Меню

Шпонки в старинных иконах

Купить икону – разбираемся со шпонками при покупке старинных икон.

Эксклюзивно для сайта «Купи Старину!»!

Любое копирование материалов запрещено!

03.10.2017 год.

Если Вы решили купить старинную икону и хотите узнать больше о том, как она создавалась более ста лет назад, еще в имперской России, наверняка возникнет вопрос не только о самой живописи, но и об основе любой деревянной старой иконы – доске!

Казалось бы – чего тут может быть интересного – доска она и есть доска, но любопытному Покупателю мы хотим рассказать о том, что на самом деле, иконная доска служит своеобразной летописью каждого религиозного произведения и опытный любитель старины обязательно начнет составление мнения о конкретном памятнике именно с подробного созерцания, изучения его деревянной основы!

Действительно, по форме доски, по ее материалу, способу обработки и другим признакам можно уверенно датировать образ и даже соотнести его с конкретной местностью — не правда ли, удивительно?

Особое внимание любой коллекционер икон уделит шпонкам – особым деревянным скрепам, установленным в доску, ибо их форма, тонкость, длина, ширина и сам способ монтировки скажут ему о многом, и в том числе, помогут и здесь более точно говорить о датировке деревянной основы и о ее местечковом происхождении. О шпонках мы и хотели рассказать Покупателям в этом материале.

Для чего нужны шпонки в иконной доске? Традиция устанавливать шпонки в иконную основу пришла из глубокой древности и сделано это было не случайно. Основная задача шпонок – устранить, скомпенсировать или замедлить искривление самой иконной доски вследствие ее усыхания. Само же изгибание основы происходит практически неизбежно с подавляющим большинством старых живописных икон, поскольку усыхание доски происходит неравномерно: лицевая сторона, покрытая жестким грунтом, тканной паволокой и, наконец, слоем живописи деформируется, в отличие от «голого» задника совсем незначительно, вследствие чего и образуется характерный выгиб иконной доски.

Волокна иконных досок всегда (за редким исключением) располагаются вертикально, в то время как деревянные клинья (шпонки) устанавливаются в перпендикулярном направлении, то есть горизонтально.

Наиболее часто при этом клинышки врезаются в массив задника иконы, либо монтируются в пазы, пропиленные в верхнем и нижнем торце иконной доски.

Разновидности шпонок:

1. Старинная икона 19 века с врезными не сквозными шпонками (одна утрачена).

2. Старинная икона 19 века с врезными сквозными фигурными шпонками.

3. Старинная икона 19 века с врезными торцевыми шпонками.

Способ врезки в задник также может быть различным. Например, для святых старинных икон 17 века характерно встречное их расположение, причем тонкий конец конусообразной шпонки не выходит за боковой край доски. Сквозные же конусообразные шпонки, да еще и сонаправленные, то есть вставляемые в доску с одного бока, характерны для поздней иконы 19-го века.

Ширина шпонок также может быть подвержена исследованию и некоторой стандартизации. Например, коллекционеры икон знают, что наличие узких поперечных шпонок характерно для произведений 16-17 века, позже такие шпонки уже не применяются, они становятся шире и тоньше.

Читайте также:  Как помогает икона ангела хранителя

Врезные торцевые шпонки обычно очень узкие, это обусловлено самой конструктивной схемой, и различаются лишь своей шириной. Такие шпонки характерны больше для икон 18 века, особенно их любили устанавливать в доски на Русском Севере, но встречается такая схематика и в образах из Средней полосы России, и на иконах Юга, Сибири.

Следует отметить и тот факт, что у очень многих старинных икон 19 века шпонок не было вовсе. Это и иконы, написанные на небольших сосновых дощечках в иконописном центре слобода Борисовка, и, например, многочисленные памятники Холуя, иконы, написанные на тонкой щепе.

Вопрос, который особенно часто волнует наших Покупателей звучит так – почему на некоторых иконах шпонки частично или полностью отсутствуют, плохо ли это и надо ли озадачиваться восполнением утраченных шпонок, изготовив новые на заказ?

Ответ на этот вопрос мы разобьем на части, подробно ответив на каждую из них.

Шпонки на иконах, как мы уже сказали, должны были скомпенсировать процесс усушки доски и вызванное этим, ее коробление, выгиб. Но шпонки и сами были подвержены усыханию, кроме того, доска, выгибаясь, частенько просто выдавливала из своего «тела» поперечные врезные клинья, так что обратно их уже вставить не было никакой возможности, именно поэтому многие старинные иконы встречаются сегодня либо с одной (вместо двух), либо и вовсе без поперечин.

Ничего трагического в том, что в антикварной иконе нет шпонок, нет, это надо усвоить любому Покупателю. Шпонки выполнили свою задачу, доска за сто лет усохла практически окончательно (хотя небольшие «гуляния» в иконной доске продолжаются всю ее жизнь и связаны с изменением атмосферы – перепадами влажности и температуры), и теперь не стоит переживать за целостность иконной основы, она уже не изменит своих линейных параметров.

Часто можно констатировать и другой факт – шпонки сохранились, но в своих пазах они не держатся, «ездят» по ним свободно, выпадают. Такие шпонки также не несут на себе своей первоначальной нагрузки, выполняя просто роль чисто эстетическую, дополняя икону в ее исторической первоначальной комплектности, не более того.

Поэтому, если Вы решили купить старинную икону и видите, что в ней не хватает или нет вовсе шпонок, не стоит об этом переживать, ничего страшного в будущем с иконной основой такого произведения религиозного искусства не случится, оно будет долгие годы, десятилетия и даже столетия радовать Вас и Ваших детей, внуков, правнуков.

Что же касается изготовления новых шпонок для старинной иконы, то мы делать этого не советуем по многим причинам, но если говорить коротко, то такая процедура может не помочь сохранить старинную икону, а наоборот, поспособствует ее разрушению, иконная доска может попросту лопнуть сразу, или в процессе дальнейшего хранения иконы, ведь новая шпонка будет сделана из «свежего» дерева, которое также будет подвержено активной усушке, короблению, а предусмотреть эти процессы в долгосрочной перспективе просто невозможно, и если нет непосредственной необходимости (например, когда доска у иконы уже лопнула и для ее скрепления нужны новые клинья), заниматься подбором или изготовлением шпонок не нужно.

Читайте также:  Кому продать икону в брянске

В завершении хочется отметить, что в иконах с врезными торцевыми шпонками они сохраняются наиболее часто, сама конструкция обеспечивает эту сохранность: доска, даже чуть изогнувшись, надежно фиксирует в себе шпонки, не давая им выпасть даже через сто, двести лет.

Существуют и другие разновидности шпонок, встречающиеся гораздо реже описанных вариантов, например, накладные или диагональные, но о них мы не стали рассказывать в этой статье по причине их чрезвычайной редкости.

Источник статьи: http://kupistarinu.ru/articles/201

Шпонка (иконопись)

Многочастная иконная доска (щит) для прочности могла скрепляться шпо́нками.

Между примыкающими друг к другу краями досок врезались небольшие фигурные шпонки, в зависимости от конфигурации именуемые «ласточками», «сковородниками» и «карасиками».

С тыльной стороны, либо с торца щиты могли дополнительно скрепляться длинными планками — накладными или врезными шпонками. Для византийских и русских икон до XI в. характерно крепление тыльных и торцевых шпонок на деревянных шипах или железных гвоздях. К XIV в. накладные шпонки постепенно вытесняются врезными, вставляемыми в специально подготовленные пазы. Паз и шпонка делались обычно в сечении трапециевидными, что удерживало шпонку при усыхании. С XV в. шпонку изготавливали сужающейся по длине, пазы под шпонки делалаются короче ширины доски, а две (и более) шпонки вставляются на разных уровнях навстречу друг другу. Такие шпонки помогают избежать значительной деформации иконной доски, поэтому их использовали не только в щитах, но и для одиночных досок. В XVI в. шпонки становятся тонкими, почти не выступающими над поверхностью доски, в XVII в. шпонки остаются тонкими, но прибавляют в ширине. С конца XVII в. на небольших и средних иконах появляются врезные торцевые шпонки.

  • Добавить иллюстрации.
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Шпонка (иконопись)» в других словарях:

Шпонка — (детали машин) металлическая деталь, предназначенная для передачи крутящего момента. Шпонка (иконопись) деталь иконы предназначенная для увеличения жёсткости и прочности иконной доски … Википедия

Иконопись — «Святая Троица» Андрея Рублёва (1410 год) Иконопись (от … Википедия

Ковчег (иконопись) — У этого термина существуют и другие значения, см. Ковчег. Части иконной доски щит шпонка ковчег поле лузга борт … Википедия

Поле (иконопись) — У этого термина существуют и другие значения, см. Поле (значения). Части иконной доски щит шпонка ковчег поле лузга борт … Википедия

Борт (иконопись) — Части иконной доски щит шпонка ковчег поле лузга борт Залевкашенная иконная доска Доска иконная, цка, дска традиционная основа под темперную живопись в иконном писании. Из пород … Википедия

Икона — У этого термина существуют и другие значения, см. Икона (значения). «С … Википедия

Иконы — «Святая Троица» Андрея Рублёва (1410 год) Икона (от ср. греч. εἰκόνα «рисунок», «икона»; тж. др. греч. εἰκών «образ», «изображение») в христианстве (главным образом, в православии, католицизме и древневосточных церк … Википедия

Читайте также:  Бьянка джаггер икона стиля

Мозаическая икона — «Святая Троица» Андрея Рублёва (1410 год) Икона (от ср. греч. εἰκόνα «рисунок», «икона»; тж. др. греч. εἰκών «образ», «изображение») в христианстве (главным образом, в православии, католицизме и древневосточных церк … Википедия

Иконная доска — Части иконной доски щит шпонка ковчег поле лузга борт … Википедия

Источник статьи: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/52685

Иконная доска и шпонки.

Всем желаю здравствовать!
Накопилось немного вопросов
Вот такая доска,с накладными шпонками. 21,5х18 см.

Порылся в Википедии и в других источниках,
Пишут:
Между примыкающими друг к другу краями досок врезались небольшие фигурные шпонки, в зависимости от конфигурации именуемые «ласточками», «сковородниками» и «карасиками».
Для византийских и русских икон до XI в. характерно крепление тыльных и торцевых шпонок на деревянных шипах или железных гвоздях. К XIV в. накладные шпонки постепенно вытесняются врезными, вставляемыми в специально подготовленные пазы.

Возникает вопрос Какой возраст доски .
Второй вопрос: С какого века стали делать толстые оклады.

Толстые оклады стали применять с появлением барокко и рококо, где-то середина 17 века. Бурное увлечение Западом, дань моде связана с появлением раззолоченных роскошных рам, обрамление чего-то, одежды обрамляли людей, рамы обрамляли вещи, лепнина и решетки обрамляли дом, прихоть интерьера, будь то зеркало, портреты и др. все кругом обвешивалось и придавало вес богатства. Оттуда и пошло желание украсить и иконы подобным образом, покрывать что-то вроде рам, называемые окладами иконы, увесистые, с богатым рельефом и тонкой чеканкой. Как правило, чем ранее, тем толще. Хотя бывают исключения. Со временем, конечно, утоньшались в целях экономии. Правда, публика первое время испытывала культурный шок от этих украшательных новшеств, но зато иконопись вновь обрела в их глазах небывалую высоту и ценность.
Судя по обработке тыльника доски, она у Вас нескобленная, а обработанная механическим путем, и края скорее всего опилены, а это значит, уже в то время появились деревообрабатывающие станки, инструменты, делающих пов-сть почти идеально ровной. Тогда возраст этой иконы можно дать где-то не ранее первой трети-половины 18 века и самое позднее вплоть до 19.

На фото гвозди у Вас кованые, их делали до конца 17 века вручную, пока не стали быстро вытесняться заводскими. Кому интересна история гвоздей, можно почитать вот здесь:
http://gatchina3000.ru/brockhaus-and-efron-encyclopedic-dictionary/026/26198.htm

Хорошо бы посмотреть и лицевую сторону, потому как она написана, можно точнее определить возраст. Если на иконе изображение провинциального письма, то опять же можно отнести ко второй половины 18 века и позже, просто до деревень и провинции гораздо позднее доходит технологии и новшества обработки дерева. И долго еще там продолжали делать как в старинку и свозились на продажу в столицу. Тогда эта икона скорее всего появилась на свет между второй трети 18го и его конца. Хотя и в 20 веке тоже делали накладные шпонки, несмотря на возможность делать врезные.

Источник статьи: http://www.icon-art.info/phpBB2/viewtopic.php?t=6148