Меню

Руки при чтении молитв

Как держать руки во время дуа?

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, сказал: «Всевышний Аллах очень Милостив, и не может отпустить с пустыми руками того, кто раскрыл свои руки, обращаясь с мольбою к Нему» (Тирмизи)

В дуа лучше держать руки перед собой, раскрыв их на уровне груди. Причем следует раскрыть свои ладони так, чтобы между ними был промежуток (чтобы они не смыкались), даже если он небольшой. Не нужно класть одну руку на другую. Во время сильного холода можно сжать пальцы в кулак за исключением указательных (вытянутые указательные пальцы заменяют раскрытые ладони).

В «Фетаваи Хиндия» о молитве сказано следующее: «Самая лучшая молитва, которая совершается с поднятыми вверх ладонями с небольшим промежутком между ними. Держать руки на уровне груди во время молитвы считается действием, которое определяется как мустахаб (желательное)».

Пророк, мир ему и благословение, во время молитвы держал руки перед собой, раскрыв их на уровне груди. Существуют предания, по которым Он иногда поднимал руки до уровня плеч, иногда сводил ладони перед собой на уровне груди, а иногда переворачивал их во время мольбы ладонями вниз.

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, говорил: «Когда обращаешься к Всевышнему с молитвой то раскрывай руки, и не молись, перевернув их ладонями вниз. Закончив молитву, протри ладонями лицо» (Ибн Аббас).

Однако Посланник Аллаха, мир ему и благословение, иногда поворачивал ладони вниз во время молитвы. Он поступал так, когда не желал чего-то или опасался чего-либо («Муснад» Ахмад ибн Ханбаль). На основе этого хадиса, допустимо совершение молитвы с ладонями, повернутыми вниз. По учению имама Шафии, совершение молитвы подобным образом является сунной, когда человек чего-то боится или когда ему что-то угрожает. Имам Абу Ханифа придерживался мнения, что перевернутые вниз ладони во время молитвы являются сунной лишь при совершении молитвы дождя.

Источник статьи: http://muslimclub.ru/islam/voprosi/3.html

Ответы на вопросы

Человек — существо духовное и телесное одновременно, поэтому и в молитве участвуют и дух, и тело.

Молитва тела — это позы и движения, которыми сопровождается чтение текста молитвы:

  • молитвенная поза
  • коленопреклонение
  • воздевание рук
  • поклоны
  • крестное знамение

В православии существует устав, как это правильно делать и в какие моменты.

Важность участия тела в молитве

Для правильности молитвы важна поза, в которой молятся. Не потому, что Бог накажет за неточность, а потому, что положение тела влияет на состояние души, определяет эмоциональный настрой.

Расслабленная поза ведет к душевной расслабленности, рассеянности. Молитва без участия тела неполна, недостаточно интенсивна. Тело, находящееся в покое, отвлекает внимание молящегося от молитвы, провоцирует желание размяться и подвигаться.

Труд в молитве

Молитва не бывает без труда для тела. Заставляя тело прилагать усилия (стоять, кланяться, становиться на колени), христианин обуздывает свою плоть и не дает свободы страстям.

Святые Отцы считали трудную молитву, утомляющую тело, первой ступенью к истинной молитве.

Без телесного утомления невозможно восхождение к Богу!

Молитву православные сопровождают крестным знамением и поклонами.

Положение лежа ниц практикуется только один раз в году — во время чтения молитв на вечерне Пятидесятницы.

Как читать дома молитвы — стоя или сидя?

В Русской Православной церкви молитвы как в храме, так и дома принято читать стоя. Если стоять трудно (например, при сильной усталости или болезни), то допускается молитва сидя. Даже если вы лежите дома и не можете подняться с постели и сесть, это не препятствие для молитвы

Главное условие совершения молитвы – это благоговение и сосредоточенность.

Молитва стоя

Во время молитвы нужно помнить, что стоишь перед Богом. В этой ситуации неуместно легкомыслие. Стоять на молитве нужно

  • прямо,
  • благоговейно,
  • не переминаясь с ноги на ногу,
  • не делая суетливых движений.

Во время богослужения в храме в некоторые моменты разрешается сидеть. Это возможно во время чтения кафизм (отрывков из Псалтири) и паремий (отрывков из Ветхого Завета) на вечернем богослужении.

На Литургии сидеть не принято, но для людей, которые физически не могут долго стоять, делается исключение.

Однако, на богослужении всем необходимо стоять во время

  • чтения Евангелия
  • в промежутке между пением Символа веры и «Отче наш»
  • во время возгласов священника «Благословенно царство. »

Молитва на коленях дома

Коленопреклоненная молитва совершается дома, по особому усердию верующего. Она выражает особое смирение и почтение.

На коленях дома можно молиться в любое время,

кроме воскресенья и периода от Пасхи до Пятидесятницы.

Нельзя становиться на колени и в день после Святого Причастия

— вкусивший Тело Христово человек освящен, он не должен совершать знаков покаяния и тем самым унижать принятые им Святые Дары.

Коленопреклонения на литургии в православии

В православном храме продолжительные коленопреклонения во время богослужения совершаются только

  • в праздник Пятидесятницы,
  • на великой вечерне, которая служится сразу после Литургии.

В это время священник читает несколько длинных молитв и сам, вместе со всем народом, стоит на коленях.

В остальное время на церковных службах могут совершаться земные поклоны.

Коленопреклонений на Литургии не полагается В православных храмах в Белоруссии, Украине и Литве под влиянием католической церкви возникла местная традиция совершать коленопреклоненные молитвы. По сути это земные поклоны, для совершения которых верующие становятся на колени.

Поклоны во время молитвы. Что значит земной и поясной поклон в православии?

Во время молитв принято совершать земные и поясные поклоны. Это знак благоговения перед Богом.

Обычно поклон совершается после крестного знамения при произнесении особо значительных, важных слов молитвы.

В молитвослове всегда указывается, когда нужно делать поклон.

Как правильно совершать земной поклон?

Земной поклон — это поклон, во время которого верующий становится на колени, касается пола лбом и сразу поднимается.

В православной церкви земные поклоны нужно совершать, прикладываясь к святыням (иконам, мощам, священным реликвиям):

  • два земных поклона до прикладывания и
  • один земной поклон после прикладывания.

В некоторые дни церковь отменяет земные поклоны, поскольку они не соответствуют смыслу почитаемого события. В этих случаях земные поклоны заменяются поясными.

Это воскресные и полиелейные дни, и особо строго запрещаются земные поклоны в период с Пасхи до Дня Святого Духа (понедельник после праздника Пятидесятницы).

Во время воскресной Литургии в православии земные поклоны, по правилу Василия Великого, делаться не должны. Иногда это правило нарушается, и на возгласе хора «Един Свят, Един Господь Иисус Христос. » совершается один поклон.

Как правильно совершать поясной поклон?

Поясной поклон — это поклон в пояс, когда верующий стремится дотянуться рукой до пола, не сгибая колени.

  • Обычно делается сразу после крестного знамения
  • Поясной поклон обязательно совершается перед входом в храм.

Молитвенные жесты

Главный молитвенный жест в православии, как и во всем христианстве, — это крестное знамение.

Кроме него, в церковном богослужении священники пользуются жестом благословения.

О крестном знамении в православии: сила, значение и суть

В Церкви с апостольских времен принято осенять себя крестным знамением, или, как еще говорят, креститься.

Крестное знамение — это напоминание о Кресте, на котором был распят Господь Иисус Христос. Налагая на себя такой символический крест, мы призываем благодать Святого Духа.

Церковь учит, что крестное знамение оберегает христианина, потому что сила Креста Христова побеждает всякое зло.

Как совершать крестное знамение?

Крестное знамение совершается неторопливо и всегда правой рукой.

Сначала складывают пальцы:

  • большой, указательный и средний пальцы складываются вместе,
  • безымянный и мизинец остаются согнутыми.
Читайте также:  Энергия молитвы древние учения

Сложенными таким образом пальцами нужно коснуться

  • сначала лба, освящая свои мысли,
  • затем живота — во освящение сердца и чувств,
  • затем правого плеча
  • и, наконец, левого плеча — во освящение телесного здоровья и поступков.

После этого должен следовать наклон головы или поклон.

Нельзя кланяться, не закончив крестного знамения.

Перстосложения: двоеперстие и троеперстие в православии

Для крестного знамения в современном православии используется троеперстие.

  • большой, указательный и средний пальцы правой руки складывают вместе,
  • мизинец и безымянный прижимают к ладони.

Сложенные три перста символизируют Святую Троицу — Отца, Сына и Святого Духа, безымянный и мизинец напоминают о двойной природе Господа нашего Иисуса Христа – божественной и человеческой.

В древности пользовались двоеперстием: крестное знамение совершали вытянутыми указательным и средним пальцем, в то время как большой, безымянный и мизинец были сложены вместе.

Указательный и средний пальцы символизировали две природы Христа, большой, безымянный и мизинец — три Лица Святой Троицы.

После реформ патриарха Никона в православии стало использоваться троеперстие. Из-за этого произошел старообрядческий раскол. Только в XIX веке Церковь вновь разрешила креститься двоеперстием и использовать другие элементы старого обряда, и некоторые старообрядцы смогли воссоединиться с Церковью. Их общины называются единоверческими.

Именословное перстосложение

Существует еще один молитвенный жест — именословное перстосложение.

Оно используется священником для благословения верующих во время службы и вне ее.

Именословное перстосложение означает инициалы имени Господа нашего Иисуса Христа ICXC:

  • указательный палец вытянут,
  • средний слегка согнут, образуя букву С,
  • большой и безымянный пальцы скрещены буквой Х,
  • мизинец также согнут в виде буквы С.

Источник статьи: http://rublev.com/molitvoslov/otvety-na-voprosy/polozhenie-tela-pri-molitve-pozy-i-zhesty-molyashegosya

Внимание в молитве

Внима́ние во время молитвы — скон­цен­три­ро­ван­ность, сосре­до­то­чен­ность моля­ще­гося на адре­сате и пред­мете молитвы, собран­ность (нерас­се­ян­ность) ума, все­цело сосре­до­то­чен­ного на обра­ще­нии к Богу.

Во время молитвы ум не должен рас­се­и­ваться, блуж­дать, под­вер­гаться меч­та­ниям. Вни­ма­ние должно быть направ­лено на Того, к Кому обра­щена молитва, на внут­рен­ний смысл чита­е­мых (про­из­но­си­мых, про­го­ва­ри­ва­е­мых «про себя») слов. Во время молитвы чело­век может под­верг­нуться испы­та­нию – борьбе с иску­ше­ни­ями со сто­роны падших духов, «пад­шего чело­ве­че­ского есте­ства», воз­буж­да­ю­щих раз­ного рода гре­хов­ные помыслы, гре­хов­ные стра­сти.

Высшая сте­пень духов­ного вни­ма­ния — трез­ве­ние – состо­я­ние непре­рыв­ного духов­ного вни­ма­ния, через кото­рое можно, несмотря на суету и шум внеш­него мира, услы­шать глас Божий.

Необ­хо­ди­мость вни­ма­ния в молитве

Рас­се­ян­ность на молитве очень ярко сви­де­тель­ствует о нашей ото­рван­но­сти от Бога. Можем мы себе пред­ста­вить рас­се­ян­ность при встрече с главой госу­дар­ства, пат­ри­ар­хом, извест­ным чело­ве­ком?

Молитва – это личное обра­ще­ние, а не чтение текста. Бог знал этот текст ещё до того, как мы роди­лись.

Если мы не слу­шаем себя сами, во время молитвы, думая о сует­ном, то почему рас­счи­ты­ваем, что нас будет слу­шать Бог? Невни­ма­тель­ная молитва – лице­ме­рие перед Богом: «Люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко от Меня» ( Мк.7:6 ).

При­чины рас­се­ян­но­сти на молитве

  1. Небреж­ное отно­ше­ние к молитве. Сосре­до­та­чи­ва­емся мы на том, что нам важно. О чём думаем на молитве, то и явля­ется куми­ром, засло­ня­ю­щим Бога.
  2. Непо­нят­ность текста. Она бывает от непо­нят­но­сти цер­ков­но­сла­вян­ского языка и от непо­нят­но­сти исполь­зу­е­мых в молит­во­сло­виях обра­зов.
  3. Воз­дей­ствие падших духов. Один из мона­хов-пустын­ни­ков гово­рил: «Когда диавол видит, что мы молимся и ста­ра­емся пол­но­стью отдаться молитве, он пыта­ется вся­че­ски отвлечь наше вни­ма­ние. Он очень изво­рот­лив и хитер и для дости­же­ния своих ковар­ных целей исполь­зует те мысли, темы и пере­жи­ва­ния, кото­рые осо­бенно бес­по­коят нас. Он бьет нас по осо­бенно чув­стви­тель­ным, слабым местам, зарож­дает пороч­ные мысли, вся­че­ски раз­жи­гает их в нашем созна­нии… По тем мыслям, кото­рые обычно при­хо­дят к нам при молитве, мы можем узнать наши слабые места, дей­ству­ю­щие внутри нас стра­сти, и против них должны мы напра­вить наши усилия».
  4. Несо­раз­мер­ность пра­вила духов­ным силам. В молит­во­сло­вах обычно пуб­ли­куют полное молит­вен­ное пра­вило, рас­счи­тан­ное на мона­хов и духовно опыт­ных мирян. Однако тем, кто только начи­нает испол­нять молит­вен­ное пра­вило, трудно сразу начать читать его всё цели­ком. Обычно духов­ники сове­туют начи­нать с несколь­ких молитв, и затем, раз в одну-две недели добав­лять к пра­вилу по одной молитве, чтобы навык читать всё пра­вило цели­ком выра­бо­тался посте­пенно и есте­ственно.
  5. Сла­бость воли. Тре­бу­ется вос­пи­ты­вать, тре­ни­ро­вать волю, при­ла­гать еже­днев­ное усилие. Этому может помочь изу­че­ние опыта подвиж­ни­ков.
  6. Пси­хо­ло­ги­че­ские фак­торы: уста­лость, рас­се­ян­ность — неуме­ние кон­цен­три­ро­вать ум на дли­тель­ное время.

Для того чтобы выспаться, реко­мен­ду­ется ложиться спать не в тот день, когда нужно вста­вать.

Сла­га­е­мые вни­ма­тель­ной молитвы

Вни­ма­тель­ная молитва явля­ется даром Божьим тому, кто про­яв­ляет усер­дие в её при­об­ре­те­нии. Молитва даётся моля­ще­муся.

Наша молитва отра­жает наше внут­рен­нее состо­я­ние. Тре­бу­ется избе­гать мно­го­за­бот­ли­во­сти, засо­ре­ния памяти и вооб­ра­же­ния лишней инфор­ма­цией — глав­ным врагом молитвы в совре­мен­ном мире.

Фак­то­рами, спо­соб­ству­ю­щими кон­цен­тра­ции вни­ма­ния, явля­ются также потреб­ность, инте­рес, пра­виль­ный настрой.

Реко­мен­да­ции по обре­те­нию вни­ма­ния во время молитвы

  1. Под­го­товка, обре­те­ние внут­рен­ней тишины. Реко­мен­да­ция в начале молит­во­слова: Встав от сна, прежде вся­кого дру­гого заня­тия, бла­го­го­вейно пред­став­ляя себя пред Все­выш­ним Богом… Немного помедли, чтобы все чув­ства твои пришли в тишину и мысли оста­вили все земное, и тогда про­из­носи молитвы без поспеш­но­сти, со вни­ма­нием сер­деч­ным.
  2. Время молитвы. Богу нужно отда­вать лучшее (в т.ч. и время), а не вста­вать на молитву в край­ней уста­ло­сти и рас­се­ян­но­сти.
    Утром при­нято молиться до зав­трака. Хорошо перед этим про­чи­тать хотя бы одну главу из Еван­ге­лия.
    Вечер­нее пра­вило можно раз­де­лить на две части (первая закан­чи­ва­ется отпу­стом — Гос­поди Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пре­чи­стыя Твоея Матери, пре­по­доб­ных и бого­нос­ных отец…), прочтя вторую перед самым сном.
  3. Внеш­ние усло­вия. Сле­дует отклю­чать звук теле­фона, жела­тельно закры­вать дверь в поме­ще­ние, когда молишься. На одежду сле­дует обра­тить вни­ма­ние, акку­рат­ная одежда дис­ци­пли­ни­рует, спо­соб­ствует сосре­до­то­чен­но­сти.
  4. Непо­нят­ность текста молит­во­сло­вий. При непо­нят­но­сти текста сле­дует поль­зо­ваться тол­ко­вым молит­во­сло­вом.
  5. Если во время чтения молитв пришли посто­рон­ние помыслы, то воз­можно:
    — оста­но­виться и начать читать молитву заново, уже с долж­ным вни­ма­нием (не сле­дует зло­упо­треб­лять этим пра­ви­лом, чтобы не надо­рваться);
    — засечь время по будиль­нику и не обра­щать вни­ма­ния на коли­че­ство молитв.
    Нужно пом­нить, что самые бла­го­че­сти­вые поводы отвлечься – от лука­вого. Помыслы нужно отго­нять как лета­ю­щих мошек, без сомне­ния. Молитва – это время сугу­бой духов­ной борьбы.
    После потери вни­ма­ния можно взы­вать к Богу «Гос­поди, научи меня вни­ма­тельно молиться».
  6. Про­пу­щен­ное пра­вило не сле­дует после вычи­ты­вать задним числом, для сми­ре­ния полез­нее пока­яться в этом. Такой совет дает прп. Амвро­сий Оптин­ский.
  7. Про­из­но­ше­ние молитв. Тре­бу­ется чётко и не спеша про­из­но­сить слова цели­ком, не про­гла­ты­вая окон­ча­ний; не тара­то­рить; делать паузы между пред­ло­же­ни­ями и между молит­вами. Очень помо­гает вни­ма­нию чтение молитв нарас­пев.
    Жела­тельно и пра­вильно молитву тво­рить вслух и не тихо. Когда молитва тво­рится вслух, она задей­ствует не только наши рече­вые рецеп­торы, но и слух. От такой молитвы слож­нее отвлечься.
    Для уси­ле­ния вни­ма­ния полезно про­из­но­сить неко­то­рые фразы или слова молит­во­сло­вий дважды или даже неcколько раз.
  8. Земные поклоны – молитва тела – их нужно делать по воз­мож­но­сти часто. Мы сде­лаем во время пра­вила 10 покло­нов и удив­ля­емся, что молитва у нас невни­ма­тель­ная. Если сде­лаем 100, то вни­ма­ние заметно улуч­шится. Это хоро­ший способ тре­ни­ровки вни­ма­ния, запо­ми­на­ния молитв (память тела) и заботе о здо­ро­вье тела. Заду­мался – сделай поклон. Подвиж­ники в пожи­лом воз­расте даже верёвку к полу при­де­лы­вали, чтобы силой рук можно было вста­вать.
  9. Помощь святых. Про­сите автора молитвы или Ангела Хра­ни­теля укре­пить вас в молитве или молиться вместе с вами.
Читайте также:  Kakuyu molitvu nuzhno chitat chtobi vernuli dengi

Тре­ни­ровка вни­ма­ния обычно начи­нает давать плоды через несколько меся­цев.

Мой духов­ный отец мне сове­то­вал так читать утpен­ние или вечеp­ние молитвы: стал, помол­чал, пpед­стал пеpед Богом, пеpекpе­стился: Во имя Отца и Сына и Свя­того Духа, – не в свое имя и не pади себя самого, а во имя Божие и pади Него. Потом пpочти пеpвую фpазу молитвы, помолчи мгно­ве­ние, совеpши земной поклон и повтоpи ее, помолчи мгно­ве­ние и повтоpи ее еще pаз; тогда пеpе­ходи на сле­ду­ю­щую фpазу. Это значит, что утpен­ние или вечеp­ние молитвы (с покло­нами) зани­мают пpи­б­ли­зи­тельно два часа с поло­ви­ной, – но они дохо­дят.

Они дохо­дят, потому что ты услы­шишь те же слова тpи pаза и заста­вишь свое тело покло­ниться и вос­стать. Конечно, дойдут, сколько воз­можно, в пpе­де­лах твоей глу­бины.

Молись так, чтобы сеpдце на них отве­чало, а если не отве­чает, оста­но­вись, скажи: Гос­поди, пpости! я сказал святые слова, а до меня они не дошли… — и поду­май, почему. Если тебе пока­жется, что знаешь пpи­чину, скажи: Гос­поди, я не могу про­из­не­сти “оставь долги мои, как я остав­ляю”, потому что у меня в душе гоpечь, злоба, нена­висть, непpо­ще­ние. Пpости. Хочу пpо­стить – не могу; помоги моей немощи.

«Как же ты про­чув­ству­ешь молитву, когда непо­сред­ственно перед этим несколько часов сидел у теле­ви­зора, погло­щал разную инфор­ма­цию, а выклю­чив теле­ви­зор, тотчас же при­сту­пил к молитве? Хорошо было бы вообще не смот­реть теле­ви­зор, но если все же смот­ришь, то, выклю­чив его, сна­чала согрей свое сердце, прочти главу из Свя­щен­ного Писа­ния или из тво­ре­ния отцов с тем, чтобы посте­пенно ока­заться в месте молитвы (гото­вым к молитве). Только тогда про­чув­ству­ешь молитву. Загру­жен­ный про­бле­мами, с ледя­ным серд­цем, не смо­жешь бесе­до­вать с Гос­по­дом: впе­чат­ле­ния дня будут мешать тебе».

«Досто­ин­ство молитвы состоит един­ственно в каче­стве, а не в коли­че­стве. Тогда похвально коли­че­ство, когда оно при­во­дит к каче­ству… Каче­ство истин­ной молитвы состоит в том, что ум во время молитвы нахо­дится во вни­ма­нии, а сердце сочув­ствует уму.

Надо пом­нить, что сущ­ность молит­вен­ного подвига заклю­ча­ется не в коли­че­стве про­чи­тан­ных молит­во­сло­вий, а в том, чтобы про­чи­тан­ное было про­чи­тано со вни­ма­нием, при сочув­ствии сердца.

Молитва нуж­да­ется в неот­луч­ном сопри­сут­ствии и содей­ствии вни­ма­ния. При вни­ма­нии молитва состав­ляет неотъ­ем­ле­мую соб­ствен­ность моля­ще­гося, при отсут­ствии вни­ма­ния она чужда моля­ще­муся».

«Необ­хо­димо во время молитвы заклю­чать ум в слова молитвы, отвер­гая без раз­бора всякий помы­сел – и явно гре­хов­ный, и пра­вед­ный по наруж­но­сти.

Про­из­нося слова молитвы неспешно, не поз­во­ляй уму ски­таться повсюду, но затво­ряй его в словах молитвы».

«Молиться надо так, чтобы ум был все­цело собран и напря­жен. И если ты сам не слы­шишь своей молитвы (по рас­се­ян­но­сти), как же ты хочешь, чтобы Бог услы­шал ее? Во время молитвы мы можем удер­жи­вать вни­ма­ние, если будем пом­нить, с Кем бесе­дуем, если будем пред­став­лять, что при­но­сим духов­ную жертву».

По учению Отцов, вни­ма­ние ума при молитве надо направ­лять не на то, чтобы каким-то своим уси­лием пред­став­лять (меч­тать, вооб­ра­жать) себе Боже­ствен­ный мир. Это будет потуга вооб­ра­же­ния, про­ти­во­по­лож­ного вни­ма­нию, и дер­зость, недо­пу­сти­мая в молитве.

«Знай, что как Бог есть вне всех чувств и всего чув­ствен­ного, вне вся­кого вида, цвета, меры и места, есть совер­шенно безóбра­зен и без­ви­ден, и хотя везде есть, но есть пре­выше всего; то Он есть и вне вся­кого вооб­ра­же­ния… Отсюда само собою сле­дует, что вооб­ра­же­ние есть такая сила души, кото­рая по при­роде своей не имеет спо­соб­но­сти пре­бы­вать в обла­сти еди­не­ния с Богом».

После гре­хо­па­де­ния у нас про­изо­шло рас­чле­не­ние и рас­па­де­ние сил души; собрать воедино их может только бла­го­дать Божия. Поэтому вни­ма­тель­ность в молитве зави­сит во многом от всей нашей жизни – насколько мы стре­мимся стя­жать бла­го­дать; а молитва в этом отно­ше­нии явля­ется отра­же­нием нашего духов­ного состо­я­ния.

Первый от Гос­пода дар в молитве – вни­ма­ние, т.е. когда ум может дер­жаться в словах молитвы, не раз­вле­ка­ясь помыс­лами. Но при такой вни­ма­тель­ной не раз­вле­ка­тель­ной молитве сердце еще молчит. В этом-то и дело, что у нас чув­ства и мысли разъ­еди­нены, нет в них согла­сия. Таким обра­зом, первая молитва, первый дар есть молитва не раз­вле­ка­тель­ная. Вторая молитва, второй дар – это внут­рен­няя молитва, т.е. когда мысли и чув­ства в согла­сии направ­лены к Богу.

Молиться о даро­ва­нии молитвы вни­ма­тель­ной можно, но молиться о даро­ва­нии высо­ких молит­вен­ных состо­я­ний, я пола­гаю, погре­ши­тельно. Это надо все­цело пред­ста­вить Богу.

“Выпол­няя свое пра­вило, не то имейте в мысли, чтобы только вычи­тать все поло­жен­ное, а чтобы в душе воз­бу­дить и укре­пить молит­вен­ное дви­же­ние; – чтобы это полу­ча­лось:

  1. нико­гда спешно не читайте, а читайте будто нарас­пев, близко к тому. В древ­но­сти все чита­е­мые молитвы бра­лись из псал­мов. Но нигде не встре­чаю слова: читать, а везде петь.
  2. Во всякое слово вни­кайте и не мысль только чита­е­мого вос­про­из­во­дите в созна­нии, но и чув­ство соот­вет­ствен­ное воз­буж­дайте.
  3. Чтоб под­сечь позыв на спеш­ное чтение, поло­жите не то и то вычи­тать, а про­сто­ять на чита­тель­ном молит­во­сло­вии чет­верть часа, пол­часа, час, сколько обычно выста­и­ва­ете, и затем не заботь­тесь, что сколько про­чи­та­ете молитв, – а как пришло время, если нет охоты стоять далее, пере­ста­вайте читать.
  4. Поло­жив это, на часы, однако ж, не посмат­ри­вайте, а так ста­но­ви­тесь, чтоб стоять без конца: мысль и не будет забе­гать вперед.
  5. Чтоб пособ­ство­вать дви­же­нию молит­вен­ных чувств, в сво­бод­ное время пере­чи­тайте и пере­ду­майте все молитвы, кото­рые входят в ваше пра­вило, – и пере­чув­ствуйте их, чтобы когда на пра­виле ста­нете их читать, и знать напе­ред, какое чув­ство должно быть воз­буж­да­емо в сердце.
  6. Нико­гда не читайте без пере­рыва молитвы, а всегда пре­ры­вайте их сво­е­лич­ною молит­вою с покло­нами, в сере­дине ли молитв при­дется это сде­лать, или в конце. Как только вспа­дет что на сердце, тотчас оста­нав­ли­вай­тесь читать и кла­дите поклоны. Это послед­нее пра­вильце – самое нужное и самое необ­хо­ди­мое для вос­пи­та­ния духа молит­вен­ного. Если иногда какое чув­ство займет очень, вы и будьте с ним и кла­дите поклоны, а чита­ние бросьте, так до самого конца поло­жен­ного вре­мени.

Молитвы тво­рите не утром только и вече­ром, а и днем поча­сту кла­дите по нескольку покло­нов без уста­нов­ле­ний на то часов.

Озна­чен­ное в 5‑м и 6‑м пункте сде­лайте пред­ва­ри­тельно для одних утрен­них и наноч­ных молитв. Может быть, больше их и не ока­жется нужным читать другое что”.

Когда мы молимся, мы ста­ра­емся сосре­до­то­читься, и эта задача пси­хо­ло­ги­че­ски очень слож­ная. Многие жалу­ются часто, что во время молитвы мысли раз­бе­га­ются, вни­ма­ние трудно удер­жи­вать на пред­мете молитвы — бук­вально через несколько слов вни­ма­ние начи­нает отвле­каться на другие пред­меты. И дей­стви­тельно, молитва это слож­ней­ший пси­хо­ло­ги­че­ский навык. Это внут­рен­нее слово, кото­рое очень близко по своему харак­теру по своему про­цессу на про­цесс мыш­ле­ния. Но внут­рен­нее слово отли­ча­ется. Оно отли­ча­ется прежде всего тем, что оно гораздо ско­ро­теч­нее, чем слово внеш­нее, слово фоне­ти­че­ское, зву­ко­вая речь. И поэтому одна из задач духов­ного дела­ния, молитвы — это овла­деть своим внут­рен­ним словом. Без этого, пожа­луй, и научиться молитве-то невоз­можно до тех пор, пока мы не овла­де­ваем своим внут­рен­ним словом своей внут­рен­ней речью.

Читайте также:  Молитва милосердия двери отверзи когда читают

Для подвиж­ни­ков, кото­рые учи­лись молитве, кото­рые осво­или то вели­кое дости­же­ние пра­во­слав­ного аске­тизма, кото­рое назы­ва­ется «умное дела­ние», овла­де­ние молит­вой было, пожа­луй, самым глав­ным досто­ин­ством, глав­ным пред­ме­том их аске­ти­че­ских трудов. И от этого опыта нам доста­лись, как и учение о молитве, нам доста­лось очень много поуче­ний о том, как молитву Иису­сову совер­шить нужно в уме своем. В том числе и в нашем обыч­ном молит­во­слове есть следы этого аске­ти­че­ского опыта. Именно следы, потому что это всего лишь несколько фраз, кото­рые, кто откры­вал утрен­нее пра­вило молит­вен­ное Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви, конечно же, знает. Вот эти фразы:

«Вос­став от сна, прежде вся­кого дру­гого дела, встань бла­го­го­вейно, пред­став­ляя себя пред Все­ви­дя­щим Богом и совер­шая крест­ное зна­ме­ние, про­из­неси: во Имя Отца и Сына и Свя­таго Духа. Аминь». Затем немного подо­жди, пока все чув­ства твои придут в тишину и мысли твои не оста­вят всё земное, и тогда про­из­неси сле­ду­ю­щие молитвы без поспеш­но­сти и со вни­ма­нием сер­деч­ным».

Посмот­рите: это всего лишь две фразы. Но как много в них опыта, кото­рый каждый из нас может иметь в виду и попы­таться себе его при­сво­ить.

Но прежде всего: что такое «бла­го­го­вейно стать?» Конечно же, речь идет не только о телес­ной позе — ведь можно же молиться сидя, можно молиться даже и лежа, если здо­ро­вье не поз­во­ляет стоять. Но ведь и сидя­щий и лежа­щий чело­век может стоять бла­го­го­вейно. Не в том смысле, что только пред­став­лять себя сто­я­щим, но пере­жи­вать тот опыт, кото­рый испы­ты­вает чело­век, кото­рый стоит. И не просто стоит, а стоит, как здесь ска­зано, «пред Все­ви­дя­щим Богом». Все­ви­дя­щий Бог видит нас всяких. И это Его воля – видеть нас в любой момент нашей жизни. Это Его воля — быть перед нами. А наша воля – быть перед Ним. Мы можем об этом не знать, но Бог рядом. А вот в молитве нам нужно пред­стать перед Богом. Это срав­нить можно с тем, как если путник, совер­шая длин­ное путе­ше­ствие, вос­хо­дит на вер­шину горы, где нахо­дится некий храм — свя­ти­лище Богу. Вот он под­ни­ма­ется, он идет, он еще далек от того места, где он будет стоять перед святым алта­рем. Он далек, он должен только подойти к этому месту.

Так и чело­век, встав­ший от сна, проснув­шийся утром — он как бы под­ни­ма­ется в гору. Подъем этот труден. Очень трудно спро­со­нок сразу же ока­заться трез­вен­ным и бодр­ству­ю­щим, как это под­ра­зу­ме­ва­ется в аске­ти­че­ском пра­виле. Трудно очень тотчас же собрать и свое зрение, и свой слух, и свою речь, и сде­лать ее настолько собран­ной, сосре­до­то­чен­ной, точной, целе­устрем­лен­ной после сна – должно пройти время. А молит­вен­ное пра­вило под­ра­зу­ме­вает, что «прежде вся­кого дела». Но какого дела? Прежде, чем заняться какими-то делами, звон­ками, прежде чем отпра­виться к ком­пью­теру и посмот­реть, что изме­ни­лось в ново­стях в мире за ночь, или какие письма были напи­саны, или какие строчки за ночь появи­лись в «Фейс­буке»; прежде того, чтобы отпра­виться по делам, прежде того, чтобы сесть раз­би­раться с кни­гами, или начать свой рабо­чий день, или взяться за метлу, или взяться за мытье посуды. Но, несо­мненно, здесь допу­стимы такие дела, кото­рые бы спо­соб­ство­вали трез­ве­нию и бодр­ство­ва­нию.

Я думаю, что для совре­мен­ного чело­века очень важно перед тем, как он вста­нет на молитву, умыть лицо, умыть руки, про­мыть глаза — а может быть, даже и при­нять горя­чий душ (может быть, кто-то и холод­ный). И это спо­соб­ствует бодр­ство­ва­нию, и это нужно для молитвы. Я знаю: суще­ствует прак­тика молиться до утрен­них своих душа или умы­ва­ния. Но кому-то – кому трудно проснуться сразу и стать таким бодрым, – кому-то потребно такое водное омо­ве­ние. И тогда будет хорошо – если умыть лицо и руки, а может быть, и при­нять горя­чий душ.

Иными сло­вами, для молитвы чело­век уже должен быть готов — как тот самый путник, кото­рый взби­ра­ется на вер­шину где стоит свя­ти­лище, он должен встать, он должен дойти до того места, где он вста­нет перед самим алта­рем, перед Богом – перед Все­ви­дя­щим Богом. Вот это наше утрен­нее про­сы­па­ние озна­чает дойти, встать пред Все­ви­дя­щим Богом. «Встать внут­ренне» — это озна­чает встать лицом к лицу, ощу­тить себя перед Богом. Как это — «перед Богом?» – Один на один. Без посред­ника. Не в храме — перед Богом, Кото­рого никто нико­гда не видел. Я думаю, что это не только загадка — молитва, это и вели­чай­ший подвиг — молитва. Я думаю, что это и особая любовь – встать перед Богом. Не просто пред­ста­вить себе некое такое про­ти­во­сто­я­ние. Я думаю, что это особый дар, бла­го­дат­ный дар молитвы — стать перед Богом

«А затем немного подо­жди, — напи­сано в “Молит­во­слове”, — пока все чув­ства твои не придут в тишину». Тишина чувств — это непре­мен­ное усло­вие. Но если мы посто­янно пре­бы­ваем в тре­воге, в страхе, в стра­стях – можем ли такой тишины добиться? Думаю, что нет. И это тоже загадка, потому что, видимо отцы наши подвиж­ники- они умели эту тишину в себе создать. Это тишина твар­ная, эта тишина как пси­хо­ло­ги­че­ский навык. Это и вни­ма­ние, это и трез­ве­ние. Это и умение — не пода­вить чув­ства, нет — но вместе с тем, что чув­ства эти как мы гово­рим, обу­ре­вают чело­века, то есть пред­став­ляют собой бурю, вместе с тем где-то в этой буре отыс­кать уголок, где штиль. Может быть, малень­кий — метр на метр, уголок тишины, уголок в своем соб­ствен­ном сердце. Уголок тишины. В этом уголке как бы заме­реть. На самом деле молитва — это не зами­ра­ние, молитва — это очень актив­ное и очень бодр­ству­ю­щее дей­ствие. Уголок тишины – на минуту, на пять, на десять — этой тишины.

«И тогда про­из­неси сле­ду­ю­щие молитвы без поспеш­но­сти и со вни­ма­нием сер­деч­ным». Вот это самое слож­ное. Что такое «сер­деч­ное вни­ма­ние?» Сер­деч­ное – значит, оно с чув­ствами. Одни чув­ства мы при­вели в тишину – чув­ства земные, чув­ства страха, тре­воги, бес­по­кой­ства — может быть, тороп­ли­во­сти, суеты — ведь надо на работу соби­раться, на учебу. А другие чув­ства сер­деч­ные можно при­ве­сти в какой-то сте­пени в воз­буж­де­ние – чув­ство уми­ле­ния, чув­ство бла­го­го­ве­ния, чув­ство любви. Хотя бы на минуту, на пять, хотя бы на десять.

Нельзя ска­зать, что опи­сан­ное здесь — это непре­мен­ное усло­вие молитвы. Молитва бывает разная, молитва бывает всякая. Но это особая кра­сота молитвы – в уми­ле­нии, в уте­ше­нии с сосре­до­то­чен­но­стью сер­деч­ной, с сер­деч­ными чув­ствами уми­ле­ния и бла­го­го­ве­ния. Встать перед Богом с бла­го­го­ве­нием, встать перед пре­сто­лом Все­выш­него Царя, покло­ниться. И тогда, быть может, слова, кото­рые вы про­из­не­сете – они будут свя­щен­ным даром. Слова, кото­рые губы и язык про­из­не­сут с бла­го­го­ве­нием, как бы при­ка­са­ясь к этим сокро­вен­ным свя­щен­ным словам и звукам: «во имя Отца, во имя Сына, во имя Свя­того Духа»

Вот такие про­стые, каза­лось бы, пси­хо­ло­ги­че­ские упраж­не­ния, но с них и начи­на­ется молитва, и в них и совер­ша­ется молитва, потому что молитва — это бла­го­го­вей­ный дар нашего языка — в тишине, в бла­го­го­ве­нии пред­стоя Гос­поду.

Источник статьи: http://azbyka.ru/vnimanie_v_molitve