Меню

Время полуденной молитвы в исламе

Каковы временные границы обязательных молитв?

Основной и самый достоверный хадис по данной теме

Ангел Джабраил (Гавриил) пришел (однажды) к Пророку, мир ему и благословение, и воскликнул: “Встань же и соверши молитву!” Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, совершил ее, когда солнце миновало зенит. Затем ангел пришел к нему в послеполуденное время и вновь воззвал: “Встань и соверши молитву!” Посланник Всевышнего, мир ему и благословение, совершил очередную молитву, когда тень предмета стала равна ему. Потом Джабраил (Гавриил) явился вечером, повторив свой призыв к молитве. Пророк совершил молитву сразу после захода солнца. Ангел пришел и поздним вечером, в очередной раз побуждая: “Встань и соверши молитву!” Пророк совершил ее, как только исчезла вечерняя заря. Затем ангел Божий пришел с тем же напоминанием на заре, и Пророк помолился с появлением рассвета. Произошло это в день после исторически важной и примечательной ночи Вознесения (аль-Ми‘радж).

На следующий день в полуденное время ангел Джабраил (Гавриил) опять пришел, и Пророк, мир ему и благословение, помолился, когда тень предмета стала равна ему. Затем он явился в послеполуденное время, и Пророк Мухаммад помолился, когда тень предмета была в две его длины. Вечером ангел пришел в то же самое время, как и днем ранее. Ангел явился и по истечении половины (или первой трети) ночи и совершил ночную молитву. В заключительный раз он пришел на рассвете, когда уже значительно рассвело (незадолго до восхода солнца), побудив Пророка совершить утреннюю молитву. После чего ангел Джабраил (Гавриил) сказал: “Между этими двумя (временными границами) – время [совершения обязательных молитв]”

Во всех этих молитвах-намазах имамом для Пророка Мухаммада, мир ему и благословение, был ангел Джабраил (Гавриил), приходивший для того, чтобы научить Пророка молитвам. Первая полуденная молитва и все последующие были совершены после ночи Вознесения (аль-Ми‘радж), во время которой и стало обязательным по воле Творца совершение пяти ежедневных молитв. В богословских трудах и сводах, где приводится данный хадис, подчеркивается, что, наряду с другими достоверными повествованиями, он имеет самую высокую степень достоверности. Таковым было мнение и имама аль-Бухари.

Временные границы молитв

Предпочтительнее всего совершение пяти обязательных молитв в начале временного промежутка каждой из них. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, говорил: “Наилучшим из дел является выполнение молитвы (намаза) в начале времени ее”. Однако важно знать, что молитва считается своевременно выполненной до самых последних минут ее временного промежутка.

1. Утренняя молитва (Фаджр) – от момента появления рассвета до начала восхода солнца

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, говорил: “Следует различать две разновидности рассвета: рассвет истинный, запрещающий принятие пищи [во время поста] и разрешающий совершение молитвы [с которым наступает время утренней молитвы]; и рассвет ложный, во время которого разрешен прием пищи [в дни поста] и запрещена утренняя молитва [ибо время молитвы еще не настало]”.

В этих словах Пророка, мир ему и благословение, речь идет о природных явлениях, связанных с таинством смены дня и ночи – “истинном” и “ложном” рассветах. “Ложный” рассвет, появляющийся в виде вертикальной полосы света, устремленной вверх по небу, но за которым вновь следует мрак, наступает незадолго до настоящего рассвета, когда утреннее зарево равномерно расстилается по горизонту. Правильное определение времени рассвета чрезвычайно важно для соблюдения установленных шариатом поста, утренней и ночной молитв.

Читайте также:  Молитва матроне за возвращение любви

Окончание времени молитвы наступает с началом восхода солнца. В достоверном хадисе сказано: “Время [выполнения] утренней молитвы (Фаджр) продолжается до того, пока не взойдет солнце”. С восходом солнца время своевременного выполнения утренней молитвы завершается, и если она была пропущена, ее необходимо возместить. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, сказал: “Кто успеет совершить один ракаат утренней молитвы до начала восхода солнца, тот настиг ее”.

Богословы утверждают: этот и другие достоверные хадисы по данной теме свидетельствуют о том, что, если человек успеет совершить один ракяат со всеми его составляющими, включая земной поклон, он завершает молитву в обычном порядке, несмотря на наступление восхода или захода солнца. Из контекста хадисов следует – в этом случае намаз засчитывается как выполненный вовремя. Такого мнения придерживаются все мусульманские ученые, так как текст хадиса ясен и достоверен. Однако такой подробный анализ данного вопроса вовсе не свидетельствует о дозволенности оставлять молитву на столь позднее время. Крайне нежелательно оставлять утреннюю молитву на конец временного промежутка, совершая непосредственно перед восходом солнца.

2. Полуденная молитва (Зухр) – с момента, когда солнце минует зенит, и до того, как тень предмета станет длиннее его самого

Полуденную молитву можно совершать как только солнце минует зенит, точку самого высокого для данной местности своего расположения на небе. Окончание времени молитвы наступает, как только тень предмета станет длиннее его самого. Необходимо учесть, что тень, которая была в момент нахождения солнца в зените, не принимается в расчет.

3. Послеполуденная молитва (‘Аср) – с момента, когда тень предмета станет длиннее его самого, и до заката

С завершением временного промежутка полуденной молитвы (Зухр) наступает время послеполуденной молитвы (‘Аср). Окончание времени молитвы наступает с заходом солнца. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, говорил: “Кто успеет совершить один ракаат послеполуденной молитвы до начала захода солнца, тот настиг послеполуденную молитву”.

Желательно совершить послеполуденную молитву до того, как солнце “начнет желтеть” и терять свою яркость. Оставлять данную молитву напоследок, когда солнце близится к горизонту и уже краснеет, крайне нежелательно. Посланник Всевышнего, мир ему и благословение, о послеполуденной молитве, оставленной на самый конец ее времени, сказал: “Это – молитва лицемера [в тех случаях, когда нет весомых причин для столь значительной задержки]. Он сидит и ждет, пока солнце опустится меж рогами Сатаны. После чего он встает и начинает ускоренно совершать четыре ракаата, не упоминая Господа, кроме как незначительно”.

4. Вечерняя молитва (Магриб) – сразу после захода солнца и до исчезновения вечерней зари

Временной промежуток данной молитвы, по сравнению с другими, наиболее короткий, поэтому следует быть особенно внимательным к своевременности ее выполнения. Хадис, повествующий подробно о приходе ангела Джабраила (Гавриила) на протяжении двух дней, дает возможность ясно понять, что желательно совершать намаз магриб в начале его временного промежутка.

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, говорил: “Не покинет моих последователей благо и благополучие до тех пор, пока не начнут они оставлять вечернюю молитву до момента появления звезд”.

Читайте также:  Kakie molitvi chitayutsya posle svetloy sedmitsi do vozneseniya

5. Ночная молитва (‘Иша’) – после исчезновения вечерней зари (по окончании времени вечерней молитвы) и до начала рассвета (до начала утренней молитвы)

Желательно совершить данную молитву в первую треть или половину ночи. В одном из хадисов упоминается: “Совершайте ее (молитву ‘Иша’) в промежутке между исчезновением зарева и истечением трети ночи”. Было несколько случаев, когда Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, совершал пятую молитву со значительной задержкой.

“Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, порой совершал пятую молитву в начале ее времени, а иногда – откладывал. Если он видел, что люди уже собрались на молитву, то совершал ее сразу. Когда же люди задерживались, он откладывал ее на более позднее время” (аль-Бухари, Муслим).

Имам ан-Навави говорил: “Все упоминания об откладывании пятой молитвы подразумевают только первую треть или половину ночи. Никто из ученых не указывал на желательность оставления пятой обязательной молитвы на более позднее время, чем половина ночи”.

В мечетях имамы должны все делать по расписанию, с некоторым возможным ожиданием опаздывающих. Что же касается частных ситуаций, то верующий поступает в соответствии с обстоятельствами и с учетом приведенных выше хадисов и пояснений.

Источник статьи: http://muslimclub.ru/islam/voprosi/49.html

Времена молитв

Для того чтобы молитва считалась действительной, нужно соблюдать все обязательные условия молитвы.

Одним из важных условий является наступление времени той или иной обязательной молитвы. Аллах в Коране сказал: «Обязали на вас молитву, у которой есть своё, предписанное время совершения».

Мусульманин должен знать наступление времени молитвы или хотя бы предполагать о наступлении времени, в противном случае молитва будет недействительной.

Время полуденной молитвы (зухр)

Время полуденной молитвы начинается от прохождения солнцем зенита и до того, как тень каждой установленной вертикально вещи будет равна этой вещи, не считая тени нахождения солнца в зените.

Время после полуденной молитвы (аср)

Время после полуденной молитвы начинается с завершения времени полуденного намаза, то есть когда тень уже будет больше установленного вертикально предмета, и сохраняется до захода солнца.

Время вечерней молитвы (магриб)

Время вечерней молитвы начинается уже с захода солнца и продолжается до исчезновения «красной зари» (зарево на горизонте).

Время ночной молитвы (ишаъ)

Время ночной молитвы начинается с исчезновения «красной зари» на горизонте и до «правдивого» (второго) рассвета.

Время утренней молитвы (субх)

Время утренней молитвы начинается с «правдивого» рассвета и длится до восхода солнца, т.е. до появления края солнечного диска (хоть малой его части). То есть человек, который проснулся после восхода, уже упускает время и возмещает утреннюю молитву. Рассвет назвали «правдивым», потому что есть и «ложный» – это когда на горизонте бывает рассвет наподобие лисьего хвоста, а потом он исчезает – и опять темнеет, и далее уже наступает «правдивый» рассвет.

Если человек не знает время молитвы или запутался, то он обязан следовать за правдивым и надёжным человеком, который подскажет, в какое время совершать молитву, – к примеру, это может быть муэдзин (тот, кто провозглашает азан), или вы можете ориентироваться по азану, крику петуха по утрам.

Если таких людей нет, то вы сами выносите решение по каким-нибудь признакам, таким как ремесло, то есть вы от какого-то намаза до следующего завершали некую работу, и вы делаете эту работу, а по завершению, соответственно, совершаете намаз.

Читайте также:  Kak snyat venets bezbrachiya samostoyatelno v domashnix usloviyax molitvoy

В местности, в которой нет обычных суточных смен дня и ночи, а есть так называемые «белые ночи», жителям для определения времен молитв надо ориентироваться на близлежащий населённый пункт, в котором нормальная смена дня и ночи, т. е. происходит восход и заход солнца в течение одних суток.

Все молитвы нужно совершать в своё предписанное время, и нельзя переносить одну молитву на время другой, кроме как в сафаре (путешествие) или в экстренных случаях, таких как спасение человека и т. д.

Человек имеет право отложить намаз по той или иной уважительной причине – например, если он получает знания по религии или читает суру из Корана с намерением совершить намаз, как только закончит, с условием, чтобы время данного намаза не вышло, иначе это грех.

Желательно спешить совершить каждую молитву в своё превосходное время, то есть сразу как пришло время этой молитвы, ведь Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Лучшее из деяний – это вовремя совершённая молитва».

Если человек пропускал молитву или он верил в Аллаха, но вообще не совершал молитву, то нужно искренне покаяться и начать молиться, а пропущенные намазы нужно возмещать (из книги «Ианат ат-Талибин»).

Возмещение молитв

Единогласны учёные ахлю сунны, четыре имама мазхабов и их последователи в том, что умышленно пропущенные молитвы нужно возмещать, ровно как и пропущенные по забывчивости или из-за того, что человек проспал нужное время. Соответственно, всякий, кто говорит: «Не нужно возмещать», – противоречит консенсусу учёных ахлю сунны (аль-Иджмаъ).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Долг Аллаху более достоин возмещению» (имам аль-Бухари в книге «Сахих», № 6321, № 1754).

По какой бы причине человек ни пропустил молитву, она остаётся долгом перед Аллахом, и согласно по хадису её нужно возмещать. Хоть сам хадис возник в то время, когда Пророк (мир ему и благословение) совершал хадж, этот долг («дайн» – арабск.) охватывает каждого, как и любой долг. Учёные говорят, что от Пророка (мир ему и благословение) не пришло уточнение (тахсыс) именно про хадж.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал тому, кто пропустил пост:

Смысл: «Соблюдай пост вместо пропущенного» (Абу Давуд в книге «Сунан», № 2393).

Если человек уснул или забыл о намазе, то ему греха нет из-за того, что он пропустил молитву, ведь Пророк (мир ему и благословение) сказал: «С моей уммы сняли ответ за ошибки (непреднамеренные) и забывчивость…» (имам ас-Суюти в книге «ас-Сагыр» подтвердил достоверность).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Троим не записывают деяния: 1) спящему, пока не проснётся; 2) ребёнку, пока не станет совершеннолетним; 3) сумасшедшему, пока не придёт в себя» (имам Ахмад, № 100–101, 144/6; ад-Дарими, № 171/2; Абу Давуд, № 4398; ан-Насаи, № 156/6; ибн Маджах, № 2041; удостоверил имам аль-Хаким, № 59/2, с ним согласился имам аз-Захаби).

Да помилует нас Аллах и примет наши молитвы!

Источник статьи: http://islam.ru/content/veroeshenie/43078