Меню

Торжество православия 2021 иконы

Торжество Православия в 2021 году

Торжество Православия – православный праздник, который ежегодно отмечается на первой неделе Великого поста в воскресный день.

Какого числа будет Торжество Православия в 2021 году?

Дата Торжества Православия не является фиксированной, так как она напрямую зависит от начала Великого Поста, соответственно, и от Пасхи. А, как мы знаем, Светлое Воскресенье Христово ежегодно выпадает на разные числа и даже месяцы.

В 2021 году верующие будут отмечать Торжество Православия 21 марта.

Исторические сведения

По многочисленным просьбам подписчиков мы подготовили точный гороскоп-приложение для мобильного телефона. Прогнозы будут приходить для вашего знака зодиака каждое утро — пропустить невозможно!
Скачайте бесплатно: Гороскоп на каждый день 2020 (доступно на Android)

Каждый день в завершительный день первой седмицы Великого поста христианами празднуется Торжество Православия. В эту дату верующие вспоминают о дне, когда православной церковью было окончательно отвоёвано право использовать иконы, молиться перед ними, а иконоборчество отошло в небытие. Давайте углубимся в историю возникновения данного праздника.

Почитание икон, изображающих святых личностей возникает в самом начале утверждения христианской веры. Оно ссылается на Священное Писание, активно применялось христианскими адептами вплоть до 8 столетия, когда в Греции начинает возникать такое течение как иконоборчество.

Идея, выдвинутая иконоборцами, состояла в том, что лики святых равносильны идолопоклонничеству, то есть, по сути, ничем не отличаются от язычества. Иконоборчество быстро распространилось по многим государствам, из-за него Православной Церкви пришлось пережить немало гонений.

Иконы массово уничтожались или тщательно скрывались истинно верующими людьми. Последним приходилось бороться за возможность изображать Иисуса Христа, Святую Богородицу и прочих святых, а также возносить молитвы их образам. Гонения и лишения христиан распространялись и на уничтожения мощей святых, а иконы у людей забирали, предавая их огню.

Кто же посмел ослушаться, решил спрятать у себя дома запрещённые предметы – того ждала незавидная участь пленника в темнице или того хуже – казнь. А поддерживала иконоборчество начавшаяся гражданская война на византийских землях.

События начинают меняться в другую сторону за правление императрицы Ирины. Тогда в 787 году был организован Седьмой Вселенский собор, на нём постановили восстановить культ почтения икон. После Вселенского собора иконоборчество постепенно начинает затухать, однако, местами вспышки агрессии по отношению к христианам ещё продолжаются. И хотя в храмах опять появляются образы святых, люди продолжают бояться.

Кардинальные перемены возникают лишь 20 января 842 года, когда к власти после смерти мужа приходит императрица Феодора. Женщина исповедовала христианство, очень негативно относилась к иконоборческим взглядам своего супруга. Скорее всего, именно она мотивировала императора накануне смерти поменять убеждения.

Под конец первой недели Великого поста в 843 году по приказу императрицы Феодоры заключённых христиан освобождают из темниц, восстанавливая их в должностях. Тогда-то была проведена особая служба, проходящая в Софийском соборе, Феодора назвала иконоборчество «ересью», провозгласив о возвращении культа почитания икон.

По преданию, правительница на службе искренне благодарит Господа за прощение покойного мужа, сделавшего при жизни много недостойных дел (речь шла о преследовании упрямых христиан и уничтожении священных образов). Впоследствии некоторое время имя усопшего императора Феофила находилось в чине анафемы, но затем было исключено из него.

Когда торжественная служба на Софийском соборе завершилась, верующие вынесли на улицу иконы, как подтверждение своей победы в борьбе с иконоборчеством. Императрица Феодора прошла с ними через весь Константинополь крёстным ходом. Потом святые изображения торжественно возвращают в храмы и церкви, размещают на воротах домов, городов.

Что касается иконоборцев, то им предложили или смириться с принятием икон или отказаться от служения Церкви. Самое первое Торжество Православия знаменовало собой не поражение иконоборцев, а окончательное устранение ложных заблуждений, ереси. В результате Православная Церковь получила возможность учить людей истинной вере, помогать очищаться от грехов, идти правильным путём.

Читайте также:  Тихвинской иконы божьей матери по размеру

С того самого времени – с 843 года нашей эры каждый год отмечается день Торжество Православия, когда вспоминается святая императрица Феодора, которой выпала особенная роль в истории христианской религии.

Чем является чин Торжества Православия?

В том же 9 веке Патриарх Мефодий создаёт особый чин Торжества Православия, используемый до сегодняшнего дня. Он служится в последней половине первой недели Великого поста. И это не специальная должность, а письменный устав, обладающий определённым значением, тесно касающийся праздника.

Святая императрица Феодора оставила после себя послание, где говорится о том, что все те люди, кто отвергает образы святых, должны быть прокляты. Отсюда и появляется чин анафемы, согласно которому от христианской церкви отлучаются еретики и враги, а защитники православной веры навечно сохраняются в памяти.

Может возникнуть вопрос: «Разве позволено священнослужителем накладывать проклятия?». Здесь нужно отметить, что Церковь находит анафему не проклятием, а отлучением тех личностей, которые нарушают своими действиями единство веры, представляют потенциальную опасность для идеологии. И благодаря анафеме верующие могут защититься от соблазнов пойти неправильным путём, поддавшись на влияние борца с христианской религией.

Интересно! У отлучённых от церкви остаётся возможность вернуться, если они исправятся и совершат искреннее покаяние.

Традиции праздника

С днём Торжества Православия не связаны какие-либо особые запреты или рекомендованные действия. Самое основное – это, конечно же, посещение церкви, где верующие по желанию могут выстоять всенощную службу. Начинается она с вечера субботы и заканчивается утром воскресенья. При этом чин анафематствования Торжества Православия – это часть литургии, по обыкновению его произносят под конец богослужения.

Когда служение заканчивается, в центральной части церкви ставятся два образа: Спасителя и его Матери Святой Девы Марии. Именно они выступают ключевыми символами: Бог, который стал человеком и женщина, наиболее приближённая к Всевышнему. Лики Иисуса Христа и Богородицы призваны напомнить людям о безграничной и необъятной любви к ним Создателя, о необходимости выполнять свою миссию перед Богом, жить праведно, соблюдать основные Библейские заповеди.

После того, как образы установлены, священнослужители молятся и читают чин.

В завершение

  • Торжество Православия – праздник в память об окончательной победе над иконоборцами императрицей Феодорой в 843 году на Константинопольском соборе.
  • После Константинопольского собора в Византии восстановилось иконопочитание.
  • Тогда же был установлен новый чин Торжества Православия, предполагающий анафему (то есть отлучение от церкви) для всех тех людей, которые своими словами или действиями оскорбляют истинную веру, вводят людей в заблуждение.
  • Каждый год дата праздника меняется, она выпадает на первую неделю Великого поста в воскресенье.

Источник статьи: http://tayniymir.com/pravoslavnyj-kalendar-2021/torzhestvo-pravoslaviya.html

21 марта

Чтения Священного Писания и Богослужебные указания

Богослужебные указания

Богослужения

Каноны

Акафисты

Тропари, кондаки, молитвы и величания

Воскресный

Тропарь воскресный, глас 8

С высоты́ снизше́л еси́, Благоутро́бне,/ погребе́ние прия́л еси́ тридне́вное,/ да на́с свободи́ши страсте́й,// Животе́ и воскресе́ние на́ше. Го́споди, сла́ва Тебе́.

Перевод: С высоты сошел Ты, милосердный, благоволил пребыть три дня во гробе, чтобы нас освободить от страстей, – жизнь и воскресение наше, Господи, слава Тебе!

Кондак воскресный, глас 8

Воскре́с из гро́ба, уме́ршия воздви́гл еси́,/ и Ада́ма воскреси́л еси́,/ и Е́ва лику́ет во Твое́м воскресе́нии,/ и мирсти́и концы́ торжеству́ют// е́же из ме́ртвых воста́нием Твои́м, Многоми́лостиве.

Перевод: Восстав из гроба, умерших Ты воздвиг, и Адама воскресил, и Ева ликует о Твоем воскресении, и пределы мира торжествуют о Твоем восстании из мертвых, Многомилостивый.

Недели Торжества Православия

Тропарь Недели Торжества Православия, глас 2

Пречи́стому Образу Твоему́ покланя́емся, Благи́й,/ прося́ще проще́ния прегреше́ний на́ших, Христе́ Бо́же;/ во́лею бо благоволи́л еси́ пло́тию взы́ти на крест,/ да изба́виши я́же созда́л еси́ от рабо́ты вра́жия./ Тем благода́рственно вопие́м Ти:/ ра́дости испо́лнил еси́ вся, Спа́се наш,// прише́дый спасти́ мир.

Читайте также:  Какие иконы вешают над входной дверью квартиры

Перевод: Пречистому образу Твоему поклоняемся, Благой, прося прощения согрешений наших, Христе Боже. Ибо добровольно благоволил Ты взойти плотию на Крест, чтобы избавить созданных Тобою от рабства врагу. Потому мы благодарно взываем Тебе: «Радостью Ты наполнил все, Спаситель наш, пришедший спасти мир!»

Кондак Недели Торжества Православия, глас 2

Неопи́санное Сло́во Отчее,/ из Тебе́, Богоро́дице, описа́ся воплоща́емь:/ и оскве́рншийся о́браз в дре́внее вообрази́в,/ Боже́ственною добро́тою смеси́./ Но испове́дающе спасе́ние,// де́лом и сло́вом, сие́ вообража́ем.

Перевод: Неизобразимое Слово Отчее при воплощении от Тебя, Богородица, изобразилось, и осквернившийся образ в первоначальном виде воссоздав, с Божественною красотой соединило. И мы, исповедуя наше спасение, делом и словом его изображаем.

Преподобному Феофилакту, епископу Никомидийскому, исповеднику

Тропарь преподобному Феофилакту, епископу Никомидийскому, исповеднику, глас 6

Тая́ся, пожи́л еси́, прехва́льне,/ но Христо́с тя показа́,/ я́ко свети́ло на све́щнице мы́сленнем,/ и скрижа́ли ти вручи́ уче́ний духо́вных,/ и́миже, святи́телю Феофила́кте,// и нас озари́.

Перевод: Скрываясь [от мира] ты жил, достойный всяческих похвал, но Христос тебя всем показал, как свечу на подсвечнике духовном и вручил тебе заветы учений Духа Святого, ими же, святитель Феофилакт, и нас просвети.

Кондак преподобному Феофилакту, епископу Никомидийскому, исповеднику, глас 2

Свети́льник све́тел показа́лся еси́ в конце́х,/ святи́телю Феофила́кте,/ единосу́щна Отцу́ и Ду́ху Сло́ва ты пропове́дав,/ Боже́ственных оте́ц Собо́р уясни́л еси́,/ Тро́ице уго́дник яви́лся еси́.// Е́йже предстоя́, моли́ непреста́нно о всех нас.

Перевод: Ярким светильником ты показался во всех концах Земли, святитель Феофилакт, проповедуя единосущие Отца, Святого Духа и Бога Слова, ты озарил собрание Божественных отцов, ты был служителем Троице, Ей же предстоя, моли непрестанно о всех нас.

Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Знамение» Курская-Коренная

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Знамение» Курская-Коренная, глас 4

Я́ко необори́мую сте́ну и исто́чник чуде́с/ стяжа́вше Тя раби́ Твои́,/ Богоро́дице пречи́стая,/ сопроти́вных ополче́ния низлага́ем./ Те́мже мо́лим Тя:/ мир гра́ду Твоему́ да́руй// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Перевод: Как нерушимую крепость и источник чудес, обретя Тебя, рабы Твои, Богородица Пречистая, врагов ополчения повергаем. Потому и молимся Тебе: мир городу Твоему даруй и душам нашим великую милость.

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Знамение» Курская-Коренная, глас 4

Честна́го о́браза Твоего́ зна́мение/ пра́зднующе лю́дие Твои́, Богороди́тельнице,/ и́мже ди́вную побе́ду на сопроти́вныя гра́ду Твоему́ дарова́ла еси́./ Те́мже Тебе́ ве́рою взыва́ем:// ра́дуйся, Де́во, христиа́н похвало́.

Перевод: Почитаемого образа Твоего явление празднуем, люди Твои, Богородительница, им же Ты даровала удивительную победу над противниками городу Твоему. Поэтому с верой взываем к Тебе: «Радуйся, Дева, слава и честь христианская».

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Знамение» Курская-Коренная

О, Цари́це Небе́сная! Кто́ изочте́т вели́кое мно́жество чуде́с Твои́х, кто́ исчи́слит во́пли моли́твенных проше́ний, то́ки умиле́нных сле́з, благода́рных воздыха́ний, пролитых пред ико́ною Твое́ю. Ове́яна у́бо вся́ она́ ско́рбию наро́дною, пла́чем угнете́нных и ра́достною хвало́ю уте́шенных. Припа́даху к не́й лю́дие, поне́сшие ага́рянское и́го, пла́каху Москва́ в сму́тное вре́мя, взыва́ше Ку́рск в наше́ствие вра́жеское. Вопия́ше вся́ о́бласть во дни́ смертоно́сных боле́зней и бе́д, и вся́ ско́рби на ра́дость прелага́ла еси́. Те́мже и ны́не благослови́ зе́млю Ру́сскую. Спаси́ от греха́, поги́бели и собла́знов страну́ на́шу. Изле́й благода́ть на тру́д земледельческий и на вся́кое благо́е начина́ние обще́ственное. Помяни́, Пресвята́я Де́во, по и́мени все́х предстоя́щих и моля́щихся и вся́ лю́ди, тре́бующия Твоего́ утеше́ния, по́мощи и милосе́рдия. Ты́ у́бо ве́си та́йная серде́ц на́ших. Те́мже все́м по потре́бе и́х проше́ния испо́лни. Изря́днее же заблу́ждших обрати́ к покая́нию, на́с же все́х умудри́ све́том Ева́нгельския любви́ и до́брых де́л. Архипа́стыри и па́стыри и вся́ ве́рныя в Правосла́вии до сме́рти тве́рды покажи́, в Ца́рство Небе́сное упра́ви и со Христо́м жи́ти сотвори́ во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Читайте также:  Обновляющаяся икона в арзамасе

Мысли свт. Феофана Затворника

Православие. Не забудь правого слова, которое сказал ты Богу, возобновляя с Ним завет, нарушенный с твоей стороны недобросовестно. Припомни, как и почему нарушил, и старайся избежать новой неверности. Не слово красное славно, – славна верность. Не славно ли быть в завете с царем? Сколько же славнее быть в завете с Царем царей! Но слава эта обратится в посрамление тебе, если не будешь верен завету.

От начала мира сколько прославлено великих людей! И все они прославлены за верность, в которой устояли, несмотря на великие беды и скорби из-за такой верности: «испытали поругания и побои, а также узы и темницу. Были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей. с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса. » ( Евр.11:36–38, 12:1–2 )

Притча дня

Путешественник обратился к отцу-настоятелю монастыря в Сцете.
– Я хочу сделать мою жизнь лучше, – сказал он. – Но я не могу уберечь себя от грешных мыслей.
Настоятель монастыря обратил внимание на сильный ветер, дующий снаружи, и сказал страннику:
– Здесь немного жарко. Я буду благодарен, если ты захватишь кусочек этого ветра снаружи и принесёшь его сюда, чтобы остудить комнату.
– Это невозможно, – заявил странник.
– Так же невозможно уберечь себя от мыслей, которые противны Богу, – ответил монах. – Но если ты знаешь, как сказать «нет» искушению, они не причинят тебе никакого вреда.

Проповедь дня

Книги, статьи, стихи, кроссворды, тесты

Основы православия

Тема 80. Каковы существенные свойства Церкви?

Согласно Символу веры, Православная Церковь единая (единственная), святая, соборная, апостольская. Эти прилагательные и обозначают важнейшие свойства Церкви.

Церковь единственна и едина своим Единым Главой, спасительным учением, едиными святыми и святынями, внутренним благодатным единством своих членов с Богом и друг с другом.

Церковь свята своим Главой, свята пребывающей в ней благодатью, свята святыми и святынями, свята учением.

Соборность Церкви, или Кафоличность, указывает на присущую Ей особую полноту (Еф.1:23). «Церковь Соборною называется потому, что находится по всей Вселенной от концов земли до концов ее, что повсеместно и в полноте преподает все то учение, которое должны знать люди, учение о вещах видимых и невидимых, небесных и земных, что весь род человеческий приводит к истинной вере: начальников и подчиненных, ученых и простых людей – и что повсеместно врачует и исцеляет все роды грехов, душой и телом содеваемых. » (Свт. Кирилл Иерусалимский. Поучения).

Апостольской Церковь именуется потому, что основана благодаря деятельности апостолов, имеет учение, преподанное через апостолов, имеет преемство иерархии от апостолов, наконец, апостолы (наряду, конечно же, с другими святыми) являются нашими ходатаями перед Богом.

Практические советы

Во все воскресные дни Великого поста, исключая Вербное воскресенье; Великий четверг и субботу на Страстной седмице, утром служится Литургия святителя Василия Великого. Литургия этим чином совершается всего 10 раз в году, из них 7 – Великим постом.

Всего в Церкви в наше время общеупотребительны три чина Литургии. Их чинопоследования (текст, аудиофрагменты, фото и примечания) можно изучать по ссылке.

Для изучения молитвословий может быть полезно в храме держать перед глазами текст богослужения с параллельным переводом на современный русский язык.

Большая часть элементов Литургии неизменяема.

Источник статьи: http://azbyka.ru/days/2021-03-21