Меню

Время для молитвы духа

Намаз «Духа́»

Этот намаз[1] не является обязательным сунной (муаккяда), но может совершаться в качестве дополнительного (нафиля) к намазам-фардам.

Может содержать от двух до восьми ракяатов (по желанию молящегося).

Время совершения «Духа» наступает после того, как солнце поднимется над землей на высоту одного копья или двух (20–40 минут после начала восхода), и завершается с приближением солнца к зениту (за 20–40 минут до наступления времени дневной молитвы).

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «С каждого сустава [человеческого тела] ежедневно [выплачивается] милостыня (садака). [Знайте же] любое восхваление Господа (субханал-лах) – милостыня; любая благодарность Господу (аль-хамду лил-лях) – милостыня; слова «ля иляхэ иллял-лах» – милостыня; слова «аллаху акбар» – милостыня; побуждение к благому – милостыня; препятствование скверному – милостыня. А можно совершить два ракяата во время «Духа» [что и станет дневной благодарностью за все суставы нашего тела]»[2].

Также Пророк однажды сказал: «В [теле] человека 360 суставов, за которые он должен расплачиваться милостыней». Сподвижники воскликнули: «Кто же сможет столько заплатить?» Пророк ответил: «[Вам достаточно] прибраться в мечети [быть чем-то полезным в вопросах функционирования мечети] или освободить дорогу от того, что мешает людям. Если у вас нет такой возможности, то совершите два ракяата во время «Духа»[3].

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Духа (араб.) – временной промежуток, который начинается через 20–40 минут после восхода и заканчивается за 20–40 минут до вхождения солнца в зенит. См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 282.

[2] Хадис от Абу Зарра; св. х. Ахмада, Муслима, Абу Дауда и др. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 156, хадисы № 1285, 1286, оба «сахих»; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 3. С. 68, хадис № 956.

[3] Хадис от Бурайды; св. х. Ахмада и Абу Дауда. См., например: Ат-Табризи М. Мишкет аль-масабих [Ниша светильников]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1991. Т. 1. С. 376, 377, хадисы № 1311 и № 1315.

Мы в социальных сетях:

© 1999 — 2021 umma.ru. Умма — достоверно. Религиозная практика. Хадисы. Фетвы. Интервью

Шамиля Аляутдинова. Тафсир. Аудио и видео проповеди.

Источник статьи: http://umma.ru/namaz-duha/

Время для молитвы духа

Всевышний Аллах облагодетельствовал верующих различными видами поклонения, за которые Он уготовил им великую награду. посланник Аллаха ﷺ помимо сунны пятикратных намазов, в разное время дня совершал и другие дополнительные намазы. Одним из таких намазов, является духа-намаз. Духа намаз является желательной (мустахабб) и по степени совершения относится к богоугодным деяниям, которые пророк Мухаммад ﷺ делал постоянно и редко оставлял (сунна муаккада).

أن رسول الله صلى الله عليه و سلم قال «يُصبح على كل سُلامى من أحدكم صدقة ، فكل تسبيحة صدقة، و كل تحميدة صدقة، و كل تهليلة صدقة، و كل تكبيرة صدقة، و نهي عن المنكر صدقة، و يُجزي من ذلك ركعتان يركعُهُما من الضحى». رواه مسلم

«С наступлением утра каждый сустав любого из вас должен давать садака (милостыню)! Каждое прославление Аллаха (субханаллах) есть милостыня. Каждое восхваление Аллаха (альхамдулиллях) есть милостыня. Каждое произнесение слов «ля иляхаилляллах» – милостыня. Каждое возвеличивание Аллаха (Аллаху акбар) –милостыня. Побуждение к одобряемому – милостыня и удержание от порицаемого – это тоже садака (милостыня). Но всё это могут заменить собой два ракаата дополнительного намаза-духа!» (Муслим).

Слова «ад-духа» «ضحى” имеет несколько значений: Первое его значение — это первая половина дня до полудня, утро. Всевышний Аллах в Коране говорит:

كَأَنَّهُمْ يَوْمَ يَرَوْنَهَا لَمْ يَلْبَثُوا إِلَّا عَشِيَّةً أَوْ ضُحَاهَا

«В тот День, когда они увидят его, им покажется, что они провели в этом мире лишь вечер или утро» (сура «ан-Назиат», 46 аят). Ибн Аббас сказал: «Что касается «вечера» (ашия), то это период времени от полудня до захода солнца. Что же касается «утра» (духа), то это период времени от восхода солнца до полудня» («Тафсир» Ибн Касира).

Вторе его значение — это сияние солнца. В Коране сказано:

«Клянусь солнцем и его утренним сиянием» (сура «аш-Шамс», аят 1). Муджахид сказал: «То есть, клянусь [солнцем] и его сиянием». («Тафсир» Ибн Касира).

И третье значение дневной свет, день. Аллах говорит в Коране:

وَأَغْطَشَ لَيْلَهَا وَأَخْرَجَ ضُحَاهَا

«Он сделал темной ночь его (неба) и вывел его дневной свет» (сура «ан-Назиат», аят 29). Ад-Даххак сказал: «т.е. вывел день». Ибн Зейд сказал: «т.е. сияние дня». («Тафсир» ат-Табари).

Читайте также:  Мол1.Bad

Согласно определению толкового словаря арабского языка «Лисан аль-Араб» дополнительная утренняя молитва «ад-духа» получила такое название из-за периода времени, в который она совершается, т.е. когда солнце находится на небосклоне в первой половине дня.

Время наступления и окончания Духа намаза.

Время молитвы «ад-духа» начинается с того момента, когда солнце поднимется на высоту копья, и продолжается почти до полудня. Иными словами, время молитвы «ад-духа» наступает спустя примерно двадцати минут после восхода солнца и заканчивается за пять-десять минут до полудня (т.е до зенита). Лучше же совершать эту молитву ближе к полудню. На желательность совершения молитвы «ад-духа» ближе к полудню указывает следующий хадис Аль-Касим аш-Шейбани передал, что, увидев каких-то людей, которые совершали молитву «ад-духа», Зайд ибн Аркам, да будет доволен им Аллах, сказал: «Поистине, они знали, что совершать эту молитву в другой час лучше, ведь посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «[Время] молитвы часто кающихся [наступает тогда,] когда [земля начинает] обжигать [лапы] верблюжат» (Муслим).

В качестве шариатского доказательства можно привести длинный хадис от Амра ибн Абасы, да будет доволен им Аллах, которому посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «Соверши рассветную молитву, а затем воздержись (от намазов), пока солнце не покажется (над горизонтом ) и не поднимется на высоту копья (румх) либо двух копий, ибо оно восходит меж двух рогов шайтана, и ему (т.е. солнцу — прим. Д.Х.) поклоняются (в это время) неверующие. Затем молись столько, сколько пожелаешь, ибо эта молитва будет иметь свидетелей, (а награда за нее) записана, пока тень от копья не сравнится с ним по длине, после чего воздержись (от намазов), ибо Ад (в это время) разжигается, а его врата распахиваются» (аль-Байхаки, аль-Хаким, Ибн Хузейма и др.).

Количество ракаатов молитвы “ад-духа”

В нафиль (добровольных) намазах нет какого ограничения по количеству ракаатов. Как и другие нафиль намазы, духа-намаз может состоять из двух, четырех, шести и более ракаатов. Сообщается, что посланник Аллаха ﷺ иногда совершал по два, иногда по четыре, а иногда и по восемь ракаатов. Аиша (радыйаллаху анха) сказала: «Посланник Аллаха ﷺ совершал духа-намаз по четыре ракаата, давая салям после каждых двух ракаатов. А иногда увеличивал число ракаатов» (Муслим)

Хадисы о достоинстве Духа намаза.

Посланник Аллаха ﷺ постоянно совершал духа-намаз, и разъяснив своим сподвижникам достоинства этого намаза, побуждал их сделать его неотъемлемой частью их жизни. Среди тех, кто постоянно совершал духа-намаз, были посланник Аллаха ﷺ, его жены, члены его семьи, асхабу суффа, и другие сахабы. Абу Хурайра, относившийся к числу асхабу-суффа, сказал: «Посланник Аллаха ﷺ рекомендовал мне три вещи, от которых я не откажусь никогда в жизни. Это – соблюдение трех дней поста каждый месяц, ежедневное совершение двух ракаатов духа-намаза, и совершение перед сном, витр намаза» (Бухари, Муслим).

Духа-намаз, играет важную роль в том, что касается духовного приближения к Аллаху Всевышнему. Одной из особенностей этого намаза является то, что он является причиной прощения некоторых грехов. В риваяте, переданном от Абу Хурайры сообщается, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тому, кто будет совершать два ракята духа-намаза, Аллах Всевышний простит все грехи, даже если их будет так же много, как пены в море» (Тирмизи, Салят, 346) В другом хадисе говорится: «В Раю есть ворота, именуемые «Духа». В судный день глашатай воззовет: «Где те, кто совершал духа-намаз? Это ваши ворота, входите в них с милостью Аллаха»

Укба ибн Амир аль-Джухани, да будет доволен им Аллах, сообщил, что, как передал со слов Аллаха Его посланник, мир ему и благословения Аллаха, Всевышний Аллах сказал: «О сын Адама! Достаточно тебе совершить ради Меня четыре ракаата в начале дня, и Я посредством их избавлю тебя [от бед] до конца твоего дня!» (Ахмад)

В заключение призываю себя, а затем уже моих братьев и сестер по вере неуклонно совершать молитву «ад-духа», обучить этому наши семьи, родственников, соседей и друзей и надеяться на награду Великого и Всемогущего Аллаха

Читайте также:  Молитва после чтения молитвы

Источник статьи: http://www.islam-love.ru/namaz/742-dukha-namaz

Духа намаз

Намаз ад-Духа является добровольной молитвой (нафль), время совершения которой начинается утром с момента поднятия солнца на «высоту копья» (примерно через 15–20 минут после восхода) и завершается в обед, перед тем как солнце достигнет зенита. Название намаза происходит от времени, в которое он совершается: духа – это утреннее время.

Достоинство намаза ад-Духа

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует сказал:

مَنْ حَافَظَ عَلَى شُفْعَةِ الضُّحَى غُفِرَ لَهُ ذُنُوبُهُ، وَإِنْ كَانَتْ مِثْلَ زَبَدِ الْبَحْرِ

«Кто будет постоянно читать два ракаата намаза ад-духа, тому простятся грехи, даже если их будет с морскую пену». (Ибн Маджа)

Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

لا يحافظ على صلاة الضحى إلآ أواب؛ وقال: هي صلاة الأوابين

«Не беспокоится о сохранении намаза ад-духа никто, кроме часто кающихся!». Также он сказал: «Этот намаз – намаз часто кающихся». (Ибн Хузейма, аль-Хаким)

Также Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передаёт:

أَوْصَانِي خَلِيلِي بِثَلَاثٍ لَا أَدَعُهُنَّ حَتَّى أَمُوتَ : صَوْمِ ثَلَاثَةِ أَيَّامٍ مِنْ كُلِّ شَهْرٍ، وَصَلَاةِ الضُّحَى، وَنَوْمٍ عَلَى وِتْرٍ

«Мой друг [Посланник Аллаха да благословит его Аллах и приветствует] завещал мне выполнять три деяния, и я их не оставлю до смерти: поститься три дня каждый месяц, совершать намаз ад-духа и ложиться спать после совершения витра». (аль-Бухари, Муслим)

От Абу Умамы (да благословит его Аллах и приветствует) передаётся, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

مَنْ صَلَّى صَلاةَ الصُّبْحِ فِي مَسْجِدِ جَمَاعَةٍ يَثْبُتُ فِيهِ حَتَّى يُصَلِّيَ سُبْحَةَ الضُّحَى، كَانَ كَأَجْرِ حَاجٍّ، أَوْ مُعْتَمِرٍ تَامًّا حَجَّتُهُ وَعُمْرَتُهُ

«Тому, кто совершит с джама’атом утреннюю молитву, затем останется для того, чтобы совершить молитву ад-духа, будет за это дана награда, равная награде паломника, совершившего полный хадж и ‘умру». (ат-Табарани)

Правовое положение (хукм) этого намаза

Намаз ад-Духа, по единогласному мнению факихов, является желательным действием (мустахабб) и по степени совершения относится к деяниям, которые Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) совершал постоянно и редко оставлял (суннат уль-муаккада).

Со слов Абу Зарра (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

يُصْبِحُ عَلَى كُلِّ سُلَامَى مِنْ أَحَدِكُمْ صَدَقَةٌ فَكُلُّ تَسْبِيحَةٍ صَدَقَةٌ وَكُلُّ تَحْمِيدَةٍ صَدَقَةٌ وَكُلُّ تَهْلِيلَةٍ صَدَقَةٌ وَكُلُّ تَكْبِيرَةٍ صَدَقَةٌ وَأَمْرٌ بِالْمَعْرُوفِ صَدَقَةٌ وَنَهْيٌ عَنْ الْمُنْكَرِ صَدَقَةٌ وَيُجْزِئُ مِنْ ذَلِكَ رَكْعَتَانِ يَرْكَعُهُمَا مِنْ الضُّحَى

«Когда вы просыпаетесь, каждый из ваших суставов должен выплатить милостыню. И каждый тасбих (выражение “Субханаллах”) – это милостыня, каждое восхваление (выражение “Альхамдулиллях”) – это милостыня, каждый тахлиль (выражение “Ля иляха илляллах”) – это милостыня, каждый такбир (выражение “Аллаху Акбар”) – это милостыня, повеление совершать благое – это милостыня, запрет порицаемого – это милостыня, но за всё это засчитается такая же награда, как за два ракаата намаза ад-духа». (Муслим)

Среди учёных имеются разногласия относительно того, что лучше – совершать намаз ад-Духа постоянно или время от времени. Большинство утверждает, что желательно совершать его постоянно, но ханбалиты посчитали, что нет желательности в постоянном совершении намаза ад-духа, так как это, по их утверждению, уподобляет его обязательным молитвам.

Правовое положение (хукм) этого намаза в отношении Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)

В «Кувейтской энциклопедии фикха» (2/259) говорится:

اختلف العلماء في وجوب صلاة الضّحى على رسول اللّه مع اتّفاقهم على عدم وجوبها على المسلمين‏.‏ فذهب الجمهور إلى أنّ صلاة الضّحى ليست مفروضةً على رسول اللّه صلى الله عليه وسلم‏.‏ وذكر الشّافعيّة وبعض المالكيّة وبعض الحنابلة أنّ صلاة الضّحى ضمن ما اختصّ به رسول اللّه من الواجبات، وأقلّ الواجب منها عليه ركعتان‏.‏

«Среди учёных возникли разногласия, был ли духа-намаз обязательным для Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Однако в том, что он необязателен для остальных мусульман, учёные единогласны. Большинство из них склоняются к мнению, что духа-намаз не был обязательным для Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Шафииты, некоторые маликиты и некоторые ханбалиты сказали, что духа-намаз относится к таким предписаниям, обязательность исполнения которых распространялась только на Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и тот минимум, который он должен был совершать из него – два рака’ата».

Читайте также:  Молитва перед рассветом 2011

Время наступления и окончание

Время намаза ад-Духа начинается с того момента, когда солнце поднялось на высоту копья, и продолжается почти до полудня. Иными словами, время ад-Духа наступает спустя примерно 20 минут после восхода солнца и заканчивается за пять-десять минут до полудня (то есть до зенита).

Предпочтительно совершать этот намаз ближе к полудню. На желательность совершения намаза ад-Духа ближе к полудню указывает следующий хадис.

Аль-Касим аш-Шайбани передал, что, увидев каких-то людей, которые совершали ад-духа, Зайд ибн Аркам (да будет доволен им Аллах) сказал:

أما لقد علموا أن الصلاة في غير هذه الساعة أفضل ؛ إن رسول الله صلى الله عليه وسلم قال : ” صلاة الأوابين حين ترمض الفصال

«Поистине, они знали, что совершать эту молитву в другой час лучше, ведь Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Время молитвы часто кающихся наступает тогда, когда [земля начинает] обжигать лапы верблюжат” (Муслим)».

Количество ракаатов

Имам Такиюддин аль-Хисни аш-Шафии (752 – 829 гг. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет в книге «Кифаят уль-Ахьяр» (стр. 155):

أقل الضحى ركعتان وأما أكثرها فالذي ذكره الرافعي في المحرر والشرح الصغير ونقله في الشرح الكبير عن الروياني وأقره أنها اثنتا عشرة ركعة واحتج له بقوله صلى الله عليه وسلم لأبي ذر رضي الله عنه (إن صليت الضحى اثنتي عشرة ركعة بنى الله لك بيتا في الجنة) وقال النووي في شرح المهذب أكثرها ثمان ركعات قاله الأكثرون ورواه الشيخان من حديث أم هانيء وذكر مثله في التحقيق

«Наименьшее количество ракаатов – два, а что касается наибольшего количества, то ар-Рафии упоминает в трудах “Аль-Мухаррар” и “Аш-Шарх ус-Сагыр”, а в книге “аш-Шарх уль-Кабир” передаёт слова ар-Рувьяни “Наибольшее количество ракаатов – двенадцать”, аргументируя это словами Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), сказанными Абу Зарру: А тот, кто совершит её в двенадцать рака’атов, тому Аллах построит дом в Раю“». (хадис передал аль-Байхаки и посчитал его слабым). Ан-Навави сказал в труде «Шарх уль-Мухаззаб», что наибольшее количество ракаатов – восемь, также это сказали большинство учёных и привели хадис аль-Бухари и Муслима со слов Умм Хани[1], и об этом Ан-Навави пишет в своей книге «Ат-Тахкик».

Высказывания шафиитов о наибольшем количестве рака’атов намаза ад-Духа различаются. Имам ан-Навави в труде «Аль-Минхадж» говорит, что наибольшее их количество – двенадцать, а в «Шарх уль-Мухаззаб» он утверждает другое и ссылается на большинство учёных, которые говорят, что наибольшее количество ракаатов – восемь. В книге «Раудату-т-Талибин» он пишет, что лучше совершать восемь рака’атов, а максимальное их количество – двенадцать, и что надо произносить салам между каждыми двумя рака’атами.

Суры, которые желательно читать этом намазе

Имам ар-Рамли (919 – 1004 гг. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет в книге «Нихаят уль-Мухтадж»:

ويسنُّ أن يقرأ فيهما – ركعتي الضّحى – ‏ الكافرون، والإخلاص وهما أفضل في ذلك من الشّمس، ‏<‏وَالضُّحَى‏>‏ وإن وردتا أيضاً ؛ إذ ‏‏ الإخلاص ‏ تعدل ثلث القرآن، ‏ والكافرون ‏ تعدل ربعه بلا مضاعفة‏.‏

«Желательно читать в двух рак’атах духа намаза суры Аль-Кафирун и Аль-Ихлас. Это лучше, чем чтение сур Аш-Шамс и Ад-Духа, хоть относительно них тоже имеются хадисы, потому что Аль-Ихлас приравнивается к трети Корана, а Аль-Кафирун – к четверти».

[1] В хадисе от Умм Хани говорится, что она сказала: «В год открытия Мекки я пришла к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), он находился в верхней части города. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) встал для того, чтобы совершить большое омовение, а Фатима закрывала его (покрывалом). Затем он взял свою одежду и надел её. Затем он совершил молитву ад-Духа в восемь рака’атов». (аль-Бухари и Муслим)

Источник статьи: http://darulfikr.ru/articles/duha-namaz/