Меню

В каком положении нужно читать молитвы

Ответы на вопросы

Человек — существо духовное и телесное одновременно, поэтому и в молитве участвуют и дух, и тело.

Молитва тела — это позы и движения, которыми сопровождается чтение текста молитвы:

  • молитвенная поза
  • коленопреклонение
  • воздевание рук
  • поклоны
  • крестное знамение

В православии существует устав, как это правильно делать и в какие моменты.

Важность участия тела в молитве

Для правильности молитвы важна поза, в которой молятся. Не потому, что Бог накажет за неточность, а потому, что положение тела влияет на состояние души, определяет эмоциональный настрой.

Расслабленная поза ведет к душевной расслабленности, рассеянности. Молитва без участия тела неполна, недостаточно интенсивна. Тело, находящееся в покое, отвлекает внимание молящегося от молитвы, провоцирует желание размяться и подвигаться.

Труд в молитве

Молитва не бывает без труда для тела. Заставляя тело прилагать усилия (стоять, кланяться, становиться на колени), христианин обуздывает свою плоть и не дает свободы страстям.

Святые Отцы считали трудную молитву, утомляющую тело, первой ступенью к истинной молитве.

Без телесного утомления невозможно восхождение к Богу!

Молитву православные сопровождают крестным знамением и поклонами.

Положение лежа ниц практикуется только один раз в году — во время чтения молитв на вечерне Пятидесятницы.

Как читать дома молитвы — стоя или сидя?

В Русской Православной церкви молитвы как в храме, так и дома принято читать стоя. Если стоять трудно (например, при сильной усталости или болезни), то допускается молитва сидя. Даже если вы лежите дома и не можете подняться с постели и сесть, это не препятствие для молитвы

Главное условие совершения молитвы – это благоговение и сосредоточенность.

Молитва стоя

Во время молитвы нужно помнить, что стоишь перед Богом. В этой ситуации неуместно легкомыслие. Стоять на молитве нужно

  • прямо,
  • благоговейно,
  • не переминаясь с ноги на ногу,
  • не делая суетливых движений.

Во время богослужения в храме в некоторые моменты разрешается сидеть. Это возможно во время чтения кафизм (отрывков из Псалтири) и паремий (отрывков из Ветхого Завета) на вечернем богослужении.

На Литургии сидеть не принято, но для людей, которые физически не могут долго стоять, делается исключение.

Однако, на богослужении всем необходимо стоять во время

  • чтения Евангелия
  • в промежутке между пением Символа веры и «Отче наш»
  • во время возгласов священника «Благословенно царство. »

Молитва на коленях дома

Коленопреклоненная молитва совершается дома, по особому усердию верующего. Она выражает особое смирение и почтение.

На коленях дома можно молиться в любое время,

кроме воскресенья и периода от Пасхи до Пятидесятницы.

Нельзя становиться на колени и в день после Святого Причастия

— вкусивший Тело Христово человек освящен, он не должен совершать знаков покаяния и тем самым унижать принятые им Святые Дары.

Коленопреклонения на литургии в православии

В православном храме продолжительные коленопреклонения во время богослужения совершаются только

  • в праздник Пятидесятницы,
  • на великой вечерне, которая служится сразу после Литургии.

В это время священник читает несколько длинных молитв и сам, вместе со всем народом, стоит на коленях.

В остальное время на церковных службах могут совершаться земные поклоны.

Коленопреклонений на Литургии не полагается В православных храмах в Белоруссии, Украине и Литве под влиянием католической церкви возникла местная традиция совершать коленопреклоненные молитвы. По сути это земные поклоны, для совершения которых верующие становятся на колени.

Поклоны во время молитвы. Что значит земной и поясной поклон в православии?

Во время молитв принято совершать земные и поясные поклоны. Это знак благоговения перед Богом.

Обычно поклон совершается после крестного знамения при произнесении особо значительных, важных слов молитвы.

В молитвослове всегда указывается, когда нужно делать поклон.

Как правильно совершать земной поклон?

Земной поклон — это поклон, во время которого верующий становится на колени, касается пола лбом и сразу поднимается.

В православной церкви земные поклоны нужно совершать, прикладываясь к святыням (иконам, мощам, священным реликвиям):

  • два земных поклона до прикладывания и
  • один земной поклон после прикладывания.

В некоторые дни церковь отменяет земные поклоны, поскольку они не соответствуют смыслу почитаемого события. В этих случаях земные поклоны заменяются поясными.

Это воскресные и полиелейные дни, и особо строго запрещаются земные поклоны в период с Пасхи до Дня Святого Духа (понедельник после праздника Пятидесятницы).

Во время воскресной Литургии в православии земные поклоны, по правилу Василия Великого, делаться не должны. Иногда это правило нарушается, и на возгласе хора «Един Свят, Един Господь Иисус Христос. » совершается один поклон.

Как правильно совершать поясной поклон?

Поясной поклон — это поклон в пояс, когда верующий стремится дотянуться рукой до пола, не сгибая колени.

  • Обычно делается сразу после крестного знамения
  • Поясной поклон обязательно совершается перед входом в храм.

Молитвенные жесты

Главный молитвенный жест в православии, как и во всем христианстве, — это крестное знамение.

Кроме него, в церковном богослужении священники пользуются жестом благословения.

О крестном знамении в православии: сила, значение и суть

В Церкви с апостольских времен принято осенять себя крестным знамением, или, как еще говорят, креститься.

Крестное знамение — это напоминание о Кресте, на котором был распят Господь Иисус Христос. Налагая на себя такой символический крест, мы призываем благодать Святого Духа.

Церковь учит, что крестное знамение оберегает христианина, потому что сила Креста Христова побеждает всякое зло.

Как совершать крестное знамение?

Крестное знамение совершается неторопливо и всегда правой рукой.

Сначала складывают пальцы:

  • большой, указательный и средний пальцы складываются вместе,
  • безымянный и мизинец остаются согнутыми.

Сложенными таким образом пальцами нужно коснуться

  • сначала лба, освящая свои мысли,
  • затем живота — во освящение сердца и чувств,
  • затем правого плеча
  • и, наконец, левого плеча — во освящение телесного здоровья и поступков.

После этого должен следовать наклон головы или поклон.

Нельзя кланяться, не закончив крестного знамения.

Перстосложения: двоеперстие и троеперстие в православии

Для крестного знамения в современном православии используется троеперстие.

  • большой, указательный и средний пальцы правой руки складывают вместе,
  • мизинец и безымянный прижимают к ладони.

Сложенные три перста символизируют Святую Троицу — Отца, Сына и Святого Духа, безымянный и мизинец напоминают о двойной природе Господа нашего Иисуса Христа – божественной и человеческой.

В древности пользовались двоеперстием: крестное знамение совершали вытянутыми указательным и средним пальцем, в то время как большой, безымянный и мизинец были сложены вместе.

Указательный и средний пальцы символизировали две природы Христа, большой, безымянный и мизинец — три Лица Святой Троицы.

После реформ патриарха Никона в православии стало использоваться троеперстие. Из-за этого произошел старообрядческий раскол. Только в XIX веке Церковь вновь разрешила креститься двоеперстием и использовать другие элементы старого обряда, и некоторые старообрядцы смогли воссоединиться с Церковью. Их общины называются единоверческими.

Именословное перстосложение

Существует еще один молитвенный жест — именословное перстосложение.

Оно используется священником для благословения верующих во время службы и вне ее.

Именословное перстосложение означает инициалы имени Господа нашего Иисуса Христа ICXC:

  • указательный палец вытянут,
  • средний слегка согнут, образуя букву С,
  • большой и безымянный пальцы скрещены буквой Х,
  • мизинец также согнут в виде буквы С.

Источник статьи: http://rublev.com/molitvoslov/otvety-na-voprosy/polozhenie-tela-pri-molitve-pozy-i-zhesty-molyashegosya

Как учиться домашней молитве

по бла­го­сло­ве­нию Прео­свя­щен­ного Симона, епи­скопа Мур­ман­ского и Мон­че­гор­ского

Что такое молитва

В хри­сти­ан­ском кате­хи­зисе, то есть в настав­ле­нии о хри­сти­ан­ской вере, о молитве ска­зано так: «Молитва есть воз­но­ше­ние ума и сердца Богу и явля­ется бла­го­го­вей­ным словом чело­века к Богу». Молитва — нити живой ткани тела цер­ков­ного, идущие во всех направ­ле­ниях; молит­вен­ная связь про­ни­зы­вает все тело Церкви.

Молитва соеди­няет каж­дого члена Церкви с Небес­ным Отцом, членов земной Церкви между собой и членов земных с небес­ными.

Содер­жа­нием молитвы служат: хвала, или слава; бла­го­да­ре­ние; пока­я­ние; просьба о мило­сти Божией, о про­ще­нии грехов, о даро­ва­нии благ душев­ных и телес­ных, небес­ных и земных. Молитва бывает о себе и о других. Молитва друг за друга выра­жает вза­им­ную любовь членов Церкви.

Духов­ное покло­не­ние необ­хо­димо сопро­вож­да­ется телес­ным вслед­ствие тесной связи души и тела. Молитва выра­жа­ется в раз­но­об­раз­ных внеш­них формах. Сюда отно­сятся коле­но­пре­кло­не­ния, крест­ное зна­ме­ние, воз­де­я­ние рук, упо­треб­ле­ние разных бого­слу­жеб­ных пред­ме­тов и все наруж­ные дей­ствия обще­ствен­ного хри­сти­ан­ского бого­слу­же­ния.

Молитва имеет необы­чай­ную силу. «Молитва не только побеж­дает законы при­роды, не только явля­ется непре­обо­ри­мым щитом против види­мых и неви­ди­мых врагов, но удер­жи­вает даже и руку Самого Все­силь­ного Бога, под­ня­тую для пора­же­ния греш­ни­ков», — пишет свя­ти­тель Димит­рий Ростов­ский.

Но читать слова молитвы на память или по молит­во­слову, стоять перед иконой дома или в храме, класть поклоны — это еще не молитва. «Чита­ние молитв, сто­я­ние на молитве и поклоны состав­ляют лишь молит­вен­ное сто­я­ние,— пишет свя­ти­тель Феофан Затвор­ник, — а молитва, соб­ственно, идет из сердца. Когда этой нет — и ника­кой нет. Молитва без чувств есть то же, что выки­дыш мерт­вый». Сама же молитва, как пишет свя­ти­тель Феофан Затвор­ник, «есть воз­ник­но­ве­ние в нашем сердце одного за другим бла­го­го­вей­ных чувств к Богу — чув­ства само­уни­чи­же­ния, пре­дан­но­сти, бла­го­да­ре­ния, сла­во­сло­вия, про­ще­ния, усерд­ного при­па­да­ния, сокру­ше­ния, покор­но­сти воле Божией и прочее».

Больше всего во время молитвы мы должны забо­титься о том, чтобы эти и подоб­ные им чув­ства напол­няли нашу душу, чтобы, когда мы вслух или внут­ренне читали молитвы, во время покло­нов наше сердце не было пусто, чтобы оно устрем­ля­лось к Богу. Когда эти чув­ства у нас есть, то наше молит­во­сло­вие, наши поклоны — молитва…

Почему надо молиться по молит­во­слову

Отцы Церкви очень осто­рожно отно­си­лись к тем молит­вам, кото­рые сочи­нены самими веру­ю­щими.

«Не дерзни при­но­сить Богу мно­го­слов­ных и крас­но­ре­чи­вых молитв, тобою сочи­нен­ных… они — про­из­ве­де­ние пад­шего разума и… не могут быть при­няты на духов­ный жерт­вен­ник Божий», — писал свя­ти­тель Игна­тий (Брян­ча­ни­нов). В том, чтобы молиться чужими сло­вами, пример нам — Сам Гос­подь Иисус Хри­стос. Его молит­вен­ные воз­гласы во время крест­ных стра­да­ний — строки из псал­мов ( Пс.21:2; 30:6 ).

Книги для домаш­них молитв содер­жат мно­же­ство молитв, напи­сан­ных свя­тыми Отцами Церкви.

Эти молитвы напи­саны много веков назад пре­по­доб­ными Ефре­мом Сири­ном и Мака­рием Еги­пет­ским, Рома­ном Слад­ко­пев­цем, Иоан­ном Дамас­ки­ным, свя­ти­те­лями Васи­лием Вели­ким, Иоан­ном Зла­то­устом и дру­гими вели­кими молит­вен­ни­ками. Испол­нен­ные молит­вен­ным духом, они изло­жили вну­шен­ное этим духом в словах и пере­дали эти слова нам. В их молит­вах дви­жется вели­кая молит­вен­ная сила, и кто со вни­ма­нием и усер­дием при­ни­кает к ним, тот обя­за­тельно испы­тает молит­вен­ное чув­ство. Чтение молитв свя­зует чело­века с их твор­цами — псал­мо­пев­цами и подвиж­ни­ками. Это помо­гает обре­сти духов­ный настрой, род­ствен­ный их сер­деч­ному горе­нию.

Какие молитвы входят в молит­во­слов

Книги для домаш­них молитв, чаще всего назы­ва­е­мые молит­во­сло­вами, имеют между собой много сход­ства, ибо содер­жат одни и те же молит­во­сло­вия. В молит­во­сло­вах поме­щены молитвы на сон гря­ду­щим и молитвы утрен­ние, ака­фист Слад­чай­шему Иисусу, ака­фист Пре­свя­той Бого­ро­дице, ака­фист свя­ти­телю Нико­лаю Чудо­творцу, канон пока­ян­ный ко Гос­поду нашему Иисусу Христу, канон молеб­ный ко Пре­свя­той Бого­ро­дице, поемый во всякой скорби душев­ной и обсто­я­нии, канон Ангелу-хра­ни­телю, после­до­ва­ние пред святым при­ча­ще­нием и молитвы по святом при­ча­ще­нии.

Слово ака­фист про­ис­хо­дит от гре­че­ского ака­фи­стос гимнос — «несе­даль­ный гимн», гимн, кото­рый поется стоя. Ака­фист — это созер­ца­ние чуда, это как бы сло­вес­ная икона свя­щен­ного лица или бла­го­дат­ного собы­тия, чем и объ­яс­ня­ется его ста­тич­ность. Ака­фист состоит из 12 двой­ных песен — после­до­ва­тельно чере­ду­ю­щихся икосов и конда­ков. Кондак — это корот­кое пра­во­слав­ное пес­но­пе­ние, в кото­ром изло­жено дог­ма­ти­че­ское или исто­ри­че­ское зна­че­ние празд­ну­е­мого собы­тия или лица, в кондаке рас­кры­ва­ется какой-либо момент учения Церкви об одной из тайн Божиих. Каждый кондак завер­ша­ется воз­гла­сом «Алли­луиа». За конда­ком сле­дует икос, кото­рый рас­кры­вает содер­жа­ние кондака, заклю­чает более про­стран­ное раз­ви­тие темы, содер­жа­щейся в кондаке.

Канон — одна из форм пра­во­слав­ного гимна. Канон состоит из девяти песен, устро­ен­ных в бла­го­да­ре­ние и хвалу Богу. Песнь канона делится на ирмос (от гре­че­ского гла­гола «свя­зы­ваю», «соеди­няю») и несколько тро­па­рей (песнь, изоб­ра­жа­ю­щая образ жизни свя­того или тор­же­ство празд­ника). Канон Ангелу-хра­ни­телю содер­жит моле­бен Ангелу-хра­ни­телю, канон молеб­ный ко Пре­свя­той Бого­ро­дице — моле­ние для отвра­ще­ния внут­рен­них душев­ных и телес­ных болез­ней и в осо­бен­но­сти— для исце­ле­ния гре­хов­ных язв, пора­жа­ю­щих душу, как пока­зы­вает само содер­жа­ние песней и стихов канона.

Из каких молитв должно состо­ять молит­вен­ное пра­вило миря­нина

Молит­вен­ное пра­вило миря­нина состоит из утрен­них и вечер­них молитв, кото­рые совер­ша­ются еже­дневно. Этот ритм необ­хо­дим, ибо в про­тив­ном случае душа легко выпа­дает из молит­вен­ной жизни, как бы про­сы­па­ясь лишь от случая к случаю. В молитве же, как и во всяком боль­шом и труд­ном деле, одного вдох­но­ве­ния, настро­е­ния и импро­ви­за­ции недо­ста­точно.

Суще­ствует три основ­ных молит­вен­ных пра­вила:

  1. полное молит­вен­ное пра­вило, рас­счи­тан­ное на мона­хов и духовно опыт­ных мирян, кото­рое напе­ча­тано в Пра­во­слав­ном молит­во­слове;
  2. крат­кое молит­вен­ное пра­вило, рас­счи­тан­ное на всех веру­ю­щих; утром: «Царю Небес­ный», Три­свя­тое, «Отче наш», «Бого­ро­дице Дево», «От сна вос­став», «Поми­луй мя, Боже», «Верую», «Боже, очисти», «К Тебе, Вла­дыко», «Святый Ангеле», «Пре­свя­тая Вла­ды­чице», при­зы­ва­ние святых, молитва за живых и усоп­ших; вече­ром: «Царю Небес­ный», Три­свя­тое, «Отче наш», «Поми­луй нас, Гос­поди», «Боже вечный», «Бла­гаго Царя», «Ангеле Хри­стов», от «Взбран­ной Вое­воде» до «Достойно есть»; эти молитвы содер­жатся в любом молит­во­слове;
  3. крат­кое молит­вен­ное пра­вило пре­по­доб­ного Сера­фима Саров­ского: три раза «Отче наш», три раза «Бого­ро­дице Дево» и один раз «Верую» — для тех дней и обсто­я­тельств, когда чело­век нахо­дится в край­нем утом­ле­нии или весьма огра­ни­чен во вре­мени.

Про­дол­жи­тель­ность молитв, их коли­че­ство опре­де­ля­ются духов­ными отцами, свя­щен­ни­ками, учи­ты­вая образ жизни каж­дого и его духов­ный опыт.

Совсем опус­кать молит­вен­ное пра­вило нельзя. Даже если молит­вен­ное пра­вило чита­ется без долж­ного вни­ма­ния, слова молитв, про­ни­кая в душу, ока­зы­вают свое очи­ща­ю­щее воз­дей­ствие.

Одному семей­ному лицу свя­ти­тель Феофан пишет: «На случай надо уметь сокра­щать пра­вило. Мало ли в семей­ной жизни слу­чай­но­стей. Когда дела не поз­во­ляют совер­шить вполне молит­вен­ное пра­вило, то совер­шайте его сокра­щенно.

А спе­шить нико­гда не должно… Пра­вило — не суще­ствен­ная часть молитвы, а есть только внеш­няя ее сто­рона. Глав­ное же дело есть — молитва ума и сердца к Богу, воз­но­си­мая со сла­во­сло­вием, бла­го­да­ре­нием и про­ше­нием… и нако­нец с пре­да­нием Гос­поду все­цело. Когда есть такие дви­же­ния в сердце, есть там и молитва, а когда нет, и молитвы нет, хотя бы вы целые дни про­сто­яли на пра­виле».

Читайте также:  Молитва святой марте 9 вторников подряд

Особое молит­вен­ное пра­вило совер­ша­ется во время при­го­тов­ле­ния к Таин­ствам испо­веди и при­ча­ще­ния. В эти дни (они назы­ва­ются гове­нием и про­дол­жа­ются как мини­мум три дня) при­нято более при­лежно испол­нять свое молит­вен­ное пра­вило: кто читает обычно не все утрен­ние и вечер­ние молитвы, пусть читает все пол­но­стью, кто не читает каноны, пусть в эти дни читает хотя бы по одному канону. Нака­нуне, при­ча­ще­ния надо быть на вечер­нем бого­слу­же­нии и про­чи­тать дома кроме обыч­ных молитв на сон гря­ду­щим канон пока­ян­ный, канон Бого­ро­дице и канон Ангелу-хра­ни­телю. Чита­ется также канон ко при­ча­ще­нию и, кто поже­лает, ака­фист Иисусу Слад­чай­шему. Утром про­чи­ты­ва­ются утрен­ние молитвы и все после­до­ва­ние ко свя­тому при­ча­ще­нию.

Во время гове­ния молитвы осо­бенно про­дол­жи­тельны, для того, как пишет святой пра­вед­ный Иоанн Крон­штадт­ский, «чтобы про­дол­жи­тель­но­стью усерд­ной молитвы разо­гнать наши хлад­ные, в про­дол­жи­тель­ной суете зака­лен­ные сердца. Ибо странно думать, тем более тре­бо­вать, чтобы зама­те­рев­шее в суете житей­ской сердце могло вскоре про­ник­нуться теп­ло­той веры и любви к Богу во время молитвы. Нет, для этого нужен труд, и время. Цар­ство Небес­ное силою берется, и упо­треб­ля­ю­щие усилие вос­хи­щают его ( Мф.11:12 ). Не скоро Цар­ствие Божие при­хо­дит в сердце, когда от него так усердно люди бегают. Сам Гос­подь Бог изъ­явил волю Свою, чтобы мы моли­лись не кратко, когда пред­став­ляет в пример вдову, долгое время ходив­шую к судье и надолзе (долгое время) утруж­дав­шую его прось­бами своими ( Лк.18:2–6 )».

Когда совер­шать свое молит­вен­ное пра­вило

В усло­виях совре­мен­ного быта, учи­ты­вая загру­жен­ность и уско­рен­ные темпы, миря­нам нелегко отво­дить для молитвы опре­де­лен­ное время. Надо выра­бо­тать стро­гие пра­вила молит­вен­ной дис­ци­плины и насто­я­тельно при­дер­жи­ваться своего молит­вен­ного пра­вила.

Утрен­ние молитвы лучше всего читать до начала вся­кого дела. В край­нем случае их про­из­но­сят по дороге из дома. Вечер­нее молит­вен­ное пра­вило учи­тели молитвы реко­мен­дуют читать в сво­бод­ные минуты до ужина или еще раньше — поздно вече­ром часто бывает трудно сосре­до­то­читься из-за уста­ло­сти.

Как под­го­то­виться к молитве

Основ­ные молитвы, состав­ля­ю­щие утрен­нее и вечер­нее пра­вило, сле­дует знать наизусть, чтобы они глубже про­никли в сердце и чтобы их можно было повто­рять в любых обсто­я­тель­ствах. Прежде всего, в сво­бод­ное время, жела­тельно вчи­таться в молитвы, вхо­дя­щие в ваше пра­вило, пере­ве­сти текст молитв для себя с цер­ков­но­сла­вян­ского языка на рус­ский, чтобы пони­мать зна­че­ние каж­дого слова и ни одно слово не про­из­но­сить бес­смыс­ленно или без точ­ного осмыс­ле­ния. Это сове­туют Отцы Церкви. «Потру­дись, — пишет пре­по­доб­ный Нико­дим Свя­то­го­рец, — не в молит­вен­ный час, а в другое, сво­бод­ное время обду­мать и про­чув­ство­вать поло­жен­ные молитвы. Сделав это, ты и во время молит­во­сло­вия не встре­тишь ника­кого труда вос­про­из­ве­сти в себе содер­жа­ние чита­е­мой молитвы».

Очень важно, чтобы при­сту­па­ю­щий к молит­во­сло­вию изгнал из сердца обиды, раз­дра­же­ние, горечь. Святой Тихон Задон­ский поучает: «Прежде молитв тре­бу­ется ни на кого не гне­ваться, не зло­биться, но всякую обиду оста­вить, чтобы и самим Бог оста­вил грехи».

«При­сту­пая к Бла­го­де­телю, будь сам бла­го­де­те­лен; при­сту­пая к Доб­рому, будь сам добрым; при­сту­пая к Пра­вед­ному, будь сам пра­вед­ным; при­сту­пая к Тер­пе­ли­вому, будь сам тер­пе­ли­вым; при­сту­пая к Чело­ве­ко­лю­би­вому, будь чело­ве­ко­лю­би­вым; а также будь и всем иным, при­сту­пая к Доб­ро­сер­дому, к Бла­го­склон­ному, к Общи­тель­ному в благах, к Милу­ю­щему вся­кого, и, если еще что усмат­ри­ва­ется Боже­ствен­ного, упо­доб­ля­ясь во всем этом про­из­во­ле­нием, при­об­ре­тай тем себе дерз­но­ве­ние на молитву», — пишет свя­ти­тель Гри­го­рий Нис­ский.

Как совер­шать дома свое молит­вен­ное пра­вило

Во время молитвы реко­мен­ду­ется уеди­ниться, воз­жечь лам­паду или свечу и встать перед иконой. В зави­си­мо­сти от харак­тера внут­ри­се­мей­ных отно­ше­ний можно реко­мен­до­вать чтение молит­вен­ного пра­вила вместе, всей семьей, или каж­дому члену семьи отдельно. Общая молитва реко­мен­ду­ется прежде всего в тор­же­ствен­ные дни, перед празд­нич­ной тра­пе­зой и в других подоб­ных слу­чаях. Семей­ная молитва — это раз­но­вид­ность цер­ков­ной, обще­ствен­ной (семья — своего рода домаш­няя цер­ковь) и поэтому не заме­няет молитву инди­ви­ду­аль­ную, а лишь допол­няет ее.

Перед нача­лом молит­во­сло­вия сле­дует осе­нить себя крест­ным зна­ме­нием и совер­шить несколько покло­нов, пояс­ных или земных, и поста­раться настро­иться на внут­рен­нюю беседу с Богом. «Постой молча, дон­деже ути­шатся чув­ства, поставь себя в при­сут­ствие Божие до созна­ния и чув­ства Его с бла­го­го­вей­ным Стра­хом и вос­ставь в сердце живую веру, что Бог слышит и видит тебя», — гово­рится в начале молит­во­слова. Многим людям помо­гает сосре­до­то­читься про­из­не­се­ние молитв вслух или впол­го­лоса.

«При­сту­пая к молит­во­сло­вию, — сове­тует свя­ти­тель Феофан Затвор­ник, — утром или вече­ром, постой немного, или посиди, или походи, и потру­дись в это время отрез­вить мысль, отвлекши ее от всех земных дел и пред­ме­тов. Затем помысли, кто Тот, к Кому ты обра­тишься в молитве, и кто ты, име­ю­щий теперь начать это молит­вен­ное к Нему обра­ще­ние — и воз­буди в душе соот­вет­ству­ю­щее этому настро­е­ние само­уни­чи­жен­ного и бла­го­го­вей­ным стра­хом про­ник­ну­того пред­сто­я­ния Богу в сердце. В этом все при­го­тов­ле­ние — бла­го­го­вейно стать пред Богом, — малое, но нема­ло­зна­чи­тель­ное. Тут пола­га­ется начало молитвы, доброе же начало —поло­вина дела.

Так уста­но­вив­шись внут­ренно, стань затем пред иконою и, поло­жив несколько покло­нов, начи­най обыч­ное молит­во­сло­вие: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небес­ный, Уте­ши­телю, Душе истины» и прочее. Читай неспешно, во всякое слово вникай, и мысль вся­кого слова до сердца доводи, сопро­вож­дая то покло­нами. В этом все дело чита­ния молитвы, Богу при­ят­ного и пло­до­нос­ного. Вникай во всякое слово и мысль слова до сердца доводи, иначе — пони­май, что чита­ешь, и поня­тое чув­ствуй. Других правил не тре­бу­ется. Эти два — пони­май и чув­ствуй, — испол­нен­ные как сле­дует, укра­шают всякое молит­во­сло­вие полным досто­ин­ством и сооб­щают ему все пло­до­твор­ное дей­ствие. Чита­ешь: «очисти ны от всякия скверны» — восчув­ствуй свою сквер­ноту, воз­же­лай чистоты и с упо­ва­нием взыщи, ее у Гос­пода. Чита­ешь: «остави нам долги наша, якоже же и мы остав­ляем долж­ни­ком нашим» — и в душе своей всем прости, и серд­цем, все всем про­стив­шим, проси себе у Гос­пода про­ще­ния. Чита­ешь: «да будет воля Твоя» — и в своем сердце совер­шенно предай Гос­поду твою участь и изъяви бес­пре­ко­слов­ную готов­ность бла­го­душно встре­тить все, что Гос­поду будет угодно тебе послать.

Если будешь так дей­ство­вать при каждом стихе твоей молитвы, то у тебя будет над­ле­жа­щее молит­во­сло­вие».

В другом своем настав­ле­нии свя­ти­тель Феофан так кратко систе­ма­ти­зи­рует советы по про­чте­нию молит­вен­ного пра­вила:

«а) нико­гда спешно не читайте, а читайте будто нарас­пев… В древ­но­сти все чита­е­мые молитвы бра­лись из псал­мов… Но нигде не встре­чаю слова «читать», а везде «петь»…
б) во всякое слово вни­кайте и не мысль только чита­е­мого вос­про­из­во­дите в созна­нии, но и чув­ство соот­вет­ствен­ное воз­буж­дайте…
в) чтобы под­сечь позыв на спеш­ное чтение, поло­жите — не то и то вычи­ты­вать, а про­сто­ять на чита­тель­ном молит­во­сло­вии чет­верть часа, пол­часа, час… сколько обычно выста­и­ва­ете… и затем не заботь­тесь… сколько про­чи­та­ете молитв, — а как пришло время, если нет охоты стоять далее, пере­ста­вайте читать…
г) поло­жив это, однако ж, на часы не посмат­ри­вайте, а так ста­но­ви­тесь, чтобы стоять без конца: мысль и не будет забе­гать вперед…
д) чтобы спо­соб­ство­вать дви­же­нию молит­вен­ных чувств в сво­бод­ное время, пере­чи­ты­вайте и пере­ду­мы­вайте все молитвы, кото­рые входят в ваше пра­вило, — и пере­чув­ствуйте их, чтобы, когда на пра­виле ста­нете их читать, знать, напе­ред, какое чув­ство должно быть воз­буж­да­емо в сердце…
е) нико­гда не читайте без пере­рыва молитвы, а всегда пере­ры­вайте их сво­е­лич­ною молит­вою, с покло­нами, в сре­дине ли молитв при­дется это сде­лать или в конце. Как только вспа­дет что на сердце, тотчас оста­нав­ли­вай­тесь читать и кла­дите поклоны. Это послед­нее пра­вило — самое нужное и самое необ­хо­ди­мое для вос­пи­та­ния духа молит­вен­ного… Если какое иное чув­ство займет очень, вы и будьте с ним и кла­дите поклоны, а чтение оставьте… так до самого конца поло­жен­ного вре­мени».

Что делать при рас­се­я­нии на молитве

Молиться очень трудно. Молитва — это в первую оче­редь духов­ный труд, потому не сле­дует ожи­дать от нее немед­лен­ной духов­ной услады. «Не ищи в молитве насла­жде­ний, — пишет свя­ти­тель Игна­тий (Брян­ча­ни­нов),— они отнюдь не свой­ственны греш­нику. Жела­ние греш­ника ощу­тить насла­жде­ние есть уже само­обо­льще­ние… Не ищи преж­де­вре­менно высо­ких духов­ных состо­я­ний и молит­вен­ных вос­тор­гов».

Как пра­вило, вни­ма­ние на словах молитвы уда­ется удер­жать несколько минут, а затем мысли начи­нают раз­бре­даться, глаз сколь­зит по словам молитвы — а наши сердце и ум далеки.

Если кто молится Гос­поду, а думает о другом, то такой молитвы не послу­шает Гос­подь», — пишет пре­по­доб­ный Силуан Афон­ский.

В эти моменты Отцы Церкви сове­туют быть осо­бенно вни­ма­тель­ными. Свя­ти­тель Феофан Затвор­ник пишет, что мы должны зара­нее при­го­то­виться к тому, что при чтении молитв мы бываем рас­се­яны, часто маши­нально читаем слова молитвы. «Когда во время молитвы мысль отбе­жит — воз­врати ее. Опять отбе­жит — опять воз­врати. Так каждый раз. Всякий раз, что про­чтено будет во время отбе­га­ния мысли и, сле­до­ва­тельно, без вни­ма­ния и чув­ства, не забы­вай пере­чи­ты­вать. И хоть бы твоя мысль несколько раз отбе­гала на одном месте, несколько раз читай его, пока не про­чтешь с поня­тием и чув­ством. Одо­ле­ешь одна­жды это затруд­не­ние — в другой раз, может быть, оно и не повто­рится, или повто­рится не в такой силе.

Если во время чтения пра­вила про­ры­ва­ется молитва своими сло­вами, то, как гово­рит пре­по­доб­ный Нико­дим, «не попус­кай сему случаю пройти мимо­летно, но оста­но­вись на нем».

Эту же мысль мы нахо­дим и у свя­ти­теля Фео­фана: «Иное слово, так сильно подей­ствует на душу, что душе не будет хотеться про­сти­раться далее в молит­во­сло­вии, и хотя язык читает молитвы, а мысль все отбе­гает назад, к тому месту, кото­рое так подей­ство­вало на нее. В таком случае оста­но­вись, не читай далее, а постой вни­ма­нием и чув­ством на том месте, попи­тай ими душу свою, или теми помыш­ле­ни­ями, кото­рые оно будет про­из­во­дить. И не спеши себя отры­вать от этого состо­я­ния, так что, если время не терпит, оставь лучше недо­кон­чен­ное пра­вило, а этого состо­я­ния не разо­ряй. Оно будет осе­нять тебя, может быть, и весь день, как Ангел-хра­ни­тель! Такого рода бла­го­дат­ные воз­дей­ствия на душу во время молит­во­сло­вия озна­чают, что дух молитвы начи­нает внед­ряться и что, сле­до­ва­тельно, сохра­не­ние этого состо­я­ния есть самое надеж­ное сред­ство к вос­пи­та­нию и укреп­ле­нию в нас молит­вен­ного духа».

Как закан­чи­вать свое молит­вен­ное пра­вило

Хорошо окон­чить молит­во­сло­вие бла­го­да­ре­нием Богу за даро­ван­ное обще­ние и сокру­ше­нием о своей невни­ма­тель­но­сти.

«Кон­чишь свое молит­во­сло­вие — не тотчас пере­ходи к своим каким-либо заня­тиям, а тоже, хоть немного, постой и поду­май, что это тобой совер­шено и к чему это тебя обя­зы­вает, ста­ра­ясь, если дано что восчув­ство­вать во время молитвы, сохра­нить то и после молитвы», — пишет свя­ти­тель Феофан Затвор­ник. «Не тотчас кидайся на обы­ден­ные дела, — учит пре­по­доб­ный Нико­дим,— и нико­гда не думай, что, совер­шив свое молит­вен­ное пра­вило, ты все окон­чил по отно­ше­нию, к Богу».

При­сту­пая к делам, надо прежде поду­мать о том, что пред­стоит гово­рить, делать, видеть в тече­ние дня, и испро­сить у Бога бла­го­сло­ве­ния и сил для сле­до­ва­ния Его воле.

Как научиться молит­венно про­во­дить день

Окон­чив утрен­ние молитвы, мы не должны думать, что в отно­ше­нии к Богу все испол­нено, и только вече­ром, во время вечер­него пра­вила, надо снова вер­нуться к молитве.

Добрые чув­ства, воз­ник­шие во время утрен­них молитв, заглу­шатся в суете и заня­то­сти дня. Из-за этого и нет охоты ста­но­виться на вечер­нюю молитву.

Надо ста­раться делать так, чтобы душа обра­ща­лась к Богу не только тогда, когда стоим на молитве, но и в про­дол­же­ние всего дня.

Вот как сове­тует обу­чаться этому свя­ти­тель Феофан Затвор­ник:

«Первое — необ­хо­димо в про­дол­же­ние дня чаще взы­вать к Богу из сердца крат­кими сло­вами, судя по нужде души и теку­щим делам. Начи­на­ешь что, напри­мер, говори: «Бла­го­слови, Гос­поди!». Кон­ча­ешь дело, говори: «Слава тебе, Гос­поди!», и не языком только, но и чув­ством сердца. Страсть какая поды­мется, говори: «Спаси, Гос­поди, поги­баю!». Нахо­дит тьма помыш­ле­ний сму­ти­тель­ных, взывай: «Изведи из тем­ницы душу мою!». Пред­стоят непра­вые дела и грех влечет к ним, молись: «Настави мя, Гос­поди, на путь» или «Не даждь во смя­те­ние ноги моея». Грехи подав­ляют и влекут в отча­я­ние, возопи мыта­ре­вым гласом: «Боже, мило­стив буди мне, греш­ному». Так и во всяком случае. Или просто поча­сту говори: «Гос­поди, поми­луй; Вла­ды­чица Бого­ро­дица, поми­луй мя. Ангеле Божий, хра­ни­телю мой святый, защити мя», — или другим каким словом взывай. Только сколько можно чаще делай эти воз­зва­ния, всяко ста­ра­ясь, чтобы они из сердца исхо­дили, как бы выжа­тые из него. Когда будешь так делать, частые будут у нас совер­шаться из сердца умные к Богу вос­хож­де­ния, частые к Богу обра­ще­ния, частая молитва, а это уча­ще­ние сооб­щит навык умного с Богом собе­се­до­ва­ния.

Но чтобы душа так стала взы­вать, надобно напе­ред заста­вить ее все обра­щать во славу Божию, всякое свое дело, боль­шое и малое. И это есть второй способ, как научить душу чаще днем обра­щаться к Богу. Ибо если поло­жим себе в закон испол­нять эту запо­ведь апо­столь­скую, чтоб вся во славу Божию тво­рить, даже едите ли пьете ли, или иное что дела­ете, все дела­ете в славу Божию ( 1Кор.10:31 ), то непре­менно при каждом деле вспом­ним о Боге, и вспом­ним не просто, а с опас­ли­во­стью, как бы не посту­пить в каком случае неправо и не оскор­бить Бога каким-либо делом. Это и заста­вит со стра­хом к Богу обра­титься и молит­венно про­сить помощи и вра­зум­ле­ния. Как мы почти непре­станно что-либо делаем, то почти непре­станно будем к Богу обра­щаться молит­венно, и, сле­до­ва­тельно, почти непре­рывно про­хо­дить науку молит­вен­ного в душе к Богу воз­но­ше­ния.

Но чтобы и это, то есть дела­ние всего во славу Божию, душа испол­няла как должно, надо настро­ить ее к этому с ран­него утра — с самого начала дня, прежде чем изыдет чело­век на дело свое и на дела­ние свое до вечера. Настро­е­ние это про­из­во­дится бого­мыс­лием. И это есть третий способ обу­че­ния души к частому обра­ще­нию к Богу. Бого­мыс­лие — это бла­го­го­вей­ное раз­мыш­ле­ние о Боже­ствен­ных свой­ствах и дей­ствиях и о том, к чему веде­ние их и их к нам отно­ше­ние нас обя­зы­вает, это раз­мыш­ле­ние о бла­го­сти Божией, пра­во­су­дии, пре­муд­ро­сти, все­мо­гу­ще­стве, вез­де­су­щии, все­ве­де­нии, о тво­ре­нии и про­мыш­ле­нии, об устро­е­нии спа­се­ния в Гос­поде Иисусе Христе, о бла­го­сти и слове Божием, о святых таин­ствах, о Цар­стве Небес­ном.

Читайте также:  Kipling molitva vladey soboy

О каком из этих пред­ме­тов ни стань раз­мыш­лять, раз­мыш­ле­ние это непре­менно испол­нит душу бла­го­го­вей­ным чув­ством к Богу. Стань раз­мыш­лять, напри­мер, о бла­го­сти Божией, — уви­дишь, что ты окру­жен мило­стями Божи­ими и телесно, и духовно, и разве только камень будешь, чтоб не пасть пред Богом во изли­я­нии уни­чи­жен­ных чувств бла­го­да­ре­ния. Стань раз­мыш­лять о вез­де­су­щии Божием, — ура­зу­ме­ешь, что ты всюду пред Богом и Бог пред тобою, и не можешь не испол­ниться бла­го­го­вей­ным стра­хом. Стань раз­мыш­лять о все­ве­де­нии Божием,— позна­ешь, что ничто в тебе не сокрыто от ока Божия, и непре­менно поло­жишь быть строго-вни­ма­тель­ным к дви­же­ниям сердца своего и ума, чтоб не оскор­бить как-нибудь все­ви­дя­щего Бога. Стань рас­суж­дать о правде Божией,— и уве­ришься, что ни одно худое дело не оста­нется без нака­за­ния, и непре­менно поло­жишь очи­стить все грехи свои сер­деч­ным пред Богом сокру­ше­нием и пока­я­нием. Так, о каком свой­стве и дей­ствии Божием ни стань рас­суж­дать, всякое такое раз­мыш­ле­ние испол­нит душу бла­го­го­вей­ных к Богу чувств и рас­по­ло­же­ний. Оно прямо к Богу устрем­ляет все суще­ство чело­века и есть потому самое прямое сред­ство к тому, чтоб при­учить душу воз­но­ситься к Богу.

Самое при­лич­ное, удоб­ное для этого время есть утро, когда душа еще не обре­ме­нена мно­же­ством впе­чат­ле­ний и дело­выми забо­тами, и именно — после утрен­ней молитвы. Кон­чишь молитву, сядь и, с освя­щен­ною в молитве мыслию, начи­най раз­мыш­лять ныне об одном, завтра о другом Божием свой­стве и дей­ствии и соот­вет­ствен­ное тому в душе про­из­веди рас­по­ло­же­ние. «Иди,— гово­рил святой Димит­рий Ростов­ский,— иди, святое бого­мыс­лие, и погру­зимся в раз­мыш­ле­ние о вели­ких делах Божиих», и про­хо­дил мыслию или дела тво­ре­ния и про­мыш­ле­ния, или чудеса Гос­пода Спа­си­теля, или Его стра­да­ния, или другое что, рас­тро­ги­вал тем сердце свое и начи­нал изли­вать душу свою в молитве. Так и всякий может делать. Труда немного, жела­ние только и реши­мость надо; а плода много.

Так вот три спо­соба, как, кроме молит­вен­ного пра­вила, научить душу молит­венно к Богу воз­но­ситься, именно: посвя­щать утром несколько вре­мени на бого­мыс­лие, всякое дело обра­щать во славу Божию и часто обра­щаться к Богу крат­кими воз­зва­ни­ями.

Когда утром хорошо будет совер­шено бого­мыс­лие, оно оста­вит глу­бо­кое настро­е­ние к помыш­ле­нию о Боге. Помыш­ле­ние о Боге заста­вит душу всякое дей­ствие свое, и внут­рен­нее и внеш­нее, осто­рожно соде­вать и во славу Божию обра­щать. А то и другое — в такое поста­вят душу поло­же­ние, что из нее поча­сту будут истор­гаться молит­вен­ные воз­зва­ния к Богу.

Эти три — бого­мыс­лие, всего во славу Божию тво­ре­ние и частые воз­зва­ния суть самые дей­стви­тель­ные орудия умной и сер­деч­ной молитвы. Всякое из них воз­но­сит душу к Богу. Кто поло­жил упраж­няться в них, тот скоро при­об­ре­тет пола­гать в сердце своем навык вос­хож­де­ния к Богу. Труд этот похо­дит на вос­хож­де­ние на гору. Чем выше поды­мется кто на гору, тем сво­бод­нее и легче дышит. Так и здесь, чем больше кто навы­кает пока­зан­ным упраж­не­ниям, тем выше поды­мет душу, а чем выше поды­мется душа, тем сво­бод­нее будет дей­ство­вать в ней молитва. Душа наша по при­роде есть оби­та­тель­ница гор­него мира Боже­ствен­ного. Там бы ей сле­до­вало быть неис­ходно и мыслью и серд­цем; но груз земных помыш­ле­ний и при­стра­стий влечет и тяго­тит ее долу. Пока­зан­ные спо­собы отры­вают ее от земли мало-помалу, а там и совсем ото­рвут. Когда же совсем ото­рвут, тогда душа всту­пит в свою область и будет сла­достно оби­тать горе — здесь сер­дечно и мыс­ленно, после же и самим суще­ством своим спо­до­бится пред лицем Бога пре­бы­вать в ликах Анге­лов и святых. Чего да спо­до­бит всех вас Гос­подь бла­го­да­тию Своею. Аминь».

Как при­ну­дить себя к молитве

Иной раз молитва совсем нейдет на ум. В этом случае свя­ти­тель Феофан сове­тует делать так:

«Если это домаш­няя молитва, то можно немножко, на несколько минут, отло­жить ее… Если и после нейдет… нудьте себя испол­нить молит­вен­ное пра­вило насиль­ственно, напря­га­ясь, и пони­мать гла­го­ле­мое, и чув­ство­вать… подобно тому когда дитя не хочет накло­ниться, его берут за чуб и наги­бают… Иначе вот что может слу­читься… ныне неохота — завтра неохота, а там и совсем молитве конец. Этого поопа­си­тесь… и нудьте себя на охот­ную молитву. Труд само­при­нуж­де­ния все пре­одо­ле­вает».

Святой пра­вед­ный Иоанн Крон­штадт­ский, также сове­туя при­нуж­дать себя в молитве, когда она не идет, пре­ду­пре­ждает:

«Молитва при­нуж­ден­ная раз­ви­вает хан­же­ство, делает неспо­соб­ным ни к какому заня­тию, тре­бу­ю­щему раз­мыш­ле­ния, и делает чело­века вялым ко всему, даже к испол­не­нию долж­но­стей своих. Это должно убе­дить всех, таким обра­зом моля­щихся, испра­вить свою молитву. Молиться должно охотно, с энер­гией, от сердца. Ни от скорби, ни от нужды (при­нуж­денно) молись Богу, — Каждый уделяй по рас­по­ло­же­нию сердца, не с огор­че­нием и не с при­нуж­де­нием; ибо доб­ро­хотно даю­щего любит Бог ( 2Кор.9:7 )».

Что нужно для успеш­ной молитвы

«Желая и ища успеха в молит­вен­ном труде, при­спо­саб­ли­вай к этому все осталь­ное, чтобы не разо­рять одной рукой того, что сози­дает другая.

  1. Тело свое держи строго и в пище, и во сне, и в отдыхе: ничего не давай ему потому только, что оно того хочет, как запо­ве­дует апо­стол: Попе­че­ния о плоти не пре­вра­щайте в похоти ( Рим.13:14 ). Не давай покоя плоти.
  2. Внеш­ние свои сно­ше­ния сократи до самых неиз­беж­ных. Это на время обу­че­ния себя молитве. После молитва, дей­ствуя в тебе, укажет, что без ущерба для нее может быть при­бав­лено. Осо­бенно блюди чув­ства, а между ними наи­бо­лее — глаза, слух, свяжи язык. Без соблю­де­ния этого и шагу не сде­ла­ешь вперед в деле молит­вен­ном. Как не может свеча гореть на ветре и дожде, так нельзя затеп­литься молитве при при­ливе впе­чат­ле­ний извне.
  3. Все сво­бод­ное время после молитвы упо­треб­ляй на чтение и раз­мыш­ле­ние. Для чтения изби­рай пре­иму­ще­ственно такие книги, в кото­рых пишется о молитве и вообще о внут­рен­ней духов­ной жизни. Раз­мыш­ляй исклю­чи­тельно о Боге и вещах Боже­ствен­ных, о Вопло­щен­ном Домо­стро­и­тель­стве нашего спа­се­ния, а в нем осо­бенно о стра­да­ниях и смерти Гос­пода Спа­си­теля. Делая так, погру­зишься в море Боже­ствен­ного света. При­со­еди­няй к этому хож­де­ние в цер­ковь, как только будешь иметь воз­мож­ность. Одно при­сут­ствие в храме осенит тебя молит­вен­ным обла­ком. Что же полу­чишь, если всю службу про­сто­ишь в истинно молит­вен­ном настро­е­нии!
  4. Знай, что нельзя пре­успеть в молитве без пре­успе­ва­ния вообще в хри­сти­ан­ской жизни. Необ­хо­димо, чтобы на душе не лежало ни одного греха, не очи­щен­ного пока­я­нием; и если во время молит­вен­ного труда сде­ла­ешь что-нибудь, сму­ща­ю­щее совесть, спеши очи­ститься пока­я­нием, чтобы мог ты дерз­но­венно воз­зреть ко Гос­поду. Посто­янно держи в сердце сми­рен­ное сокру­ше­ние. Не про­пус­кай ни одного пред­сто­я­щего случая сде­лать какое-нибудь добро или к про­яв­ле­нию какого-либо доб­рого рас­по­ло­же­ния, осо­бенно сми­ре­ния, послу­ша­ния и отре­че­ния от своей воли. Но уже само собой разу­ме­ется, что рев­ность о спа­се­нии должна гореть неуга­симо и, напол­няя всю душу, во всем, от малого до вели­кого, должна быть глав­ной дви­жу­щей силой, со стра­хом Божиим и непо­ко­ле­би­мым упо­ва­нием.
  5. Так настро­ясь, утруж­дай себя в молит­вен­ном дела­нии, молясь: то гото­выми молит­вами, то своими, то крат­кими взы­ва­ни­ями ко Гос­поду, то молит­вой Иису­со­вой, но не упус­кая при этом ничего из того, что может спо­соб­ство­вать в этом труде, и полу­чишь иско­мое. Напомню тебе, что гово­рит святой Мака­рий Еги­пет­ский: «Увидит Бог молит­вен­ный труд твой и что ты искренне жела­ешь успеха в молитве — и даст тебе молитву. Ибо знай, что хотя и тво­ри­мая, и дости­га­е­мая своими уси­ли­ями молитва при­ятна Богу, но насто­я­щая молитва та, кото­рая все­ля­ется в сердце и дела­ется неот­ступ­ной. Она есть дар Божий, дело Божией бла­го­дати. Потому, молясь обо всем, не забы­вай молиться и о молитве» (пре­по­доб­ный Нико­дим Свя­то­го­рец).

Как научиться при­па­дать к Богу в молитве

Святой пра­вед­ный Иоанн Крон­штадт­ский пишет:

«В молитве глав­ное, о чем нужно прежде всего поза­бо­титься, — это живая, ясно­ви­дя­щая вера в Гос­пода: пред­ставь Его живо пред собою и в себе самом, — и тогда, еже хощеши, проси о Христе Иисусе в Духе Святом, и будет тебе. Проси просто, ничтоже сум­няся, — и тогда Бог твой и будет все для тебя, во мгно­ве­ние совер­ша­ю­щий вели­кие и чудные дела, подобно тому как крест­ное зна­ме­ние совер­шает вели­кие силы. Проси не для себя одного, но и для всех верных, для всего тела Церкви благ духов­ных и веще­ствен­ных, не отде­ляя себя от прочих веру­ю­щих, но нахо­дясь в духов­ном еди­не­нии с ними, как член еди­ного вели­кого тела Церкви Хри­сто­вой, — и любя­щий всех, как чад своих во Христе, Отец Небес­ный испол­нит тебя вели­ким миром и дерз­но­ве­нием.

Если хочешь молит­вою испро­сить себе какого-либо блага у Бога, то прежде молитвы при­го­товь себя к несо­мнен­ной, креп­кой вере и прими забла­го­вре­менно сред­ства против сомне­ния и неве­рия. Худо, если во время самой молитвы сердце твое изне­мо­жет в вере и не устоит в ней, тогда и не думай, чтобы ты полу­чил то, о чем просил Бога сум­няся, потому что ты оскор­бил Бога, а руга­телю Бог не дает даров Своих! Всё, чего ни попро­сите в молитве с верою, полу­чите ( Мф.21:22 ), и, значит, если вос­про­сите неве­ру­юще или с сомне­нием, не при­и­мете. Если будете иметь веру и не усо­мни­тесь, не только сде­ла­ете то, что сде­лано со смо­ков­ни­цею, но если и горе сей скажете:поднимись и вверг­нись в море, — будет ( Мф.21:21 ). Значит, если усум­ни­теся и не пове­рите, то не сде­ла­ете этого. Да просит (каждый чело­век) с верою, нимало не сомне­ва­ясь, потому что сомне­ва­ю­щийся подо­бен мор­ской волне, ветром под­ни­ма­е­мой и раз­ве­ва­е­мой. Да не думает такой чело­век полу­чить что-нибудь от Гос­пода. Чело­век с дво­я­щи­мися мыс­лями не тверд во всех путях своих, — гово­рит апо­стол Иаков ( Иак.1:6–8 ).

Сердце, сомне­ва­ю­ще­еся в том, что Бог может даро­вать про­си­мое, нака­зы­ва­ется за сомне­ние: оно болез­ненно томится и стес­ня­ется от сомне­ния. Не про­гнев­ляй же все­дер­жав­ного Бога ни тению сомне­ния, осо­бенно ты, испы­тав­ший на себе Божие все­мо­гу­ще­ство многое мно­же­ство раз. Сомне­ние — хула на Бога, дерз­кая ложь сердца или гнез­дя­ще­гося в сердце духа лжи на Духа истины. Бойся его, как ядо­ви­той змеи, или нет, что я говорю, пре­не­бре­гай им, не обра­щай на него ни малей­шего вни­ма­ния. Помни, что Бог во время про­ше­ния твоего ожи­дает утвер­ди­тель­ного ответа на вопрос, внут­ренне Им тебе пред­ла­га­е­мый: веру­еши ли, яко могу сие сотво­рити?! Да, ты должен из глу­бины сердца отве­тить: верую, Гос­поди! (Ср.: Мф.9:28 ). И тогда будет по вере твоей. Твоему сомне­нию или неве­рию да помо­жет сле­ду­ю­щее рас­суж­де­ние: Я прошу у Бога:

  1. суще­ству­ю­щего, а не вооб­ра­жа­е­мого только, не меч­та­тель­ного, не фан­та­сти­че­ского блага, а все суще­ству­ю­щее от Бога полу­чило бытие, потому что Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть ( Ин.1:3 ), и, значит, ничто и не бывает без Него, что бывает, а все или от Него полу­чило бытие, или по Его воле или допу­ще­нию бывает и дела­ется при посред­стве данных от Него тварям Его сил и спо­соб­но­стей,— и во всем сущем и быва­ю­щем Гос­подь пол­но­власт­ный Вла­дыка. Кроме того, Он нари­ца­ющу не сущая, яко сущая ( Рим. 4:17 ); значит, если бы я просил и не сущего, Он мог бы мне дать, сотво­рив его;
  2. я прошу воз­мож­ного, а для Бога и наше невоз­мож­ное — воз­можно; значит, и с этой сто­роны нет пре­пят­ствия, потому что Бог может сде­лать для меня даже то, что по моим поня­тиям невоз­можно. Та беда наша, что в веру нашу меша­ется бли­зо­ру­кий рас­су­док, этот паук, ловя­щий истину сет­ками своих суж­де­ний, умо­за­клю­че­ний, ана­ло­гий. Вера вдруг обни­мает, видит, а рас­су­док околь­ными путями дохо­дит до истины; вера — сред­ство сооб­ще­ния духа с духом, а рас­су­док — духов­но­чув­ствен­ного с духовно-чув­ствен­ным и просто мате­ри­аль­ным; та — дух, а этот — плоть».

Я, ска­жешь, много раз просил и не полу­чил. Несо­мненно, это потому, что ты плохо просил — или с неве­рием, или с гор­до­стью, или же непо­лез­ного тебе; если же просил часто и полез­ного, то не с настой­чи­во­стью… Если же про­сишь не с уси­лием и вели­кой настой­чи­во­стью, то не полу­ча­ешь. Сна­чала нужно поже­лать, а поже­лав, про­сить истинно с верой и тер­пе­нием полез­ного каж­дому, причем чтобы тебя ни в чем не осуж­дала совесть как про­ся­щего нера­диво или лег­ко­мыс­ленно, — и тогда ты полу­чишь, если того хочет Бог. Ведь Он лучше тебя знает, что полезно тебе, и, может быть, вслед­ствие этого отла­гает испол­не­ние просьбы, пре­мудро застав­ляя тебя быть при­леж­ным к Нему, чтобы ты знал, что значит дар Божий, и хранил данное со стра­хом. Ведь все, что при­об­ре­та­ется с вели­ким уси­лием, ста­ра­ются сохра­нить, чтобы, поте­ряв полу­чен­ное, не погу­бить и вели­ких усилий и, отверг­нув бла­го­дать Гос­пода, не ока­заться недо­стой­ным Вечной Жизни…

О чем про­сить Бога в своих молит­вах

«Вос­пре­щено нам плот­ское мно­го­сло­вие и витий­ство в молитве,— пишет свя­ти­тель Игна­тий Брян­ча­ни­нов, — вос­пре­щены про­ше­ния о земных благах и пре­иму­ще­ствах, про­ше­ния, кото­рыми только и пре­ис­пол­нены молитвы языч­ни­ков и подоб­ных языч­ни­кам плот­ских людей».

О чем же должен про­сить Бога хри­сти­а­нин в своих молит­вах?

«Если нам запо­ве­ду­ется воз­дер­жи­ваться от житей­ских благ, даже когда они есть, то как ока­зы­ва­емся мы жалки и несчастны, если просим у Бога того, что Он пове­лел отвер­гать, — пишет свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст. — Бог нас услы­шит, если:

во-первых, мы достойны полу­чить про­си­мое;
во-вторых, если мы молимся согласно с запо­ве­дями Божи­ими;
в‑третьих, если молимся непре­станно;
в‑четвертых, если не просим ничего житей­ского;
в‑пятых, если просим полез­ного;
в‑шестых, если испол­няем долж­ное и со своей сто­роны и, по при­роде своей будучи смерт­ными, через обще­ние с Богом вос­хо­дим к Бес­смерт­ной Жизни».

«В молитве проси только правды и Цар­ствия, то есть доб­ро­де­тели и веде­ния, а прочее все при­ло­жится тебе ( Мф.6:33 )…

Молись,
во-первых, об очи­ще­нии от стра­стей;
во-вторых, об избав­ле­нии от неве­де­ния и, в‑третьих, о спа­се­нии от вся­кого иску­ше­ния и остав­ле­ния» (пре­по­доб­ный Нил Синай­ский).

Читайте также:  Mozhno li nakolot molitvu

«Пред­меты молитвы нашей должны быть духов­ные и вечные, а не вре­мен­ные и веще­ствен­ные. Основ­ная и пер­во­на­чаль­ная молитва должна состо­ять из про­ше­ний о про­ще­нии грехов… Не будь без­рас­су­ден в про­ше­ниях, чтобы не про­гне­вать Бога мало­ду­шием твоим: про­ся­щий у Царя царей чего-нибудь ничтож­ного — уни­жает Его… Проси того, что счи­та­ешь себе нужным и полез­ным, но испол­не­ние и неис­пол­не­ние твоего про­ше­ния предо­став­ляй воле Божией…» —пишет свя­ти­тель Игна­тий Брян­ча­ни­нов.

Наме­ре­ва­ясь про­сить (чего-либо у Гос­пода), прежде чем при­бег­нешь к Пода­телю, рас­смотри про­ше­ние свое, чисто ли оно, вни­ма­тельно вникни в при­чину, побуж­да­ю­щую к про­ше­нию. Если побуж­де­ние, по кото­рому просим, влечет за собою вред, то (Гос­подь)… да загра­дит источ­ники наших про­ше­ний… Если про­сишь у Бога своего чего-нибудь, то проси не так, чтобы непре­менно полу­чить от Него, но предо­став­ляя это Ему и Его воле. Напри­мер, часто угне­тают тебя сквер­ные помыслы, и ты печа­лишься об этом, и хочешь умо­лить Бога, чтобы тебе осво­бо­диться от брани. Но нередко она на пользу тебе служит. Ибо часто бывает это с тобою, чтобы ты не пре­воз­но­сился, но был сми­рен­но­мудр… Также, если постигла тебя какая-нибудь скорбь или тес­нота, не проси, чтобы непре­менно тебе изба­виться от них, потому что и это, брат мой, нередко бывает полезно; говорю тебе, часто слу­ча­ется, что во время молитвы небре­жешь ты о своем спа­се­нии, как было с изра­иль­тя­нами… И еще, если про­сишь о чем-либо, не проси, чтобы полу­чить это непре­менно. Ибо говорю: ты, как чело­век, нередко счи­та­ешь для себя полез­ным то, что бывает бес­по­лез­ным. Но если оста­вишь волю свою и решишься ходить по Божией воле, то будешь в без­опас­но­сти. Он, пред­ве­ду­щий все прежде испол­не­ния, по снис­хож­де­нию Своему пасет нас, а мы не знаем, полезно ли нам то, о чем просим. Многие, достиг­нув жела­е­мого, впо­след­ствии рас­ка­и­ва­лись, а нередко впа­дали и в вели­кие беды; не иссле­до­вав тща­тельно, есть ли на это воля Божия, но думая, что это для них хорошо, и под какими-нибудь пред­ло­гами, име­ю­щими вид правды, вве­ден­ные в обман диа­во­лом, под­верг­лись край­ним опас­но­стям. Многие такие дела сопро­вож­да­ются рас­ка­я­нием, потому что сле­до­вали мы в них соб­ствен­ному своему поже­ла­нию. Послу­шай, что гово­рит апо­стол: мы не знаем, о чем молиться, как должно ( Рим.8:26 ). Ибо: все мне поз­во­ли­тельно, но не все полезно; все мне поз­во­ли­тельно, но не все нази­дает ( 1Кор.10:23 ). Итак, что полезно и нази­да­тельно для каж­дого из нас, знает Сам Бог, потому и предо­ставь это Ему. Говорю же это не с тем, чтобы вос­пре­пят­ство­вать тебе обра­щаться с про­ше­ни­ями своими к Богу; напро­тив того, умоляю еще — про­сить Его обо всем, от малого до вели­кого. И вот что говорю тебе: когда молишься, откры­ва­ешь перед Ним, что у тебя на сердце, говори Ему: впро­чем, не Моя воля, но Твоя да будет ( Лк.22:42 ); если полезно, как Сам веда­ешь, так и сотвори. Ибо так напи­сано: Предай Гос­поду путь твой и уповай на Него, и Он совер­шит ( Пс.36:5 ). Взирай на Гос­пода нашего Иисуса Христа, Домо­стро­и­теля, Кото­рый молится и гово­рит: Отче Мой! если воз­можно, да минует Меня чаша сия; впро­чем не как Я хочу, но как Ты ( Мф.26:39 ). Поэтому, если про­сишь чего-нибудь у Бога, твердо стой в своем про­ше­нии, откры­ва­ясь перед Ним и говоря: «Если есть, Вла­дыка, воля Твоя, чтобы это состо­я­лось, то соверши и сделай успеш­ным. А если нет на это воли Твоей, не попу­сти этому совер­шиться, Боже мой! Не предай меня соб­ствен­ному моему жела­нию, ибо знаешь нера­зу­мие мое… но как Сам веда­ешь, так и спаси меня по снис­хож­де­нию Своему!» Если же молишься по при­чине скорби и помыс­лов, то говори: Гос­поди! не в ярости Твоей обли­чай меня и не во гневе Твоем нака­зы­вай меня. Поми­луй меня, Гос­поди, ибо я немо­щен ( Пс.6:2–3 ). Смотри, что гово­рит пророк: К Тебе, Гос­поди, взываю: твер­дыня моя! не будь без­мол­вен для меня, чтобы при без­мол­вии Твоем я не упо­до­бился нис­хо­дя­щим в могилу ( Пс.27:1 ); но дай славу имени Твоему, непа­мя­то­зло­би­вый, не помяни грехов моих и услыши меня. И, если воз­можно, да минует меня скорбь, впро­чем, не моя воля, но Твоя да будет, под­крепи только и сохрани душу мою, и буду в состо­я­нии пере­не­сти это, да обрету бла­го­дать пред Тобою и в нынеш­нем веке, и в буду­щем». И предай Гос­поду печаль твою, и Он сотво­рит, что полезно для тебя. Ибо знай, что Он, как Благой, хочет нуж­ного для нашего спа­се­ния. Потому и душу Свою поло­жил этот добрый Пас­тырь…

«Молит­вою не наводи на себя него­до­ва­ние, но проси того, что достойно Бога. А прося достой­ного, не отсту­пай, пока не полу­чишь… В молитве должно про­сить не испол­не­ния соб­ствен­ной своей воли, но предо­став­лять все Богу, домо­стро­и­тель­ству­ю­щему полезно», — пишет свя­ти­тель Васи­лий Вели­кий.

«Если дела твои не бла­го­угодны Богу, то не проси у Него вели­ких даро­ва­ний, чтобы не прийти в поло­же­ние чело­века, кото­рый иску­шает Бога. Молитва твоя должна быть сооб­разна с житель­ством твоим… Жела­ние каж­дого чело­века выка­зы­ва­ется его дея­тель­но­стью. К чему устрем­лено его тщание, о том он должен под­ви­заться и в молитве. Жела­ю­щий вели­кого не должен упраж­няться в мало­важ­ном. Не проси того у Бога, что Он Сам дает нам без про­ше­ния нашего, по Своему про­мыш­ле­нию, что дает не только Своим и воз­люб­лен­ным, но и чуждым позна­ния Его» (пре­по­доб­ный Исаак Сирин).

Почему наши молитвы бывают неуслы­шаны

Если молитва так сильна, то почему же не всякий полу­чает то, чего просит? На это святой апо­стол Иаков дает такой ответ: Про­сите, и не полу­ча­ете, потому что про­сите не на добро ( Иак.4:3 ). Кто хочет полу­чить, тот должен хорошо про­сить. Если же не всегда про­ся­щие полу­чают, то не молитва в этом вино­вата, но не хорошо моля­щи­еся. Как не уме­ю­щий хорошо управ­лять хоро­шим судном не при­плы­вает к наме­чен­ному при­ста­нищу, но мно­го­кратно раз­би­ва­ется о камни, и в этом вино­вато не судно, но плохое управ­ле­ние им, так и молитва, когда моля­щийся не полу­чает про­си­мого, не вино­вата в этом, но тот, кто не хорошо молится.

Не полу­чают про­си­мого только те, кото­рые или сами злы и не хотят укло­ниться от зла, чтобы сотво­рить благое, или же просят у Бога злой вещи, или, нако­нец, хотя и доброй вещи просят, но зато просят не хорошо, не так, как сле­дует. Молитва сильна, но не какая-нибудь, а совер­шен­ная, молитва тех, кото­рые хорошо молятся.

Какая же молитва именно такова? Речь об этом тре­бует не одного дня, и поэтому я вкратце вспомню хотя бы кое-что.

Молитва того, кто слу­ша­ется Гос­пода, бывает слышна и при­ятна для Бога. Кто слу­ша­ется слов Гос­под­них, как об этом сказал нам Сам Гос­подь: Не всякий, гово­ря­щий Мне: «Гос­поди! Гос­поди!», войдет в Цар­ство Небес­ное, но испол­ня­ю­щий волю Отца Моего Небес­ного ( Мф.7:21 ), кто ходит в законе Гос­под­нем ( Пс.118:1 ) и творит волю Его, жела­ние того Гос­подь испол­нит и услы­шит молитву слу­ша­ю­щихся Его. Молитва сми­рен­ная, не фари­сей­ская, вос­хо­дит высоко, до Тре­тьего Неба, к самому Пре­столу Все­выш­него, молитва сми­рен­ного прой­дет сквозь облака. Такова, напри­мер, была молитва сми­рен­ного мытаря: Боже! будь мило­стив ко мне греш­нику! ( Лк.18:13 ), и Манас­сии, царя Иеру­са­лим­ского. Кры­льями молитвы, на кото­рых она взле­тает к Выш­нему, сидя­щему на шести­кры­лых Сера­фи­мах, явля­ются всякие доб­ро­де­тели, в осо­бен­но­сти же сми­ре­ние, гове­ние и мило­стыня, как об этом сказал Товии Архан­гел Рафаил, сле­тев­ший с Неба: Доброе дело — молитва с постом и мило­сты­нею и спра­вед­ли­во­стью… Лучше тво­рить мило­стыню, нежели соби­рать золото ( Тов.12:8 ). Как во всякой доб­ро­де­тели, так осо­бенно в молитве необ­хо­димо при­ле­жа­ние и усер­дие: Много может уси­лен­ная молитва пра­вед­ного ( Иак.5:16 ). «Не напрасно Спа­си­тель наш сказал: Про­сите, и дано будет вам; ищите, и най­дете; сту­чите, и отво­рят вам ( Мф.7:7 )», — пишет свя­ти­тель Димит­рий Ростов­ский (103, 361–362).

«Гос­подь нико­гда не отка­зы­вает в дарах. Если же и отка­зы­вает иногда до вре­мени — отка­зы­вает для того, чтобы дар стал дра­го­цен­нее для при­ем­лю­щих и чтобы при­ем­лю­щий был при­леж­нее в молитве… Уста могут про­сить всего, но Бог испол­няет только то, что полезно… Гос­подь — пре­муд­рый Раз­да­я­тель. Он забо­тится о пользе про­ся­щего и, если видит, что про­си­мое вредно или, по край­ней мере, бес­по­лезно ему,— не испол­няет про­си­мого и отка­зы­вает в мнимом бла­го­де­я­нии. Он выслу­ши­вает всякую молитву, и тот, чья молитва не испол­ня­ется, полу­чает от Гос­пода столь же спа­си­тель­ный дар, как и тот, чья молитва бывает испол­нена… Всеми воз­мож­ными спо­со­бами Бог пока­зы­вает, что Он мило­сти­вый Пода­тель, Он дарит нам Свою любовь и являет нам мило­сер­дие Свое. А потому и не отве­чает ни на одну непра­виль­ную молитву, испол­не­ние кото­рой при­несло бы нам смерть и гибель. Однако и в этом случае, отка­зы­вая в про­си­мом, не остав­ляет нас без весьма полез­ного дара; тем самым, что устра­няет от нас вред­ное, Он отвер­зает уже нам дверь щедрот Своих. В этом Пода­теле не нахо­дит себе места нера­зу­мие про­ся­щего: немуд­рому, кото­рый по про­стоте своей, вопреки разуму, просит вред­ного для себя, Бог подает пре­мудро. Отка­зы­вает же в дарах тому, кто не испол­няет Его пове­ле­ний. Всякий другой образ дей­ствия был бы нера­зу­мием для все­ве­де­ния Пода­теля. Поэтому будь уверен, что всякое про­ше­ние, кото­рое не бывает испол­нено, несо­мненно, вредно, а то про­ше­ние, кото­рое услы­шано,— полезно. Дару­ю­щий пра­ве­ден и благ и не оста­вит твоих про­ше­ний неис­пол­нен­ными, потому что в бла­го­сти Его нет злобы и в правде Его — зави­сти. Если Он медлит с испол­не­нием, то не потому, что рас­ка­и­ва­ется в обе­то­ва­нии, напро­тив. Он хочет видеть твое тер­пе­ние» (пре­по­доб­ный Ефрем Сирин).

Как молиться за других людей

Молитва за других людей — неотъ­ем­ле­мая часть молит­во­сло­вия. Пред­сто­я­ние Богу не отда­ляет чело­века от ближ­них, но свя­зы­вает его с ними еще более тес­ными узами.

«Молясь за живых и умер­ших и назы­вая их по именам,— пишет святой пра­вед­ный Иоанн Крон­штадт­ский, — надобно от всего сердца, с любо­вию про­из­но­сить эти имена, как бы нося в душе те лица, имена коих поми­на­ешь, подобно как дои­лица носит и греет своя чада ( 1Сол.2:7 ), — памя­туя, что они члены наши и уды (члены. — Ред.) Хри­стова Тела (ср.: Еф.4:25; 5:30 ). — Нехо­рошо пред лицем Божиим только пере­би­рать языком имена их, без уча­стия и любви сердца. Надо помыс­лить, что Бог зрит на сердце,— что и лица, за коих мы молимся, также тре­буют от нас, по долгу любви хри­сти­ан­ской, брат­ского сочув­ствия и любви. Вели­кая раз­ница между бес­чув­ствен­ным переч­нем имен и между сер­деч­ным поми­на­нием их: одно от дру­гого отстоит, как небо от земли. Но имя Самого Гос­пода, Пре­чи­стой Его Матери, святых Анге­лов и святых Божиих чело­ве­ков по пре­иму­ще­ству надо при­зы­вать всегда от чистого сердца, с верою и любо­вию пла­мен­ною; вообще слова молитвы не надобно пере­би­рать только языком, как бы пере­вер­ты­вая паль­цем в книге листы бумаги или как бы отсчи­ты­вая монету; надо, чтобы слова выхо­дили, как ключ живой воды из род­ника своего,— чтобы они были искрен­ним голо­сом сердца, не были чужою заим­ство­ван­ною одеж­дою, чужими руками».

Как молиться за обид­чи­ков и врагов

Не сле­дует огра­ни­чи­ваться только молит­вой за близ­ких и доро­гих нам людей. Молитва за тех, кто при­чи­нил нам огор­че­ние, вносит в душу мир, ока­зы­вает воз­дей­ствие на этих людей и делает нашу молитву жерт­вен­ной.

«Когда видишь в ближ­нем недо­статки и стра­сти, — пишет святой пра­вед­ный Иоанн Крон­штадт­ский, — молись о нем; молись о каждом, даже о враге своем. Если видишь брата гор­дого и строп­ти­вого, гор­де­ливо с тобою или с дру­гими обра­ща­ю­ще­гося, молись о нем, чтобы Бог про­све­тил его ум и согрел его сердце огнем бла­го­дати Своей, говори: Гос­поди, научи раба Твоего, в диа­воль­скую гор­дость впад­шего, кро­то­сти и сми­ре­нию, и отжени (отгони.— Ред.) от сердца его мрак и бремя сата­нин­ской гор­дыни! Если видишь злоб­ного, молись: Гос­поди, блага сотвори раба Твоего, сего бла­го­да­тию Твоею!

Если среб­ро­лю­би­вого и жад­ного, говори: Сокро­вище наше нетлен­ное и богат­ство неис­то­щи­мое! даруй рабу Твоему сему, сотво­рен­ному по образу и подо­бию Твоему, познать лесть богат­ства, и яко вся земная — суета, сень и соние. Яко трава дни вся­кого чело­века или яко паучина, и яко Ты един богат­ство, покой и радость наша!

Когда видишь завист­ли­вого, молись: Гос­поди, про­свети ум и сердце раба Твоего сего к позна­нию вели­ких, бес­чис­лен­ных и неис­сле­ди­мых даров Твоих, их же прият от неис­чет­ных щедрот Твоих, во ослеп­ле­нии бо стра­сти своея забы Тебе и дары Твои бога­тые, и нища себя быта вмени, богат сый бла­гами Твоими, и сего ради зрит пре­лестно на благая рабов Твоих, ими же, о пре­не­из­гла­го­лан­ная Бла­го­стыня, ущед­ря­еши всех, кое­го­ждо про­тиву силы его и по наме­ре­нию воли Твоея. Отыми, все­б­ла­гий Вла­дыко, покры­вало диа­вола от очию сердца раба Твоего и даруй ему сер­деч­ное сокру­ше­ние и слезы пока­я­ния и бла­го­да­ре­ния, да не воз­ра­ду­ется враг о нем, заживо улов­лен­ном от него в свою его волю и да не отторг­нет его от руки Твоея.

Когда видишь пья­ного, говори серд­цем: Гос­поди, призри мило­стиво на раба Твоего, пре­льщен­ного лестию чрева и плот­ского весе­лия, даруй ему познати сла­дость воз­дер­жа­ния и поста и про­ис­те­ка­ю­щих от него плодов духа.

Когда видишь страст­ного к браш­нам и бла­жен­ство свое в них пола­га­ю­щего, говори: Гос­поди, слад­чай­шее Брашно наше, нико­гда же гиб­лю­щее, но пре­бы­ва­ю­щее в живот вечный! Очисти раба Твоего сего от скверны чре­во­объ­яде­ния, всего плоть сотво­рив­шего и чуж­дого Духу Твоему, и даруй ему познати сла­дость Твоего живо­тво­ря­щего духов­ного брашна, еже есть Плоть и Кровь Твоя и святое, живое и дей­ствен­ное слово Твое.

Так или подоб­ным обра­зом молись о всех согре­ша­ю­щих и не дерзай никого пре­зи­рать за грех его или мстить ему, ибо этим уве­ли­чи­лись бы только язвы согре­ша­ю­щих, — исправ­ляй сове­тами, угро­зами и нака­за­ни­ями, кото­рые слу­жили бы сред­ством к пре­кра­ще­нию или удер­жа­нию зла в гра­ни­цах уме­рен­но­сти».

Три­фо­нов Печенг­ский мона­стырь, «Ковчег», Москва 2004

Источник статьи: http://azbyka.ru/kak-uchitsya-domashnej-molitve