Меню

Впасть в прелесть молитвы

О прелести и помыслах в молитве

Александр.А.Ж..

Снова обращаюсь к вам за советом, очень нужна помощь. Судя по многим признакам, нахожусь в прелести. Молитвы в моей жизни очень шатки, нечасты и неправильны — начал читать небольшую утреннюю молитву мытаря (но даже во время чтения часто думаю не о Боге, а о том — как я продвинулся в молитве, наверное я все правильно делаю, вроде бы чувства в слова вкладываю, но потом одергиваю себя, что так думать нельзя) еще читал молитвы об укреплении веры, но почему то прекращал их читать и заменял на просьбы своими словами(то ли из-за сложности, то ли из-за отсутствия искренности ). Вместо молитв произношу просто просьбы от себя, произношу в уме в зависимости от ситуации, наподобие -Господи, защити от бесов, прости за то, что не понимаю тебя и зазнаюсь, помоги-( даже думаю, что они «умно-сердечные», так как говорю искренне, но несмотря на это, помыслы все равно приходят и во время прочтения). Так как плохо различаю ум и сердце в религиозном значении, можно сделать вывод, что я опять зазнался.

После молитв радости и умиления не оставалось( ну может быть совсем слегка, даже не думал об этом), разве что легче от того, что изложил просьбы. Это все уже говорит о прелести. Невольно всех осуждаю, думаю, что у меня что-то лучше, (при этом считаю себя скромнее многих)потом прошу прощения у Бога за гордыню и просьбы о противостоянии всему этому. Гордыня приходит как будто извне, пример: сижу и думаю, что нельзя себя превозносить, вижу человек что-то делает и против страха гордыни говорю -у меня было бы лучше, я же вижу- .За некоторые грехи прошу прощения неискренне( подмечаю их неохотно, так как думаю, что и не грехи вовсе). Всяческие помыслы возникают очень часто, отвлекают от всего,но иногда случается, что они почти не достают(недавно молился Николаю Чудотворцу о борьбе с помыслами, попросил у него прощения своими словами за то, что все чудеса его считал случайностями, и вроде бы помыслы отошли подозрительно быстро, но перестал просить и они снова пришли, (думаю, вдруг это тоже были бесы, уж слишком быстро получил избавление)).

После того, как совершу грех, читаю духовную литературу, навязчивые мысли отходят и чувствуется некая радость от того, что можно жить и без него, что Господь рядом и поможет, что есть куда идти (но покаяния нет, что наверняка указывает на бесовское происхождение этой радости ). Невольно фантазирую на тему религии, но написано, что мечтательность есть путь в прелесть. Часто приходят мысли, что я близок к Богу и стараюсь все делать для него, что я этакий страдалец, что достигнуть высот легко, но также вспоминаю, что если человек близок к Творцу поистине, то такие мысли о себе и своих достоинствах ему не лезут, тогда произношу долгие просьбы о наставлении на истинный путь.

Молитвы то читаю с чувством покаяния, то вперемешку с мыслями( уже стал произносить молитвы вслух).Часто меняется настроение, то злюсь на все, то верю, что Бог есть и он поможет, то сомнения и злость на Него за то, что все мое действие оказывается неправильным, то искренне каюсь, то зазнаюсь. Каждую радость, которую чувствую и отношу к Божественной( радуюсь то Богу, миру) теперь ставлю под сомнение и думаю, вдруг это обман бесов.

Читайте также:  Kto po utram chitaet molitvu

Каждое чувство анализирую на греховность. Иногда появляется ощущение безвыходности, что если на мне много грехов, которые я и не осознаю, да и к тому же прелесть, то все, что я делаю глупо и все это на пользу бесам. То появляется радость от того, что с Богом все возможно и молюсь то я Ему, значит просьбы могут быть услышаны и шанс идти вперед есть. Какое из этих чувств обманчиво?Написано, что со всем этим не справится, если нет смирения и покаяния, но при этом смирение и покаяние не доступны прельщенному. Но что делать при таком противоречии?Нахожусь ли я в прелести или это просто помыслы и гордыня, обычные для маловерующего? Как только обращаю внимание на борьбе с гордостью, появляется блудная страсть, как только обращаю внимание на борьбе с ропотом, появляется осуждение ближних и все рушится как песочный замок. С чего мне начать и как действовать? Ответьте, пожалуйста и извините за такую спутанность и многословие.

Источник статьи: http://azbyka.ru/forum/threads/o-prelesti-i-pomyslax-v-molitve.15371/

Прелесть духовная

Пре́лесть (от сла­вян­ского «лесть» — обман) — 1) пре­лесть бесов­ская, состо­я­ние омра­че­ния одной или несколь­ких сил чело­ве­че­ской души, воз­ни­ка­ю­щее в резуль­тате воз­дей­ствия на чело­века злых духов; 2) состо­я­ние само­об­мана, само­обо­льще­ния; оча­ро­ва­ние, вызван­ное кем-то или чем-то.

Что такое пре­лесть бесов­ская?

В чело­ве­че­ской душе раз­ли­чают несколько важ­ней­ших при­род­ных осо­бен­но­стей, тра­ди­ци­онно назы­ва­е­мых силами или сфе­рами души: разум­ную, воле­вую, чув­ствен­ную, раз­дра­жи­тель­ную.

С разум­ной сферой свя­зано мыш­ле­ние и рас­су­ди­тель­ность, созна­ние и само­со­зна­ние, нрав­ствен­ная оценка про­ис­хо­дя­щего; с воле­вой — спо­соб­ность чело­века осо­знанно стре­миться и дей­ство­вать в направ­ле­нии выбран­ных целей. Чув­ствен­ная сила души про­яв­ля­ется в спо­соб­но­сти испы­ты­вать широ­кий спектр чувств, отно­ся­щихся к радо­сти или недо­воль­ству. Раз­дра­жи­тель­ная сфера отве­чает за интен­сив­ность стрем­ле­ний к постав­лен­ным целям, фор­ми­ро­ва­ние или сдер­жи­ва­ние эмо­ци­о­наль­ных поры­вов, аффек­тов.

Если бы чело­век вел без­греш­ную, бого­угод­ную жизнь, все его душев­ные силы функ­ци­о­ни­ро­вали бы в соот­вет­ствии с есте­ством: стройно, сла­женно, гар­мо­нично. Соб­ственно в этом и состо­яла бы цель­ность чело­ве­че­ской лич­но­сти. Но увы!

Как известно, диавол, будучи чело­ве­ко­убий­цей от начала ( Ин.8:44 ), «ходит, как рыка­ю­щий лев, ища, кого погло­тить» ( 1Пет.5:8 ). Чаще всего он и под­власт­ные ему демоны вредят чело­веку через отдель­ные иску­ше­ния и при­ра­же­ния. С тех пор как Гос­подь сокру­шил ад и сковал сатану, тот утра­тил воз­мож­ность пора­бо­щать чело­века так, как во вре­мена Вет­хого Завета.

Однако он не утра­тил воз­мож­ность пле­нять чело­века, скло­няя его на свою сто­рону все­воз­мож­ными ухищ­ре­ни­ями. В случае нера­де­ния чело­века о спа­се­нии, пре­не­бре­же­ния помо­щью Божией, диавол спо­со­бен пле­нить его, извра­тив его внут­рен­нее отно­ше­ние к Добру и злу. С этой целью демоны и воз­дей­ствуют на глав­ные силы чело­ве­че­ской души. Так они огра­ни­чи­вают в ней бого­угод­ные дви­же­ния и воз­буж­дают бого­про­тив­ные.

При­ме­ча­тельно, что жертва демо­ни­че­ского при­ра­же­ния может и не заме­чать, что нахо­дится под вли­я­нием диа­вола, ей даже может казаться, что все её стрем­ле­ния исхо­дят от неё самой.

Читайте также:  Икона остробрамская богородица значение в чем помогает молитва

«Послу­шай, — предо­сте­ре­гает нас святой Симеон Новый Бого­слов, — диавол, по обычаю своему, всегда под­би­ра­ется к душе стран­ным некиим обра­зом и неудобь-рас­по­зна­ва­е­мым, с тем чтобы, будучи всегда близ ее и не отда­ля­ясь от ней, воз­му­щать и пере­бу­ров­ли­вать все ее стрем­ле­ния, дви­же­ния и помыш­ле­ния, то есть и мыс­лен­ную, и жела­тель­ную, и раз­дра­жи­тель­ную силу души, и направ­лять их на то, что ему угодно. Этим спо­со­бом он всех нас завле­кает в сети свои и заби­рает в раб­ство себе и в волю свою, — а мы того и не знаем; и, что хуже всего, диавол, упо­треб­ляя сию так­тику непре­станно и сделав нас страст­ными и непо­треб­ными, убеж­дает нас думать и гово­рить, что этот наш недуг (смя­те­ние и буров­ле­ние внутри), кото­рым мы вво­димся в стра­сти и дер­жимы бываем в них, есть свой­ство есте­ства нашего, а не дело бесов­ских козней» (Слово. 14 , п.2) (см.: Козни бесов­ские).

Так чело­век ста­но­вится покор­ным ору­дием падших духов. А то состо­я­ние одур­ма­ни­ва­ния и пле­не­ния, в кото­ром он ока­зы­ва­ется под вли­я­нием тёмных анге­лов, назы­ва­ется состо­я­нием обо­льще­ния или пре­ле­стью.

Как про­яв­ля­ется пре­лесть при омра­че­нии раз­лич­ных сфер чело­ве­че­ской души?

В случае подав­ле­ния демо­нами разум­ной силы чело­век теряет здра­вый кон­троль над своими помыс­лами и рас­суж­де­ни­ями; утра­чи­вает инте­рес к Истине, а нередко вос­при­ни­мает правду как ложь. При­ме­рами здесь могут слу­жить обо­льщён­ные ере­тики, в част­но­сти Поли­хро­ний, кото­рый, увлек­шись явле­нием ему демона в образе све­то­нос­ного мужа, согласно его настав­ле­нию при­со­еди­нился к лагерю моно­фе­ли­тов.

При омра­че­нии воле­вой сферы души чело­век при­об­ре­тает устой­чи­вое рас­по­ло­же­ние ко злу. В этих обсто­я­тель­ствах он попро­сту не может заста­вить себя отка­заться от зла и пере­на­пра­вить усилия на совер­ше­ние добра.

В резуль­тате охвата чув­ствен­ной сферы извра­ща­ется есте­ствен­ная для чело­века спо­соб­ность радо­ваться добру и тяго­титься грехом. Грех начи­нает казаться ему осо­бенно сла­дост­ным, а жизнь по закону Божьему, по сове­сти — без­ра­дост­ной и уто­ми­тель­ной. Иллю­стра­цию подоб­ного состо­я­ния души встре­чаем в жиз­не­опи­са­нии святой Марии Еги­пет­ской, стре­мив­шейся, до своего обра­ще­ния, ко греху как к источ­нику чуть ли не высо­чай­шего насла­жде­ния.

В случае обдер­жа­ния бесами раз­дра­жи­тель­ной силы чело­век охла­де­вает к доб­ро­де­тели и легко вос­пла­ме­ня­ется на испол­не­ние злых дел. На добро ему словно бы не хва­тает энер­гии и сил, а на зло — хоть отбав­ляй.

Как бороться с состо­я­нием пре­ле­сти?

Сам по себе чело­век не в состо­я­нии про­ти­во­сто­ять падшим анге­лам. Для этого необ­хо­дима Боже­ствен­ная помощь. Все над­ле­жа­щие для борьбы с духами злобы бла­го­дат­ные сред­ства Бог вручил Церкви. Зало­гом побед в этой неви­ди­мой брани служит пол­но­цен­ная хри­сти­ан­ская жизнь. Пост и молитва, о кото­рых гово­рил Гос­подь Иисус Хри­стос ( Мф.17:21 ) явля­ются част­ными сред­ствами в этой борьбе.

Что такое само­обо­льще­ние?

Пре­лесть духов­ная харак­те­ри­зу­ется состо­я­нием лож­ного духов­ного само­со­зна­ния, при кото­ром тонкое дей­ствие соб­ствен­ных стра­стей (прежде всего тще­сла­вия) и воз­дей­ствие на душу и тело падших духов субъ­ек­тивно вос­при­ни­ма­ется чело­ве­ком как Боже­ствен­ная бла­го­дать и, в край­ней форме, как свя­тость.

Пре­лесть – это сла­вян­ское слово, «лесть» пере­во­дится на рус­ский язык как «ложь». Пре­лесть озна­чает само­об­ман, само­обо­льще­ние. Чело­век думает, что он идет по пра­виль­ному пути, а на самом деле идет по лож­ному.

Читайте также:  Воскрешающая молитва ангелу хранителю

Пре­лесть – обя­за­тель­ный резуль­тат после­до­ва­ния лож­ному духов­ному учению или даже частич­ного при­ня­тия его.

Пре­лесть воз­ни­кает как след­ствие укло­не­ния от пока­ян­ной, трез­вой и стро­гой духов­ной жизни к жизни меч­та­тель­ной – к жела­нию бла­го­дат­ных ощу­ще­ний со склон­но­стью к чудес­но­сти (сно­ви­де­ния, виде­ния, зна­ме­ния), к вос­тор­жен­но­сти и образ­но­сти (пред­став­ле­ние обра­зов) в молитве, к чрез­мер­ным подви­гам по неосо­зна­ва­е­мому гор­дост­ному раз­го­ря­че­нию и рас­чету на свои силы, а не на бла­го­дать Божию, дей­ству­ю­щую только в сми­ре­нии.

Святые отцы раз­ли­чают два вида пре­ле­сти, один из них про­ис­хо­дит «от непра­виль­ного дей­ствия ума» – меч­та­тель­ность (сно­ви­де­ния, непра­виль­ные ощу­ще­ния или виде­ния при молитве), другой – «от непра­виль­ного дей­ствия сердца» – мнение (сочи­не­ние под­дель­ных, бла­го­дат­ных ощу­ще­ний и состо­я­ний; одер­жи­мый этою пре­ле­стью мнит о себе, сочи­нил о себе «мнение», что он имеет многие доб­ро­де­тели и дары Свя­того Духа).

Иногда при­зна­ком лож­ного духов­ного состо­я­ния бывает и мнимое отсут­ствие стра­стей. По словам преп. Иоанна Лествич­ника, одна страсть (он имел в виду прежде всего, навер­ное, гор­дость) заме­няет в чело­веке все прочие. Демоны отсту­пают от подвиж­ника, чтобы он не забес­по­ко­ился, не начал борьбу.

Свя­ти­тель Игна­тий Брян­ча­ни­нов опре­де­лял состо­я­ние пре­ле­сти сле­ду­ю­щим обра­зом: «Пре­лесть есть повре­жде­ние есте­ства чело­ве­че­ского ложью. Пре­лесть есть состо­я­ние всех чело­ве­ков, без исклю­че­ния, про­из­ве­ден­ное паде­нием пра­от­цов наших. Все мы – в пре­ле­сти. Знание этого есть вели­чай­шее предо­хра­не­ние от пре­ле­сти. Вели­чай­шая пре­лесть – при­зна­вать себя сво­бод­ным от пре­ле­сти».

Но в борьбе с пре­ле­стью, как и в любом слож­ном деле, Бог помо­гает чело­веку своей бла­го­да­тью. Так что, по мнению свя­ти­теля Фео­фана Затвор­ника, зна­че­ние пре­ле­сти не нужно чрез­мерно и пре­уве­ли­чи­вать: «Пре­ле­сти нечего бояться. Она слу­ча­ется с воз­гор­див­ши­мися… кои начи­нают думать, что как зашла теп­лота в сердце, то это уже и есть конец совер­шен­ства. А тут только начало, и то, может быть, не проч­ное. Ибо и теп­лота, и уми­ре­ние сердца бывают и есте­ствен­ные, – плод сосре­до­то­че­ния вни­ма­ния. А надо тру­диться и тру­диться, ждать и ждать, пока есте­ствен­ное заме­нено будет бла­го­дат­ным».

Пре­по­доб­ный Гри­го­рий Синаит: Надо знать, что пре­лесть имеет три глав­ные при­чины – гор­дость, зависть бесов и нака­за­тель­ное попу­ще­ние. При­чины же гор­до­сти – сует­ное лег­ко­мыс­лие (или тще­сла­вие), зави­сти бесов – пре­успе­я­ние, нака­за­тель­ного попу­ще­ния – гре­хов­ная жизнь. Пре­лесть от зави­сти бесов и гор­дого само­мне­ния скоро полу­чает исце­ле­ние, осо­бенно после сми­ре­ния. Но пре­лесть нака­за­тель­ную – пре­да­ние сатане за грех – часто Бог попус­кает своим остав­ле­нием даже до смерти. Бывает, что и непо­вин­ные для спа­се­ния, пре­да­ются на мучи­тель­ство бесов. Надо знать, что и через пре­льщен­ных дух гор­дого само­мне­ния иногда дает пред­ска­за­ния.

Край­ней сте­пе­нью пре­лест­ного мнения явля­ется ересь .

Про­ти­во­по­лож­ное пре­ле­сти пра­виль­ное духов­ное устро­е­ние назы­ва­ется трез­ве­нием.

Поло­жи­тельно окра­шен­ные «пре­лесть», «оба­я­ние», «оча­ро­ва­ние» – эти слова изна­чально свя­заны с темной силой: пре­лесть – это бук­вально свер­хложь, состо­я­ние пле­не­ния нечи­стой силой, сумев­шей создать своей жертве иллю­зию духов­ной жизни; оба­я­ние и оча­ро­ва­ние – это воз­дей­ствие кол­дов­ства. Впро­чем, само поня­тие «окол­до­ван­но­сти» тоже не вос­при­ни­ма­ется сего­дня как что-то страш­ное и опас­ное.

Источник статьи: http://azbyka.ru/prelest-duxovnaya