Меню

В метро только с молитвой

Намаз в московском метро: провокация или необходимость?

В социальных сетях появилась фотография мусульман, совершающих намаз на станции метрополитена. Она вызвала неоднозначную реакцию аудитории, часть которой сочла действие провокацией, а другая часть – достойным и смелым поступком. Намаз в метро – вызов обществу или безвыходная ситуация?

В социальных сетях появилась фотография мусульман, совершающих намаз на станции метрополитена. Она вызвала неоднозначную реакцию аудитории, часть которой сочла действие провокацией, а другая часть – достойным и смелым поступком. Намаз в метро – вызов обществу или безвыходная ситуация? С этим разбиралась корреспондент Info-Islam.Ru

Молитва как обязанность

Об обязанности пятикратной молитвы для мусульманина сегодня хорошо известно каждому. Совершая молитву, мусульманину или мусульманке следует соблюдать определенные условия: иметь в своем сердце правильное намерение; находиться в состоянии ритуальной чистоты; совершать каждую молитву строго в свое время, не откладывая; скрывать аурат; повернуться в сторону Каабы.

Еще одним важным условием совершения намаза является удаление с одежды нечистот, будь то слюна или кровь животных, запрещенных в пищу, экскременты или моча. Разрешается даже совершать намаз в обуви, если есть уверенность, что она очищена от нечистот. Поэтому мусульмане стараются всегда носить чистую одежду, чтобы в любой момент в ней можно было встать на намаз.

Другое важное условие – чистое место для молитвы: для намаза не подходят могилы и кладбища, загоны для верблюдов и скотобойни, мусорные кучи, нежелательно молиться в банях или уборных, в церквях и синагогах, посреди дорог или перед изображениями, хотя в исключительных ситуациях это возможно. Остаются вопросы, какую ситуацию можно считать исключительной и является ли метрополитен тем чистым местом, где можно совершить мусульманскую молитву?

Чистота помыслов и исключительность ситуации

«Московское метро – это не самое лучшее место для совершения намаза. А вдруг там с собакой кто ходил, или бомж нужду справлял?», – пишет Гусейн Будунов в комментариях к облетевшему Интернет фото, где трое мусульман молятся на платформе московского метрополитена позади вагонов уходящего поезда. Он получает в ответ контраргументы: нет абсолютной уверенности в том, что это место «нечистое», как нет и видимых доказательств этого, следовательно, место может считаться вполне подходящим.

«Молитва Творцу требует как минимум чистоты помысла и сосредоточенности. Надеюсь, Всевышний не примет данный фарс в качестве поклонения», – возмущается здесь же Борис Курскиев. По его мнению, участников происшедшего «стоило бы привлечь к ответственности за оскорбление чувств искренне верующих». С ним согласна Арина Абуаркуб: «Намаз в московском метро выглядит как минимум вызывающе. Быть соблюдающим отлично, но нужно знать меру».

«Вызывающе – это смотря для кого, – отвечает на эти обвинения Далер Шохназаров. – Человек, который молится, не об этом думает, а о том, что для него наступило время поклоняться Всевышнему. Люди ездят на метро, бывает, и 3 часа, а за это время наступает время для второго намаза. Намаз откладывает только лицемер! Просто нужно понимать, что человек делает свое дело, и все, и не будет выглядеть вызывающе. Он ведь никого не зовёт с ним помолиться, а сам просто идёт в сторону и тихо молится».

Аргумент о трехчасовой поездке в метро не праздный. Столица настолько велика, что порой добираться от одного конца города до другого можно долго, а обязанность соблюдения пятикратной молитвы при этом остается. Далеко не все мусульмане согласны с мнением, что пропущенный в этой ситуации намаз дозволено возместить, будучи уже в подходящем месте. Не все мусульмане считают такую поездку путешествием, а себя путниками, которым разрешается совмещать молитвы.

Для молитвы подходит любое чистое место. Источник фотографии: fion.ru

Известно мнение московского проповедника Шамиля Аляутдинова о том, что можно молиться в машине, сидя лицом по направлению движения, «а если человек работает или учится, то он может объединить молитвы: вторую с третьей, четвертую с пятой в общем промежутке времени».

Читайте также:  Утренние молитвы молитва ефрема сирина

Места надо знать

Не всегда получается рассчитать время таким образом, чтобы оказаться «в нужное время в нужном месте». И тогда метрополитен становится тем исключительным местом, где придется совершать свою молитву. «Чем пропустить намаз, лучше его совершить, не смотря ни на что!», – соглашается Шамиль Газиев.

Впрочем, таким местом может стать не обязательно метро. Мусульмане молятся на остановках общественного транспорта, в примерочных торговых центров, в кафе и ресторанах, просто на улице, расстилая перед собой дорожные коврики или верхнюю одежду.

Известный современный ученый Эльмир Кулиев, отвечая на вопрос, можно ли молиться в церквях и синагогах, приводит следующий хадис: Аль-Бухари и Муслим передали со слов Абу Зарра, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Где бы ни застало тебя время намаза, молись, ибо это – место для поклонения».

На самом деле, у мусульман есть свои условные места, где совершать намаз будет комфортно и вполне допустимо, не привлекая лишнего внимания. Помимо мечетей, это халяльные кафе и магазины мусульманской одежды, а также мусульманские культурные центры и молодежные объединения. Их адреса, телефоны и время работы можно узнать, например, воспользовавшись специальным приложением HalalGuide.

Мнения мусульман, которые считают намаз в метро «излишеством» и неуважением к другим пассажирам, часто основаны на убеждении, что молящийся человек мешает окружающим, преграждая им путь. Другие же убеждены, что чтение намаза в местах скопления людей – это проявление высокомерия.

«Можно выйти из метро и найти тихий, спокойный уголок, спокойно сделать намаз! Они мешают людям, пренебрегают их мнением и показывают что им всё равно, это неправильно! Они как раз больше других и вредят Исламу, ставя свои обязательства выше религии, неужели нельзя выйти на улицу? Другой человек завтра посреди дороги будет делать намаз…Все всё понимают, не успеваешь, не хочешь как долговой дома исполнить, выйди на улицу, найди тихое место и не мешая другим исполни молитву!», – советует Муслим Муслим.

Очевидно, он имеет в виду, что в современном обществе сильна стигматизация в отношении мусульман, когда на последователей ислама навешиваются обидные, оскорбительные социальные ярлыки. Демонстрация своей религиозной принадлежности в данном случае воспринимается обществом как вызов, как «приглашение» к скандалу, как намеренная провокация, далеко уводящая стороны от стремления к взаимопониманию.

Стереотипы, которым подвержены многие жители столицы, не оставляют места для восприятия молитвы как обращения людей к Богу. Намаз становится чуждым явлением, которого боятся и по отношению к которому вследствие страха проявляют агрессию.

«Люди молятся Богу, никого не трогают, не шумят- стоят в укромном по возможности месте и молятся. Что за шум подняли по этому поводу? Молящиеся у вас воздух отнимают? вашу воду, хлеб? Они не проводят агитацию, они ничего и никак не нарушают. Да что с вами люди? откуда эта невероятная злоба?», – пишет Лара Петрова.

Вне шаговой доступности

В Москве не хватает мечетей. Источник фотографии: РИА «Новости»

На самом деле, проблема совершения молитвы в Москве снова отсылает нас к вопросу о строительстве мечетей. Горожанам уже хорошо известно, что существующие шесть мечетей не вмещают в себя всех желающих, да и кроме того, расположены они таким образом, что дорога к каждому храму из спального района города может занимать более часа без учета авто-дорожной ситуации.

«Церкви-то в шаговой доступности, а мечети – где? Когда церквей 1000, а мечетей 4, – то ли еще будет!», – пишет пользователь Кылчык в комментарии к новости о появившемся фото на сайте IslamNews.ru.

Читайте также:  Молитва что бы парень полюбил девушку

Дважды в год, в дни главных праздников ислама, москвичи становятся свидетелями того, как тысячи мусульман – в большинстве своем выходцев с Кавказа и Средней Азии – наполняют улицы и проспекты поблизости от мечетей и молельных площадок. Плотные ряды правоверных на одних нагоняют ужас, у других вызывают озлобленность и агрессию. Несмотря на то, что в Дни жертвоприношения все площадки для забоя жертвенных животных вынесены за черту города, Интернет продолжает кормить «страшилками» обывателей.

Жители собирают подписи против строительства мечети в их районе проживания, опасаясь наблюдать под своими окнами «постоянный Курбан Байрам». Тому способствуют и публикации в СМИ: в одной из них скандально известный в мусульманских кругах «исламовед» Роман Силантьев авторитетно заявляет, что мусульман «сознательно свозят автобусами в столицу, чтобы обосновать строительство новых мечетей в Москве».

Наблюдать подобные картины в метро, в обычный будний день по дороге на работу, – это «страшный сон» обывателя. Вполне логично, что будучи вброшенным в благодатное поле интернет-пользователей видеоролик или фото с молящимися у всех на виду мусульманами вызывает шквал возмущенных комментариев. Однако даже в этом шуме голосов находятся те, кто считает нехватку мечетей основной причиной того, что мусульмане вынуждены молиться в местах, на первый взгляд совсем к тому не подходящих. «Разве для молитвы не требуется некоторое уединение и уровень тишины? Это же таинство…», – с грустью констатирует пользователь Юлия Воронцова.

Главное объяснение

Намаз в людном месте привлекает внимание полиции. Источник фотографии: mirkateclapp.ru

Страх москвичей перед мусульманами имеет и оборотную сторону: мусульмане, в свою очередь, «боятся вызвать страх» у части горожан, а потому стараются скрыться от посторонних глаз, слиться с толпой, совершать обряды в домах или в закрытом социуме.

«Такое чувство, что некоторые мусульмане чувствуют свою ущербность в глазах неверующих, смотрят на себя их глазами, боясь вызвать гнев или недовольство ценой гнева и недовольства Всевышнего, – отмечает в своем комментарии Абу Сафийя. – Задайтесь вопросом: почему они не стесняются перед вами пить,прелюбодействовать и совершать остальные мерзости, а вы стесняетесь перед ними поклониться своему Господу?».

Некоторые мусульмане и вовсе сочли намаз своих братьев в метро не заслуживающим особого внимания событием. «Люди намаз делают. Что вы тут обсуждаете?», – спрашивает Батыр Цуроев. А Эдуард Фралов заключает: «Единственное, что вы могли бы сказать про них, – это «МаашаЛлах!».

Источник статьи: http://www.info-islam.ru/publ/stati/statji/namaz_v_moskovskom_metro_provokacija_ili_neobkhodimost/5-1-0-42171

Можно ли молиться в транспорте?

Можно ли молиться в транспорте, в метро читать молитвы? Есть такие моменты, где нужно креститься, а вокруг много народу?

На вопрос отвечает священник Николай Дубинин.

– Вообще молитва – это более широкое понятие, чем прочтение тех или иных текстов. Апостол Павел говорит: «Молитесь непрестанно» (1Фес. 5:17), то есть молитва – это некое состояние души. Поэтому очень важно прийти христианину в состояние непрестанной молитвы.

Можно подобрать такое сравнение: когда человек влюблен, он постоянно думает о своей возлюбленной, даже если он не пишет и не звонит, но он думает о ней. Он как бы с ней постоянно на духовной связи. Может быть, такая аллегория из жизни будет понятна, чтобы показать, что молитва – это некое духовное предстояние перед Богом, когда человек всегда перед Богом, чувствует, мыслит и помнит о Нем.

Молиться в общественном транспорте вполне уместно и правильно с учетом ритма жизни больших городов. Сегодня мы молимся и в метро, и в машине, и про себя, когда идем пешком. У меня пятеро детишек, и часто утром мы прямо за рулем читаем молитвы наизусть, пока развозим детей в садик и гимназию. Получается, что одновременно, преодолевая дорогу, мы совершаем свое молитвенное правило. И поэтому вполне уместно и даже нужно обращаться к Богу во все удобные моменты своего дня.

Читайте также:  Молитва при входе в дом мусульманская

Источник статьи: http://semyaivera.ru/2019/09/25/mozhno-li-molitsya-v-transporte/

В московском метрополитене окопались безбожники?

«Кажется, у антиклерикалов есть повод для веселья? Сегодня видел, как в метро на экране ролик о борьбе с вирусом сопровождался надписью «Молитва делу не поможет», она висела пару минут, пока крутился ролик. Под катом — фото, сделанное в поезде между Кузнецким мостом и Китай-городом где-то в 14.30 сегодня. Заранее прошу прощения за качество», — пишет на своей странице в «Живом журнале» Дегтярев Кирилл Станиславович, научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории возобновляемых источников энергии географического факультета МГУ.

Как отмечается в поступившем в редакцию РНЛ сообщении, пассажиры, пользующиеся московским метрополитеном, «жаловались на странный ролик на вагонных мониторах. На фоне информации о борьбе с коронавирусом большими буквами текст: «Молитва делу не поможет». На разных ветках метро. Что это? Провокация? Причем, поскольку нет христианской символики в кадре, посыл направлен и христианам, и мусульманам и иным конфессиям. Очень тонкая работа с применением психофизиологических технологий: Привлекательная тема ролика — коронавирус, мимо никто не пройдет. В кадре в продолжение всего ролика кощунственная надпись. Можно ли потребовать от Метрополитена, руководствуясь статьей 148 УК, прекратить показ ролика и наказать авторов?»

Отметим, согласно ст. 148 УК РФ «Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий», публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих, наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до двухсот сорока часов, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА — УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия «Насилию.нет»»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр).

Источник статьи: http://ruskline.ru/politnews/2020/03/02/v_moskovskom_metropolitene_okopalis_bezbozhniki