Меню

Mozhno zakrit glaza molitve

Правда ли, что нельзя закрывать глаза во время совершения намаза?

Верующий во время совершения намаза стоит перед Всевышним Аллахом и разговаривает со своим Творцом и Господином. Следовательно, поведение и состояние молящегося должны подобать его положению.

Очень желательно, чтобы молящийся на протяжении всего своего намаза, от вступительного такбира до завершающего саляма, находился в хузуре. То есть ему следует проявлять покорность и совершать намаз искренне и с присутствием сердца.

Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:

وَأَقِمِ الصَّلَاةَ لِذِكْرِي

(смысл): «И совершай молитву, дабы поминать в ней Меня». (сура Таха:14)

Под этим повелением подразумевается обязательность совершения намаза, чтобы поминать в нём Аллаха. А отвлечение от Аллаха в намазе противоречит поминанию Аллаха. И как же может считаться исполнившим намаз с целью поминания Аллаха тот человек, который от начала до конца пребывал в отвлечённом от Всевышнего Аллаха состоянии?

Во время совершения намаза молящемуся желательно всё время смотреть на место суджуда, даже если он совершает намаз перед Каабой. Потому что такое положение молящегося способствует смиренности в намазе. Даже если человек совершает намаз в полной темноте, ему желательно направить свой взор на место совершения суджуда.

Однако во время чтения ташаххуда (ат-тахияту) молящемуся желательно смотреть на указательный палец правой руки с того момента, как он его поднял, до того, как встать на следующий ракаат, или до саляма, если он читал ташаххуд в последнем ракаате.

Также некоторые учёные приводят в виде исключения джаназа-намаз. В этом случае совершающему джаназа-намаз желательно смотреть на тело усопшего, ели оно находится перед ним.

Что же касается закрывания глаз во время совершения намаза, то, по мнению учёных шафиитского мазхаба, это считается нежелательным действием в намазе, если закрывание глаз причиняет вред молящемуся. Если закрывание глаз не причиняет человеку вреда, то в этом нет нежелательности, а если это способствует присутствию сердца (хузуру) и смиренности во время совершения намаза, то в этом не будет ничего предосудительного.

Имам Ибн Хаджар Аль-Хайтами в своей книге «Тухфат аль-мухтадж» об этом пишет следующее:

«Нежелательно в намазе закрывать глаза, потому что это является привычкой иудеев, и на это имеется запрет, хотя хадисы по этой теме передаются по слабым цепочкам. «По-моему (Имам Ан-Навави) мнению, в этом нет нежелательности, если нет опасности получения вреда» по причине закрытия глаз, ибо на это нет прямого запрета, который передаётся по достоверной цепочке. Ведь закрывание глаз во время совершения намаза препятствует рассеянности разума и бывает причиной для присутствием сердца (хузура) и смиренности, которые являются душой намаза и его рухом (духом).

Исходя из этого, ‘Иззудин Ибн ‘Абд Ас-Салям издал фетву, что предпочтительнее закрывать глаза во время совершения намаза, если открытые глаза мешают смиренности или хузуру сердца. Что касается того случая, когда молящийся по причине закрытия глаз опасается причинения себе вреда, то в этом случае ему нежелательно закрывать глаза. Более того, запрещается закрывать глаза во время совершения намаза, если молящийся предполагает, что это принесёт ему такой вред, который человек обычно не переносит.

Абдульхамид Аш-Ширвани в своих субкомментариях к книге «Тухфат аль-мухтадж» добавляет:

«Слова автора: «если открытые глаза мешают смиренности. » – то есть когда человек совершает намаз напротив разукрашенной стены или чего-то подобного, что может рассеять его разум. Однако желательно открывать глаза во время совершения суджуда, чтобы и глаза совершили суджуд. Это мнение высказал автор книги «Аль-‘Авариф», и с этим согласился Аз-Заркаши и другие».

Имам Ан-Навави в своей книге «Аль-маджмуʻ, Шарх Аль-Мухаззаб» также пишет об этом:

Избранным является мнение, что нет нежелательности в том, чтобы закрывать глаза во время совершения намаза. Потому что закрывание глаз способствует присутствию сердца и смиренности в намазе и препятствует взглядам по сторонам и рассеянности…

Исходя из вышеперечисленного, можно сказать, что закрывать глаза во время совершения намаза нежелательно только в том случае, когда это может причинить какой-либо вред молящемуся. В противном случае в этом нет нежелательности, а в некоторых случаях даже предпочтительнее закрывать глаза.

Муслим Абдулаев

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник статьи: http://islamdag.ru/verouchenie/49570

Дозволена ли молитва с закрытыми глазами?

Действия, которые являются нежелательными в намазе, следующие:

1. Сознательное несовершение необходимых действий (ваджиб), например, чтения суры «Аль-Фатиха». В таком случае намаз необходимо возместить, истекло его время или нет.

2. Сознательное несовершение желательных действий, например, чтения молитвы восхваления после вступления в намаз или тасбиха в поясном или земном поклонах.

3. Читать во втором ракаате суру на три аята больше, чем в первом.

4. Играть с одеждой или какой-либо частью тела, так как это нарушает смиренность в намазе.

5. Совершать намаз в рабочей (грязной, рваной) или домашней одежде (пижама или одежда, в которой не покажешься перед уважаемыми людьми, так как Аллах  более достоин стеснения).

Читайте также:  Молитвы в течении дня оптина пустынь

6. Опираться на что-либо во время намаза.

7. Крутить головой по сторонам без необходимости.

8. Совершать намаз перед человеком, который стоит лицом к вам.

9. Совершать намаз, сильно испытывая естественную нужду.

10. Совершать намаз на чужой земле без разрешения хозяина.

11. Совершать намаз, повернувшись лицом к огню.

12. Совершать намаз в местах, в которых порицается его совершать, например, в бане или туалете.

13. Совершать намаз посреди дороги, мешая движению.

14. Совершать намаз на кладбище.

15. Совершать намаз рядом с нечистотами.

16. Совершать намаз в одежде, на которой есть наджас, размер которого не портит намаз, или имея при себе такое же количество наджаса.

17. Совершать намаз в одежде, на которой есть изображения живых существ.

18. Совершать намаз в комнате, где есть фотографии и изображения живых существ, независимо от того, с какой стороны они расположены.

19. Совершать намаз перед спящими людьми.

24. Мужчинам во время земного поклона прижимать локти к земле.

25. Стоять, опираясь руками на пояс.

26. Заворачивать рукава выше локтей.

27. Совершать намаз только в брюках и майке, имея при этом возможность надеть рубашку.

28. Совершать намаз без головного убора.

29. Совершать намаз в последнем ряду, если передние не заполнены.

30. Считать прочитанные аяты и тасбихи, сгибая пальцы.

31. Без причины протирать лоб от пыли.

32. Без причины совершать земной поклон, прикасаясь к земле только лбом.

33. Совершать намаз голодным, если есть готовая пища. Если ещё есть время, то сначала нужно поесть, а затем совершить намаз.

34. Повторять чтение одной суры в двух ракаатах фард намаза, если только другие суры не знаешь наизусть.

35. Читать в ракаатах суры, специально нарушая порядок их следования в Коране. Например, в первом ракаате прочитать суру «Аль-Фаляк», а во втором – «Аль-Ихлас».

36. Читать в двух ракаатах суры, оставляя между ними одну суру. Например, в первом ракаате прочитать суру «Аль-Ихлас», а во втором – «Ан-Нас».

37. Совершать намаз, думая о чем-либо, что нарушает его смиренность и отвлекает мысли от намаза.

38. Во время намаза поворачивать пальцы рук или ног от кыблы.

39. Совершать земной поклон на край головного убора или на изображение живого существа.

40. Не опираться руками о колени во время поясного поклона.

41. Не класть руки на бедра во время сидения при чтении «Ат-Тахийята» и между двумя земными поклонами.

42. Если невозможно удержаться от зевания, то нужно прикрыть рот тыльной стороной ладони правой руки. Также порицается потягивание.

43. Отвечать на приветствие кивком головы или движением руки.

44. Во время намаза ловить насекомых и убивать их.

45. Совершать намаз, обвязав голову платком и оставив макушку неприкрытой.

46. Во время поясного и земного поклонов приподнимать одежду спереди или сзади, опасаясь испачкать ее.

47. Совершать поясной поклон до окончания чтения Корана и заканчивать чтение там.

48. Нежелательно, чтобы имам стоял в михрабе (ниша в мечети со стороны кыблы) без причины. Если же он стоит из-за тесноты в мечети, то это не порицается.

49. Нежелательно, чтобы имам стоял в одиночестве на приподнятом месте высотой в один локоть или в углублении глубиной в один локоть без причины. Но если один человек из джамаата стоит рядом с ним, то совершение намаза не порицается.

50. Закрывать глаза без причины. Если глаза закрываете, чтобы сосредоточиться и не отвлекаться, тогда можно.

51. Смотреть на небо во время совершения намаза.

52. При поясном поклоне держать голову поднятой или опущенной.

53. Закрывать рот и нос чем-либо во время совершения намаза.

54. Совершать намаз, накинув верхнюю одежду на голову сзади.

55. Совершать намаз, накинув верхнюю одежду на плечи, обвернувшись ею и не продев руки в рукава.

56. Удлинять первый ракаат в желательных намазах.

58. Обмахиваться одеждой или веером, пусть даже один или два раза.

59. Совершать намаз, положив что-либо в рот, что препятствует правильному чтению Корана.

Источник статьи: http://islam.ru/content/veroeshenie/48781

Можно ли молится с закрытыми глазами

Когда вблизи нет икон, например, на улице или в лесу, можно ли молиться, обращая взор к небу(многие святые так делали)? Можно ли молиться с закрытыми глазами и стоя на коленях или только в стоячем положении?

Жаль, что часто респонденты сайта не называют себя хотя бы условно — неудобно обращаться безлично. Но.
Понимаете, молитва не имеет ничего общего с производственной гимнастикой или военной выправкой. Обязательность держать глаза открытыми или, наоборот, закрытыми равно, как стояние на коленях или на ногах не имеют при обращении к Богу никакого значения. Вы сами выбираете то, что считаете наиболее подобающим в этот момент. И отсутствие иконы в это время, как Вы справедливо догадались, не помеха. Посудите сами, как и куда обращая «свой взор» молится, например, заключенный или захваченный террористами заложник? Внешне это может быть и решетка камеры, и грязный угол подвала. Но обращается — то он к Богу! Обращается не глазами, а сердцем, всей своей душой.

Читайте также:  Молитвы в помощи в вынашивании ребенка

Можно, но традиционно Христиане обращались лицом на восток при молитве, ведь Господь наш «Восток свыше»!
В любом случае будет лучше если подобные недоумения Вы будите решать с духовником. То, о чем Вы пишете, внешние действия при молитве, они могут быть весьма разнообразны, но они должны быть связаны с внутренним действием. Совет опытного в молитве не помешает.

Протоиерей Александр С.
29.05.03

Мир Вам, Батюшка Олег! Благословите.

Батюшка, скажите пожалуйста, как быть, когда, если молишься Иисусовой молитвой с закрытыми глазами, начинаешь засыпать? Можно ли молиться с открытыми? (Я думала – можно, но нужно следить, чтобы внимание сосредотачивалось не на том предмете, куда невольно падает взгляд, а в сердечном месте.) Нужно ли женщинам стараться покрывать голову при Иисусовой молитве, когда есть такая возможность?

И тебе мир, Юлия. Бог да благословит тебя обильно во спасение твое!

Отягчаться сном и засыпать за упражнением Иисусовой молитвой есть дело и даже по началу неизбежное! С одной стороны это свидетельствует нам о слабости нашей души, а с другой – о ненависти к спасительному деланию моления именем Иисуса Христа со стороны нашего падшего естества и злых духов.

Конечно, можно молиться и с открытыми глазами, но тогда намного труднее будет удерживать внимание в словах молитвы и сосредоточенность в сердечном месте. Когда я занимался внимательной Иисусовой молитвой, то всегда произносил ее с закрытыми глазами. А со сном надо бороться, как и с любой другой страстью, препятствующей молитве. Надо искать у святых отцов способы преодоления сна и сонливости и пробовать их на себе. Можно искать и свои варианты. Самым простым способом (после обтирания холодной водой) является держание руки или рук в подвешенном состоянии. Когда засыпаешь, рука падает вниз и ты просыпаешься.

Насчет покрытия головы – каждая верная пусть решает сама для себя, как ей удобней. Иисусовая молитва не является общественной церковной молитвой, но домашней, келейной, личной. Вот почему ношение головного убора для лиц женского пола при совершении этой молитвы вовсе не обязательно. Эта молитва не является просительной, благодарственной или славословящей, но есть дело непрестанной памяти о Боге (у новоначальных и средних) или пребывания в Боге и с Богом (у достигших совершенства). Эту молитву нельзя оставлять ни в бане, ни в душевой, ни в местах оправления, ни в прочих местах, где ношение платка неуместно или невозможно. Вот почему не стоит привязывать совершение этой молитвы к головному убору, чтобы не давать место бесовским смущениям. Ведь ты всегда предстоишь пред Господом Богом, будь то в платке или без платка, будь то одетая или обнаженная. Смущения же или отвлечение внимания будут возникать тогда, когда ты, например, будешь в какое-то время творить Иисусовую молитву в платке, а какое-то время без платка. У бесов здесь появляется почва для приставания помыслами законничества или смущением от кажущегося беззакония. Они будут также путать тебя вопросами типа: когда надевать? когда не надевать? почему сейчас не надела или надела? и т.п. – таким образом они подведут тебя к необходимости составления графика точной и обоснованной регламентации ношения головного убора, чего не может быть в принципе. Если тебе удастся составить для себя такой график, то ты попадешь в лапы обрядоверия и формализма, которые быстро «упорядочат» всю твою духовную жизнь, сделав ее безплодной и богонеугодной.

Воскресная школа
Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах

Богослужения
Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Из церковной жизни
Церковные Таинства
Духовное просвещение
Здоровье душевное и телесное
Литература, искусство
Церковь и общество
Видео
Актуально
  • Свободна ли воля человека?
  • О прейскурантах и пожертвованиях
  • Как для святого может быть приемлемо убийство?
  • О правильном отношении к смерти
  • Жить по воле Божией
  • Бог-Любовь и существование зла в мире
  • Сложные вопросы: супружеские отношения, контрацепция, период беременности
  • Гражданский брак: разве плохо, что мы любим друг друга?
  • Благословляет ли Церковь войну?
  • Является ли грехом обращение к бабушке-целительнице, чтобы снять сглаз, если она снимает его молитвами?
  • Привороты
  • Как отличить ученого от лжеученого, научную работу от псевдонаучной?
  • Что такое святость и достижима ли она?
  • О пастырском окормлении женщин, совершивших аборт
  • Символика цвета богослужебных облачений
  • Имена Божии

Нередко люди жалуются, что у них не получается нормально молиться — во время молитвы одолевает сон, приходят в голову всякие умные и полезные мысли на разные темы, вспоминаются всевозможные жизненные ситуации и т.д.

Ничего удивительного в этом нет. Все мы изучали физику. Поэтому можем вспомнить некоторые ее законы. Известно, что всякому действию есть противодействие. Подобное происходит и в духовном мире. Когда мы начинаем делать хорошее дело — а молитва это одно из самых важных добрых дел, — то возникают разного рода обстоятельства, которые нам мешают это делать. Например, человек, не имеющий еще духовного опыта, начал ходить в церковь молиться и участвовать в богослужении.

Сразу же появляются типовые искушения. Вот некоторые из них.

Человек входит в храм и сразу же ощущает на себе взгляды многих людей, у него появляется чувство, что все смотрят на него. И так все время до конца богослужения.

Следующее типовое искушение: нападает зевота, сонливость, слипаются от усталости глаза, буквально засыпаешь стоя. Но как только окончится богослужение и время молитвы — такое состояние как ветром сдуло.

Вот еще одно типовое искушение несколько иного характера, как думается. Человек искренне пришел в храм помолиться за богослужением. И вот человек стоит, а кажется, что на его плечи положили тяжелые мешки: так трудно стоять. Все тело буквально ломит от тяжести, ноги гудят и отказываются подчиняться.

Аналогичные ситуации, правда, случаются и в других жизненных обстоятельствах. Если я иду по улице вместе с другом и нам встречается его хороший знакомый, то они могут долго и с интересом разговаривать. Я же, для которого этот разговор будет неинтересен, буду стоять, переминаясь с ноги на ногу, и, может, даже спина заболит. Мой же друг стоит и бодро ведет разговор. У него таких проблем, как у меня, не возникло.

Человек, не сроднившийся с церковной молитвой, стоя в храме, удивляется, как стоят много часов в храме на богослужении слабенькие старушки и как весело после службы бегут домой. Так ведь им было интересно молиться, они духовно участвовали в том, что совершается в храме!

Когда человек стремится понимать богослужение и вникает в то, что поется и читается в церкви, все происходящее на службе становится близким и дорогим, поэтому и все описанные искушения рассеиваются, хотя появляются и новые. Приходится прилагать усилия, чтобы сосредоточиться на словах молитвы. Впрочем, эти искушения, отвлекающие нашу мысль от Бога и от смысла произносимых слов, мешают духовной жизни и дома, и в храме.

Таким образом, мы понемногу начинаем приходить в себя и понимать то, что называется по-славянски «духовной бранью», т.е. духовной битвой с собственными мыслями и чувствами, которая должна совершаться в нашем уме и нашем сердце.

Мы встали на молитву и хотим говорить с Богом. В данное время для нас это самое важное дело, а все остальное, как бы оно существенно и нужно не было, — несвоевременно, это следует отложить на потом. Так, если пришли на прием к очень значимому человеку, не будем же мы все время отвлекаться на другие дела и вести посторонние разговоры… А уж тем более это существенно во время разговора с Богом.

Когда мы едем на велосипеде, то для того, чтобы ехать по дороге прямо, мы все время подруливаем. Так и во время молитвы: нужно постоянно отодвигать в сторону самые, казалось бы, актуальные дела и полезные мысли, чтобы все время прилагать усилия, дабы наш ум был направлен именно на те мысли и слова, которые мы приносим Богу. Иногда это очень трудно дается. Кроме этого, следует обратить внимание и на то, что непрощение обид, недобрые слова и поступки по отношению к другим людям однозначно мешают нашей молитве.

Без постоянной духовной борьбы ни духовное возрастание, ни благодатная молитва невозможны. Ведь молитва — это далеко не только наши усилия, но и, в первую очередь, дар Божий.

Кроме того, следует сказать, что во время молитвы следует выключить наши воображение и мечтательность. Не следует себе представлять в это время ни Бога, ни Богоматерь, ни святых, ни то, как они к нам относятся. Молясь перед иконой, не нужно с большим вниманием рассматривать лик иконы. Во время молитвы ведь не мы через икону смотрим на Бога, а, скорее, Он на нас. Надо со вниманием говорить слова молитвы Богу, все время отбрасывая посторонние мысли и чувства.

Можно молиться дома перед иконами и с закрытыми глазами.

Учиться молиться — значит учиться общаться с Богом.

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт «КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ».
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Источник статьи: http://molitvy-chtenie.ru/voprosy/mozhno-li-molitsya-s-zakrytymi-glazami