Меню

Шествие с иконой казанской божьей матери

Над столицей Татарстана состоялся воздушный крестный ход с Казанской иконой Божией Матери

3 апреля 2020 года, в канун праздника Похвалы Пресвятой Богородицы, в связи с распространением эпидемии коронавируса митрополит Казанский и Татарстанский Феофан на вертолете совершил воздушный крестный ход с Казанской и Седмиезерной иконами Божией Матери над столицей Татарстана, сообщает Патриархия.ru.

Святые образа были доставлены на вертолетную площадку из Казанско-Богородицкого мужского монастыря и Петропавловского собора Казани.

Глава Татарстанской митрополии прибыл на площадку после встречи с муфтием Татарстана Камилем хазратом Самигуллиным. В ходе состоявшегося общения было подписано совместное заявление духовных лидеров региона.

В воздухе святыни сопровождали секретарь Казанского епархиального управления протоиерей Владимир Самойленко, наместник Казанско-Богородицкого мужского монастыря игумен Марк (Виленский), благочинный I Казанского округа протоиерей Алексий Чубаков, наместник Введенского Кизического мужского монастыря игумен Пимен (Ивентьев).

Во время воздушного крестного хода духовенство совершало молитву о заболевших, о властях и жителях Татарстана, а также обо всех, кто особо трудится в период чрезвычайной ситуации — врачах, сотрудниках социальных и экстренных служб. В воздухе священнослужители пропели акафист Казанскому образу Божией Матери. Владыка Феофан прочитал молитву Пресвятой Богородице и осенил Казань почитаемыми списками икон Царицы Небесной.

Накануне глава Татарстанской митрополии обратился ко всем православным верующим региона с благословением совершать в этот день акафист чудотворной Казанской святыне.

Источник статьи: http://pravoslavie.ru/129976.html

Казанская икона Божией Матери в Великую Отечественную войну. Легенды и факты

Великая Отечественная война — это время не только ужасных трагедий и великих побед, но и время удивительных чудес и явлений, свидетелями которых зачастую становились сотни людей.

Некоторые из этих чудес были официально задокументированы, а некоторые передавались устно, обрастая все новыми подробностями и в конечном счете превратились в благочестивые легенды. Сегодня мы расскажем самые распространенные и попробуем разобраться, что есть правда, а что вымысел.

Икона Казанской Божьей Матери

Пожалуй, самой известной является история о воздушном крестном ходе над Москвой, который остановил наступление немецкой армии.

Москва 1941 год. Вид с высоты птичьего полета.

Говорят, что по приказу Сталина над городом поднялся самолет, на борту которого находилась Казанская икона Богородицы. Хотя иногда упоминаются и другие Богородичные образы. Одни говорят про чудотворный список с Тихвинской иконы Божией Матери, хранившийся в храме села Алексеевское. Другие — про аналогичную икону, но уже из самого Тихвина или из Ленинграда. Есть и еще один вариант, по которому Тихвинская икона участвовала в воздушном крестном ходе, а Казанский образ был пронесен по оборонительным позициям.

Нужно честно сказать, что ни свидетельств летчика, который совершал или мог бы совершить такой полет, ни воспоминаний священников, проводивших подобный молебен, не сохранилось. Мы можем предполагать, что документы, в которых могло быть зафиксировано подобное событие в декабре 1941 года, или до сих пор засекречены, или таких и вовсе нет.

Сегодня в различных изданиях можно встретить ссылки на воспоминания Валентина Владимирова, который в 1941-м году служил в охране Кремля. «Когда я стоял однажды на посту у Боровицких ворот, — вспоминает он, — мимо проехала машина с тремя священниками с бородами и крестами, и лишь позже выяснилось зачем. Через несколько дней самолет «Дуглас» поднялся в воздух с иконой Казанской Божьей Матери и трижды облетел Москву.» Также часто упоминается рассказ ветерана Великой Отечественной войны Владимира Киндюка, который заявил, что лично участвовал в выполнении секретного задания Сталина – облета Москвы самолетами с иконами на борту. Правда, по версии ветерана, в миссии были задействованы шесть учебно-тренировочных «трехместных» самолетов И-16 и двенадцать священников с небольшими иконами в руках.

Однако ни историки, ни духовенство официально не подтверждают версию о прошедшем крестном ходе, но и не опровергают её категорически. Так что максимально близкий к подтверждению ответ: «да, доказательств нет, но сила Господня неизмерима, так что подобное чудо вполне могло и случиться».

Но нужно заметить, что, по чудесному совпадению, на следующий день после предполагаемого воздушного крестного хода резко похолодало и пошел сильный снег, от чего упала видимость, и это дало возможность Красной Армии перегруппироваться и начать контрнаступление.

Вторая, часто рассказываемая история связана с блокадой Ленинграда.

Служба в Никольском соборе блокадного Ленинграда.

Митрополиту Антиохийскому Илие (Караму) в Ливане после трехдневной молитвы было явление Богородицы, в котором она объявила: «По всей России должны быть открыты храмы, монастыри и духовные академии. Священников нужно возвратить с фронтов, выпустить из тюрем. Сейчас готовятся сдать Ленинград — делать этого нельзя. Пусть вынесут чудотворную икону Казанской Божией Матери и обнесут ее крестным ходом вокруг города. Потом она должна оказаться в Сталинграде, который тоже нельзя отдавать врагу. Если все это не будет исполнено, Россия погибнет». После этого, как гласит легенда, по каналам Красного Креста Илия связался с советским правительством и передал слова Пречистой. В это время вокруг Ленинграда уже сомкнулось кольцо блокады. Рассказывают, что Сталин вызвал к себе митрополита Ленинградского Алексия и поручил исполнить то, что передал Илия.

Из Владимирского собора вынесли Казанскую икону Божией Матери и обошли с ней крестным ходом вокруг Ленинграда. Кто-то рассказывает, что крестный ход был не пешим, а так же, как и над Москвой, был совершен облет. Документальных подтверждений этому до сих пор не найдено.

Однако действительным фактом является то, что в десяти храмах города начались регулярные богослужения, в церквях проходили таинства причастия, хотя для этого требовались красное вино и мука. Малоизвестным фактом является то, что власти блокадного Ленинграда согласились выдавать священникам минимальное количество вина и муки, для причащения. В одном из городских музеев хранится расписание служб декабря 1941 года в Николо-Богоявленском соборе, где заполнены графы каждого дня. Фотографии тех лет запечатлели столпотворение внутри собора и у его входа. По рассказам очевидцев, народ не расходился даже во время бомбежек. С 1942 года власти Ленинграда разрешили крестные ходы с Казанской иконой Божией Матери внутри ограды вокруг Владимирского собора. А в Пасху 1942-го освящали не куличи, а кусочки блокадного хлеба. Само же богослужение перенесли на 6 часов утра, т.к. фашисты именно к Пасхе приурочили особенно яростный налет на город.

Читайте также:  Что такое духовная ценность иконы

11 октября 1943 года произошло уникальное событие. Впервые за все годы советской власти 12 ленинградских священников, в том числе и митрополит Алексий, были награждены правительственными наградами: медалями «За оборону Ленинграда».

Когда Казанскую икону перевезли в Сталинград, она побывала на самых трудных участках фронта. Решающая битва, как вспоминали потом фронтовики, началась только после молебна перед чудотворным образом. Победа под Сталинградом, где враг потерял убитыми, ранеными и пленными до полутора миллионов человек, стала коренным переломом во Второй мировой войне. Примечательно, что среди руин Сталинграда уцелело здание церкви в честь Казанской иконы Божией Матери.

Казанский собор в Сталинграде.

Сохранились также документальные воспоминания очевидцев о «Сталинградском знамении», свидетелем которого было множество людей. Рассказывают, что 11 мая 1942 года, при очередной попытке фашистов взять город штурмом, в самый критический момент битвы бойцы одной из частей 64-ой армии генерала Чуйкова увидели в ночном небе Знамение, указывающее на спасение города, армии и на скорую победу советских войск. К сожалению, во всех документах умалчивается, что конкретно увидели солдаты в Сталинградском небе. Однако многие исследователи Сталинградской битвы, анализировавшие соотношение техники, боевой подготовки и морального уровня советских и германских войск, сходились во мнении, что было нечто, выходившее за пределы человеческого понимания и, возможно, поэтому тщательно оберегаемое до сих пор в секретных папках государственных архивов.

Фронт двигался на запад, а вместе с ним и Казанская икона.

Еще одна легенда связывает Казанский образ Пресвятой Богородицы со взятием Кенигсберга. Это удивительное событие произошло в 1944-м году, о чем сохранилось свидетельство одного из присутствовавших при нем офицеров: «Наши войска уже совсем выдохлись, а немцы были все еще сильны, потери были огромны, и чаша весов колебалась, мы могли там потерпеть страшное поражение. Вдруг видим: приехал командующий фронтом, много офицеров и с ними священники с иконой. Многие стали шутить: «Вот попов привезли, сейчас они нам помогут…». Но командующий быстро прекратил всякие шутки, приказал всем построиться, снять головные уборы. Священники отслужили молебен и пошли с иконой к передовой. Мы с недоумением смотрели: куда они идут во весь рост? Их же всех перебьют! От немцев была такая стрельба – огненная стена! Но они спокойно шли в огонь. И вдруг стрельба с немецкой стороны одновременно прекратилась, как оборвалась. Тогда был дан сигнал – и наши войска начали общий штурм Кенигсберга с суши и с моря. Произошло невероятное: немцы гибли тысячами и тысячами сдавались в плен! Как потом в один голос рассказывали пленные: перед самым русским штурмом «в небе появилась Мадонна» (так они называют Богородицу), которая была видна всей немецкой армии, и у всех абсолютно отказало оружие – они не смогли сделать ни одного выстрела. Тогда-то наши войска, преодолев заграждения, легко сломили (рукопашное) сопротивление и взяли город, который до этого был неприступен, и мы несли такие потери! Во время этого явления немцы падали на колени, и очень многие поняли, в чем здесь дело и Кто помогает русским!». Возможно, именно после такого молебна была покорена 150-тысячная армия фашистов и Кенигсберг был взят. Но и здесь стоит отметить, что единой канонически утвержденной версии произошедшего не существует.

Остатки немецкого гарнизона сдаются в Кенигсберге.

К неоспоримым фактам, связанным с Казанской иконой Божией Матери, относится освобождение Киева нашими войсками в день празднования в честь Казанского образа – 4 ноября 1943 года.

В 2009-ом стало известно еще об одной удивительной истории, главную роль в которой сыграл Казанский образ Богородицы.

События, описываемые в ней, произошли в один из дней кровопролитных боев в древнем городе Мценске. Солдат Вермахта Йозеф Бертрам, верующий католик, обнаружил на развалинах храма Казанскую икону Божией Матери. Несмотря на то, что все вокруг выгорело дотла, образ был не тронут огнем, икона оказалась неопалимой. К сожалению, не осталось четких упоминаний о том, в каком конкретно храме находился этот образ. До революции в городе было 14 церквей, а после войны осталось вдвое меньше. Как глубоко верующий человек, Йозеф взял икону с собой и пронес её до конца войны. Он был уверен, что именно этот образ Пречистой помог ему невредимым вернуться домой. До конца своих дней бывший солдат Вермахта хранил чудотворную икону, спасшую ему жизнь, в своем доме, а перед смертью завещал вернуть её в Россию. Сын Йозефа Бертрама стал монахом и подвизался в Бенедиктинском аббатстве под Мюнстером, куда после смерти отца он передал икону. В августе 2009 года было выполнено завещание старого солдата. Монахи Бенедиктинского аббатства привезли святыню в Москву и передали архиепископу Волоколамскому Илариону. 8 ноября того же года состоялась торжественная встреча чудотворного образа на центральной площади Мценска, а затем крестным ходом Казанская икона Божией Матери была перенесена в Свято-Троицкий храм. Согласно оценкам искусствоведов, эта икона написана в XIX веке и является одним из списков с явленного в XVI веке в Казани чудотворного образа.

Современная копия «Мценской» Казанской иконы Божией Матери.

Эта удивительная история еще раз показывает нам, как много мы еще не знаем о Казанской иконе Богородицы.

В заключение хочется все-таки попробовать ответить на вопрос: «какие из известных нам событий являются правдой, а какие — благочестивой легендой?».

Многих документов действительно нет. Историческая наука здесь бессильна. Но как мы знаем, предания, писания, былины и многие исторические документы никогда не были скреплены ни печатями, ни подписями, ни входящими номерами. Это вопрос веры, который каждый решает для себя сам.

Читайте также:  Именная икона для ариадны

Источник статьи: http://kazanicons.ru/blog/kazanskaja-ikona-v-vojnu-legendy-i-fakty/

Икона Божией Матери Казанская

Празднование 8/21 июля, 22 октября / 4 ноября

У Казанской Божьей Матери
Дивно светел вечный взгляд,
Жены, дочери и матери
Перед ней с мольбой стоят.
С. М. Городецкий

Ныне в Москве на Красной площади вновь стоит посвященный этой иконе Казанский собор, разрушенный в середине 1930-х и возрожденный уже в наши дни по чертежам, сохраненным замечательным реставратором Петром Дмитриевичем Барановским. Вновь в нескольких шагах от Воскресенских ворот и неподалеку от памятника спасшим Русь гражданину Минину и князю Пожарскому возносятся пред ликом Казанской иконы молитвы.

Возвращен Церкви и Казанский собор в Санкт-Петербурге, в котором покоится прах фельдмаршала М. И. Кутузова, отстоявшего Россию два века спустя.

Казанская икона — незыблемое напоминание о милости Богородицы к Русской земле, о заступничестве Ее за нашу страну в тяжелейшие для России годы.

В 1552 году, на следующий день после взятия Казани войском царя Иоанна Васильевича, монаршим повелением заложен был собор во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, а спустя год учреждена Казанская епархия и прислан первый Казанский владыка, святитель Гурий. Но спустя четверть с лишним века, в 1579 году, страшный пожар опустошил половину Казанского кремля с прилегающей к нему частью города. И магометане заговорили, будто это русский Бог немилостив к людям и пожаром показал Свой гнев на них. «Вера Христова, — замечал летописец, — стала притчею и поруганием». Именно тогда и явил Господь милосердие Свое. Девятилетней девочке, стрелецкой дочери Матрене, явилась во сне Богородица и повелела искать на пепелище сгоревшего дома Свою икону. Девочке долго не верили, но вот 8 июля (по старому стилю), устав от бесплодных хождений по градским властям, мать Матрены сама взяла заступ и нашла на указанном Царицей Небесной месте икону, завернутую в ветхий рукав мужской одежды из вишневого сукна. Лик Пречистой был светел и ясен, словно икона была только что написана.

Образ торжественно перенесли в приходскую церковь Николы Тульского, настоятелем которой был тогда благочестивый иерей, будущий патриарх Гермоген, погибший от рук поляков за свою верность Православию и причисленный к лику святых. Будущий святитель и составил подробное сказание о чудесах Казанской иконы Божией Матери.

Царь Иван Грозный повелел выстроить на месте обретения иконы женский монастырь на сорок инокинь; отроковица Матрена вместе со своей матерью первыми приняли в новой обители пострижение. В 1594 году здесь был заложен Казанской обширный собор. В обитель делались обильные вклады утварью, образами, ризами; чудотворная была обложена царскими дарами — золотом, драгоценными камнями, жемчугом. Спустя два века императрица Екатерина II подарила Казанской новую ризу, главным украшением которой стала бриллиантовая корона, снятая с себя земной властительницей ради Царицы Небесной. В 1798 году для Казанской был заложен, а в 1808 году освящен новый обширный собор, разрушенный вместе со всем Богородицким монастырем уже в 1930-х. Но к тому времени иконы здесь уже не было.

Божиим Промыслом явление Казанской иконы знаменовало при царе Иоанне Васильевиче начало многовекового продвижения России на восток. Через открытое взятием Казани окно в Азию Православие просветило всю Сибирь и дошло, вместе с государством Российским, до берегов Тихого океана. Как будто на всем этом движении лежало особое благословение Пречистой чрез Казанскую Ее икону.

В ночь на 29 июня 1904 года несколько святотатцев-грабителей во главе с некиим В. А. Стояном-Чайкиным забрались в собор, привлеченные драгоценными украшениями ризы. Когда святотатцев поймали, ни ризы, ни самого чудотворного образа при них уже не было. Главный грабитель не раз уверял, будто ризу они распилили и продали ювелирам, а икону бросили в печку, чтобы проверить, в самом ли деле она чудотворная. Было это в доме купца Шевлягина в Академической слободке Казани. Многолетнее следствие и сопоставление противоречивых показаний святотатцев тогда ни к чему не привело.

Говорили, будто икона в действительности была куплена Шевлягиным, после революции уехавшим в Англию и продавшим ее там в частные руки. В 1960-х на Западе действительно появилась Казанская икона в драгоценной ризе. Образ этот оказался мастерски исполненным уже в XX столетии списком; но вот риза на нем, судя по всем свидетельствам, подлинная — та самая, что была на пропавшей в 1904 году чудотворной. Православные американцы пытались было выкупить этот образ, он даже выставлялся для молебна в бостонском православном храме, где его видели тысячи людей, но собрать средства не удалось. В итоге эта Казанская вместе с украшающей ее ризой была куплена в 1970 году католиками, долгое время хранилась в португальском городе Фатима, а с 1982 года находится в Ватикане.

Но если так, если не была распилена подлинная риза, то мог сохраниться и первый чудотворный образ Казанской, во что верили и продолжают верить тысячи православных людей. Кто знает, о чем думал Чайкин, многие годы медленно угасавший в одиночной камере Шлиссельбурга, о чем он лгал, а о чем говорил правду? Трудно представить себе злодейство более страшное, нежели сожжение в печи образа, к которому веками припадали мириады паломников, к которому обращались самые горячие мольбы всей России…

Доподлинно же известно другое. Все время, пока образ Казанской красовался в соборе Богородицкого монастыря, России ничто не угрожало с востока. А как только пропала Заступница, страну постигло поражение в Русско-японской войне 1905 года, которая стала одним из первых ударов, за двенадцать последующих лет расшатавших и разрушивших великую империю. Но любые смутные времена по милости Божией кончаются. Кончилась та смута, кончится и нынешняя, и, быть может, чудотворная еще вернется к нам. Когда пресеклась благочестивая династия Рюриковичей, наступило междуцарствие, сопровождавшееся насилиями, расхищением казны, распадом государственности и многими иными бедами. И когда, уповая на Господа и молитвы Его Матери, русские люди взялись спасать Россию, то земская рать несла с собой список с иконы Казанской Богородицы. 22 октября 1612 года православное воинство вошло в Московский Кремль, и этот день также посвящен Казанской иконе.

Читайте также:  Икона спиридону значение в чем помогает

Устрашенные ополчением Минина и Пожарского, поляки бежали из Москвы. В первый же воскресный день земская рать и все обитатели столицы совершили торжественный крестный ход на Лобное место с Казанской иконой, в чьей чудотворной силе они убедились воочию.

Для нее и был выстроен на Красной площади Казанский собор. По размеру московская Казанская заметно меньше пребывавшего в Казани образа. Когда в 1930 году был закрыт только что отреставрированный П. Д. Барановским на средства прихожан собор на Красной площади (в 1936-м его разрушат), эту Казанскую перенесли в ставший кафедральным собором града Москвы храм Богоявления в Дорогомилове, у Киевского вокзала (после осквернения храма Христа Спасителя еретиками-обновленцами). Но и он к концу 1930-х был закрыт и снесен, после чего следы этой Казанской затерялись в музейных запасниках. А когда после Великой Отечественной войны патриаршим собором был сделан тоже Богоявленский храм, что в Елохове, то благочестивые христиане принесли туда еще один список с Казанской, пребывающий там и поныне. Предание гласит, что и он тоже сопровождал ополчение 1612 года, но то был не чудотворный образ из собора на Красной площади. Поэтому когда этот собор был воссоздан, образ Казанской для него заново написали мастера-реставраторы Центра имени Грабаря. И не умолкают перед ним слова народной молитвы…

Несомненно промыслительной стала судьба третьего по времени обретения чудотворного образа Казанской — петербургского. Он появился в северной столице в 1710-х и был, скорее всего, привезен на берега Невы благочестивой царицей Параскевой Федоровной, вдовой царя Иоанна Алексеевича. Уже в 1730-х петербургская Казанская неоднократно совершала многообразные чудеса и стала заветнейшей и любимейшей святынею града святого Петра. С 1737 года она пребывала в храме Рождества Богородицы на Невском проспекте; к 1811 году на его месте был выстроен новый Казанский собор. Спустя год разразилась Отечественная война. Когда Александр I назначил главнокомандующим М. И. Кутузова, фельдмаршал перед отъездом в действующую армию специально отправился помолиться в Казанский собор перед чудотворной. Народ взывал к полководцу: «Прогони французов!» Богородица не отвергла возложенного на Нее старым солдатом упования, и фельдмаршал вернулся к Ее образу на вечное упокоение в том же Казанском соборе.

А донские казаки, отбив у французов награбленное теми в московских церквах серебро, поднесли его в дар Казанской — в соборе стоял литой из этого серебра иконостас с надписью: «Усердное приношение Донского войска». Тут же, у величественной колоннады собора, были воздвигнуты монументы М. В. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли. 17 марта 1922 года этот иконостас был разобран, большевики забрали сто двадцать девять пудов серебра и более тридцати семи фунтов золота; в конце 1922 года были отобраны и проданы за границу и украшения с самой Казанской иконы.

Спустя год, в 1923-м, обновленцы, умевшие выпрашивать у безбожных властей самые обширные и величественные храмы, захватили и Казанский собор. Но чудотворная была спасена от них, оказавшись сначала в церкви на Смоленском кладбище Васильевского острова, а с 1940-го — у правого клироса Князь-Владимирского собора на Петроградской стороне, где пребывает и по сей день.

Эта икона московского письма конца XVI столетия, близкая по времени к первому образу из Казани, явила в годы Великой Отечественной войны еще одно чудо. Престарелый митрополит Гор Ливанских Илия Салиб имел видение, в котором Богородица повелела ему передать кремлевским властителям Свою волю: обойти с чудотворным образом Казанской иконы окруженные фашистами города. По преданию, перепуганные военными неудачами властители-богоборцы не посмели перечить. Доподлинно известно, что когда в 1947 году Илия Салиб посетил город на Неве, его по указанию властей встречали с поистине царскими почестями (многие из горожан решили по обилию машин и стражи, что к ним приехал Сталин), а самой Казанской иконе этот благочестивый восточный архиерей подарил новый золотой венчик.

Давно уже возвращен Церкви и Казанский собор на Невском, но вернется ли туда чудотворная, зависит лишь от воли Самой Царицы Небесной.

Общецерковным почитанием пользуются еще несколько списков Казанской: Богородско-Уфимская, Высочинская, Вышенская, Вязниковская, Каплуновская, Нижнеломовская, Тамбовская, Тобольская, Ярославская; местночтимых же Казанских по русским градам и весям, по приходам и семьям православных христиан такое множество, что и не перечислить.

Заступница усердная, Мати Господа Вышняго! За всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о Госпоже, Царице и Владычице, иже в напастех, и в скорбех, и в болезнех обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем пред пречистым Твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя, избавления всех зол, всем полезная даруй, и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный Покров рабом Твоим.

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою Твоею, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, умоли, милосердая Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирну страну нашу, Церковь Свою Святую да незыблему соблюдет от неверия, ересей и раскола. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево: Ты еси всесильная христиан Помощница и Заступница. Избави всех, с верою Тебе молящихся, от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, бед и от напрасныя смерти: даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Источник статьи: http://pravoslavie.ru/1947.html