Меню

Ваши молитвы были услышаны

МОЛИТВА (УСЛЫШАНИЕ И НЕУСЛЫШАНИЕ МОЛИТВЫ БОГОМ)

1. Какое прошение в молитвах бывает исполняемо Богом и какое низводит гнев Божий?

Не будь безрассуден в прошениях твоих, чтоб не прогневать Бога неблагоразумием твоим. Будь премудр в молитве твоей, чтоб сподобиться славных даров. Испрашивай многоценное у Того, Кто чужд скупости, и получишь от Него многоценное, соответственно разумному желанию твоему. Соломон просил премудрости, а с нею получил и земное царство, потому что разумно просил у Великого Царя. Елисей просил сугубой благодати Духа в сравнении с тою, какую имел его учитель, и прошение его не осталось неисполненным. Просящий ничтожного у Царя честь его уничижает. Израильтяне просили ничтожного, и постиг их гнев Божий; они не занялись созерцанием дел Божиих и страшных чудес Его, а просили удовлетворения похотения чрева: еще брашну сущу во устех их, гнев Божий взыде на ня. (Преп. Исаак Сирский).

Приноси Богу прошения твои сообразно величию Его, чтоб возвысилось пред Ним достоинство твое, и Он возрадовался бы о тебе. Если кто попросит у царя небольшое количество грязи, то не только обесчестит себя ничтожностью прошения, как выказавший большое неразумие, но и царю нанесет оскорбление своим прошением. Так поступает и тот, кто в молитвах просит чего-нибудь земного. Ангелы и Архангелы – эти вельможи Небесного Царя – смотрят на тебя во время молитвы твоей, внимая тому, что просишь ты у Владыки их: они удивляются и радуются, когда увидят, что составленный из земли, оставя плоть свою, просит небесного; напротив того, они огорчаются на того, кто, оставив небесное, просит своей грязи. (Преп. Исаак Сирский).

2. О ком прежде всего необходимо приносить молитву, чтоб и молитва о себе и других скоро была услышана Богом?

Он говорил: Кто хочет, чтоб Бог скоро услышал молитву его, тот, когда встанет для совершения ее и прострет руки горе, прежде всякой другой молитвы, даже прежде молитвы о душе своей, да принесет молитву о врагах своих, и ради этого Бог услышит всякую молитву его. (Авва Зенон).

3. Чья молитва бывает исполняема Господом?

Сказал авва Исаия: кто ищет Господа с болезнею сердечною, того молитве Господь внимает и исполняет прошение его, если они приносятся в духовном разуме, если молящийся в сокрушении духа заботится о спасении своем, если не опутывается ничем мирским, если трудится в страхе Божием по силам своим о том, чтоб представить душу свою непорочною на суд Божий.

4. Оказывал ли Господь свою помощь тем, кто искренно обращался к Нему в скорби с молитвою?

Однажды авва Аммон пошел к авве Антонию Великому и потерял дорогу. Он присел и заснул немного. Проснувшись, помолился Богу так: Господи, Боже мой! молю Тебя, не погуби создания Твоего! – и явилась рука человеческая, как бы ниспускавшаяся с неба: она неслась по воздуху и указывала путь Аммону до того времени, как он пришел к авве Антонию. Тогда рука остановилась над входом в вертеп Антония. Аммон постучался в двери, отворил их Антоний. Они занялись беседою о душевной пользе. После беседы авва Антоний предсказал Аммону, что он преуспеет в страхе Божием. Произнесши это пророчество, Антоний вывел Аммона из келлии и, показав на камень, сказал: нанеси оскорбление этому камню и ударь его. Аммон сделал это. Тогда авва Антоний спросил его: дал ли тебе какой ответ, оказал ли тебе какое противодействие этот камень? Аммон отвечал: нет. Так и ты, сказал ему авва Антоний, достигнешь в подобную меру бесстрастия, – что и исполнилось.

5. Слышит ли Господь тех, кто любит свои похотения?

Не люби похотений; любящего похотения свои, когда он просит что у Бога, Бог не слушает. (Антоний Великий).

6. Угодны ли Богу молитвы человека, который питает в сердце своем злобу на ближнего и желает мщения?

Тщетны молитвы и подвиги человека, питающего в сердце злобу на ближнего и желание мщения. (Авва Исаия).

7. Слышит ли Бог молитву человека, который молится не в подвиге и утомлении тела, не из среды лишений и не из сердца смиренного и сокрушенного?

Все писание свидетельствует, что человек не бывает услышан Богом, если он молится Богу не в подвиге и утомлении тела, не из среды лишений, не из сердца сокрушенного и смиренного. Приступим всеусердно молитвою к благости Божией в слезах, в удручении тела подвигами и лишениями, оказывая покорность пред каждым человеком, смиряясь пред братиями нашими, как пред превосходящими нас во всех отношениях, не воздавая никому зла за зло, не питая ни о ком худых помышлений в сердце, имея со всеми одно сердце и одну душу. (Авва Исаия).

Читайте также:  Kakie molitvi chitayut staroobryadtsi pered ikonoy vladimirskoy

8. Почему иногда Господь медлит исполнять наши молитвы и должно ли допускать скорбь об этом?

Если молишься Богу о чем-либо, и Он медлит услышать тебя, не скорби об этом. Ты не умнее Бога. Делается же это с тобою или потому, что ты недостоин получить просимое, или потому, что пути сердца твоего не соответственны, но противны с просимым тобою, или потому, что ты не достиг еще той меры, которая нужна для того, чтоб принять дарование, просимое тобою. Не должно нам преждевременно искать того, что свойственно при великом преуспеянии, чтоб дарование Божие, по причине скорости принятия его, не было пренебрежено. Все удобно достигаемое и утрачивается скоро. Все же обретенное с болезнью сердца хранится тщательно. (Преп. Исаак Сирский).

9. Должно ли допускать печаль, когда во время молитвы об освобождении тебя от угнетающей греховной брани бываешь не услышан Богом?

Если ты молишь Бога, чтоб Он освободил тебя от угнетающей тебя греховной брани, и пребываешь не услышан Богом, то не впади от этого в печаль. Лучше тебя знает Бог полезное тебе. Молясь Богу во время брани, не скажи: «освободи меня от того-то или даруй мне то-то». Говори в молитве твоей так: «Господи Иисусе Христе! помоги мне, не допусти меня, заблудшего, пребывать в грехе моем; не допусти меня последовать воле моей; не допусти грехам моим погубить меня; умилосердись над созданием Твоим. Я немощен: не презри меня! К Тебе прибегохом: не оставь меня; исцели душу мою, яко согреших Ти. Пред Тобою вси стужающии ми, и нет мне, Господь мой, иного прибежища, кроме Тебя. Господи! спаси меня по великой милости Твоей: да постыдятся и посрамятся вси восстающий против меня, ищущии душу мою, изъяти ю. Господи! все возможно Тебе, и Тобою славим Бога-Отца и Бога-Святого Духа во веки». Тогда совесть твоя скажет таинственно сердцу, по какой причине Бог не внимает прошению твоему. От тебя уже зависит не пренебречь внушениям совести и исполнить то, что она предлагает исполнить. Ведай, что Бог не внимает молитве только такого человека, который сам оказывает преслушание Богу. Бог близок к каждому человеку, но исполнение нами пожеланий наших, противных Его воле, не допускает Его услышать нас. (Авва Исаия).

10. Почему необходимо усиленно молиться Богу, когда в нас появляется благое желание и почему иногда Господь не поможет человеку, хотя он и желает доброго и всякое ли благое желание входит в сердце человека от Бога или же оно может приходить и от диавола?

Избрать благое хотение предпочтительно другим хотениям (желаниям) принадлежит человеку, а совершить избранное благое хотение принадлежит Богу. Посему человек нуждается в заступлении от Бога. По этой причине, когда появится в нас благое желание, тогда вслед за ним участим молитвы, молясь не только о заступлении, но и о том, чтоб даровано было различить, служит ли это благое желание наше к угождению Богу, или нет. Не всякое благое желание входит в сердце от Бога, от Бога входит желание, приносящее пользу. Иногда человек желает доброго, но Бог не помогает ему, ибо приходят и от диавола некоторые желания, имеющие подобие добрых, и считаются полезными, но не соответствует мере человека. Диавол, умышляя сделать человеку зло, приносит желание и понуждает усильно стремиться к исполнению его, между тем, как человек не достиг еще соответствующего жительства, или то желание чуждо принятому человеком образу, или опять не наступило время, в которое можно бы было исполнить или начать исполнение его; или для исполнения его человек недостаточен по разуму или по телу; или не способствуют к тому обстоятельства времени. Диавол всеми способами, под личиною добра, старается или смутить человека, или нанести вред его телу, или устроить тайную сеть в уме. Но мы, как я сказал, принесем учащенные и теплые молитвы о благом желании, явившемся в нас, и каждый из нас да скажет: «Господи! буди воля Твоя в совершении этого благого дела, которое я возжелал исполнить, если то угодно Твоей воле. Восхотеть добра – мне удобно, а исполнить доброе желание без дарования, ниспосылаемого Тобою, – невозможно, хотя и то и другое, и еже хотети, и еже деяти – от Тебя, чтоб не без содействия Твоей благости решиться мне на принятие этого, подвигшагося во мне желания, или убояться его». Таков должен быть обычай желающему (истинного) добра: содействовать молитвою рассуждению ума, в помощь этим рассуждению и мудрости, разделяющим истину от лжи. Благое рассуждается молитвами многими, деланием и хранением, непрестанным вожделением, частыми слезами и смирением, небесным заступлением, особливо когда этому благому противодействуют помыслы гордыни, ибо они препятствуют приблизиться к нам Божией помощи. Упраздняем мы их молитвою. (Преп. Исаак Сирский).

Читайте также:  Молитва неперебиваемый оберег защита от всех врагов

Источник: ИС 11-105-0483 Ключ к Отечнику святителя Игнатия Брянчанинова / Сост. митрополит Иоанн (Снычев) — СПб.: «Царское Дело», 2014. — 656 с.

Источник статьи: http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/klyuch-k-otechniku-svjatitelja-ignatija-brjanchaninova/216

«Неуслышанные» молитвы

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!

У каждого из нас, дорогие во Христе братья и сестры, бывают дни, когда среди ровно текущего времени жизни вдруг возникают непредвиденные тяжелые обстоятельства: опасная болезнь, неприятность, горе, случающиеся как с нами, так и с нашими родными и друзьями. И тогда ярким пламенем возгорается наша молитва к Господу Богу. Со слезами, с напряженностью, с настойчивостью просим мы Бога отвратить нависшую над нами опасность или спасти от бедствия и даже смерти дорогого для нас человека. С усердием и тщательностью подбираем мы самые убедительные слова молитвы. Ради того, чтобы наше прошение поскорее было исполнено, мы бываем готовы на большие лишения, пожертвования и даже на принесение особых, подчас трудно исполнимых обетов.

Если результатом горячей молитвы бывает скорое исполнение Богом наших прошений, это естественно вызывает в нас большую радость и великую благодарность Господу за Его помощь, которую подчас можно назвать чудом Божиим. Однако, остановим свое внимание на противоположном случае, когда ни неотступность молитвы, ни ее жар, ни ее большая внутренняя сила не принесли желаемых результатов и, как говорят в народе, Господь «не услышал» этих горячих молитв. Многим бывает знакомо это горестное чувство оставленности, одиночества, бессилия, когда казалось, что Господь непременно «должен» был прийти на помощь, а Он не пришел, хотя молитва была так сильна, и исходила она из глубины верующего сердца, шла к Отцу Небесному от его преданного верующего чада, которому сам Отец обещал в Святом Евангелии: «Просите, и дано будет вам. стучите, и отворят вам. » (Мф. 7, 7). «О чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. » (Ин. 16, 23). «. Все, чего ни попросите в молитве с верою, получите. » (Мф. 21, 22). И вдруг Господь не откликнулся на сыновние наши молитвы. Так неужели Он один раз обещает что — то своим чадам, а в другой раз не исполняет этого? Пусть никоим образом никто так не думает. Наш Небесный Отец любит всех нас, любит каждого из нас в тысячу раз, в бесконечное число раз больше, чем любой земной отец любит своего земного сына. И здесь, в этой любви небесной, находится ключ к пониманию того, почему одна молитва бывает «услышана» Богом, а другая «не услышана».

Каковыми же могут быть причины неисполненности наших горячих, усердных молитв?

Как часто мы замечаем, что малые дети со слезами, настойчиво, даже с криком требуют чего — либо от своих родителей, но родители, нежно любящие своих детей, ласково убеждают их в том, что эти требования либо неосуществимы, либо вредны для детей. И как часто дети продолжают плакать, так и не поняв здравых объяснений своих родителей. Вот — по аналогии — первая причина неисполнения наших молитв Богом: мы, по неведению своему, часто, как дети, просим не того, что действительно нам нужно и полезно. Недаром говорит святой апостол Иаков: «Просите и не получаете, потому что просите не на добро. » (Иак. 4, 3). И святой апостол Иоанн Богослов говорит: «. вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. » (1 Ин. 5, 14). Как видим, непременным условием доходчивости нашей молитвы до Бога является обязательное совпадение нашей человеческой воли с волей Божией. А в чем состоит воля Божия о нас? Она прежде всего состоит в том, чтобы «все люди спаслись и достигли познания истины. » (1 Тим. 2, 4). И эта всеблагая воля Божия осуществляется над нами многоразличными путями. Один из этих путей таков, что Господь, как добрый пастырь, пасет нас, воспитывает и учит нас через события нашей жизни, через те же самые болезни, бедствия и несчастия, от которых мы так ревностно стараемся поскорее избавиться, как от тяжелого и неприятного груза. В то время как эти же самые испытания и необходимы нам, чтобы преобразовать наши души, закалить их в духовной борьбе, очистить их в страданиях и поставить их на более высокую ступень нравственного достоинства. Итак, главная причина неосуществленности наших молитв — это их несоответствие с волей Божией. Но есть и другие причины, лежащие уже не в Боге, а в нас самих. Одна из таких причин — наше нравственное недостоинство.

Читайте также:  Molitva dlya vozvrata muzha v semyu ot lyubovnitsi

Задумаемся над таким простым вопросом: всегда ли мы бываем достойны получить просимое, даже если мы просим, даже если мы просим то, что не противно воле Божией? Когда мы обращаемся к Великому Всеблагому Всесовершенному Духу Божию, нам без сомнения и самим следует хотя бы в момент молитвы быть в известной степени добрыми, чистыми, совершенными. Однако, всегда ли мы ощущаем в себе достоинство предстоять перед Великим Богом и просить, требовать от Него милостей? Далеко не всегда. Не пытаемся ли мы иногда совместить несовместимое, когда, находясь в грехе и пороке, дерзаем соединиться в молитве с Единым Чистым? Святой Иоанн Златоуст таким наглядным сравнением объясняет необходимость нравственной чистоты для достижения просимого в молитве: «Если бы кто измаранными в грязи руками держал тебя за ноги, умоляя о прощении, ты не только не стал бы слушать его, но и оттолкнул бы ногою: как же ты сам дерзаешь в нечистоте приступить к Богу?» (Беседы на Евангелие от Матфея, беседа 51).

И действительно, надо обладать большой степенью наивности и даже глупости, чтобы, не имея на то морального основания, требовать от Господа Бога, чтобы Он, как автомат, немедленно исполнял все наши желания. Верно, Господь всегда готов исполнить любую молитву Своих чад по Своей неизреченной любви к нам, людям. Но готовы ли к этому мы, Его чада? К сожалению, не всегда. Недаром Слово Божие говорит о грешниках: «И будут они взывать к Господу, но Он не услышит их и сокроет лице Свое от них. » (Мих. 3, 4).

Итак, дорогие во Христе братья и сестры, поразмыслив с духовной рассудительностью над таким явлением, когда жаркие наши молитвы не бывают в скором времени осуществлены Богом, решим сами в себе всегда в дальнейшем не только горячо просить Бога о помощи, но и прибавлять мудрые священные слова: «Если будет, Господи, на это Твоя святая воля». И тут же одновременно воскликнем в покаянии: «Прости мне, Господи, множество моих согрешений, помоги мне, Господи, очистить от них мою душу; и если я горячо прошу Тебя, Господи, услышать мою молитву, то услыши меня, не помянув многих моих беззаконий, в которых я каюсь всем сердцем и от которых помоги мне, Господи, избавиться Твоею всесильною Благодатию».

Недаром великий русский учитель благочестия Святитель Игнатий Брянчанинов учил, что «истинная молитва есть голос истинного покаяния. » (Соч., том. III, с. 160). Святитель же Феофан Вышенский Затворник преподает всем молящимся такой совет: «Когда просим у Господа в молитве чего — либо из земных благ, то надо иметь в уме», «если Ты видишь, Господи, что то — то полезно для спасения моего, то даруй мне. » («Мысли на каждый день года»).

Такая осмысленная, мудрая христианская молитва не только приблизит нас к ее осуществлению, но и поможет нам самим нравственно очиститься и духом своим приблизиться к идеалу христианского совершенства — единению с Богом.

Источник статьи: http://www.pravzhurnal.ru/Preobrazhenie/Azi_pravoslaviya/neuslyshannye-molitvy.html