Меню

Не все молитвы понимаю в храме

Не понимаю слова на службе. Что делать?

Приблизительное время чтения: 0 мин.

Вопрос читателя:

Здравствуйте. Меня очень угнетает неразборчивость речи на службе. Во время службы я, не понимая о чем она, мысленно произношу Иисусову молитву.

Дошло до того, что я постоянно стала читать эту молитву.

Зачем я хожу в храм, если не разбираю слов?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Божие на Вас благословение!

К сожалению, это очень распространенная проблема.

В храме верующие собираются ради совместной молитвы и участия в Божественной литургии, приобщения к Таинству Евхаристии. Без храма и совершения богослужения сделать это невозможно. Также обычно в храме человек может исповедоваться, и это тоже очень важное Таинство.

Как же быть, чтобы не лишать себя осмысленного участия в богослужении? Сегодня, когда в лавках при храмах продается разная литература, а с планшета и телефона можно спокойно выйти в интернет, думаю, будет разумным решением купить тексты служб или перед богослужением вывести их на экран телефона или планшета и, будучи на богослужении, следить за происходящим по тексту. К примеру, вот Последование Божественной Литургии.

Одновременно с этим нужно купить (или найти в сети) какую-нибудь не очень сложную книгу о структуре православного богослужения и постепенно, не затягивая, изучить, из чего состоит Божественная литургия, вечерня, утреня, что такое часы. Дальше можете прочитать тексты молебнов, панихиды и литии. Скажем, вот небольшое объяснение того, как проходит литургия в Православной Церкви.

Таким образом служба станет Вам близка и понятна и по содержанию текста, и по смыслу совершаемых священнослужителями действий, в которых молитвенно участвует каждый молящийся в храме.

Иисусову молитву читать очень хорошо, ее нужно читать постоянно — и когда готовите, и когда что-то еще делаете, особенно механическое, так что ум свободен, можно даже потом научиться совмещать ее чтение с осмысленным участием в службе, но эта молитва не должна быть прикрытием от того, чтобы начать понимать богослужение. А в этом понимании, например, могут помочь некоторые материалы на «ФОМЕ». В рубрике Литургия с пояснением Вы можете найти сразу несколько текстов о Божественной литургии.

Источник статьи: http://foma.ru/ne-ponimaju-slova-na-sluzhbe-chto-delat.html

Православная Жизнь

«Итак, вера от слышания, а слышание от слова Божия». Это слова из Послания апостола Павла к Римлянам (10, 17). Что же делать человеку, если он на богослужении не понимает смысл слов молитв и псалмов? Разъясняет протоиерей Александр Пономаренко – настоятель Свято-Троицкого храма в Желтых Водах.

Православный христианин – это очень интересующийся человек. У него постоянная пытливость ума, он хочет знать ответы на многие вопросы, много читает.
«Блаженные нищие духом» – Говорит нам Господь.
И если в человеке есть это качество, он будет изучать свою веру. Значит, он возьмет книги, где описывается устав Церкви, и те, где есть перевод всех молитв во время Литургии. И тогда он будет понимать, что происходит на богослужении, будет знать его смысл.

«Не может же человек топтаться на месте!»

И еще очень немаловажно, чтобы мирянин готовился к службе, а не только каноны к Причастию читал, но и воскресное Евангелие, и Апостол. Чтобы он пришел в церковь и уже знал, о чем читается. Чтобы еще идя в церковь, размышлял на евангельскую тему.
Человек, который ходит в храм несколько месяцев, может еще что-то не понимать на службе. Но тот, кто посещает богослужения годами, уже знает и значение самой службы, и текст молитв, которые священник читает, знает перевод каждого слова.
Ну, не может же человек топтаться на месте! Если он любит Церковь, он будет изучать все, что с ней связано.
Потому что православному христианину интересно, о чем молится священник, и какой смысл этих молитв. Тем более, что священников сейчас благословили читать тайные молитвы вслух, и теперь все это слышно в храме. И даже если он не очень хорошо слышит физически, то должен знать смысл Литургии и Всенощного бдения.

«Будет благоговение – не будет спешки»

Священник должен беспокоится о качестве чтения – это немаловажная деталь храма. Чтобы не было так, что чтец читает бегло, и никто ничего не понимает. Как-то я был в одном из храмов, где читают не очень много канонов, но медленно и членораздельно – слышно каждое слово. У них не все читается, служба длится два часа, но люди активно понимают ее. Я взял это за основу в своем храме. И думаю, лучше пусть меньше будет прочитано в церкви, но чтобы людям это было понятно. Чем прочитать-протараторить, а миряне слов не слышат.
Ведь с нас, священников, спрашивается, не сколько мы канонов в храме вычитали, а сколько людей к Богу привели.
Также немаловажны и моральные качества чтецов. Потому что если люди собрались в церкви, а псаломщик, допустим, кого-то обидел или оскорбил, то человеку, которого он обидел, сложно молиться, когда он слышит голос обидчика. Конечно, надо все прощать, но ведь мы люди… Человеку может быть больно. Поэтому нравственные качества чтецов и пономарей нужно обязательно учитывать.
Но главное — все молитвы и псалмы должны читаться с благоговением. Будет благоговение – не будет спешки. Без благоговения — и самого богослужения не будет.
Батюшкам тоже нужно читать молитвы внятно, чтобы люди слышали. И если слов священника не разобрать, прихожанам лучше ему об этом сказать. Потому что задача пастыря – собрать людей, а если они его плохо слышат, то возникают искажения в восприятии.

Читайте также:  Молитвы ангелам каждого дня недели

«Вносить элемент творчества»

Вообще, должна быть школа для молодых священников. Чтобы недавно рукоположенный иерей не после Сорокоуста выходил на приход, а хотя бы год прослужил в соборе или храме, где есть опытное духовенство.
А еще я думаю, что священник должен вносить элемент творчества в богослужение – заранее обдумывать его, выстраивать проповедь так, чтобы людям было понятно. Задача священника – донести слово Божие человеку.
Также считаю, что проповедь не должна быть длинной. Потому что каждый учитель знает: если он не выложит материал за десять минут, дальше внимание учеников рассеивается.
И все-таки, в первую очередь, важно, чтобы православный христианин знал богослужение. Тогда ему не помешает ни плохая акустика, ни дикция чтеца или священника.
И когда происходит самая главная часть Литургии, читается Евхаристический канон, и Господь руками священника вино и хлеб прилагает в Тело и Кровь, где бы человек не стоял в храме – умом и сердцем он должен быть рядом со Христом.
И для священников, и для мирян есть три главные христианские ценности: Христос, Евангелие и Предание. И тогда не будет никаких недопониманий, недоумений, наслоений и другой «каши» в голове.

Источник статьи: http://pravlife.org/ru/content/chto-delat-esli-ne-ponimaesh-smysl-slov-molitv-na-bogosluzhenii

Можно ли читать во время богослужений собственные молитвы?

Можно ли читать во время богослужений собственные молитвы?

Мир Вам, дорогие посетители православного островка “Семья и Вера”!

Одна православная женщина задала следующий вопрос, который волнует многих людей, не понимающих слов молитв и песнопений богослужений:

В одном из духовных журналов я прочитала, что не разрешается в церкви читать про себя собственных молитв, а также молитвы православные по книжкам отдельно от церковного пения, особенно на всенощной, когда так читается всё быстро и неразборчиво, что нельзя уловить смысла молитв. Когда я молюсь за литургией, которую хорошо знаю, то я могу не пользоваться другими молитвами, но за всенощной — иное дело. Я должна читать про себя хоть Иисусову молитву, что раньше мне и разрешал мой духовник: он мне говорил, что какой-то святитель (забыла имя) говорил, что «если вы в церкви не понимаете чтения, тогда нужно читать молитву Иисусову». Что же теперь? Я, значит, не могу ходить ко всенощной, если я не понимаю чтения? Раньше я читала другие молитвы, и мое внимание не разбивалось”.

Отвечает архиепископ Аверкий (Таушев):

“В храме совершается общественное Богослужение. Это — общая молитва всех верующих, которые объединяются духовно в этой общей молитве об одном и том же — об общих своих нуждах духовных и телесных. Поэтому неправильно поступает тот, кто, приходя в храм на Богослужение, не желает участвовать в этой общей молитве, которая должна совершаться « едиными усты и единем сердцем», а молится сам по себе, отдельно от обще-церковной молитвы. Лишь в этом смысле и только в этом запрещается в православном храме молитва отдельная, своими особыми молитвами, по молитвенным книжкам, как это принято, например, у римо-католиков, которые не участвуют в общей церковной молитве, как мы, православные.

Читайте также:  Как делать намаз молитвы для намаза

НО СЛЕДИТЬ ЗА БОГОСЛУЖЕНИЕМ ПО ТАК НАЗЫВАЕМОМУ «ВЕЛИКОМУ СБОРНИКУ» ИЛИ ПО ДРУГИМ БОГОСЛУЖЕБНЫМ ИЛИ МОЛИТВЕННЫМ КНИГАМ, СОДЕРЖАЩИМ В СЕБЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ, КОНЕЧНО, НИСКОЛЬКО НЕ ПРЕДОСУДИТЕЛЬНО, А, НАОБОРОТ, ПОХВАЛЬНО, ИБО МЫ И ДОЛЖНЫ ВО ВРЕМЯ БОГОСЛУЖЕНИЯ ВНИМАТЕЛЬНО СЛЕДИТЬ ЗА ТЕМ, ЧТО ЧИТАЕТСЯ И ПОЁТСЯ, И МОЛИТЬСЯ ТЕМИ ЖЕ СЛОВАМИ, КАКИМИ МОЛИТСЯ ВСЯ ЦЕРКОВЬ.

Тем более это естественно, когда чтение и пение бывает неразборчиво. Ведь мы, православные верующие, все должны сознательно участвовать в Богослужении, на что ясно указывает и наш Устав, когда говорит, что в ответ на возглас священника «МЫ» или «ЛЮДИЕ» отвечаем: «АМИНЬ» или «ГОСПОДИ, ПОМИЛУЙ» и прочее, и петь в церкви, по ясному смыслу уставных указаний, как и по самой идее нашего Богослужения, являющегося «общим делом», должен, собственно говоря, не хор, как что-то совершенно отдельное от молящихся, а все молящиеся.

Итак, должно быть ясно, что чтение по молитвенникам своих особых молитв во время Богослужения это — одно, а следить за ходом Богослужения по богослужебному тексту это — совсем другое. И насколько первое — предосудительно, настолько второе заслуживает только одобрения и поощрения.

Читать при неразборчивом чтении и пении Иисусову молитву вполне допустимо, тем более, что по уставу этой молитвой можно даже заменять все виды суточного Богослужения, как это указано в Следованной Псалтири. Само собою, должно быть понятно, что лучше творить про себя Иисусову молитву, чем, не понимая и не разбирая того, что читается и поётся на клиросе, позволять уму своему блуждать невесть где. Ум, ничем не занятый, естественно предаётся рассеянности, и вот это уже будет несомненный тяжкий грех”.

Источник статьи: http://semyaivera.ru/2016/07/31/mozhno-li-chitat-vo-vremya-bogosluzheniy-sobstvennyie-molitvyi/

Что делать, если не понимаешь о чем читают и поют в церкви?

Порой приходя в храм Божий некоторые люди не могут понять, что читают и поют на клиросе чтецы и певчие, о чем говорит диакон и священник в своих возгласах. Но ведь в принципе каждый из нас приходит в храм Божий для того, чтобы помолиться, принять участие в богослужении совместно с другими верующими. Как сказал Иисус Христос: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф: 18-20) Как же соединиться с Христом во время молитвенного общения в храме с Ним, если доброй половины богослужения понять не можешь, что делать?

Вариант 1. Внимательно слушать молитвенный текст, улавливая каждое его слово. Ну и пусть что-то не совсем понятно. Особенно это актуально для тех, кто редко посещает церковь, или начал ходить в нее недавно. Даже если мы не понимаем всех слов, то молитва и Благодать Божия, как следствие ее (конечно, при должном благоговении с нашей стороны) в любом случае вольются в души наши и пойдут на пользу!

Вариант 2. Для тех кто действительно захочет все понять и услышать молитвы он будет оптимальным. Сейчас среди духовной литературы можно встретить тексты практически всех служб. Данные книжицы помогут православным христианам — ведь по ним можно следить по тексту прямо во время богослужения!

В конце-концов можно изучить их спокойно и дома. Тексты служб есть и на православных ресурсах. А разобравшись в какой день читается тот или иной отрывок из Евангелия или Апостола можно заранее дома просмотреть его и уже на службе услышать его из уст священнослужителя. Отметим, что часто в церкви можно услышать и Псалтирь. Его также можно читать дома, а в храме услышав знакомые слова лишь постараться уловить смысл и вознести молитвы к Богу!

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/vopros/chto-delat-esli-ne-ponimaesh-o-chem-chitaiut-i-poiut-v-cerkvi-5cb36ae5770b5c00af9422b3

Что делать, если не понимаешь смысл слов молитв на богослужении

«Итак, вера от слышания, а слышание от слова Божия». Это слова из Послания апостола Павла к Римлянам (Рим. 10:17). Что же делать человеку, если он на богослужении не понимает смысл слов молитв и псалмов? Разъясняет протоиерей Александр Пономаренко – настоятель Свято-Троицкого храма в Желтых Водах.

Православный христианин – это очень интересующийся человек. У него постоянная пытливость ума, он хочет знать ответы на многие вопросы, много читает.

Читайте также:  Молитва чтобы хорошо приняли в новом коллективе

«Блаженные нищие духом» – Говорит нам Господь.

И если в человеке есть это качество, он будет изучать свою веру. Значит, он возьмет книги, где описывается устав Церкви, и те, где есть перевод всех молитв во время Литургии. И тогда он будет понимать, что происходит на богослужении, будет знать его смысл.

«Не может же человек топтаться на месте!»

И еще очень немаловажно, чтобы мирянин готовился к службе, а не только каноны к Причастию читал, но и воскресное Евангелие, и Апостол. Чтобы он пришел в церковь и уже знал, о чем читается. Чтобы еще идя в церковь, размышлял на евангельскую тему.

Человек, который ходит в храм несколько месяцев, может еще что-то не понимать на службе. Но тот, кто посещает богослужения годами, уже знает и значение самой службы, и текст молитв, которые священник читает, знает перевод каждого слова.

Ну, не может же человек топтаться на месте! Если он любит Церковь, он будет изучать все, что с ней связано.

Потому что православному христианину интересно, о чем молится священник, и какой смысл этих молитв. Тем более, что священников сейчас благословили читать тайные молитвы вслух, и теперь все это слышно в храме. И даже если он не очень хорошо слышит физически, то должен знать смысл Литургии и Всенощного бдения.

«Будет благоговение – не будет спешки»

Священник должен беспокоится о качестве чтения – это немаловажная деталь храма. Чтобы не было так, что чтец читает бегло, и никто ничего не понимает. Как-то я был в одном из храмов, где читают не очень много канонов, но медленно и членораздельно – слышно каждое слово. У них не все читается, служба длится два часа, но люди активно понимают ее. Я взял это за основу в своем храме. И думаю, лучше пусть меньше будет прочитано в церкви, но чтобы людям это было понятно. Чем прочитать-протараторить, а миряне слов не слышат.

Ведь с нас, священников, спрашивается, не сколько мы канонов в храме вычитали, а сколько людей к Богу привели.

Также немаловажны и моральные качества чтецов. Потому что если люди собрались в церкви, а псаломщик, допустим, кого-то обидел или оскорбил, то человеку, которого он обидел, сложно молиться, когда он слышит голос обидчика. Конечно, надо все прощать, но ведь мы люди… Человеку может быть больно. Поэтому нравственные качества чтецов и пономарей нужно обязательно учитывать.

Но главное — все молитвы и псалмы должны читаться с благоговением. Будет благоговение – не будет спешки. Без благоговения — и самого богослужения не будет.

Батюшкам тоже нужно читать молитвы внятно, чтобы люди слышали. И если слов священника не разобрать, прихожанам лучше ему об этом сказать. Потому что задача пастыря – собрать людей, а если они его плохо слышат, то возникают искажения в восприятии.

«Вносить элемент творчества»

Вообще, должна быть школа для молодых священников. Чтобы недавно рукоположенный иерей не после Сорокоуста выходил на приход, а хотя бы год прослужил в соборе или храме, где есть опытное духовенство.
А еще я думаю, что священник должен вносить элемент творчества в богослужение – заранее обдумывать его, выстраивать проповедь так, чтобы людям было понятно. Задача священника – донести слово Божие человеку.

Также считаю, что проповедь не должна быть длинной. Потому что каждый учитель знает: если он не выложит материал за десять минут, дальше внимание учеников рассеивается.

И все-таки, в первую очередь, важно, чтобы православный христианин знал богослужение. Тогда ему не помешает ни плохая акустика, ни дикция чтеца или священника.

И когда происходит самая главная часть Литургии, читается Евхаристический канон, и Господь руками священника вино и хлеб прилагает в Тело и Кровь, где бы человек не стоял в храме – умом и сердцем он должен быть рядом со Христом.

И для священников, и для мирян есть три главные христианские ценности: Христос, Евангелие и Предание. И тогда не будет никаких недопониманий, недоумений, наслоений и другой «каши» в голове.

Протоиерей Александр Пономаренко
Православная Жизнь

Источник статьи: http://voskrcerkov.ru/2015/09/07/chto-delat-esli-ne-ponimaesh-smysl-slov-molitv-na-bogosluzhenii/