Меню

Сатанинская икона иисус христос

Жуткие и опасные адописные иконы (3 фото)

В средневековые времена на Руси стали появляться так называемые адописные иконы, содержащие под краской, окладом или левкасом антихристианские рисунки, скрытые от глаз наблюдателей. Эти рисунки изображали дьявола, демонов, ад и прочую чертовщину. К образу святого, например, могли быть пририсованы рога. При этом внешний слой иконы демонстрировал традиционные христианские сюжеты: Богородицу, Спасителя, апостолов и так далее.

Создававшим такие иконы богомазом сначала, как правило, наносился на основу грунт, а на нем изображались всякие неугодные Творцу картины. Затем иконописец ждал, пока краска высохнет, и наносил сверху новый слой грунта. Уже на нем богопротивный художник рисовал какой-нибудь канонический сюжет. Обычный человек не мог распознать в подобной картине «второе дно» и спокойно молился ей. Это многим нечестивым богомазам и было нужно.

Адописные иконы легендарны, поскольку ни одна из них не сохранилась до наших дней. Хотя не исключено, что никто просто не замечает скрытые изображения на некоторых многовековых образах, – для этого потребовалось бы очистить верхний слой краски или просканировать иконы специальным оборудованием. Термин «адописная икона» впервые встречается на памятнике шестнадцатого века, посвященном житию русского святого и юродивого Василия Блаженного.

Страшный грех адописных икон

Древний текст гласит, что однажды Василий Блаженный приблизился к воротам некоего города и заметил на них икону с изображением Богоматери, которую здесь считали чудотворной. Вопреки ожиданиям горожан, юродивый не стал молиться образу, а взял с земли крупный камень и со всей силы запустил им в икону. Толпа, разгневанная таким поступком, тут же потребовала от скитальца объяснений. Тогда Василий содрал с образа краску и продемонстрировал шокированным присутствующим изображение дьявола, которому простолюдины все это время бессознательно поклонялись.

Православное христианство признает существование адописных икон и считает их невероятно опасными. Дело в том, что верующий, молящийся перед таким образом, одновременно молится не только Иисусу Христу и святым, но также дьяволу и чертям, скрыто изображенным на картине. Иными словами, он буквально вверяет свою душу Сатане, даже не подозревая об этом. Многие русские священнослужители называют адописные иконы разновидностью черной магии.

Кто же создавал подробные произведения? В этих богомерзкий деяниях обвиняли староверов, иконоторговцев-офеней, жидовствующих и прочих еретиков. Считается, что чаще всего негодяи хотели очернить общепринятые христианские нормы и привить верующим страх или отвращение перед образами, прекратив таким образом идолопоклонничество. Хотя иногда речь шла о простых коммерческих подделках, которые снабжались скрытыми изображениями бесовщины в качестве злой шутки над покупателями.

Источник статьи: http://nlo-mir.ru/religia/49359-zhutkie-i-opasnye-adopisnye-ikony.html

Адописные иконы: Зачем на Руси художники рисовали дьявола под ликами святых

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Слухи 500-летней давности

В житии Василия Блаженного, написанном, вероятнее всего в XVI веке, подробно рассказывается о случае с образом Пресвятой Богородицы. Икона, выставленная на Варварских вратах Китай-города, слыла чудотворной, паломники стекались к ней со всей Руси. Василий же велел одному из своих учеников взять камень и расколоть икону. Когда ученик отказался, блаженный сам сделал это. На суде затем он показал, что под верхним слоем краски было скрыто изображение черта. Иконописец, якобы подкупленный дьяволом, был казнен.

Слухи о «черных», «окаянных» или «отступных» иконах не одно столетие передавались из уст в уста. Рассказывали случаи о том, как бесовские рожи находили под фольгой оклада или приклеенными с обратной стороны иконы. Кроме демонов и рогов, пририсованных к святым ликам, там могли быть рисунки человека с песьей головой, или надписи типа «Поклонись мне – мой будешь», или даже (о, ужас!) изображение турка с курительной трубкой. Чаще всего, якобы, рисовали адских созданий под слоем краски или грунта. Этнографы конца XIX века, кажется, не сомневались в существовании таких икон: «некоторые богомазы на загрунтованной доске пишут сперва изображение дьявола, и когда это изображение высохнет, снова загрунтовывают и уже на этом втором грунте изображают угодника». Богобоязненные обыватели искренне боялись не распознать богомерзкого изображения и, помолившись перед ним, впасть невольно в грех.

Зачем это могли делать?

Если оставить вопрос о достоверности подобных слухов, то историки находят в принципе несколько возможных объяснений такому феномену. Журналисты «Московских ведомостей» XIX века, например, рассказывая об адописи, высказывали предположения в стиле «теории заговоров» — обвиняли староверов, что те подобным гнусным образом пытаются очернить иконы более современного «фряжского письма», которое было ближе к западным образцам. Николай Лесков, который сам, кстати, одно время увлекался иконописью, в повести «Запечатленный ангел» рассказывает о подобном случае обмана торговцем-офеней, но находит ему более приземленное толкование:

Сказать страшно, что они со мною сделали! Один мне икону променял за сорок рублей и ушел, а другой говорит:
«Ты гляди, человече, этой иконе не покланяйся».
Я говорю:
«Почему?»
А он отвечает:
«Потому что она адописная», — да с этим колупнул ногтем, а с уголка слой письма так и отскочил, и под ним на грунту чертик с хвостом нарисован! Он в другом месте сковырнул письмо, а там под низом опять чертик.
«Господи! — заплакал я, — да что же это такое?»
«А то, — говорит, — что ты не ему, а мне закажи».
И увидал уже я тут ясно, что они одна шайка и норовят со мною нехорошо поступить, не по чести, и, покинув им икону, ушел от них с полными слез глазами…

Читайте также:  Мощевик для иконы что это такое

Остается, конечно, еще одно возможное и очень простое объяснение. В человеческой природе есть неискоренимое желание пошутить (не всегда умно и добро) и совершить что-то запретное, доказать самому себе, что ты выше правил. В современном мире прекрасным примером тому являются компьютерные вирусы, многие из которых создаются примерно с такой же мотивацией. Русский писатель и мемуарист Илья Сургучев, большая часть жизни которого прошла в эмиграции, описал одну необычную беседу с Максимом Горьким, где тот рассказывал о своем детстве и о недолгой работе в иконописной мастерской:

«Я ведь учился этому ремеслу. Но не пошло: веры не было. (…) Я был мальчишка бедовый. Подойдешь к одному-другому и шепчешь: «Нарисуй ему рожки!» Так меня и прозвали: «дьяволенок». (…) Пришел к товарищам попрощаться, один из них вынул из стола две маленькие иконки и сказал: «Вот для тебя специально написал, выбирай». На одной был написан мой Ангел Алексей — Божий человек, а на другой — дьявол румяный и с рожками. «Вот выбирай, что по душе». Я выбрал диавола, из озорства.»

Эту иконку Горький, по словам Сургучева, хранил всю жизнь и показывал ему еще много лет спустя.

Где доказательства?

Несмотря на многочисленные свидетельства «очевидцев» и распространенные слухи, историки и этнографы не склонны верить в существование того, чего никто не видел, и чему нет достоверных доказательств. Все-таки наука этим и отличается от обывательских россказней. Московский искусствовед Дина Гамадиева считает, что, возможно, подобные изображения были в единичных экземплярах и до наших дней не дошли: «Во всяком случае, я не знаю ни одной подобной иконы, не знают об этом ничего и мои наставники, и реставраторы, с которыми я разговаривала. Я почти на 100% уверена, что их больше нет, но если кто-то встретит адописный образ, то это будет очень любопытная находка прежде всего для ученых»

Некоторые исследователи считают, что за подобную дьявольщину неграмотные крестьяне могли принять вполне нормальные иконы, на которых иногда изображаются адские создания – в сюжетах искушения святых, страшного суда или адских мук. Также за адописные могли приниматься редкосюжетные иконы как, например, вот это изображение Святого мученика Христофора, который в православной традиции изображается с песьей головой.

В продолжение темы рассказ о том, что такое мерные иконы — что ими измеряли и для кого рисовали.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник статьи: http://kulturologia.ru/blogs/240519/43206/

Как отличить православную икону от адописной

Адописной иконой с XVI по XIX век на Руси называли иконы сатанистов-иконописцев, на которой были изображены черти и демоны, а поверх нее, часто весьма грубо, был написан образ Святого или Богородицы. Реже противники православия пририсовывали атрибуты дьявольских сил – рожки или копыта самим святым, а потом закрашивали сверху. Для неграмотного крестьянина поклонение такой иконе становилось настоящим испытанием – человек испытывал ужас, считая, что этим он отрекся от Христа, впадал в отчаяние, и злоумышленнику было легче склонить бедолагу к измене Отчизне, вовлечь в секту или уговорить совершить преступление.

История и значение

Адописные иконы считаются легендарными. О них ходят многочисленные легенды, часто встречаются упоминания в разных исторических документах, но реальные примеры таких икон до наших дней не сохранились. Впервые термин «адописные иконы» встречается в памятнике XVI века, житие Василия Блаженного.

Адописные иконы считались особенно опасными для верующего, поскольку оба изображения были неразрывно связаны друг с другом. Христианин, вознося молитву святому или Иисусу, изображенному на адописной иконе, одновременно молился и дьяволу.

Для простых людей это было настоящим испытанием веры, но одновременно являлось своеобразной притягательной игрой в распознание «дьявольских прелестей». Адописные иконы были особой разновидностью черной магии.

Первая «бесовская» икона

Согласно легендам, впервые с такими изображениями люди столкнулись в XVI веке. В житие Василия Блаженного рассказывается о странном поступке святого. На глазах верующих святой бросил камень в икону, на которой была изображена Богородица. Богомольцы оторопели. Образ считали чудотворным и усиленно ему молились.

Читайте также:  В какую сторону должны висеть иконы в доме

Ударившись об икону, камень обнажил страшное нутро. На свет показались черти и другая нечисть. Святой постепенно снял всю краску. На каждом сантиметре красовался чёрт или дьявол. Образ убрали с глаз долой и немедленно сожгли.

В XIX веке адописные иконы тоже были на слуху. Однако чаще всего их воспринимали как подделки. Чистовое верхнее письмо на образах было крайне неискусным.

Виноват «Синаксарь»

В XVI веке об адописных иконах упоминают два литературных памятника – изданный на русском языке в 1641 году сборник церковных текстов «Синаксарь», в который вошли жития Святых и речи Иоанна Златоуста и Василия Великого; и апокрифическое, то есть не признанное церковью, Житие Василия Блаженного, представление о котором дает работа филолога Татьяны Робертовны Руди «О талмудической параллели к «апокрифическому» Житию Василия Блаженного». Возможно, что «Синаксарь» мог подтолкнуть «умельцев» к созданию адописи, а потом уже это нашло отклик в народном творчестве.

Как создавались адописные иконы

В Средние века на Руси были распространены так называемые «адописные иконы». Свое название они получили за то, что имели 2 слоя. На первом, внешнем, изображались традиционные для икон сюжеты и образы: Иисус Христос, святые угодники и пр. На втором слое, скрытом под первым, были нарисованы картины ада, чертей, дьявола.

На первый взгляд, такие иконы ничем не отличались от обычных. Богомаз, как в старину именовали иконописцев, грунтовал доску, затем изображал не ней дьявола или другие адские силы, после чего вновь грунтовал доску поверх первого изображения и писал уже канонический образ. Иногда изображения дьявольские персонажи помещались под окладом или же к изображению святого пририсовывали рога, а затем скрывали их под слоем краски.

Считалось, что при молитве перед такой иконой человек обращался не к Господу, а к дьяволу, а молитва его давала противоположный эффект.

Могут возразить, что бесы на иконах вполне канонического толка тоже изображались, особенно в сценах, живописующих Страшный Суд. Однако в этом случае изображение нечистой силы и мук, которые претерпевают в аду грешники, призвано было устрашить верующих, а не спровоцировать поклонение дьяволу.

Суть явления

Так впервые в литературном памятнике XVI века всплывает упоминание о так называемых адописных иконах – легендарном культурном феномене в истории русской православной иконописи, когда под традиционными образами святых скрывались богомерзкие дьявольские изображения. Этнографы XIX века описывали адописные иконы так: иконописец изображал разного рода адскую нечисть, покрывал изображение слоем грунта, а сверху, уже вторым слоем наносил каноническое изображение святого. Описываются и упрощенные варианты адописных икон, когда святому просто пририсовывали рожки, скрываемые затем верхним слоем краски, прятали рожицу черта под оклад или крепили «окаянное» изображение с обратной стороны образа.

Зачем делали адописные иконы

Термин «адописные иконы» был распространен в среде староверов, которые не принимали церковную реформу и не хотели подчиняться принятым в XVII веке новым греческим образцам богослужения. Именно старообрядцы могли писать и распространять адописные иконы, чтобы подорвать веру принявших реформу христиан.

Другой версией возникновения этого феномена является противоборство ереси жидовстующих официальной церкви. Жидовствующие не принимали поклонения иконам. По их мнению, последние были настоящими идолами, а преклонение перед ними – идолопоклонничеством. Это противоречило заповеди «Не сотвори себе кумира». Чтобы искоренить веру в святые иконы, еретики и распространяли сокрытые адописные изображения.

По третьей версии, возникновение таких икон объяснялось простым мошенничеством торговцев-коробейников (офеней). Один иконоторговец продавал покупателю обычную с виду икону и уходил. Тогда другой коробейник подходил к обманутому и «открывал ему глаза», показывая скрытый слой с дьявольскими рисунками. Такой случай описал Николай Лесков в повести «Запечатленный ангел». В 1873 году писатель также опубликовал небольшое исследование феномена адописных икон.

Вопрос существования

Искусствоведы высказывают сомнения по поводу существования таких икон. Множество святых образов подвергалось реставрации. Во время восстановления предыдущий слой не удалялся, а замазывался. При такой технологии обязательно бы сохранились следы «бесовских» образов.

В XIX веке появилось несколько публикаций об адописных иконах. Однако, авторы называют «адописными» просто плохо, неумело нарисованные изображения святых. В начале XX исследователи все чаще заявляют о том, что адописных икон на самом деле не существовало вообще. Рассказы о них были своеобразными «страшилками» для суеверного и наивного народа. Об этом же писал русский славист Никита Толстой. Современные исследователи придерживаются того же мнения.

Предлагаем вам посмотреть краткое видео о том, почему же православные чтят святые иконы и мощи:

Иконы все же были

О том, что адописные иконы были реальностью, говорит старообрядец дьякон Федор, написавший в XVII веке трактат «О распознании Антихристoвoй прелести», в котором он указывал, что царствие антихриста уже пришло, и «адовы» иконы – его признак. Об адописи писал Николай Семенович Лесков, который даже включил в один из своих рассказов сцену обмана простодушного верующего человека мошенниками-богомазами: один продал ему икону, а второй якобы из добрых побуждений рассказал об этом и тут же стал уговаривать, чтобы обманутый купил икону теперь уже у него.

Читайте также:  Икона из четырех образов

Но вымысла с этой сцене, по-видимому, нет. В 1873 году в газете «Русский мир» Лесков опубликовал фельетон под названием «Об адописных иконах». Сделать это его вынудили слухи, распространившиеся среди крестьян после того, как на юге страны было обнаружено несколько таких икон. Сделаны они были топорно, неумелыми «изуграфами»; на одной было найдено изображение сатаны, а на других нашли карикатуры на власти.

В статье писатель признавал, что сталкивался с «адовой писаниной», но отличить ее от настоящей иконы очень легко: это всегда были дешевые, неумелые изображения, в подлинности которых можно было усомниться сразу. Иконы были некачественные, из дешевых материалов, быстро трескались, открывая скрытое изображение. Вся адопись была уничтожена властями, ведь делавшие подобное покушались не только на веру крестьянина, но и на российскую государственность, во главе которой стоял Божий Помазанник, который был обязан защитить подданных даже от сатаны.

Распространение адописи связывают с разными процессами, направленными против России и православия. Во времена раскола ее появление связывали с тем, что раскольники стремились подорвать веру крестьян в «новую» иконопись.

В конце XIX века в Киевской и в Херсонской губерниях возникли движения штудистов – сектантов протестантского толка. Возможно, возникновение этой секты было связано с влиянием униатов и распространением либеральных идей. Обвиняли в распространении адописи и сторонников саввелианства – весьма старой ереси, которая вдруг получила распространение перед революцией.

Очевидно, подобные иконы были и проявлением действий сатанистов. Этнограф Николай Александрович Иваницкий в работе «Материалы по этнографии Вологодской губернии» сообщал, что под Вологдой некоторые злоумышленники рисовали на досках адописные иконы. Делалось это, чтобы верующий, обращавшийся через икону к Богу, не получал бы от Него ответа, а молитва приобретала бы обратный эффект.

На сегодня искусствоведы не знают ни одного примера адописи. Связано ли это с тем, что все иконы были уничтожены или их распространение было сильно преувеличено, неясно.

Московский искусствовед Дина Гамадиева считает, что, возможно, подобных икон вообще не существовало или они были в единичных экземплярах и до наших дней не дошли. «Во всяком случае, я не знаю ни одной подобной иконы, не знают об этом ничего и мои наставники, и реставраторы, с которыми я разговаривала. Я почти на 100% уверена, что их больше нет, но если кто-то встретит адописный образ, то это будет очень любопытная находка прежде всего для ученых», – говорит Гамадиева.

Черные иконы в наше время

В наше время появились так называемые черные иконы, однако называть их адописными не совсем корректно. На адописных иконах (если только они действительно существовали) изображение дьявола и сатанинских сил было скрыто, на черных же иконах оно открыто демонстрируется, причем по явно прослеживаемому принципу: берется изображение какого-либо святого, например, Николая Чудотворца, и его светлый лик искажается в злобную темную гримасу, пририсовываются рога и т.п.

Или, например, берется Лик Спасителя, которому придаются инфернальные, дьявольские черты, совершенно искажающие саму христианскую идею милосердия и спасения души.

Многие верующие (да и неверующие тоже) задают вопрос: что это такое черные иконы? Черные иконы считаются неотъемлемой принадлежностью черной магии и часто вызывающе пародируют распространенные христианские сюжеты, такие как Богородица с Младенцем Иисусом или Троица, причем всякого рода черные маги, колдуны и т.п. даже не стесняются выкладывать их в Интернете.

Хотя некоторые считают, что адописные и черные иконы – это одно и то же, думается, различие очевидно, тем более что никому еще не довелось держать в руках адописную икону. Что же касается черных икон, то даже неверующий человек понимает, что это грязь и мерзость.

Без лишней паники

Во время прочтения статьи может возникнуть вопрос: а может ли сегодня в каком-то храме находиться замаскированная адописная икона, которую верующие почитают за чудотворную?

Вспомним еще раз историю с Василием Блаженным, через которого Господь раскрыл смысл злочестивого образа. Неужели бы в наше время, если бы возникла необходимость, Бог не открыл правду через какого-то праведного человека?

Более того, исследователи считают легенды и предания о черных иконах лишь баснями, не подкрепленными реальными примерами.

Источник статьи: http://grail58.ru/molitvy/ikona-oko-dyavola.html