Меню

Ярое око икона оригинал

Ярое око икона оригинал

Вы используете устаревший браузер.
Пожалуйста, обновите его.

Коллекция Государственного Русского музея

Спас «Ярое око»

Конец XIV — начало XV века

Пост. в 1913 из коллекции Н. П. Лихачева

  • Москва
    • Экспонирование Михайловский дворец, Зал 3.Открыть панораму зала в виртуальном туре
    • Период Древнерусское искусство
    • Категория Библейский сюжет
    • Ключевые слова Коллекция Н. П. Лихачева Поделиться

      Представленный на иконе иконографический тип «Спаса оглавного», с перекрестьем за головой, по-видимому, повторяет образ Христа, который в VI веке был изображен над главным входом в Большой императорский дворец в Константинополе и являлся одним из палладиумов города. В этом своем значении он близок к «Спасу Нерукотворному», образу которого также придавался охранительный смысл. Эпитет «Ярое око» подобные изображения получили в достаточно позднее время, в среде старообрядцев. Он указывал на грозное Второе пришествие Христа, грядущего судить грешное человечество. Икона относится к числу выдающихся произведений московского искусства. Для образа свойственны мягкий и плавный силуэт головы, изысканные сочетания темно-красного и серо-голубого цветов в одеждах и на перекрестии нимба, тонкая светотеневая моделировка, объемная лепка лика. Эти черты роднят икону с группой произведений, написанных в Москве в конце XIV — начале XV века.

      Источник статьи: http://rusmuseumvrm.ru/data/collections/ikonopis/spas_yaroe_oko_konec_xiv__nachalo_xv_veka/index.php

      Описание и значение иконы Спас Ярое Око, история появления и почитание

      Образа, запечатлевающие лики святых и Бога, помогают людям обратиться к небесным покровителям и ощутить помощь. Описать чувства, которые испытывает человек, молящийся перед иконою «Спас Ярое Око», сложно. В старину считалось, что этот образ Христа, грозного и величественного, защищает страну от захватчиков. Молитва перед иконой укрепляет дух человека, помогает в борьбе с врагами и собственными страстями.

      Описание и значение иконы «Спас Ярое Око» в православии

      Этот образ Иисуса Христа является важным достижением московской иконописной школы. Христос здесь – это строгий судья, взирающий на людей грозными очами. В отличие от других изображений Иисуса, здесь цветовая палитра насыщенная, темная. Относится к типу Вседержитель.

      Русские молились перед иконой накануне сражений. И Бог даровал просящим отвагу, храбрость, силу и победу. По преданиям, этот лик Иисуса был на хоругвях московских войск во время Куликовской битвы, когда Руси удалось одержать верх над полчищами хана Мамая. С тех пор этой иконой благословляют воинов на защиту Родины.

      В наше время молитва Спасителю помогает в борьбе не только с внешними врагами, но и с собственными слабостями и страхами. Христос, смотрящий в душу христианина, внушит веру и силу человеку, если тот искренне обращается к Богу.

      История появления

      Иконы Вседержитель, или по-гречески Пантократор, почитались в Византии. И, хотя «Спас Ярое Око» отличается от византийских образцов, все-таки между ними много общего. Еще в Константинополе подобное изображение помещалось над главным входом в императорский дворец. Наверняка, греки считали, что грозный Вседержитель защищает государя от врагов.

      Широкое распространение изображение получило во время правления последней императорской династии, из рода которых происходила знаменитая русская княгиня, жена Ивана III, София Палеолог. Именно из Византии, вместе с православием, и пришел канон изображения Христа.

      Информация о создании самой известной русской реликвии противоречивая. В большинстве источников говорится о том, что икону написали русские мастера в Москве. Но другие сведения гласят, что автором является неизвестный греческий художник, которого для работы в столице Руси призвал Митрополит Феогност. Но с датировкой понятно. Обе версии относят создание к 1344 году.

      Для Русского государства это время – неспокойный период. Москва пыталась избавиться от татаро-монгольского ига. Страна подвергалась нашествиям захватчиков. Возможно поэтому лик Христа не такой грозный, как на византийских прообразах. С момента победы русских на Куликовом поле образ почитался военной святыней.

      До наших дней сохранилось несколько икон. Самая известная, написанная в XIV веке, находится в Успенском соборе Московского Кремля. В Государственном Русском музее в Петербурге также хранится образ, созданный в XV веке. Отличается кротким ликом Христа, спокойным и задумчивым, отсутствием нимба и надписью «Царь Славы». Старинные списки с этих образов сумели сберечь в русских монастырях.

      Некоторые из реликвий, утерянные во время Великой Отечественной войны, позднее обнаружились в частных немецких коллекциях. Часть из них попала в европейские музеи, например, в Реклингхаузский Музей икон.

      Почитание святого образа

      Образ свято чтят в Русской Православной церкви. Нужно сказать, что это не только христианская святыня, но и важный исторический памятник. Это исключительное произведение религиозного искусства, воплощенное благодаря мастерству московских иконописцев. Сила его такова, что русские воины шли на смертный бой, вдохновленные грозным ликом Вседержителя.

      Поэтому почитание реликвии так закрепилось в народной памяти. Святыня воплощает русское видение мира и русское чувство божественного. Но, несмотря на это, образ не имеет конкретного дня празднования. Считается, что изображенный Спаситель сам и есть Праздников Праздник и Торжество из Торжеств.

      Источник статьи: http://pravoslavy.ru/ikony/spas-yaroe-oko

      Икона Спасителя « Спас Ярое Око »

      История

      Спас Я́рое О́ко (от ярый — пыл­кий, сер­ди­тый, рез­кий) — оплеч­ная ико­на Ии­су­са Хри­ста, вос­хо­дя­щая, ве­ро­ят­но к ико­но­гра­фи­че­ско­му ти­пу Спа­са Все­дер­жи­те­ля и от­ли­ча­ю­ща­я­ся осо­бо стро­гим, про­ни­ца­тель­ным выра­же­ни­ем глаз.

      Книги, статьи, стихи, кроссворды, тесты

      Случайный тест

      Календарь на год

      Дни особого поминовения усопших 2021

      Дни поминовения новопреставленных

      В жизни Николая II было два неравных по продолжительности и духовной значимости периода — время царствования и время пребывания в заключении. В первом периоде (пребывание у власти) Комиссия не нашла достаточных оснований для канонизации, второй период (духовных и физических страданий) для Церкви является более важным. За многими страданиями, перенесенными царской семьей за последние 17 месяцев жизни, которая закончилась расстрелом, мы видим людей, искренне стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия.
      В страданиях, перенесенных царской семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине был явлен побеждающий зло свет Христовой веры.

      Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский

      Житие сщмч. Димитрия Казанского

      1918 год. Ночью, в подвале Ипатьевского дома, была расстреляна семья последнего Императора Всероссийского Николая II.

      2002 год. Создано представительство Русской Православной Церкви при европейских международных организациях.

      Источник статьи: http://azbyka.ru/days/ikona-savior-spas-jaroe-oko

      Спас «Ярое Око»

      Середина XIV века. 100×77. Успенский собор в Московском Кремле [956 соб/ж-128].

      Из Успенского собора в Московском Кремле. Сохранность в целом хорошая. Вставка нового левкаса вдоль вертикальной трещины и небольшие вставки на полях. На фоне с остатками золота следы от гвоздей оклада. Сверху и снизу набивные планки. Икона была выносной и имела внизу позднее опиленную вилку. Сумрачному выражению лица способствуют темная оливково-коричневая карнация с плотными зеленовато-оливковыми тенями и глубокие, резко обозначенные морщины. Тип Христа настолько индивидуален, что он не находит себе ни одной сколько-нибудь близкой параллели.
      ¦

      • Попова 1977/1. [414] Попова О. С. Икона «Спас Ярое око» из Успенского собора Московского Кремля // Древнерусское искусство. Проблемы и атрибуции [т. 10]. — М.: Наука, 1977. — С. 126–148.
      • Лазарев 1980. [1] Лазарев В. Н. Московская школа иконописи = Les icôn de l’école de Moscou. — М.: Искусство, 1980. — Стр. 11, № 13.
      • Дувакина 1981. [8594] Дувакина Е. В. Икона «Спас — Ярое Око» из Успенского собора Московского Кремля: [Тезисы доклада] // Древнерусское искусство XV–XVII веков: Сборник статей. — М.: Искусство, 1981. — С. 132–133.
      • Лазарев 2000/1. [9] Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. — М.: Искусство, 2000. — Стр. 85, 363, № 87.
      • Иконы Успенского собора 2007. [932] Иконы Успенского собора Московского Кремля. XI — начало XV века. Каталог. — М.: Северный паломник, 2007. — Кат. № 7, стр. 103-107.

      Источник статьи: http://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=ru&mst_id=134

      Икона Спас Ярое око Успенского собора Московского Кремля

      Икона «Спас Ярое (Сердитое) Око» – оплечный образ Иисуса Христа, относящийся к иконам типа «Вседержитель». Спаситель на ней изображен в роли взыскательного судьи с очень строгим, даже грозным, выражением глаз, а общий фон иконы выдержан в довольно темных цветах. Образ «Спас Ярое Око» зародился, видимо, еще в древности, а первые упоминания о нем относятся к 6-му веку к Константинопольскому образу, который размещался над главным входом во дворец императора. Именно тогда в эпоху правления византийской династии Палеологов он получил особое распространение.

      В России наибольшая его популярность пришлась на времена Золотой Орды, когда на земле русской то и дело проливалась кровь. Тем не менее, в исполнении русских православных художников «Спас Ярое Око» получил менее гневное изображение, чем на византийских иконах. Самый известный российский образ «Спаса Ярое Око» был создан в Москве в 40-х годах 14-ого века во времена заката татаро-монгольского ига. Этот образ был написан неизвестным греческим художником для Успенского Собора Московского Кремля, где он и находится по сей день.
      Этот образ — редкая икона, которая не имеет определенного дня памяти в православной церкви. Про нее говорят, что изображенный на ней Сам и есть праздников праздник.
      Оригинальная икона Иисуса Христа «Спас Ярое Око» находится на Успенском соборе Московского Кремля. В Московском Кремле есть еще один образ «Спас Ярое Око», написанный намного позже оригинала, и находится он в Патриаршем Соборе Успения Пресвятой Богородицы.
      В Санкт-Петербурге старинная икона «Спаса Ярое Око», написанная в начале 15-го века, находится в Государственном Русском музее. Особенностью этой иконы является отсутствие над головой Христа нимба и надпись с названием иконы «Царь Славы». Иисус на ней изображен с нетипично удлиненной головой, а выражение Его лица не столько гневное или сердитое, сколько задумчивое.
      Один из списков этого образа, написанный в середине 16-го века, находится в Югском мужском монастыре под Рыбинском (Югская Дорофеева пустынь).
      Во время Второй мировой войны ряд икон с изображением «Спаса Ярок Око» были вывезены из России и попали в частные коллекции Германии. Одна из них, написанная приблизительно во второй половине 16-го века, сейчас находится в городе Кёлликене, в собрании Амберга, а еще одна — в городе Реклингхаузен, в «Музее икон».
      Перед иконой Иисуса Христа «Спас Ярое Око» принято молиться перед сражениями, прося Бога даровать мужество, отвагу, веру и победу над врагом. Именно этот суровый образ Спасителя несли впереди наши русские воины перед Куликовским побоищем, с верой в его покровительство. И именно с ним русские одержали свою великую победу над Мамаем.
      Этим образом уже много веков благословляют христианских воинов на праведные битвы и подвиги во имя своего народа и защиты Отечества.

      Источник статьи: http://www.livemaster.ru/topic/3322672-blog-ikona-spas-yaroe-oko-uspenskogo-sobora-moskovskogo-kremlya

      Ярое око

      Спас Я́рое О́ко (от ярый — пылкий, сердитый, резкий) — оплечная икона Иисуса Христа, восходящая, вероятно к иконографическому типу Спаса Вседержителя и отличающаяся особо строгим, проницательным выражением глаз.

      Всевидец Господь в одном акте Божественного ви́дения видит все века и всех людей, всю их жизнь со всеми помыслами, чувствами, намерениями, делами, словами. Страшное око, от которого ничто утаиться не может!
      Св. прав. о. Иоанн Кронштадтский. Христианская философия. Изд. Мос. Патриархата, 1992., с. 84

      См. также

      Wikimedia Foundation . 2010 .

      Смотреть что такое «Ярое око» в других словарях:

      Спас Ярое око — Сп ас ярое око, Сп аса ярое око (иконографический тип Христа) … Русский орфографический словарь

      Спас Ярое око — Спас Ярое Око. Икона из Успенского собора Московского Кремля. Середина XIV в. Спас Ярое Око (от ярый пылкий, сердитый, резкий) оплечная икона Иисуса Христа, восходящая, вероятно к иконографическому типу Спаса Вседержителя и… … Википедия

      БОГ — [греч. θεός; лат. deus; слав. родствен древнеинд. господин, раздаятель, наделяет, делит, древнеперсид. господин, название божества; одно из производных общеслав. богатый]. Понятие о Боге неразрывно связано с понятием Откровения. Предметом… … Православная энциклопедия

      Иисус Христос — в христианском вероучении Сын Божий, Спаситель, Искупитель. Его личное имя Иисус греческая форма еврейского имени Йешуа (Иегошуа) Господь спасает . Χριστόζ, Христос греческое слово, означающее Помазанник , это перевод еврейского слова машиах… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

      ярый — 1. ЯРЫЙ, ая, ое; яр, яра, о. 1. Испытывающий сильный гнев, ожесточение; полный ярости. (о человеке, животном). Я. от обиды. Ярые самцы. Ярая соперница. // Выражающий ярость, бешенство, проникнутый яростью, бешенством. Я. взгляд. Ярые голоса. Cпас … Энциклопедический словарь

      ярый — I ая, ое; яр, я/ра, о. см. тж. яро 1) а) Испытывающий сильный гнев, ожесточение; полный ярости. (о человеке, животном) Я/рый от обиды. Ярые самцы. Ярая соперница. б) отт. Выражающий ярость, бешенство, проникнутый яростью, бешенством … Словарь многих выражений

      сравнительные характеристики русских иконописных школ — Дошедшие до нас описания языческих святилищ (капищ) 9 10 вв. упоминают об имевшихся там росписях, и множестве деревянных резных идолов. С крещением Руси новые для нее виды живописи вытесняют круглую скульптуру, характерную для язычества.… … Словарь живописи и реставрации

      Русские иконы — Андрей Рублев. Троица. 1411 г. или 1425 27 гг. Русская иконопись христианское, церковное изобразительное искусство Древней Руси, начало которому было положено в конце X века Крещением Руси. Являлась центральной частью древнерусской культуры… … Википедия

      Русская иконопись — Андрей Рублев. Троица. 1411 г. или 1425 27 гг. Русская иконопись развивавшеес … Википедия

      Коротков, Юрий — Юрий Марксович Коротков Дата рождения: 10 июня 1955 (53 года)(19550610) Место рождения: Печора, Р … Википедия

      Источник статьи: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1222194

    Читайте также:  Икона дарование молитвы тропарь