Меню

Пасхальные молитвы дома правило

Часы Святой Пасхи (на Светлую Седмицу)

Здесь представлены молитвы, которые читаются вместо утренних и вечерних молитвенных правил во время Пасхи — Пасхальные Часы. К обычному молитвенному правилу возвращаются вечером в субботу Светлой Седмицы.

Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в, и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в. (Трижды)

Глас 6:
Воскресе́ние Христо́во ви́девше, покло́нимся свято́му Го́споду Иису́су, еди́ному безгре́шному.

Кресту́ Твоему́ покланя́емся Христе́, и свято́е воскресе́ние Твое́ пое́м и сла́вим: Ты бо еси Бог наш, ра́зве Тебе́ ино́го не зна́ем, и́мя Твое́ имену́ем.

Прии́дите вси́ ве́рнии, покло́нимся свято́му Хри­сто́ву воскресе́нию: се бо прии́де Кресто́м ра́дость всему́ ми́ру.

Всегда́ благословя́ще Го́спода, пое́м воскресе́ние Его́: распя́тие бо претерпе́в, сме́ртию смерть разру́ши. (Трижды)

Ипакои, глас 8:
Предвари́вшия у́тро я́же о Мари́и, и обре́тшия ка́мень отва́лен от гро́ба, слы́шаху от А́нгела: во свете присносу́щнем Су́щаго, с ме́ртвыми что и́щете, я́ко челове́ка;

видите гро́бныя пелены́, тецы́те и миру пропове́дите, яко воста́ Господь, умертви́вый смерть, я́ко есть Сын Бо́га, спаса́ющаго род челове́ческий.

А́ще и во гроб снизше́л еси, Безсме́ртне, но адо́ву разруши́л еси силу, и воскре́сл еси яко Победи́тель, Христе́ Бо́же, жена́м мироно́сицам веща́вый: Радуйтеся!, и Твои́м апо́столом мир да́руяй, па́дшим подая́й воскресе́ние.

Во гро́бе пло́тски, во а́де же с душе́ю я́ко Бог, в раи́ же с разбо́йником, и на Престо́ле был еси́, Христе́, со Отце́м и Ду́хом, вся исполня́яй, неопи́санный.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху:

Я́ко живоно́сец, я́ко ра́я красне́йший, вои́стину и черто́га вся́каго ца́р­ска­го показа́ся светле́йший, Христе́, гроб Твой, исто́чник на́шего воскресе́ния.

И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в, ами́нь.

Вы́шняго освяще́нное Боже́ственное селе́ние, ра́дуйся: Тобо́ю бо даде́сся ра́дость, Богоро́дице, зову́щим:

благослове́на Ты в же́нах еси́, всенепоро́чная Влады́чице.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху;

и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в, ами́нь.

Честне́йшую херуви́м и славне́йшую без сравне́ния серафи́м, без истле́ния Бо́га Слова́ ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу Тя велича́ем.

Моли́твами свя́тых оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́, поми́луй нас.

Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию сме́рть попра́в, и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в. (Трижды)

Источник статьи: http://mymolitva.ru/chasy-svyatoy-paskhi/

Часы пасхальные

Часы пасхальные – часть богослужения дня Пасхи (включающего в себяутреню, пасхальные часы, литургию и вечерню).

Читаются в Светлую седмицу (до утра субботы включительно) вместо утренних и вечерних молитв (молитвенного правила).

Молитвословия Часов пасхальных

Молитвами святых отцев наших, Господи Иисусе Христе, помилуй нас. Аминь.

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав. (Трижды)

Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, Единому Безгрешному. Кресту Твоему поклоняемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим. Ты бо еси Бог наш, разве Тебе 1 иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии, поклонимся святому Христову Воскресению: се бо прииде 2 Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши. (трижды)

Читайте также:  Старинные молитвы от порчи знахаря кирилла

Предварившия утро 3 яже о Марии 4 , и обретшия камень отвален от гроба, слышаху 5 от Ангела: во свете присносущнем Сущаго, с мертвыми что ищете яко человека? Видите гробныя пелены, тецыте 6 и миру проповедите 7 , яко воста Господь, умертвивый смерть, яко есть 8 Сын Бога, спасающаго род человеческий.

Аще 9 и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси яко Победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый 10 : Радуйтеся!, и Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение.

Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, неописанный.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу:

Яко Живоносец, яко рая краснейший 11 , воистинну и чертога всякаго царскаго показася светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего Воскресения.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь:

Вышняго освященное Божественное селение 13 , радуйся: Тобою бо дадеся радость, Богородице, зовущим: благословенна Ты в женах еси, Всенепорочная Владычице.

Господи помилуй. (cорок раз)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь:

Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав. (трижды)

Молитвами святых отцев наших, Господи Иисусе Христе, помилуй нас. Аминь.

2. Се бо прииде — ибо вот, пришла.

3. Предварившия утро — пришедшие до рассвета.

4. Яже о Марии — те, которые были с Марией (спутницы Марии).

Источник статьи: http://xn--b1aaqlccodb2ai.com/utrennie_molitvy_dni_pasxalnye.html

О молитвенном правиле в дни празднования Святой Пасхи

От Пас­хи до празд­ни­ка Свя­той Тро­и­цы (50 дней)

На Свет­лой сед­ми­це (7 дней от Пас­хи до утра суб­бо­ты Свет­лой сед­ми­цы включительно)

• Вме­сто вечер­них и утрен­них молитв (молит­вен­но­го пра­ви­ла) поют­ся или чита­ют­ся Часы Пас­хи. Часы Пас­хи поют­ся так­же вме­сто Пове­че­рия и Полунощницы.

• Кано­ны Пока­ян­ный, Бого­ро­ди­це и Анге­лу-Хра­ни­те­лю заме­ня­ют­ся кано­ном Пас­хи.
В “Пра­ви­ле ко св Свя­то­му При­ча­ще­нию” (М., 1893) гово­рит­ся: После­до­ва­ние ко Свя­то­му При­ча­ще­нию и молит­вы по При­ча­ще­нии пред­ва­ря­ют­ся трое­крат­ным чте­ни­ем тро­па­ря: «Хри­стос вос­кре­се из мерт­вых…”; псал­мы и Три­свя­тое (с тро­па­ря­ми после него) при этом не чита­ют­ся.

От Пас­хи до празд­ни­ка Воз­не­се­ния Гос­под­ня (40 дней)

• Все молит­во­сло­вия (в том чис­ле и бла­го­дар­ствен­ные молит­вы по Свя­том При­ча­ще­нии) пред­ва­ря­ют­ся трое­крат­ным чте­ни­ем тро­па­ря Пас­хи: «Хри­стос вос­кре­се из мерт­вых, смер­тию смерть поправ, и сущим во гро­бех живот даро­вав». Далее чита­ет­ся «Три­свя­тое».

• Молит­ва «Достой­но есть» заме­ня­ет­ся на:
«Ангел вопи­я­ше Бла­го­дат­ней: Чистая Дево, радуй­ся! И паки реку: радуй­ся! Твой Сын вос­кре­се трид­не­вен от гро­ба и мерт­выя воз­двиг­ну­вый; людие, весе­ли­те­ся! Све­ти­ся, све­ти­ся, новый Иеру­са­ли­ме, сла­ва бо Гос­под­ня на тебе воз­сия. Ликуй ныне и весе­ли­ся, Сионе. Ты же, Чистая, кра­суй­ся, Бого­ро­ди­це, о вос­ста­нии Рож­де­ства Тво­е­го».

С празд­ни­ка Воз­не­се­ния Гос­под­ня до Дня Свя­той Тро­и­цы (10 дней)

Читайте также:  Молитва чтобы все плохое закончилось

• Все молит­во­сло­вия начи­на­ют­ся с «Три­свя­то­го». Тро­парь Пас­хи не читается.

• Молит­ва «Достой­но есть» сно­ва начи­на­ет читать­ся (не чита­лась 40‑к преды­ду­щих дней).

Общие замечания к богослужению от Фоминой Недели до отдания Пасхи (из Богослужебных указаний)

1) От Неде­ли Фоми­ной до отда­ния Пас­хи все цер­ков­ные служ­бы и тре­бы пред­ва­ря­ют­ся трое­крат­ным пени­ем или чте­ни­ем тро­па­ря «Хри­стос вос­кре­се из мерт­вых…» (см. так­же в п. 5).

2) На всено́щном бде­нии «Хри­стос вос­кре­се из мерт­вых…» (три­жды) поет­ся, по тра­ди­ции, вме­сто «Прииди́те, поклони́мся…» и после «Бла­го­сло­ве­ние Гос­подне на вас…», перед нача­лом шесто­псал­мия (ср.: п. 5).

3) На вос­крес­ном все­нощ­ном бде­нии, по окон­ча­нии сти­хир Пас­хи на сти­ховне вечер­ни, поет­ся тро­парь «Хри­стос вос­кре­се из мерт­вых…» (еди­но­жды): он вхо­дит в послед­нюю сти­хи­ру, явля­ясь ее заключением.

4) На Литур­гии «Хри­стос вос­кре­се из мерт­вых…» (три­жды) поет­ся после «Бла­го­сло­ве­но Царство…».

  • При­ме­ча­ние. Обыч­но в нача­ле все­нощ­но­го бде­ния и Литур­гии свя­щен­но­слу­жи­те­ли поют тро­парь 2 раза пол­но­стью, а в 3‑й раз – кон­чая сло­ва­ми: «…смер­тию смерть поправ», а пев­цы закан­чи­ва­ют: «И сущим во гробе́х живот даро­вав». В неко­то­рых хра­мах тро­парь «Хри­стос вос­кре­се…» (еди­но­жды) поют свя­щен­но­слу­жи­те­ли, а затем (по еди­но­жды) повто­ря­ют его оба хора. Перед шесто­псал­ми­ем обыч­но «Хри­стос вос­кре­се…» все три раза поет хор.

5) «Хри­стос вос­кре­се из мерт­вых…» (три­жды) чита­ет­ся в нача­ле часов, вечер­ни, пове­че­рия, полу­нощ­ни­цы и утре­ни 1 : на 3‑м, 9‑м часах, пове­че­рии и полу­нощ­ни­це – вме­сто «Царю Небес­ный…», а на 1‑м, 6‑м часах 2 и вечерне (если непо­сред­ствен­но перед ее нача­лом про­чи­тан 9‑й час), по тра­ди­ции, вме­сто «Прииди́те, поклони́мся…».

  • При­ме­ча­ние. Поми­мо дан­ной, наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ной прак­ти­ки, суще­ству­ют еще сле­ду­ю­щие тра­ди­ции, каса­ю­щи­е­ся испол­не­ния тро­па­ря Пас­хи на служ­бах суточ­но­го кру­га в после­пас­халь­ный пери­од. По одной из них, на 1‑м, 6‑м часах и вечерне 3 тро­парь Пас­хи не отме­ня­ет текст «При­и­ди­те, покло­ним­ся…», а пред­ва­ря­ет его. По дру­гой тра­ди­ции, «Хри­стос вос­кре­се…» не про­из­но­сит­ся в нача­ле при­со­еди­ня­е­мых служб (напр., вечер­ни, 1‑го 4 и 6‑го часов), на них чита­ет­ся толь­ко «При­и­ди­те, поклонимся…».

6) На Литур­гии «Хри­стос вос­кре­се из мерт­вых…» поет­ся (еди­но­жды) вме­сто «Ви́дехом Свет Истин­ный…». Вход­ное: «Прииди́те, поклони́мся… вос­кре­сый из мертвых…».

7) В кон­це Литур­гии, по воз­гла­се: «Сла­ва Тебе, Хри­сте Боже, Упо­ва­ние наше, сла­ва Тебе», пев­цы поют: «Хри­стос вос­кре­се из мерт­вых…» (три­жды). На всех про­чих служ­бах после воз­гла­са: «Сла­ва Тебе, Хри­сте Боже, Упо­ва­ние наше, сла­ва Тебе» окон­ча­ние по обы­чаю. Отпуст на всех служ­бах начи­на­ет­ся сло­ва­ми: «Вос­кре­сый из мертвых…».

8) В вос­кре­се­нье, по отпу­сте Литур­гии, по древ­не­му обы­чаю, иерей три­жды осе­ня­ет народ Кре­стом и воз­гла­ша­ет: «Хри­стос вос­кре­се!», как и в дни Свет­лой сед­ми­цы. Пев­цы поют заклю­чи­тель­ное «Хри­стос вос­кре­се из мерт­вых…» (три­жды), «И нам даро­ва живот веч­ный, покланя́емся Его три­днев­но­му Вос­кре­се­нию» (еди­но­жды). По сед­мич­ным дням осе­не­ния Свя­тым Кре­стом не бывает.

Читайте также:  Молитва отправляющая порчу обратно

9) Тро­парь «Хри­стос вос­кре­се из мерт­вых…» поет­ся так­же в нача­ле молеб­нов, пани­хид, Кре­ще­ния, отпе­ва­ния и дру­гих треб.

10) «Царю Небес­ный…» не чита­ет­ся и не поет­ся до дня Свя­той Троицы.

11) Служ­бы слу­чив­ших­ся свя­тых во все вос­крес­ные дни Свя­той Пяти­де­сят­ни­цы (кро­ме вмч. Геор­гия, ап. Иоан­на Бого­сло­ва, свт. Нико­лая, свв. рав­ноап­о­столь­ных Кон­стан­ти­на и Еле­ны, хра­мо­вых и поли­е­лей­ных празд­ни­ков) не соеди­ня­ют­ся с вос­крес­ной служ­бой, а совер­ша­ют­ся на пове­че­ри­ях вме­сте с кано­ном Бого­ро­ди­цы из Окто­и­ха и три­песн­ца­ми Цвет­ной Три­о­ди (поме­ще­ны в при­ло­же­нии Триоди).

12) «Вос­кре­се­ние Хри­сто­во видев­ше…» на вос­крес­ной утрене поет­ся три­жды, а в про­чие дни на утрене, перед 50‑м псал­мом, единожды.

13) Канон Пас­хи поет­ся на вос­крес­ной утрене в Неде­ли жен-миро­но­сиц, рас­слаб­лен­но­го, о самаряны́не и о сле­пом, со все­ми тро­па­ря­ми и Бого­ро­дич­на­ми, без заклю­чи­тель­но­го «Хри­стос вос­кре­се из мерт­вых…» по каж­дой пес­ни и без при­пе­вов на 9‑й пес­ни кано­на. В сед­мич­ные дни (на буд­нич­ных служ­бах) канон Пас­хи петь не поло­же­но. В Неде­лю Анти­пас­хи и в празд­ни­ки с вели­ким сла­во­сло­ви­ем поло­же­но петь на ката­ва­сию ирмо­сы Пас­хи (кро­ме Пре­по­ло­ве­ния и его отдания).

14) Во все Неде­ли (т. е. вос­кре­се­нья) до отда­ния Пас­хи на вос­крес­ной утрене «Чест­ней­шую» не поет­ся. Каж­де­ние хра­ма на 9‑й пес­ни кано­на совершается.

15) Екса­по­сти­ла­рий «Пло­тию уснув…» поет­ся на вос­крес­ной утрене в Неде­ли, когда пола­га­ет­ся канон Пасхи.

16) На 1‑м часе во все дни от Неде­ли Фоми­ной до Воз­не­се­ния при­ня­то вме­сто «Взбран­ной Вое­во­де…» петь кондак Пас­хи, глас 8‑й: «Аще и во гроб…».

17) На Литур­гии, во все дни до Воз­не­се­ния, кро­ме празд­ни­ка Пре­по­ло­ве­ния и отда­ния его, поет­ся задо­стой­ник: «Ангел вопи­я­ше…» и «Све­ти­ся, светися…».

18) При­ча­стен Пас­хи «Тело Хри­сто­во приими́те…» поет­ся во все дни до отда­ния Пас­хи, кро­ме сед­ми­цы Фоми­ной и Пре­по­ло­ве­ния с попразднством.

19) Зем­ные покло­ны до дня Свя­той Тро­и­цы Уста­вом отменяются.

1 В после­до­ва­нии поне­дель­ни­ка 2‑й сед­ми­цы нача­ло утре­ни пока­за­но такое: «Сла­ва Свя­тей, и Еди­но­сущ­ней…», «Хри­стос вос­кре­се…» (три­жды). И «а́бие» (тот­час) по «Хри­стос вос­кре­се…» – «Сла­ва в выш­них Богу» и обыч­ное шесто­псал­мие. При этом заме­че­но, что такое нача­ло утре­ни долж­но быть «даже до Вознесения».
2 См.: Вален­тин, иером. Допол­не­ния и поправ­ки к кни­ге про­то­и­е­рея К. Николь­ско­го “Посо­бие к изу­че­нию Уста­ва Бого­слу­же­ния Пра­во­слав­ной Церк­ви”. 2‑е изд., доп. М., 1909. С. 19.
3 См.: Роза­нов В. Бого­слу­жеб­ный Устав Пра­во­слав­ной Церк­ви. С. 694.
4 См.: Роза­нов В. Бого­слу­жеб­ный Устав Пра­во­слав­ной Церк­ви. С. 676. Суще­ству­ет мне­ние, что «Хри­стос вос­кре­се…» в нача­ле 1‑го часа чита­ет­ся толь­ко в том слу­чае, если на утрене был отпуст; после все­днев­ной утре­ни 1‑й час, соглас­но дан­ной точ­ке зре­ния, как при­со­еди­ня­е­мая служ­ба, начи­на­ет­ся сра­зу с «При­и­ди­те, покло­ним­ся…» (см.: Миха­ил, иером. Литур­ги­ка: Курс лек­ций. М., 2001. С. 196).

Источник статьи: http://azbyka.ru/molitvoslov/o-molitvennom-pravile-v-dni-prazdnovaniya-svyatoj-pasxi.html