Меню

Ярмарка икон в москве

В музее им. Андрея Рублева открывается выставка икон русских святых из собрания Николая Паниткова

В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева впервые экспонируется собрание икон Николая Паниткова. В собранную им на протяжении многих лет коллекцию вошли образы русских святых, изображенных на фоне храмов и монастырей. Собрание дополняют образы, представляющие явления на Руси чудотворных икон Святой Троицы и Богоматери, а также некоторые важные исторические события, такие, как принесение в Москву в 1625 году Ризы Христовой.

Иконы святых с видами основанных ими обителей создавались специально для паломников, на память о посещении святого места. Их начали писать еще в XVI веке, и постепенно такие образы стали очень популярны. На выставке экспонируется около 70 произведений XVII-XIX веков, дающих возможность увидеть святые места древних русских городов и земель, совершить по ним виртуальное путешествие. Многие из изображенных на них церквей и целых монастырских ансамблей не дошли до нашего времени, а места, где они стояли, оказались заброшены. Выставка дает возможность представить эти постройки в первозданном виде, в окружении сказочной красоты русской природы, переосмысленной иконописцами как образ Рая на земле.

Среди уникальных изображений русских подвижников, представленных на выставке, образы Даниила Переславского со сценами жития конца XVII в., Тихона Калужского конца XVIII в., Сергия и Германа Валаамских начала XIX в. и многие другие. Один из главных шедевров экспозиции — икона «Собор Белозерских святых» начала XVIII столетия, где вместе со своими монастырями изображены восемь святых Русского Севера – как знаменитых, так и малоизвестных.

К открытию выставки подготовлен полный каталог собрания.

Куратор выставки — ученый секретарь Н.И. Комашко

Источник статьи: http://pravoslavie.ru/128039.html

Выставка современных иконописцев открылась в Москве

Выставка «Современные иконописцы России» открылась в выставочном зале «Царская башня». Впервые в рамках одной экспозиции представлены работы лучших современных мастеров различных жанров церковного искусства — иконописи, мозаики, скульптуры, шитья, мелкой пластики.

Организаторами экспозиции выступили Валаамский Спасо-Преображенский монастырь, Содружество в поддержку современной христианской культуры «Артос» и Гильдия храмоздателей.

Организаторы признают, что создание экспозиции представляло собой сложную задачу, поскольку собрать на выставку произведения современных иконописцев, которые создавались для конкретных храмов и монастырей, разбросанных не только по всей России, но и порой находящихся далеко за ее пределами, практически невозможно.

Однако, как рассказала на церемонии открытия одна из кураторов выставки искусствовед Ирина Языкова, мастера церковного искусства с большой готовностью откликнулись на предложение организаторов и предоставили свои работы.

«Впервые в Москве происходит выставка, на которой представлены и московские, и петербуржские иконописцы, иконописцы из Владимира, Суздаля, Твери, Свияжска, Архангельска, Екатеринбурга. География представлена достаточно широко», — отметила она.

И. Языкова подчеркнула, что, несмотря на название «Современные иконописцы России», в экспозицию были включены произведения церковного искусства и других жанров.

«Мы очень рады, что нам удалось собрать здесь так много хороших и качественных произведений церковного искусства, — рассказала она. — Она названа “Современные иконописцы России”, но мы добавили сюда и шитье, и мозаику, и архитектурный макет, потому что все это вместе связано: современное церковное искусство очень динамично развивается».

Читайте также:  История жадовской иконы божьей матери

Искусствовед добавила также, что организаторы поместили в одну экспозицию как работы широко известных мастеров (например, на выставке представлены две иконы архимандрита Зинона (Теодора)), так и молодых иконописцев — выпускников Иконописной школы при Московской духовной академии, факультета церковных художеств Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

Наместник Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий в своем слове отметил, что организаторы не намерены ограничиваться лишь проведением разовых акций, а поставили перед собой цель — создание музея православной иконы.

«Современные иконы, уже шедевры даже, которые создают наши современники, — их тоже нужно собирать, их тоже нужно коллекционировать, их тоже нужно хранить, и не только хранить, а использовать для того чтобы другие, начинающие иконописцы могли их видеть. Поэтому родилась такая идея — собрать лучшие работы современных иконописцев и на основе этой коллекции со временем создать музей православной иконы. То, что вы здесь увидите, — значительная часть этой коллекции», — рассказал иерарх.

Он также добавил, что будущий музей планируется первоначально разместить на Валааме, а впоследствии, возможно, откроется выставочный зал в Москве.

Один из кураторов выставки, секретарь содружества «Артос» Сергей Чапнин в своем выступлении отметил важность сохранения как исторического наследия русской иконописи, так и современной иконописной традиции.

«Если говорить о современном искусстве в целом — не только церковном, литургическом, то, мне кажется, что если что-то из него и войдет в историю искусства, то это прежде всего современная икона», — подчеркнул он.

17 июля в Русской церкви отмечается память преподобного Андрея Рублева, величайшего иконописца, творческое наследие которого входит в сокровищницу мирового изобразительного искусства.

Один из авторов, чьи работы представлены в рамках экспозиции, протоиерей Андрей Давыдов из Суздаля обратил внимание на то, что выставка выполняет, помимо культурной и искусствоведческой, еще и социологическую функцию.

«Мне кажется, что иконопись, вообще, церковное искусство — это индикатор религиозности, — отметил священнослужитель. — Ведь мы с вами никак ее не пощупаем, никакие статистические данные, отчеты с приходов на самом деле ничего нам не скажут. Откуда мы знаем, что в российском обществе во второй половине XIX века возник глубочайший интерес к православию? Мы знаем об этом не по заседаниям Синода, а именам — Достоевского, Хомякова, Гоголя и так далее. Когда мы видим, что искусство — это живой, творческий, жизненной важный для человека, всепоглощающий процесс, которым он увлечен, — мы видим, что это очень серьезно. Данная выставка об этом сумела сказать: на самом деле вера жива, она развивается, каждое поколение ее переживает по-своему, но всегда — глубоко».

Андрей Анисимов, руководитель товарищества реставраторов, один из учредителей Гильдии храмоздателей, отметил, что ни один из жанров церковного искусства невозможно рассматривать в отрыве от остальных.

Читайте также:  Оклад для иконы как называется

«Мы не должны воспринимать иконы отдельно, мелкую пластику — отдельно, архитектуру — отдельно; все-таки храм воспринимается как нечто цельное. Лет пять назад пришла мысль: надо объединяться и художникам, и мастерам прикладного искусства, и архитекторам, потому что в какой-то мере мы учимся друг у друга», — рассказал архитектор.

Если говорить о современном искусстве в целом — не только церковном, литургическом, то, мне кажется, что если что-то из него и войдет в историю искусства, то это прежде всего современная икона.

Сергей Чапнин, один из кураторов выставки, секретарь содружества «Артос» На выставке собраны более 120 икон мастеров из Москвы, Санкт-Петербурга, Владимира, Екатеринбурга, Архангельска, Суздаля, Твери, Свияжска и других городов.

Среди представленных икон, мозаик, образцов прикладного искусства — работы архимандрита Зинона (Теодора), Александра Соколова (1960—2015), протоиерея Андрея Давыдова, Ирины Зарон, Ольги Шаламовой, Александра Чашкина, Александра Лавданского, Дмитрия Мироненко, Александра Стальнова, Кристины Прохоровой, Максима Шешукова, Александра Карнаухова, Сергея Антонова, Филиппа Давыдова, Ольги Шаламовой, Дениса Иванникова, мастеров иконописной школы Троице-Сергиевой лавры, Санкт-Петербургской иконописной мастерской святого апостола Иоанна Богослова, иконописной мастерской Ново-Тихвинского женского монастыря, мастерской «Убрус» (Санкт-Петербург) и других.

Выставка «Современные иконописцы России работает в картинной галерее народного художника России Дмитрия Белюкина «Царская башня» (Казанская площадь, 2; галерея входит в комплекс зданий Казанского вокзала). Она продлится до 19 января.

Источник статьи: http://rublev.com/novosti/vystavka-sovremennykh-ikonopistsev-otkrylas-v-moskve

В Москве открылась выставка современной иконы из собрания Валаамского монастыря

16 декабря 2019 года в Гильдии храмоздателей в Москве состоялось торжественное открытие выставки современной иконы из собрания Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря. Это совместный проект: помимо икон, которые привез из обители ее наместник епископ Троицкий Панкратий, Гильдия храмоздателей представляет свою постоянно обновляющуюся коллекцию современных икон и других произведений церковного искусства.

Открывая выставку, епископ Панкратий сообщил, что «на двух кораблях» он доставил с Валаамского архипелага несколько десятков икон, которые являются частью собрания Музея современной иконы. О замысле такого музея, единственного в России, архиерей впервые рассказал в 2015 году на открытии выставки «Современные иконописцы России», организованной совместно Валаамским монастырем и Содружеством «Артос» в галерее «Царская башня». Через несколько месяцев, после завершения ремонта в зимней паломнической гостинице Валаамского монастыря, музейная коллекция будет размещена там. А пока, до мая 2020 года, работы ведущих современных иконописцев можно увидеть в Гильдии храмоздателей. «Эту выставку можно считать первой презентацией Валаамского музея», – сказал владыка.

В отдельном помещении Гильдии размещены иконы архимандрита Зинона (Теодора), Александра Соколова, Ирины Зарон, Андрея Давыдова, Максима Шешукова, Ольги Шаламовой, Георгия Гашева, Ивана Кусова, Людмилы Ждановой и других. По словам искусствоведа Ирины Языковой, автора экспликации выставки, эти иконописцы «представляют лицо современного российского иконописания». «Это настоящие художники, мастера высокого уровня, сочетающие духовность и профессионализм. Их иконы и росписи украшают храмы по всей стране и за рубежом. Каждый из них имеет свою неповторимую авторскую манеру, но вместе с тем это иконописцы, прочно укорененные в традиции», – полагает искусствовед.

Читайте также:  Икона воскресения христова живоподобная

Епископ Панкратий отметил: «Это то, что очень важно увидеть. Да, это не намоленные древние образы (мы их тоже собираем). Но такая коллекция необходима, потому что это уникальная возможность увидеть вместе работы мастеров современной иконописи, которые [рассредоточены] по храмам, частным собраниям в России и за рубежом. Кроме того, иконопись в какой-то мере идет впереди всего литургического искусства, которое должно наполнять храмы, в том числе и архитектуры. Иконопись может быть здесь первооткрывателем».

Архипастырь пояснил, что современная иконопись в лучших своих проявлениях наглядно показывает, «как может соотноситься канон и творчество». Это особенно важно, учитывая нынешние крайности: в качестве одной из них владыка Панкратий упомянул проект «Икона после иконы», а другую характеризует слепое копирование древних образцов, «тиражирование – проклятие нашего века». Собранная на Валааме коллекция позволяет тем, кто учится иконописи и изучает ее, понять, как можно сочетать канон, творческий поиск, без которого не может быть развития церковного искусства, и то, что делает икону моленным образом, – ее духовное содержание.

Председатель правления Гильдии храмоздателей заслуженный архитектор России Андрей Анисимов поздравил гостей с открытием Валаамской выставки и обратил внимание на собрание самой гильдии, которое представляет работы не только иконописцев, но и архитекторов, скульпторов, мозаичистов, резчиков, мастеров прикладного искусства. «Профессионализм – один из непременных критериев при отборе», – подчеркнул Андрей Анисимов. «Современное церковное искусство должно развиваться в профессиональной среде», – сказал он, напомнив об ответственности нынешних мастеров, по произведениям которых будущие поколения будут судить об уровне церковного искусства нашего времени.

Протоиерей Андрей Юревич, полагает, что направление развития церковного искусства задает архитектура, а «иконопись уже догоняет архитектуру». Но главная мысль выступления священнослужителя сводилась к «бесперспективности охранительной позиции» в церковном искусстве. «Господь не призывает зарывать и хранить талант в земле, но приумножать его, в дело пускать. Надо развиваться, двигаться дальше. 30 лет уже прошло после перестройки, и, слава Богу, развитие есть», – сказал священник, приведя в качестве яркого примера произведения, выставленные в Гильдии храмоздателей.

В экспозицию входят более 100 работ современных мастеров церковного искусства, в том числе архитектора Андрея Анисимова, ювелиров Юрия Федорова и Матвея Гребенникова, скульпторов Сергея Антонова и Анатолия Камелина, а также большая часть богатой коллекции Валаамского монастыря. Многие работы показаны широкой публике впервые.

Экспозиция продлится до мая 2020 года. Ознакомиться с работами можно по четвергам с 17.00 в выставочном пространстве Собрания мастеров Гильдии храмоздателей. Адрес: 2-я улица Энтузиастов, дом 5, корпус 7.

Гильдия храмоздателей – профессиональная ассоциация, объединяющая специалистов и мастеров в области христианского искусства, основанная в 2014 году с целью возрождения традиции храмоздания и обеспечения ее преемственности. В Гильдию входят архитекторы, художники, искусствоведы, как миряне, так и священнослужители.

Источник статьи: http://monasterium.ru/novosti/novosti-stavropigialnykh-monastyrej/v-moskve-otkrylas-vystavka-sovremennoy-ikony-iz-sobraniya-valaamskogo-monastyrya/