Меню

Варсонофий оптинский молитва иисусова

Иисусова молитва для мирян

Из наследия Оптинских старцев

«Чтобы всегда иметь память о Боге, для этого и молитва Иисусова».

Преподобный писал о разных ступенях молитвы:

«Молитва Иисусова разделяется на три, даже на четыре ступени. Первая ступень – молитва устная; когда ум часто отбегает и человеку надо употреблять большое усилие, чтобы собрать свои рассеянные мысли. Это молитва трудовая, но она дает человеку покаянное настроение.

Вторая ступень – молитва умно-сердечная, когда ум и сердце, разум и чувства заодно; тогда молитва совершается беспрерывно, чем бы человек ни занимался: ел, пил, отдыхал – молитва всё совершается.

Третья ступень – это уже молитва творческая, которая способна передвигать горы одним словом. Тогда такую молитву имел, например, преподобный пустынник Марк Фраческий.

Наконец, четвертая ступень – это такая высокая молитва, которую имеют только ангелы и которая дается разве одному человеку на всё человечество».

Для лучшего понимания того, какие дары посылает Господь молитвенникам и какая молитва соответствует уровню духовного возрастания молящегося, преподобный Варсонофий пояснял подробно:

«Первый от Господа дар в молитве – внимание, то есть когда ум может держаться в словах молитвы, не развлекаясь помыслами. Но при такой внимательной, неразвлекательной молитве сердце еще молчит. В этом-то и дело, что у нас чувства и мысли разъединены, нет согласия в них. Таким образом, первая молитва, первый дар есть молитва неразвлекаемая.

Вторая молитва, второй дар – это внутренняя молитва, то есть когда чувства и мысли в согласии направлены к Богу. До сих пор всякая схватка со страстию оканчивалась победой страсти над человеком, а с этих пор, когда молятся ум и сердце вместе, то есть чувства и мысли в Боге, страсти уже побеждены. Побеждены, но не уничтожены, они могут ожить при нерадении, здесь страсти подобны покойникам, лежащим в гробах, и молитвенник, чуть страсть зашевелится, бьет и побеждает.

Третий дар есть молитва духовная. Про эту молитву я ничего не могу сказать. Здесь в человеке нет уже ничего земного. Правда, человек еще живет на земле, по земле ходит, сидит, пьет, ест, а умом, мыслями он весь в Боге, на небесах. Некоторым даже открывались служения ангельских чинов. Эта молитва – молитва видения. Достигшие этой молитвы видят духовные предметы, например состояние души человека, так, как мы видим чувственные предметы, – как будто на картине. Они смотрят уже очами духа, у них смотрит уже дух».

Как правильно творить Иисусову молитву

«Молитву Иисусову проходи, как творишь, и приидет время, когда самое дело и милосердие Божие просветит и вразумит вашу душу, как и кого вопросить, и послётся, что ищешь и желаешь».

Старцы советовали произносить Иисусову молитву как можно чаще, но не искать при этом каких-то особых приятных чувств, духовных утешений и наслаждений.

Преподобный Амвросий объяснял:

«Устную молитву как бы кто ни проходил, не было примеров, чтобы впадал в прелесть вражескую. А умную и сердечную молитву проходящие неправильно нередко впадают в прелесть вражескую. И потому, прежде всего, должно держаться крепче устной молитвы, а потом умной, со смирением, а затем уже, кому удобно и кому благоволит Господь, переходить к сердечной, по указанию святых отцев, опытом прошедших всё это».

На вопрос, как достигнуть сердечной молитвы и что означает «опускать ум в сердце», преподобный Анатолий (Зерцалов) отвечал, предостерегая:

«Сердечного места отыскивать не должно: когда возрастет молитва, она сама отыщет оное. Наше старание – заключать ум в слова: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную”».

Во время Иисусовой молитвы часто находит буря помыслов, которые всевает враг.

Преподобный Иларион учил не противоречить вражьим помыслам, так как это под силу только опытным молитвенникам, а просто продолжать молиться в простоте сердечной, уповая на милость Божию:

«А если когда против желания ум пленится, тогда продолжать молитву, а не противоречить – противоречить не твоей еще меры».

Оптинские старцы предупреждали о необходимости смирения при молитве. Как-то духовное чадо отца Амвросия пожаловалась ему на то, что при произнесении Иисусовой молитвы она запинается на словах «Помилуй мя, грешную». Старец отвечал:

«Пишешь ты, что в молитве Иисусовой есть у тебя какое-то запинание на словах “Помилуй мя, грешную”; это показывает, что прежде эта молитва совершалась тобою без должного смирения, без которого неприятна Богу и молитва наша. Поэтому принудь себя ударять на слово “грешную” с должным понятием».

Преподобный Варсонофий напоминал о том, что идущий путем Иисусовой молитвы может претерпевать скорби, которые, однако, нужно принимать без ропота:

«Путь молитвы Иисусовой есть путь кратчайший, самый удобный. Но не ропщи, ибо всякий идущий этим путем испытывает скорби».

Об опасности «выпрашивания» духовных даров и молитвы высокой степени

Преподобный Лев писал, что, не очистив сердца, не победивши страстей, нельзя сохранить духовное богатство без вреда для себя:

Читайте также:  Утренняя молитва благодарности богу за все

«Вы, вкусивши по милосердию Божию сладость и утешение от молитвы, теперь не обретая сего в себе, смущаетесь, унываете, считаете себя виновницей сей потери, и ваше нерадение – это истинная правда. Но я нахожу здесь и Промысл Божий, отъявший от вас сие утешение. Не победивши страстей и не очистивши сердца своего, можно ли сохранить это богатство без вреда! И не дастся вам оно к пользе вашей, дабы не впали в прелесть».

Преподобный Варсонофий также предостерегал об опасности «выпрашивания» даров и молитвы высокой степени:

«Молиться о даровании молитвы внимательной можно, но молиться о даровании высоких молитвенных состояний, я полагаю, погрешительно. Это надо всецело предоставить Богу. Некоторые выпрашивают себе молитву высокой степени; Господь давал им по безграничному Своему милосердию, но им самим она не была впрок…»

Старец Макарий написал статью «Предостережение читающим духовные отеческие книги и желающим проходить умную Иисусову молитву», где он предупреждал, что Иисусову молитву нужно читать просто и главным должно быть чувство покаяния, а не искание высоких духовных даров.

«Помните: дар молитвы, а не собственность твоя; надобно сей дар заслуживать не одною молитвою, но и прочими благими делами: смиренномудрием, простотою, терпением, простодушием, а без сих добродетелей хотя, мнится, кто якобы стяжал молитву, но прельщается: не молитва это, но маска молитвы».

Источник статьи: http://pravoslavie.ru/58415.html

III. Духовные стихотворения

На пути 469 (Оптина пустынь)

Мiрской ярем нося и скорбный совершая

Средь мрака и стремнин тернистый жизни путь,

Сподобился я видеть отблеск Рая.

И много сил в мою истерзанную грудь,

Исполненную мук печали и сомненья,

Вдохнуло то блаженное виденье.

Раб суетного мiра, верный исполнитель

Его уставов тяжких, иноков обитель

Я, Промыслом ведомый, посетил;

И много чудных, светлых вдохновений

И новых чувств в ней сердцем пережил,

Безгрешных радостей и дивных впечатлений.

Обитель мира, светлых упований.

Святых молитв, небесных созерцаний,

Духовных подвигов, спасительных трудов!

Хранит тебя Зиждительная Сила;

Любовию Она тебя приосенила

И над тобой простёрла Свой покров.

Насельники твои – то люди не от мiра;

Стеклись они сюда на вещий Божий зов,

В смиренье облачась как в царскую порфиру.

Смиренно мудрствуя, о горнем помышляя,

В терпеньи ждут они блаженного конца.

На Господа всем сердцем уповая.

Да удостоятся победного венца,

И за труды свои, и скорби, и лишенья

Получат жизнь в блаженном Воскресеньи.

Блаженный край, блаженная страна,

Что иноков смиренных приютила,

И место им средь пажитей дала.

В годины скорбные не раз её спасла

Молитв обители божественная сила.

Веков над нею пронеслась чреда;

Сменялись вкруг неё людские поколенья,

И много бед постигло Божиим веленьем,

Но не оставили они на ней следа.

Богохранимая, из пепла разрушенья,

Как древний феникс, возрождалася она.

Житейская ей буря не страшна,

Ни молнии её, ни грозовые тучи.

Незыблемо стоит она средь волн,

Как вековой утёс, и грозный, и могучий.

И тот, кто изнемог и утопает.

Борясь с волной, пусть якорь здесь бросает

И жизненный сюда направит чёлн.

Наследие веков, сосновый тёмный бор

По сторонам её раскинулся дремучий;

В том тишина, безмолвию простор.

Свобода полная для чувств святых и дум;

Лишь слышен там порой деревьев шум.

Когда вершины их колеблет ветр летучий.

Ясней здесь небеса и чище их лазурь.

Здесь пристань тихая от всех житейских бурь

Для тех, что жаждут вечного спасенья.

Кто грех сознавши свой и полный сокрушенья

Пред Господом стоит с поникшею главой

И с Ним всецело ищет примиренья;

Кто жаждет новой жизни, возрожденья,

В ком не иссяк родник воды живой;

Кто веры не утратил в христианский идеал

И творческую мощь его начал,

Не изнемог под бременем скорбей, и слуха

От гласа истины святой не отвратил,

И лучших дум и чувств навек не схоронил;

Кто всей душой тоскующей сознал.

Что жизнь есть суета, томленье духа;

Кто, как пришлец в земле чужой,

Обрёк себя на скорби и лишенья –

Все здесь найдут они упокоенье

И радость светлую, душевный мир святой.

Из плена тяжкого страстей освобожденье.

Блажен, кто крест здесь понесёт в терпенье:

Он обновится весь и сердцем, и умом;

Все его думы будут об одном –

Стяжать за гробом вечное спасенье.

И всей душой возлюбит он Христа,

И радостью исполнятся его и сердце, и уста,

И он постигнет, полный изумленья.

Что есть иные, высшие стремленья,

Иная есть любовь, иная красота:

Что жизнь духовная есть область идеала

И бытия иного – вечного – начало.

Есть первый его звук, начальная черта.

Молитва Иисусова 470

Душе тревожной негде отдохнуть:

Болезни и труды, великие страданья,

Смущений вихрь, презренье, порицанье

Подвижника встречают; видит он,

Как скорби восстают со всех сторон,

И он стоит, исполненный сомнений.

Читайте также:  Молитвы при пропаже кота

Тревожных тяжких дум, недоумений.

Томлением объятый и тоской.

Неведомы ему ни радость, ни покой,

И помощи не ждёт он ниоткуда.

Как только от Спасителя Христа.

А злобные враги кричат ему отвсюду:

Мой друг о Господе! Дерзай!

Не прекращай великой, тяжкой битвы,

И поле бранное отнюдь не покидай –

Не оставляй Божественной молитвы!

Пребуди в подвиге до смерти, до конца:

Победа ждёт тебя, духовного борца.

Души твоей да не смятутся кости 471 ,

Да не колеблются её твердыни и столпы,

Когда приступят к ней злокозненные гости –

Бесовских помыслов несметные толпы.

Всемощным именем Господним их рази;

Гонимы Им, рассеются врази!

Покрывшись мудрости исполненным смиреньем,

Сей ризою нетленной Божества,

Невидимым врагам душевного спасенья

Не доставляй победы торжества!

Безропотно терпи обиды и гоненья.

Не оставляй прискорбного пути –

Духовных благ священного залога,

Живи для вечности, для Бога –

Единой истинной и вечной красоты,

Всю жизнь Ему всецело посвяти.

Откинув ложные надежды и мечты,

Мужайся в подвиге суровом

И узришь жизнь во свете новом.

И час пробьёт, настанет время.

Духовная твоя умолкнет брань –

Страстям невольная мучительная дань;

И с радостию ты поднимешь бремя

Напастей, бед, гонений и скорбей.

В душе твоей, свободной от страстей.

Исчезнут тяжкие сомненья и тревога,

И свет духовный воссияет в ней –

Наследнице Небесного Чертога.

Мир чудный водворится – Рай,

И с Господом её свершится единенье.

Исчезнет без следа твоя печаль

И ты увидишь, полный изумленья,

Страны живых, страны обетованья –

Грядущего за подвиг воздаянья.

Величие Богоматери

(К празднованию дня Собора Богоматери – 26 декабря)

Жизнь там творческая дышит

Или смерть царит? И слышит

Снят с него за преступленье

Беспредельный и безмолвный,

И над этим царством света,

Древний кремль его высокий,

И пред ликом свет лампады.

Как, смирясь пред горькой долей,

Много лет, как ветер в поле,

Помню храма звон пустынный

Сердцу – чувство сокрушенья

Страстной, злой, самолюбивой

Со святыми в Царстве Славы,

Цветок

(На могилу профессора В.В. Б.) 472

И чувств духовных красота

К нему сердца люден стремила.

Но близился последний час.

Сражённый смертью, он угас,

И свет стремлений и желаний,

Мудрец! он жил без колебаний

И твёрдой шествовал стопой

В сем мiре зла и треволнений

Он тщетной славы не искал;

Он мудрость высшую стяжал, –

Святую мудрость, – не от мiра;

Не собирал сребра и злата

И недруга любил как брата.

Всегда и действенно, и ново

В душах уснувших пробуждал

Он свет Божественных начал,

И к благу высшему стремленья,

И мощной силой вдохновенья

К подножью вечной красоты!

В веках минувших он следил

Пути премудрости глубокой

Стоит в сей жизненной пустыне

Как неприступная твердыня

В ней нет ни скверны, ни порока;

В ней дух Божественный почил,

В ней слава, мудрость, красота!

И сокрушатся в прах пред нею,

Свершая подвиг многотрудный

Всем строем жизни досточудной.

Всем сердцем возлюбив Христа

Не пал под тяжестью креста!

За благодатный путь и правый,

Как исповедник, – в Царстве Славы!

Памяти в Бозе почившего старца Оптиной Пустыни иеросхимонаха о. Амвросия

Блаженны рабы те, которых господин,

пришедши, найдёт бодрствующими.

Блажен, кто, путь свершая тесный.

Кумирам тленным не служил,

В чьём чистом сердце Царь Небесный

Блажен, кто страсти победил

И чужд был суетных стремлений.

Кто средь житейских треволнений

Свой крест безропотно носил,

И был утешитель скорбящим,

И перед мiром, в зле лежащим,

Как раб колен не преклонил!

Кто чужд был злобы и гордыни,

Как светоносной благостыни;

Кто всей душой своей сознал

Тщету и ложь плотской отрады,

Как странник и пришелец жил

Средь слепотствующего мiра.

И тучных брашен не вкусил.

Блажен, кто с юности презрел

Сей мiр и суетный, и ложный

Кто к Богу ревностью горел

И жаждал вечного спасенья;

Не ведал злобы и сомненья

И под покровом вышних сил,

И полный светлых упований,

Кому за подвиг в воздаянье

Начатком будущих созданий,

Послал дар веденья высокий

Своей премудрости глубокой,

Блажен, кто среди бед и зол

Соблюл евангельский глагол,

И плоть распял с её страстями,

И свергнул беззаконий гнёт,

Стремится в вечную обитель, –

Где в славе царствует Спаситель

С Отцом и Духом, и пред Ними

Памяти старца Оптиной Пустыни иеросхимонаха о. Анатолия

(Преемника и носителя старческих заветов после кончины старца иеросхимонаха о. Амвросия)

Он как Ангел небесный служил,

Полный веры, пред Господом Сил,

Как светильник сияя средь нас!

Все мы помним торжественный час.

Когда в схиму его облачили

И с слезами во гроб положили,

И почтили молитвенно память его,

Песнь воспевши над ним погребальную, –

Песнь святую и грустно-прощальную:

«Упокой, Христе, душу раба Твоего

Со святыми, где нет воздыхания.

Ни болезни, ни гласа стенания.

Читайте также:  Молитвы когда не можешь заснуть

Но единая царствует вечная

Всеблаженная жизнь бесконечная!»

О, возлюбленный Авва, родной!

Верим мы, что чистой душой,

Совершивши путь истины правый.

Предстоишь ты пред Господом Славы

В вечном свете Небесных обителей!

В лике Его верных служителей!

Нас, истомлённых душевной борьбой,

Помяни ты в молитве святой!

Осень

Как с деревьев спадшие листы.

Область вечного блаженства, рая,

Царство невечерней красоты.

На богомолье

(Ко дню открытия мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца, 19 июля 1903 г.)

Как в древности жезлом пророка Моисея

Господь творил в Египте чудеса,

И чрез святые кости Елисея

Воздвигнул к жизни мертвеца,

И воду источил из камени в пустыне, –

Так благодатию Всевышнего Творца

Его избранников святые телеса

И кости их чудотворят доныне

Во всём величии их силы и святыни.

Да смолкнут же безумных голоса.

Глаголющих на истину гордыню,

Отвергшихся от Господа Христа, –

Желание

Жаждай да грядет ко Мне и да пиет 473

Давно в душе моей желание таится –

Все связи с мiром суетным прервать,

Иную жизнь – жизнь подвига начать:

В обитель иноков навеки удалиться,

Где мог бы я и плакать, и молиться!

Избегнувши среды мятежной и суровой,

Безропотно нести там скорби и труды

И жажду утолять духовной жизни новой,

Раскаянья принесть достойные плоды,

И мужественно встать в победные ряды

Великой рати воинства Христова.

Святитель Феодосий

Преудобрен во архиереех, святителю Феодосие,

был еси светило своему стаду.

(Тропарь св. Феодосию Черниговскому,

В часы тревожного и смутного волненья

Встаёт в моей душе по временам

Как дивный звук святого песнопенья

Блаженное и чудное виденье.

Я вижу город и старинный храм,

И тополи вокруг него густые.

Сияющий алтарь, лампады золотые,

Ряды святых икон, молящийся народ,

Святителя с слезами умиленья

Свершающего дивное служенье,

И купола, над ними – звёздный свод,

И чувств молитвенных исполненные лица.

Торжественно там высится гробница;

Духовный исполин и воин Божьей рати.

Исполненный даров небесной благодати,

Почиет Феодосий в ней святой –

Безмездный врач и немощных целитель,

Скорбящих, плачущих духовный утешитель.

Могучий страж страны своей родной –

И хор певцов гремит ему хвалой.

Страна чудес, о Русь моя святая!

Иноплеменников теснят тебя толпы

И силятся занять твои стопы.

Но ты идёшь, страна моя родная,

Вперёд с надеждою на Господа Христа,

Смиренно преклонясь под тяжестью креста.

Храня Его святые повеленья.

Из рода в род пребуди им верна.

В тебе таится сила возрожденья

Народов мiра. К свету Воскресенья

И в Царство Жизни, радости полна,

Ты поведёшь их мощною десницей,

И плод духовный возрастишь сторицей,

Блаженная, счастливая страна.

Весна

Ещё покрыты белой пеленой

Но всюду веет силой творческой – весной,

И ярче и светлее свод небес,

И тонет взор в его просторе.

Когда ж, о Господи, в моей душе больной.

Немоществующей, унылой и скорбящей

Повеет Святый Дух животворящий

Возрождение

Давно, в дни юности минувшей,

Во мне горел огонь святой.

В ней Дух невидимо хранил

От пустоты, тоски, томленья.

Но жизнью я увлёкся шумной;

Не мог я сохранить, безумный!

И вихрем страстных увлечений

Но снова к Богу я воззвал

С слезами горьких сожалений,

И Он приник к моим стенаньям

И к жизни чудной вновь призвал,

При жизни Старец печатал свои стихотворения под псевдонимом «Странник».

Преп. Иоанн Лествичник говорит: «Бей супостатов именем Иисусовым, ибо нет сильнейшего оружия ни на небе, ни на земле» (Леств. Сл. 21, гл. 7). Учение святых Отцов о молитве Иисусовой изложено особенно подробно епископом Игнатием (Соч. еп. Игнатия. СПб., 1889. Изд. Тузова). Также еп. Феофаном Затворником (Письма о духовной жизни. М. 1882) и старцем Оптиной Пустыни иеросхимонахом Амвросием. Упомянутые современные нам великие подвижники опытно проходили путь молитвы Иисусовой, поэтому мысли их об этом предмете изумляют читателей своей силой и глубиной. Особенно творения еп. Игнатия возбуждают в читателе спасительную ревность к прохождению молитвенного пути, заповеданного святыми Отцами не только инокам, но и мирянам, – пути тесного и прискорбного вначале, но в конце радостотворного. – Примечание преп. Варсонофия.

Под словом «кости», встречающимся в псалмах св. Пророка Давида, толковники разумеют благие помыслы, утверждающие душу на пути благочестия (Евфимий Зигабен. Толковая Псалтирь. Киев, 1883, Пс. 33:21 и Пс. 34:10 ). – Примечание преп. Варсонофия.

Болотов Василий Васильевич († 1900) – доктор церковной истории, профессор С.-Петербургской Духовной Академии, автор четырёхтомной «Истории Древней Церкви» и множества статей.

Источник: Преподобный Варсонофий Оптинский : беседы, келейные записки, духовные стихотворения, воспоминания, письма, «Венок на могилу Батюшки». — г. Козельск, Калужская обл. : Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь, 2005. – 688 с. / Преподобный Варсонофий Оптинский. 610-614 с.

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник статьи: http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Optinskij/prepodobnyi-varsonofii-optinskij/4_2