Меню

Школа оружейной палаты иконы

Школа оружейной палаты иконы

Принадлежность к Оружейной палате была для «жалованного» художника аттестацией его высокого профессионализма. Однако это не всегда давало достаток — на заработок 16-20 рублей в год, нельзя было прожить. Между тем, распространяемые отсюда иконы становились учебным пособием для многих посадских мастеров. Художественные приемы иконописи были универсальными и позволяли мастеру легко переходить при необходимости на стенную роспись. В круг обязанностей иконописцев из мастерской при Оружейной палате входили разнообразные задания — составление географических и архитектурных чертежей, планов городов и крепостей, эскизы полковых знамен, украшений оружия, шитья. О Тихоне Филатьеве известно, что он скончался после 1709 года и был одним из последних иконописцев вместе с Кириллом Улановым, упоминаемых в числе штатных мастеров Оружейной палаты в 1701 году, но вскоре был выведен за штат. Сама Оружейная палата в 1711 году, после перевода ее в Петербург, практически прекратила свою иконописную деятельность.

Тихон Филатьев. Богоматерь «Неувядаемый цвет». 1691. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Этот аллегорический образ — список чудотворной иконы Алексеевского девичьего монастыря, местонахождение которого неизвестно. В день ее празднования пелся тропарь со словами «чистоты неувядаемый цвет» (эпитет, почерпнутый из ветхозаветных преданий, первоначально получил распространение в западной живописи). Символ Богоматери — пышные букеты в вазах, как и процветший скипетр в ее руке, напоминают об образе процветшего царственного корня Иессеева, из которого происходил Христос. Обилие дополнительных символов — солнце, звезда, кадило, свеча, царская палата, древо райское — словно продолжает «велеречивое» восхваление Богоматери.

Алексей Квашнин. Богоматерь «Всех скорбящих радость». 1710. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва
Икона «Всех скорбящих радость» была одной из самых почитаемых русских святынь в период Нового времени. Ее чудотворный протограф находился в одноименном храме на Большой Ордынке в Москве. Иконография сюжета складывалась под воздействием католических Богородичных типов. Заключенная в солнечный эллипс фигура коронованной Богоматери с Младенцем близка аллегорическому типу «Жены, облеченной в солнце», известному в Германии с XV века, — образу из Апокалипсиса. Алексей Квашнин, следуя традициям мастеров Оружейной палаты, создал декоративный образ, в котором текст становится его равноправной составляющей.

В этих четырех иконах церкви Покрова в Филях очень заметны новые европейские влияния конца XVII — начала XVIII века. Владельцем Кунцевской вотчины, подаренной ему царем в 1689 году, был любимец Петра I, ближайший его родственник по матери и человек прогрессивных взглядов Лев Кириллович Нарышкин. Иконы, вероятно, составляли часть оплечного Деисусного ряда, о чем свидетельствует общность их светотеневой живописи, одинаковые размеры и овальная форма — излюбленная в искусстве барокко, а также композиционное соответствие друг другу. Рамы с глубокой сквозной резьбой, в которые оправлены образа, подчеркивают пространственную глубину живописи и органично вписываются в великолепное убранство церковного интерьера с его замечательной пластикой, вдохновленной мотивами восточно-европейского барокко. В провинциальной иконописи влияние стиля барокко останется прочным и неизменным на протяжении всего XVIII века, и даже далее, что объясняется его красочностью и откровенной декоративностью, близкими идеалам русской народной культуры.

Богоматерь. Конец XVII — начало XVIII в. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва
Обращенная к Спасителю Богоматерь не молится Ему, но скорее любуется Им, глядя с непринужденной свободой и нежностью. Художник старательно подчеркнул физиономическое сходство Матери и Сына. Изображенные на нейтральном темно-коричневом фоне, заимствованном из портретного жанра, лики подражают изображениям реальных лиц. Необычные формы золотых нимбов в виде прямых лучей и извивающейся «волны» привносят в живопись мотив металлических венцов.

Христос. Конец XVII — начало XVIII в. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва
Центральная икона с ликом Спасителя, без сомнения, имела прототипом образец западного искусства. Применение смешанной техники живописи, темперы и масла, предоставило художнику больше возможностей для создания иллюзорных впечатлений. Автор иконы, используя мягкие переходы светотени, кропотливо с необыкновенной тщательностью выписывает объемную форму глаз со зрачками и бликами, золотые узоры драгоценной парчи, блеск атласной подбивки.

Святая великомученица Екатерина. Конец XVII — начало XVIII в. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва
Пострадавшие в начале IV столетия при императоре Максимиане девы-великомученицы Екатерина и Варвара в иконописи часто изображаются в паре. Пышущие здоровьем красавицы, которых мы видим на образах из церкви Покрова в Филях, ничем не напоминают изображения смиренных, трепетно-возвышенных православных святых. Их непокрытые русая и белокурая с локонами головки украшены царскими венцами — символами мученичества.

Читайте также:  Икона над москвой миф

Святая великомученица Варвара. Конец XVII — начало XVIII в. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва
Образ великомученицы Варвары, еще менее каноничный своим «выпадением» из темы Деисуса, обретает самостоятельные смысловые координаты. Возведенный к небу взор святой выглядит несколько манерным и выказывающим счастливую удовлетворенность благополучного человека. Портретные черты в образах великомучениц позволяют предполагать, что художник показал их определенное сходство с тезоименитыми родственницами Льва Нарышкина.

Источник статьи: http://andrey-rublev.ru/stil33.php

Оружейная палата — школа русской иконописи

В XVII столетии Оружейная палата была крупнейшим художественным центром в Московском государстве. Мастерские, расположенные в Кремле, недалеко от царского дворца, обслуживали потребности церквей, монастырей, царской семьи, боярства, купечества. В них изготавливалось драгоценное оружие, создавались произведения иконописи, хоругви, расписные пасхальные яйца, церковная утварь, оклады на иконы. Изготавливали здесь и целые иконостасы для Православных Церквей Востока, находившихся под турецким игом.

Во главе Оружейной палаты с 1654 г. стоял образованный боярин Богдан Матвеевич Хитрово. Он открыл широкий доступ в палату талантливым художникам, не считаясь с их национальностью и вероисповеданием. Мастеров собирали не только в Москве, но и в Новгороде, Пскове, Владимире, Ярославле, Костроме и других художественных центрах русской земли. В Оружейной рядом с русскими работали и чужеземные, «фряжские» живописцы, искавшие счастья при дворе московского царя. («Фряжский» значит «иноземный»; термин обычно употребляется в связи с живописью второй половины XVII в. Фряжское письмо — древнерусское наименование в иконописной практике условных канонических приёмов изображения в сторону большей внешней правдивости. — Прим. авт.)

Зарубежные мастера обогащали русскую художественную практику своим опытом, приобретённым ранее в родных краях. Мастер «немчин» по имени Ганс Детерсон, грек Апостол Юрьев, голландец Даниил Вухтерс, «мастер перспективного дела» немец Пётр Энгелес… В 1660-х гг. в Оружейной палате служили уже 60 иностранцев. Они принимались сюда после того, как степень их мастерства определял Симон Ушаков.

Иностранцы писали для московских церквей иконы, соответствующие их религиозным представлениям. Русские иконописцы, видевшие эти образцы, в свою очередь, вносили в иконопись мотивы и приёмы, ранее неизвестные на Руси. Таковы, например, сюжеты «Песнь Песней», «Отче наш», «Коронование Богоматери» и много других.

Как ни велико было число противников «фряжских» икон, сторонников было больше. Традиции древнего русского иконописания в ту пору испытывали определённый кризис. Протесты ревнителей древнего благочестия не могли остановить начавшегося движения, которому сочувствовали сам царь Алексей Михайлович и его любимец — начальник Оружейной палаты боярин Б. М. Хитрово. Поручая ему заведование всем иконописным делом на Руси, царь, конечно, знал о том, что тот — сторонник «фряжского дела».

В Оружейной палате установилась творческая атмосфера, между русскими и иностранными мастерами постоянно шёл обмен художественным опытом, и к середине XVII в. в России сложились общие приёмы живописной техники — «единый общерусский художественный стиль с наклонностью к фряжскому письму».

Как ни парадоксально, решительную поддержку новое направление нашло в лице Патриарха Никона, столь горячо восстававшего против «немецких» икон. Патриарх обличал только их «неправославие», которое усматривал исключительно в католических и лютеранских сюжетах и идеях, перенятых русскими иконописцами у западных мастеров. Но он ценил «живописное письмо», и, конечно, ему не меньше, чем царю Алексею Михайловичу и боярину Хитрово, русская иконопись второй половины XVII в. обязана своим расцветом.

Роль всех этих влиятельных лиц сводилась, однако, только к покровительству новому направлению. Надо было появиться иконописцу, наделённому новаторским дарованием, чтобы новым исканиям была обеспечена победа. И этот человек явился в лице знаменитого «царского изографа» Симона Ушакова.

Источник статьи: http://studopedia.ru/16_5603_oruzheynaya-palata—shkola-russkoy-ikonopisi.html

LiveInternetLiveInternet

Цитатник

Для блогов — Информеры праздников, курсов валют на каждый день + лунный календарь ухода за растен.

Доброе субботнее утро всем! -А вы сегодня были счастливы? -Еще нет. -Тогда пото.

Лишь себе доверяю. и точка! .

Карусель Сыпятся снежные звезды Кружит зимы карусель Зацеловала шальная Нас озорница метел.

Ссылки

Рубрики

  • живопись (87)
  • зарубежные художники (41)
  • история и терминология (8)
  • русские художники (36)
  • каталог рубрик (10)
  • кулинария (244)
  • второе блюдо (56)
  • выпечка (86)
  • десерт (8)
  • заготовки (6)
  • кулинарные сайты (3)
  • кулинарные секреты (8)
  • мультиварка (4)
  • напитки (5)
  • первое блюдо (15)
  • полезные продукты (9)
  • соусы (3)
  • специи, приправы (2)
  • холодное блюдо (39)
  • литература (440)
  • аудиокниги (188)
  • зарубежная литература (11)
  • литературный каталог (105)
  • поэзия (99)
  • русская литература (19)
  • цитата (3)
  • электронная библиотека (9)
  • юмор (6)
  • миф или реальность (54)
  • cны и сноведения (4)
  • астрология (1)
  • гипотезы (10)
  • мистика (10)
  • мифы и легенды (16)
  • приметы (6)
  • тесты (1)
  • фантастика и фэнтази (2)
  • экзотерика (4)
  • музыка (73)
  • «Helloween» (26)
  • rock & metal (10)
  • классическая музыка (2)
  • музыкальные сайты (6)
  • популярная музыка (29)
  • наука и техника (141)
  • изобретения (6)
  • компьютер (51)
  • космос (16)
  • математика (2)
  • медицина (54)
  • философия (4)
  • энциклопедии и словари (3)
  • языкознание (6)
  • скульптура (8)
  • зарубежные скульпторы (7)
  • русские скульпторы (1)
Читайте также:  Как обновить икону своими руками

Метки

Фотоальбом

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Иконописцы Оружейной палаты Московского Кремля

Семнадцатый век являлся переломным в истории русского государства. Он завершил развитие Древней Руси и положил начало новой истории — истории Государства Российского. В течение этого столетия произошли события огромной исторической важности, определившие пути дальнейшего развития страны, характер ее политико-экономической и культурной жизни. К наиболее значительным из них можно по праву отнести разгром польско-литовской интервенции (1613) и завершение централизации государства, воссоединение Украины с Россией (1654), реформы русской православной церкви, приведшие ее к расколу, утверждение во главе русского государства Петра I и проведение им коренных преобразований во всех областях жизни, в основе которых лежала ориентация на Западную Европу.

В искусстве, как и в других сферах жизни, начиналось постепенное утверждение светского начала, что особенно ощутилось в конце столетия.
Этот процесс был обусловлен не только усиливающимся западноевропейским влиянием — сама логика развития русского искусства приводила к поискам новых путей. Новые тенденции отразились в исканиях таких ведущих теоретиков искусства и художников, как Иосиф Владимиров и Симон Ушаков, чей основной тезис — писать «как в жизни бывает» — повлек за собой изменение всей системы иконописания. Вместо традиционных силуэтных изображений появились изображения объемные, вылепленные светотенью, вместо традиционных притененных ликов — «световидные» образы, вместо пространства условного — достаточно конкретное, построенное по законам прямой перспективы.
Формируется иной взгляд на задачи и цели искусства (в частности, иконописания), которые определяются как «жизнь памяти, памятник прежде жившим, свидетельство прошлого, возглашение добродетелей, изъявление силы, оживление мертвых, бессмертная хвала и слава, возбуждение живых к подражанию, воспоминание о прошедших делах» (С. Ушаков).
Центром художественной жизни страны с середины XVII века становится Оружейная палата Московского Кремля.
После разгрома польско-литовской интервенции на территории всего государства и особенно в столице развернулось оживленное строительство. Большие работы шли и в самом Кремле. Значительный приток в Москву наряду со строителями и иконописцев вызвал необходимость в организации и направлении их деятельности.
С этой целью около 1620 года создается Иконный приказ с Иконной палатой. Спустя двадцать лет приказ был расформирован, а Иконная палата вошла в состав Оружейной палаты Кремля, став Иконной мастерской со своей структурой и определенной системой распределения заказов. Одни иконописцы состояли в штате Оружейной палаты на постоянном годовом жаловании и именовались жалованными. Другие призывались к работе периодически, и расчет с ними производился поденно. Они назывались кормовыми и делились на мастеров первой, второй и третьей статей. Кормовыми могли быть как московские, так и иногородние иконописцы.

«Распятие». 1671. Максимов Иван

Круг работ, выполняемых теми и другими мастерами, был достаточно широк: роспись соборов и жилых палат («стенное» письмо); написание и починка икон, знамен; украшение бытовых предметов (роспись столешен, шахматных досок, древков, деревянных пасхальных яиц и т. п.); создание миниатюр.
По специальностям иконописцы делились на знаменщиков (рисовальщиков) и травщиков (мастеров декоративного письма), писавших одежды («доличное») и лики («личное» письмо).
Помимо Иконной мастерской богомазы входили в состав Посольского, Золотого и Серебряного приказов.
Расцвет Иконной мастерской приходится на 1650—1680 годы и во многом связан с деятельностью Симона Ушакова, возглавлявшего ее с 1664 года. В этот период Оружейная палата сконцентрировала лучшие иконописные силы России. Здесь обретали конкретные формы выражения новые идеи и представления о характере и задачах искусства. Здесь же продолжали жить и традиционные формы, постепенно наполняясь новым содержанием и видоизменяясь. Работая бок о бок с иностранными художниками, русские иконописцы, воспитанные в традициях канонического художественного мышления, постепенно обращаются к опыту западноевропейского искусства. Все увереннее они используют законы прямой перспективы, анатомии; плоскостная трактовка в их работах уступает место объемной, светотеневой.
С формированием светского мировоззрения возрастала роль эстетических критериев в оценке иконы, а также авторитет ее создателя — иконописца. Осознавая себя как творческую личность, мастера все чаще подписывали свои работы — то, что ранее было исключением, постепенно становилось своеобразной нормой.
Среди представленных на выставке работ пять имеют авторские подписи. Самая ранняя из них — «Похвала Богоматери». Об ее авторах сообщает надпись на нижнем поле иконы: «…А писали сий образ Оружейнай полаты иконописцы в лета сего года… Козлов, Иван Володимеров, Федор Тимофеев, Никифор Хомутов, Иван Володимиров, Борис Володимиров».
Федор Козлов был, вероятно, главой артели. В словаре А. И. Успенского (основном источнике сведений об иконописцах Оружейной палаты) первое упоминание о мастере относится к 1652 году, когда он становится жалованным иконописцем Оружейной палаты. В следующем году ему был положен оклад «против Симона Ушакова», то есть по мастерству он приравнивался к последнему. Надпись же на иконе «Похвала Богоматери» говорит о том, что уже в 1644 году Федор Козлов был мастером Оружейной палаты, вероятно, кормовым. Кроме того, икона «Похвала Богоматери» увеличивает число известных работ иконописца (в собрании Государственной Третьяковской галереи имеется еще одна подписная работа Ф. Козлова — «Вход в Иерусалим» из праздничного ряда иконостаса церкви Покрова в селе Братцеве, выполненная в 1673 году).
Иван Володимеров-«больший» — один из ведущих мастеров Оружейной палаты второй половины XVII века. Известно, что с 1656 года он числился в Оружейной палате кормовым иконописцем третьей статьи, а с 1673 года — первой. И. Володимеров расписывал стены в царских хоромах и соборах Московского Кремля, был миниатюристом, а в течение шести лет (1662—1668) — знаменщиком (рисовальщиком) Серебряной палаты. Таким образом, икона «Похвала Богоматери» — одна из ранних работ И. Володимерова, а надпись на ней дает основание предполагать, что в числе иконописцев Оружейной палаты мастер состоял не с 1656-го, а с 1644 года.

Читайте также:  Древние иконы иоанна богослова

Вход в Иерусалим Конец 1680-х — начало 1690-х годов
Семенов Петр, Билиндин Петр, Соломонов
Николай, Коробов Петр, Иванов Максим

Сведения о Федоре Тимофееве достаточно скупы. Он был и царским, и патриаршим иконописцем. В 1642—1643 годах числился кормовым. Вероятно, во время написания «Похвалы Богоматери» Тимофеев также был кормовым иконописцем.
Он исполнял, главным образом, «Спасовы и Богородичные» иконы, работал как знаменщик, расписывал стены соборов Московского Кремля.
Надпись на иконе позволяет уточнить сведения и о Никифоре Хомутове, который до сих пор был известен как иконописец Оружейной палаты только с 1660 года.
Об Иване Володимирове-«меньшем» до нас дошло больше упоминаний, нежели о его брате Борисе. Он был кормовым иконописцем Оружейной палаты третьей, затем второй статьи. Все вошедшие в словарь А. И. Успенского работы И. Володимирова относятся к 1660—1670-м годам, следовательно, останкинская икона— одно из ранних произведений—указывает на его принадлежность к мастерам Оружейной палаты уже в 1640-е годы.
О Борисе Володимирове известно крайне мало. Последнее упоминание о нем относится к 1666 году.
Возможно, что «Похвала Богоматери» — первый или один из первых опытов совместной работы названных мастеров. Насколько можно проследить по документам, Федор Козлов, Никифор Хомутов и Иван Володимеров-«больший» периодически объединялись для совместной работы на протяжении последующих шестнадцати— восемнадцати лет. А творческое содружество И. Володимерова-«большего» и И. Володимирова-«меньшего» длилось более тридцати лет.
Заказчиком иконы назван Федос Саввич Нарбеков. Так он именуется в надписи, существующей в настоящее время и подвергавшейся неоднократным поновле- ниям. В словаре А. И. Успенского, где дано полное описание памятника, имя заказчика трактуется как Федор, именно Федор (а не Федос). Саввин Нарбеков указан и в справочном издании П. И. Иванова «Алфавитный указатель фамилий и лиц, упоминаемых в боярских книгах…». Федор Саввин Нарбеков был стряпчим (1640), стольником (1658—1676), думным дворянином (1682—1688), окольничим (1691—1692), то есть обладал высокими дворцовыми чинами XVII века. Однако по надписи на иконе можно судить, что Ф. Нарбеков стал стольником в 1644 году, гораздо раньше, нежели об этом свидетельствует «Указатель» Г. И. Иванова.
По лаконизму иконографии, характеру написания (условность пространства, плоскостность, традиционность типов ликов, сдержанное цветовое решение — доминирует охра, почти полностью отсутствует позолота). «Похвала Богоматери» тяготеет к памятникам начала XVII века. Однако при плоскостности общего решения в трактовке фигур и ликов появляется объемность, которая станет характерной чертой живописи второй половины столетия.
Большой интерес представляют собой иконы из иконостаса церкви Воскресения «в Кадашах» (1687—1695). Три из экспонируемых на выставке имеют авторские подписи.

Воскресение — Сошествие во ад 1693.
Билиндин Петр, Соломонов Николай, Короб Петр

Источник статьи: http://www.liveinternet.ru/users/5936654/post386287234/