Меню

В молитве не ослабевайте

«Не ослабевайте в молитвах. »

На вопросы наших читателей отвечает Благочинный Безымянского округа г. Самары протоиерей Олег Китов.

На вопросы наших читателей отвечает Благочинный Безымянского округа г. Самары протоиерей Олег Китов.

Дорогой батюшка!
У меня очень плохие отношения с 22-летней дочерью. Нет никакого взаимопонимания, ни по какому вопросу нельзя договориться, делает все мне назло. Она крещена, но не могу упросить ее хотя бы носить крестик, уж не говорю о молитвах. А у дочери жизнь совсем не ладится: ни с учебой, ни личная жизнь, у нее плохое здоровье. Она злится на весь мир, а на меня — больше всех. Может и прикрикнуть, и ударить. Никогда у нас в семье такого не было. Иногда я просто в отчаянии прошу Господа подать мне какой-нибудь знак, что мне делать, — но тщетно. Может, вы поможете мне каким-нибудь советом? Какие молитвы надо читать в таких случаях? Может, уже пора изгонять это из нее и как определить, что пора?
С уважением

Пора ли изгонять «это» из нее? Скорее всего, настала пора вам понять, что ей уже не двенадцать и даже не восемнадцать, а двадцать два года. Пришла пора осознать, что ваша дочь уже взрослый человек и уже вполне сформировавшаяся личность. Хотя приходится констатировать, что на ее формирование что-то повлияло в негативном смысле и теперь то, что было посеяно раньше, дало свой злой плод. Теперь уже безполезно «упрашивать» ее надеть «хотя бы» крестик. Вряд ли ей будет от этого польза, так как и молиться она не желает. Возможно, была бы хоть какая-то польза, если бы она носила на груди крестик из послушания вам и по вашей просьбе. Но какое может быть послушание, если она и кричит на вас, и даже способна поднять на родителя руку? Увы, и эта возможность получить хоть малую толику спасительной благодати от крестного знамения через исполнения Заповеди о почитании родителей сейчас закрыта для нее.
Итак, можно констатировать, что положение дел у вашей дочери в духовном плане весьма печально. Что же делать вам? Печалиться и скорбеть? Да! И печалиться, и скорбеть, и плакать в молитве ко Господу и Божией Матери. И самое главное, каяться в своих грехах, которые, возможно, и стали той почвой, из-за которой это зло теперь имеет власть над вашим чадом. Молиться и за себя, и за своих предков, которые тоже, возможно, умножали беззакония и прилагали грех ко греху в вашем роде. Разобраться и точно указать на самый корень проблемы мы вряд ли сможем, но может это Господь, если мы осознаем свою полную немощь и всецелую греховность. Печальтесь и скорбите перед Ним о своей дочери, о себе и о предках ваших. Но верьте и помните, что у Него милости много, и средств помочь вам также много. Не осуждайте чадо свое, возможно, она поражена злом за ваши грехи или грехи прародителей ваших. Не судите также и предков, так как сейчас они не могут оправдаться, но нуждаются в оправдании и молитве за них. Судите только себя и молитесь непрестанно, неотступно, как Хананеянка (см. Мф. 15, 21-28), и в конце концов по заступничеству Святых Угодников и Пресвятой Богородицы услышит вас Господь и сотворит вам по вере вашей и по желанию вашему. Когда это будет, ведает только Бог. Ждите и терпите и не ослабевайте в молитве. Дочь же свою постарайтесь не раздражать и не навязывайтесь к ней с духовными разговорами и требованиями. То время, когда вы могли влиять на нее своим авторитетом как родитель, ушло, и его не вернуть. Но возможность спасения не упущена. Не отчаивайтесь ни в коем случае. Советую вам за дочь читать акафисты Божией Матери перед Ее иконами «Взыскание погибших», «Скоропослушница» и акафисты святым Апостолам. Возьмите на себя по благословению приходского священника какое-либо молитвенное правило за свои грехи и о упокоении прародителей. Можно также по благословению возложить на себя дополнительный пост и творение каких-либо добрых дел Христа ради.
Храни вас Бог!

Источник статьи: http://xn--80aaaabhgr4cps3ajao.xn--p1ai/-public_page_9811

Духом пламенеть, в усердии не ослабевать

Пребывать в том, чему научило нас помазание.

Мужьям оказывать женам честь и обращаться с ними благоразумно.

«Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах». (1 Пет. 3:7)

Иногда нам может казаться, что наши жены ведут себя странно и вопреки всякой логике. Что ж, допустим, это и так, но Господь создал женщин немного с другим складом ума, чем у мужчин, заповедуя мужьям снисходить к немощам жен, даже когда их поведение не вписывается ни в какие рамки.

Женщина – это драгоценный сосуд, который скрашивает одиночество мужа и является во всем ему поддержкой, хоть иногда он этого не замечает. Уважайте чувства и старания ваших жен (пусть даже и не всегда соответствующие вашим планам), и вы получите искренний отзыв и теплое участие всякий раз, когда вы в этом нуждаетесь.

Смотрите, мужья, как вы относитесь к женам, так Господь может отнестись и к вам. Помните, мы не призваны менять своих супругов и подстраивать их под себя, а способствовать их возрастанию во Христе и утверждению в вере, чтобы на нашем примере Господь мог показать принцип Его взаимоотношений со Своей церковью, за которую Он пролил Свою кровь, искупив от власти зла и даровав вечную жизнь в Божьей любви и благодати.

Читайте также:  Храм это место для молитвы

«Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и не ложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте».

Когда наш дух оживает через веру в Господа, мы соприкасаемся с Его естеством, дающим нам безошибочно распознавать истинное направление или желания Бога среди учений, разнообразия мыслей и множества ситуаций, встречающихся нам каждый день.

Это внутреннее понимание, не опирающееся на внешние атрибуты жизни или доводы разума, а исходящее от Бога, — и есть помазание. Оно не заменяет чтение Библии или проповеди, но помогает ориентироваться среди массы толкований Писания и жизненного опыта других христиан.

Если научиться отличать его от душевных чувств (симпатий, антипатий, предрасположенностей и т.п.) и не подавлять человеческой логикой, оно поможет нам не сбиться с пути истины и исполнить волю Божию.

«В усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите». (Рим. 12:11)

Легко следовать за Господом, когда всё получается, но в случае преград первый энтузиазм ослабевает, и, смотришь, а мы уже еле тащимся по дороге христианства. Это случается, когда мы не настраиваемся на долгую борьбу и думаем, что, если мы служим Господу, у нас не будет никаких препятствий.

Наоборот, сатана станет нам ставить «палки в колеса», клевеща на нас и стараясь всячески навредить. Дух усыпления будет петь нам колыбельные песни, говоря, что все и так хорошо; дух уныния покажет безнадежность всех стараний и посоветует опустить руки; дух самодовольства скажет, что достаточно жить памятью о прошлых делах, а дух апатии внушит нам такую картину положения вещей, от которой захочется махнуть на всё рукой и вообще забросить всякие дела.

В такие минуты молите об огне Духа Святого и вооружитесь мыслью, что труд ваш не тщетен пред Господом, продолжая с упорством следовать своему призванию.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник статьи: http://studopedia.su/19_55339_duhom-plamenet-v-userdii-ne-oslabevat.html

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Рим. 12:11

Свт. Василий Великий

в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите

Вопрос. Кто есть «духом горящий»?

Ответ. Кто с пламенным усердием, ненасытным вожделением и неленостным тщанием творит волю Божию в любви ко Христу Иисусу Господу нашему, по написанному: «в заповедех Его восхощет зело» (Пс.111, 1).

Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах.

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 11-13 тщанием не лениви, духом горяще, Господеви работающее: упованием радующеся, скорби терпяще, в молитве пребывающе: требованием святых приобщающеся, страннолюбия держащеся:

Потом, чтобы мы оказывали не только уважение, апостол требует и еще другого, большего, говоря: тщанием не лениви (ст. 11) . И то рождает любовь, когда вместе с почтительностью мы оказываем и услуги, потому что ничто так не заставляет любить, как почтение и попечительность. Не достаточно любить, но нужно иметь и это, а лучше сказать, и это происходит от любви, равно как и любовь от этого разгорается, вообще, одно подкрепляет другое. Многие, хотя сердечно друг друга любят, однако же не подают руки помощи. Потому апостол отовсюду укрепляет любовь. А как мы можем быть тщанием не лениви? Духом горяще. Ты замечаешь, что апостол во всем требует усиления. Он сказал: не только подавайте, но не скудно, не только начальствуйте, но с усердием, не только совершайте дела милосердия, но с радостью, не только будьте почтительны, но предупреждайте в почтении других, не только любите, но любите непритворно, не только воздерживайтесь от зла, но ненавидьте его, не только держитесь доброго, но прилепляйтесь к нему, не только будьте дружелюбны, но с нежностью, не только будьте тщательны, но неослабно, не только имейте дух, но пламенейте духом, то есть будьте ревностны и возбужденны. Если ты будешь иметь все теперь исчисленное, то привлечешь Духа, а если пребудет в тебе Дух, то сделает тебя усерднее ко всему исчисленному, когда же воспламенен будешь Духом и любовью, тогда все сделается для тебя легким. Неужели ты не знаешь, насколько ужасны для всех волы, когда они имеют на спине огонь? Так и ты сделаешься нестерпимым для диавола, если возьмешь оба эти пламени. Господеви работающе. Посредством всего этого возможно служить Богу. Все, чтобы ты ни делал для брата, восходит к Владыке твоему и Он, как бы Сам получив от тебя благодеяние, вознаграждает тебя за это. Замечаешь ли, куда (апостол) направил помыслы исполняющего это? Показав, как может возгореться огонь Духа, (апостол) говорит далее: упованием радующеся, скорби терпяще, в молитве пребывающе (ст. 12). Все это служит для воспламенения того огня. И так как апостол требовал уже денежных издержек, телесных трудов, покровительства, усердия, учения и других подвигов, то вместе с любовью и Духом поощряет еще подвижника надеждою. Ничто так не делает душу мужественной и на все готовой, как добрая надежда. Между тем до получения ожидаемых благ (апостол) дает другую награду. Так как надежда касается будущего, то, говорит он, в бедствии будьте терпеливы. Прежде будущих благ, в настоящей жизни ты пожнешь великий плод от бедствий, сделаешься терпеливым и опытным. Сверх того, (апостол) представляет и другую помощь, говоря: в молитве пребывающе. Итак, когда любовь доставляет тебе удобство, Дух вспомоществует, надежда облегчает, бедствия делают тебя опытным и способным переносить все мужественно, когда, сверх того, ты имеешь и другое сильнейшее оружие — молитву и помощь, испрашиваемую по молитве, — тогда что останется трудного в исполнении заповедей? Ничего. Видишь ли, как (апостол) отовсюду утвердил подвижника и доказал, что заповеди его весьма легки? Заметь также, что опять он начинает говорить о милостыне и не просто о милостыне, но о милостыне святым. Выше, сказав: милуяй с добрым изволением (Рим. 12:8), он отверз руку для всех, а здесь он говорит, конечно, о верующих, почему присовокупляет: требованием святых приобщающеся (ст. 13). Не сказал: помогайте святым в нуждах, но: принимайте участие в их нуждах, показывая, что они более получают, нежели дают, и что это дело есть купля, так как есть общение. Ты даешь деньги, а они дают тебе дерзновение пред Богом. Страннолюбия держащеся. Не сказал апостол: будьте странноприимны, но: ревнуйте о странноприимстве, научая нас, чтобы мы не ожидали, когда нуждающиеся придут к нам, но сами бежали к ним и догоняли их. Так поступал Авраам. Целый день провел он, выжидая этого прекрасного лова и, увидев, вскочил, побежал навстречу, поклонился до земли и сказал: Господи, аще убо обретох благодать пред Тобою, не мини раба Твоего (Быт. XVIII, 3).

Читайте также:  Расписание молитв по соглашению отца владимира

Гомилии на Послание к Римлянам.

Свт. Феофан Затворник

Тщанием не лениви, духом горяще, Господеви работающе

Внушает, какова должна быть ревность наша о богоугождении и спасении. Идет и тот, кто с ноги на ногу переваливает, но явно показывает, что у него душа не лежит к тому, куда и для чего он идет. У кого душа в деле делаемом, тот быстродвижен, не жалеет сил, весь в напряжении. Такую энергию подрывает леность — одна из главных страстей, злодействующих в человеке. Ее и изгоняет Апостол, заповедуя быть неленивыми. Быть неленивым — значит: усердствовать к делу, быстро и усиленно действовать. Но не одну быстродвижность внушает Апостол, а вместе и тщание о деле. Иной и быстро действует, но без всякого внимания к делу, спешит, чтоб поскорее дело с рук свалить, и оно делается кое-как. Это другая сторона лености, ничего не делающей. Против этого Апостол велит делать дела свои со всем тщанием, со всем вниманием к делу, всячески заботясь, чтоб дело выходило вполне совершенное, такое, каким должно ему быть. Как премудро соединил Апостол слова: тщанием не лениви! Чтоб кто не вздумал оправдывать своей медлительности тщанием, говоря: надобно же дело сделать как следует, он заповедует быть при тщании не ленивыми. А чтобы кто по той же лености не стал спешить делом, стараясь поскорее отделаться, сделавши дело кое-как, он при неленивости заповедует быть тщательными. С той и другой стороны ограждает правую энергичность.

Но какой предмет неленостного тщания? Если поставить слова сии в связь с предыдущим, то это будут дела любви к ближним. Блаженный Феофилакт пишет: «так как многие по-видимому душевно почитают и любят друг друга, но руки к ним не простирают; то Апостол научает заботиться друг о друге и самым делом помогать другим». Эту речь заимствовал он у святого Златоуста, который пространнее говорит в том же смысле: «Апостол требует от нас не одной почтительности, но чего-то еще большего, говоря: тщанием не лениви. И сие рождает любовь, когда при почтительности оказывает услуги. Ибо ничто так не заставляет любить, как почтение и почтительность. Не довольно любить, но нужно иметь и сие, или, лучше сказать, как это происходит от любви, так и любовь делается от сего горячее; одно подкрепляет другое. Многие хотя сердечно друг друга любят, однако же не подадут друг другу помощи. Посему Апостол отвсюду подкрепляет любовь». — Так и Экумений.

Но ничто не препятствует предметом неленостного тщания признать вообще деятельность в духе веры, все доброе, богоугодное и спасительное, куда войдут и дела любви к братиям. Ибо неленостная тщательность требуется не в этих только делах, но вообще во всех делах христианина, которые исключительно должны быть направляемы на угождение Богу и представляемы Ему как служение Ему. Амвросиаст и пишет: «в словах: тщанием не лениви — то же говорится, что говорит пророк Иеремия: проклят всяк творяй дело Божие с небрежением (ср.: Иер. 48, 10). Ленивый в делах богоугождения есть без надежды (ни теперь дерзновения к Богу не имеет, ни в будущем ничего светлого ожидать не может)». Так понимает и блаженный Феодорит: «будьте, говорит Апостол, тщанием не лениви, — показывая живое усердие к хорошему и совершенно избегая лености».

Духом горяще, — то есть будьте горящи духом. Указывает источник неленостной тщательности. Кто горит духом, у того и все дела горят в руках, то есть скоро и хорошо делаются; потому что делаются со всем усердием и ревностию. «Заметь, говорит святой Златоуст, что Апостол во всем требует усиления. Он сказал: не только подавайте, — но неоскудно; не только начальствуйте, — но с рачением; не только совершайте дела милосердия, — но с радостию; не только будьте почтительны, — но предупреждайте в почтении других; не только любите, — но любите непритворно; не только удерживайтесь от зла, — но ненавидьте оное; не только держитесь доброго, — но прилепляйтесь к оному; не только будьте дружелюбны, — но с нежностию; не только будьте тщательны, — но неослабно; не только имейте дух, — но пламенейте духом, то есть будьте усердны и ревностны».

Читайте также:  Молитва про работу чтобы все было хорошо

Духом называется та сила или та сторона нашей внутренней жизни, которая обращена к Богу, добродетели, небу и вечности. В падении она ослабла и подавлена; но, когда приходит благодать, оживляет ее, и человек начинает ревновать о Божеском, святом, неземном. Гореть духом — значит: ревновать пламенно о богоугождении, спасении и стяжании Царства Небесного. И душа ревнует, но лишь по устроению земного быта; а к духовному она холодна. И весь человек бывает к сему холоден, пока в нем преобладает душевная сторона. А когда дух пробудится благодатию, тогда он не только делает духовное ревностно, но и все душевное, телесное, семейное и гражданское туда же направляет и одухотворяет. Мы все прияли благодать в Крещении и Миропомазании. Потому следовало бы нам гореть духом, который оживляется благодатию Святого Духа. Отчего же не можем сказать, что горим духом? Оттого, что занимаемся более или исключительно душевным, житейским, гражданским; дух и заглох, хотя и дает знать о себе. Чтоб разжечь дух, надо сознать неудовлетворительность направления нашей деятельности, наипаче к земному и житейскому, — углубляться размышлением в созерцание Божеского, святого, небесного и вечного, — а главное — начать ходить в делах, духовными именуемых. И загорится дух: ибо всем сим возгреется дар благодати, живущий в нас. Так толкуют святые Отцы и учители наши. Святой Златоуст, перечислив, как выше приведено, роды усиленной деятельности, прибавляет затем: «если будешь иметь все теперь исчисленное, то привлечешь Духа. А если пребудет в тебе Дух, то соделает тебя рачительным ко всему исчисленному. Когда же воспламенен будешь Духом и любовию, тогда все сделается для тебя легким. Ужели ты не видывал, сколько ужасен для всех вол, когда у него на хребте зажжен огонь? Так и ты сделаешься нестерпимым для диавола, если возьмешь оба сии пламенника (то есть благодать Духа и любовь)». Амвросиаст пишет: «гореть духом — значит: не быть в деле Божием ни теплым, ни холодным, о каковом состоянии говорит в Апокалипсисе святой Иоанн: яко объуморен ecu, и ни тепл, ни студен, изблевати тя от уст Моих имам (ср.: Апок. 3, 16). Если хочешь избежать сего, размышляй о Божественных вещах. Всегдашнее о сем размышление гонит усыпление и сообщает живодейственную бодренность». — Полнее о сем слово блаженного Феодорита: «духом Апостол назвал дарование (благодати, возбуждающей дух наш) и повелел, чтобы усердие наше доставляло ему пищу, как дрова — огню (разумеются — размышление о Божественном и духовные дела). То же говорит он и в другом месте: духа не угашайте (1 Сол. 5, 19). Угашается же дух недостойными благодати; потому что, не имея чистого ока ума, не приемлют оного луча. Так и для слепотствующих телесно тьмою бывает и свет, и среди дня служат они мраку. Посему Апостол повелевает нам гореть духом и иметь горячую любовь к Божественному».

Господеви работающе, — то есть будьте Господни работники, на Господа работайте, а не на кого-либо другого, ни на себя, ни на мир. С сего слова, и во весь следующий стих, Апостол определяет направление горящего духа. Первое у него в сознании и стремлении есть Господь, живой союз с Ним, и всяческое угождение Ему, и невыступление из Его воли ни в малом, ни в великом, ни в слове, ни в деле, ни в мысли. Дух по естеству своему Божествен; почему, когда пробуждается, к Богу устремляется, к Богу прилепляется, Богом живет и жить хочет. В вере Христовой у человека к сему присоединяется сознание, что куплен бесценною ценою крови Господней, а с этим сознанием неразрывно связано чувство обязательства неустанно работать Купившему, и Ему только единому. Почему он все к сей работе и направляет, даже аще яст или пиет (ср.: 1 Кор. 10, 31), помня внушение Апостола: куплены есте ценою. Прославите убо Бога в телесех ваших и в душах ваших, яже суть Божия (ср.: 1 Кор. 6, 20). По этому признаку всякий может непогрешительно определять, ожил ли и живет ли в нем дух его: если он с ревностию направляет всю свою деятельность к Господу, значит, живет дух его; если нет — не живет. И надо, следовательно, позаботиться оживить его: средства у всех под руками.

Толкование послания апостола Павла к Римлянам.

Прп. Ефрем Сирин

в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите

Источник статьи: http://bible.optina.ru/new:rim:12:11