Меню

В какое время читать молитвы андрея критского

Великий пост: Великий Покаянный Канон святого Андрея Критского

В самом начале Великого поста, как тот исходный тон, которым определяется вся великопостная мелодия, Святая Церковь предлагает нам Великий покаянный канон св. Андрея Критского. Он разделен на четыре части и читается за Великим Повечерием, вечером, в первые четыре дня Поста. Его можно описать как покаянный плач, раскрывающий нам всю необъятность, всю бездну греха, потрясающий душу отчаянием, раскаянием и надеждой.

С великим искусством св. Андрей переплетает великие образы – Адама и Еву, рай и грехопадение, патриарха Ноя и потоп, Давида, Обетованную Землю и выше всего Христа и Церковь – с исповеданием грехов и раскаянием. События Священной истории явлены как события моей жизни, дела Божии в прошлом как дела, касающиеся меня и моего спасения, трагедия греха и измены как моя личная трагедия. Моя жизнь показана мне как часть той великой, всеобъемлющей борьбы между Богом и силами тьмы, которые восстают на Него.

Канон начинается с глубокого личного вопля: С чего я начну оплакивать окаянные дела моей жизни? Какое начало положу я, Христе, нынешнему рыданию?

Одним за другим раскрываются мои грехи в глубокой связи их со все продолжающейся трагедией отношений человека к Богу, история первого грехопадения – это моя личная история: Я совершил преступление первозданного Адама; я знаю, что я отрешен от Бога и вечного Его Царства и сладости из-за моих грехов… Я потерял божественные дары. Я осквернил одежду моей плоти, осквернил то, что было, Спасе, по образу и по подобию. Я омрачил душевную красоту наслаждениями страстей. Ныне я разодрал первую мою одежду, которую мне в начале соткал Зиждитель, и поэтому я наг…

Итак, в течение четырех вечеров девять песней Канона говорят снова и снова о духовной истории мира, которая в то же время – история и моей души. Слова Канона призывают меня к ответу, ибо говорят они о событиях и делах прошлого, смысл и сила которых вечны, поскольку каждая человеческая душа – единственная и неповторимая – проходит тем же путем испытаний, стоит перед тем же выбором, встречается с той же высшей и важнейшей реальностью. Значение и цель Великого канона именно в том и состоит, чтобы явить нам грех и тем самым привести нас к покаянию.

Но он являет нам грех не определениями и перечислениями, а неким глубоким созерцанием библейской истории, которая поистине есть история греха, покаяния и прощения. Канон восстанавливает в нас то духовное мироощущение, внутри которого раскаяние становится снова возможным. Когда мы слышим, например: Я не уподобился, Иисусе, Авелевой правде, никогда не принес Тебе приятного дара, ни дел божественных, ни жертвы чистой, ни безгрешной жизни… — мы понимаем, что история первого жертвоприношения, так кратко упоминаемая в Библии, открывает нам нечто основное в нашей собственной жизни, основное в самом человеке. Мы понимаем, что грех, прежде всего, есть отказ от жизни как приношения и дара, как жертвы Богу. Или другими словами, — отказ от жизни для Бога и по-Божьему. И благодаря этому откровению становится возможным произнести слова, бесконечно отдаленные от современного опыта жизни, но которые звучат глубочайшей правдой: Из праха создав жизнь, Ты вложил в мою плоть и кости, и дыхание, и жизнь: но, о Создатель мой, Избавитель мой и Судия, приими меня, кающегося.

Вот почему постный путь начинается с возврата к исходной точке, к творению мира, грехопадению, искуплению, к тому миру, где все говорит о Боге, все отражает Божью славу, где все, что происходит, все события непосредственно связаны с Богом, где человек находит настоящие измерения своей жизни, и, найдя их, кается.

Читайте также:  Молитва чтобы избавится от подруги

Толкования уроков покаяния

Предварительные замечания

Великий канон святого Андрея, архиепископа Критского, скончавшегося в 712 году, поется и читается по частям на великом повечерии в понедельник, вторник, среду и четверг первой седмицы Великого поста, а на утрене в четверг пятой седмицы того же поста — полностью.

Великим сей канон называется главным образом по своей обширности, потому что он содержит в себе 210 тропарей, не считая присовокупленных впоследствии к его составу тропарей в честь преподобной Марии Египетской и в честь самого творца канона Андрея, епископа Критского (всего 250 тропарей).

Великий канон принадлежит к разряду покаянных церковных песнопений. Весь он направлен к тому, чтобы пробудить душу от греховного усыпления, раскрыть перед нею, как пагубно греховное состояние ее, побудить ее к строгому самоиспытанию, самоосуждению и раскаянию, подвигнуть к отвращению от грехов и к исправлению жития.

С этой целью творец канона приводит на память грешнику лица, деяния и события из ветхозаветной и евангельской истории, начиная с сотворения Адама, и применяет сказания о них к нравственному состоянию и потребностям души, извлекает из этих сказаний обличения, угрозы, утешения, предостережения и наставления.

Канон больше всего наполнен обличениями, сущность которых выражена в следующих словах канона: «Я представил тебе, душа, Моисеево сказание о бытии мира и начиная с этого все богодухновенное писание, повествующее о праведных и неправедных. Из них ты, душа, подражала последним, а не первым, согрешая против Бога». Грешник не должен думать, что он может до конца жить во грехах безнаказанно. Нет, ему грозит участь содомлян. «Как Господь наказал некогда беззаконие содомлян, так и ты, душа, воспламенила огонь геенский, в котором будешь ты гореть» (Песнь 2).

От этой участи спасает раскаяние. Но чтобы раскаивающийся грешник не впадал в отчаяние, сознавая всю тяжесть своего падания, ему предлагается утешение в следующих словах канона: «Моисеева рука да уверит нас, душе, как Бог может убелить и отчистить жизнь прокаженную; и не предавайся отчаянию о себе, хотя ты и поражена проказою» (Песнь 6).

Немало в каноне предлагается предостережений от греха и наставлений к жизни богоугодной. Например: «Ты слышал, душа моя, что Измаил был изгнан, как порождение рабыни: будь бдительна, смотри, чтобы и тебе не потерпеть чего-либо подобного за сладострастие» (Песнь 3). «Великий Моисей поселился в пустыне; иди и ты, душа, подражай его образу жизни, дабы и тебе узреть в пустыни явление Бога» (Песнь 5).

Святой Андрей Критский
Великий покаянный канон

Поделитесь статьей, если она важна для других

Источник статьи: http://www.pravmir.ru/velikij-post-velikij-pokayannyj-kanon-svyatogo-andreya-kritskogo/

Полный текст великого покаянного канона Андрея Критского, когда его читать

Сегодня, 15 марта 2021 года, начинается Великий пост. Первые дни в православных храмах исполняют канон Андрея Критского. В каждой строке человек обращается к собственной душе, раскаивается за прегрешения, тоскует по Господу, если отдалился от Него из-за грехопадения.

В каноне Андрея Критского 250 песен – тропари. В тексте упомянуты события из Ветхого завета, рассказано о грехах Адама и Евы, рождении Иисуса Христа, разлуке с Ним и тоске по Нему. Встать на истинный путь мирянам помогают молитвы и покаяние.

Правила чтения канона Андрея Критского, когда его перечитывают

Канон Андрея Критского читается на первой неделе Великого поста, первые четыре дня, называемые великой павечерницей. Это чтение частями, а полный текст перечитывают по окончанию поста в пятую неделю вечером в среду. В храмах, в которых проходят Литургии, также проводят службу «Мариино стояние».

Читайте также:  Мусульманская молитва за упокой родителей

При прочтении каждого стиха канона совершают троекратные поклоны. Таки образом, в целом их насчитывают 798. Канон дополняется тропарями Марии Египетской и св. Андрею Критскому.

Канон Андрея Критского читали христиане, когда происходили различные бедствия. Теперь же его цель – подготовка к воздержанию в Великий пост. В православных храмах призывают избегать греховных деяний, искренне каяться, чтобы духовно стать ближе к Богу. Помогают к этом молитвы, смирение и вера. Канон Андрея Критского – это библейские сюжеты.

Как читать канон Андрея Критского

Канон Андрея Критского не обязательно читать исключительно в храме. Делать это можно даже дома. Необходимо вникать в стихи, стараться понять их суть, толковать. В сети можно найти их перевод на русский из церковного славянского языка.

Не надо перечитывать сразу все 250 тропарей. В Церкви канон делят на 4 части, ведь неподготовленный человек попросту не выстоит покаянную службу.

Полный текст канона Андрея Критского по дням недели Великого поста

Все тропари великого канона Андрея Критского заканчиваются словами:

Это псаломский припев. Читая канон, православный человек раскаивается за свои грехи.

Лишь покаяние приведет к изменениям в человеческой душе, духовному росту, умеют судить собственные поступки и мысли. Молитвы помогают правильно держать пост.

Канон Великого поста называются именем Андрея Критского, поскольку считается, что именно он написал первоначальный вариант. При этом святой сделал это для собственной души, испытывая личные переживания, раскаиваясь. Затем иные авторы-христиане дополнили канон своими тропарями. Канон Андрея Критского – литургический образец высочайшего уровня.

Неподготовленным людям сложно поминать суть тропарей, смысл его фраз. Часто встречаются формулировки, которые могут быть восприняты неправильно. Вот их толкование:

  • «плакатися» — обращаться к Господу с покаянием;
  • «преступих» — прегрешение;
  • «изнурил» — истратил;
  • «ниже» — даже ни;
  • «умиления» — печали;
  • «неумытый» — неподкупный («мыто» — дань, подать);
  • «вопиющи» — взывать.

Источник статьи: http://pronedra.ru/polnyj-tekst-velikogo-pokayannogo-kanona-andreya-kritskogo-kogda-ego-chitat-549541.html

Время Великого покаянного канона [+видео]

Фото: диакон Дмитрий Аликин

Первые четыре дня Великого поста вечером храмы полны людей — читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Сотни верующих приходят в Боровецкую церковь в эти дни к 16.00 для участия в молитве. Преимущественно в темной, подобающей Великому посту одежде, люди встают стройными рядами на колени — кто-то со свечой, кто-то — с маленькими книжечками в руках. Как правильно вести себя на каноне, куда направлять мысль, можно ли следить по книге за словами молитвы? Эти вопросы мы задали клирику Свято-Вознесенского Архиерейского подворья протодиакону Дмитрию Половникову.

Обязательно ли стоять на коленях?

Особенности чтения Великого канона Андрея Критского находятся в 49 главе Типикона. О поклонах в частности сказано так: «Творим же на кийждо тропарь метания 3, глаголюще настоящий припев: Помилуй мя Боже, помилуй мя». О стоянии же на коленях ничего не обретаем. Из этого мы можем сделать вывод, что Устав не предписывает коленопреклонение во время чтения канона, но, по уже укоренившейся традиции, в наших храмах благочестивые миряне стоят во время канона на коленях, кланяясь единожды на каждый тропарь. Тем интереснее, что Типикон предписывает на каждый тропарь делать три метания. В нашей современной практике под метаниями понимается обычный поясной поклон, но до реформы патриарха Никона под метаниями понимался особый вид поклонов, стоящий посередине, между поясным и глубоким земным поклоном. Во время метания молящийся должен был касаться земли только коленями и руками, не опуская головы.

Читайте также:  Kakie molitvi zakazat bolyashey

Обязательно ли держать в руках свечу?

Свеча будет уместна на полиелее, когда включается паникадило и весь храм сияет от множества свечей. Обильный свет подобает моментам праздничным. А на Великом каноне свеча не обязательна. Тем более, что держа свечу в руке достаточно сложно становится кланяться на тропарях канона. В любом случае, Устав не предписывает, но и не запрещает молиться со свечей в руке.

Можно ли следить по книге за словами канона — чему это способствует?

Можно и нужно. И здесь, при недостаточном освящении в храме свеча и может понадобиться. Не секрет, что церковно-славянский текст не всегда можно понять на слух, тем более, если нет достаточного опыта чтения славянских текстов. Недостатки акустики и тихий голос священника тоже может не позволить услышать это чудный текст. Но, даже слежение по книге за чтением канона не всегда позволяет понять то, о чем повествует преподобный Андрей Критский. Дело в том, что автор использует для каждого тропаря события из Священной истории Ветхого и Нового Завета. А для того, чтобы понять, о чем говорит песнописец, надо ориентироваться в библейском материале. Лучшим будет заранее подготовиться, прочитать канон и попробовать разобраться, о чем говорит преподобный Андрей. Тогда, может быть, можно будет хорошо помолиться, ведь каждое слово в каноне будет находить отклик в вашей душе.

Чего нельзя делать во время канона?

Нужно молиться, примеряя на себя то, о чем говорит автор Великого канона. Все остальное надо оставить: разговоры, заботы, свечу, если она мешает вам кланяться. Никаких разговоров во время канона не надо допускать. Даже работницам храма надо оставить на время свои обычные заботы и перестать следить за свечами на подсвечниках или оттирать воск от пола. Все будет позже, а сейчас надо сосредоточиться на примерах, приводимых Андреем Критским и попытаться хоть на короткое время забыть о всем внешнем.

На что должна быть направлена молитвенная мысль?

Здесь надо вспомнить историю создания этого великого покаянного песнопения. По содержанию Великий канон непосредственно не связан общественными богослужениями Великого поста, вероятно, прп. Андрей не предполагал, что его произведение получит общецерковное употребление. Главной темой канона является покаяние, и некоторые строки канона дают основание считать, что он был написан преподобным в старости, незадолго до смерти. В одних тропарях звучит прямой призыв к покаянию, иногда от лица Самого Бога, в других — приводятся примеры из Священного Писания о грехе и покаянии. Канон включает все важнейшие библейские образы, как правило, в соответствии с хронологией, где Ветхому Завету посвящено большинство тропарей, а в восьмой песне подводиться итог изложению Ветхого Завета. Новозаветная тематика эпизодически появляется во всех песнях канона, но в основном она развивается во второй половине восьмой и в девятой песнях.

Пение канона Великим постом и постоянная тема покаяния в тропарях канона, говорит о том, что молитвенная мысль должна быть направлена на соотнесение своего духовного состояния с примерами из Священного писания. Великим Постом нам надо настроиться на покаяние и данный канон как нельзя лучше подходит для этого, недаром, что Святая Церковь поставила его в первые четыре дня Великого поста. Но вершиной данного канона является, все же, вечер среды пятой недели Поста, носящий название «Марииного стояния», когда канон прочитывается за один раз без разбивки на несколько дней.

Источник статьи: http://pravchelny.ru/all_publications/publications/?id=10228