Меню

Никита константинопольский хартуларий письмоводитель икона

НИКИТА ХАРТУЛАРИЙ

Блж. Никита Хартуларий (Письмоводитель). Икона

Никита Хартуларий (Письмоводитель) (XII), Константинопольский, тайный (сокровенный) угодник Божий, блаженный

Блаженный Никита жил в Константинополе и занимал должность письмоводителя (хартулария). Называют его «сокровенным» потому, что, живя в миру, среди городской суеты, тайными подвигами благочестия он достиг духовного совершенства и был великим угодником Божиим.

Его святая жизнь открылась при необыкновенных обстоятельствах. Два друга, некий священник и диакон Созонт, поссорились. Священник умер, и диакон очень скорбел, что они не успели помириться. Опытному старцу-подвижнику он рассказал о терзавшем его совесть грехе. Тот подал ему письмо и велел отдать его первому, кого Созонт встретит в полночь у храма Святой Софии, Премудрости Божией. Им оказался святой Никита-хартуларий. Прочитав письмо, он заплакал и сказал, что на него возлагается то, что превышает его силы, но молитвами старца, пославшего Созонта, он постарается это исполнить. Сотворив поклон перед церковными дверями, святой Никита сказал: «Господи, открой нам двери милости Твоей», — и двери храма сами собой открылись. Оставив диакона на пороге, святой Никита стал молиться, и Созонт видел, как его осиял чудный свет. Затем они вышли из храма, и двери закрылись. Подойдя к церкви Влахернской Божией Матери, святой Никита снова помолился и опять перед ними отверзлись двери. В храме стало светло, и из алтаря вышло два ряда священников, среди которых диакон Созонт узнал своего умершего друга. Святой Никита тихо сказал: «Отче пресвитер, побеседуй с братом твоим, и прекратите вражду, которую вы имеете между собой». Тотчас священник и диакон Созонт поклонились друг другу, с любовью обнялись и примирились. Священник ушел обратно, и двери сами собой затворились. Блаженный Никита сказал диакону: «Брат Созонт, спаси душу свою для себя и для моей пользы. Отцу же, пославшему тебя, скажи, что чистота его святых молитв и его упование на Бога могут и мертвых воздвигнуть». После этих слов блаженный Никита стал невидим для Созонта. Вернувшись к своему старцу-духовнику, диакон со слезами благодарил его за то, что, по его молитвам, великий сокровенный угодник Божий Никита-хартуларий снял грех с живого и мертвого.

Источник статьи: http://drevo-info.ru/articles/13676817.html

Храм в честь Святой Троицы села Юргинское

22 сентября день памяти Блаженного Никиты Константинопольского, хартулария

Блаженный Никита Константинопольский, хартуларий

Блаженный Никита жил в Константинополе и занимал должность хартулария (письмоводителя).

Называют его «сокровенным» потому, что, живя в миру, среди городской суеты, тайными подвигами благочестия достиг духовного совершенства и был великим угодником Божиим.

Его святая жизнь открылась при необыкновенных обстоятельствах. Два друга, некий священник и диакон Созонт, поссорились. Священник умер, и диакон очень скорбел, что они не успели помириться. Опытному старцу-подвижнику он рассказал о терзавшем его совесть грехе. Тот подал ему письмо и велел отдать его первому, кого Созонт встретит в полночь у храма Святой Софии, Премудрости Божией. Им оказался святой Никита-хартуларий. Прочитав письмо, он заплакал и сказал, что на него возлагается то, что превышает его силы, но молитвами старца, пославшего Созонта, он постарается это исполнить. Сотворив поклон перед церковными дверями, святой Никита сказал: «Господи, открой нам двери милости Твоей», – и двери храма сами собой открылись. Оставив диакона на пороге, святой Никита стал молиться, и Созонт видел, как его осиял чудный свет. Затем они вышли из храма, и двери закрылись. Подойдя к церкви Влахернской Божией Матери, святой Никита снова помолился и опять перед ними отверзлись двери. В храме стало светло, и из алтаря вышло два ряда священников, среди которых диакон Созонт узнал своего умершего друга.

Святой Никита тихо сказал: «Отче пресвитер, побеседуй с братом твоим, и прекратите вражду, которую вы имеете между собой». Тотчас священник и диакон Созонт поклонились друг другу, с любовью обнялись и примирились.

Священник ушел обратно, и двери сами собой затворились. Блаженный Никита сказал диакону: «Брат Созонт, спаси душу свою для себя и для моей пользы. Отцу же, пославшему тебя, скажи, что чистота его святых молитв и его упование на Бога могут и мертвых воздвигнуть». После этих слов блаженный Никита стал невидим для Созонта. Вернувшись к своему старцу-духовнику, диакон со слезами благодарил его за то, что, по его молитвам, великий сокровенный угодник Божий Никита-хартуларий снял грех с живого и мертвого.

Поделиться:

Добавить комментарий Отменить ответ

Икона дня

Православный календарь

Свт. Андрея, архиеп. Критского (740). Прп. Марфы, матери Симеона Дивногорца (551). Прп. Андрея Рублева, иконописца (XV). Страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии, Анастасии и страстотерпца праведного Евгения врача (1918).

Блгв. вел. кн. Андрея Боголюбского (1174). Обре́тение мощей прп. Евфимия Суздальского, чудотворца (1507 или 1512). Мчч. Феодота и Феодотии (108). Сщмч. Феодора, еп. Киринейского (310). Сщмч. Саввы, еп. Горнокарловацкого (1941) (Серб.).

Сщмч. Димитрия Казанского пресвитера (1942).

Галатской иконы Божией Матери.

Утр. – Страстотерпцев:Мф., 36 зач., X, 16–2270.Лит. – Страстотерпцев:Рим., 99 зач., VIII, 28–39.Ин., 52 зач., XV, 17 – XVI, 2.Свт.:Евр., 318 зач. (от полу’), VIII, 3–6.Мф., 21 зач., VII, 12–2171.Ряд.:Рим., 92 зач., VI, 11–17.Мф., 26 зач., VIII, 14–23.

Источник статьи: http://svjataja-troica.cerkov.ru/2018/09/22/22-sentyabrya-den-pamyati-blazhennogo-nikity-konstantinopolskogo-xartulariya/

Никита Хартуларий Константинопольский

Никита Константинопольский — почитаемый православный святой, который прославился своими незримыми тайными подвигами, совершенными в период мирской жизни. Позднее он занял должность письмоводителя. Тайны подвижнической жизни святого открылись странным способом. Однажды местный диакон и священнослужитель повздорили друг с другом, вскоре священник отдал душу Господу. Диакон Созонт переживал из-за того, что нему не удалось попросить прощения у умершего, поэтому обратился к одному святому старцу за советом. Тот вручил ему небольшое письмецо и сказал отдать его человеку, которого диакон встретить в 12 часов ночи около храма Святой Софии. Этим первым встречным оказался Никита Хартуларий.

Увидев написанное, Никита разрыдался и сказал, что это не в его силах, но он сделает все возможное. Святой поклонился и попросил Господа открыть свои двери, в ответ храмовые ворота распахнулись. Никита вошел внутрь и неустанно стал молиться, в это время он был озарен незримым сиянием. Тогда хартуларий направился к церковным дверям, которые также после молитвенных слов открылись пред ним. Навстречу ему вышли священники, среди которых оказался умерший друг диакона. Старые друзья побеседовали, обнялись и помирились, а двери церкви закрылись. Угодник Божий скончался в глубокой старости, а дата почтения его памяти приходится на 22 сентября по новому стилю и на 9 сентября по старому.

В 13 столетии для Руси настали суровые времена, наполненные страданиями, эпидемиями и войнами. Выстоять в нелегкой борьбе со всем этим народу помог великий князь Александр Невский, канонизированный после своей кончины как святой. Он славился своей силой, могуществом, мудростью и красотой, кротостью и благочестием, непоколебимой верой во Христа. Святой считается покровителем воинства, у него просят защиты от нападений недоброжелателей, ему молятся о спасении дома от притязаний злых людей.

Источник статьи: http://vseikony.ru/shop/nikita-khartulariy-konstantinopolskiy/

Преподобный Никита Исповедник , Константинопольский

День памяти

Житие

Пре­по­доб­ный Ни­ки­та Ис­по­вед­ник во вре­мя цар­ство­ва­ния им­пе­ра­три­цы Ири­ны (797–802) и ее сы­на Кон­стан­ти­на на­хо­дил­ся при их дво­ре.

От­ка­зав­шись от всех зва­ний и по­че­стей, Ни­ки­та ре­шил по­стричь­ся в ино­ки, но по прось­бе им­пе­ра­то­ра не уда­лил­ся в пу­сты­ню, а остал­ся в сто­лич­ном мо­на­сты­ре. Ко­гда им­пе­ра­тор­ский пре­стол за­нял ико­но­бо­рец Фе­о­фил, пре­по­доб­ный Ни­ки­та за об­ли­че­ние ере­си был из­гнан ере­ти­ка­ми из мо­на­сты­ря. Дол­го стран­ство­вал пре­по­доб­ный по стране.

Скон­чал­ся он в воз­расте 75 лет око­ло 838 го­да. При жиз­ни и по­сле смер­ти пре­по­доб­ный со­вер­шил мно­го чу­дес.

Случайный тест

Календарь на год

Дни особого поминовения усопших 2021

Дни поминовения новопреставленных

В жизни Николая II было два неравных по продолжительности и духовной значимости периода — время царствования и время пребывания в заключении. В первом периоде (пребывание у власти) Комиссия не нашла достаточных оснований для канонизации, второй период (духовных и физических страданий) для Церкви является более важным. За многими страданиями, перенесенными царской семьей за последние 17 месяцев жизни, которая закончилась расстрелом, мы видим людей, искренне стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия.
В страданиях, перенесенных царской семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине был явлен побеждающий зло свет Христовой веры.

Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский

Житие сщмч. Димитрия Казанского

1918 год. Ночью, в подвале Ипатьевского дома, была расстреляна семья последнего Императора Всероссийского Николая II.

2002 год. Создано представительство Русской Православной Церкви при европейских международных организациях.

Источник статьи: http://azbyka.ru/days/sv-nikita-ispovednik-konstantinopolskij

Блаженный Никита Константинопольский

День памяти: 9 / 22 Сентября

Блаженный Никита жил в Константинополе и занимал должность хартулария (письмоводителя). Называют его «сокровенным» потому, что, живя в миру, среди городской суеты, тайными подвигами благочестия достиг духовного совершенства и был великим угодником Божиим. Его святая жизнь открылась при необыкновенных обстоятельствах. Два друга, некий священник и диакон Созонт, поссорились. Священник умер, и диакон очень скорбел, что они не успели помириться. Опытному старцу-подвижнику он рассказал о терзавшем его совесть грехе. Тот подал ему письмо и велел отдать его первому, кого Созонт встретит в полночь у храма Святой Софии, Премудрости Божией. Им оказался святой Никита-хартуларий. Прочитав письмо, он заплакал и сказал, что на него возлагается то, что превышает его силы, но молитвами старца, пославшего Созонта, он постарается это исполнить. Сотворив поклон перед церковными дверями, святой Никита сказал: «Господи, открой нам двери милости Твоей», — и двери храма сами собой открылись. Оставив диакона на пороге, святой Никита стал молиться, и Созонт видел, как его осиял чудный свет. Затем они вышли из храма, и двери закрылись. Подойдя к церкви Влахернской Божией Матери, святой Никита снова помолился и опять перед ними отверзлись двери. В храме стало светло, и из алтаря вышло два ряда священников, среди которых диакон Созонт узнал своего умершего друга. Святой Никита тихо сказал: «Отче пресвитер, побеседуй с братом твоим, и прекратите вражду, которую вы имеете между собой». Тотчас священник и диакон Созонт поклонились друг Другу, с любовью обнялись и примирились. Священник ушел обратно, и двери сами собой затворились. Блаженный Никита сказал диакону: «Брат Созонт, спаси душу свою для себя и для моей пользы. Отцу же, пославшему тебя, скажи, что чистота его святых молитв и его упование на Бога могут и мертвых воздвигнуть». После этих слов блаженный Никита стал невидим для Созонта. Вернувшись к своему старцу-духовнику, диакон со слезами благодарил его за то, что, по его молитвам, великий сокровенный угодник Божий Никита-хартуларий снял грех с живого и мертвого.

Сщмч. Захария (Лобов), архиеп. Воронежский, 1930-е гг. Фотография

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ЗАХАРИЯ (ЛОБОВ), АРХИЕПИСКОП ВОРОНЕЖСКИЙ

Память 9 / 22 сентября, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе новомучеников и исповедников Соловецких и Соборе новомучеников и исповедников Казахстанских, а также в Соборах Воронежских и Липецких святых

Детство и юность

В миру Лобов Захар Петрович, родился 23 марта / 5 апреля 1865 года в слободе Петровке Павловского уезда Воронежской губернии[29] в семье мелкого чиновника (губернского коллежского регистратора) Петра Федоровича и Александры Павловны Лобовых (православного исповедания)[30].

В 1882 году окончил II Тамбовское духовное училище по II разряду[31] и поступил в Тамбовскую духовную семинарию, где проучился 4 курса по II разряду[32], закончил образование в Донской духовной семинарии в 1888 году по I разряду[33].

Вступил в брак с Александрой Андреевной (1869 — 1917), в их семье родилось семь детей:

  • Гавриил (1890 г.р.), окончил Донскую духовную семинарию и Московскую духовную академию в 1914 году[34], преподавал в Черниговской духовной семинарии, служил инспектором Черниговского епархиального женского училища, после революции преподавал в Донском университете, проживая в Новочеркасске по адресу: Арсенальная, 13.
  • Прокопий (1892 г.р.), окончив Московский Коммерческий институт и получив степень кандидата экономических наук, жил в Москве и служил в Московской Конторе Государственного Банка.
  • Алексей (1894 — 1942), окончив Новочеркасское духовное училище, затем Донскую духовную семинарию в 1915 г. по первому разряду, обучался в Киевской духовной академии, принял постриг с именем Антоний и стал архимандритом Киево-Печерской Лавры, умер в Устьлаге.
  • Симеон (1895 г.р.), окончив Новочеркасское духовное училище и Донскую духовную семинарию, Черниговское военное училище, стал офицером и находился на военной службе.
  • Вера (1896 г.р.), окончила Епархиальную женскую гимназию (Донское епархиальное женское училище в 1913 году), затем была слушательницей Бестужевских курсов в Петрограде, вышла замуж за Михаила Анохина – секретаря краевого прокурора, и в замужестве носила фамилию Анохина.
  • Арсений (1899 г.р.), выпускник Новочеркасского духовного училища (1913) и Донской духовной семинарии, военнослужащий
  • Ольга (1900 г.р.), закончила Донское епархиальное женское училище (В период первого своего ареста епископ Захария указывал, что Вера и Ольга работают машинистками в одном из учреждений Ростова-на-Дону, проживают на ул. Садовая, 99-б.)[35].

13 / 26 ноября 1888 года был рукоположен во священника Донским и Новочеркасским архиеп. Макарием (Миролюбовым) и назначен к Архангельскому храму слободы Сариновой (Нагольной) Голодаевки.

14 / 27 февраля 1890 года переведен в Рождественский храм хутора Ажинов, 23 марта / 5 апреля того же года — в Петропавловский храм города Александровска-Грушевского (ныне Шахты Ростовской обл.), являлся строителем собора. Был законоучителем городских одноклассных мужских (1890-1894) и женских школ (1894-1900), заведовал школой грамотности Азовской компании (1896-1900), был духовным следователем Александровского благочиния (1895-1900).

16 / 29 мая 1900 года был переведен в Новочеркасск. Служил в Михаило-Архангельском храме, а затем, с декабря того же года, — в Троицком храме.

С 1900 года был заведующим новочеркасской Михайловской женской школой, преподавал в ней Закон Божий.

В 1901 году назначен делопроизводителем Донского епархиального училищного совета. Сверхштатный (1901-1903) и штатный (1903-1908) член Донской духовной консистории. Один из ближайших сотрудников Донского архиепископа Афанасия (Пархомовича).

25 июля / 7 августа 1903 года был перемещен на должность ключаря Новочеркасского кафедрального собора.

С 1905 года — член епархиального Миссионерского комитета.

11 / 24 мая 1906 года был возведен в сан протоиерея. С 1906 года — член Донского епархиального совета.

22 декабря 1908 (это было бы 4 января 1909) года уволен с должности штатного члена Донской духовной консистории[36].

С 1909 года — законоучитель частного Коммерческого училища Абраменкова, с 1910 года — законоучитель Новочеркасской военно-фельдшерской школы.

С 1910 года — казначей Донского епархиального Богородичного братства, член строительной комиссии, член Донского епархиального училищного совета.

С 1915 года — член совета епархиального женского училища. В том же году организовал при Вознесенском соборе Миссионерский кружок ревнителей веры и благочестия, став его председателем.

28 марта 1921 года был переведен из Новочеркасского собора в церковь монастырского подворья[38].

В 1922 году проявил себя активным борцом с обновленчеством. Как сообщалось в обвинительном заключении ГПУ, «на съезде Донской епархии Лобов один из всего духовенства оставался тихоновцем». После осуждения советской властью епископа Ростовского Арсения (Смоленца), епископа Нижне-Чирского Николая (Орлова), ареста епископа Аксайского Митрофана (Гринёва) и увольнения обновленческим Высшим церковным управлением на покой Донского и Новочеркасского митр. Митрофана (Симашкевича) прот. Захария Лобов стал «правой рукой» последнего в организации сопротивления обновленцам. Привлекался к следствию по обвинению в «халатном хранении церковного имущества» (очевидно, за попытку пассивного сопротивления во время кампании по изъятию церковных ценностей). После ареста епископа Митрофана (Гринёва) в 22 января 1923 года церковный совет Троицкого храма Новочеркасска обратился к патриарху Тихону (Беллавину) с просьбой о

епископской хиротонии протоиерея Захарии Лобова[39].

Источник статьи: http://lektsii.org/11-11760.html

Читайте также:  Молитва для освящения иконы дома самому