Меню

В каких случаях читать молитвы богородице

Молитва Богородице — в каких ситуациях как молиться

Богородица — Небесная Заступница

Молитва для православного христианина является живым общением с Богом. Она поднимает человека над жизненной суетой и возносит его просьбы и упования к Божественному Престолу. Молитва к Богородице даёт человеку надежду.

«Как телу, чтобы жить, нужна пища, так и душа, чтобы жить, должна питаться» (Паисий Святогорец).

Православные в молитвах славят Господа, взывают к Ангелам и Небесным силам, просят о помощи святых. И особое место занимают молитвы к Богородице.

Она, по глубокому смирению и непорочной жизни ставшая Матерью Христа, стала духовной Матерью всего человечества. Слова Христа во время Его распятия на Кресте, обращённые к ученику Иоанну: «Се, Матерь твоя» (Ин.19:27), обращены к каждому православному христианину. А потому Пресвятая Дева является Заступницей и Ходатаицей за всех людей перед Своим Сыном.

Молитва Божьей Матери

Важно понимать, что одна молитва ко Пресвятой Богородице не является гарантом исполнения просьб и желаний. Молитва не магический заговор или колдовская формула, прочтение которых обещает непременный успех и благополучие.

По нашей искренней вере и благочестивой жизни Богородица ходатайствует за нас перед Своим Пречистым Сыном. И Господь Иисус Христос, исполняя данную заповедь о почитании родителей (Исх.20:5) слышит и исполняет молитвы Своей Матери. Существуют подтверждения великого дерзновения (смелости) Пресвятой Девы перед Господом. Например, первое чудо Христа на брачном пире в Канне Галилейской. Тогда именно по просьбе Богородицы вода превратилась в вино (Ин.2:3-7).

Наглядно и доступно это объясняет Паисий Святогорец.

«Допустим, у какой-нибудь женщины соседка — мать министра, и женщина просит, чтобы она помогла найти работу её ребёнку. Соседка готова помочь, но сама она не сможет ничего сделать. А будет просить сына-министра, который в силу своей должности действительно может помочь. И он поможет, потому что просит мать. Так и мы просим Божию Матерь о своём спасении, а Она просит Своего Сына, Который может спасти. И Он исполняет просьбу Матери, потому что очень Её любит.

Богородица передаёт все наши просьбы Христу. Но и Сама Она по Своей заботе и нежности наполняет наши души любовью ко Христу» (Слово о молитве. Том VI).

Молитва Богородице

Одной из самых простых молитв Богородице о помощи является следующая: «Пресвятая Богородице, спаси нас!» Православный христианин должен стараться как можно чаще произносить ее.

«Богоматерь в третий день по блаженном успении Своем воскресла и ныне жительствует на небесах душою и телом. Она не только жительствует на небесах, Она царствует на небесах… Ей даны особенная власть и особенное дерзновение ходатайствовать пред Богом о человечестве. Святая Церковь, обращаясь с прошениями ко всем величайшим угодникам Божиим, ко всем Ангелам и Архангелам, говорит им: «Молите Бога о нас», к одной Богоматери она употребляет слова: «Спаси нас» (святитель Игнатий Брянчанинов).

Песнь Богородице

К числу древних молитв ко Пресвятой Деве относится молитва «Богородице Дево, Радуйся!» Она относимтся к апостольским временам и соткана из слов Священного Писания. Так, первая часть молитвы — это обращение Архангела Гавриила к Марии, когда он возвестил о зачатии Ею Иисуса Христа (Лк.1:28).

Слова «благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!» принадлежат праведной Елисавете, которая исполнившись Святого Духа, вознесла хвалу Матери и Ее Младенцу (Лк.1:42). Можно считать, что это была первая молитва Богородице.

«Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших».

Хвалебная песнь Богородице

Важное место занимает так называемая Хвалебная песнь Богородице.

«Достойно есть, яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем».

Ещё эту молитву называют Архангельской песнью. Это связано с преданием, как в конце X века сам Архангел Гавриил «подсказал» это славословие Пресвятой Богородицы.

К одному иноку на горе Афон в келью постучался незнакомый юноша. Когда они стали молиться известными иноку словами «Честнейшую Херувим…», гость сказал: «У нас воспевают Богородицу по-другому!» и произнёс известные сегодня слова Хвалебной песни. Во время этого славословия икона Божьей Матери, перед которой они молились, просияла неземным светом. Инок попросил юношу написать ему этот текст. В келье не нашлось бумаги. Тогда необычный гость начертал его пальцем на камне, который в тот момент стал мягким, словно бумага. Назвавшись именем Гавриил, юноша исчез. Тогда монахи поняли, что чудесным посетителем был сам Архангел Гавриил.

Читайте также:  Молитвы при душевном смятении

Покаянный канон ко Пресвятой Богородице

Особой благодатной силой и сокрушенным духом проникнут Покаянный канон ко Пресвятой Богородице, составленный монахом Феостириктом. Читается данный гимн Пресвятой Деве, как сказано в начале самого канона, «во всякой скорби душевной и обстоянии». Кроме того, православный христианин должен прочесть его накануне Причастия Святых Христовых Таин.

Молитвы перед иконами Пресвятой Богородицы

«Наше верующее, знающее великую силу ходатайства Матери Божией сердце пусть всегда припадает к стопам Божией Матери со своими воздыханиями, нуждами, скорбями, во всех испытаниях и в минуты плача о грехах. И Она, Радость всех скорбящих, наша Небесная Мать, простирая Свой державный Покров, заступит и спасет и помилует всех нас» (Архимандрит Иоанн Крестьянкин).

Чтя и ублажая (прославляя) Божью Матерь, православные христиане с особым трепетом и любовью относятся к иконам Пресвятой Богородицы. Сегодня существует около семисот Её почитаемых образов. Известно множество историй чудес по молитвам перед этими иконами.

Одной из самых почитаемых на Руси является икона Божьей Матери Владимирская. По преданию, ее образ был написан самим евангелистом Лукой. Неоднократно эта икона помогала русскому народу одерживать победу над иноземными завоевателями.

На Русь Владимирская икона Божьей Матери попала в XII веке из Константинополя. Тогда образ был передан в подарок князю Юрию Долгорукому. Будучи с иконой в городе Владимире, его сын, князь Андрей Боголюбский, столкнулся с чудом. Запряженные лошади встали и не могли ехать дальше. Тогда князь понял, что воля Пресвятой Девы — остаться тут, во Владимире. Здесь был воздвигнут храм в честь Пресвятой Богородицы, куда и поместили чудотворный образ.

Через Владимирскую икону Богоматерь явила множество чудес. Она помогла Андрею Боголюбскому одержать победу над волжскими болгарами. Уберегла Москву от нашествия хана Тамерлана. Оградила от войск хана Золотой Орды Ахмата. Спасла от разорения ханом Казанским Махмет-Гиреев… Перед образом Владимирский иконы Божьей Матери молились и продолжают молиться православные христиане во всех своих проблемах и затруднительных вопросах.

Молитва перед Владимирской иконой Божьей Матери

«О Всемилостивая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование! Благодаряще Тя о всех великих благодеяниих, в роды родов людем российским от Тебе бывших, пред пречистым образом Твоим молим Тя: сохрани град сей (или: весь сию, или: святую обитель сию) и предстоящия рабы Твоя и всю Землю Русскую от глада, губительства, земли трясения, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани.

Сохрани и спаси, Госпоже, Великаго Господина и Отца нашего (имя рек), Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, и Господина нашего (имя рек), Преосвященнейшаго епископа (или: архиепископа, или митрополита) (титул), и вся Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя. Даждь им Церковь Российскую добре управити, верныя овцы Христовы негиблемы соблюсти. Помяни, Владычице, и весь священнический и монашеский чин и спасение их, согрей сердца их ревностию о Бозе и достойно звания своего ходити коегождо укрепи. Спаси, Госпоже, и помилуй и вся рабы Твоя и даруй нам путь земнаго поприща без порока преити.

Утверди нас в вере Христовей и во усердии ко Православней Церкви, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, в напастех терпение нам подаждь, во благоденствии — воздержание, к ближним любовь, ко врагом всепрощение, в добрых делех преуспеяние. Избави нас от всякаго искушения и от окамененнаго нечувствия, в страшный же день Суда сподоби нас ходатайством Твоим стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Источник статьи: http://pravoslavium.ru/molitva-bogorodice-v-kakix-situaciyax-kak-molitsya/

Православная Жизнь

Что такое «Богородичное правило»? Как и когда его применять? Нужно ли брать благословение священника на чтение этих молитв? Почему их повторяют 150 раз?

О том, как происходило формирование этого чина; как в молитве к Богородице незримо присутствует имя Христа и как исполнить, казалось бы, сложную схему прошений, рассказал протоиерей Олег Кручинин.

Молитва, основанная на Евангелии

В состав ежедневно читаемых нами дома утренних молитв входит умилительная песнь Пресвятой Богородице: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего́, яко Спаса родила еси душ наших». Эту молитву знают и любят, наверное, все православные христиане.

В храмах она тоже звучит. Во время освящения хлебов на всенощном бдении в субботу вечером её, как правило, трижды исполняет хор.

Читайте также:  Молитва от одержимого бесом

«Богородичным правилом» называют повторение этой молитвы не один и не три раза, а сто пятьдесят. Понятно, что без пауз и перерывов такое количество повторений совершить будет сложно. Поэтому молитву читают десять раз, затем останавливаются, дополняют другой молитвой (одной или несколькими) и приступают к чтению следующей десятки. Для счёта удобно пользоваться чётками.

Основу молитвенного величания в адрес Богородицы составили три цитаты из Евангелия от Луки.

Первая — приветствие архангела Гавриила во время Благовещения: «Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк. 1:28).

Вторая — величание Девы Марии праведной Елизаветой: «Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!» (Лк. 1:42).

А третья — ответ Самой Богородицы: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем» (Лк. 1:47).

По мнению церковных историков, соединение евангельских фрагментов в общий молитвенный призыв мог совершить святитель Кирилл Александрийский, один из Отцов Церкви V века. В латинском обряде с XI века это величание известно как «Аве Мария».

«Звезда Пресветлая»: рукопись о чудесах

На Руси практика многократного повторения «Богородице Дево, радуйся» во время келейной или домашней молитвы начинает распространяться примерно с конца XVII века. Такой духовный подвиг брали на себя те, кто хотел особо помолиться Матери Божией, получить от Неё утешение и защиту или поблагодарить Пресвятую Деву за полученную помощь.

Формирование «Богородичного правила» происходило под влиянием популярного в то время и переписываемого от руки сборника «Звезда Пресветлая». В пятнадцати главах были собраны рассказы о чудесах, связанных с молитвой «Богородице Дево, радуйся».

Там, например, было повествование о некоем иноке, который посмеялся над молитвой и был лишён рассудка. Найдя в себе силы обратиться к Богородице, он был помилован. Епископ, не признававший эту молитву, во сне увидел себя тонущим. После принесённого покаяния сюжет сна повторился, но Богородица спасла его от утопления. Такие истории легко запоминались народом и служили для духовного воспитания.

Святые благословили молиться

В 1825 году преподобному Серафиму Саровскому, по его словам, явилась Сама Богородица, которая повелела создать монашескую женскую общину (нынешний Дивеевский монастырь). Тропу, по которой прошла Матерь Божия, ограничивая место под будущую обитель, назвали Богородичной канавкой. По завещанию Серафима Саровского, сёстры Дивеевской общины стали ежедневно обходить монастырь по канавке, по 150 раз читая «Богородице Дево, радуйся».

О пользе многократного повторения этой молитвы говорили и другие старцы. Ежедневно по 300 раз творил эту молитву преподобный Парфений Киевский (начало XIX века). Глинский старец иеросхимонах Илиодор (конец XIX века) также благословлял читать эту молитву.

В XX веке чин «Богородичного правила» формируется в современном виде благодаря священномученику Серафиму (Звездинскому). Находясь в ссылке, епископ Серафим ежедневно совершал это правило. Помимо чтения молитвы «Богородице Дево, радуйся», он благословил вспоминать различные события из жизни Пресвятой Богородицы и читать молитвы о себе и о мире.

«Ограждайте себя чаще и усерднее, деточки мои милые, сею стеною нерушимою. С сею молитвою никак не погибнем, в огне не сгорим, в море не потонем, — писал владыка Серафим из ссылки духовным чадам. — Если же сатана, ненавидящий нас, и запнёт нас на пути нашем и сшибёт нас, то и тогда архангельское приветствие воссылая, воспрянем, больные душой исцелимся, загрязнённые грехом очистимся и убелимся».

Как читать «Богородичное правило»?

«Богородичное правило» неуставное, поэтому существует несколько способов его исполнения. Приведём тот, который благословлял священномученик Серафим (Звездинский).

Перед началом правила читаем «Отче наш» и молитву «Милосердия двери отверзи нам, Благословенная Богородице, надеющиися на Тя, да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед, Ты бо еси спасение рода христианскаго».

Далее десять раз внимательно и неспешно повторяем: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего́, яко Спаса родила еси душ наших».

После первого десятка вспоминаем Рождество Пресвятой Богородицы. Молимся о матерях, отцах и детях.

«О, Пресвятая Владычице Богородице, спаси и сохрани рабов Твоих (имена родителей и сродников), а умерших со святыми упокой в вечной славе Твоей».

Второй десяток. Вспоминаем Введение во храм Пресвятой Девы Богородицы. Молимся о заблудших и отпавших от Церкви.

«О, пресвятая Владычице Богородице, спаси и сохрани и соедини (или присоедини) к Святой Православной Церкви заблудших и отпавших рабов Твоих (имена)».

Читайте также:  Молитва от призора православная

Третий десяток. Вспоминаем Благовещение Пресвятой Богородицы. Молимся об утолении скорбей и утешении скорбящих.

«О, Пресвятая Владычице Богородице, утоли наши скорби и пошли утешение скорбящим и болящим рабам Твоим (имена)».

Четвёртый десяток. Вспоминаем встречу Пресвятой Богородицы с праведной Елисаветой. Молимся о соединении разлучённых, о тех, у кого близкие или дети в разлуке или пропали без вести.

«О, Пресвятая Владычице Богородице, соедини в разлуке находящихся рабов Твоих(имена)».

Пятый десяток. Вспоминаем Рождество Христово, молимся о возрождении душ, о новой жизни во Христе.

«О, Пресвятая Владычице Богородице, даруй мне, во Христа крестившемуся, во Христа облещися».

Шестой десяток. Вспоминаем Сретение Господне и пророчество святого Симеона: «И Тебе Самой оружие пройдет душу». Молимся, чтобы Матерь Божия встретила душу в час кончины и сподобила при последнем издыхании причаститься Святых Таин и провела бы душу через мытарства.

«О, Пресвятая Владычице Богородице, сподоби меня при последнем издыхании причаститься Святых Таин Христовых и Сама проведи душу чрез страшные мытарства».

Седьмой десяток. Вспоминаем бегство в Египет Божией Матери с Богомладенцем, молимся, чтобы Царица Небесная помогла бы избежать искушений в этой жизни и избавила от напастей.

«О, Пресвятая Владычице Богородице, не введи меня во искушение в сей жизни и избави меня от всяких напастей».

Восьмой десяток. Вспоминаем исчезновение двенадцатилетнего отрока Иисуса в Иерусалиме и скорбь Божией Матери по поводу этого. Молимся, испрашивая у Богоматери постоянную Иисусову молитву.

«О, Пресвятая Владычице Богородице, Пречистая Дево Марие, даруй мне непрестанную Иисусову молитву».

Девятый десяток. Вспоминаем чудо в Кане Галилейской, когда Господь претворил воду в вино по слову Божией Матери: «Вина нет у них». Просим у Божией Матери помощи в делах и избавлении от нужды.

«О, Пресвятая Владычице Богородице, помоги мне во всех делах и избави меня от всяких нужд и печали».

Десятый десяток. Вспоминаем стояние Божией Матери у Креста Господня, когда скорбь, как оружие, пронзила Её душу. Молимся Божией Матери о подкреплении душевных сил и об отгнании уныния.

«О, Пресвятая Владычице Богородице, Преблагословенная Дево Марие, укрепи мои силы душевные и отжени от меня уныние».

Одиннадцатый десяток. Вспоминаем Воскресение Христово и молитвенно просим Божию Матерь воскресить душу и подать новую бодрость к подвигу.

«О, Пресвятая Владычице Богородице, воскреси душу мою и даруй мне постоянную готовность к подвигу».

Двенадцатый десяток. Вспоминаем Вознесение Христово, при котором присутствовала Матерь Божия. Молимся и просим Царицу Небесную вознести душу от земных суетных забав и направить на стремление к горнему.

«О, Пресвятая Владычице Богородице, избави меня от помышлений суетных и даруй мне ум и сердце, стремящееся ко спасению души».

Тринадцатый десяток. Вспоминаем сионскую горницу и сошествие Святого Духа на апостолов и Божию Матерь и молимся: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене».

«О, Пресвятая Владычице Богородице, ниспосли и укрепи благодать Святаго Духа в сердце моем».

Четырнадцатый десяток. Вспоминаем Успение Пресвятой Богородицы и просим мирной и безмятежной кончины.

«О, Пресвятая Владычице Богородице, даруй мне мирную и безмятежную кончину».

Пятнадцатый десяток. Вспоминаем славу Божией Матери, которой увенчивается Она от Господа после переселения Её от земли на Небо, и молим Царицу Небесную не оставлять верных, сущих на земле, но защищать их от всякого зла.

«О, Пресвятая Владычице Богородице, сохрани меня от всякаго зла и покрый меня Честным Твоим Омофором».

В завершении вновь читаем «Милосердия двери».

Мы восхваляем и Сына, и Мать

Такую схему запомнить наизусть сложно, а для её выполнения нужно постоянно смотреть в книгу с текстом прошений. Но книга будет под рукой не всегда. Поэтому есть другой вариант «Богородичного правила». Десять раз мы повторяем «Богородице Дево, радуйся», затем читаем «Отче наш» — и начинаем читать следующую десятку молитв.

Возможны и другие варианты. Желательно посоветоваться со своим духовником, чтобы выбрать наиболее приемлемый способ этой молитвы.

Многие праведники придавали «Богородичному праведнику» большое значение. Хотя, на первый взгляд, здесь нет прошений к Богородице и не упоминается напрямую Иисус Христос, читая «Богородице Дево», мы уподобляемся ангелам, воспевающим Матерь Божию, а говоря «Господь», «плод», «Спас», мы подразумеваем Иисуса Христа. Поэтому исполняя «Богородичное правило», мы восхваляем Сына Божьего и Его Пречистую Матерь, входим в молитвенное общение с Ними и находимся под Их небесной защитой.

Источник статьи: http://pravlife.org/ru/content/bogorodichnoe-pravilo-kogda-i-kak-ego-chitat