он составлял единое целое с аввой Орсисием, и просил их не оплакивать того, кто отныне пребывает в обители праведников.

Источник статьи: http://pravoslavie.ru/61830.html

Канон Преподобного Феодора Освященнаго, ученика преподобнаго Пахомия Великаго.

Тропа́рь, гла́с 1:

Пусты́нный жи́тель, и в телеси́ Ангел, и чудотво́рец яви́лся еси́, богоно́се о́тче на́ш Фео́доре: посто́м, бде́нием, моли́твою небе́сная дарова́ния прии́м, исцеля́еши неду́жныя и ду́ши ве́рою притека́ющих ти́. Сла́ва Да́вшему тебе́ кре́пость, сла́ва Венча́вшему тя́, сла́ва Де́йствующему тобо́ю все́м исцеле́ния.

Кано́н. Гла́с 2.

Пе́снь 1.

Ирмос: Во глубине́ постла́ иногда́ фараони́тское всево́инство преоруже́нная си́ла, вопло́щшееся же Сло́во всезло́бный гре́х потреби́ло е́сть, препросла́вленный Госпо́дь, сла́вно бо просла́вися.

Песнопе́нии хотя́щему твое́ пе́ти ны́не торжество́, боже́ственных даро́в я́ко сы́й тезоимени́т, да́р пода́ждь ми́ светоно́сен, от сокро́вищ почерпа́я неиздае́мых благода́ть боже́ственную, всеприснопа́мятне. [Дважды.]

Поуча́яся зако́ну приле́жно, о́тче, чи́стому, ве́сь чи́ст и пречи́ст бы́л еси́, Всечи́стому же Сло́ву совокупля́яся, чистоты́ све́тел сосу́д показа́лся еси́ и освяще́н, всеблаже́нне.

Богородичен: Умертви́в себе́ ми́ру, жи́знь, о́тче, равноа́нгельну на земли́ благоче́стно проходя́, Возсия́вшему от ложе́сн деви́ческих после́довал еси́, кре́ст тво́й на ра́мо взе́м, богому́дре преблаже́нне.

Пе́снь 3.

Ирмос: Процвела́ е́сть пусты́ня я́ко кри́н Го́споди, язы́ческая неплодя́щая це́рковь, прише́ствием Твои́м, в не́йже утверди́ся мое́ се́рдце.

Яко да́р люби́мь, Влады́це, преподо́бне, твою́ ду́шу, Фео́доре, спаса́ему и воздержа́нием от страсте́й измене́нну прине́сл еси́. [Дважды.]

Бо́гу освяще́н, превозше́л еси́, всему́дре, зри́мых чу́вство, чи́стым же умо́м бесе́довал еси́ Уму́ превы́спреннему, преблаже́нне.

Богородичен: Удали́лся еси́ в пусты́ни, бе́гая, сла́вне, Иже от Де́вы просия́вшаго Бо́га Сло́ва ты́ прии́м, о Не́мже и спа́слся еси́, досточу́дне.

Седа́лен, гла́с 3.

Боже́ственною си́лою оде́ян, обнажи́л еси́ полки́ супроти́вных си́л, богоно́се, и, доброде́телей просия́в све́тлостию, исцеле́ний зари́ облиста́л еси́, о́тче преподо́бне: Христа́ Бо́га моли́ дарова́ти на́м ве́лию ми́лость.

Читайте также:  Молитвы для святой матронушки

Сла́ва, и ны́не, Богородичен:

Боже́ственная ски́ния была́ еси́ Сло́ва, еди́на Пречи́стая Ма́ти Де́во, чистото́ю Ангелы превозше́дшая, па́че все́х мене́, пе́рсть бы́вша, оскверне́на плотски́ми прегреше́ньми, очи́сти моли́тв Твои́х боже́ственными вода́ми, подаю́щи, Чи́стая, ве́лию ми́лость.

КрестоБогородичен:

Нескве́рная Агница Сло́ва, нетле́нная Де́ва Ма́ти, на Кресте́ зря́щи пове́шена из Нея́ без боле́зни прозя́бшаго, ма́терски подо́бно, рыда́ющи, вопия́ше: увы́ Мне́, Ча́до Мое́, ка́ко стра́ждеши во́лею, хотя́ изба́вити от страсте́й безче́стия челове́ка?

Пе́снь 4.

Ирмос: Прише́л еси́ от Де́вы не хода́тай, ни Ангел, но Са́м Го́споди вопло́щся, и спа́сл еси́ всего́ мя челове́ка; те́м зову́ ти́: сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.

Купносе́льник Пахо́мию боже́ственному бы́в, нра́вы подража́л еси́, о́тче богому́дре Фео́доре, того́ воздержа́ния и правосла́вною ве́рою уподобля́емый.

Пева́емаго ца́рства и боже́ственнаго сия́ния, досто́йно получи́л еси́, я́ко бы́в худо́г, о́тче, чистото́ю, к прича́стию неизрече́нныя красоты́.

Се́ла ефио́пская, де́монская со́нмища твоего́ ужасо́шася терпе́ния, и смире́ния, и непреста́ннаго во бде́ниих твоего́ стоя́ния, досточу́дне.

Богородичен: Во изступле́нии главы́ си́льных ссеко́шася стра́хом рождества́ Твоего́, Богороди́тельнице Всенепоро́чная, собо́р же преподо́бных удиви́ся досто́йно Боже́ственною благода́тию.

Пе́снь 5

Ирмос: Хода́тай Бо́гу и челове́ком бы́л еси́, Христе́ Бо́же: Тобо́ю бо Влады́ко, к светонача́льнику Отцу́ Твоему́, от но́щи неве́дения, приведе́ние и́мамы.

Уче́ния те́пле честна́я име́в, разори́л еси́ все́х ересе́й преле́стная прия́тия, му́дре, Тро́ическою ве́рою огражда́я ста́до твое́. [Дважды.]

Яко све́т вои́стинну на земли́ бы́л еси́, Фео́доре, житие́ непоро́чно пожи́в, всеприснопа́мятне, по́стников украше́ние, мона́шествующих похвала́.

Богородичен: Тече́нием по́стнических сле́з напая́я се́рдце твое́, плодоно́сно показа́л еси́ возсия́вшему Влады́це Христу́ от Де́вы Святы́я, Фео́доре пребога́те.

Пе́снь 6.

Ирмос: В бе́здне грехо́вней валя́яся, неизсле́дную милосе́рдия Твоего́ призыва́ю бе́здну: от тли́, Бо́же мя́ возведи́.

Све́тлое и богоуго́дное житие́ твое́ тебе́ небе́сную, о́тче, све́тлость святы́х показа́, в се́лех небе́сных, Фео́доре.[Дважды.]

Победи́тель, одолева́я, Фео́доре, лука́вствия духо́в, бы́л еси́, Уте́шителя Ду́ха помо́щника стяжа́в, богоприя́тне.

Богородичен: Облак ле́гкий еси́, Чи́стая, на не́мже седя́, прии́де во Еги́пет Вседержи́тель Госпо́дь и свети́льники преподо́бныя соде́ла.

Конда́к, гла́с 2.

В дому́ Бо́жии, я́ко фи́никс, процве́л еси́, плоды́ же доброде́телей Го́сподеви прине́сл поще́нием изря́дным, о́тче преподо́бне, те́мже и ублажа́ешися, я́ко безпло́тных равностоя́телен.

Пе́снь 7.

Ирмос: Богопроти́вное веле́ние беззако́ннующаго мучи́теля высо́к пла́мень вознесло́ е́сть: Христо́с же простре́ Богочести́вым отроко́м ро́су духо́вную, Сы́й Благослове́н и Препросла́влен.

Разу́мно возжела́л еси́, я́коже богови́дец, боже́ственную све́тлость ви́дети, Фео́доре, те́мже ви́димая вся́ оста́вил еси́, во мра́к же вше́д, зре́ти сподо́бился еси́ Непостижи́маго.[Дважды.]

Яда ты́ змии́на душетле́ннаго, преблаже́нне Фео́доре, ника́коже прии́м, сего́ па́мять, о́тче, погуби́л еси́, па́мять непреста́нно Бо́жию в се́рдцы, блаже́нне, стяжа́в.

Богородичен: Святы́х Свята́го, во святы́х почива́ющаго, свя́то породила́ еси́, Де́во Всенепоро́чная, за милосе́рдие мно́гое Челове́ка бы́вша, из Тебе́ воплоще́нна, пре́жде Безпло́тнаго.

Пе́снь 8.

Ирмос: Пе́щь иногда́ о́гненная в Вавило́не де́йства разделя́ше, Бо́жиим веле́нием халде́и опаля́ющая, ве́рныя же ороша́ющая, пою́щия: благослови́те вся́ дела́ Госпо́дня Го́спода.

Ты́ светови́ден, Све́ту пресве́тлому бесе́довав, яви́лся еси́, преблаже́нне Фео́доре, едине́нием же лу́чшим па́че естества́ обожа́емь, зовы́й ны́не: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода. [Дважды.]

Му́ченик бы́в тве́рд ко греху́, да́же до кро́ве проти́влься, богому́дре Фео́доре, венце́м страда́ния твою́ главу́ украси́л еси́, зовы́й ны́не: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Богородичен: Яви́ся на́м из Тебе́, Богороди́тельнице, пра́вды све́тлое Со́лнце, просвеща́я вся́ческая заре́ю Божества́, вопло́щся Вы́шний, Его́же ны́не воспева́ем: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Пе́снь 9.

Ирмос: Безнача́льна Роди́теля Сы́н, Бо́г и Госпо́дь, вопло́щься от Де́вы, на́м яви́ся, омраче́нная просвети́ти, собра́ти расточе́нная, те́м Всепе́тую Богоро́дицу, велича́ем.

Ны́не не в гада́ниих тебе́ Христо́с ви́димь е́сть, к лицу́ же па́че ви́дится лице́м, и́стинным явле́нием, и́же сено́вным разре́шшимся зерца́лом, даро́в тезоимени́те, Спа́са и Бо́га на́шего. [Дважды.]

Жела́ние боже́ственное твое́ испо́лнися, Фео́доре, я́ко дости́г кончи́ну, е́же поще́нием издале́ча зря́ше со умиле́нием, его́же и получи́в, жела́ния уста́вил еси́, по́стников похвало́, мона́шествующих благоле́пие.

Богородичен: Неду́говав растле́тися преслуша́нием, пе́рвый Ада́м Тобо́ю, Богома́ти, обнови́ся: Ты́ бо, воплоще́нна Сло́ва ро́ждши без истле́ния неизрече́нно, тлю́ искорени́вши, нетле́ние процвела́ еси́.

Источник статьи: http://xn—-7sbahbba0chrecjllhdbcuymu3s.xn--p1ai/kanon/minea_may/kan_29may_feodor.html