Меню

Время чтения молитв в иудаизме

Шахарит

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Молитва Шахарит — ежедневная утренняя молитва («шахар» — на иврите «рассвет»), одна из трех обязательных еврейских молитв, наряду с послеполуденной Минхой и вечерней Маарив. Молитва Шахарит была установлена праотцом Авраамом, служение которого соответствовало качеству Б-жественного милосердия. Не случайно и введенная им молитва произносится утром, когда мы только начинаем свой день и еще не подвергаемся суду за свои поступки. Во времена Храма утром, как и днем до захода солнца, приносилась ежедневная жертва «тамид». После разрушения Храма, по решению еврейских мудрецов, обязательные молитвы утром и днем заменили советующие храмовые жертвоприношения.

Оглавление

Кто установил Утреннюю молитву? [↑]

Три ежедневные молитвы — Шахарит, Минха и Маарив (или Арвит) — были установлены нашими праотцами Авраамом, Ицхаком и Яаковом. Авраам ввел в практику утреннюю молитву Шахарит (как сказано: «И поднялся Авраам рано утром к месту, где он стоял перед Г-сподом» (Берешит, 19: 27), Ицхак — послеполуденную Минху, а Яаков — вечернюю Маарив. Каждая из этих молитв отражает особое качество, которое внес в мир каждый из праотцев.

Авраам наиболее полно воплотил качество Хесед — Милосердие (или Доброта). В личности и служении Ицхака превалирующими чертами были Гвура (Мужественность) и Дин (строгое соблюдение закона). Яаков же соединил в себе качества Авраама и Ицхака и стал воплощением понятия Тиферет — Великолепие или Истина.

Молитва, введенная Авраамом, не случайно произносится утром. В это время Б-жественное милосердие проявляется в мире наиболее сильно — Вс-вышний, несмотря на наши грехи, посылает нам новый день и дает возможность начать его «с чистого листа». Над нами еще не производится суд за поступки, которые мы совершим за день.

Подробнее об аспектах молитвы Шахарит, связанных с праотцом Авраамом и особенностями его служения Б-гу см. здесь.

Начало нового дня в еврейском миропонимании [↑]

Согласно еврейской традиции, новый день необходимо начать с благодарности Вс-вышнему. Пробуждаясь, мы говорим молитву «Модэ ани» (благодарность за то, что Б-г дал нам возможность проснуться — «вернул нам душу»). Затем, омыв руки от ночной нечистоты, мы произносим различные благословения: благословение на изучение Торы — важнейшей заповеди, которую мы должны выполнять каждый день; так называемые утренние благословения — благодарность Вс-вышнему, дающего нам все необходимое для того, чтобы начать новый день.

Мужчинам заповедано носить одежду с кистями — цицит, он же «малый талит» (талит катан), которая напоминает о необходимости выполнять заповеди Торы. Его надевают утром, произнося соответствующее благословение. А непосредственно перед молитвой Шахарит женатые мужчины (у сефардов также мальчики начиная с возраста бар-мицвы) закутываются в талит, он же «большой талит» (талит гадоль) — молитвенное покрывало с такими же кистями. Мужчины и мальчики, начиная с возраста бар-мицвы, в будние дни также накладывают ручной и головной тфилин — коробочки с помещенными в них отрывками из Торы, в которых говорится о нашем признании Б-жественного царства и о единстве Б-га. В тфилин принято молиться утреннюю молитву — Шахарит.

Перед Шахарит запрещено начинать дневные дела, а также есть и пить (кроме воды, чая и кофе без молока), общаться с товарищами (см. Кицур Шульхан Арух, гл.8).

Структура молитвы Шахарит [↑]

В начале Утренней молитвы произносят отрывки из Торы, посвященные порядку Храмовой службы. Они призваны напомнить, что сегодня, когда Храм разрушен, молитва заменяет нам важнейшую часть служения — жертвоприношения. Затем произносят псалмы и другие тексты, прославляющие Вс-вышнего (раздел «Псукей де-зимра» — «Стихи восхваления»), и переходят к главным частям Утренней молитвы.

Главные части Шахарит — это молитвы «Шма, Исраэль» («Слушай, Израиль») и «Амида» («Стояние»). Молитва «Шма» состоит из трех частей — отрывков из Пятикнижия — и окружающих их благословений. В ее тексте заключены основные принципы иудаизма: Единство Г-спода, любовь к Нему; награда за соблюдение заповедей и возмездие за их нарушение; напоминание о заповедях посредством обязанности носить на одежде кисти — «цицит» и память об Исходе из Египта.

Молитва «Амида» (в будни она называется «Шмонэ эсрэ») начинается с прославления Вс-вышнего, затем следуют мольбы об удовлетворении жизненных нужд и духовных потребностей человека и всего народа, и завершается молитва выражением благодарности Б-гу. Молящиеся сначала читают Амиду про себя, затем ведущий — хазан (кантор) — произносит ее от имени всей общины.

В будние дни и только в миньяне (группе из десяти взрослых мужчин в возрасте бар-мицва и старше) после Амиды произносят Таханун — особые молитвы о прощении грехов. В понедельник и четверг — дни, когда в мире наиболее сильно проявляется качество суда и особенно необходимо раскаяние — перед Тахануном говорят исповедь в грехах Видуй.

Читайте также:  Светлая седмица 2021 молитвы

После этого в понедельник и четверг, а также в Рош-Ходеш, в посты, в Субботу и в праздничные дни читают Тору. В будние дни и обычные Субботы читают недельную главу Пятикнижия, приходящуюся на данную неделю.

После чтения Торы читают: «Ашрей» («Счастливы пребывающие в Храме Твоем»), псалом «Ла-Менацеах» («Руководителю хора… Ответит тебе Г-сподь в час беды»; этот псалом не читают в праздничные и полупраздничные дни) и «У-ва ле-Цийон» («И придет в Сион Избавитель»), включающий утверждение святости Вс-вышнего, произносимое всей общиной — «Кдуша ле-сидра» (в широком смысле так называется и весь этот раздел утренней молитвы).

После этого переходят к «Алейну лешабеах» («На нас возложено прославлять Господина всего мира…»), затем к псалмам, которые пели левиты на ступенях Храма (существовал специальный псалом на каждый день недели), и отрывку о порядке воскурений в Храме.

Между различными частями молитвы читают кадиши — прославления общиной святости Вс-вышнего:

— после «Порядка жертвоприношений»— Кадиш де-рабанан (т.н. «Раввинский кадиш», произносимый после чтения отрывков из Устной Торы);

— перед Псукей де-зимра — Кадиш ятом («Кадиш сироты», или «Поминальный кадиш», который читают скорбящие);

— после Псукей де-зимра — Хаци-кадиш («Полу-кадиш»), и после него Барху — призыв хазана к общине благословить Вс-вышнего;

— после Тахануна — Хаци-кадиш;

— после «У-ва ле-Цийон» — Кадиш шалем («Полный кадиш»);

— после Алейну лешабеах, а также после псалма левитов на данный день недели — Кадиш ятом;

— после «Порядка воскурений» — Кадиш де-рабанан.

Время чтения Шахарит [↑]

Утреннюю молитву лучше всего начинать как можно раньше — как только кончается ночь и начинается утро.

Согласно мнению еврейских мудрецов, молитву Шма — а ее читают до утренней Амиды — разрешено молиться тогда, когда рассвело настолько, что при свете дня можно увидеть не слишком близкого знакомого с расстояния четырех ама (двух метров) и узнать его (Кицур шульхан арух, 17:1, 10:2). Время же для чтения Амиды — появление первых лучей солнца (Там же, 18:1).

Чтобы установить самую позднюю временную границу молитвы Шахарит, необходимо произвести определенные расчеты. Для них пользуются понятием временного часа. Продолжительность этой единицы не постоянна, она зависит от географической широты и от времени года. Чтобы ее узнать, нужно разделить длину светового дня (от восхода до захода солнца, по другому мнению — от зари до выхода звезд) на двенадцать. (Например, если световой день длится 18 часов, то временной час будет равен полутора часам!)

Исходя из этого, «Шма, Исраэль» нужно прочитать до конца третьего временного часа, а Амиду — до конца четвертого.

Все эти моменты времени обычно указываются в еврейских календарях. Начало и конец чтения Шма соответственно имеют названия — «зман крият Шма» и «соф зман крият Шма», а начало и конец чтения Амиды — «зман тфила» и «соф зман тфила» («тфила» на иврите «молитва», и так часто называется и главная еврейская молитва дня — Амида).

Источник статьи: http://toldot.ru/Shaharit.html

Когда читают молитвы?

Подскажите, когда читают молитвы шахарит, минха, маарив? А.

Отвечает рав Овадья Климовский

Для обозначения времени молитв у нас принято пользоваться не астрономическими, а относительными единицами времени. То есть, то, что мы в дальнейшем будем именовать словом «час», это не 60 минут, а 1\12 часть дня. А днем считается все время между восходом солнца (точнее, первым лучом) и закатом. Таково мнение Виленского Гаона и Гаона рава Залмана из Ляд. По мнению же комментатора Маген Авраам — это промежуток между рассветом и выходом звезд. Получается, что в течение года длина часа изменяется.

Теперь о трех молитвах: первая — Шахарит. Время чтения Шма Исраэль — в течение первых трех часов дня, время основной молитвы — Шмонэ Эсре — в течение четырех часов.

Время Минхи начинается с шести с половиной часов и длится до захода солнца.

Маарив молятся после выхода маленьких звезд, и, хотя можно молиться до зари, мудрецы предписали читать Криат Шма до полуночи (6 «ночных» часов). Если же человек задержался и не прочитал до полуночи, то он может читать Шма всю ночь и тем самым выполнит заповедь Криат Шма.

Читайте также:  Молитва при поступлении в институт за дочь

Для удобства тех, кому приходится самостоятельно определять время молитв, существуют специальные календари и таблицы, где указывают время рассвета, время, позднее которого уже не выполняется заповедь Шма, и прочие необходимые данные.

Для каждого крупного города можно найти таблицы с такими данными.

Источник статьи: http://toldot.ru/urava/ask/urava_5943.html

Где можно узнать о временных рамках чтения молитв?

Скажите, где почитать общие правила, когда Шахарит, Минха и Маарив (соответственно, Утренняя, Послеполуденная и Вечерняя молитвы)? Когда можно начинать, и когда нельзя начинать? Какие временные рамки — как определить?

Отвечает рав Нахум Желязник

Постараемся изложить законы о времени ежедневных молитв в ясной форме. Так, чтобы было понятно каждому, даже тому, кто впервые открыл Сидур. Но так, чтобы и «молящийся со стажем» мог найти здесь для себя много полезного.

Говоря о времени молитв, мы имеем в виду, прежде всего, время чтения молитвы Шма Исраэль и следующей за ней Амиды (она же Шмонэ-Эсре). Остальные части молитвы, как правило, привязаны к этим двум и не имеют собственных временных рамок.

Как было установлено время молитв

Талмуд (Брахот 26 б) говорит: мудрецы установили молитвы в соответствии с жертвоприношениями в Храме. Шахарит соответствует утренней постоянной жертве, Минха — послеобеденной, а Маарив — ночному сожжению частей туш, которые не догорели днем. Отсюда и время молитвы Амида — основной части каждой из трех перечисленных служб.

Время молитвы Шма Исраэль также установлено Талмудом. Ее читают дважды: утром, в те часы, когда большинство людей просыпаются, и вечером, когда ложатся. Подробнее см. ниже.

Время молитвы Амида утром

Лучше всего начинать чтение Амиды с восходом солнца — нец а-хама (Шулхан Арух, Орах Хаим 89:1). Когда Амиду читают с восходом солнца, Шахарит (ту часть, которую читают до Амиды) начинают до восхода, на рассвете. Такое время молитвы называется «ватикин» (молиться в это время — обычай «ватикин» — «древних», «мудрых» или «расторопных»). Те, кто молится «ватикин», выполняют заповедь во всей полноте, получая за нее максимальную награду.

Несмотря на это, обычай многих евреев, а также обычай ешив — молиться позже. Почему? Дело в том, что с появлением электричества распорядок дня сильно изменился и молиться «ватикин», что было так естественно прежде, сегодня — почти за гранью возможного. Люди привыкли ложиться поздно (а часто — просто нет другой возможности), и быть в синагоге в 5 утра — это выше их сил[1].

Когда заканчивается время чтения молитвы Амида

Время чтения Амиды истекает в конце первых четырех временнЫх часов дня (Шулхан Арух, там же).

Что такое временной час? Световой день делится на 12 равных частей. Одна такая часть называется временнЫм часом. Зимой такой час существенно короче стандартного (состоящего из шестидесяти минут), а летом — длиннее. Иными словами, Амиду нужно прочитать до конца трети светового дня.

Как высчитывается это время — вопрос непростой: существует несколько подходов и способов расчета. Но не волнуйтесь: нам не приходится работать с калькулятором. Все расчеты уже сделаны и приведены в календаре галахических «времен». А что нужно — это научиться таким календарем пользоваться (все упомянутые в этой статье «времена» там указаны).

Тот, кто не уложился в отведенное время, может, постфактум, помолиться до хацотполудня (там же). Полдень, о котором идет речь, — тоже временной, т. е. середина светового дня. «Лучше поздно, чем никогда» — сказано как раз про такой случай. Гмара (Брахот 26 а) говорит, что награда за такую молитву полагается, но меньше, чем за молитву, прочитанную вовремя.

Время чтения Шма Исраэль утром

Время чтения молитвы Шма Исраэль начинается, когда рассвело настолько, что можно узнать малознакомого человека на расстоянии четырех локтей (двух метров). В календаре — графа «Ми-ше-йакир» («с того момента, как узнает»).

Но наилучший вариант (как и для Амиды, см. выше) — читать Шма по обычаю «ватикин». Как это делается? Следует рассчитать время так, чтобы закончить благословения, установленные после Шма, непосредственно перед восходом солнца и сразу на восходе начать читать Амиду (Шулхан Арух, Орах Хаим 58:1) [2].

Время чтения Шма истекает с тремя временными часами (Шулхан Арух, там же). Следовательно, молитва Шма должна быть прочитана никак не позже первой четверти светового дня.

Во многих календарях графа «время окончания чтения Шма» — двойная, с двумя сроками. С чем это связано? Есть два наиболее распространенных метода расчёта: «по (автору комментария) Маген Авраам» и «по А-Гро» (Виленскому Гаону). Большинство законоучителей разрешают полагаться на мнение А-Гро, который «облегчает» закон, указывая более поздний (по сравнению с Маген Авраамом) час.

Читайте также:  Оберег или молитва от суда

Время по Маген Аврааму приводится для тех, кто стремится выполнить эту заповедь, учитывая все мнения. Для праведников или людей, особенно любящих эту заповедь и желающих соблюсти ее наилучшим образом.

Выше было сказано, что Амиду можно отложить до конца четырех временных часов. А Шма — только до конца трех. Как известно, начать чтение Амиды надо сразу после произнесения благословений, следующих за Шма, чтобы «максимально приблизить Геулу (избавление) [3] к молитве» (Шулхан Арух, Орах Хаим 111:1). Значит, нельзя читать эти две молитвы отдельно.

А что же делать тому, кто читает Амиду после окончания трех временных часов? Как быть с молитвой Шма? Ответ: нужно наложить тфилин и прочесть Шма [4] без благословений, которые надо читать до и после Шма в положенное время. А потом, читая Шахарит, произнести Шма еще раз — уже с благословениями[5].

Время чтения Минхи наступает через полчаса после хацот (полудня) и называется «Минха Гдола». А заканчивается с заходом солнца — шкиат а-хама (Шулхан Арух 233:1 и Мишна Брура там же, 1 и 8).

Время вечернего чтения Шма по закону Торы — в течение всей ночи: начиная с выхода звезд (цет а-кохавим) и заканчивая рассветом (амуд а-шахар). Всё же, учитывая постановление мудрецов, различают три качественных уровня выполнения этой заповеди.

  1. Лучше всего — прочитать «Шма» сразу с выходом звезд. Так поступают те, кто спешит (расторопность — хорошее качество!) выполнить заповедь Всевышнего (Шулхан Арух 235:3 и Мишна Брура там же).
  2. Основное время чтения — до хацот (середины) ночи.
  3. «Постфактум» (бэдиавад) — до рассвета. Нельзя намеренно откладывать молитву до полуночи, но если так получилось, в любом случае читаем.

Амиду вечером тоже читают до середины ночи (Мишна Брура 235:24). Если не прочли до хацот, постфактум читают до рассвета, подобно Шма.

Есть общины, в которых принято читать Маарив еще засветло. Это очень удобно летом в северных странах, где ночь начинается поздно. Выхода звезд там можно и не дождаться. Всё же, при таком выполнении заповеди возникают некоторые галахические вопросы, поэтому желательно проконсультироваться у раввина.

С Б-жьей помощью, мы рассмотрели времена, установленные для молитв. Но без приведенного ниже правила (или совета) ответ будет неполным. Совет следующий: всегда (утром, днем и вечером) стараться молиться при первой возможности. Это хорошо для всех, но тем, у кого нет постоянного миньяна (десяти евреев, собирающихся на молитву), — просто необходимо.

Во-первых, в этом случае есть дополнительная награда Свыше — за расторопность.

Во-вторых, существует целый ряд действий, которые мудрецы запретили до молитвы: начинать трапезу, ложиться спать и многое другое. Цель запретов — помочь человеку не забывать о молитве. В этом законе — множество нюансов, которые невозможно привести здесь. Скажем только, что тот, кому удается молиться прежде других дел, — существенно сокращает «список» молитв, пропущенных по забывчивости.

Пусть Ваши молитвы будут услышаны!

С уважением, Нохум Желязник

[1] Заметим, что зимой в северных странах многие сталкиваются с противоположной проблемой: солнце всходит очень поздно, восход застает людей на работе. Эту «проблему», как правило, можно решить — об этом стоит посоветоваться с раввином.

[2] Талмуд (Брахот 9 б, см. Тосфот) говорит: тому, кто так молится, обещан Будущий мир, а также — что он не потерпит ущерба весь тот день. Такова награда за выполнение этой заповеди. Но если человек грешил в тот день, грехи могут помешать исполнению обещания (Йаарот Дваш 1:9 от имени Шулхан Арух а-Ари — сборника галахот — законов — из трудов Аризаля, расположенных в том же порядке, что в Шулхан Арухе).

[3] «Геула» в данном случае — просьба об окончательном избавлении народа Израиля. Эту просьбу произносят в конце благословения, следующего за Шма, непосредственно перед Шмонэ-Эсрэ.

[4] Есть мнение, что достаточно прочесть только первую часть Шма (до слов «…у-ви-шеарэха» — «…и на воротах твоих»), но лучше — прочесть все три части (Мишна Брура 46:31).

[5] Время чтения благословений до и после молитвы Шма Исраэль также ограничено: оно соответствует времени чтения Амиды — до четырех временных часов. Тот, кто молится позже, что, как мы помним, разрешено постфактум, — не может произнести эти благословения.

Источник статьи: http://toldot.ru/urava/ask/urava_10831.html