Меню

Время ночных молитв у монахов

Почему православным нельзя молиться ночью

Святые отцы православной церкви придавали ночной молитве особый смысл, считая её одним из самых мощных и полезных методов очищения и озарения души.

Святой Иоанн Златоуст заключал: «Господь особенно приклоняется на милость ночными молитвами», а прп. Исаак Сириянин говорил: «Всякая ночная молитва полезнее тебе всех дневных подвигов».

Однако церковнослужители сходятся во мнении, что мирянам, в отличие от иноков, не стоит молиться ночью, поскольку это действо сопряжено с опасными искушениями, с которыми человеку неподготовленному весьма непросто справится. Но, а если всё-таки у человека есть неиссякаемое желание молиться именно ночью, делать это можно только по благословению его личного духовника.

Отличие между монахом и мирянином

Путь мирянина и монаха — это две разных стези человеческой жизнедеятельности, с отличиями в образе жизни, попечениях и молитвенных совершенствованиях. Не связанные тесными родственными и супружескими узами монахи, не знают хлопот, сопряженных с заботой о близких людях, их умы не заняты многочисленными мирскими проблемами, они не ощущают дефицита времени, категорически не хватающего работающему человеку.

У каждого монаха есть личный духовник, следящий за его духовным развитием и наставляющий в молитвенных практиках.

Иноки живут в собственном мире, зависимом от определённой дисциплины, с чёткой иерархией подчинения и распорядком дня, позволяющим молиться в разное время суток.

Именно поэтому большинство трудов святых отцов, повествующих о правилах молитв, были адресованы инокам, исходя из их особого ритма бытия в монастырях.

Св. Игнатий Брянчанинов пишет: «Монахи суть те христиане, которые оставляют все по возможности земные занятия для занятия молитвою — добродетелию, высшею всех добродетелей, чтоб посредством нее соединиться воедино с Богом…»

Традиция ночных молитв

Традиция ночных молитв восходит к временам становления христианства, когда прятавшиеся от преследования подвижники Христа, только в темное время суток могли безбоязненно возносить свои ежедневные молитвы. Делать им это было не трудно, во-первых, в силу невероятного духовного порыва, и, во-вторых, из-за особенности жизненного уклада – в жарких южных странах, с территории которых начала распространяться эта религия, люди привыкли отдыхать днем, чтобы прохладными ночами заниматься делами. Впоследствии эта практика была усвоена монастырями и постоянные ночные моленья стали частью жизни иноков.

Мощь ночной молитвы

Необычная мощь ночной молитвы состоит, в том, что при её совершении ум человека однозначно сосредоточен на общении с Богом, а в душе воцаряется покой, навеянный как глубинным пониманием слов мольбы, так и зарождающимися в душе благодарностью, покорностью, умилением и любовью.

Св. Златоуст видел её мощь в следующем: «Ночью и ум свободнее можно вознести к Богу, и ночные молитвы к покаянию обратят вас, и их паче дневных послушает Бог. Если ты ночью выйдешь из дома, то заметишь вообще молчание; и твоя душа становится в это время чище, и ум твой легче на молитву».

Мирянам не рекомендуется

Для того чтобы человек мог совершать ночную молитву его воля должна быть обращена к Богу, тело энергичным и собранным, совесть освобождена покаянием, сердце очищено от страстей, а ум отстранен от суеты, но этих обстоятельств очень трудно добиться мирянину, вовлечённому в суматоху современной жизни.

Неподготовленный к ночной молитве обыватель может стать легкой добычей бесов, которые, по мнению Н. Пестова, по непонятным пока причинам «имеют наибольшую власть над миром и иногда мешают в молитве различными «страхованиями» (наведение чувства боязни, страха, ужаса, непонятными звуками, стуками и, наконец, различными явлениями и видениями)».

Его словам вторит религиозный писатель С. Нилус, описавший произошедший в Оптиной пустыне печальный случай, когда готовившийся принять монашеский постриг молодой человек вопреки запрету духовника совершал самовольные молитвы в ночное время. В результате после очередного ослушания «послушник» выбежал голый из кельи и забежал в храм, где совершалось богослужение. Забравшись на св. Престол он бесновался и выделывал неподобства, а видевшие это монахи не могли ничего поделать, поскольку были обуяны непонятным сковывающим страхом. Лишь иеромонах после недолгого замешательства сбросил обезумевшего с Престола и передал его в руки врачам, которые констатировали у него психическое расстройство, из-за чего он провел остаток жизни в соответствующей клинике.

Читайте также:  Мусульманская молитва за здоровье близкого человека

В книге «Монастырь в миру» прот. Валентин Свенцицкий пишет: «Не надо молиться поздно. До 12 часов ночи молитва должна быть кончена, и молящийся должен отойти ко сну. Мы не знаем всех тайн невидимого мира. Не всё нам открыто, и не всё ведомо. Неведомо нам и то, почему именно в эти поздние часы, после 12-ти, тёмные силы особенно чувствуют своё могущество и нападают на душу с особенной яростью».

Молитва в ночные часы делает душу человека восприимчивее как для доброго, так и для дурного, именно поэтому бесам легче проникать в неё, искушать человека утончёнными соблазнам, тешить его слух ложнми откровениями, разжигать горделивые помыслы и затягивать в заманчивые споры.

В этом же издании отмечено, что зачастую демоны, чтобы обмануть молящихся обретают облик ангелов света, о которых писал и архиепископ Василий (Кривошеин).

В книге «Ангелы и бесы в духовной жизни» он приводит слова преподобного Антония Великого, рассказывавшего своим ученикам об ухищрениях нечистой силы, желающей согнать христианина с праведного пути.

Именно различение, настоящих ангелов света от прикидывающихся ими бесов есть основная проблема, сопровождающая ночную молитву. Мирянин не знакомый со всеми хитростями дьявола может легко поддаться на его уловки, поскольку распознавание этих двух духов идёт не на инстинктивном, а на интуитивном уровне. Именно поэтому Антоний настаивает: «Должно молиться… чтобы получить дар различения духов, дабы, как написано, мы не веровали бы всякому духу», а в мирской жизни у человека нет столько свободного времени, чтобы посвящая себя постоянным молитвам научиться противостоять влиянию тёмных сил.

Ночь для сна

О том, что мирянам не нужно посвящать ночь молитвам имеются строки в одном из писем преподобного Амвросия Оптинского: «Спрашиваешь, как приучить питомицу твою к серьезным занятиям… Предложи сперва, чтобы из дня сделали день и из ночи — ночь; а когда в этом будешь иметь успех, тогда можно будет думать и о другом».

Уставший за день организм работающего человека нуждается в восстановлении сил, посредством непрерывного сна, а ночные молитвы непременно разбивают его на отрезки мнимого бодрствования и возможной релаксации.

Блаженный Феодорит Кирский отмечал: «Смотрение Божие… дало… сон сладкий и продолжительный, который может успокоить тело после усталости и сделать его более крепким для трудов следующего дня».

При ведении активного образа жизни у человека должен быть правильный режим сна, а постоянные пробуждения на ночные молитвы способны разбалансировать его психику и нанести непоправимый вред.

Источник статьи: http://cyrillitsa.ru/tradition/68049-pochemu-pravoslavnym-nelzya-molitsya.html

Когда весь мир спит или грешит — на Афоне молятся

Литургия на Афоне совершается именно ночью. В это время молитва афонских монахов удерживает человечество от самого плохого, что может случиться, уверен епископ Климент (Вечеря).

– Владыко, сколько раз Вы были на Афоне?

– На Афоне я был уже 5-й раз, и все время он открывается по-особому. Святая Гора является своеобразной духовной реанимацией для тех людей, которые живут в суете современной цивилизации и в вихре всех сложностей современности. Афон – это место, где совершенно иная реальность, где все направлено на самую главную цель – достижение блаженной вечности и жизни с Богом. Поэтому, каждый раз ступая на землю Афона, есть надежда, что это паломничество станет особым Рубиконом и позволит по возвращении положить начало новой жизни, совершить новый этап в своем духовном развитии.

– Предыдущие разы получалось хоть на какое-то время сохранить это состояние?

– Сложно об этом судить, но есть такой термин «сохранить Афон». Под ним подразумевается необходимость после паломничества на Святую Гору как можно дольше сохранить в себе духовный покой и молитвенное настроение, которые приобретает каждый человек, пребывающий на Афоне. Молитвенное настроение можно снискать во время продолжительных богослужений в афонских монастырях, прибеседахс благодатными старцами, которые всегда говорят о необходимости молитвы и борьбы с грехом.

– В этот раз Вам удалось со старцами пообщаться?

– Эту поездку я посвятил подготовке к грядущему юбилею, празднованию 1000-летию древнерусского монашества на Святой Горе. Поэтому в первую очередь я посещал те места на Афоне, которые связаны с историей монахов, приехавших туда с Руси и с Украины: Русский Пантелеимонов монастырь, его скиты, скиты других славянских монастырей, приютившихнаших древних соотечественников. Пантелеимонов монастырь имеет неоценимое сокровище в лице старца-игумена, схиархимандрита Иеремии. Ему уже пошел 101-й год. Он является свидетельством того, что вера побеждает все немощи и слабую человеческую природу. Говорят, что ему даже больше, чем 101 год.

Читайте также:  Kakuyu molitvu nuzhno chitat chtobi muzh ne izmenyal

Несмотря на свой преклонный возраст, схиархимандрит каждый день посещает богослужения, вместе с братией приходит на все монастырские трапезы, мероприятия и раз в 2 недели вместе со своим помощником ездит на своей машине в Салоники, чтобы закупить нужное для монастыря. Вот когда смотришь на такого человека, то понимаешь, что любые немощи – когда мне плохо, когда нет настроения, когда я болею – не могут сравниться с тем подвигом, который более 100 лет несет схиархимандрит Иеремия.

– Что-то было сказано об Украине в этот раз, слова поддержки? Мы знаем, что на Афоне молятся о нас.

– На Афоне в Пантелеимоновом монастыре проживает очень много выходцев из Украины. Это отец-игумен, приехавший на Афон из Свято-Успенского Одесского монастыря. Духовник этого монастыря – отец Макарий, родом из Черниговской области. Много и другой братии, которые прибыли из других регионов Украины. Все они искренне переживают о случившемся на земной родине. На каждом богослужении совершается особая молитва об Украине, об Украинской Православной Церкви, об украинском православном народе. Эта молитва возносится со слезами на глазах, с искренней верой, что только Господь и Покров Божией Матери могут принести украинской земле мир и прекращение всех тех нестроений, которые ее постигли.

В этом году я уже второй раз посещаю Афон и, когда слышу молитвы об Украине или сам произношу их во время ночного богослужения, искренне верю, что они не дают возможности скатиться в еще больший хаос и в политические противостояния, а способствуют укреплению надежды на мир и прекращению войны.

– Есть ли афонские пророчества о будущем Украины, мира?

– Я с осторожностью отношусь ко всем пророчествам и приезжаю на Афон для того, чтобы самому помолиться и попросить молитв у других. Верю, что молитва афонских старцев сотворит чудо. Если нас сегодня постигли огненные испытания, то в этом необходимо увидеть определенный Промысел Божий и надеяться на то, что нашими молитвами и нашим покаянием мы сможем вновь прийти в умиротворение и преодолеть все искушения.

– Любой человек, живущий на земле, в разных проявлениях ищет одно –любовь. Можно ли сказать, что на Афоне любовь ощущается и живет во всей своей полноте?

– Люди, которые отреклись от мира и уехали в свое время на Святую Гору, посвятили себя исполнению Божьих заповедей. Известно, что первая и наибольшая Заповедь говорит нам о любви к Богу и о любви к ближнему. Все устройство жизни на Афоне, организация быта монахов направлены на исполнение заповеди о любви к Богу и ближнему. Например, продолжительные богослужения, которые не только утомляют, но и впечатляют всех приезжающих на Афон, в первую очередь вдохновлены любовью к Богу. Они являются свидетельством того, что для афонских монахов молитва и общение с Богом – самое сладостное деланье. В то же время эти богослужения сопряжены с молитвой о мире всего мира, о святых Божьих Церквях, о народе не только Греции, но и тех стран, которые являются родиной монахов, прибывших на Святую Гору. Во время этой молитвы проявляется любовь афонских монахов к людям, находящимся за пределами Афона и, возможно, еще не познавшим истину, терзаемым от неведения истинного пути и жизни без Бога. Молитва афонских монахов простирается далеко и охватывает собой весь мир.

Афонские монахи молятся на протяжении всего дня, но Литургия совершается именно ночью, когда весь мир спит или грешит. В это время молитва афонских монахов удерживает человечество от самого плохого, что может случиться.

– Очень часто паломники из Украины, России стремятся посетить как можно больше монастырей и скитов Афона и много времени уделяют экзотике греческих монастырей. Как и где Вы проводите время на Афоне?

Читайте также:  Утренняя молитва ислам как читать

– Все монастыри и скиты на Афоне прекрасны и отличаются своим Уставом и богослужением. На мой взгляд, самой главной ценностью на Афоне на протяжении тысячелетней истории является Свято-Пантелеимонов монастырь, в своих стенах принимавший и принимающий наших соотечественников. Этот монастырь является тем духовным источником, который на протяжении тысячелетней истории вдохновлял людей нашей родины, находящихся в духовном поиске. Для меня всегда очень важно быть в Пантелеимоновом монастыре и молиться на церковнославянском языке вместе со своими земляками, друзьями о своей родине. Все монастыри в Греции и на Афоне подчиняются Константинопольскому Патриарху. За богослужением даже монастыри, которые связаны с Сербией, Болгарией, Румынией, Кипром, поминают имя только Константинопольского Патриарха. Русский Пантелеимонов монастырь особый. Там есть традиция вместе с Константинопольским Патриархом за богослужением поминать Патриарха Московского и всея Руси. Когда приезжают архиереи из Украины, всегда поминают имя Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины. Поэтому для меня очень важно не рассеиваться путешествиями по Святой Горе, а сосредоточиться в самом главном для нас месте – Свято-Пантелеимоновом монастыре, чтобы там помолиться возле его святынь на церковнославянском языке вместе со своими соотечественниками о нашей родине.

– Есть ли особые, что ли, сокровенные места на Афоне?

– Особым местом на Афоне является скит Пресвятой Богородицы, который называется Ксилургу. Его история, согласно недавно найденным документам, уже имеет более чем тысячелетний период. В следующем году будет особое празднование – 1000-летие славянского присутствия на Святой Горе. Переступая порог скита Ксилургу, я ощущал особый трепет, потому что именно туда почти 1000 лет назад, будучи еще совсем юным, приехал будущий подвижник преподобный Антоний Киево-Печерский. Скорее всего,именно там он принимал монашеский постриг, отрекался от мира и давал обеты, которые были для него ориентиром на всю последующую жизнь. Именно там преподобный Антоний постигал азы духовной жизни, затем их принес по благословению афонских старцев в Киев и всю Киевскую Русь. По его уставу и примеру были основаны первые монастыри на Руси. Скит Ксилургу назван в честь Успения Божией Матери. Преподобный Антоний, устраивая свой монастырь в Киеве, по примеру скита Ксилургу посвятил его Божией Матери.

Интересно, что сами афониты свидетельствуют о древности этого скита и в афонских монастырях есть определенная иерархия и субординация. Первая в этой субординации – Лавра святого Афанасия, монастырь Ватопед, монастырь Хиландар и другие монастыри. Всего 20.

Среди скитов Афона тоже есть определенная субординация иерархия. Может, субординация здесь не так ярко выражена, как в монастырях, но для всех очевидный факт, что русский скит Ксилургу является самым древним скитом на Афоне. Само слово «Ксилургу» обозначает древо дел. Скорее всего, русские монахи, которые пребывали на Святую Гору, по своему обычаю и по своему умению строили храмы и келии не из камня, как это принято в Греции, а из дерева. Поэтому и название скита связано с древоделанием. В каждом монастыре на Афоне есть ксилургу, то есть столярная мастерская. Испокон веков на Афоне среди греческих монахов сохранилось в русской фонетике название этого скита «Богородица». Греки почему-то не могут произнести первый звук этого слова, и получается: «ВОгородица». Именно так среди греков называется скит Ксилургу, и это еще свидетельствует о том, что этот скит имеет очень древнюю историю, которая абсолютно неоспорима среди многочисленных афонских историй, бытующих на Святой Горе.

Если попросить таксиста отвезти вас в скит Ксилургу, он не поймет, о чем речь. Если скажете – к Богородице, то все знают.

Подобная история и со скитом Пантелеимонова монастыря, который находится практически у начала Афона. Греки называют его скитом Крумница. В этом скиту находится хозяйственная территория Пантелеимонова монастыря. Там издавна выращивают оливки, виноград, что позволяет монастырюразвиваться, обеспечивать себя, а издержки продавать. Русские монахи любезно называли этот скит кормилицей, потому что именно он давал продукты питания. Греки не могли произнести подряд так много гласных в этом слове и вместо «кормилица» стали называть скит «крумницей». Так он и оформлен в официальных документах.

С епископом Климентом (Вечерей)
беседовала Наталья Горошкова

Источник статьи: http://pravoslavie.ru/88290.html