Меню

Шкафчик с иконами в красном почетном углу

Красный угол. История, обычаи, правила

Оглавление:
1. Красный угол в православном обычае
2. Где устроить красный угол в своей комнате?
3. Как размещать иконы в красном углу?
4. Можно ли размещать иконы вне красного угла?

Красный угол (передний угол) — это часть жилого помещения, где установлена икона, или домашний иконостас, а также сам этот иконостас.

1. Красный угол в православном обычае

В русском доме красный («красивый») угол всегда устраивался в самом видном и почётном месте, по диагонали от входной двери, в дальнем углу комнаты, — так, чтобы иконы были первым, что видел входящий. Войдя в комнату, христианин прежде всего крестился перед образами и кланялся Богу, и только затем здоровался с хозяевами.

Красный угол всегда был самым важным и почитаемым местом в доме. Его соблюдали в особенной чистоте, иконы украшали драгоценными окладами, ризами, цветами, возжигали перед образами лампады (стоячие или подвесные) и свечи. Если в доме было праздничное застолье, то ближе к красному углу усаживали самого почётного гостя.

Обычно иконы размещались в киоте (иное название — божница) — специальном шкафчике — или на полочке. Иногда образа украшались вышитым рушником (или божником, иконником — длинным и узким полотенцем, украшенным вдоль одной стороны и на концах вышивкой), его клали так, чтобы прикрыть иконы сверху и с боков, но не закрывать лики. Кроме икон, в красном углу хранились освященные в церкви предметы: святая вода, верба, пасхальное яйцо. Иногда туда клали Евангелие, Псалтирь, молитвослов и иные книги, необходимые при молитве.

В прошлые времена в царских дворцах, в богатых дворянских и купеческих домах целые комнаты отводились под молельни, или Крестовые, моленные комнаты. В молельне иконы располагали не только в красном углу, но и на пространстве всех стен, здесь стоял и аналой со священными книгами. В таких комнатах семья читала утреннее и вечернее правило, родители благословляли детей в важные моменты жизни.

Историк И. Е. Забелин пишет:

«Крестовая, или Моленная, где совершались утренние и вечерние молитвы, а иногда и церковные службы, часы, вечерни, всенощные, была, как домашняя церковь, вся убрана иконами и святынею, разными предметами поклонения и моления. Одна стена ее сплошь была занята иконостасом в несколько ярусов, в котором иконы ставились по подобию церковных иконостасов, начиная с деисиса, или икон Спасителя, Богородицы и Иоанна Крестителя, составлявших, так сказать, основу домашних иконостасов. Нижний пояс занят был иконами местными [местными они назывались оттого, что ставились на стене в особо устроенных местах вроде киотов], на поклоне, в числе которых, кроме Спасовой и Богородичной, ставились иконы особенно почему-либо чтимые, как-то: иконы тезоименитых ангелов, иконы благословенные от родителей и сродников, благословенные кресты, панагии и ковчежцы с св. мощами, списки икон прославленных чудотворениями, исцелениями; иконы святых, преимущественно чтимых, как особых помощников, молителей и заступников. Вообще иконостас Крестовой комнаты был хранилищем домашней святыни, которая служила изобразителем внутренней благочестивой истории каждого лица, составлявшего в своей Крестовой иконостас… Все более или менее важные события и случаи жизни сопровождались благословеньем или молением и призыванием Божьего милосердия и святых заступников и покровителей, коих иконописные лики благоговейно и вносились в хранилище домашнего моления. Местные иконы, кроме окладов золотых или серебряных с каменьями, украшались различными привесами, т. е. крестами, серьгами, перстнями, золотыми монетами и т. п. Икона Богородицы сверх того всегда почти украшалась убрусцом, род лентия, полагавшегося на венец икон, и ряснами жемчужными. Внизу икон особенно в праздники подвешивались застенки или пелены, шелковые, шитые золотом, низанные жемчугом, убранные дробницами, т. е. мелкими серебряными или золотыми иконами или какими другими изображениями.

…Кроме икон и крестов в Крестовой сохранялись и разные другие священные предметы, приносимые из местных монастырей или от паломников в Святую землю…»

2. Где устроить красный угол в своей комнате?

Красный угол – это место молитвы, общения с Богом и святыми, место, где расположены священные предметы, поэтому для него должно быть выделено отдельное пространство. Недопустимо ставить святые образа среди посуды или мирских книг, или, что ещё хуже, на телевизор, по которому порой показывают далеко не благочестивые сцены. Такое расположение святыни не только не благоговейно, оно близко к кощунству.

Выбирая место для икон, можно руководствоваться несколькими принципами. Подобно нашим предкам, можно поместить их напротив двери, в дальнем от входа углу, там, куда сразу падает взгляд входящего. Однако современные квартиры спланированы так, что к дальнему по диагонали углу может примыкать окно во всю стену, лоджия или балкон. В этом случае можно выбрать другой, более тёплый, уютный и почётный угол напротив двери, или разместить иконы на прямой части стены, как это делали наши предки в моленных комнатах.

Читайте также:  Где находиться оригинал владимирской иконы божией матери

При выборе места для красного угла можно руководствоваться и другим традиционным методом: ориентацией на восток. При этом не стоит педантично вычислять восточное направление с точностью до градуса, достаточным посмотреть, с какой стороны восходит солнце.

Об ориентации красного угла на восток иеромонах Иов (Гумеров) пишет:

«С древности христиане молились на восток. Об этом пишет святитель Василий Великий. Богословское объяснение этому дает преподобный Иоанн Дамаскин: «Мы поклоняемся на восток не просто и не случайно. Но так как мы состоим из видимого и невидимого, т.е. духовного и чувственного естества, то приносим Творцу и двоякое поклонение, подобно тому как, (например), поем и умом, и телесными устами, крещаемся водою и Духом и двояким образом соединяемся с Господом, приобщаясь таинств и благодати Духа. Итак, так как Бог есть духовный свет (1 Иоан. 1, 5), и Христос в Писании называется Солнцем правды (Мал. 4, 2) и Востоком (Зах. 3, 8), то и должно посвятить для поклонения Ему восток». По этой причине принято устраивать красный угол и размещать иконы на восточной стороне дома. Если планировка комнаты или другие причины не позволяют в точности это исполнить, то надо выбрать ближайшую к востоку стену или угол. Следуя этой благочестивой традиции, мы не должны ее абсолютизировать. Часть икон можно расположить и на других сторонах дома, чтобы вид святых образов поддерживал в нас постоянное молитвенное настроение».

По высоте красный угол следует устраивать на уровне глаз или несколько выше. Внизу под полкой красного угла часто ставят столик, на котором обычно тоже стоят иконы, лежат священные книги и другие святыни. В таком столе хорошо хранить и святую воду.

3. Как размещать иконы в красном углу?

Для домашнего иконостаса лучше всего использовать специальные полочки, одноярусные или многоярусные. Иногда образа ставят на обычную книжную полку, освобождённую от книг, но тогда перед иконами нельзя будет поставить свечу или стоячую лампаду, так как верхняя часть полки будет нагреваться огнём, почернеет и может загореться. В этом случае можно будет пользоваться лишь подвесной лампадой. Лампаду принято затепливать по крайней мере во время молитвы и вечерами накануне праздников. Иногда в православных домах перед особо чтимыми образами теплятся неугасимые лампады.

При размещении икон в красном углу тоже руководствуются определёнными правилами. В центре домашнего иконостаса обязательно должен быть образ Спасителя. Это могут быть иконы, называющиеся «Господь Вседержитель», «Спас Нерукотворный».

Выше этой иконы можно поместить только Распятие или образ Святой Троицы. Справа от образа Спасителя (по правую руку Спасителя) уместно поместить икону Пречистой Богородицы и Приснодевы Марии, величайшей заступницы за людей перед Господом. Существует множество иконографических изображений Божией Матери, здесь выбор остается за христианином.

Если слева от иконы Иисуса Христа поместить образ святого Иоанна Предтечи, то получится классический Триптих. Изображение Христа с обращенными к Нему в молитве Богородицей и Иоанном Крестителем в древнерусских иконостасах называлось Деисис, что в переводе с греческого означает «моление».

Или на это место можно поместить икону другого великого святого, например святителя Николая Чудотворца.

Эти иконы — минимум, который является основой красного угла. Все другие иконы можно разместить по обе стороны от них, или ниже. Здесь должны быть образа небесных покровителей семьи — святых, чьи имена носят члены семьи. Кроме того, в красном углу часто помещают иконы святого великомученика и целителя Пантелеимона, преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского и других великих заступников христиан. При этом важно помнить, что это обязательно должны быть иконы тех святых, к которым христианин обращается с молитвой, благодарно почитая их образа как некое духовное окно общения с их святыней, молитвенно чтя дни их церковной памяти. Не надо также забывать, что сами по себе иконы еще не соединяют нас с Богом. Чтобы получить благодатную помощь, надо сначала ее попросить в молитве.

4. Можно ли размещать иконы вне красного угла?

Святые иконы должны быть в каждой комнате жилища христианина. Они освещают собой весь дом, напоминают нам о присутствии Божием, поддерживают в нас постоянное молитвенное настроение.

Икона должна быть и на кухне, чтобы можно было помолиться Богу перед едой и после вкушения пищи. Для этого лучше всего подойдет икона Спасителя.

Читайте также:  Запрестольный крест с иконой

Обязательно должен быть святой образ и в детской комнате. В детской и в спальне икону помещают так, чтобы ее было видно с кровати. Если ребенку приснится страшный сон, проснувшись, он увидит Того, у Кого можно и нужно просить защиты и утешения. В русской традиции матери ставили в спальне детей икону Богородицы, мягко освещённую лампадой.

Так, Михаил Макаров вспоминает:

«В нашей детской комнатке на ночь ставили на стол образок явления Божией Матери Сергию и горящую лампадку. Это делалось для того, чтобы я не боялся, если проснусь ночью. И, действительно, когда проснешься ночью и увидишь спокойно горящую лампадку, благодатно освещающую лики Божией Матери, двух апостолов, стоящего на коленях Сергия и закрывшегося от неизреченного света преподобного Михея, — не только нет никакого страха, столь свойственного детям ночью, но душа наполняется тихой радостью, и под отрывочные мысли: «Пришла. Сама Владычица. к Сергию. » — сладко вновь засыпаешь».

Кроме того, ложась ночью спать и просыпаясь утром, и детям и каждому христианину важно обратиться за благословением ко Творцу.

В прихожей также принято помещать икону Спасителя, чтобы, выходя из дома, помолиться Ему и попросить Его помощи и благословения. Кроме того, существует благочестивый обычай в христианских домах, по подобию церкви, помещать небольшие образа над дверями, так что, ходя по дому по обычным делам, христианин видит над собой благословляющее напоминание о горнем, что поддерживает в нём Божию память и молитвенный, покаянный и благодарный, настрой.

Источник статьи: http://proza.ru/2020/03/03/1012

Красный угол – святое место в русской избе

Давайте вместе разберемся в том, что такое красный угол, какие традиции с ним связаны и где находится святой угол в избе.

Красный угол – это местечко в жилом помещении, в котором организован домашний иконостас и, непосредственно, сам этот иконостас.

Происхождение названия

Красный угол всегда являлся объектом поклонения и пользовался особым почтением. Именно поэтому там всегда был идеальный порядок и чистота. К праздникам его украшали расшитыми полотенцами и скатертями, веточками освященной вербы к Вербному воскресенью и веточками берёзы к Троице.

Что же означает название святого места?

Словом «красный» на Руси обращали внимание не на цвет, а на красоту и нарядность. Красный уголок всегда был самой нарядной частью избы.

Символическое значение красного угла для древних русских

Печь олицетворяла собой центр жизни избы. Красный уголок является не менее значимым и сокровенным местом.

Большинство людей полагают, что обычаи обустройства красного угла берут истоки исключительно в православной культуре. Однако это мнение является односторонним.

Существуют источники, утверждающие, что традиция устройства красного угла в русской избе берёт начало во времена дохристианской Руси.

Однако, изучив иные летописи, можно допустить, что у славян единственным сакральным объектом в хате была печь. А уже после крещения Руси в жилых помещениях начал появляться святой угол.

Расположение икон традиционно имело большое подчинялось определённым канонам, именно поэтому гость в первую очередь крестится, а уже после этого приветствовал хозяев жилья.

Расположение красного угла

Славяне тщательно выбирали место для будущего святого уголка. Он был обязан располагаться по диагонали от печи. Как друг с другом связаны печка и красный уголок? Чтобы найти внятный ответ, потребуется разобраться в основах устройства русской избы.

Для наших предков дом был не только жилым помещением, но и образом целого мира. Пол и потолок являлись олицетворением земли и небес. Стены — стороны горизонта и погреб— подземный мир.

Красный угол всегда находился строго в южной, восточной или юго-восточной части помещения. Это было неоспоримое правило, так как организация русской избы носила не только бытовой, но и сакральный характер.

Со сторонами горизонта наши предки связывали вполне конкретные понятия. Восток и юг, по мнению людей, представляли собой восход солнца, безопасность, жизнь и тепло. Напротив, запад и север ассоциировали с заходом солнца, холодом, мраком и смертью.

На данные понятия и была ориентирована планировка жилища. Во всех славянских избах и полуземлянках, построенных в VI–IХ веках, двери были обращены на юг.

Причина за этим крылась более глубокая, нежели стремление осветить помещение. Следуя этому же принципу, противоположная входу стена, всегда располагалась на северной стороне помещения. Люди верили, что с севера к ним могут прийти мрак, холод, болезни и зло.

Южное расположение двери перестало быть общеобязательным только с Х века. Связано это с появлением окон. Даже в ХIХ столетии они, как правило, выходили на южную или восточную сторону.

Читайте также:  Георгий победоносец икона 15 16 век

Тогда же, в Х веке, начали формироваться четыре типа внутренней планировки жилища, в том числе менялось и местоположение красного угла— души избы.

Красный угол всегда располагался по диагонали от печи. Следовательно, от положения печи напрямую зависело положение красного угла.

Восточный южнорусский тип планировки

(Воронежская, Тамбовская губернии, восток Тульской, север Владимирской):

  • Печь расположена в дальнем от входа углу;
  • Устье печи обращено ко входу.

Западный южнорусский тип планировки

(Орловская, Курская, Калужская губернии):

  • Печь располагалась в дальнем от входа углу;
  • Устье печи развёрнуто к боковой стене.

Западнорусский тип планировки

(Псковская, Витебская, Новгородская, Смоленская губернии):

  • Печь располагали возле входной двери;
  • В этом случае печь была повёрнута устьем ко входу.

Северо-среднерусский тип планировки

(северные, центральные и поволжские губернии):

  • Печь также была расположена у входа;
  • Её устье было обращено в сторону от входной двери к дальней стене.

Таким образом, в разных регионах расположение красного угла было разным, но основополагающие принципы обустройства оставались неизменными.

Также важнейшей составляющей красного угла является стол. Домочадцы использовали его не только для обедов. Стол в святом углу ранее уподобляли церковному алтарю.

Именно это повлияло на формирование традиции вести себя здесь столь же сдержанно, как и в храме. Ссоры и сквернословие за столом считались неприемлемыми.

Как устроить «красный угол» в квартире

В многоэтажках, в которых, понятное дело, редко встретишь главный ориентир — печь, проживает основная часть населения России.

Желающим устроить красный уголок в квартире следует придерживаться определённых правил.

Домашний иконостас в современном доме можно обустроить, приставив к стене шкафчик. Вы можете покрыть его нарядной скатертью и поставить на поверхность лики святых.

Желательно устроить красный угол таким образом, чтобы он располагался напротив двери. Но самый главный ориентир — восточная, южная или юго- восточная сторона.

Согласно старорусской традиции молиться нужно, обращаясь взором на восток. Как упоминалось ранее, именно эта часть света является является источником тепла, лета и благополучия.

Обратить внимание стоит и высоте красного угла. Он должен располагаться выше уровня глаз. Ведь на иконы нельзя смотреть сверху вниз.

Но есть ещё один вариант: вы можете использовать одноярусные или многоярусные угловые полки, чтобы «святое местечко» было создано строго по древним традициям и устроено непосредственно в углу.

В каком порядке расположить иконы

Существуют каноны расположения икон, которыми руководствуются при обустройстве красного угла. Лики святых располагали по аналогии с церковным алтарем.

Образ Спасителя должен располагаться в центре домашнего иконостаса. Иконы «Господь Вседержитель» и «Спас Нерукотворный» подойдут для этого лучше всего.

Выше этой иконы можно расположить Распятие или образ Святой Троицы. Икону Пречистой Богородицы будет уместно поместить справа от образа Спасителя. Слева от иконы Иисуса Христа часто помещают образ святого Иоанна Предтечи — классический Триптих.

Лик святителя Николая Чудотворца также нередко располагают на этом месте.

Именно эти иконы составляют основу домашнего иконостаса. Все остальные иконы можно разместить уровнем ниже или по обе стороны от них.

Нельзя не упомянуть, что в Божьем уголке часто размещают лики великих заступников христиан: иконы святого целителя Пантелеимона, преподобного Сергия Радонежского и многих других.

При размещении ликов в иерархическом порядке славяне уделяли много внимания размеру икон: самыми крупными должны были быть изображения Спасителя или Богородицы.

Интересные факты

На этот угол жители Руси ориентировались всю свою жизнь.

Именно здесь проводились все родильные, свадебные и похоронные обряды. Например, в свадебном обряде сватание невесты и выкуп совершались именно в красном углу; из красного угла отчего дома её увозили на венчание в церковь, а по приезде в дом жениха, тоже вели к красному углу.

Главное место дома связано и с календарными обрядами. В сезон уборки урожая первые и последние колосья несли с поля к красном углу. Наши предки верили, что данное действо сулит благополучие в семье, доме и хозяйстве.

Заключение

Нельзя не обратить внимание и на связь красного угла с огромным количеством праздников и традиций. Его легко можно назвать связующим звеном, гармонично переплетающим христианскую культуру с традициями раннего фольклора.

Красный угол всегда украшался в православные праздники и становится своеобразным алтарём во время календарных обрядов.

Долгое время люди ориентировались на красный угол, привязывали к нему самые важные события в жизни и бережно хранили заветы предков на протяжении веков. И нам необходимо хранить историческое наследие и помнить, что многим традициям мы обязаны именно красному углу.

В материале использованы фотографии ИА “Удмуртия”, иеромонаха Александра Солянкина

Источник статьи: http://udmddn.ru/articles/krasnyy-ugol/