Меню

Шпонки это в иконе

Купить икону – разбираемся со шпонками при покупке старинных икон.

Эксклюзивно для сайта «Купи Старину!»!

Любое копирование материалов запрещено!

03.10.2017 год.

Если Вы решили купить старинную икону и хотите узнать больше о том, как она создавалась более ста лет назад, еще в имперской России, наверняка возникнет вопрос не только о самой живописи, но и об основе любой деревянной старой иконы – доске!

Казалось бы – чего тут может быть интересного – доска она и есть доска, но любопытному Покупателю мы хотим рассказать о том, что на самом деле, иконная доска служит своеобразной летописью каждого религиозного произведения и опытный любитель старины обязательно начнет составление мнения о конкретном памятнике именно с подробного созерцания, изучения его деревянной основы!

Действительно, по форме доски, по ее материалу, способу обработки и другим признакам можно уверенно датировать образ и даже соотнести его с конкретной местностью — не правда ли, удивительно?

Особое внимание любой коллекционер икон уделит шпонкам – особым деревянным скрепам, установленным в доску, ибо их форма, тонкость, длина, ширина и сам способ монтировки скажут ему о многом, и в том числе, помогут и здесь более точно говорить о датировке деревянной основы и о ее местечковом происхождении. О шпонках мы и хотели рассказать Покупателям в этом материале.

Для чего нужны шпонки в иконной доске? Традиция устанавливать шпонки в иконную основу пришла из глубокой древности и сделано это было не случайно. Основная задача шпонок – устранить, скомпенсировать или замедлить искривление самой иконной доски вследствие ее усыхания. Само же изгибание основы происходит практически неизбежно с подавляющим большинством старых живописных икон, поскольку усыхание доски происходит неравномерно: лицевая сторона, покрытая жестким грунтом, тканной паволокой и, наконец, слоем живописи деформируется, в отличие от «голого» задника совсем незначительно, вследствие чего и образуется характерный выгиб иконной доски.

Волокна иконных досок всегда (за редким исключением) располагаются вертикально, в то время как деревянные клинья (шпонки) устанавливаются в перпендикулярном направлении, то есть горизонтально.

Наиболее часто при этом клинышки врезаются в массив задника иконы, либо монтируются в пазы, пропиленные в верхнем и нижнем торце иконной доски.

Разновидности шпонок:

1. Старинная икона 19 века с врезными не сквозными шпонками (одна утрачена).

2. Старинная икона 19 века с врезными сквозными фигурными шпонками.

3. Старинная икона 19 века с врезными торцевыми шпонками.

Способ врезки в задник также может быть различным. Например, для святых старинных икон 17 века характерно встречное их расположение, причем тонкий конец конусообразной шпонки не выходит за боковой край доски. Сквозные же конусообразные шпонки, да еще и сонаправленные, то есть вставляемые в доску с одного бока, характерны для поздней иконы 19-го века.

Ширина шпонок также может быть подвержена исследованию и некоторой стандартизации. Например, коллекционеры икон знают, что наличие узких поперечных шпонок характерно для произведений 16-17 века, позже такие шпонки уже не применяются, они становятся шире и тоньше.

Врезные торцевые шпонки обычно очень узкие, это обусловлено самой конструктивной схемой, и различаются лишь своей шириной. Такие шпонки характерны больше для икон 18 века, особенно их любили устанавливать в доски на Русском Севере, но встречается такая схематика и в образах из Средней полосы России, и на иконах Юга, Сибири.

Следует отметить и тот факт, что у очень многих старинных икон 19 века шпонок не было вовсе. Это и иконы, написанные на небольших сосновых дощечках в иконописном центре слобода Борисовка, и, например, многочисленные памятники Холуя, иконы, написанные на тонкой щепе.

Вопрос, который особенно часто волнует наших Покупателей звучит так – почему на некоторых иконах шпонки частично или полностью отсутствуют, плохо ли это и надо ли озадачиваться восполнением утраченных шпонок, изготовив новые на заказ?

Ответ на этот вопрос мы разобьем на части, подробно ответив на каждую из них.

Шпонки на иконах, как мы уже сказали, должны были скомпенсировать процесс усушки доски и вызванное этим, ее коробление, выгиб. Но шпонки и сами были подвержены усыханию, кроме того, доска, выгибаясь, частенько просто выдавливала из своего «тела» поперечные врезные клинья, так что обратно их уже вставить не было никакой возможности, именно поэтому многие старинные иконы встречаются сегодня либо с одной (вместо двух), либо и вовсе без поперечин.

Читайте также:  Изображения икон для телефона

Ничего трагического в том, что в антикварной иконе нет шпонок, нет, это надо усвоить любому Покупателю. Шпонки выполнили свою задачу, доска за сто лет усохла практически окончательно (хотя небольшие «гуляния» в иконной доске продолжаются всю ее жизнь и связаны с изменением атмосферы – перепадами влажности и температуры), и теперь не стоит переживать за целостность иконной основы, она уже не изменит своих линейных параметров.

Часто можно констатировать и другой факт – шпонки сохранились, но в своих пазах они не держатся, «ездят» по ним свободно, выпадают. Такие шпонки также не несут на себе своей первоначальной нагрузки, выполняя просто роль чисто эстетическую, дополняя икону в ее исторической первоначальной комплектности, не более того.

Поэтому, если Вы решили купить старинную икону и видите, что в ней не хватает или нет вовсе шпонок, не стоит об этом переживать, ничего страшного в будущем с иконной основой такого произведения религиозного искусства не случится, оно будет долгие годы, десятилетия и даже столетия радовать Вас и Ваших детей, внуков, правнуков.

Что же касается изготовления новых шпонок для старинной иконы, то мы делать этого не советуем по многим причинам, но если говорить коротко, то такая процедура может не помочь сохранить старинную икону, а наоборот, поспособствует ее разрушению, иконная доска может попросту лопнуть сразу, или в процессе дальнейшего хранения иконы, ведь новая шпонка будет сделана из «свежего» дерева, которое также будет подвержено активной усушке, короблению, а предусмотреть эти процессы в долгосрочной перспективе просто невозможно, и если нет непосредственной необходимости (например, когда доска у иконы уже лопнула и для ее скрепления нужны новые клинья), заниматься подбором или изготовлением шпонок не нужно.

В завершении хочется отметить, что в иконах с врезными торцевыми шпонками они сохраняются наиболее часто, сама конструкция обеспечивает эту сохранность: доска, даже чуть изогнувшись, надежно фиксирует в себе шпонки, не давая им выпасть даже через сто, двести лет.

Существуют и другие разновидности шпонок, встречающиеся гораздо реже описанных вариантов, например, накладные или диагональные, но о них мы не стали рассказывать в этой статье по причине их чрезвычайной редкости.

Источник статьи: http://kupistarinu.ru/articles/201

Иконная доска и шпонки.

Всем желаю здравствовать!
Накопилось немного вопросов
Вот такая доска,с накладными шпонками. 21,5х18 см.

Порылся в Википедии и в других источниках,
Пишут:
Между примыкающими друг к другу краями досок врезались небольшие фигурные шпонки, в зависимости от конфигурации именуемые «ласточками», «сковородниками» и «карасиками».
Для византийских и русских икон до XI в. характерно крепление тыльных и торцевых шпонок на деревянных шипах или железных гвоздях. К XIV в. накладные шпонки постепенно вытесняются врезными, вставляемыми в специально подготовленные пазы.

Возникает вопрос Какой возраст доски .
Второй вопрос: С какого века стали делать толстые оклады.

Толстые оклады стали применять с появлением барокко и рококо, где-то середина 17 века. Бурное увлечение Западом, дань моде связана с появлением раззолоченных роскошных рам, обрамление чего-то, одежды обрамляли людей, рамы обрамляли вещи, лепнина и решетки обрамляли дом, прихоть интерьера, будь то зеркало, портреты и др. все кругом обвешивалось и придавало вес богатства. Оттуда и пошло желание украсить и иконы подобным образом, покрывать что-то вроде рам, называемые окладами иконы, увесистые, с богатым рельефом и тонкой чеканкой. Как правило, чем ранее, тем толще. Хотя бывают исключения. Со временем, конечно, утоньшались в целях экономии. Правда, публика первое время испытывала культурный шок от этих украшательных новшеств, но зато иконопись вновь обрела в их глазах небывалую высоту и ценность.
Судя по обработке тыльника доски, она у Вас нескобленная, а обработанная механическим путем, и края скорее всего опилены, а это значит, уже в то время появились деревообрабатывающие станки, инструменты, делающих пов-сть почти идеально ровной. Тогда возраст этой иконы можно дать где-то не ранее первой трети-половины 18 века и самое позднее вплоть до 19.

На фото гвозди у Вас кованые, их делали до конца 17 века вручную, пока не стали быстро вытесняться заводскими. Кому интересна история гвоздей, можно почитать вот здесь:
http://gatchina3000.ru/brockhaus-and-efron-encyclopedic-dictionary/026/26198.htm

Читайте также:  Чудотворная икона которая исцеляет

Хорошо бы посмотреть и лицевую сторону, потому как она написана, можно точнее определить возраст. Если на иконе изображение провинциального письма, то опять же можно отнести ко второй половины 18 века и позже, просто до деревень и провинции гораздо позднее доходит технологии и новшества обработки дерева. И долго еще там продолжали делать как в старинку и свозились на продажу в столицу. Тогда эта икона скорее всего появилась на свет между второй трети 18го и его конца. Хотя и в 20 веке тоже делали накладные шпонки, несмотря на возможность делать врезные.

Источник статьи: http://www.icon-art.info/phpBB2/viewtopic.php?t=6148

Шпонка. Зачем?

Здравствуйте, коллеги!
Большинство людей, связанных с иконописью, считают, что иконная доска без шпонок не жизнеспособна. Мне тоже так казалось и выглядело всё довольно логичным, пока хорошенько не задумался.
И сейчас меня раздирают сомнения.

Уважаемые, а зачем нужны шпонки?

Заранее спасибо за реакцию, хотя, возможно, здесь уже отвечали на этот вопрос, но я, честно, не нашел.

Для красоты.
И если иконная доска большого размера, соответственно сплачена из нескольких досок, . шпонка как элемент конструкции.

Franz , вы бы сразу написали свои выводы, . а то посеете в умы душераздирающие сомнения.

Элeмeнт конструкции-это понятно.
Вопрос: зaчeм? Т.e. Кaкой смысл в этом элeмeнтe конструкции?

При короблeнии щитa создaётся нaпряжeниe. Шпонкa, создaвaя нaпряжeниe, ломaeт доску.

Смысл — скрепление сплаченных досок, иконы же не только аналойных размеров бывают:

Уже в XI—XII веках в России появляются иконы, высота которых иногда достигает двух метров и более. Размеры их обусловливались величиной церковных помещений. Например, икона XI— XII веков с изображением Петра и Павла, написанная для новгородского Софийского собора, имеет размер 236 х 147 см, «Благовещение» XII века для Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде — 229 х 144 см, «Георгий» из того же собора — 230 х 142 см.

\\ создает напряжение и ломает доску.. \\- смотря как сделано, см.:

Основу для иконы малого размера вырезали из одной доски; чтобы изготовить икону большого размера, соединяли несколько досок в один щит.
Для большей прочности между внутренними боковыми сторонами досок врезали небольшие, короткие планочки. Планочки различной конфигурации врезали в лицевую или тыльную сторону доски. Называли их в зависимости от формы — «карасиками», «сковородниками» или «ласточками». Врезанные в лицевую сторону доски «ласточки» изготовлялись с XVI века.
С тыльной стороны иконы или с торцевых ее сторон доски дополнительно скреплялись длинными рейками с различными поперечными сечениями — шпонками. В разное время применялись различные как по своей конфигурации, так и по способам крепления шпонки. Для византийских и русских иконных досок XI и последующих двух веков характерно прикрепление шпонок на торцевых частях и тыльной стороне доски посредством деревянных шипов или кованых железных гвоздей. Такие шпонки называются накладными торцевыми и накладными с тыльной стороны.

Видите, есть варианты правильного скрепления досок.

пс. Потом, не сама шпонка «создает» напряжение.

При короблeнии щитa создaётся нaпряжeниe. Шпонкa, создaвaя нaпряжeниe, ломaeт доску.[/quote]

Если щит коробится, значит он собран неправильно. Правильно собранный,( с учетом расположения волокон древесины) щит не коробится. Шпонка повышает жесткость конструкции и препятствует короблению.Мне кажется, тут и обсуждать то нечего .

Илья, сплаченные доски «скрепляются» клеем, шпонка им в этом не помогает.

А что же создает напряжение? Коробящийся щит сам по себе со своим напряжением справляется, изгибаясь. Шпонка препятствует изгибанию и создает напряжение.

С другой стороны, как ведут себя крупные иконы без шпонок?
Я слышал, что не трещат, вроде.

Izograf, согласен, создает жесткость и препятствует короблению. Короблению щита в целом. Т.е. по ширине, на которую установлена шпонка.
В итоге щит не коробится, а трескается, сбрасывая напряжение и сохраняя общую относительную прямолинейность.

Кстати, про правильность сплачивания и подбора направления волокон.
Что-то, я не видел, что-бы иконные доски пытались выгнуться в обратную сторону(вернее, бывает, но редко). Т.е. Вы ведь не будете отрицать, что классический изгиб иконной доски-вовнутрь? Если так, то, возможно, дело тут не в направлении волокон, а в наличии красочного слоя с лицевой стороны, и неправильных условиях хранения?

Читайте также:  Какие иконы считаются самыми сильными

Илья, сплаченные доски «скрепляются» клеем, шпонка им в этом не помогает.

Читаем внимательно, я писал: Смысл — скрепление сплаченных досок . Для большей механической прочности конструкции. Вообще, это простая инженерная задача, и ее решение.
Можете провести эксперимент, не обязательно клеить 2 на 2 м доску, взять пару карандашей, склеить их торцами, высушить. Потом создать напряжение аля коробление. Где треснет? повторить эксперимент, склеить, паралельно карандашам плотно приспособить третий карандаш, чтобы он перекрывал место склейки первых двух. Создать напряжение.. смотрим. И в чем сомнения..

Илья.,тут мудрить нечего. Что бы шпонка играла свою роль, ее геометрия должна точно соответствовать геометрии паза+правильно выбранный угол ласточкина хвоста+оптимально, для каждой доски, подобраны размеры сечения +врезка на оптимальную глубину+быть изготовленной из более твердой древесины.До Никона это прекрасно понимали. Ну а 18-19 века-шпонки делались абы как, скорее как декоративный элемент, не все, конечно, но много.И еще раз повторюсь, главное-правильно собранный щит.

Что бы шпонка играла свою роль, ее геометрия должна точно соответствовать.

главное-правильно собранный щит.

Кстати, про правильность сплачивания и подбора направления волокон.
Что-то, я не видел, что-бы иконные доски пытались выгнуться в обратную сторону(вернее, бывает, но редко). Т.е. Вы ведь не будете отрицать, что классический изгиб иконной доски-вовнутрь? Если так, то, возможно, дело тут не в направлении волокон, а в наличии красочного слоя с лицевой стороны, и неправильных условиях хранения?

На изгиб доски влияет много факторов.Например, левкас с избыточным содержанием клея. Неправильная сушка.В том, что доска изгибается лицевой сторной наружу, нет никакого секрета.Пиленая доска будет выгибаться по касательной к радиусу годичных колец. Если же по касательной врезать шпонку, то прогиб будет в обратную сторону. В старину это прекрасно понимали и поэтому, собирали щиты из досок , склеивая их в противоположном направлении волокон. Кроме того, доска дышит, т.е набирает влагу и отдает. Дыхание это идет через места. свободные от красок. Естественно, возникают деформации.И если в правильно собранной и склеенной доске эти деформации гасятся, в неправильно собранной-накапливаются.

В малых иконах шпонка компенсирует лишь кратковременные процессы — динамическое изменение геометрии доски за счет температурно- влажностных изменений.

Икона- это деревянная доска с категорически неравномерно защищенными поверхностями от воздействия влаги и температуры.
И в связи с деревянными же материалом в данной доске происходит два процесса:
1. Динамическое изменение доски за счет общего высыхания доски в течение 30-50 лет ( причем самые активные процессы происходят в первые 10 лет).

2. Динамические изменения за счет колебания влажности и темратуры в короткие сроки — время года, время суток, дверь открыли/ закрыли и т.д.

Первый процесс шпонка может лишь частично компенсировать. Но если доска сделана изначально неправильно, то есть неправильно выбрана, неправильно высушена ( пока не буду углубляться, но доски 16-17 века показывают, как надо было доски готовить).
При неправильной подготовке при последующем покрытии лицевой стороны паволочно- левкасно- красочным слоем доску всенепременно будет выгибать.
Причем шпонка сдержать такой процесс не может. А в какой- то момент, если шпонка крепкая, она может сыграть и отрицательную роль- икона может разломаться из-за превышения крепости шпонки над крепость доски.

А вот малые колебания шпонке подвластны и она спасает икону от мелких разрушений, которые, суммируясь, уже могут создать крупные разуршения даже для хорошей доски.

В больших щитах шпонка не компенсирует динамические изменения доски на вогнутость, а сдерживает доски в сборке.
И опять же, онатлишь компенсирует малые динамические изменения. Если доски собраны разнонаправлено, подготовлены правильно и склеены правильным клеем, то шпонка работает правильно и достаточно.

Если нет, то понятно, что силы внутреннего напряжения все равно найдут воход в какой- то момент бытования иконы.

Считаю, что в старых иконах, если шпокни выпали, их наличие уже почти не имеет смысла. Доска уже не является губкой, способной впитывать и отдавать влагу с изменением геометрии. Скорее напоминает пемзу.

А вот для новых икон шпонка однозначно необходима.
Мне кажется, что сегодня попросту никто не делает доски по старинным технологиям, основой которых являлось. Время!
Выдержка доски даже для мебели должна составлять не менее 5-10 лет!

Источник статьи: http://www.icon-art.info/phpBB2/viewtopic.php?t=13393