Меню

Шамордино казанский собор иконы

Казанский собор — главный храм обители

Главный храм обители в честь Казанской иконы Божией Матери построен по благословению преподобного старца Амвросия. Проект храма разработан в мастерской архитектора С. В. Шервуда.

Величественный, 15-главый собор выполнен в русском стиле – с декоративными кокошниками, полуколоннами, щипцами, подзорами, узорчатыми наличниками арочных окон. На северном и южном фасаде – стилизованные крыльца с шатровыми завершениями с крестами. В 1902 году 24 октября Калужский Преосвященный Вениамин совершил его освящение. В годы лихолетья храм, как и весь монастырь, значительно пострадал: был осквернен и обезглавлен. С возрождением обители началось его восстановление. В 2005 году 13 августа Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил главный престол в честь Казанской иконы Божией Матери и два придела: правый – в честь свт. Николая Мирликийского и свт. Амвросия Медиоланского, левый – в честь сщмч. Игнатия Богоносца и сщмч. Поликарпа Смирнского. В 2014 году 9-10 августа Преосвященным архиепископом Феогностом были освящены и верхние приделы: правый – в память святой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы, а также преподобных Сергия и Никона, игуменов Радонежских и всея России чудотворцев, левый – в честь святой праведной Елисаветы, матери Иоанна Предтечи, а также святых преподобномученицы Елисаветы и инокини Варвары.

Большая часть внутреннего убранства в настоящее время, как и прежде, выполнена в мастерских обители. Для благолепного украшения Божия храма сестры пишут иконы для иконостаса и в киоты, вышивают бисером оклады, изготавливают витражи, в чеканной мастерской делают басменные киоты, в золотошвейной – вышивают плащаницы и хоругви.

Источник статьи: http://www.shamordino-m.ru/putevoditel-po-monastyryu/hramy-i-svjatyni/kazanskii-sobor.html

Часть 5. Пред Пречистым Твоим образом

Милость и благословение Божией Матери. – Первая Божественная Литургия в восстановленном Казанском соборе.

Пресвятая Богородица, заступничеству Которой перед своей кончиной преподобный Амвросий вручил Шамординскую обитель, не оставляет ее Своим покровительством. В июле 1999 года по просьбе матушки игумении, с благословения Святейшего Патриарха в обитель была привезена епископом Людиновским Георгием (Грязновым) чудотворная Калужская икона Божией Матери из Троицкого кафедрального собора города Калуги. Целую неделю перед иконой Царицы Небесной возносили свои молитвы сестры и паломники. Десятого июля с ней прошли крестным ходом вокруг всего монастыря. С благоговейным трепетом сестры несли икону Владычицы, обращая к Ней свои теплые молитвы; всеми чувствовался особый духовный подъем.
Милость и благословение Шамординской обители Матерь Божия также явила Своим пришествием со Святой Афонской Горы в образе Казанской иконы. Этот образ Заступницы Усердной был написан для иконостаса Казанского собора настоятелем Святогорского Греческого братства келии святителя и чудотворца Николая «Буразери» и передан в дар монастырю 28 октября 1999 года. Знаменательно, что именно в этот день по завету основателя обители преподобного Амвросия в монастыре особо чествуется Пресвятая Богородица в Своей чудотворной иконе «Спорительница хлебов». Так как Казанский собор еще не был восстановлен, то подаренную икону временно установили у алтаря в храме преподобного Амвросия и ежечасно стали читать перед ней акафист. Так Матерь Божия укрепляла и вдохновляла сестер на дальнейшие труды во славу Божию.
3 апреля 2000 года, отслужив молебен, начали внутренние восстановительные работы в Казанском соборе. Но возникли большие трудности из-за архитектурной особенности алтарной части. До разорения монастыря, алтарь был устроен так, что отстоял от восточной стены храма на некотором расстоянии. Сама же восточная стена алтаря была деревянной с иконами, написанными масляными красками на стеклах. Его восстановление было крайне сложно из-за отсутствия чертежей, фотографий и аналогов алтаря. Но, с Божией помощью, все же велись работы по проектированию иконостасов и центрального алтаря собора. Здесь Пресвятая Богородица явила чудо: Ее икона, подаренная афонской братией, оказалась точно того размера, как запланировали сестры, составляя проект иконостаса. Греческие монахи за тысячи километров от Шамордина, писавшие икону Царицы Небесной, не знали точных размеров иконостаса, а сестры, работавшие над его проектом, не знали размеров иконы.
К приближающемуся столетнему юбилею освящения Казанского собора в нем были произведены фундаментальные работы. Во всем храме положили лаги и настелили черновой пол. Поставили конструкции пяти иконостасов, центральный алтарь отштукатурили и побелили, везде провели электричество, на хорах установили балясины, вставили ажурные окна. Сестры принимали посильное участие в строительных и отделочных работах. Была организована витражная мастерская, в которой изготавливались витражи для алтаря. Все внутреннее убранство его было устроено по благословению и при личном участии матушки игумении и батюшки Поликарпа. В праздник иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» из храма преподобного Амвросия Казанскую икону крестным ходом перенесли в собор, где после прочтения молитв малого освящения отслужили молебен с акафистом. И этот образ Царицы Небесной занял свое место в центральном иконостасе. Тогда же были установлены написанные в иконописной мастерской монастыря иконы Спаса Нерукотворного и Божией Матери «Одигитрия» и девять временных икон Деисусного чина, выполненные на картоне.
4 ноября 2002 года, в главный престольный праздник обители, в Казанском соборе была отслужена первая Божественная Литургия. Возглавлять это торжество пригласили наместника Оптиной пустыни архимандрита Венедикта с братией. С большой торжественностью совершили соборное служение. Все испытывали особую светлую радость. Главный храм обители наконец-то ожил, появилась долгожданная возможность совершать богослужение. После благодарственного молебна архимандрит Венедикт поздравил матушку игумению, сестер и всех присутствующих с праздником и передал в дар монастырю икону преподобного Амвросия с частицей мощей. По окончании богослужения, как и в былые времена, по мостику, соединяющему собор с трапезной, с чином о Панагии все прошли на праздничный обед.

Освящение собора Святейшим Патриархом Алексием II. – Награждение матушки игумении наперсным крестом с украшениями.

Святейший Патриарх Алексий II, бывая в обители, всегда интересовался восстановлением величественного Казанского собора. А в 1998 году, посещая монастырь, сказал, что в следующий раз приедет освящать этот собор, но тогда это казалось совершенно неосуществимым. Милостью Божией, это событие, эпохального для обители значения, совершилось 13 августа 2005 года. В июле стало известно о предстоящем посещении Святейшим Патриархом Оптиной пустыни и Шамордина. С особым волнением готовились к этой встрече. Основной заботой было подготовить храм к освящению. К этому времени иконописцы монастыря написали основную часть икон для центрального иконостаса и алтаря. По разработанным сестрами эскизам были выполнены чеканные украшения для иконостаса с элементами латунного литья. В пошивочной и вышивальной мастерских изготовлены облачения на престолы и жертвенники, воздухи и покровцы, катапетасмы. Собор приобрел еще более благолепный вид. Певчие, под руководством специально приглашенной преподавательницы регентской школы при Московской Духовной Академии, разучивали новые праздничные песнопения Литургии.
Накануне праздника в обители царило особое оживление, вносились последние штрихи. В алтарях делали необходимые приготовления для освящения, иконы и солею украшали живыми цветами, к западному порталу храма выкладывали красивый цветочный ковер. Много хлопот было в трапезной, одновременно кормили все прибывающих гостей и готовили угощение. Все желающие принимали усердное участие в приготовлениях к предстоящему торжеству. Всюду было празднично.
Вечером 12 августа Святейший Патриарх Алексий II прибыл в Оптину пустынь, где его встречали архимандрит Венедикт с братией, а также прибывшие к этому времени архиереи и игумении. Святейший Патриарх посетил Введенский и Владимирский храмы, где приложился к святым мощам оптинских старцев. В Оптиной пустыни Первосвятитель обсудил с матушкой игуменией предстоящее на следующий день освящение Казанского собора, уточнив, каким святым в нем будут посвящены приделы.
В этот же вечер в Шамордине в Казанском соборе по установленному чину священнослужителями обители было совершено всенощное бдение перед алтарем при затворенных царских вратах и закрытой завесе. Службу правили Обновлению храма, а также Казанской иконе Божией Матери, которой посвящен главный престол.
В самый день праздника утро в обители было особенно тихим и таинственным. Весь монастырь был окутан густым туманом, как благодатным облаком, через который светились лучи восходящего солнца. Сама природа, по мановению Божию, как бы предначинала торжество, в котором невидимо участвовала Церковь Небесная. Ясно ощущалось присутствие Пречистой Владычицы, Коей посвящены храм и обитель, и ее святых основателей, радовавшихся воскрешению этого величественного храма.
С пяти часов утра в Казанском соборе началось богослужение. Отслужив полунощницу и прочитав правило ко Святому Причащению, совершили водосвятный молебен. Затем духовник обители, архимандрит Поликарп, в предшествии диакона с возжженной свечой, перенес святые мощи в храм преподобного Амвросия, которые пребывали в нем до положения их под новоосвященный престол Казанского собора.
Сослужить Первосвятителю в освящении храма прибыли митрополит Калужский и Боровский Климент, архиепископ Людиновский Георгий, архиепископ Рязанский и Касимовский Павел, архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан, епископ Дмитровский Александр, епископ Сергиево-Посадский Феогност, наместник Оптиной пустыни архимандрит Венедикт с братией, наместник Тихоновой пустыни архимандрит Тихон.
Ближе к 8 часам утра стали съезжаться и другие почетные гости: игумения Филарета, настоятельница подворья Свято-Успенского Пюхтицкого монастыря в Москве, игумения Викторина, настоятельница Богородице-Рождественского монастыря, игумения Феврония, настоятельница Свято-Введенской Островной пустыни, а также губернатор города Калуги Анатолий Дмитриевич Артамонов с супругой.
В трепетном ожидании приезда Святейшего Патриарха все собрались около храма. Наконец-то настала долгожданная минута, и под торжественный колокольный звон Его Святейшество проехал через святые врата к западному входу Казанского собора, где его встречали хлебом-солью матушка игумения с сестрами, гостями и паломниками. В храме Святейшего Патриарха ожидали в полном облачении архиереи, священнослужители обители и Оптиной пустыни. Духовник обители архимандрит Поликарп преподнес Предстоятелю напрестольный крест. Приложившись к кресту и благословив священнослужителей и всех присутствующих, Святейший Патриарх прошел к солее. Поклонившись аналойным иконам Спасителя и Матери Божией, он с амвона вновь благословил всех молящихся. Затем Первосвятитель проследовал в центр храма на архиерейскую кафедру и при пении хора псаломских стихов «Да возрадуется душа моя о Господе…» облачился в богослужебные ризы.
Перед началом освящения храма Святейший Патриарх произнес краткое слово о его порядке: «…В молитвах, которые читаются в чине великого освящения храма, мы молимся о том, чтобы благодать Господня пребывала бы с этим местом. Чтобы те, которые будут приходить в этот храм на общую церковную молитву, получали бы и черпали благодать Господню…». В чинопоследовании великого освящения храма есть священнодействия, сближающие его с Таинствами Крещения, Миропомазания и Священства. Поэтому, как и в этих Таинствах, при освящении храма употребляются святая вода и миро, а священнослужители облачаются в белые одежды. Через эти священнодействия храм вновь обретает дух жизни, становится вместилищем Духа Божия.
Затем началось само тайнодействие освящения престола, во время которого Святейший Патриарх лицом к народу велегласно произнес молитву, взывая ко Господу, живущему в неприступном свете, имеющему престолом небо, подножием землю, Который дал начертание Моисею для скинии, Соломону же широту сердца для устроения храма, а святым апостолам – благодать нового служения в духе и истине, и через которых распространил Свою Церковь по вселенной для принесения Бескровной Жертвы, в Славе Своей и Единородного Сына и Святого Духа; и молил, да не возгнушается Он ныне наших грехов и не разрушит с нами Своего Завета, но ниспошлет Духа Своего Святого в освящение храма и исполнит место селения Славы Своей, украсит божественными дарованиями и соделает пристанищем немощных, прогнанием бесов; а также о том, чтобы день и ночь были открыты уши Господни и молящимся в этом храме, со страхом и благоговением, наверху исполняя просимое внизу, и чтобы этот новозаветный жертвенник прославился более ветхозаветного; Бескровные Жертвы, возносясь от него к мысленному Пренебесному Жертвеннику, приносили бы благодать свыше, ибо дерзаем не на служение рук наших, но на неизреченную благость Божию. По прочтении молитвы Святейший Патриарх в сослужении архиереев и священнослужителей трижды омыл престол святой водой, соединенной с вином и розовой водой. Поскольку на освящаемом престоле должна возобновляться Голгофская жертва, а Голгофа омыта кровью и водой, истекшими из ребра Спасителя, то святая вода, соединенная с вином и розовой водой, крестообразно возлитая на престол, сообщила ему чистоту и благоухание, свойственные святыне.
Затем Предстоятель помазал престол святым миром и трижды возгласил: «Аллилуиа». А хор пропел псалом Давидов: «Се, что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе; яко Миро на главе, сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежды его, яко роса Аермонская, сходящая на горы Сионския; яко тамо заповеда Господь благословение и живот до века». После этого престол облачили в белые одежды. Как после Крещения и Миропомазания человек облекается в белые одежды, так и престол облачается после омовения и помазания святым Миром. Облачение престола совершается сообразно с двояким его значением: гроба Господня и престола Божия, – мест присутствия Господа.
Одновременно с главным престолом освящались и два придела собора. Правый придел, в честь святителей Николая Мирликийского Чудотворца и Амвросия Медиоланского, помогал освящать архиепископ Павел, а левый, в честь священномученников Игнатия Богоносца и Поликарпа Смирнского, – архиепископ Максимилиан. Далее Святейший Патриарх окропил престолы, жертвенники и алтари святой водой. А затем сослужащие архиереи окропили весь храм и помазали крестообразно святым миром четыре его стены. После совершенных тайнодействий Первосвятитель возгласил: «С миром изыдем», и все торжественным крестным ходом, возглавляемым митрополитом Климентом, пошли за святыми мощами в храм преподобного Амвросия. Священнослужители и хор единодушно пели тропари святым мученикам: «Церковь Твоя, Христе Боже, украсившаяся во всем мире кровию мучеников Твоих, как пурпуром и багряницею, устами их вопиет к Тебе: ниспосли людям Твоим щедроты, даруй мир Твоему жилищу и душам нашим велию милость». «Как начатки существ Создателю всех творений, вселенная приносит Тебе, Господи, богоносных мучеников: Многомилостивый, молитвами их и Богородицы сохраняй в глубоком мире Церковь – Свое жилище». «Богу построен жертвенник (престол), но он не утвержден, пока не положены в его основание нетленные частицы святых мощей, ибо на костях мучеников утвердилась Вселенская Церковь в века кровавых гонений, и над их гробами были созданы первые христианские святилища. Церковь ликующая не забывает бедствий, постигших ее на протяжении всей ее истории и, как воин украшается своими ранами, она внемлет Откровению святого Иоанна Богослова, видевшего в духе на небесах, перед лицом Божиим, алтарь и под ним души убиенных за слово Божие и исповедание веры и хочет подражать на земле этому небесному видению», – пишет протоиерей Сергий Булгаков в «Настольной книге священнослужителя».
У западных врат Казанского собора крестный ход встретил Святейший Патриарх и принял дискос со святыми мощами у митрополита Климента. Хор пропел стихиры: «Святии мученицы, иже добре страдавше и венчавшеся, молитеся ко Господу спастися душам нашим» и «Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвало, мучеников веселие, ихже проповедь Троица Единосущная».
Затем певчие вошли в храм, и за ними затворили двери. Святейший Патриарх со всем собором остался вне. После этого совершили один из самых возвышенных и таинственных обрядов нашей Церкви. Подобно тому, как при Вознесении Господа, когда открылись Ему небесные врата, ангелы, видя Его во образе человеческом, недоумевали, Кто есть Этот Царь Славы. Предстоятель, благословив имя Христа Бога, как бы от лица Его, воззвал к закрытым вратам: «Возьмите, врата, князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь Славы!» Изнутри закрытого храма хор ответил ему, как бы из глубины неба: «Кто есть Сей Царь Славы?» Покадив дискос со святыми мощами, Евангелие, Крест, иконы и также священнослужителей на обе стороны, Святейший Патриарх снова воззвал: «Возмите, врата, князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы», и хор вновь вопросил: «Кто есть Сей Царь Славы?» Первосвятитель тайно прочитал молитву, в которой молил, чтобы вместе с входом священнослужителей вошли и святые ангелы во врата храма. И после сотворения знамения креста, положенными на дискосе святыми мощами, велегласно возгласил в ответ на прозвучавший ранее вопрос: «Господь Сил, Той есть Царь Славы!» Когда хор повторил эти таинственные слова внутри храма, открылись двери Господу Сил, и Первосвятитель прошествовал в алтарь, где поставил дискос на престол. При пении хором тропаря «Якоже вышния тверди благолепие, и нижнюю споказал еси красоту святаго селения Славы Твоея, Господи. », покадив и помазав святые мощи Миром, вложил их в ковчежец с благовонной мастикой, который затем поставили на столбец под серединой престола, так называемое основание. «Так некогда Соломон, соорудив великолепный храм Богу Израилеву на высотах Иерусалима, с левитами и жрецами взошел на гору Сион, в город отца своего. Там из древней пустынной скинии подняли они ковчег Завета, устроенный Моисеем, и при пении псалмов Давидовых, прообразовавших это духовное торжество, с принесением бесчисленных жертв, внесли эту неприступную святыню – залог Завета Божия с Израилем – вовнутрь храма, в Святое святых, под крылья Херувимов. И внезапно весь храм наполнился облаком Славы Господней, светом нестерпимым для самих левитов, так что оставили они свои жертвы, а Соломон воззвал перед всем народом к Богу отцов своих», – пишет протоиерей Сергий Булгаков.
По возглашении протодиаконом «Паки и паки, преклоньше колена, Господу помолимся!» Предстоятель со всем народом, преклонив колени, помолился Господу, Творцу света, обновившего нас через Сына Своего, по благодати Святого Духа, и благоволившего издревле обновлять Свое творение образами Нового Завета в синайской скинии и храме Соломонове, воззреть милостиво на рабов Своих в новом жилище Своей Славы и обновить их Духом Святым, даровать православным победы, священникам – мир и единомыслие, благочестивым же строителям храма – спасение и оставление грехов и дары духовные для поклонения Единому Богу и Господу Иисусу Христу, молитвами Богородицы и всех святых.
После совершения чина великого освящения храма началась Божественная Литургия. На малом входе патриарший протодиакон подвел матушку игумению к архиерейской кафедре. Святейший Патриарх сказал теплое слово, в котором отметил заслуги матушки настоятельницы в возрождении обители и пожелал: «…пусть Господь и дальше Своей благодатью, Своей помощью укрепляет и помогает Вам». И возгласил: «Аксиос!» Священнослужители, а за ними и хор по трижды пропели «Аксиос!» После этого Первосвятитель возложил на матушку игумению патриаршую награду – наперсный крест с украшениями.
В конце службы матушка игумения обратилась к Святейшему Патриарху со словом, в котором поблагодарила его за отеческую заботу об обители, за награждение ее крестом с украшениями. Она также сказала, что мы по своей немощи, являемся только свидетелями, а не участниками тех чудес, которые совершаются в обители. В знак благодарности матушка игумения преподнесла Святейшему Патриарху от всей обители святую просфору и две иконы, выполненные сестрами: писаную икону Пресвятой Троицы и вышитую Калужскую икону Божией Матери.
Святейший Патриарх, в свою очередь, поблагодарил матушку игумению, духовника обители отца Поликарпа и сестер за труды и отметил благолепие храма, который ему очень понравился:
«Собратья архипастыри,
всечестные отцы,
дорогие братья и сестры!
Я рад, что после семилетнего перерыва Господь вновь привел меня в Шамординскую обитель, и сегодня мы соборне освятили здесь этот величественный храм в честь Казанской иконы Божией Матери.
Матушка игумения в своем слове сказала, что не нашими трудами совершается дело Божие. Мы часто повторяем слова псалма: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу ради милости Твоей, ради истины Твоей» (Пс. 113, 9). Потому что, действительно, чудом Божиим возрождаются порушенные в прошлом храмы и обители земли нашей.
Сегодня мы совершили освящение этого величественного храма, который был создан в дореволюционное время таким большим, чтобы он мог вместить всех насельниц обители (а их число было до 800) и многочисленных паломников, приходивших в обитель. Слава Богу, этот величественный собор сегодня вновь освящен. Отныне насельницы обители и люди, которые будут приходить в обитель как паломники, снова будут здесь в общей церковной молитве получать благодать Господню и чувствовать, что Господь посреди нас. Заступница Усердная всего рода христианского, Которой посвящен этот храм, Своими молитвами и Своим предстательством будет помогать богомольцам этого возрожденного храма.
Поздравляю всех вас с сегодняшним торжеством! Слава Богу, закончился период разрушения, и теперь новая страница в истории обители открывается с возрождением и освящением ее главного храма. Я еще раз хочу сказать слова благодарности и вам, матушка игумения, и отцу Поликарпу, который в течение 15 лет, будучи духовником обители и старшим священнослужителем, духовно поддерживал и укреплял сестер, помогал тому делу возрождения духовного, которое созидалось здесь. Я благодарю всех, кто помогал своими трудами, жертвами, своей любовью и своими молитвами возрождению этой порушенной святыни.
Семь лет тому назад, находясь в этом храме, трудно было даже себе представить, что он вновь приобретет тот благолепный вид, который имеет сегодня. В молитве, которая читалась на освящение храма, говорится: «пребывающыя в сем дому небоподобном». Действительно, мы чувствуем здесь, что небо открыто для молитвы, и что Господь и Пречистая Богоматерь слышат молитвы, которые возносятся в этом святом храме. Еще раз спасибо всем за труды, за подвиги по возрождению порушенной святыни!
Для Шамординской обители сегодняшний день – это день праздника. И я поздравляю матушку игумению, насельниц обители, всех, кто совершает здесь свое служение, с этим особым, памятным днем и желаю, чтобы милость Божия всегда пребывала с вами, и Господь давал бы вам силы, мужество и крепость совершать ваше служение и вести ко спасению тех людей, которые приходят сюда – одни ища иноческого жития, другие – совершая паломничество, приобщаясь к святыне, черпая духовные силы. Отрадно, что паломники из разных городов и весей вновь посещают обитель и уходят в свои дома, к своим семьям, к своим родным и близким, унося частицу благодати Божией, которую обретают здесь.
Я с особым чувством сегодня совершал и чин освящения этого храма, и Божественную Литургию, вспоминая прошлое бытие Шамординской обители и как бы прозревая ее будущее, которое открывается перед нами. Сегодня, возложив на вас, матушка игумения, крест с украшениями, я хочу вручить вам указ о награждении Вас этой высокой Патриаршей наградой. Я также хочу на молитвенную память передать Шамординской обители образ святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси, с дарственной надписью на память о сегодняшнем дне нашего молитвенного общения, который будет памятен для всех нас – участников этого торжества…».
По окончании Божественной Литургии была праздничная трапеза. За обедом Его Святейшеству преподнесли изготовленный сестрами большой торт в виде Казанского собора. После трапезы Святейший Патриарх вручил наградные ордена и грамоты благотворителям монастыря.
Все были преисполнены светлой радости и особенного чувства сопричастности этому знаменательнейшему событию в истории возрождающегося монастыря. Их чувства и особенная духовная радость в этот день были такими же, как и без малого 103 года назад у тех, кто присутствовал при освящении этого, только что выстроенного храма.
И не может быть иначе, ведь этот храм был возведен на месте, указанном и размеченном преподобным Амвросием – основателем и устроителем этой обители, будущее которой ему было открыто Господом. И, как в те дни, вновь вспоминаются слова приснопамятного Филарета, митрополита Московского: «…все это было здесь, только сокрыто временем, все это было здесь, и теперь лишь, как драгоценное сокровище, сокрыто в драгоценном ковчеге…». По молитвам батюшки Амвросия, как и прежде, Господь посылает людей, оказывающих помощь обители.

Читайте также:  Явление иконы что это значит

Источник статьи: http://www.shamordino-m.ru/about/istorija-obiteli/chast-5-pred-prechistym-tvoim-obrazom.html