Меню

В чем сходство мелодий молитв богородице дево радуйся

Вокально-хоровой анализ «Богородице Дево, Радуйся»

ксения стрельникова
Вокально-хоровой анализ «Богородице Дево, Радуйся»

Вокально хоровой анализ

«Богородице Дево, Радуйся»

Произведение написано для 3-х голосного однородного женского или детского хора a capella, может исполняться средним составом хора.

Для хорового изложения характерно гармоническая слитность, отсутствие резких контрастов, уравновешенность, особое внимание к горизонтали. Расстояние между голосами колеблется от унисона до квинты.

Диапазон всего хора: от «си» малой октавы до «фа» второй октавы.

Диапазон S1: от «фа» первой октавы до «фа» второй октавы.

Диапазон S2: от «ре» первой октавы до «до» второй октавы.

Диапазон A: от «си» малой октавы до «ля» первой октавы.

Тесситура хоровых партий и всего хора достаточно удобна, за исключением того, что альтам и сопрано 2 приходится интонировать одну и ту же ноту на длительный период времени, за счет чего голос звучит напряженно и происходит понижение интонации.

На протяжении всего произведения преобладает естественный ансамбль между всеми партиями.

Это произведение по жанру духовное, написанное на тропарь из «Всенощного бдения». По сюжету – это радостное приветствие Архангела Гавриила и праведной Елизаветы Пресвятой Деве Марии в день Благовещения Её тайны воплощения Сына Божия.

Музыкальный тематизм песнопения стилистически близок знаменному пению, выделение тембров не должно быть, все звуки должны быть более прикрытыми и произноситься так как пишутся.

Мелодический рисунок голосов плавный, пластичный, без резких подъемов и спадов. В каждой партии важно вести горизонтальную мелодию, выделяя отдельные смысловые слова во фразах и предложениях. Особую сложность составляет пение на одном звуке в партии альтов и сопрано2(8-7,11-12т.). Также стоит обратить внимание на пение унисонов (1,6,9,21 т.) В альтовой партии встречается движение по хроматической гамме (1-2,6-7,17т.) которые нужно пропеть в медленном темпе правильно интонируя звук.

Темп произведения andante (не спеша, что представляет трудность в ритмическом отношении, так как нужно точно выдержать все длинные длительности и точно перейти в более короткие. Так же трудностью является пунктирный ритм в 7т. и синкопа в 15т., для точного исполнения нужно петь более подчёркнуто.

Произведение написано в размере, так же присутствует переменный размер (15-21т.) который приходит на кульминацию всего произведении. Для точного исполнения нужно чувствовать внутридолевую пульсацию.

Ещё одной сложностью является многократное отклонение в родственные тональности (d-moll, F-dur, B-dur, a-moll). Для получения новых красочных звучаний.

Большая часть сочинения выдержана в лирическом, созерцательно-умиротворённом настроении. Тем больше впечатляет его кульминация, где голос «выплёскивается» из камерности в полнозвучное fortissimo. Определённая сложность заключается в последующем спаде звучания, которое не должно стать резким контрастом, а постепенным переходом – возвращая к первоначальному настроению.

«Богородице дево, радуйся» привлекает тонкостью музыкального воплощения, художественным совершенством форм, удивительным владением хоровой звучности. На этом произведении преобладают навыки кантиленного пения, наполненность звучания хора как на piano, так и на forte при хорошем цепном дыхании. Нужно суметь показать гибкость разнообразия в динамике (p-ff, где светлый, нежный, лёгкий, прозрачный звук преобразуется в сияющую, ликующую кульминацию.

«Карусель Мелодий» — хоровой коллектив педагогов-единомышленников. Эссе В нашем дошкольном образовательном учреждении работают талантливые и разносторонне развитые сотрудники. Мы искали себя в разных видах.

Анализ и планирование методической деятельности » нализ и планирование методической деятельности» Описание предметно-пространственной среды в средней группе ДОО. При организации.

Анализ логопедической деятельности на логопедическом пункте АНАЛИЗ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ на ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ Пункте МБДОУ детский сад «КОЛОБОК» уч. 2016-2017г. ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ- Исправить дефекты.

Анализ речевого занятия проведенного не правильно Анализ речевого занятия (проведенного не правильно) Тема: «Домашние помощники» Возраст: 4-5 лет Цели занятия нет. По ФГОС ДО задачи должны.

Анализ воспитательно-образовательной работы Анализ воспитательно-образовательной работы в первой младшей группе за 2014-2015 учебный год. Младшая группа является возрастной группой.

Фоторепортаж «Радуйся, ой радуйся, земле, Сын Божий народился!» «Жизнь явилась, и мы видели, и свидетельствуем, возвещая вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам» (I Ин. 1: 2) Множество.

Фотоотчет вокально-эстрадной студии «Музыкальная капель» В этом году в Доме творчества открылась новая вокально-эстрадная студия «Музыкальная капель» под руководством педагога Елены Анатольевны.

Фотоотчёт «Как мы ходили на концерт вокально-эстрадной студии «Звёздный час» В понедельник, 23 апреля, я со своими воспитанниками были на отчётном концерте вокально-эстрадной студии «Звёздный час». Желающих пойти.

Фотоотчёт о выступлении образцового коллектива детской вокально-эстрадной студии «Звёздный час» Недавно нам посчастливилось побывать на отчётном концерте образцового коллектива детской вокально-эстрадной студии «Звёздный час», художественный.

Сценарий новогоднего праздника в детской вокально-хоровой студии Предлагаю Вашему вниманию мероприятие народной детской хоровой студии «РОВЕСНИК», куда вот уже более 6 лет ходят мои дети: дочь Катерина.

Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/vokalno-horovoi-analiz-bogorodice-devo-raduisja-s-smirnov.html

Презентация
презентация к уроку по музыке по теме

Данный урок основан на межпредметных связях музыки, изобразительного искусства и литературы, которые разными средствами выразительности создают образ матери как примера великой любви ко всему человечеству.

Скачать:

Вложение Размер
3klass_raduysya_mariya.doc 69.5 КБ
prezentatsiya_microsoft_powerpoint.ppt 1.49 МБ

Предварительный просмотр:

  • формирование и развитие музыкально-художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей отношения человечества к материнству средствами искусства.
  • приобщение детей через музыкальную интонацию к жанрам духовной музыки; музыкальной молитве в творчестве Ф.Шуберта и С. Рахманинова.
  • развивать музыкальное восприятие, музыкальную память, творческий потенциал личности в процессе изучения темы материнство;
  • формировать знания учащихся о церковной музыке;
  • выявлять интонационное сходство молитв через характер звучания, лад, динамику, распевность.
  • воспитывать осознанное чувство уважения к матери, внимательности и заботливости отношений в семье.

Методы: созерцания, словесный, художественный анализ, наглядный сравнения, выход за пределы музыки.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Музыкальный материал: Ф. Шуберт «Аве Мария» (в исп. Р. Лоретти); С. В. Рахманинов «Богородице Дево, Радуйся», №6 из «Всенощной», песня «Мама» на слова А. Шульгиной и музыку В. Гаврилина.

Дополнительный материал: репродукции картин — Рафаэль «Сикстинская мадонна», В. Васнецов «Богоматерь с младенцем», Стихи А.Пушкина, Данте, А.Толстой.

Программное обеспечение: компьютерная презентация

Оборудование: фортепиано, мультимедийный проектор, компьютер, экран, текст песни «Мама» В. Гаврилина.

Новые понятия: Музыкальная молитва; «Аве, Мария!».

Проблема урока: Что такое музыкальная молитва?

Предполагаемый результат: формирование у детей художественного вкуса, творческого воображения, основанное на межпредметных связях урока музыки с изобразительным искусством и литературным словом; формирование лучших качеств (доброта, любовь к близким, забота). Иметь представление о жанре музыкальная молитва. Расширение кругозора детей.

Использованная литература и ресурсы сети Интернет:
1. Музыка: 1 – 4 кл. Методическое пособие/Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева,
Т.С.Шмагина. – М.: Просвещение, 2011
2. Музыка: учебник для учащихся 3 класс Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева,
Т. С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2008
3. Уроки музыки: 1 – 4 класс/ Пособие для учителей 4 – е издание,/ Е. Д Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина, / М. «Просвещение», 2009 год
4. www.google.ru
5. www.audiopoisk.com
6. http://www.home.mgn.ru/

Беседа о посещении театров на осенних каникулах, о музыкальных впечатлениях.

-Когда посещаете театр, какие испытываете чувства, переживания.

Притча. Поспорили как-то чувства. Кто сильнее? — Я сильнее, — сказала Ненависть. — Я могу заставить человека совершить что угодно, благодаря мне появились Предательство и Гнев. — Нет, я сильнее, — сказала Ревность. Я могу толкнуть человека на преступление, даже на убийство. Да нет же! воскликнула Доброта. Зачем Вы говорите о таких ужасных вещах? Я сильнее, я могу помочь созидать, дарить. — И в чём тут сила? перебила её Ненависть! Подумаешь, созидать. Если все станут ненавидеть друг друга то кому оно нужно, твоё созидание? — Не спорьте! Сильнее меня нет, — воскликнула Любовь. Я могу хорошего человека сделать плохим, и наоборот. Я могу преодолеть любые препятствия. — Но в наше время Любовь уже никто не ценит, — пробурчала Измена. — Да, Любовь давно сдала свои позиции, — ухмыльнулось Сомнение. Но Мудрость сказала. Есть чувство, которое не кричит о своей силе, но оно намного могущественнее любого из вас. Оно преодолевает Предательство и Гнев. Оно не боится Ненависти, оно совсем не знакомо с Изменой, оно несёт в себе Любовь, и может созидать, дарить. Оно сильнее каждого из вас в отдельности, и даже всех вместе. Не может быть. вскричали все хором, — Такого не бывает! Нет такого чувства, а если и есть, то где оно? — Ему некогда участвовать в ваших спорах. Оно и сейчас оберегает, наставляет и защищает, а не теряет понапрасну время. Оно всегда на страже Счастья и Покоя. Потому что это — МАТЕРИНСТВО!!

Чему же будет посвящён наш урок музыки.- Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.

Эпиграфом к уроку я взяла такие слова поэта Сергея Острового:

Пусть ей вечно солнце рукоплещет!
Так она и будет жить в веках
Самая прекрасная из женщин,
Женщина с ребенком на руках!

2. Сейчас прозвучит музыка русского композитора С.В.Рахманинова (звучит молитва « Богородице Дево, радуйся»).

У.- Подумайте, где можно услышать эту музыку?

Д.- В церкви (вариант в концертном зале). Это молитва.

У.- Кто исполняет это музыкальное произведение?

У.- Есть ли музыкальное сопровождение?

У.- Как называется такое исполнение хора, без сопровождения?

-В каком характере написана эта молитва? Какими чувствами охвачены поющие люди?

Обучающиеся: Музыка звучала скорбно, горестно, печально, строго.
— Сохраняется ли на протяжении всего хора тихое звучание голосов (пиано)?

У.- А кто такая Богородица? Что вы о ней знаете? (дети отвечают).

У.- Дева Мария появилась на свет более двух тысяч лет назад чудесным образом. Ее родители Иоаким и Анна были добры и милосердны, но у них не было детей. Горячо молясь и прося милости и прощения, они испросили у Бога даровать им дитя и поклялись, что с трех лет отдадут ребенка в храм на воспитание. Господь даровал им Марию, когда они были уже старыми, потеряв всякую надежду. При рождении Марии Анне возвестили, что Мария даст спасение всему миру. Когда девочке исполнилось три года, родители привели ее в храм, и как только она вошла в храм, он озарился божественным светом, как будто предрекая ей особую судьбу.

Однажды, читая священное писание, перед Марией предстал Архангел Гавриил. Он сказал ей: — Радуйся, святая, добрая Дева! Господь с тобою! Своей скромностью, добротой и любовью к Богу ты заслужила великую милость: у тебя родится сын, и ты должна назвать его Иисус. Он – Сын Божий, и придёт на землю, чтобы спасти всех людей от зла и греха. Явление Архангела не устрашило Пресвятой Девы. Но смутилось сердце Марии: чем заслужила она столь высокую похвалу. Дева Мария молчала и ждала…

— Как вы думаете, почему Господь выбрал именно Марию? (дети отвечают);

У.- Господь выбрал Марию за ее чистоту , за кроткий нрав, долготерпение и святость. Это произошло более двух тысяч лет назад, примерно седьмого апреля. С этого времени православные верующие 7 апреля празднуют светлый праздник Благовещение Пресвятой Богородицы.

Вы слушали хор «Богородице Дево, радуйся» из большого произведения, которое предназначено для церковной службы – «Всенощное бдение»,которое целиком звучит без сопровождения (a capella), что является отличительной особенностью песнопений в русской православной церкви

Богородице Дево, радуйся.
Благодатная Марие, Господь с Тобою.
Благословенна Ты в женах,
И благословен плод чрева Твоего.
Яко Спаса родила еси душ наших.

Эту молитву о Богородице воплощает С. Рахманинов в своей музыке. Это музыкальное прочтение молитвы.

У.- Посмотрите в учебник (стр.42, выписана фраза молитвы Рахманинова) на нотную запись фрагмента произведения Рахманинова «Богородице Дево, радуйся!»

Разбираем нотный текст. Давайте попробуем спеть первую фразу. Учитель поет, затем разучивает первую фразу с детьми, акцентируя внимание на выразительном пении, интонации обращения, выделить слова «Богородице Дево», обратить внимание на слог «Ра» в слове радуйся. Этот распев в слоге Ра придает мелодии: большую радость, широту звучания. Поём выразительно, торжественно, светло.

3. У. Давайте еще раз обратимся к учебнику на стр.43. Мы видим изображение Божьей Матери с младенцем Иисусом художника Васнецова. Эту большую икону можно увидеть в алтарной части Владимирского собора в Киеве.

Виктор Михайлович Васнецов известен картинами сказочной тематики («Баба-Яга», «Богатыри», «Алёнушка», «Ковёр-самолёт»). Очень много работал над росписью различный храмов. Его работы есть в Храме Спаса на крови в Санкт-Петербурге.

Практически всю площадь картины занимает идущей прямо на зрителя Богоматери, несущей на руках младенца Христа. Завёрнутый в пелену, он изображён с поднятыми вверх и тянущимися к зрителю руками. Он как бы благославляет, представших перед ним. Головы фигур окутаны золотистым свечением, олицетворяющим их божественную суть. Лица необычайно живые. Глаза матери печальны, но они светятся огромной любовью к своему сыну и ко всему миру. С какой нежностью, бережностью она обнимает младенца и небесный свет озаряет ее лик.

— Прочитайте стихи А.С.Пушкина, помещенные под портретом. (Дети читают).

Одной картины я желал быть вечный зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш Божественный Спаситель-

Она с величием, Он с разумом в очах-

Взирали, кроткие, во славе и в лучах…

У.- В этих строках поэт А.С. Пушкин передает свое преклонение перед образом Богородицы, воспевая ее вселенскую любовь к людям.

4. У.- На Руси Божью Матерь называют Богородицей. А как ее называют в западных странах с католической верой?

Посмотрите, пожалуйста, в учебнике иллюстрацию «Сикстинская Мадонна» итальянского художника Рафаэля Санти (16 век). Картину Рафаэля от иконы В. Васнецова отделяет почти 350 лет, а ведь они очень похожи. Мария — величественна, благородна, спокойна.

У.- Художник нам рисует Деву Марию, бережно несущую людям самое дорогое, что у нее есть на свете — сына. Ее глаза светятся любовью и нежностью. И вместе с тем они тревожны. Ей уготована особая миссия на земле — быть Божьей Матерью и она это хорошо понимает. Давайте прочитаем стихи Данте, посвященные Деве Марии (дети читают).

У.- Скажите, откуда Богоматерь спускается к людям?

В центре как бы парит, едва касаясь облаков, прекрасная женщина с младенцем на руках. Имя младенца — Христос, имя его матери-Мария. Перед ним склонились Святая Варвара и Святой Сикст (отсюда и название картины «Сикстинская Мадонна»). Внизу ангелочки.

Д.- Белый цвет у Рафаэля и золотистый у Васнецова.

У.- Белый цвет символизирует чистоту и непорочность, а золотистый — божественность.

Богоматерь идет по облакам навстречу своей страшной судьбе, зная, что для счастья людей должна отдать самое дорогое, что у нее есть — Сына.

На иконе и на картинах художников Рафаэля и В. Васнецова изображена женщина с младенцем, без короны, без богатой одежды, а весь мир называет Её Царицей Небесной. Почему?

К образу Девы Марии обращались многие западноевропейские композиторы: Бах, Гуно, Каччини. Есть музыкальная молитва « Аве Мария» и у австрийского композитора Ф. Шуберта. Она написана на текст Вальтера Скотта , всемирно известного британского писателя, поэт а, собирателя древностей, шотландского происхождения.

У.- В этой молитве Дева Мария предстает нам в образе заступницы святой, к которой обращаются страждущие люди.

Предлагаю прочесть два стихотворения: русского поэта А.Фета и итальянского поэта Данте (учебник стр.40-41); на несколько минут стать «композиторами», подобрать музыку, темп, динамику, настроение, тембр голоса, инструмента, лад.

Послушаем внимательно «Аве Марию» Шуберта в исполнении итальянского исполнителя Робертино Лоретти (дискант).

5. У.- итак ребята, мы сегодня на уроке познакомились с двумя произведениями, которые можно назвать музыкальными молитвами композиторов С.Рахманинова и Ф. Шуберта.

Давайте попробуем их сравнить, Что между ними общего и в чем различие? И поможет нам в этом наш музыкальный цветик — семицветик.

У детей раздаточный материал цветик-семицветик. На лепестках написаны элементы интонации: мелодия, динамика, лад, темп, регистр. Дети выясняют вместе с учителем, какие средства выразительности использует Шуберт в своём произведении «Аве Мария» и какие средства музыкальной выразительности использует Рахманинов в «Богородице Дево, радуйся». На доске (слайд) две первых фразы этих произведений. После детального разбора интонации обоих произведений, следует сравнить их и найти общие черты сходства и различия.

Что общего в построении мелодии?

  1. Выразительное интонационное выделение обращения к Богородице и Деве Марии с последующим распеванием на один слог, что придает мелодии, светлую торжественность. Мелодия как бы расцветает и наполняется светом.
  2. Оба произведения написаны в мажоре. Это придает музыке особую возвышенную радость. Церковная музыка не признает уныния, и даже скорбь в ней светлая.
  3. Темп и динамика – тоже схожие. Спокойная неторопливость тихой мелодии молитвы есть и у Рахманинова и у Шуберта. Присутствует и кульминация с появлением форте: в «Богородице Дево, радуйся!» на словах «Яко спаса родила» и у Шуберта в «Аве Марии» на словах «Тронись же скорбную мольбою» Кульминация форте выделяет главный смысл молитвы, и заканчивается музыка успокоением, что подчеркивается очень тихим звуком, пианиссимо.

Разное. Если у Рахманинова в музыке больше светлого торжества радости, то у шубертовской «Аве Марии» больше интонации просьбы и мольбы.

— Какие темы созвучны теме материнства. – о родной природе, о Родине. Ведь такие важные для детей понятия можно соединить со словами мать, матушка, материнская: Родина-мать, Земля- матушка, Мать-природа, материнская Любовь – это самое дорогое для всех нас.

Возможно исполнение песен о родном крае, о природе.

Давайте вспомним лицо своей мамы. Какое оно, какие у нее глаза?

На уроке могут прозвучать песни о самом дорогом и близком человеке – о маме.

Песня «Мама»- последний номер вокально-симфонического цикла «Земля» В. Гаврилина. Этот цикл включает в себя семь номеров, семь контрастных песен, объединенных общей темой» Мама»слова В. Гаврилина, музыка А. Шульгина

Руки усталые тихо опущены,
Волосы русые в узел завязаны.
Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама.
Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама.
Все мне мерещатся годы бывалые,
Юности прожитой кофточка алая.
Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!
Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!
Как уберечь тебя, как защитить тебя,
Как удержать тебя в дни быстротечные?
Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!
Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!

-найдите в тексте песни «Мама» слова, в которых поэт рисует портрет мамы.

7. Итог. Итак, мы видим, что музыка, литература и изобразительное искусство разными средствами выразительности создают образ матери, они помогают друг другу, чтобы мы, зрители и слушатели, поняли и почувствовали глубину художественных произведений.

Учитель: Наш урок подходит к концу.

— имена каких композиторов запомнили — Рахманинов, Шуберт

— о каком новом для вас музыкальном жанре шла речь на уроке – музыкальная молитва

— что характерно для музыки молитвы — она особая: светлая, тихая, возвышенная…

— в каком исполнении послушали музыкальные молитвы – вокальное (хор а капелла) и сольное в сопровождении оркестра: вокально-инструментальное.

Образ Божьей Матери – это пример великой любви ко всему человечеству. В каждом из нас тоже есть очень много хорошего: и доброта и понимание и милосердие. И именно такая музыка помогает нам стать лучше и подумать: а достаточно ли мы любим и уважаем близких людей, родителей, друзей и учителей. Задумайтесь над этим.

Домашнее задание: у каждого из вас, после прослушивания музыки на уроке, остались свои впечатления. Найдите стихотворение, которое, по вашему мнению, было бы близко к вашим чувствам, прочитайте его выразительно и поделитесь с нами на следующий урок.

Мне хотелось бы закончить урок стихотворением Убайда Раджаб, одну строчку которого вы будете произносить (читать) сами.
Кто пpишёл ко мне с yтpа?
Мамочка.
Кто сказал: «Вставать поpа»?
Мамочка.
Кашy кто yспел сваpить?
Мамочка.
Чаю — в пиалy налить?
Мамочка.

Кто косички мне заплёл?
Мамочка.
Целый дом один подмёл?
Мамочка.
Кто цветов в садy наpвал?
Мамочка.
Кто меня поцеловал?
Мамочка.
Кто pебячий любит смех?
Мамочка.
Кто на свете лyчше всех?
Мамочка.

(Звучит музыка Баха-Гуно «Аве Мария» и дети под музыку выходят из класса).

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2015/05/25/metodicheskaya-razrabotka-uroka-3-klass-tema-raduysya-mariya

Читайте также:  Molitva v trudnoy situatsii bolezni