Меню

Тверские иконы 14 века

Тверские иконы 14 века

С 1240-х по 1485 год Тверь была политическим, экономическим и культурным центром крупного самостоятельного княжества. После победы Москвы над Тверью за роль объединяющего Русь центра летописи и многие другие тверские древности были уничтожены.

Древнейшей из сохранившихся тверских икон считается икона начала XIV века «Святые Борис и Глеб» из Савво-Вишерского монастыря. Коричневые, красные, синие краски, использованные при написании фигур, и серебряный фон с белыми нимбами являются отсылкой к киевской системе колорита. Сочетание светлого фона и насыщенных цветом фигур создавало объем, этот прием неоднократно использовался местными мастерами в других, более поздних работах. В образе святых братьев присутствуют также черты новгородского и ростово-суздальского влияний (например, в орнаменте одежд и активном использовании пробелов в личном письме). Непосредственно тверской традицией можно назвать то, что пробела здесь использовались гораздо активнее, чем в других школах, в иконе Бориса и Глеба они лучами отходят от уголков глаз, ложатся на нос, брови, подбородок, шею. Крупные фигуры, статичная композиция, тяжелый и плотный колорит, лики экспрессивны, лишены тонкости – все эти черты можно перенести и на остальную живопись тверской школы этого периода. В будущем, за счет укрупнения масштабов личного письма, будет подчеркиваться значимость и выразительность жестов, что прослеживается на примере иконы «Спас Вседержитель» первой половины XIV века.

В иконах XIV века большее внимание уделяется линеарности, сохраняется пластичность и все та же плотная колористическая система, заимствованная из киевских образов. Согласно летописям этого времени, в Тверь приезжали послы из Константинополя, равно как и местные послы посещали столицу Византии. Но тверичи не переняли черты палеологовского искусства и остались верны своим архаическим идеалам, в противовес московским нововведениям.

В XV веке иконописные традиции Твери окончательно сложились. Мастера уже более уверенно владеют холодным, мерцающим колоритом фона, объемностью фигур, усиливается движение в сторону декоративности. Во многих образах появляется синий и бирюзовый, контрастирующие с киноварью, зеленым и желтым цветами. Во всех образах присутствуют такие объединяющие их черты, как разреженность композиций, прозрачные слои краски, прерывающиеся волнистые линии и неустанный бирюзовый цвет. В это время уже чувствуется большое влияние московской традиции, растворение в ней, превращение местной, самостоятельной школы в провинциальную.

Источник статьи: http://www.iconrussia.ru/painting/icon_painting_school/detail.php?ID=1235

Загадки тверской иконописи

Марина Волоскова

Культуролог, историк, журналист

Ныне провинциальный, второстепенный областной центр Тверь некогда являлся видным политическим, экономическим и культурным центром древней Руси. В какой-то мере он даже соперничал с другими крупными городам своего времени, такими как Киев, Великий Новгород и молодая Москва. Однако древняя Тверь известна не только своими политическими амбициями, но и внушительным вкладом в русскую культуру. В средневековье в Твери складываются и расцветают местные иконописные традиции, которые существовали и развивались вплоть до начала XX века.

Тверская иконопись до раскола

Тверская школа иконописи складывается уже в XIII веке. Древнейшей из сохранившихся икон тверских мастеров является образ начала XIV века «Святые Борис и Глеб» из церкви Вознесения Господня Саво-Вишерской обители. Надо отметить, что иконы святых Бориса и Глеба и в других русских землях являются самыми древними образами, посвященными святым, прославленным на Руси.

Читайте также:  Адрес храма иконы божьей матери всех скорбящих радость

Святые Борис и Глеб. Икона тверского мастера. Начало XIV века. Саво-Вишерский монастырь. Музей русского искусства, Киев, Украина

Коричневые, красные, синие краски, серебряный фон с белыми нимбами являют собой сходство с киевской системой колоритов. Сочетание светлого фона и насыщенных фигур создает объем — этот прием не раз использовался тверскими мастерами впоследствии. В иконе присутствуют элементы новгородской, ростово-суздальской школ, отображенные в орнаменте одежд. За тверской традицией следует признать светящиеся лица святых и их экспрессивность, статичные композиции, крупные фигуры, тяжелый и плотный колорит.

В иконах XIV века большее внимание уделяется линеарности, сохраняется пластичность, плотная колористическая система, сформировавшаяся, по мнению некоторых исследователей, под влиянием Киевской школы.

Икона «Архангел Михаил», датируемая XIV веком, производит впечатление монументальности и величия, несмотря на то, что лик архангела ассиметричен, а фигура непропорциональна.

В начале XV века происходит смягчение экспрессивности образов, появляется гармония цветовых решений.

Богородица. Первая половина XV века. Из деисусного чина, происходящего из церкви села Ободова Спировского района Тверской области. Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева Иоанн Предотеча. Первая половина XV века. Из деисусного чина, происходящего из церкви села Ободова Спировского района Тверской области. Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева

В XV веке для иконописи тверской школы характерны обильное использование белил с целью высветления ликов, обилие холодного синего цвета, смешанного с белилами, например, икона «Успение».

Во многих образах появляются синий, бирюзовый, которые контрастируют с киноварью, зеленым, желтым цветами. Также для тверской школы характерны разреженность композиций, прозрачные слои краски, прерывающиеся волнистые линии. В этот период начинает ощущаться влияние московской традиции.

Успение Богородицы. XV век. Тверской мастер. ГТГ, Москва Богородица Петровская. XIV век. Тверская иконописная школа

В XV веке усилилась свойственная ей и ранее ориентация на художественные традиции стран Балканского полуострова.

Вознесение. Середина XV века. Из праздничного чина Спасо-Преображенского собора Твери. Москва, Государственная Третьяковская галерея

Тверская иконопись после Раскола

Тверь, в отличие от прочих уездных городов Тверской губернии (Ржева, Торжка, Вышнего Волочка), не относилась к числу старообрядческих центров. Но все же старообрядцы в Твери проживали. Однако уже в 30-е годы XIX века тверские старообрядцы перешли в подчинение синодальной церкви — в единоверие. К концу XIX – началу XX века в Тверской губернии насчитывалось пять единоверческих храмов, в том числе Успенский в Твери, взорванный в 1964 году. Сейчас на месте храма располагается детский сад № 125. Как и другие единоверческие храмы, община Успенской церкви в первой половине XX века оставила старый обряд и перешла на новый. Единственным отличием этого прихода стало подчинение т. н. тихоновской ветви синодальной церкви, в то время как другие храмы Твери (Калинина) подчинялись синоду Православной Российской Церкви (обновленческой).

Читайте также:  Владимирская икона божией матери что просят

Единоверческая Успенская церковь в Твери

Этот храм находился в Заволжской части города, недалеко от храма Благовещения в Волынях (РПЦ). В скромном убранстве Успенской церкви той поры были примечательны иконы XV-XVII столетий, хранившиеся со времени церковного Раскола в семьях и передававшиеся из поколения в поколение. Известно, что в первой половине XIX века стенную живопись обновлял иконописец-тверитянин, впоследствии владелец иконописной мастерской в Санкт-Петербурге — Макар Самсонович Пешехонов (1780-1825 гг.), также перешедший в единоверие.

Особенно примечательны две иконы: «Явление архангела праведному монаху» и «Праведная жизнь монахов». Литературную композицию двух образов составили тексты из патериков. Патериковые рассказы часто включались в сборники смешанного содержания, переписывались в скитах или печатались в старообрядческих типографиях. Собранные воедино истории о подвигах синайских, иерусалимских, египетских подвижников имели ярко выраженный нравоучительный характер. Расположенные в алфавитном порядке, они образовывали так называемые азбучные патерики (например, патерик, изданный в старообрядческой типографии в Супрасле в 1791 году). Сюжеты икон рассказывают о праведном монашеском житии, причем персонажи, изображенные на них, представлены в типично старообрядческой обстановке. Сюжет первой иконы восходит к сочинению Иоанна Мосха «Луг духовный» (конец VI — начало VII века), в одной из глав которого — «Жизнь старца препростого» — изложена история явлению ангела праведному монаху.

«Явление ангела праведному монаху». Начало XIX века, Тверь. Происходит из Успенской единоверческой церкви. ЦГРМ, СПб

Старец был настолько прост, что причащался во всех церквах. Однажды к нему явился ангел и спросил: «Повеждь ми старче, аще умреши, како хащеши да тя погребут еретически или иер(с)лимски». Посоветовавшись с мудрым отцом, старец остановил свой выбор на Соборной и Апостольской церкви. Инок изображен с книгой, раскрытой на словах: «Да не погубиши с нечестивыми душу мою, и с мужи крови живот мой, их же в руку без(з)акония, и десница их испо…» Обстановку кельи составляют стол, скамья и посуда. На полке икона Господа Вседержителя и ручная кадильца [1].

На второй иконе изображена поповская церковь с престолом вдалеке, восьмиконечным запрестольным крестом и иконой. Согласно традиции, в иконостасе по сторонам от входа в алтарь установлены иконы Богородицы и Спаса Нерукотворного. На двух соседних образах изображены святитель Никола Чудотворец и Афанасий Афонский. Происходящее действие показано как видение: два инока в нимбах, стоящие по сторонам композиции, созерцают возложение венцов на головы одной группы монахов (слева) и лобызание другой ангелами (справа). Они облачены в традиционные старообрядческие каптыри и держат в руках лестовки.

«Праведная жизнь монахов». Начало XIX века, Тверь. Происходит из Успенской единоверческой церкви. ЦГРМ, СПб

Сюжет иконы заимствован из азбучно-иерусалимского патерика, в состав которого включен рассказ «Преподобного отца нашего Стефана о бдениях всенощных». Его мораль — призыв к терпеливому и сосредоточенному пребыванию монахов на службе, вознаграждаемому ангелами и святыми отцами. По смыслу композиция близка к другому, более распространенному в изобразительном искусстве патериковому рассказу, известному под названием «Видение Евлогия». Примечательно, что в некоторых рукописных патериках (например, БРАН, Арханг. 191) оба рассказа помещены рядом [2].

Читайте также:  Можно ли спать ногами до иконы

В XIX веке тверские мастера писали иконы как для заказчиков-старообрядцев, так и для синодальной церкви. Несмотря на это иконописцы Твери при работе старались обращаться к произведениям дораскольной иконописи XV — XVI столетий.

Упадок тверской иконописи пришелся на советский период. В 1990-х годах началась возрождение тверского иконописания. Возникает мастерская Андрея Запруднова, которая просуществовала до 2000 года и долгое время считалась эталоном возрожденной древнерусской иконописи в Тверском крае. В 2000-е года руководитель школы исчез таинственным образом, и о его судьбе до сих пор ничего неизвестно. Среди других современных иконописцев Твери особую известность имеет артель Колтовых. Сейчас при тверском областном союзе художников России существует отдел Храмового искусства, в который входят современные иконописцы Тверского региона.

[1] Русский музей: Образы и символы старой веры. Альманах, Вып. 217. СПб: Palace Editions-Graficart, 2008. С. 171
[2] Русский музей: Образы и символы старой веры. Альманах, Вып. 217. СПб: Palace Editions-Graficart, 2008. С. 173

Галерея икон тверской иконописной школы

Спас Вседержитель. Тверь, к. XIII века. ГТГ, Москва Пророк Иезекииль. Тверь, середина XV века. ЦГРМ, СПб Святитель Петр, митрополит Московский и всея Руси. Тверь, первая половина XV века. ГТГ, Москва Св. мч. Ипатий Гангрский с житием. Тверь, первая половина XV века. ГТГ, Москва

Воскрешение Лазаря. Тверь, середина XV века. Икона происходит из праздничного чина Спасо-Преображенского собора Твери. ЦГРМ, СПб Спас на престоле с предстоящими св. блг. кн. Михаилом Тверским и св. блг. кн. Ксенией. Тверь, к. XIII — начало XIV вв.
Богородица Одигитрия. Тверь, первая четверть XV века. Центральный музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева, Москва. Выносная икона. Оборот образа — свт. Никола Чудотворец Богородица Одигитрия. Тверь, к. XIV века
Апостол Павел. Тверь, последняя четверть XV века. Тверская губерния, Весьегонский уезд, из церкви с. Чемерово. Центральный музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева, Москва Свт. Никола Чудотворец. Тверь, первая четверть XV века. Центральный музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева, Москва. Выносная икона. Оборот образа – Богородица Одигитрия
Св. апостол Иоанн Богослов на острове Патмос. Тверь, вторая половина XV века Св. Параскева Пятница. Тверь, первая треть XVI века. Центральный музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева, Москва
Архангел Гавриил. Тверь, первая половина XV века. ГТГ, Москва Свт. Григорий Богослов. Тверь, первая половина XV века. ГТГ, Москва

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Источник статьи: http://ruvera.ru/articles/zagadki_tverskoiy_ikonopisi